Что такое регламентация труда
Регламентация труда
Сущность и методы регламентации труда
В сфере трудовых отношений, взаимодействия работника и организации, регламентация труда является краеугольным камнем. Регламентация труда позволяет организовать и упорядочить как, когда, каким образом и сколько должны сотрудники компании выполнять свои обязанности. При этом регламентация труда не включает вопросы оплаты труда, в прямом смысле этого слова.
Определение
Таким образом, ключевым словом в определении регламента можно считать слово «порядок». Порядок вносит стройность и гармонию в организационную структуру организации, уменьшает неопределенность во взаимоотношениях сотрудников и подразделений между собой. А снижение неопределенности, в свою очередь, одна из важнейших задач управления.
Процесс регламентации включает в себя два типа норм: содержащие прямые предписания на средства деятельности и нормы, содержащие предписания на общую направленность деятельности.
Таким образом, использование регламентационных документов самым тесным образом связано с процессом формализации деятельности. В настоящее время формализация вызвана процессом усложнения управленческой деятельности. Так, рост производства, темпов его развития, увеличение объема и качества информации, используемой в управлении, так или иначе, ведет к росту и усложнению коммуникаций в организационной системе.
Внедрение передовых достижений научно-технического прогресса требует соответствующего уровня профессиональной подготовки менеджеров и в значительной мере основывается на требованиях мгновенного принятия эффективных управленческих решений и т.п. При этом объекты приложения регламентации как способа организационно закрепления труда работников находятся в постоянной динамике и никогда не были неизменными.
В целом, основное назначение регламентации труда сводится к регулированию деятельности по управлению предприятием, упорядочиванию выполнения конкретных управленческих работ, организационному закреплению рационального разделения труда и, в конечном счете, к обеспечению эффективной организации и координации труда менеджеров и должностной подготовке работников предприятия. Кроме того, помимо требований рациональной организации труда, регламентация обусловлена действием человеческого фактора. Это связано с тем, что возможности оперативной памяти человека существенно ограничены и это, в свою очередь, требует фиксации необходимых рациональных взаимодействий различных должностных лиц и подразделений. Данное требование связано с необходимостью изучения и разработки рациональной технологии управления, с анализом и систематизацией информационных потоков, с распределением полномочий и ответственности в рамках конкретной организационной структуры.
Как видно, регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управления в целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, организационной структуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.
В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций носит в основном локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. Однако регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «Об акционерных обществах»; Трудовой кодекс РФ.
Требования регламентации трудовой деятельности
Соответствие действующим законодательным и нормативным актам, одно из главных требований, предъявляемых к регламентации трудовой деятельности сотрудников и подразделений. Другими не менее важными требованиями являются: четкое распределение взаимоотношений и ролей в коллективе, установление качественных и количественных показателей оценки трудовой деятельности, четкое распределение обязанностей и ответственности работников, соответствие регламентов организационной структуре, обязательное указание принципов мотивации и стимулирования и т.д.
К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, контракт, правила по технике безопасности, правила эксплуатации оборудования, наряд-заказ на выполнение работы, нормы времени на ремонт оборудования и т.д.
Для структурных подразделений, характерны следующие требования к регламентации:
Методы регламентации труда
Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим методам: организационно-правовой; экономический; социально-психологический.
Организационно-правовые методы (формы) регламентирования отражаются в ряде документов, имеющих:
Экономические направления и методы регламентирования определяют границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников организации, положение о премировании и т.п.
Социально-психологическое направление регламентирования устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.
В этой связи необходимо отметить, что регламентация труда, являясь неотъемлемой частью организационного проектирования, позволяет не только закрепить выработанные проектные решения, но и более эффективно производить процесс внедрения, при этом выработанные регламентационные документы становятся действенным средством контроля над процессом внедрения организационных проектов. Однако регламентация выступает не только как завершающий этап организационного проектирования, но и используется в самом его процессе, причем сначала в роли средства исследования, а затем средства проектирования деятельности организационных систем.
В содержательном смысле норма представляет собой модель наиболее эффективной деятельности, а регламентация труда предполагает упорядочивание выполнения конкретных работ по управлению, т.е. определение способов наиболее эффективного выполнения трудовых операций. Следовательно, все три этапа процесса нормирования труда также осуществляется и в процессе регламентации труда. Именно поэтому регламентация представляет собой не этап общего процесса нормирования, а определенную специфическую его форму.
Сущность и виды регламентации труда персонала
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2009, N 7
Сущность и виды регламентации труда персонала
В статье рассматриваются локальные нормативные акты по регламентации труда. В настоящее время повышение уровня управляемости организацией находится в зависимости от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Автор показывает структуру и классификацию элементов системы регламентации труда, рассказывает о содержании и методике разработки некоторых регламентов.
Система регламентации труда
В настоящее время в условиях становления новых экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников.
В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций носит в основном локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. Однако регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся: Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009); часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009); часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. 08.11.2008); Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 07.05.2009); Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.05.2009).
Классификация регламентов по элементам системы управления организации представлена на рис. 1.
Классификация регламентов по элементам
системы управления организации
│ организации││ Устав ││ Договор ││ Правила внутреннего││Коллективный│ │
│ управления ││ Схема функциональных ││Матрица распределения││ Коэффициент ││Таблица трудоемкости│ │
│ ││взаимосвязей подразделений││ функций в ││централизации││ управленческих │ │
│ управления ││Схемы оргструктур││ Нормативы численности ││ Нормы ││ Нормы │ │
│Оперограммы│ │Органограммы│ │Документограмма│ │Регламент│
│процедур │ │ процедур │ │ процесса │ │совещаний│
│ управления ││ Положение об ││ Штатное ││Должностные││Положение о││ Модели ││ Контракт с││ Личностная │ │
│ │││Положение об│││ Положение о││ Положение об ││Типовые формы│││Классификаторы,│ │
│Схемы информационных│ │Схема документооборота│ │ Положение о │
│ потоков │ │ в системе управления │ │служебной тайне│
│ организации││Положение об││ Положение о ││Распорядок дня││ГОСТы, ОСТы, СТП││Договор о материальной│ │
│ средства ││Проект размещения││Технические││Инструкции по││ Руководство││Инструкции│ │
К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, контракт, правила по технике безопасности, правила эксплуатации оборудования, наряд-заказ на выполнение работы, нормы времени на ремонт оборудования и т.д.
В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008), законы о государственной службе субъектов РФ, положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим и др., утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, и др.
Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям: организационно-правовое; экономическое; социально-психологическое.
Организационно-правовые формы регламентирования отражаются в ряде документов, имеющих:
— нормативный характер (например, положение о структурном подразделении, положение об организации, должностные инструкции и др.);
— характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);
— рекомендательный характер (например, распорядок рабочего дня руководителя и т.п.).
Экономические направления и формы регламентирования определяют границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников организации, положение о премировании и т.п.
Социально-психологическое направление регламентирования устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.
Содержание регламентирующей документации
Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.
Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др. Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. В текст положения о персонале рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, правила делового поведения персонала.
1) общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.п.);
2) задачи подразделения;
3) оргструктура подразделения (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности и взаимосвязей отдельных звеньев и работников подразделения);
4) функции подразделения;
5) взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данными подразделением, от кого и кому, сроки и периодичность;
6) права подразделения (в пределах возложенных на него функций);
7) ответственность подразделения (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).
Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.
Штатное расписание описывает совокупность должностей служащих.
Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (приложение 1).
Сущность и виды регламентации труда персонала
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2009, N 7
В статье рассматриваются локальные нормативные акты по регламентации труда. В настоящее время повышение уровня управляемости организацией находится в зависимости от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Автор показывает структуру и классификацию элементов системы регламентации труда, рассказывает о содержании и методике разработки некоторых регламентов.
Система регламентации труда
В настоящее время в условиях становления новых экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников.
В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций носит в основном локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. Однако регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся: Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009); часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009); часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. 08.11.2008); Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 07.05.2009); Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.05.2009).
Классификация регламентов по элементам системы управления организации представлена на рис. 1.
Классификация регламентов по элементам системы управления организации
К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, контракт, правила по технике безопасности, правила эксплуатации оборудования, наряд-заказ на выполнение работы, нормы времени на ремонт оборудования и т.д.
В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция РФ, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008), законы о государственной службе субъектов РФ, положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим и др., утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, и др.
Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям: организационно-правовое; экономическое; социально-психологическое.
Организационно-правовые формы регламентирования отражаются в ряде документов, имеющих:
Экономические направления и формы регламентирования определяют границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников организации, положение о премировании и т.п.
Социально-психологическое направление регламентирования устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.
Содержание регламентирующей документации
Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.
Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др. Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. В текст положения о персонале рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; ответственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, правила делового поведения персонала.
Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.
Штатное расписание описывает совокупность должностей служащих.
Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (приложение 1).
Унифицированная форма N Т-3
Приведенная далее типовая структура должностной инструкции позволяет: а) сбалансировать основные функции, права и ответственность по каждой должности; б) обеспечить повышение эффективности управленческих работ за счет более совершенной технологии процесса управления путем рационализации порядка выполнения и взаимосвязи отдельных процедур и операций; в) устранить дублирование по отдельным функциям; г) упорядочить информационные потоки в организации.
Типовая структура должностной инструкции
Включает следующие разделы:
I. Общие положения. Указываются отдел (подразделение) и полное наименование должности; порядок назначения и освобождения работника от занимаемой должности; подчиненность должности и должностные лица, которыми руководит работник; замещение по должности во время отсутствия; определяются квалификационные требования к работнику по образованию, специальности, стажу работы по специальности. Перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться работник.
II. Цели. Формулируются цели, которые руководство организации ставит перед работником по данной должности.
III. Функции. Определяются конкретные действия работника, периодичность и сроки их выполнения; указывается форма участия работника в управленческой деятельности: руководить, утверждать, исполнять, согласовывать и т.д.
IV. Информационные взаимоотношения. Связи по должности. Перечисляются содержание информации, форма ее представления, сроки и периодичность поступления или передачи, от каких должностных лиц или подразделений она поступает и кому передается.
V. Права. Определяются права, предоставляемые работнику для самостоятельного выполнения возложенных на него функций, по отношению к его подчиненным, внешним организациям.
VI. Ответственность. Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение работником должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав; указываются показатели, по которым руководитель оценивает работника.
Личностная спецификация представляет собой набор требований, которые работа на данном рабочем месте или должности предъявляет к работнику. Она вытекает непосредственно из описания работы (или рабочего места, должности) и отвечает на вопрос: «Каковы черты характера, каким должен быть опыт человека, его образование для того, чтобы он успешно выполнял работу на данном рабочем месте (должности)?» Личностная спецификация дает информацию, необходимую для приема на работу и отбора нужных сотрудников, для проведения собеседования. Личностная спецификация может быть составлена либо в текстовой форме, либо в табличной (табл. 1).
Личностная спецификация
Составленная любым из этих двух способов личностная спецификация является важным инструментом при отборе кандидатов на вакантную должность, проведении отборочного собеседования, так как в их ходе качества отдельного человека, претендующего на должность, сравниваются с теми, которые содержатся в личностной спецификации и представляют собой как бы «идеальный», с точки зрения организации, «портрет» будущего сотрудника.
Регламентация и нормирование труда
Вы будете перенаправлены на Автор24
Совершенствование труда персонала является одним из главных направлений функционирования организации. Этот процесс реализуется благодаря регламентации и нормированию труда.
Регламентация труда: сущность, цели, содержание и особенности
Регламентация труда – это процесс установления норм, которые оформляются в виде правил, положений, инструкций и т.д. и определяют порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.
В условиях современной рыночной экономики регламентация труда работников является одним из эффективных элементов организационно-экономического механизма управления. Оно, как правило, осуществляется на локальном уровне, то есть каждая организация разрабатывает и принимает собственные документы, которыми (в рамках действующего законодательства о труде) регулируется трудовая деятельность персонала.
Целью регламентации труда является упорядочение действий работников, в процессе выполнения ими своих трудовых обязанностей. Эта цель достигается благодаря принятию специальных правовых актов, наиболее популярными формами которых являются:
Этими документами регулируется большой спектр вопросов, связанных с осуществлением в организации труда: организационная структура управления, распределение функций и полномочий, использование кадровых технологий, обеспечение техническими средствами и методологическими приемами работы и т.д. В своей совокупности эти документы образуют кадровую документацию.
Регламентирование труда предполагает разработку как количественных, так и качественных показателей трудовой деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Труд может быть регламентирован по следующим направлениям:
Стоит отметить, что документы, регламентирующие труд в организации, являются обязательными для выполнения не только сотрудниками, но и самим работодателем, что вытекает из принципа равноправия в рамках трудовых правоотношений.
Нормирование труда: понятие, сущность, содержание и особенности
Нормирование труда представляет собой процесс установления меры труда на выполнение различных видов работ.
В настоящее время вся работа по нормированию труда осуществляется на уровне отдельных организаций. Государство в условиях рыночной экономики осуществляет ограниченный круг функций, который преимущественно заключается в законодательном регулировании и тарифном нормировании. Таким образом, на межотраслевом и отраслевом уровнях отсутствует централизованный контроль над мерой труда в виде установления норм трудовых затрат.
Организации прибегают к нормированию труда для того, чтобы определять численность работников, требуемую для функционирования организации, и зафиксировать общее количество рабочих мест. Вслед за этим следует работа по планированию использования исполнителями рабочего времени. Завершающими этапами нормирования труда является дача оценки текущему уровню производительности труда сотрудников и адекватности выплачиваемых им сумм заработной платы.
Процесс нормирования труда тесно связан с деятельностью по повышению общей эффективности деятельности организации. Это связано с тем, что главной целью нормирования труда является повышение её результатов по отношению к затратам. Таким образом, в условиях рыночной экономики комплексно обоснованные нормы затрат труда выступают в качестве одного из главных факторов повышения конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, которые могут увеличить объем извлекаемой прибыли и (или) захватить большую долю на рынке.
Нормирование труда может базироваться на одном из следующих подходов:
Наиболее точным является нормирование труда, основанное на пооперационном подходе. Однако его реализация в то же время требует больших затрат трудовых и иных ресурсов.
Таким образом, регламентация и нормирование труда является неотъемлемым элементом функционирования любой современной организации, нацеленной на постоянное повышение эффективности и получении на основании этого дополнительных выгод.