Что такое региональная держава
Региональная держава
Региона́льная держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств, которые благодаря своему экономическому и военному потенциалу оказывают определяющее политическое влияние на систему международных и международно-правовых отношений в отдельных макрорегионах (частях континентов) Земли, значительно превышающее таковое у соседних государств вплоть до региональной гегемонии. [1] [2] Такое положение региональных держав в макрорегионе подобно положению великих держав в общемировом масштабе.
Содержание
Определение
Существование региональных держав отражает многополярность всего современного мира и полярность самих макрорегионов. Чаще всего (кроме нескольких случаев когда региональная держава является также великой) региональные державы играют важную роль в макрорегионе, но не в мировом масштабе.
Европейский консорциум политических исследований определяет региональную державу как: «Государство, принадлежащее географически определённому региону, доминирующее в этом регионе в экономических и военных понятиях, способное оказывать гегемонирующее влияние в регионе и потенциально в мировом масштабе, склонное использовать для этого свои сильные ресурсы, признаваемое или даже почитаемое как региональный лидер своими соседями». [1]
Немецкий институт глобальных и локальных исследований утверждает, что региональная держава должна:
Современные региональные державы
Ниже приведены по макрорегионам и в алфавитном порядке государства, расцениваемые как региональные державы в официальных международных отношениях и политологами, аналитиками и прочими экспертами. Эти государства в большой степени отвечают вышеприведённым критериям региональных держав, хотя различные эксперты имеют несколько разные мнения о том, какие государства являются региональными державами. Региональные державы, являющиеся одновременно великими державами, выделены.
Региональная держава
Такое положение региональных держав в макрорегионе подобно положению великих держав (сверхдержав) в общемировом масштабе.
Связанные понятия
Африка — второй по численности населения и по величине континент после Евразии. Площадь Африки (включая острова) — 30 221 532 км². Африка занимает 6 % от полной поверхности Земли, и 20,4 % от полной площади суши. Население Африки — 1 037 694 509 человек (в 2011) и это составляет приблизительно 14 % всемирного населения. Общее число государств и зависимых территорий в Африке — 62 (из них 54 независимых). Сюда входят 10 островных, 16 внутриконтинентальных и 37 государств с широким выходом в моря и.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Потенциа́льные сверхдержа́вы — государства, которые находятся в процессе превращения в сверхдержаву, и могут достигнуть этого статуса в XXI веке. Распространено мнение, что Соединённые Штаты Америки являются единственным государством в мире, соответствующим определению сверхдержавы, хотя некоторые эксперты говорят, что США могут потерять этот статус в ближайшее время либо уже потеряли и что Китай уже практически реализовался как экономическая и военная сверхдержава, которой осталось только признать.
Ко Второму миру относятся бывшие социалистические страны (формально страны Восточного блока), которые формировали или в значительной степени находились под влиянием СССР. После Второй мировой войны сформировалось 19 коммунистических государств, а после распада Советского Союза осталось лишь пять социалистических государств: Китай, КНДР, Куба, Лаос и Вьетнам. Вместе с понятиями «Первый мир» и «Третий мир», этот термин используется для деления государств на Земле на три широкие категории.
Европа — одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы — 10 млн км², население — 730 млн человек.
Американская империя (англ. American imperialism) представляет собой термин, указывающий на политические, экономические, военные и культурные влияния США. Концепция американской империи впервые была популяризирована в результате испано-американской войны 1898 года.
akostyuhin
Журнал Александра Костюхина
Спор о том, какой статус выбрать для РФ — всемирный или региональный, исходит из ошибочного предположения, что уж вторая роль обеспечена заранее.
Вот одно из определений понятия «региональная держава»: «Государство, доминирующее в своем регионе в экономическом и военном отношении и признаваемое или даже почитаемое как региональный лидер своими соседями». Есть и более замысловатые формулы. Но смысл ясен: то, что сверхдержава делает в мировых масштабах, держава региональная вершит в кругу своих послушных и понятливых соседей.
Россия в последние годы вернулась к супердержавным играм, хотя и по сокращенной в сравнении с советскими временами программе.
По доброму обычаю давать советы, пусть даже высшее начальство вовсе их не спрашивает, умеренное крыло наших аналитиков, экспертов и знатоков жизни рекомендует пореже идти на глобальные риски и сосредоточиться на делах региональных.
Ссылаются на то, что Россия в роли естественного лидера окружающих ее стран будет ласковее приниматься мировым концертом держав и одновременно извлечет больше выгод из давних и надежных связей с соседями.
А теперь из умозрительного мира перейдем в реальный.
Сначала — пара «регионально-державных» иллюстраций.
Кроме исполнения своих всемирных функций, Соединенные Штаты являются заодно региональной державой по отношению к своим соседям — Канаде и Мексике. Это подразумевает интеграцию экономик (особенно с Канадой), перемещение рабочей силы и просто переселенцев (особенно из Мексики), теснейшие торговые связи и, наконец, определенную политическую оглядку двух упомянутых стран на своего великого соседа. Все это, вместе взятое, и складывается в гегемонию США на североамериканском континенте.
Чтобы не утонуть в подробностях, напомню только, что Канада для США — первый по значимости торговый партнер, а Мексика делит с Китаем второе—третье места. С другой же стороны, две трети товарооборота Канады, как и Мексики, приходятся на США. Попытки нового американского президента прижать мексиканцев сразу по нескольким линиям хотя и возымеют кое-какой эффект, но вряд ли приведут к радикальной перестройке отношений. Система прочна и в целом работает.
Другой случай — Германия. Помимо того, что эта страна — столп Евросоюза, она взяла на себя особую роль в хозяйственных отношениях с соседями на юге и востоке. У непосредственно с ней граничащих Польши, Чехии и Австрии треть товарооборота приходится на Германию. У Венгрии и Словакии, географически менее близких, — четверть. У Румынии — пятая часть. Даже в торговле далекой Болгарии немцы тоже на первом месте, хотя их отрыв от прочих ее партнеров не так велик.
Как видим, Германия в экономическом смысле довольно уверенно взяла под крыло всех бывших советских восточноевропейских сателлитов (Австрия, напомню, тоже наполовину была таковым).
Вот два примера действующей региональной гегемонии. Чтобы было с чем сравнивать.
А теперь посмотрим на составные части предполагаемой российской гегемонии на постсоветском пространстве.
Такими частями должны были бы стать: экономические и человеческие связи, а также вышеупомянутое «признаваемое или даже почитаемое лидерство».
С лидерства и начнем. Несомненно, страх, внушаемый Россией своим соседям, сейчас выше, чем когда-либо за последние четверть века.
Но страх и почтение — разные вещи. Да и распределен этот страх в разных дозах и формах. Балтийские страны укрылись под сенью НАТО. Украина тратит все больше денег на свою армию. Узбекистан полагается на собственное многолюдство и на расстояния, отделяющие его от российских границ. А если взять коллектив центральноазиатских стран в целом, то во всех их расчетах присутствует мысль, что без согласия Китая никакие силовые перемены в этих краях уже невозможны. В Азербайджане, Грузии и Молдавии тоже предполагают, что в случае чего им есть на кого опереться.
Существенно также и то, что военно-политический блок ОДКБ, задуманный как объединение сателлитов России, включает всего пять бывших советских республик (Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан), и при этом ни в одной кризисной ситуации не проявил себя как коллектив российских союзников.
Правящий режим Белоруссии, формально самой близкий и самый зависимый из всех, ведет самостоятельную игру и в настоящий момент находится в худших отношениях с Москвой, чем когда-либо. Конфликты с Казахстаном упрятаны под ковер, но они велики и с годами не рассасываются.
Роли реальных российских форпостов играют лишь Таджикистан и Армения, причем только потому, что там дислоцируются военные базы.
К этим двум форпостам можно добавить Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и ДНР-ЛНР — российские протектораты, статус которых оформлен по-разному или вообще никак не оформлен.
Для военно-политического контроля над постсоветским пространством этих небольших, малочисленных и лишенных внешнего признания опорных пунктов совершенно недостаточно. Для большинства постсоветских соседей Россия — не «почитаемый лидер», а просто сильный и совершенно непредсказуемый игрок, наводящий на мысли о принятии мер предосторожности.
Теперь — о человеческих связях. Укрепляются они или слабеют?
В Казахстане накануне распада СССР русских было столько же, сколько казахов (по 6 млн с лишним). Сейчас их втрое меньше (3,6 млн). В Узбекистане число русских за это же время упало с 1,6 млн до 0,6 млн. В Киргизии — с 0,9 млн до 0,4 млн.
Вытеснение русского языка из официального оборота, из бытового обихода, с уличных вывесок и т.п. идет с разной скоростью, но ни в одной из стран не поворачивается вспять. Повсеместно молодежь хуже владеет русским (если вообще хоть сколько-нибудь владеет), чем предыдущее поколение.
Человеческие связи экс-метрополии с бывшими провинциями обеспечиваются сегодня лишь многомиллионной массой гастарбайтеров, продолжающих, хоть и в меньших масштабах, чем раньше, прибывать в Россию. Это важный фактор, но явно недостаточный, чтобы заменить другие. А других нет.
И, наконец, экономические связи.
Сначала перечислю бывшие советские республики, хозяйственная зависимость которых от России потеряла критический характер или вообще приблизилась к нулю. Таких девять из четырнадцати: Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Подавляющее большинство жителей постсоветского пространства живет в странах, хозяйственно отпавших от «региональной державы».
Особенно впечатляют две вещи.
Во-первых, разрыв экономических связей с Украиной, который еще года четыре назад казался даже теоретически невозможным. А сейчас, при всей противоречивости и запутанности оценок, на Россию приходится от одной десятой до одной седьмой украинской торговли. Это уровень Литвы, давно и окончательно от нас отделившейся.
Во-вторых, прорыв Китая в Центральную Азию. Тут широкий спектр вариантов. Туркмения переключила свои связи полностью, и от Москвы не зависит нисколько. В Казахстане Россия и Китай экономически присутствуют примерно на равных. А Киргизия, в целом лояльная Москве и получающая оттуда вспомоществование, в торговом смысле замкнута больше на Китай. Самая многолюдная центральноазиатская страна, 32-миллионный Узбекистан, хозяйственно партнерствует и с Китаем, и с Россией, и с Казахстаном. И только Таджикистан материально замкнут не столько на торговлю, сколько на экспорт рабочей силы к нам.
В дальнейшем расклады в регионе вряд ли могут измениться в пользу России. Слишком быстро увеличивается экономический отрыв Пекина от Москвы. Если посмотреть с китайской стороны, то и Центральная Азия, и Россия — это просто граничащие с Китаем земли, естественным порядком вовлекаемые в сферу его влияния.
Превращению Китая в «региональную державу» в таком весьма невыигрышном для России понимании мешает пока боязнь нескольких центральноазиатских режимов целиком подпасть под иностранный контроль. Маневрируя между Москвой и Пекином, они сохраняют свободу рук. Но ведь это свобода от обеих великих держав. В этом весь ее смысл.
Ну и напоследок. По самым последним подсчетам, на все страны СНГ (к которым, напомню, по инерции причисляют и Украину) приходится только 12,9% российской торговли (это ниже, чем товарооборот США с одной Мексикой) и меньше 10% российской внешней торговли услугами. Бывшие меньшие братья по СССР не просто разбегаются кто куда. Они еще и не имеют особой ценности как рынки — отчасти из-за причуд Москвы, отчасти по объективным причинам. Россия богаче соседей, но, как и они, технологически не продвинута. Партнеры с обеих сторон мало что могут дать друг другу, кроме сырья. А сырье нынче не такой уж дефицит.
Образ «региональной державы» — это умозрительный конструкт, не менее далекий от сегодняшних реалий, чем конкурирующий с ним образ «глобальной державы», навеянный ностальгией по СССР.
Спор о том, в каких краях надо показывать молодецкую удаль — в дальних или в ближних, во всех или только в некоторых, — это типичный ложный выбор, призванный отвлечь от мыслей о том, что наша страна не выйдет из стагнации, пока не сосредоточится на внутренних своих делах.
Всего лишь региональная держава, или Добро пожаловать в многополярность
На самом деле, когда Барак Обама говорит о Российской Федерации как о «всего лишь региональной державе», — на него совершенно не стоит за это обижаться, как это делают наши многочисленные и внезапно ставшие крайне патриотичными депутаты, политологи, и прочие то ли право-, то ли левозащитники.
Хотя бы потому, что это чистая правда, а на правду, как известно, не обижаются.
Россия — действительно на настоящий момент времени региональная держава. Но вовсе не потому, что у неё нет силы «замахнуться на глобальный проект»: чего-чего, а дури у нас — достаточно, в том числе и ядерной, и баллистической. Просто у России сейчас не только нет своего «глобального сверхпроекта» (каким, к примеру, был проект «коммунистический»), но и — возможно, это и временно — нет ни нужды, ни, самое главное, желания такого рода проект создавать.
Тут всё просто, и не нужно ничего «читать между строк». Мы очень много и часто говорили об этом прямым текстом: Россия считает, что будущее, по крайней мере в текущем двадцать первом веке, принадлежит «многополярному миру», региональному и культурному многообразию.
Который, во-первых, отнюдь не предполагает той поспешной, временами насильственной и не очень, будем говорить прямо, успешной «глобализации». И, во-вторых, — более того, любой «глобальный сверхпроект», подобный реализуемому сейчас «англосаксонскому», — этому многополярному и многоукладному будущему изначально враждебен.
И тот факт, что мы в случае необходимости вполне способны «усадить лужайку перед Белым Домом своими тополями» этому нашему желанию отнюдь даже не противоречит.
Это просто не входит в наши планы, извините. В планы, которые мы — и именно это стало самой страшной неожиданностью для «свободного западного мира» после «крымских событий» — более не намерены ни с кем согласовывать.
Договариваться — намерены. Согласовывать — нет.
Потому что в тот момент, когда русский триколор официально был поднят над Симферополем и Севастополем, — мы и превратились в «региональную державу». И тем самым чуть «притушили» американский «глобальный сверхпроект», показав всему миру, что на этой территории он, простите, более не работает. И, кстати, именно поэтому к данным событиям с таким интересом и «пониманием» начал приглядываться Китай. И вот это-то как раз, а не «проморгали русских в Крыму», и есть главный просчёт американских спецслужб и прочих «британских аналитиков». Китай принципиально никогда не поддерживал любые «сепаратистские настроения», и они были уверены, что так — и только так — будет и в этот раз. Просто потому, что это едва ли не главное условие выживания Поднебесной в условиях «глобализма»: им вполне хватает бед и со своими уйгурами и прочими тибетцами.
Но тут — случилось другое: Российская Федерация не стала пытаться играть с шулерами по их правилам и их краплёными картами, а просто изменила правила всё той же «глобальной» игры. А это, извините, — совершенно другой расклад, при котором и самому Китаю становится не так уж и необходимо «играть по цивилизованным правилам». И теперь тем же тибетцам больше не стоит «просить помощи у Вашингтона», а тем или иным способом (они бывают мирными, к сожалению, отнюдь не всегда) «договариваться» исключительно со своей собственной «региональной державой» — Китайской Народной Республикой. Потому как (всё к этому, по крайней мере, идёт) отвечать за происходящие в своём регионе процессы отныне будет она и только она: и это, девушки, и есть тот «многополярный мир», о котором мы вам столько времени говорили.
Региональные державы
Региональные державы
С английского: Regional powers.
Из книги (гл. 2) «Сверхдержавы» («The Super-Powers», 1944) политолога Уильяма Фокса (р. 1912), который «региональными» (в отличие от «мировых держав» или «сверхдержав») назвал «державы, (. ) сфера интересов которых ограничена лишь одним театром международных конфликтов», в то время как сверхдержавы действуют по всему земному шару, так или иначе участвуя во всех вооруженных конфликтах.
Смотреть что такое «Региональные державы» в других словарях:
Региональные державы — субъекты международной политики, оказывающие, как правило, влияние на соседние государства и обладающие геополитической стратегией на субрегиональном уровне … Геоэкономический словарь-справочник
Региональная держава — Региональная держава условное, неюридическое обозначение государств, которые благодаря своему экономическому и военному потенциалу оказывают определяющее политическое влияние на систему международных и международно правовых отношений в… … Википедия
Сверхдержавы — С английского: The Super Powers. Название книги (1944) политолога Уильяма Фокса (р. 1912). Это выражение автор книги пояснил в ее подзаголовке, назвав в нем страны «большой тройки» США, Великобританию и Советский Союз. Но позже он стал… … Словарь крылатых слов и выражений
Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия
Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
ИНДИЯ — [Республика Индия; хинди Бхарат Ганараджья; англ. Republic of India], гос во в Юж. Азии. Омывается водами Индийского океана: на западе Аравийским м., на юго западе Лаккадивским м., на востоке Бенгальским зал.; на юге Маннарский зал. и Полкский… … Православная энциклопедия
Президентство Владимира Путина 2000—2008 — Эта статья о президентстве в 2000 2008 годах; о президентстве с 2012 года см.: Президентство Владимира Путина … Википедия
Греция — (Greece) Географическое положение Греции, население Греческой Республики Государственный устрой и экономика Греции, внутренняя и внешняя торговля Греции, культура Греции, история Греческой республики Содержание Содержание География Рельеф… … Энциклопедия инвестора
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия