Что такое региональный уровень в образовании
Управление развитием системы образования на региональном уровне
Вы будете перенаправлены на Автор24
Управление развитием системы образования на региональном уровне – это действия региональных органов власти, направленные на формирование условий и обеспечение эффективного функционирования учреждений образования на территории региона с целью удовлетворения потребностей населения в развитии личности и получении образовательных услуг.
Состав полномочий региональных органов власти в сфере образования
Состав полномочий региональных органов власти по управлению сферой образования определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 8 данного закона в состав полномочий органов государственного управления системой образования регионального уровня входят:
Готовые работы на аналогичную тему
Региональным органам государственного управления дано право осуществлять дополнительное финансирование питания учащихся в муниципальных учреждениях образования, а также частных учреждениях образования при условии наличия у них государственной аккредитации.
Специфика управления развитием образования на региональном уровне
Региональные органы власти в системе образования призваны обеспечивать развитие региональной системы образования в соответствии с государственными требованиями, местными социально-экономическими условиями, культурно-историческими и национальными особенностями, различными видами и типами учреждений образования и образовательных услуг.
На сегодняшний день региональные органы власти сталкиваются со следующими проблемами развития системы образования:
В настоящее время региональные органы государственного управления в сфере образования предпринимают следующие шаги, направленные на совершенствование процесса управления развитием образовательной сферы:
Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.1. Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Выяснение сущностно-содержательной эволюции понятия «образовательная система» требует прежде всего уточнения авторского понимания системы как таковой. Известно большое количество различных определений понятия «система», которые используют в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.
Для этого необходимо обратиться к труду Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко [25], в котором осуществлен анализ понятия системы, представлена общая теория систем и сформулированы парадигмы образовательной системы. Кроме того, рассмотреть математические аспекты абстрактного анализа систем, обобщенные в труде О.С. Сёмкина [42] и математические основы общей теории систем[43]. Внимания заслуживают и взгляды С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов[34] на общую теорию систем как на скелет науки и как на новую научную дисциплину.
По научным результатам перечисленных ученых мы предположили, что в исследовании образовательных систем формулировки дефиниции этого термина требует учета подхода с позиций определение элементов системы и их группировка в подсистемы по функциям общей цели. Тогда можно опираться на два определения понятие «система», которые можно встретить в научной литературе, и соотносить их с образовательными системами.
От общего определения системы попробуем проследить переход к определению понятия «образовательная система» в отечественной и зарубежной науке. Кроме того, данное определение имеет еще несколько значений, в зависимости от объекта образования:
1. В рамках географического аспекта А.В. Тебекин, образовательная система представлена как «единая планетарная система, имеющая следующие взаимосвязанные элементы: континентальные, национальные и региональные подсистемы образования» [45, С. 34].
2. В рамках территориально-пространственного аспекта А.В. Скоробогатов «система, включающая в себя несколько уровней: общегосударственный, региональный и муниципальный» [43; С. 89].
3. В рамках функционального аспекта А.Ю. Огородниковой «непрерывная система образования, которая включает в себя последовательные этапы: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, высшее» [37; С. 27].
4. В рамках содержательного аспекта С.А. Мелькова, представляет собой один из синонимов понятия «педагогической системы» [34; С. 167].
Необходимо отметить, что довольно часто отождествляют такие понятия как «система образования» и «образовательная система». Однако их следует различать. Так, в стране может быть только одна система образования – макросистема, в то время как образовательных систем может быть большое множество вариантов. Каждая из образовательных систем, в рамках общегосударственной системы образования, имеет собственную оригинальную основу и характерные отличительные черты [51]. Все это необходимо не только для того, чтобы отличать системы друг от друга, но в первую очередь для того, чтобы данные системы развивались и способствовали совершенствованию общей системы образования страны.
По мнению Г.Е. Ельниковой, образовательная система понимается как «сложная и достаточно разветвленная система, включающая в себя ряд подсистем, каждая из которых представлена образовательными учреждениями конкретной ступени образовании (ДОУ, школа, проф. Училища, ВУЗы и т.д.). При этом каждая из подсистем направлена на получение человеком знаний, умений и навыков, в рамках конкретной образовательной ступени (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.)» [23; С. 10-12]. В рамках данного рассуждения, становится возможным дать точное определение понятию «региональные образовательные системы».
В соответствии с утверждением М.А. Гончаров «региональная образовательная система – это совокупность всех образовательных учреждений конкретного региона, которые совместно реализуют образовательные стандарты и программы разной направленности и разного уровня, а также органы управления системой образования» [17; С. 121].
Таким образом, автор вводит в понимание «региональной образовательной системы» не только учебные заведения разного уровня, но и указывает на необходимость введения комплексного управления данной системой.
Суть развития образовательных систем и отражение этого процесса в образовательных учреждениях и органов управления образованием, рассматриваются организационные, экономические, социальные и другие объекты. Иными словами, региональная сеть образовательных учреждений характеризует состав, структуру, но не функции региональной образовательной системы [30; С.100].
По утверждению Д.Ф. Аяцков «региональная образовательная система – это одна из подсистем образовательной системы высшего уровня, которая принадлежит государству и включает в себя все образовательные учреждения, всех ступеней и этапов обучения» [10; С. 14].
Анализ исторического развития государства позволяет выявить наиболее характерные черты по становлению и развитию национальной образовательной системы, ее уникальности. Каждая региональная образовательная система имеет собственные характерные черты, которые обусловлены национальными и этническими особенностями проживающего на территории региона народа.
Таким образом, можно сказать, что каждая региональная образовательная система имеет свою уникальность, обусловленную спецификой истории и культуры народа.
Региональные образовательные системы опираются на ряд методических принципов, направленных на повышение качества образования в регионе и отображающие его ключевые подходы:
1. Наличие новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются всеми учащимися.
Цель: гарантия обеспечения общего доступа для всех граждан к непрерывному образованию, с целью получения новых знаний, совершенствованию и расширению имеющихся.
2. Повышение инвестиций в человеческий капитал.
Цель: повышение уровня образованности граждан, как важнейшего достояния каждого государства, обеспечивающего его развитие.
3. Внедрение инновационных и авторских методик в систему обучения и преподавания.
Цель: разработка, внедрение, апробация и адаптация новых технологий и методик непрерывного обучения.
4. Совершенствование системы оценивания полученного образования.
Цель: изменение в сознании людей понимания и значимости учебной деятельности, её результативности, а особенности в области информального и неформального образования.
5. Становление и развитие системы консультирования и наставничества. Цель: предоставление каждому человеку свободного доступа к образовательным ресурсам на протяжении всей его жизнедеятельности.
6. Обеспечение территориальной доступности образования.
Цель: приблизить территориально образовательные учреждения к месту проживания учащихся/студентов, посредством современных ИКТ [19; С. 115-117].
Необходимо отметить, что в становлении информационного общества именно образование играет большую роль, поэтому оно должно трансформироваться под натиском информационных технологий. Оно должно в будущем стать одной из основ информационного общества, которое должно закладывать обучающимся навыки работы с информационными технологиями.
Развитие региональных образовательных систем находится в прямой зависимости от экономического развития каждого конкретного региона, количества государственных и частных инвестиций в образование, инвестиционных процессов. Необходимо также отметить, что инновационные процессы затрагивают не только сам процесс обучения, но и сферу управления образовательной системой, в частности образовательными учреждениями.
Внедрение инноваций в управление образовательными системами требует всестороннего подхода к данному процессу, организации не только их разработки и введения, но и последующей оценки полученных результатов, учет и корректировка недочетов и ошибок[20; С. 329].
В настоящее время в регионах страны осуществляется внедрение долгосрочных программ по развитию региональных образовательных систем и государственному управлению ими. Это требует от государства качественной подготовки специалистов в различных областях (экономика, педагогика, менеджмент и т.д.). Хорошо подготовленные кадры способны осуществить качественное управление региональными образовательными системами.
Различают два основных уровня предоставления образовательных услуг:
1. Организационный уровень – является приоритетным и предоставляет все виды образовательных услуг от дошкольного до высшего образования, а также разнообразные формы обучения (очная, заочная, дистанционная и т.д.).
2. Индивидуальный уровень – решает частные проблемы в образовании, предоставляет образовательные услуги в индивидуальном (частном) порядке. Данный уровень способствует повышению общего уровня образованности населения и удовлетворению людьми своих потребностей в знаниях[22; С. 329-332].
Необходимо также отметить и тот, что понимание развития образовательной системы требует уточнения не просто её регионального расположения (нахождения), но и учет развитости инфраструктуры, экономики и социального уровня жизни людей в регионе.
Так, по мнению П.Р. Кульбитовой, «образовательные учреждения, которые реализуют образовательный процесс в соответствии с учетом региональных и этнических особенностей, способны предоставить экономике региона именно те кадры, в которых он наиболее всего нуждается, тем самым удовлетворить региональные потребности в высококвалифицированных кадрах и способствовать общему росту экономики региона»[26; С. 28]. Особенно актуально это в свете того, что только 34% выпускников работают по специальности.
В своих исследованиях П.Р. Кульбитова постаралась разрешить проблему регионального распределения образовательных систем, сделать их максимально привлекательными для населения. В рамках проведенных ею исследований, были выделены три ведущих критерия:
1. Критерий востребованности образования – включает в себя желание людей получать образование, платежеспособность население (государственные и частные учебные заведения), зональные особенности. То есть данный критерий учитывает желание людей получать образование и возможность (готовность) платить за это деньги.
2. Критерий концентрированности учебных заведений – состоит из соответствия желающих получать образования и количества учебных заведений в конкретном регионе.
3. Критерий целесообразного расположения объектов в зонах со значительной потребностью в образовании с наибольшей концентрацией контингента (ищется как минимум расстояния от центральной точки к зональным точкам, отвечающих первым двум критериям) [26; С. 29-36].
Таким образом, можно резюмировать, что инновации в развитии региональных образовательных системах, П.Р. Кульбитова видит в первую очередь в создании учебных заведений на коммерческой основе, а также территориальной доступности.
Данные взгляды являются вполне прогрессивными. Связано это в первую очередь с тем, что в современную жизнь все прочнее входят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это касается и образование. Внедрение непосредственно в образовательный процесс ИКТ, способствует не только тому, что обучение становится более интересным и результативным, но и тому, что развиваются его новые формы.
В настоящее время одной из наиболее популярных форм получения образования является дистанционное образование. Дистанционное образование позволяет обучаться вне зависимости от места нахождения студента, его отдаленности от учебного заведения. Процесс взаимодействия студента и педагогов происходит с использованием ИКТ в онлайн или офлайн режиме[26; С. 61-70].
Таким образом, одним из основных направлений развития региональных образовательных систем является внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий, их максимальное использование не только с целью совершенствования учебного процесса, но и с целью обеспечения доступности и непрерывности обучения для всех граждан страны.
На основании всего рассмотрено выше, можно резюмировать, что региональная образовательная система достаточно комплексное и объемное понятие, которое включает в себя понимание её как:
-подсистемы государственной системы образования;
-комплексной подсистемы, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой элементов (ДОУ, школы, вузы и т.д.);
-совокупность образовательных учреждений, каждой из ступеней образования (дошкольная, школьная, высшая и т.д.);
-органы государственного управления развитием образования в регионе (общественные организации, администрации и т.д.);
-система, которая направлена на удовлетворение потребности региона в высококвалифицированных кадрах;
-система, обеспечивающая доступность и непрерывность образования[14; С. 18-23].
Именно такое полное определение, позволяет выделить главную цель государственного управления развитием региональных образовательных систем, его предмет, место и роль во взаимодействии с иными подсистемами.
Ядром общегосударственной образовательной системы, должно стать государственное управление развитием региональных образовательных систем, так как именно они составляют центр экономической активности каждого отдельного региона и соответственно всей страны в целом. В зависимости от того, как будет происходить развитие каждой региональной системы, зависит эффективность и успешность системы образования РФ в целом.
Таким образом, современные динамические процессы глобализации с одновременным углублением регионализации в различных сферах общественной жизни вызвали необходимость теоретико-методологического обоснования развития образовательных систем. Несмотря на их достаточную автономность и относительную территориальную отдаленность, важно понимать, что эра информационного общества и применения информационно-коммуникационных технологий вносят существенные коррективы в принципы функционирования таких систем, когда образовательная услуга может преодолевать границы в очень сжатом временном промежутке, трансформируя традиционное представление о пространственно-временных е возможностях образовательного процесса.
С другой стороны, развитие образовательных систем не должно отвергать значимость государственной образовательной системы как базовой, что определяет концептуальные подходы к образовательному процессу в стране, его идеологической направленности с целью достижения национальных целей.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная система – это одна из системообразующих подсистем государственной системы образования, которая имеет специфические функции, упорядоченную структуру, целостные взгляды, идеи и убеждения, а также направленность на создание условий для успешного обучения, воспитания и развитие каждого человека.
Исходя из целей, условий существования региональных образовательных систем мы можем охарактеризовать ее как системный объект, комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в единстве с социумом, внешними факторами, обусловливающими в значительной степени его функционирование и развитие.
Являясь условием развития образования в регионе, образовательная система может включать в себя компоненты, способствующие его целостности и устойчивости.
Региональной образовательной системой
Кроме того, в условиях все большей самостоятельности регионов в решении насущных проблем и отсутствия жесткой регламентации со стороны центральных органов управления решение определенного числа правовых вопросов возможно на местном уровне в рамках действующего законодательства.
В целях правового обеспечения региональной программы развития образования необходимо решение в законодательном порядке комплекса мер как на республиканском, так ина региональном уровне.
На федеральном уровне можно выделить целый ряд положений, имеющих главное значение. Прежде всего, это разработка положения о государственных стандартах образования, какдляобщеобразовательных, так и для профессиональных учебных заведений, а также принятие закона о дополнительном профессиональном образовании.
Одновременно с этим просто необходима дальнейшая разработка типовых положений для различных типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, спец. учреждений коррекционного типа, интернатных учреждений; профессионально-начальных, средних, высших, педагогических учреждений послевузовского дополнительного образования).
Важным является принятие общего положения о лицензировании, аттестации и аккредитации государственных и негосударственных образовательных учреждений.
Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность негосударственных и частных учебных заведений СПК, в частности, инструкции по исчислению научно-педагогического стажа, поможет снять внутриколлективную напряженность педагогических учреждений. КЗоТ РФ и Закон «Об образовании» в вопросах найма и увольнения педагогических работников, введения в практику срочных трудовых договоров при обеспечении их социальной защиты должны быть приведены в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.
На региональном уровне должен быть разработан порядок разграничения форм собственности учебных заведений не зависимо от подчиненности. Кроме этого, с учетом нестабильности экономического развития необходимы программы социальной защиты детей, подростков, студентов, принятие комплекса мер социальной защиты педагогов, профессорско-преподавательского состава. В этой связи логичным выглядит принятие положения о лечебно-оздоровительных подразделениях в учебных заведениях СПК (санаториях-профилакториях) и нормативной базы организации детского питания во всех типах учреждений образования, а также положения о порядке выплат средств на питание, приобретение одежды, обуви, мелкого инвентаря для детей, находящихся под опекой и попечительством.
Снятию напряженности, связанной с материальным положением городского и сельского учителя, послужат нормативно-правовые документы о льготах на коммунальные услуги для основных категорий педагогических работников всех типов учреждений образования, гарантирующие самостоятельное использование доходов системы образования для собственных нужд.
Важным является также распространение регионального, муниципального нормативного финансирования на одного учащегося для негосударственных учреждений.
Прежде всего, должен быть разработан пакет документов о льготном налогообложении и кредитовании как организаций сферы образования, так и инвесторов и спонсоров, направляющих материальные и финансовые ресурсы на ее развитие.
Финансово-экономическое обеспечение предусматривает, поменьшей мере, несколько факторов.
Необходимо использовать возможности обеспечения финансирования образовательных учреждений разного типа из внебюджетных источников, а также развитие дополнительных платных образовательных услуг, выходящих за рамки государственных стандартов, и доходы из собственных нужд образовательных учреждений.
Но при этом следует иметь в виду, что основными источниками финансирования образования в новых условиях остается государственный бюджет и дополнительные средства за счет регионального и муниципальных фондов развития.
Материалы ЮНЕСКО однозначно свидетельствуют о том, что во всем мире расходы на образование непрерывно возрастают. Подобная тенденция, безусловно, оправдана. Анализ же нашей сегодняшней практики и хода проведенных реформ показывает, что прирост средств, отпускаемых государством на образование, не только не дает заметного эффекта, но и не достаточен даже для поддержания системы образования на прежнем уровне.
Социальное обеспечение образования в условиях реформирования России. Одним из важнейших компонентов региональной системы образования, обеспечивающей ее стабильное функционирование, является управление процессами защиты и социальных гарантий работников и учащихся.
Социальная структура — интегративный показатель и своеобразный индикатор развития общества, той или иной его сферы. К ее анализу нельзя подходить упрощенно, лишь в одном, пусть даже достаточно глубоком измерении. Управление же процессами защиты социальных гарантий как разновидность общего управления имеетсвою специфику, свой объект, содержание и методы.
Разрабатывая программы развития образования регионов, Органы управления значительное место отводят комплексу мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности, создание необходимых условий для обучения, сохранения и укрепления здоровья детей, учащейся молодежи, педагогических работников.
Содержание этих мер ориентировано на объединение усилий и возможностей педагогических коллективов, медицинских учреждений, органов представительной и исполнительной власти.
Необходимость более глубокого изучения этой проблемы вызывается тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех представителей образовательной сферы.
Одним из основных направлений работы в рамках программы «Образование и здоровье» должно стать приведение в соответствие с Законом РФ «Об образовании» условий обучения и воспитания детей и учащейся молодежи, создание в образовательных учреждениях обстановки, гарантирующей охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. На сегодня по медицинским показаниям, уровню физического и функционального состояния дети и учащаяся молодежь распределяются на три адаптационные группы:
— лица с устойчивыми адаптационными возможностями организма, способные вести обычный образ жизни, переносить без ограничения интенсивные физические и психические нагрузки;
— лица со сниженными адаптационными возможностями, требующие введения определенных ограничений с применением профилактических или оздоровительных мероприятий;
— лица, нуждающиеся в существенной коррекции образа жизни и двигательного режима.
Для успешного проведения первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья детей и учащейся молодежи целесообразно создание преемственной системы контроля, основанной на компьютерном банке психофизиологических и физических показателей функционирования организма. Это позволит обеспечить всесторонний учет состояния здоровья подрастающего поколения на всех ступенях системы образования.
Особого внимания заслуживает решение вопроса о внесении в учебные планы всех учреждений образовательной сферы новой междисциплинарной науки — валеологии, способной утвердить здоровый образ жизни через знание закономерностей деятельности организма, помочь осознать здоровье как высшую ступень в иерархии жизненных ценностей человека.
Программа может предусматривать работу по целому ряду направлений. Основой для нее является развитие материально-технической базы образования, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивающей условия сохранения и укрепления здоровья детей и учащихся, а также система медицинского контроля, обслуживания и психологической службы. Содержанием работы должно стать совершенствование учебно-воспитательного процесса в рамках новых педагогических технологий в образовательной сфере, разработка и внедрение новых междисциплинарных учебных предметов.
Создание системы физического воспитания и спортивно-массовой работы детей и учащейся молодежи, расширение лечебно-оздоровительной работы учреждений образования позволят сформировать здоровый морально-психологический климат.
Для достижения поставленной цели программа предусматривает решение ряда задач перспективного и текущего характера.
К перспективным можно отнести обеспечение планового строительства, ремонта и реконструкции зданий образовательных учреждений, столовых и пищеблоков, поликлиник и медицинских комнат, а также комплекс мер по созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий в каждом образовательном учреждении, общежитии, столовой и т. д. При этом снижение общего уровня заболеваемости достигается путем улучшения медицинского обеспечения, предусматривающего полный набор профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, обеспечение систематического контроля за состоянием здоровья детей и учащейся молодежи на основе правильной организации профилактических осмотров, первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья. Важным аспектом является также создание психологической службы в системе образования для оказания квалифицированной психологической помощи детям и учащейся молодежи.
Программа может затрагивать и такие важные проблемы, как оптимизация условий и режима учебного процесса с учетом использования современных и прогрессивных форм, средств и технологий обучения, разработка компьютерных методов анализа, диагностики и коррекции психофизиологических и физических показателей здоровья, формирование компьютерного банка данных состояния здоровья каждого обучаемого на всех ступенях образования.
Для этого должна быть разработана государственная программа помощи и поддержки детства. Сегодня же это пока набор образовательно-воспитательных специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии; детей, проживающих в неполных и многодетных семьях; детей, находящихся под опекой граждан; детей, с отклонениями в поведении.
В среднем по регионам России ежегодно рождаются с врожденными и наследственными заболеваниями около 4% от общего числа родившихся. В целом общее число детей с умственными и физическими недостатками насчитывает десятки тысяч. Растет количество сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Острой остается проблема своевременной и квалифицированной медико-психолого-педагогической диагностики, не отработана система ранней диагностики отклонений в развитии: требует совершенствования сеть дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
Пока еще недостаточно научно-методические обеспечение, нет комплекса диагностических и коррекционно развивающих методик для детей всех возрастных групп с учетом уровня психофизического развития, структуры дефекта, степени выраженности и причины задержки их в физическом, психическом или умственном развитии.
В этой связи необходимы совершенно иные научные подходы к организации работы интернатных учреждений, которые все еще не полностью укомплектованы кадрами дефектологов и психологов. В силу многих причин получение профессии и работа по ней оказывается для выпускника; интернатного учреждения (особенно для детей-сирот и детей с отклонениями в развитии) более сложной проблемой, чем получение образования.
Гуманистический характер этих проблем вызывает необходимость развития системы реабилитационной службы, основными направлениями которой могло бы быть углубление процесса дифференциации и специализации в сети учреждений реабилитации при совершенствовании всей системы реабилитации, основанной на интеграции усилий компонентов по медицине, социальной защите, культуре и делам молодежи. Для повышения эффективности полезным станет создание единой медико-психолого-дефектологической службы помощи детям и родителям в системе государственной помощи и поддержки детства. Это возможно при разработке организационных и управленческих мер по комплексному решению проблем своевременной диагностики и коррекции детей с психическими и физическими недостатками, соответствующей подготовке и переподготовке дефектологов и психологов для учреждений реабилитации. Представляется необходимым и участие в экспериментальной работе, проводимой в других регионах по проблемам, характерным для всех реабилитационных систем. Реальная практика, жизнь подсказывают, что необходимо открыть сеть соответствующих классов в интернатах и общеобразовательных школах.
Кажется парадоксальным тот факт, что в социальной защите нуждается и само детство, и сами педагогические работники.
Для обеспечения социальной поддержки работников образования, создания соответствующей системы льгот, предусмотренных в Законе «Об образовании», необходимо обеспечить такие государственные гарантии, которые на деле позволялибыосуществить приоритетность этой сферы.
Основными направлениями социальной поддержки могли бы быть, прежде всего, принятие правительством постановления о предоставлении льгот по коммунальным услугам всем категориям педагогических работников в поселках городского типа и сохранении их при выходе работника на пенсию, а также разработка предложения по обеспечению прав работников образования на долю приватизированной собственности, расширение списка профессий и должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет.
Закреплению кадров педагогических работников послужило бы внесение в жилищный кодекс Российской Федерации пакета предложений, устанавливающих льготы по обеспечению жильем.
На региональном уровне можно определить дополнительные средства из местного бюджета на оздоровление, лечение работников образования и их детей, на оплату высококвалифицированным специалистам вузов (доцентам, профессорам) и руководителям учреждений. Это повысило бы престижность системы образования в целом.
Меры по предоставлению льгот на выделение кредитов и частичного погашения ссуд на строительство, приобретение жилья, обустройство дачных участков развязали бы личную инициативу педагогических работников. Целый ряд вопросов можно решить на уровне глав администраций территории, например, о подготовке предложений о выделении бюджетных ассигнований на оплату единовременного пособия при уходе работника на пенсию, компенсированных выплат ветеранам педагогического труда, выплаты единовременных пособий при уходе в отпуск в размере ставки заработной платы, возмещения платы за коммунальные услуги специалистам народного образования, проживающим в городской местности, расходов на оплату жилья работникам, проживающим в ведомственных общежитиях, на частных квартирах, длительного отпуска сроком до одного года (п. 55 ст. 55 Закона «Об образовании»).
Научно—педагогическая база развития образования в регионе. Научное и научно-методическое обеспечение имеет важнейшее значение для опережающего развития системы образования.
Сегодня управление научными исследованиями в области образования осуществляется Российской академией образования (РАО), Министерством образования и Комитетом науки, высшей школы и технической политики, отдельными научными подразделениями педагогических университетов и институтов. Для того чтобы их действия были скоординированными, необходима разработка единой научной политики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов, регулирующих научную деятельность в сфере образования.
Общей целью программы научного обеспечения является специальное построение процесса постоянной научной поддержки, анализ результативности дальнейшего прогнозирования и внесения корректив в функционирующую систему. При этом нужно отчетливо представлять каким образом и в каком направлении будет трансформироваться система образования, какие приоритеты заменят ныне действующие.
Запуск процессов регионализации образования предполагает:
— стабилизацию и поддержку функционирующей системы образования;
— постоянное совершенствование образовательной системы;
— подготовку основных процессов системы образования к развитию;
— особенное развитие регионального образования.
Подобный переход позволит образованию выйти в режим саморазвития, который и выступает основой региональной самостоятельности образования.
Реализация образовательных проектов в конкретных местах и условиях жизни людей (запуск, поддержка и коррекция деятельности определенной образовательной системы) предполагает и авторский надзор, и педагогический мониторинг, и текущую диагностику, и контроль за функционированием спроектированной образовательной системой.
Условием научного обеспечения регионального образования является создание информационного образовательного банка, в котором были бы обобщены и скоординированы основные, результаты развития сферы образования.
Общими направлениями научного обеспечения развития образовательной структуры региона могут стать научное обеспечение реализации региональной программы образования и научно-методическая работа по формированию в государственной системе образования альтернативных образовательных структур.
В научном руководстве нуждается экспериментально-исследовательская и внедренческая деятельность в учреждениях образования, а также обеспечение инфраструктур образования (психологической, диагностической, методической, воспитательной и др. служб).
Более глубокой научной проработки требует лицензирование, экспертиза, рецензирование, аттестация, редактирование деятельности соответствующих структур регионального образования, постановка социологических исследований.
С появлением специализированных региональных лабораторий по проблемам образования возникает необходимость в координации научной деятельности вузов, ИПК и других научных структур по проблемам развития образования.
Таким образом, региональная система образования складывается под воздействием ряда факторов, связанных с кардинальными изменениями социально-экономических и политических отношений в обществе и обусловленных определенными культурными, историческими, экологическими особенностями.
Основными в первой группе факторов являются процессы демократизации и гуманизации общественной жизни, условия вхождения системы образования в систему рыночных отношений, общая неблагоприятная демографическая ситуация.
В этой связи управление должно учитывать в стратегическом плане динамичное и опережающее развитие образования как важного компонента общих социально-экономических преобразований. В плане решения общих задач – это, прежде всего, выработка новой идеологии образования, основанной на развитии способностей и признании самоценности личности, приоритета ее интересов, на общечеловеческих ценностях. В числе первоочередных проблем — не только поддержание стабильного функционирования системы образования, но и создание условий для ее развития, что обуславливает:
— совершенствование управления образования путем создания на всех уровнях образовательной системы организационных механизмов управления, функции которых ориентированы на ее развитие;
— смещение акцентов на управление процессами развития, формирование единого регионального органа управления образования;
— развитие инновационной деятельности во всех подсистемах единого образовательного пространства, направленной на обновление и преобразование.
Вопросы для самоконтроля
(к главе 4)
1. Раскройте суть понятий «региональная образовательная система» и «муниципальная образовательная система». Укажите их различия
2. Охарактеризуйте организационно-управленческую модель региональ-ной образовательной системы
3. Охарактеризуйте принципы регионализации образования
4. Как происходит моделирование развития регионального образования?
5. В чем состоят цели регионализации образования?
6. Раскройте понятия «образовательные потребности» и «образовательные услуги»
7. Охарактеризуйте наиболее устоявшиеся принципы маркетинга на рынке образовательных услуг
8. Каким образом социально-экономические, национально-культурные особенности региона влияют на развитие образование?
9. Назовите проблемы управления региональной образовательной системы
10. Охарактеризуйте типологию региональных систем управления и развития образования.