Что такое региональный парламент
Кого и как выбираем в сентябре. Часть 2. Региональные парламенты
Наверное, каждый россиянин знает про выборы в ГосДуму и выборы президента и примерно знает, что президент и Дума делают. А вот про выборы в региональные парламенты и выборы муниципальных депутатов многие либо не знают, либо знают очень примерно. Поэтому и явка на эти выборы ниже.
Немного про региональных депутатов.
В каждом субъекте РФ есть региональный парламент, называться они могут по-разному, например, «Московская городская дума», «Законодательное собрание Тверской области», есть и более необычные названия, такие как «Наро́дный Хура́л Респу́блики Буря́тия». Это второй уровень депутатов после депутатов ГосДумы и сенаторов.
Полномочия региональных депутатов:
-Принимают устав (или Конституцию) региона
-Принимают местные законы
-Принимают бюджет региона
-Отправляют представителя региона в Совет Федерации
-В некоторых регионах губернатора выбирают именно депутаты регионального парламента, есть и другие функции, но они не так заметны
То есть полномочия у них довольно большие, а людей для избрания нужно не очень много, но при этом явка на этих выборах низкая, так как многие не понимают их важность.
Наличие адекватного депутата в региональном парламенте может помочь в решение региональных проблем и может оказывать некоторое влияние на федеральную политику, так как его точно услышат, а весь региональный парламент может внести на рассмотрение закон в ГосДуму.
На этих выборах тоже используется мажоритарная и/или пропорциональная(по спискам) система.
При выборах по спискам присутствует интересная особенность, расклад сил может отличаться от федерального и 5% (или 7 в некоторых регионах), могут набрать даже партии, которые в ГосДуму пройти шансов не имеют. Стоит опираться на прошлые результаты выборов и на то, кто и как ведёт кампанию, в идеале вообще встретиться с кандидатом в депутаты, который Вам близок по взглядам. На таких выборах часто всё могут решить несколько сотен или десятков голосов, поэтому прийти обязательно стоит.
вот для примера один из округов на выборах в МосГорДуму, разница была всего 26 человек!
Если я где-то допустил ошибку, просьба не кидаться тапком, а указать на неё)
Записки муниципального депутата #5
Вот и прошли «большие» выборы 2021 года. Теперь можно рассказать о том, как прошли мои муниципальные выборы в 2019 году, не получив обвинения, что всё это предвыборная кампания и многоходовочка ГосДепа.
• ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ ПОЙТИ В ДЕПУТАТЫ?
Честно говоря, раньше я особо не интересовался политикой, особенно местной. Всё изменила покупка квартиры в 2018 году. Это знаменательное событие изменило мой взгляд на окружающее пространство, которое состояло, в основном, из пустырей и разрушенных дорог. Захотелось что-то делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Так я открыл для себя, что можно писать всякие обращения и жалобы чиновникам и даже получать какие-то ответы. Весь следующий год я постигал структуру органов исполнительной власти Санкт-Петербурга (на мой взгляд весьма запутанную) и различные картографические сервисы (кадастр, РГИС, карты КГА и ГАТИ).
Кроме того, я создал группу и чат дома, активно вовлекал туда соседей, собрал подписи за нового провайдера в доме, заказал за свой счёт ландшафтный дизайн двора. В ЖК меня более менее знали, можно даже сказать, что я считался местным активистом. В этот период моя вера в человечество была ещё сильна.
Весной 2019 года я впервые услышал про какие-то муниципальные выборы и про муниципалитет Лиговка-Ямская. На тот момент я, как и большинство моих соседей, вообще не знал что существует некий муниципалитет. Моё общение с чиновниками ограничивалось городскими властями (муниципалитет не входит в их структуру).
Само название «Лиговка-Ямская» я видел, но оно было для меня загадочной надписью в виджете прогноза погоды на телефоне. Многие месяцы я не мог понять, почему я живу в Центральном районе города Санкт-Петербурга, а погоду мне показывают в каком-то округе Лиговка-Ямская.
Я начал изучать, что это за зверь такой — муниципалитет. Информации было не очень много: сайт муниципалитета нельзя назвать дружественным, а в группе Вконтакте были в основном фотоотчеты с каких-то мероприятий для жителей.
Самое главное, что я для себя вынес — муниципалитеты в Санкт-Петербурге занимаются благоустройством дворов. Тема эта была мне очень интересна, и в мае 2019 года я окончательно решил попробовать поучаствовать в выборах муниципальных депутатов.
• С ЧЬЕЙ ПОМОЩЬЮ Я ПОШЁЛ НА ВЫБОРЫ?
В 2019 году выборы проходили почти во всех 111 муниципалитетах города. Одновременно с этим шли выборы губернатора Санкт-Петербурга. И если с выборами Беглова всё было понятно, то на муниципальных выборах политическая конкуренция обещала быть нешуточной
Первое, что я сделал — подал заявки во многие организации, которые набирали желающих участвовать в выборах: в оппозиционные, около-правительственные, Яблоко и районным активистам. Около-правительственные организации меня проигнорировали, вероятно у них уже были свои, более подходящие, кандидаты.
Зато откликнулись «Штаб Того Кого Нельзя Называть» (ШН), «Объединённые демократы» (ОД), Яблоко и движение активистов «Центральный район за комфортную среду обитания».
В ШН и ОД, для тех, кто прошёл простейший отбор на адекватность, были организованы бесплатные лекции, на которых рассказывали подробнее про муниципалитеты, как устроены выборы, рекомендации по избирательной кампании и прочее. Также помогали подготовить документы для регистрации (в основном шаблонами документов и методичками по заполнению).
Кроме того, я познакомился с другими желающим участвовать в выборах — их оказалось немного. Чтобы собрать хоть какую-то команду я уговорил объединиться ребят из ОД и ШН. И даже после этого нас оказалось всего шесть человек. Это при том, что в Лиговке-Ямской избирается 10 депутатов.
Пожалуй лучше всего был организован процесс у партии Яблоко (туда я тоже прошёл отбор) и там было достаточно желающих учувствовать в выборах. Управлял организацией выборов Максим Кац. Как человеку на тот момент далёкому от политики, мне больше хотелось идти на выборы самовыдвиженцем, но я был готов пойти и от Яблока. Однако, мне не понравился их подход: «ты дурак, а мы умные, мы решим всё сами, а ты делай как скажем». Потенциальным кандидатам было запрещено знакомиться, до последнего момента было неизвестно кого отберут, а кого нет. Невозможно было никак повлиять на формирование команд кандидатов, нужно было молча ждать, а потом выполнить приказ. Меня и других ребят такой подход не устраивал, и мы решили идти вшестером самовыдвиженцами при поддержке ШН и ОД.
Лиговка-Ямская маленький муниципалитет: площадь всего 3,09 км², а население 16 194 человек. Управляет округом муниципальный совет из 10 депутатов. Муниципальный округ разделён на два избирательных округа: №242 и №243. Выборы многомандатные.
Что это значит? От каждого избирательного округа избирается не один депутат, а пять. То есть на избирательном участке жители получают бюллетень и голосуют сразу за 5 человек (могут поставить до 5 галочек, меньше можно, больше нельзя).
При таком виде выборов кандидатам рекомендуется объединяться в так называемые «пятёрки» и вести совместную избирательную кампанию, скидываться деньгами на необходимы расходы, печатать совместную агитацию, помогать друг другу, распределять задачи между членами команды. В одиночку тянуть выборы на порядок сложнее.
Как я уже говорил, нас набралось всего 6 человек. Делились на команды по месту жительства (5 человек из 6 жили в этом округе). В результате в округе №242 у нас была полная пятёрка, а в округе №243 всего один человек (зато самый смелый).
• ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОКРУГЕ НА МОМЕНТ ВЫБОРОВ
Тут я должен отметить, что на момент выборов я не знал большую часть из информации ниже. Разбираться пришлось уже после выборов.
В пятом созыве главой округа (уже в третий раз) был Константин Ковалёв, а его заместителем Сергей Ильин. Всё шло своим чередом, Ильин спал и видел, что Ковалёв скоро уйдёт на пенсию и передаст место главы округа ему.
Но однажды, в одной из городских политических войн, депутаты поддержали не ту сторону. В результате партия Единая Россия решила, что на будущих выборах эту команду поддерживать не будет. Округ было решено передать другим людям из партии.
Про Вадима Войтановского стоит рассказать подробнее. С 2000 по 2011 год он был депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Личность он довольно скандальная и в 2012 (из-за ряда интриг) не смог избраться в новый созыв ЗакСа. И теперь он планировал вернуться туда в 2021 году. Для этого ему был нужен муниципалитет в качестве трамплина.
В результате каких-то политических договорённостей в партии было решено, что округ Лиговка-Ямская не жалко отдать Войтановскому в качестве отступных, чтобы он не учувствовал в выборах в своём «родном» Московском районе. До сих пор обидно, что мой дом и годы его развития послужили разменной монетой в чьих-то играх.
Более того, чтобы выгнать из муниципалитета «старых муниципалов» и расчистить место для Войтановского была начата проверка Контрольно-Счётной палаты Санкт-Петербурга, которая нашла множество нарушений. Сразу после проверки глава округа Ковалёв добровольно сложил свои полномочия и покинул свой пост. Кроме того муниципалитет покинули глава местной администрации, заместитель, сотрудник отдела благоустройства.
Однако не все муниципалы готовы были отказаться от прикормленного места, ведь Ильин уже представлял себя будущим главой округа. Назревал конфликт.
• СПИСКИ КАНДИДАТОВ В 2019 ГОДУ
Забегая вперёд скажу, что в итоге по двум избирательным округам было зарегистрировано 64 кандидата! Вместо 18 на предыдущих выборах.Конкуренция на выборах была очень высокой. Основные команды:
• 10 кандидатов «старых муниципалов»
• 10 кандидатов от Войтановского
• 9 кандидатов от Яблока
• наша команда из 6 кандидатов-самовыдвиженцев (при поддержке «Штаба Н» и «Объединённых демократов»)
Ещё было 29 других кандидатов (КПРФ, ЛДПР, самовыдвиженцы), но избирательной кампании они почти не вели и набрали мало голосов, поэтому останавливаться на них я не буду.
19 июня 2019 года были объявлены выборы в муниципалитет. Можно было подавать документы на регистрацию.
Для регистрации самовыдвиженца в нашем округе нужно всего от 10 до 14 подписей жителей. Мы собрали их по знакомым и родственникам, а также подписали листы друг другу, так как тоже жили в округе. Заполняли подписные листы очень тщательно.
Но избирательная комиссия муниципального округа (ИКМО) отправила подписные листы на проверку в МВД, которое в ответило, что наших адресов не существует. Якобы, по их базам, у наших домов совсем другие номера строений и литеры. Все наши аргументы и демонстрация штампов в паспортах (которые ставили тоже в МВД) не помогли. ИКМО выдала нам отказ в регистрации.
Очевидно была команда на снятие «оппозиционных» кандидатов. ИКМО также отказало в регистрации всем кандидатам от партии Яблоко. Подписи они не собирали, но у них нашли какую-то другую ошибку в документах.
Мы собрали все копии паспортов и выписки из росреестра и пошли обжаловать снятие в городскую избирательную комиссию. Жалобу нам помогли составить юристы ОД. В результате в ГИК прислушались к нашим доводам и заставили ИКМО нас зарегистрировать. Один из кандидатов не успел подать документы в ГИК и восстанавливался через суд (на фото он разводит руками, т.к. ещё не получил удостоверение кандидата).
Кстати, кандидаты от Яблока тоже добились регистрации через ГИК.
⁃ Избирательную кампанию мы вести не умели. Создали группу Вконтакте «Наш Дом Лиговка-Ямская». Несколько раз скинулись на печать листовок. Сняли видео для «Разумного Голосования». Зато нас поддержали в группе жилого комплекса в котором мы жили, что дало нам немало голосов.
Мои расходы на выборы составили 1820 ₽ и огромное количество времени.
Оглядываясь назад, я должен сказать, что мы смутно понимали, чем занимается муниципалитет, какие вещи он может делать, а какие нет. Поэтому не все наши тезисы в избирательной кампании были верными. Сейчас бы я говорил совсем другие вещи.
Парламенты субъектов Российской Федерации
Региональные парламенты России — законодательные (представительные) органы власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных округах и городах Москве и Санкт-Петербурге), имеющие различные названия, часто обобщённо называемые в СМИ региональными парламентами.
Федеративное устройство России включает в себя 83 региональных парламента. В таблице полужирным шрифтом выделены парламенты, избираемые исключительно по пропорциональной системе.
Максимальный состав парламента — 120 депутатов (в Государственном собрании Башкортостана), минимальный — 11 депутатов (в Собрании депутатов Ненецкого автономного округа).
Наименование парламента | Количество |
---|---|
Законодательное собрание | 28 |
Областная дума | 21 |
Государственное собрание | 5 |
Государственный совет | 5 |
Собрание депутатов | 3 |
Совет депутатов | 3 |
Народное собрание | 3 |
Хурал | 3 |
Парламент | 3 |
Государственная дума | 2 |
Прочие | 7 |
По состоянию на ноябрь 2012 года «Единая Россия» контролирует более 50 % мест в 80 из 83 парламентов (кроме Карелии (38 % мест), Санкт-Петербурга — (40 % мест) и Амурской области — (47 % мест)). Наибольшее представительство у «Единой России» в Кемеровской области — свыше 97 % депутатов.
Наилучшие показатели у КПРФ — 28 % депутатов (в Орловской области), у «Справедливой России» — 26 % (в Санкт-Петербурге), у ЛДПР — 22 % (в Амурской области), у «Яблока» — 12 % (в Санкт-Петербурге), у «Патриотов России» — 20 % (в Северной Осетии), у «Правого дела» — 4 % (в Ингушетии).
Структура и функции органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ
Органы законодательной власти субъектов РФ и их структура
Высшими и единственными органами законодательной власти, избираемыми населением соответствующих регионов, являются государственные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Важность непрерывной деятельности в законодательной сфере на региональном уровне регионов обусловлена современными политическими и правовыми реалиями, а также необходимостью эффективного гос. управления. Исходя из этой потребности федеральным законодательством установлено обязательство по формированию действующих на постоянной основе законодательных органов во всех без исключения регионах.
Организация и функционирование местных представительных органов регламентируется положениями их конституции, устава и законодательства. Субъекты РФ обладают правом на самостоятельное определение необходимой численности депутатов, структуры и наименования представительного органа на основе исторических, национальных или других традиций.
Региональные законодательные органы власти разных субъектов РФ имеют различные названия. Термин «парламент» присутствует в названии многих законодательных органов регионов несмотря на отсутствие в федеральном законе прямого указания об использовании в наименовании представительных органов субъектов такого термина.
Высшие законодательные органы республик Северная Осетия – Алания, Татарстан, Марий Эл и других именуются парламентом.
Также названия законодательных органов некоторых регионов отражают их законодательную функцию.
Высшие представительные органы Краснодарского края, Калужской области и других регионов в названиях имеют формулировку «Законодательное собрание».
В некоторых регионах, которые были созданы на основе национального признака, использованы традиционные или же этнические обозначения авторитетных представительных органов, к примеру: Народный, Великий хурал или Курултай.
В 2010 году положениями федерального закона введен запрет на использование в названии законодательного органа субъекта РФ словосочетаний, являющихся основой в наименовании государственных органов власти на федеральном уровне.
Большинство представительных органов субъектов РФ, за редким исключением, характеризуются однопалатной структурой. Двухпалатная структура присутствует, к примеру, в Законодательном собрании Свердловской области и в Великом хурале Республики Тыва. Количество избираемых депутатов в представительных органах различных регионов отличается. (Среднее количество депутатов находится в диапазоне 40 – 60 чел.). Количество мест в региональных парламентах начиная с 2010 года рассчитывается исходя из общей численности избирателей в регионе. В регионах с населением меньше 0,5 мил. Человек количество депутатов должно быть в пределах 15 – 50 человек, а в регионах с населением более 2 млн. человек – 45 – 110 человек. Депутаты законодательного органа субъекта РФ избираются с помощью тайного голосования, основываясь на принципах всеобщности, равенства и прямого избирательного права на срок не более чем 5 лет. Самым распространенным сроком, на который избирается региональный парламент, является срок в 4 года.
По состоянию на сегодня, федеральным законодательством установлены стандартизированные требования, касающиеся выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Формирование 1/2 депутатского состава в региональном парламенте происходит через выборы по пропорциональной системе. Право на установление минимального проходного барьера, необходимого для участия в распределении мандатов с 2006 года отведено субъектам РФ.
Минимальный проходной барьер не должен превышать 5% от числа избирателей, участвовавших в голосовании.
Функции и полномочия законодательного органа власти субъекта РФ
Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют следующие полномочия:
Законодательный орган субъекта Российской Федерации является правомочными только в случае избрания в 2/3 состава. Организационный порядок регионального парламента прописывается в его регламенте. Из числа депутатов представительного органа избираются председатели и их заместители, в компетенцию которых входит руководство деятельностью и осуществление внешнего представительства.
Региональные законодательные органы функционируют постоянно несмотря на работу в сессионном графике. Работы, касающиеся предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению в парламенте вопросов, относится к компетенции постоянных, временных комиссий и/или комитетов. Заседания, проводимые региональными законодательными органами, считаются правомочными только в случаях присутствия не менее ½ от общего числа избранных представителей. Заседания региональных законодательных органов субъектов РФ проводятся как правило раз в месяц, но не реже одного раза в квартал. В основном заседания региональных парламентов являются открытыми, но законодательно предусмотрена возможность и порядок закрытого режима проведения парламентского заседания. Документы нормативно-правового характера региональными парламентами принимаются в виде законов и постановлений.
К вопросам, по которым законодательная деятельность является обязательной, относятся:
Путем принятия постановлений происходит реализация внутренних организационных полномочий, а также полномочий представительных органов субъектов РФ учредительного и кадрового характера.
С помощью постановлений происходит утверждение парламентского регламента; назначение и освобождение от должности должностных лиц соответственного субъекта РФ; утверждаются территориальные изменения; назначаются выборы должностных лиц.
Проверка соблюдения и выполнения принятого региональным парламентом законодательства, исполнение бюджетных статей и контроль за соответствие установленному порядку по вопросам распоряжения собственностью субъектов РФ имеют важнейшую роль в процессе функционирования законодательного регионального органа власти.
Досрочное прекращение полномочий органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ
Региональные представительные органы субъектов РФ выполняют свои полномочия на протяжении всего срока избрания. При этом законодательством четко прописаны ситуации, при которых предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий регионального парламента. К основаниям, влекущим за собой досрочное прекращение полномочий региональных парламентов, входят:
Противоречия устанавливаются исключительно в судебном порядке, а роспуск соответственного органа возможен, если последний не устранит выявленные противоречия на протяжении 6-ти месячного срока с момента вступления в силу соответственного судебного решения.
Представительные органы также могут быть распущены решением Президента России в результате не отмены принятых незаконных актов и отсутствия реагирования на вынесенное предупреждение со стороны Президента. Если на протяжении 3-х месяцев с момента вступления в силу судебного решения законодательным органом не приняты меры по отмене незаконного акта Президент РФ вносит в Государственную Думу РФ на рассмотрение законопроект о роспуске соответственного представительного органа. Рассмотрение законопроекта Госдумой происходит в 2-х месячный срок. После того как закон вступает в силу, полномочия соответственного законодательного органа прекращаются. В результате досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в период не более 120 календарных дней с момента прекращения полномочий.
Азаров Дмитрий Васильевич, соискатель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, судья арбитражного суда Брянской области.
Ключевые слова: право, государство, парламент, контроль, законодательный (представительный) орган, контрольный орган, контрольная функция, субъект РФ.
а) субъекты, непосредственно осуществляющие парламентский контроль: законодательный (представительный) орган субъекта РФ в целом, палаты двухпалатного законодательного (представительного) органа, созданные в рамках его структуры комитеты и комиссии постоянного или временного характера, депутатские группы, депутаты;
Представляется возможным выделить три организационно-структурные формы субъектов, осуществляющих региональный парламентский контроль:
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (в ред. от 22 июля 2008 г.) // Ил Тумэн. N 47. 15 ноября 2002 г.; Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. N 663-XII (в ред. от 22 ноября 2007 г.) // Известия Удмуртской Республики. 21 декабря 1994 г.; Устав Пермского края от 22 апреля 2007 г. N 32-ПК // Собрание законодательства Пермского края. N 5. I часть. 10 мая 2007 г.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 1995 N 3-П «По делу о толковании термина «контрольный орган» в статье 51 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)» // Вестник Конституционного Суда Республики Саха (Якутия). 1995. N 1. Ст. 88.
Палата Республики дает согласие главе данной республики на назначение и освобождение от должности председателя правительства и его заместителей, главы Национального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням. Палата Представителей дает согласие на назначение и освобождение от должности других министров и руководителей государственных комитетов. Участие в назначении и смещении членов правительства является средством воздействия парламента на исполнительную власть.
Правительство ежегодно или по требованию Государственного Собрания представляет отчет о своей деятельности. Правительство, не получившее доверия Государственного Собрания, уходит в отставку. Палата Республики принимает решение по вопросам о доверии правительству республики, санкционирует государственные проекты и программы правительства. Эти нормы выражают традиционные формы парламентского контроля над деятельностью правительства.
При этом сфера парламентского контроля определена Конституцией республики и связана с формами контрольных структур парламента, использованием форм и средств, присущих парламентскому контролю. Контрольные полномочия закрепляются не только за подразделениями парламента, но и за депутатами, что подтверждает наличие у парламента контрольных функций. При этом парламентский контроль реализуется не вместо судебного и административного, а наряду с ними.
Таким образом, закрепление конституционно-правового статуса регионального парламента как контрольного органа является вполне обоснованным, отвечающим требованиям законодательства, в том числе Федерального закона N 184-ФЗ.
В названиях законов субъектов РФ почти не употребляется конструкция «контроль, осуществляемый законодательным (представительным) органом государственной власти». Обычно применяются широкие формулировки без указания на законодательный (представительный) орган государственной власти как основной субъект осуществления контрольных полномочий в рассматриваемой сфере.
Например, Закон Тамбовской области от 24 марта 2000 N 109-З (в ред. от 25.07.2011) «О порядке организации контроля за исполнением законов Тамбовской области и нормативных актов Тамбовской областной Думы» // Тамбовская жизнь. 2000. N 73; Областной закон Новгородской области от 14 декабря 2007 N 221-ОЗ «О контроле Новгородской областной Думы за соблюдением и исполнением областных законов и постановлений Новгородской областной Думы» // Новгородские ведомости. 20 декабря 2007. N 88; Закон Калужской области от 13 февраля 2006 N 171-ОЗ (в ред. от 25.02.2011) «О контроле Законодательного Собрания Калужской области за соблюдением и исполнением Законов Калужской области» // Весть. 15 февраля 2006. N 49; Закон Брянской области от 29 декабря 2007 N 182-З «О контроле за исполнением законов Брянской области» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина». 29 декабря 2007. N 18; Закон Хабаровского края от 26 марта 2003 N 109 (в ред. от 15.04.2010) «Об осуществлении Законодательной Думой Хабаровского края контроля за соблюдением и исполнением законов Хабаровского края» // Собрание законодательства Хабаровского края. 27 мая 2003. N 4 (9); Закон Ставропольского края от 14 октября 2002 г. N 43-КЗ (в ред. от 24.12.2010) «Об осуществлении Государственной Думой Ставропольского края контроля за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края» // Ставропольская правда. 16 октября 2002. N 220 (22790).
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Статья 94. М.: Юрайт-Издат, 2006.
Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 28 февраля 2008 г. N 541-П «О деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл за 2007 год» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2008 г. N 3. Ст. 155.
Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 3 марта 2011 N 231-П «О деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва в 2010 году» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2011. N 4. Ст. 197.
Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 2003. С. 353.
В отдельную группу можно выделить контрольные или следственные комитеты и комиссии, которые используются по мере необходимости для контроля над деятельностью организаций, учреждений и должностных лиц, а также проведения парламентских расследований. После осуществления проверки деятельности органа исполнительной власти, его аппарата, учреждения или организации соответствующий комитет или комиссия могут доложить на заседании парламента (палаты) о результатах своей проверки, что, в свою очередь, может привести к вынесению депутатами специального решения по заслушанному докладу.
Наглядным примером выступает Контрольный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), который в соответствии со статьей 66 республиканской Конституции осуществляет контроль за исполнением законов, расходом бюджетных средств, сохранностью государственной собственности.
Задачами комитета являются:
Соответствующие задачи решаются на основе принципов законности, объективности, гласности и подотчетности Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В нормативных актах субъектов РФ закреплены главным образом следующие контрольные полномочия комитетов и комиссий:
Ряд полномочий комитетов и комиссий могут быть использованы для осуществления парламентского контроля, в частности, подготовка и рассмотрение проектов законов, постановлений по вопросам, относящимся к их ведению, предоставление на них заключений, а также организация и проведение парламентских слушаний.
Основными организационными формами работы комитетов и комиссий являются заседание комитета, комиссии, проведение парламентских слушаний и участие в них. Кроме того, используются такие формы, как заседания рабочих групп, образуемых комитетом, комиссией или совместно с другими комитетами; рабочие консультативные и иные совещания в комитете, комиссии, проводимые для разрешения отдельных подведомственных ему вопросов; индивидуальная работа членов комитета, комиссии над проектами документов, нормативными правовыми актами и другими материалами и иные.
Важно законодательное закрепление прав комиссий парламентского контроля выступать с инициативой использования в целях осуществления мероприятий парламентского контроля представительным органом на его территории любых форм парламентского контроля, предусмотренных действующим законодательством.
В Федеральном законе N 184-ФЗ целесообразно закрепить за специализированными комиссиями парламентского контроля правообязанность:
Депутат как субъект парламентского контроля нередко указывается в конституции (уставе) субъекта РФ. Контрольные полномочия депутатов обычно закреплены в специальных законах, направленных на регулирование его статуса. Но в описании полномочий депутата часто не указывается его участие в заседаниях законодательного органа при осуществлении им каких-либо форм контроля. Вместе с тем контрольные полномочия депутата реализуются посредством его участия или инициирования определенных форм парламентского контроля, за исключением отдельных форм, прежде всего депутатского запроса.
В целом соответствующие полномочия депутата подробно раскрыты в литературе, посвященной статусу парламентария. С практической точки зрения полагаем, что непосредственно в законодательстве о парламентском контроле достаточно дать отсылку к нормам о статусе депутата регионального парламента о его праве участия в парламентском контроле, включая индивидуальные возможности, в рамках действующего законодательства.
Таким образом, именно региональный представительный орган выступает общим субъектом непосредственного осуществления парламентского контроля. Причем таким субъектом он выступает как в целом, так и в лице своих структурных подразделений (комитетов, комиссий), депутатов и их объединений (фракций).
Библиография
Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 2003.
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006. Статья 94.