Что такое рефлексия в русском языке
Значение слова «рефлексия»
[От лат. refiexio — отражение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.
Согласно Эрнсту Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»
Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».
В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:
как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.
↑ Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486.
↑ См.: Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985, № 3. — С. 31-40.
РЕФЛЕ’КСИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. reflexio — отклонение; размышление]. 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета р. преобладает над действием.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рефле́ксия
1. психол. обращение внимания субъекта на содержание и функции собственного сознания
2. филос. теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и всей культуры в целом
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова левитатор (существительное):
Приемы и методы рефлексии на уроках русского языка и литературы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Приемы и методы рефлексии на уроках русского языка и литературы
Подготовила: Сердюкова И. А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Новомарковской сош
«Учитель готовится к уроку, всю свою жизнь… и чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
интересно / не интересно
Вариант 2.
Урок
— заставил задуматься…
— навёл меня на размышления…
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вы считаете нужным запомнить?
— Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я:
— доволен;
— не совсем доволен;
Я недоволен, потому что… ;
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету; 2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей. Активизируя познавательную деятельность ребят, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы студент постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет студентов, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Индивидуальная работа – это прежде всего постоянное внимание каждому на уроке: в ходе опроса, в просе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш студент имеет «хороший ум», задача современного преподавателя – найти применение этому уму.
Мастер-класс на тему: «Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.docx
Тема: « Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
— Дать представление о классификации рефлексии.
— Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас всех видеть. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
— А теперь перед началом нашей работы мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние. Выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий Вашему эмоциональному настроению в начале нашей работы.
— Спасибо большое. Надеюсь, Ваше хорошее настроение сохранится до конца нашего мероприятия, а я, в свою очередь, постараюсь еще и повысить его.
В настоящее время в современной школе остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержания школьных учебных предметов и предметных умений, к содержанию образования, которое включает в себя универсальные способы мыследеятельности; общие умения коммуникации; навыки коллективного труда, которые нам диктует ФГОС.
Как известно, одним из принципов современного образовательного процесса является принцип активности и сознательности. Но ребёнок может быть активен только в том случае, если он хорошо понимает и осознаёт необходимость и цель учения, то есть каждое его действие должно быть осознанным и понятным. А в общеобразовательной школе учатся дети, которые имеют разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, поэтому первоначальной задачей учителя должен стать поиск таких приемов обучения, которые повысят познавательный интерес учеников и дадут им возможность реализовать свою индивидуальность. И здесь на помощь и учителю, и ученикам приходит такой прием, а точнее будет сказать, этап урока, как рефлексия, которая помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Только активно действуя в конкретной ситуации и осознавая свои
действия, ученик осваивает программу формирования рефлексивных умении. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь выходя в рефлексивную позицию, ребенок может осознать, что ему недостает для успешного действия в ситуации, а чему он уже научился.
Способность к рефлексии дает возможность человеку:
— осознать свои поступки, отношения, ценности;
— формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:
— управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:
— формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.
Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:
— детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;
— ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;
— учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;
— признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;
— в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.
Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень). Приемы для индивидуальной рефлексии: «Получил ответ или нет?», «Что, если?», «Плюс, минус, интересно»; Приемы «грабли», «Гроздь»; Анкета
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Работая в группе и обсуждая дискуссионные проблемы, дети обнаруживают свою компетентность в каких-либо вопросах, сравнивают собственное мнение с мнением одноклассников, обсуждают различные точки зрения, намечают дальнейшие действия, таким образом, создаются условия, способствующие развитию рефлексивных способностей школьников. Приемы для групповой рефлексии: «Мозговой штурм»; Опорные слова и фразы для высказываний; Прием «Пошаговые действия», «Дерево предсказаний»
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую классификацию рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством самопознания. Он используется для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии целесообразно в начале урока (для установления эмоционального контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой).
Приемы рефлексии на начало урока:
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
2. «Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
5. «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого
наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
6. «Гномики». Ребе нок отдает жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.
8. Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Музыкальное сопровождение можно использовать на уроках литературы на этапе мотивации учебной деятельности. Например, при изучении лирики поэтов XX века прослушиваем на уроке песню на стихи Н.Рубцова, которая так и называется «Зимняя песня», и просим ребят:
— Слушая песню, нарисуйте картины, которые вы представили, эмоции, которые пержили.
9. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
Приемы рефлексии на конец урока:
1.«Огонѐк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
2. «Подарок». Ребѐнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелѐный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Аналогичным приемом является м етодика «Букет» , которая развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. Н а парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». После задаются такие же вопросы.
3. «Комплимент». Этот приѐм даѐт возможность удачно закончить урок на положительной ноте: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.
5. «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
2. Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).
Приемы рефлексии деятельности:
1.«Утверждение». Выбери верное утверждение:
Я сам не смог справиться с затруднением;
У меня не было затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал идеи….
2. «Укрась торт». Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.
3. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
На имитированное дерево (возможно просто в виде рисунка изобразить его на доске) необходимо прикрепить листочки:
Зеленый цвет – нет ошибок;
Желтый лист – 1-2 ошибки;
Красный лист – 2-3 ошибки.
Определенным цветом листьев можно обозначить уровни усвоения материала. Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся. Например,
Красное яблоко – урок очень интересный, мне все понравилось.
Желтое яблоко – мне понравился урок, но я не все понял.
Зеленое яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.
6. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
8. «Лесенка успеха». Возможно несколько вариантов использования данного приема:
1) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
2) Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
1. Уверен в своих знаниях.
2. В основном уверен.
3.Испытываю затруднения.
3 ) Или же другой вариант, который, например, можно использовать по теме: «Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками в нем».
На доске изображен рисунок лестницы с пятью ступенями. Каждый ученик пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов. Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.
9. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
10. «График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
11. Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,
обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…
12. «Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
13. «А напоследок я скажу».
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
14. «Для меня сегодняшний урок…»
Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке.
Узнал(а) больше, чем знал(а)
В ыполнил ли я то, что задумал?
П олучилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
_____________________________________________________________________________ В сё ли получилось так, как я задумывал?
_____________________________________________________________________________ Ч то было сделано хорошо?
Ч то было сделано плохо?
Ч то было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
К то мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?
Дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё интересно; красной – дело не понравилось, скучно.
Учитель предлагает учащимся встать между рядами парт и показать движениями свою оценку за работу на уроке:
Присесть – очень низкая оценка;
Встать ровно и развести руки в стороны – хорошая оценка;
Поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка.
Детям предлагается поставить себе за работу на уроке баллы от 0 до 10. И ответить на вопросы:
— Какой вид работы вы выполнили на 10 баллов?
— Почему остальные виды работы были оценены вами ниже?
Например, в 6 классе при изучении темы: « Гласные А-О в корнях с чередованием» можно еще предложить рассказать два разных правила для корней с чередующимися А-О.
19. Метод пяти пальцев не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах:
Большой – «Для меня важно и интересно…»
Указательный – «Мне было трудно…»
Средний – «Для меня недостаточно…»
Безымянный – «Мне понравилось…»
Мизинец – «Мои предложения»
20. «Рефлексивная мишень».
Или можно использовать другой способ этого приема:на доске размещается рисунок мишеи с пятью кругами. Учащиеся ставят точки, соответствующие собственной оценке работы на уроке.
Рефлексия содержания учебного материала.
Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат:
• Рост уровня осознания содержания пройденного материала.
• Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).
• Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
• Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.
• Повышение мотивации учения, получения новых знаний.
• Рост активности каждого учащегося.
Данный вид рефлексии можно использовать на разных этапах урока. Например, на этапе мотивации учебной деятельности можно использовать следующие приемы:
1. «Дерево целей». Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».
Например, на уроке русского языка по теме « Обучающее сжатое изложение-повествование» просим ребят написать ассоциативный ряд слов или сочетаний слов к словосочетанию сжатое изложение. Возможный вариант ответа: Сжатое изложение – краткость, опорные слова, план, микротемы….
На уроках литературы этот прием получает большие возможности применения. Например, в пятом классе при знакомстве с лирикой Ф.И.Тютчева, изображающей картины природы
(«Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»), просим ребят составить ассоциативную схему или просто ассоциативный ряд к временам года:
Здесь возможны разные формы работы: групповая, работа в парах, самостоятельная (по вариантам).
Или на уроке знакомства с повестью М.Горького «Детство» на этапе мотивации учебной деятельности предлагаем ребятам составить схему ассоциаций (можно в виде кластера) со словом детство
Дальше следует проверка, а на этапе актуализации знаний учитель, объяснив, что и писатели часто обращаются в своих произведениях к миру детства как к источнику всего, что есть в человеке, просит вспомнить и назвать произведения, в названиях которых есть слова «детство, дети, детский».
Такие приемы, как я уже сказала, позволяют использовать разную форму работы: фронтальную, коллективную, работу в парах. Проиллюстрирую пример работы в парах на уроке изучения мифов Древней Греции: один напарник должен нарисовать в центре листа значок или деталь, которая ассоциируется с образом Геракла (меч, щит, шкура). Второй ученик подбирает черты характера, которыми отличается данный герой, и записывает эти черты вокруг символа.
3. «Составление коллективного коллажа». Детям предлагаются разного характера иллюстративные вырезки. Необходимо выбрать только те, которые помогут в раскрытии темы урока, и составить коллаж, который потом комментируют.
Например, при изучении лирики, посвященной Великой Отечественной войне, предлагаем вырезки для коллажа на тему «Война» (перемешаны с различными видами, пейзажами, изображениями людей в мирное время): разрушенные здания, воронки от взрыва, бегущие люди, брошенная кукла, вооруженные бойцы.
Дети дают комментируют свою работу, а учитель с помощью вопросов:
— Какие эмоции у вас вызывает война?
— Что преодолели люди, вынужденные воевать ради защиты Отечества?
помогает сформулировать тему и задачи урока или подвести итог урока (в зависимости от того, на каком этапе урока проводится эта работа).
Чаще приемы интеллектуально рефлексии используются на этапе изучения нового материала с целью выявления уровня осознания содержания пройденного материала, выяснения отношения к изучаемой проблеме.
1. «Яблочко». Детям предлагается закрасить то яблочко, которое
соответствует количеству понятого ими нового материала на уроке.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
А) Запишите 2-3 пункта, отражающих опыт, приобретенный вами, когда познакомились с этой книгой ( на примере любого произведения).
Б) Сформулируйте и запишите уроки, которые мы извлекаем из сказки- притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1) Нужно стараться понимать взрослых;
2) Смотреть следует е на человека, а внутрь его;
3) Мы отвечаем за тех, кого любим, о ком заботимся;
4) Нужно стараться наводить порядок вокруг себя;
5) Человек должен приносить пользу.
4. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Как вы это можете применить в жизни?
Что вам удалось сегодня на уроке лучше всего?
Чем для вас была интересна тема?
Над чем заставил задуматься урок?
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Ничего не понял
7. «Незаконченное предложение».
Учитель пишет начало предложений на доске (или выводит на мультимедийную доску). Учащиеся строят короткое высказывание ( 2-3 предложения), чтобы закончить мысль.
— Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство…
— Главный герой киевского цикла былин Илья Муромец – это человек…
— Когда я читаю повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», я представляю…, думаю о…
М.Е Салтыков-Щедрин и его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» преподали сегодня нам урок…
— Если бы я мог поговорить с мужиком, я бы ему сказал, что…
-Я уверен(а), что рассказ А.П. Чехов «Хамелеон» актуален и сегодня, так как….
— Я понял(а), что былина «Вольга и Микула Селянинович»…
— Мне хотелось бы сказать о Микуле Селяниновиче…
Принцип работы этого приема схож с «Незаконченным предложением». Ученику дается микрофон и предлагается закончить предложение. Эта работа актуальна и на этапе мотивации учебной деятельности:
— Чего я ожидаю от знакомства (прочтения) … произведения.
— Раздел науки о языке Словообразование расскажет мне…
и на этапе изучения новой темы при подведении итогов:
-С учетом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что русский язык – один из развитых языков мира…
— Несклоняемые неодушевленные существительные иноязычного происхождения чаще всего…
— Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, можно определить…
— Род несклоняемых географических названий можно узнать…
— Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» посвящен…
— Юмористические моменты автор поместил для того, чтобы…
— Интересна и речь героев, например…..
9. Прием «чистой доски»
Вопросы, написанные на доске во время этапа «Актуализация знаний», еще раз оговариваются, учащиеся отвечают на них и в случае правильных ответов стирают с доски по очереди.
К теме урока « Н.С.Лесков. Сказ как форма повествования. Сказ «Левша» на этапе актуализации знаний формулируются и записываются на доске следующие вопросы:
— Кто такой сказитель?
— Кто из русских писателей использовал форму произведения «сказ»?
— Какие сказы вы знаете?
10. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Необычный, острый Красивый, стройный
Волнует, тревожит, потрясает Соединяет, отражает, получается
Нарушает плавное течение сюжета Содержит тему и основную цель
Драма Речевое высказывание
Синквейны о героях поэмы «Полтавский бой»
Прекрасный, быстрый Бледный, смущенный
Приветствует, мчится, радуется Несут, задумался, не двигается
Прекрасен, его приветствуют полки Карла несут, его взор смущенный
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего? И т.д.
Или можно использовать такой прием, как « Кластер». Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
— посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
— вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
— по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.