Что такое регионоведение в школе
Что такое регионоведение
Содержание статьи
Не нужно путать регионоведение с общеизвестными науками, такими как обычное страноведение или география, ведь речь идет о комплексном предмете, изучающем историю, культурные особенности, экономику, религию, место в мировой политической системе и многие другие особенности конкретного региона, подверженного обследованию и изучению.
Регион, как предмет для изучений
Под регионом в данном случае понимается отдельно взятая территория, которая может включать как конкретную страну, так и целый ряд государств, объединенных по историческим, религиозным, географическим или прочим признакам. Как правило, в основе такой градации территорий лежит языковой признак, почти всегда совпадающий с выделенными географическими границами государства, объединяющими ту или иную нацию. Сегодня среди основных направлений регионоведения выделяют изучение Северной и Южной Америки, Западной и Восточной Европы, Российской Федерации в комплексе или России, как отдельно взятого государства.
Начинать освоение данного нелегкого предмета стоит с познания истории края, здесь огромное значение имеют прикладные исследования, связанные с проведением изысканий непосредственно «в полях», на раскопках и местах, сыгравших главную роль в формировании страны. Необходимо получить четкое представление об особенностях формирования языка, религии и культуре любого народа, понять, какое место занимает регион в ряде других государств, какое геополитическое значение имеет, как представляют себе коренное население жители других стран.
Наука регионоведения
Современная наука регионоведение выдвигает ряд требований к специалистам и всем, познающим данное направление. Школьники и студенты должны обладать базовыми знаниями о современном положении экономики, политики региона, дальнейших перспективах развития, возможностях участия в формировании международных отношений.
Специалисты в области регионоведения должны обладать не только отличными знаниями родного и нескольких иностранных языков, но и умело ориентироваться в вопросах геополитики, экономики и культурного развития изучаемого ими региона.
В кировские школы хотят ввести предмет регионоведение. Кто это придумал и зачем?
Зачем школам такой предмет?
Замминистра образования Кировской области Елена Воронкина назвала две причины, по которым, как она считает, в школах нужно вводить регионоведение. Во-первых, нужно выполнять задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным.
Как будут преподавать?
Курс регионоведения планируют ввести в учебные планы 8-9 классов. Как объяснила ректор Института образования Кировской области Наталья Соколова, именно в таком возрасте школьники будут наиболее подготовлены к освоению предмета.
Однако, как отметила Наталья Соколова, по желанию школ регионоведение можно будет преподавать и в других классах.
Форму, в которой ученики будут изучать предмет, также каждое учреждение будет выбирать самостоятельно. В Министерстве назвали три варианта: отдельный предмет, включённый в учебный план, внеурочные занятия или включение краеведческих тем в учебные предметы (географию, биологию, историю, литературу, обществознание и окружающий мир).
В программу курса из 34 учебных часов будут входить несколько модулей: историческое краеведение, культура народов Вятского края, литература, биологическое краеведение, географическое краеведение.
Программу регионоведения будет разрабатывать Институт развития образования Кировской области. Предмет, как отмечает Елена Воронкина, будет носить исследовательский, творческий характер.
При этом школы смогут использовать программу, разработанную Институтом, её отдельные модули или уже существующие авторские программы («История Вятского края», «Литература Вятского края», «Мой Вятский край»).
Результатом курса может стать исследовательский проект либо участие школьников в конкурсах и олимпиадах.
Кто будет преподавать?
Предполагается, что назначать преподавателя для курса будут руководители образовательных учреждений. В Институте образования отметили, что педагогов будут готовить для этого:
— Сейчас мы разрабатываем курсы повышения квалификации на 2020 год. Туда будут включены особенности преподавания курса регионоведения в общеобразовательных организациях.
Кроме учителей к преподаванию можно будет подключить музеи, предприятия и иные организации.
Что думают о введении предмета в самих школах?
На круглом столе присутствовала замдиректора Кировского физико-математического лицея Александра Кострова. Она согласилась, что регионоведение нужно изучать в школах, однако его введение как отдельного предмета может перегрузить школьников. По её словам, сейчас школьная программа очень насыщенна, поэтому обязательное изучение регионоведения не поддержат ни сами ученики, ни их родители.
В то же время, если вводить курс в качестве внеурочных занятий, от которых ученики могут отказаться, есть риск, что изучать предмет захотят далеко не все.
Отметим, что окончательное решение о введении нового предмета в школах пока не принято, вопрос находится на стадии обсуждения.
Рабочая программа по регионоведению. 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Программа курса «Регионоведение»
Программа курса «Регионоведение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность курса заключается в формировании гражданской идентичности личности, осознании этнической принадлежности, чувства гордости и ответственности каждого человека за благосостояние общества, ознакомлении с миром профессий на основе всестороннего изучения региона, ценностных ориентаций и развитии духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.
Программа курса « Регионоведение» имеет практико-ориентированный характер и предполагает комплексное изучение Кировской области.
— воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям малой Р одины;
— освоение знаний об истории, природе, населении, культуре и хозяйстве Кировской области;
— формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
— применение знаний о регионе в реальной жизни на уровне решения личностно-значимых и общественно-значимых проблем, а также воспитание ду ховно-нравственной культуры обучающихся, готовность их к общественно-полезной деятельности, профессиональному самоопределению.
Программа раскрывает содержание учебного курса, дает примерное распределение учебных часов по темам, определяет последовательность их изучения.
Курс рассчитан на 34 ч. в 5-9 классе: по 34 ч. в каждом классе.
Формы реализации курса «Регионоведение»:
— преподавание самостоятельного учебного курса, отраженного в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений;
— в рамках внеурочной деятельности.
Организация занятий в рамках курса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, включающего активные формы их проведения беседы, практикумы, дискуссии, экскурсии, праздники, проектно-исследовательскую деятельность. Программой курса запланированы заочные и очные путешествия, посещение музеев и предприятий Кировской области.
Формы контроля в рамках программы предлагаются разнообразные. По окончанию курса запланирована презентация проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к малой Родине, чувства гордости за свой край, за историческое прошлое многонационального Вятского края ;
— осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, народов Вятского края;
— усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального народа Вятского края;
— воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Вятского края; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Вятского края, творческой деятельности эстетического характера.
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
— формирование уважительного отношения к истории Вятского края; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение проблем, стоящих перед Кировской областью;
— формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для национально-территориальной, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познании современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоения базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта Вятского края;
— владение целостным представлением о регионе как субъекте Российской Федерации, базовыми знаниями о истории, природе, населении, культуре и хозяйстве Кировской области;
— формирование умений применять знания о регионе для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
— развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и современности, раскрывая ее познавательную ценность;
— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия Вятского края, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
— создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по изучению региона.
Раздел I. ИСТОРИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ
Тема 1. Введение в курс истории родного края
Актуальность изучаемого факультатива, цели и задачи, его предмет и структура. Источники изучения исторического краеведения. Историческая карта края. Геральдика Вятской земли. Географические названия – свидетели прошлого Вятки.
Тема 2. Первобытный мир Вятского края Первобытный мир Вятки. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века. Периодизация первобытного мира. Вятские археологи. Методы археологических исследований.
Тема 3. Бронзовый и железный века Вятки
Эпоха Каменного века (мезолит и неолит) VIII- конец III тыс. до н.э. на территории Вятки. Эпоха бронзового века конец III – начало I тыс. до н.э. Поселения ранней и поздней бронзы на территории нашего края. Памятники ананьинской культуры VII-III вв. до н.э. Памятники худяковской культуры III – IV в. н.э. Ранний железный век. VII в. до н.э. – V в. н.э. Ананьинские и азелинские племена на территории нашего края. Культура народов Вятки в эпоху бронзового века.
Тема 4. Первые люди в Вятке
Растительный и животный мир Вятки в ледниковый период. Первые стоянки древнего человека – деревня Чирки Слободского района, на реках Моломе и Чепце. Орудия труда, жилища, одежда охотников.
Тема 5. Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э.
Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Опытные земледельцы и скотоводы нашего края.
Памятники культуры народов на территории Вятки: Образ жизни удмуртов, марийцев: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Жизнь детей в древности.
Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Тема 1. Наш край в раннем средневековье.
Тема 2. Вятка в ХII- ХV вв.
Начало проникновения русских на Вятку. Образование первых русских поселений: Никульчино Слободского района. Образ жизни русских на Вятке: основные занятия, жилища. Зарождение феодальных отношений на Вятке. Первое упоминание о г. Вятке в 1374 г. Вятская земля – часть Суздальско-Нижегородского княжества. Вятская земля в составе Галиче-Костромского княжества. Вятская земля в период татаро-монгольского нашествия на Русь: походы на Вятку, походы вятичей против монгол на Каме.
Походы воевод Василия II на Вятку. Первые сведения о г. Хлынове. Походы воевод Ивана III на Вятку. Окончательное присоединение Вятки к Москве и вхождение её в состав Русского государства.
Тема 3. Вятская земля в XVI веке.
Отношения вятичей с соседними государствами: Сибирским и Казанским ханством. Участие вятичей в завоевательных походах Ивана IV Казанского и Сибирского ханств.
Приток русских людей в Вятский край. Образование новых городов: Слободской, Шестаков, Кайгород, Лальск, Яранск, Царевосанчурск, Кукарка, Вятские Поляны.
Культурное наследие Вятской земли в XVI веке: строительство монастырей, церквей, церковно-приходских школ, знаменитые вятские ремесла (дымковская игрушка, кукарское кружевоплетение)
Раздел III. НАШ КРАЙ В ХVII в.
Тема 1. Введение в курс истории Вятского края в XVII-XVIII вв.
Цели и задачи курса. Источники изучения истории родного края. Великие вятские ученые – историки. В.В.Луппов, А.И. Вештомов и др.
Тема 2. Социально-экономическое развитие Вятки XVIIв.
ХVII век –время классовой борьбы вятчан. Сословие государственных и крепостных крестьян в крае. Крепостное право в Вятке. Особенности поземельных отношений в Вятке. Успехи в развитии сельского хозяйства, промыслов (дымковская игрушка, кружевоплетение, капокорешковое ремесло, бондарное, изготовление валенок, гармоней и т.д.) и торговли в Вятке вXVII веке.
Тема 3. Власть и общество в Сибири
Феодальные отношения на Вятке. Крепостные, дворцовые, государственные и монастырские крестьяне. Церковь – самый крупный феодал в Вятке. Усиление крепостного гнета – начало крупных крестьянских восстаний на Вятке. Сильные волнения в Вятке во время второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Крупные крестьянские восстания в Кырчанах и Суне в 1675-1676 гг.
Тема 4. Развитие культуры в Вятке в XVII веке.
Развитие просвещения и письменности на Вятской земле. Появление первых школ. Первые рукописные исторические источники: «Повесть о стране Вятской», «Житие Трифона Вятского».
Развитие деревянного и каменного зодчества. Памятники вятского деревянного зодчества: Михаило-Архангельская часовня в г.Слободском, Верхнемоломская Спасская церковь. Развитие гражданского каменного строительства. Вятская иконопись.
Раздел IV. НАШ КРАЙ В ХVIII в.
Тема1. Социально-экономическое и политическое развитие вятского края в XVIII веке. Начало разложения феодализма и развитие капиталистических отношений. Развитие кустарной и крупной промышленности. Развитие торговли и увеличение купечества на Вятке. Административные изменения: образование Вятского наместничества, переименование г. Хлынова в г. Вятку. Образование Вятской губернии в 1797 г.
Усиление классовых противоречий. Крестьянские волнения в Вятке. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Поволжье. Участие вятских крестьян в войне под предводительством Е.Пугачева. Город Сосновка- район непосредственных военных действий. История Пыжманского чугунолитейного завода.
Тема 2. Развитие культуры в Вятке в XVIII веке.
Развитие просвещения: образование Вятской духовной семинарии, народных училищ. Развитие литературы, науки и искусства в Вятке. К.И.Щепин- доктор медицинских наук, член РАН.
Ф.С. Ефремов – ученый –путешественник. Е.И.Костров – первый переводчик «Илиады» Гомера. Развитие церковной росписи и иконописи. Развитие архитектуры: начало перестройки городов.
Раздел V. НАШ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Цели и задачи курса. Источники изучения истории родного края. Историческая карта Вятского края в XIX в.
Тема 2. Социально-экономическое развитие Вятского края в первой половине XIX веке (Участие вятчан в Отечественной войне 1812 г. Экономическое развитие губернии: разложение феодально-крепостнического строя и развитие капиталистических отношений, рост населения, рост мелкого товарного производства и мануфактурного производства. Медленные темпы промышленного переворота в Вятке. Вовлечение Вятской губернии во всероссийский рынок. К.А.Анфилатов –вятский купец, учредитель первого в России общественного банка.
Сельское хозяйство Вятки: сохранение крепостнических отношений в деревне и переход на товарное хозяйство. Государственные крестьяне Вятки, их правовое положение. Крестьянские движения в начале XIX века в Вятке. Крестьянское восстание в деревнях Аристово и Шешелево Яранского уезда. «Картофельный бунт» 1842 гг.
Тема 3. Развитие культуры в Вятке в первой половине XIX века
Раздел VI. НАШ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Тема 1. Реформы 60-70-х гг. и особенности социально-экономического развития Вятки во второй половине XIX века (8 ч.)
Крестьянская реформа 1861 г. на Вятской земле. Особенности проведения земской реформы в Вятском крае. География крестьянских промыслов во второй половине Х1Х в., развитие сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности. Замедленный характер промышленного переворота в Вятке.
Развитие транспорта: развитие регулярного пароходного движения, первая железная дорога в губернии Пермь – Котлас.
Крупные рабочие и крестьянские движения в крае во второй половине XIX века. Мултанское дело. Революционно демократическое движение в губернии.С.Н.Халтурин.
Тема 2. Просвещение. Народная культура и образ жизни вятичей.
Просвещение в Вятке в ХIX в. Начальное и среднее образование. Отношение горожан и крестьян к образованию. Возможности получения образования. Образ жизни крестьян. Семья. Домохозяйство. Взаимоотношения, права и обязанности в крестьянской семье. Крестьянская усадьба. Крестьянский дом. Вещественные памятники крестьянского быта в нашем крае.
Раздел VII. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Тема 1.Введение в курс истории Вятского края XX в.
Тема 2. Наш край в начале ХХ века
Рост городского населения. Новые города. Экономика губернии.
Нарастание классовой борьбы. Первые большевистские организации.
Тема 3. Революция и гражданская война в Вятке
Отношение вятичей к свержению самодержавия. Установление Советской власти в губернии. Антибольшевистские силы в крае. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае.
Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти. Военный переворот в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Военные действия на территории края и Вятскополянского района. Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае. Памятник героям, павшим в годы гражданской войне в п. Красная Поляна.
Вятка после гражданской войны.
Тема 4. Наш край в 30-е годы
Губерния в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в крае. Народный энтузиазм, стахановское движение. Киров в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.
Тема 5. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Вятичи – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.
Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в край, налаживание их работы. Киров в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.
Раздел VII. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Тема 1. Наш край в 1950-1990-е годы
Кировская область в экономике страны. Добыча леса. Экологические последствия.
ВПК области к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия области. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.
Социальный состав жителей нашего города и села в 50–80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.
Достижения культуры: строительство кинотеатров, развитие литературы(Л.В. Дьяконов, О.М. Любовиков, Ю. Петухов),искусство (М.М. Кошкин, П.С. Вершигоров)., развитие театра в области
Наш край на пути к рыночной экономике. Кировская область в XXI веке: основные тенденции развития, население, производство, образование.
Регионоведческий компонент содержания обучения иностранному языку
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке. Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка. Речь идёт не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа. Понимание родной культуры чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей, расширении их кругозора, так же способствует воспитанию патриотизма, помогает детям поддерживать интерес к изучению истории, быта, традиций народов, населяющих край, город, учит человеколюбию и толерантности.
Если ребёнок обладает знаниями о традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Поэтому сегодня уделяется большое внимание изучению регионоведческого компонента на уроках иностранного языка.Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, регионоведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своём крае. Этой цели и служит привлечение материала регионоведческого компонента при изучении иностранного языка. Я стараюсь научить школьников говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства. На уроках иностранного языка я стараюсь целенаправленно обучать умению рассказывать на английском языке о родной культуре. Местные материалы увязывают жизнь и быт любого населённого пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины и существенно дополняют содержательную сторону речи. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Большое значение играет регионоведение в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Одним из принципов совершенствования отечественной системы образования является принцип региональности. Закон РФ «Об образовании» предусматривает включение в государственные образовательные стандарты национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент позволяет строить процесс обучения и воспитания учащихся с учётом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития. Необходимо усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении иностранному языку с учетом регионоведческого компонента, т.е. использовать краеведческие материалы (факты истории, биографии известных людей, исторические очерки сибирских писателей). Главными задачами интегрирования регионоведения в учебный процесс являются развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом регионоведческих знаний. Анализ современных учебников и учебных пособий по иностранным языкам показал, что до недавнего времени региональный компонент был представлен главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника, места учебы и проведения досуга. Регионоведческая составляющая в содержании обучения иностранным языкам является на сегодняшний день недостаточной. Таким образом, в настоящее время представляется актуальной проблема научно-методического обоснования использования краеведческого материала в обучении иностранному языку.
Регионоведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Использование регионоведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении иностранного языка. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся сравнивают ее с родной культурой.
Познание самого себя всегда начинается с познания окружающей действительности, обретения своего места в мире. Часто молодые люди знают о мировой культуре больше, чем о культуре своей родины. Не зная собственной культуры, молодежь не испытывает чувства гордости и ответственности за свою страну. Между тем в Стратегии модернизации образования в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и всего общества.
Поэтому в содержание образования включаю элементы регионоведения на каждом этапе обучения: географические, исторические, общественные, экономические. Значимость регионоведческих материалов высока при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция.
Проведение интегрированных курсов предполагает, что в школе имеются:
Основу экстралингвистического содержания такого курса составляют знания учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе изучения школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические, исторические, литературоведческие, культуроведческие и другие сведения о своём крае. Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку служит как средством повышения образовательного уровня, так и для совершенствования владением иностранным языком.
Важной особенностью гуманистической педагогики является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу: младшие подростки (1-4 классы), средние подростки (5-7 классы) и старшие подростки (8-11 классы), различают три уровня усвоения регионоведческой информации на уроках иностранного языка – эмоционально-познавательный, познавательно-поиковый и социально-личностный.
Методика изучения родной культуры младшими подростками на уроках иностранного языка обусловлена их возрастной спецификой. Они привержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет широко использовать народные сказки, песни о родном крае и городе, декоративно-прикладное искусство. На первых порах изучения иностранного языка краеведческая информация носит занимательный характер. Новые яркие впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний и способствует созданию положительной мотивации учения.
В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. На данном возрастном этапе повышается мыслительная деятельность подростков. Так, большой интерес у них вызывает урок-защита собственных гипотез, создание семейных видеофильмов о памятных местах родного посёлка и области.
В старшем подростковом возрасте происходит ориентация сознания на самого себя. Старшеклассникам присущ повышенный интерес к своей личности, процесс самопознания происходит порой бурно, в конфликтах с окружающими. Вот почему наиболее приемлемыми для них педагогическими методами являются диспуты, обсуждения, споры, дикуссии.
Для построения занятий регионоведческого курса использую различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекаю в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки по региональной проблематике. При работе над новой лексикой составляю кроссворды, использую наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок включаю викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования. В своей работе применяю проектную методику обучения и информационно-коммуникационные технологии. Я включаю регионоведческий аспект в учебный процесс. Чтобы не нарушать целостности занятий, сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока (или во внеурочное время). Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников) нашего региона, района. Подобная макроситуация включает ряд микроситуаций, в рамках которых формулируются коммуникативные задачи. В выборе предметов речи опираюсь на основные сведения о родном крае. Позитивную роль здесь играет и приобщение и к проектной методике, которая подразумевает сбор информации и дальнейшее представление результатов своих поисков, и ИКТ. Так, например, при подготовке презентации учащиеся могут создать видеоролик по заданной теме. Именно культурный компонент содержания обучения будет создавать положительную мотивацию у школьников и способствовать более осознанному овладению языком как средством общения.
Цели использования регионоведческого компонента:
В результате изучения регионоведческого материала учащиеся
Должны знать:
Приобрести умения:
Использование регионоведческого компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:
Типы занятий, методы обучения:
Работа с регионоведческим материалом предусматривает разнообразные типы занятий:
При работе над регионоведческим компонентом я использую современные эффективные методы обучения: метод проектов, ролевые игры, информационно-коммуникационные, поисковые, исследовательские технологии.
Большое внимание уделяю согласованию регионоведческого материала с программой. Отбираю материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. Обучаю школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Учащиеся пользуются литературой по краеведению, рекламными изданиями, прессой, различными картами: физической, климатической, Интернетом. Работа с регионоведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком. Результаты работы могут быть представлены в своём классе, показаны в младших классах, могут быть адресованы родителям.
Работу над регионоведческим материалом начинаю уже с подготовительной группы детского сада. Использование регионоведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность, обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни, создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Регионоведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.