Что такое регуляторный риск в банке

Раскрываем карты: как работает комплаенс в банке

Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть фото Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть картинку Что такое регуляторный риск в банке. Картинка про Что такое регуляторный риск в банке. Фото Что такое регуляторный риск в банке

Что такое комплаенс? Почему банки создают специальное комплаенс-подразделение, и как оно работает? Ответы на эти вопросы читайте в нашем материале.

Что такое комплаенс

В переводе с англ. compliance — это соблюдение, согласие. О чем идет речь?

Любой бизнес должен функционировать в рамках норм и правил, которые установлены:

Нарушение требований может привести к санкциям со стороны контролирующих органов, ограничению или полной остановке деятельности и серьезным финансовым потерям.

Чтобы защитить свои активы, поддерживать репутацию в глазах партнеров, инвесторов, клиентов, сотрудников и контролирующих органов, компания может внедрить у себя комплаенс-функцию. Организовать ее можно как в виде создания отдельного подразделения, так и путем наделения полномочиями отдельных сотрудников.

Специалисты по комплаенсу обязаны отслеживать комплаенс-риски для бизнеса и вырабатывать рекомендации для принятия руководством компании мер по их устранению.

Зачем комплаенс нужен банку

Если владельцы обычных компаний могут сами решать, нужны или не нужны им служба или специалисты комплаенса, то банковское законодательство обязывает банки создать систему управления регуляторным (комплаенс) риском.

Комплаенс в банковских структурах нацелен на соблюдение законных интересов клиентов, партнеров, собственников и личного персонала, установленных антикоррупционных требований и строго следит за соблюдением прав данных сторон.

Специалисты комплаенс-подразделения участвуют в рассмотрении обращений и жалоб клиентов. Комплаенс-культура обязывает каждого сотрудника банка соблюдать нормы деловой этики и профессионального поведения. Крайне важен принцип справедливого и равного отношения к клиентам.

Кроме того, комплаенс-подразделение банка ведет профилактическую работу с клиентами, чтобы не допустить нарушения ими законодательства. Предупреждает о возможных ограничительных мерах, а при наличии проблем — подсказывает, как действовать в рамках установленных норм и требований.

Немного о банковском законодательстве

Каждый банк обязан подчиняться установленным правовым нормам, например:

Так как нелегальные операции часто носят трансграничный характер, то борьба с ними идет на международном уровне. С этой целью помимо российских разработаны международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Разработкой этих стандартов и контролем за их исполнением всеми странами мира занимается специальная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Центробанк активно взаимодействует с FATF в сфере ПОД/ФТ.

Мониторинг клиентов проводится банками в соответствии с Методическими рекомендациями Банка России, в частности:

Уже к концу 2021 года на базе Банка России планируется запустить информационную платформу «Знай своего клиента». С ее помощью комплаенс- подразделения получат доступ к сведениям о рисках, связанных с каждым клиентом, а также о его контрагентах. Законопроект (№ 1116371-7) находится на рассмотрении в Госдуме.

Что грозит банку за нарушение законодательства

При несоблюдении требований законодательства или умышленному их нарушению банку могут выставить внушительные штрафы или лишить лицензии.

Штрафы могут быть наложены не только на сам банк, но и на его сотрудников, которые несут ответственность за соблюдение процедур внутреннего контроля.

Как комплаенс-подразделение проверяет клиентов

Для начала банк проверяет каждого нового клиента еще на этапе открытия расчетного счета. Ведь до того, как заключить договор, банк должен убедиться, что организация реально существует, клиент не мошенник и открыл предприятие для ведения бизнеса, а не для незаконного вывода денег.

Подробно о причинах, по которым потенциальному клиенту откажут в заключении договора и способах решения этой проблемы, мы рассказывали в этой статье: Когда банк может отказать в открытии счета.

На протяжении всего периода сотрудничества между банком и клиентом служба комплаенса тщательно отслеживает все его финансовые операции.

В частности подозрение могут вызвать:

Особое внимание уделяется контролю за международными платежами.

О том, как вести внешнеэкономическую деятельность в рамках установленных требований мы рассказывали в статье: Какие документы нужно предъявить банку для успешного прохождения валютного контроля.

Если какие-то операции клиента вызвали подозрение, комплаенс-контроль запрашивает документы о происхождении денег и экономическом смысле сомнительных операций. В качестве меры пресечения незаконной деятельности служба может приостановить банковское обслуживание по счету.

Если же необходимые документы представлены в срок, доходы легальны, а расходы понятны и объяснимы, то доступ к счетам восстанавливается.

О том, как правильно переводить деньги физлицам, чтобы не навлечь на свою компанию неприятности, мы рассказывали в статье: Как вести расчеты с физическими лицами, чтобы банк не заблокировал счет.

Важно помнить, что работа службы комплаенса строится на взаимодействии с клиентом. Если у специалистов возникли вопросы, они могут позвонить в офис компании, написать на электронную почту, направить запрос через интернет-банк. Такие обращения не стоит игнорировать.

Если сотрудник комплаенс-подразделения банка звонит клиенту, а он бросает трубку, не отвечает на запросы, значит, ему есть что скрывать. В таком случае банк вправе отказать клиенту в обслуживании.

Не менее важно своевременно сообщать в банк об изменениях, которые происходят с бизнесом. Например: переезд на новый адрес, смена руководителя или учредителя, изменение контактных данных. Постоянное нахождение клиента на связи с банком — залог успешного сотрудничества на долгие годы.

Источник

Положение об организации управления регуляторным риском

«Бухгалтерия и банки», 2015, N 4

Как известно, в систему внутреннего контроля в банках были внесены в 2014 г. значительные изменения. Среди них введено понятие регуляторного риска. Однако Банк России не раскрыл, в принципе, как измерять данный риск, и не дал значимых рекомендаций по этому поводу. В связи с этим многие российские банки затрудняются написать такой документ, как положение об организации управления регуляторным риском. Для методической помощи мы публикуем данное положение.

1. Общие положения

1.2. Настоящее положение разработано с учетом требований и рекомендаций нормативных документов:

1.3. Положение об организации управления регуляторным риском в ООО «ННН» создается с целью:

1.4. Определения и сокращения:

1.5. Положение по управлению регуляторным риском является составной частью стратегии развития банка и процесса общей системы управления рисками банком.

1.6. Положение по управлению регуляторным риском утверждается правлением банка и является неотъемлемой частью банковской деятельности.

1.7. Положение по управлению регуляторным риском доводится до сведения всех служащих банка, участвующих в процессе принятия и управления общей системы управления рисками банком.

2. Структура управления регуляторным риском

2.1. Функционирование системы управления регуляторным риском осуществляется в рамках организационной структуры банка по управлению общей системы управления рисками.

2.1.1. В организационную структуру управления общей системы управления рисками входят:

2.1.2. В организационную структуру управления регуляторным риском входят:

3. Индикаторы (факторы) регуляторного риска

3.1. Негативными факторами регуляторного риска являются:

3.2. Факторы, положительно влияющие на уровень регуляторного риска:

4. Процедуры по управлению регуляторным риском

4.1. Процедуры по управлению регуляторным риском регулируются следующими внутренними документами банка:

5. Методы управления регуляторным риском

5.1. Основными методами управления регуляторным риском являются:

6. Мониторинг управления регуляторным риском

6.1. Мониторинг регуляторного риска осуществляет СВК на основании законодательных и нормативных актов, внутренних нормативных документов банка в соответствии с документами, регулирующими деятельность СВК, по утвержденным планам деятельности или по отдельным заданиям:

6.2. Для минимизации регуляторного риска банк осуществляет мониторинг эффективности управления регуляторным риском, который включает в себя:

7. Оценка регуляторного риска

7.1. СВК на постоянной основе проводит оценку регуляторного риска, но не реже одного раза в квартал в соответствии с приложением 1 к настоящему положению.

7.2. Оценка производится с учетом следующего:

7.3. В приложении 1 к настоящему положению используется метод «матрица вероятностей и потерь (мер воздействия)».

Метод «матрица вероятностей и потерь (мер воздействия)» основан на ранжировании вероятности и уровней существенности последствий, возникающих в случае реализации рисков. Матрица состоит из двух шкал:

Для каждого индикатора регуляторного риска на пересечении строки «шкала вероятностей» и столбца «шкала потерь (мер воздействия)» определяется уровень риска, который показывает степень воздействия и степень негативных последствий в будущем.

При ранжировании шкалы потерь (мер воздействия) при определении существенности потерь используются следующие индикаторы:

При ранжировании шкалы вероятности используется ранжирование с возрастающей степенью вероятности:

Матрица вероятностей и потерь (мер воздействия) состоит из пяти строк по пяти категориям вероятности, определяющим интервалы на шкале вероятностей (частоту событий), и пяти столбцов по пяти категориям значимости, определяющим интервалы на шкале потерь (мер воздействия) (силу воздействия риска (убытков) потери, мер воздействия).

Качественными методами оцениваются индикаторы регуляторного риска:

Для качественной оценки уровня регуляторного риска сотрудник СВК:

В случае необходимости направляются запросы в соответствующие структурные подразделения с целью получения соответствующих объяснений по представленным отчетам.

Сотрудник СВК на основании количественной и качественной оценки уровня регуляторного риска оценивает уровень риска как приемлемый/неприемлемый.

Уровень регуляторного риска признается приемлемым в случае оценки качественным методом не выше чем «высокий», в остальных случаях уровень регуляторного риска признается неприемлемым.

По результатам проведения оценки операционного риска сотрудник СВК формирует отчет по форме приложения 2 к настоящему положению.

8. Порядок предоставления информации органам управления банка по вопросам управления регуляторным риском

8.1. Отчетность по управлению регуляторным риском формируется служащим СВК на постоянной основе (не реже двух раз в год).

Отчетность по управлению регуляторным риском представляется СВК на рассмотрение председателю правления банка.

Отчетность включает следующую информацию:

8.3. Отчетность используется советом директоров для разработки и применения, внедрения современных подходов к организации общей системы управления рисками, рекомендованных Банком России.

9. Правила действий при выявлении СВК событий, связанных с регуляторным риском

9.1. При выявлении служащими СВК в ходе мониторинга (включая плановые и внеплановые проверки) событий, связанных с регуляторным риском, риском возникновения конфликта интересов в работе отдельных служащих или подразделений банка, приведших к нарушению процедур принятия решений, к возникновению регуляторного риска, конфликта интересов, установленных внутренними документами банка, СВК предпринимает следующие действия:

9.2. Члены органов управления, руководители подразделений несут персональную ответственность за отсутствие надлежащего управленческого контроля, недостаточное внимание к вопросам оценки и управления регуляторным риском, отсутствие четкой системы управленческой подотчетности, базирующейся на разграничении круга задач и обязанностей.

9.3. СВК осуществляет мониторинг регуляторного риска и мониторинг эффективности управления регуляторным риском.

9.4. В случае выявления непринятия мер по минимизации, устранению регуляторного риска информация об этом доводится до председателя правления, правления банка и при необходимости совета директоров банка.

10. Система контроля регуляторного риска

10.1. В банке устанавливается порядок участия органов управления и структурных подразделений в управлении регуляторным риском путем распределения обязанностей и полномочий в рамках системы управления регуляторным риском:

функции органов управления банка:

функции подразделений банка:

10.2. Внутрибанковский контроль основывается на отчетной информации, формируемой в рамках общей системы управления рисками, и иной информации, касающейся банковской деятельности, в соответствии с политикой по управлению рисками и капиталом в банке.

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения председателем правления банка.

11.2. Настоящее положение подлежит изменению в следующих случаях:

Источник

Регуляторный комплаенс: что это и где применяется?

Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть фото Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть картинку Что такое регуляторный риск в банке. Картинка про Что такое регуляторный риск в банке. Фото Что такое регуляторный риск в банке

Как это работает?

То есть регуляторные риски носят внешний характер. Они могут быть связаны с нарушением конкуренции, коррупционной составляющей, оптимизацией налогообложения, наложением санкций и т. д.

Некоторые эксперты считают синонимами регуляторные и комплаенс-риски. Однозначного мнения на этот счет нет. Иногда комплаенс-риски выделяют отдельно как риски, связанные с несоответствием деятельности фирмы только ее внутренним процедурам, положениям, актам и иному локальному регулированию. Трудности терминологии объясняются тем, что пока в законодательстве до сих пор отсутствует четкое определение регуляторного и комплаенс-риска.

Для управления регуляторными рисками должен быть назначен ответственный сотрудник (комплаенс-офицер) или сформирован целый комплаенс-департамент, если компания достаточно масштабная. Специалист по комплаенсу должен быть непредвзятым, независимым должностным лицом (важно исключить возможность конфликта интересов), подчиняющимся напрямую руководителю организации или совету директоров.

Сфера применения регуляторного комплаенса

Изначально было введено понятие правового риска, которым стали руководствоваться организации финансового сектора. Банк России сформулировал определение правового риска в письме от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». Но правовые риски возникают не только у финансовых организаций. Компаниям нефинансового сектора тоже следует учитывать правовые риски, если они хотят сделать свой бизнес эффективным.

Регуляторные риски являются отдельной группой правовых рисков. Они связаны с изменением законодательства, недостаточным или противоречивым регулированием той или иной отрасли.

В борьбе с любыми регуляторными нарушениями существуют следующие способы контроля:

Помимо самого процесса выявления и контроля риска необходимы процедуры «настройки» системы контроля на изменения его признаков. В условиях общей размытости определения регуляторного риска можно рекомендовать комплаенс-службе:

Также организация может уменьшить вероятность наступления регуляторных рисков и минимизировать последствия их возможного наступления, вступив в профессиональные объединения. Это поможет не только лоббировать через них свои интересы, но и держать руку на пульсе ключевых тенденций и изменения правового поля, составляя прогноз воздействия нововведений на деятельность собственной компании.

Источник

Что такое регуляторный риск в банке

Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть фото Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть картинку Что такое регуляторный риск в банке. Картинка про Что такое регуляторный риск в банке. Фото Что такое регуляторный риск в банке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть фото Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть картинку Что такое регуляторный риск в банке. Картинка про Что такое регуляторный риск в банке. Фото Что такое регуляторный риск в банке

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть фото Что такое регуляторный риск в банке. Смотреть картинку Что такое регуляторный риск в банке. Картинка про Что такое регуляторный риск в банке. Фото Что такое регуляторный риск в банкеОбзор документа

Указание Банка России от 21 августа 2017 г. № 4501-У “О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций”

Глава 1. Общие положения

1.1. Профессиональный участник в соответствии с требованиями настоящего Указания обязан организовать систему управления рисками, содержащую систему мониторинга рисков профессионального участника, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления профессионального участника.

Профессиональный участник должен обеспечить осуществление процессов и мероприятий, предусмотренных главой 2 настоящего Указания, в отношении рисков профессионального участника, в том числе рисков профессионального участника, признаваемых им значимыми, реализация которых может привести к одному из следующих последствий:

снижение собственных средств профессионального участника ниже размера собственных средств, установленного для форекс-дилера пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» или рассчитанного для иных профессиональных участников в соответствии с Указанием Банка России от 11 мая 2017 года № 4373-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2017 года № 46943;

наступление оснований для применения мер по предупреждению банкротства профессионального участника;

наступление оснований для аннулирования лицензии профессионального участника, за исключением аннулирования лицензии на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг в письменной форме в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

невозможность непрерывного осуществления дальнейшей деятельности профессионального участника.

Организация выявления, анализа, оценки, мониторинга и контроля регуляторного риска, а также управления им должна осуществляться контролером (службой внутреннего контроля) профессионального участника.

Должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за организацию системы управления рисками, должно быть подотчетно органу (органам) управления профессионального участника.

Должностное лицо (руководитель отдельного структурного подразделения), ответственное (ответственный) за организацию системы управления рисками, не должно (не должен) осуществлять функции, связанные с совершением операций и заключением сделок профессионального участника, за исключением случая, установленного абзацем пятым настоящего пункта.

1.4. В случае привлечения третьих лиц для обеспечения процессов и мероприятий, предусмотренных главой 2 настоящего Указания (за исключением процессов по снижению рисков профессионального участника или их исключению, а также процесса обмена информацией о рисках профессионального участника), профессиональный участник должен обеспечить соблюдение требований настоящего Указания и законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

1.6. Система управления рисками должна обеспечивать управление рисками профессионального участника, а также рисками клиентов профессионального участника, возникающими при оказании услуг на рынке ценных бумаг. При управлении рисками своих клиентов профессиональный участник должен осуществлять мероприятия по их снижению.

В случае если в соответствии с Положением Банка России от 3 августа 2015 года № 482-П «О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 39968, управление ценными бумагами и денежными средствами клиента профессионального участника должно осуществляться в соответствии с инвестиционным профилем такого клиента, система управления рисками профессионального участника должна обеспечивать управление рисками несоответствия управления ценными бумагами и денежными средствами клиента профессионального участника инвестиционному профилю такого клиента.

1.7. Настоящее Указание не распространяется на профессиональных участников, совмещающих свою деятельность с клиринговой деятельностью, деятельностью по организации торговли, и профессиональных участников, являющихся кредитными организациями, требования к системам управления рисками которых установлены в Положении Банка России от 12 марта 2015 года № 463-П «О требованиях, направленных на снижение рисков осуществления клиринговой деятельности, и требованиях к документу (документам), определяющему (определяющим) меры, направленные на снижение кредитных, операционных и иных рисков, в том числе рисков, связанных с совмещением клиринговой деятельности с иными видами деятельности», зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 года № 37079, приказе Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 июня 2013 года № 13-53/пз-н «Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли», зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 22 августа 2013 года № 29760, и Указании Банка России от 15 апреля 2015 года № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы», зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2015 года № 37388, 28 декабря 2015 года № 40325, соответственно.

1.8. Профессиональный участник должен обеспечить хранение документов, соответствующих требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты их создания.

Глава 2. Требования к процессам и мероприятиям, осуществляемым профессиональным участником в рамках организации системы управления рисками

2.1. Профессиональный участник в рамках организации системы управления рисками должен обеспечить на постоянной основе осуществление следующих процессов:

выявление рисков профессионального участника;

анализ и оценка рисков профессионального участника;

мониторинг и контроль рисков профессионального участника, снижение рисков профессионального участника или их исключение;

обмен информацией о рисках профессионального участника.

2.2. Профессиональный участник в рамках выявления рисков профессионального участника должен обеспечить выполнение следующих мероприятий.

2.2.1. Определение рисков профессионального участника, в том числе следующих видов рисков профессионального участника:

риск возникновения расходов (убытков) профессионального участника вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед профессиональным участником в соответствии с условиями договора (кредитный риск);

риск возникновения последствий, влекущих в том числе приостановление или прекращение оказания услуг, а также возникновения расходов (убытков) профессионального участника, обусловленных сбоями в работе программно-технических средств, несоответствием их функциональных возможностей виду деятельности, характеру и масштабу совершаемых операций профессионального участника, нарушениями процедур проведения внутренних операций или неэффективностью указанных процедур, некорректными действиями или бездействием работников профессионального участника и (или) воздействием внешних событий (операционный риск);

риск возникновения расходов (убытков) профессионального участника вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов или иных активов, в которые инвестированы средства такого профессионального участника или средства, предоставленные ему в качестве обеспечения исполнения обязательств (рыночный риск);

риск возникновения расходов (убытков) профессионального участника вследствие неоднозначности толкования норм права (правовой риск);

риск возникновения расходов (убытков) профессионального участника вследствие недостаточности имущества в распоряжении профессионального участника для удовлетворения требований его кредиторов по передаче этого имущества в установленный срок (риск ликвидности);

риск утраты имущества профессионального участника или имущества его клиентов вследствие действий или бездействия лица, ответственного за хранение этого имущества и учет прав на это имущество (кастодиальный риск);

риск возникновения расходов (убытков), в том числе при уменьшении доходов или превышении расходов над доходами, в результате неэффективного управления организацией, возникновения непредвиденных расходов, потерь материнской компании или реализации иных рисков, кроме рисков, указанных в абзацах втором, шестом и седьмом настоящего подпункта (коммерческий риск).

В случае если по результатам выявления рисков профессионального участника риски не признаны профессиональным участником значимыми, мероприятие, указанное в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется по решению должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками.

2.3. Профессиональный участник в рамках анализа и оценки рисков профессионального участника должен обеспечить выполнение следующих мероприятий.

2.3.1. Определение источников и видов выявленных рисков профессионального участника.

2.3.2. Оценка влияния рисков профессионального участника на его финансовую устойчивость посредством оценки риска, в результате наступления которого или вероятности реализации и степени влияния которого у профессионального участника возникнут расходы (убытки), а также последствия, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Указания.

2.3.3. Сопоставление результатов оценки рисков профессионального участника с установленными профессиональным участником критериями существенности последствий, включая последствия, указанные в пункте 1.2 настоящего Указания, к которым может привести реализация соответствующих рисков профессионального участника, в целях признания профессиональным участником рисков значимыми.

2.4. Профессиональный участник в рамках мониторинга и контроля рисков профессионального участника, снижения рисков профессионального участника или их исключения должен обеспечить выполнение следующих мероприятий.

2.4.1. Определение состояния рисков профессионального участника, в том числе их соответствия установленным профессиональным участником ограничениям рисков, выявление нарушений ограничений рисков.

Результаты прямого стресс-тестирования рисков брокера должны показать, насколько изменится способность брокера исполнять свои обязательства в случае неисполнения одним или несколькими клиентами брокера своих обязательств перед брокером при одновременном обесценении и (или) снижении ликвидности их имущества, как находящегося в распоряжении у брокера, так и приобретаемого по сделкам, совершенным по поручениям этих клиентов.

Результаты обратного стресс-тестирования рисков брокера должны показывать критические значения обязательств клиентов брокера перед брокером, неисполнение которых повлечет неспособность брокера отвечать по своим обязательствам при заданном обесценении и (или) снижении ликвидности имущества клиентов брокера, как находящегося в распоряжении у брокера, так и приобретаемого по сделкам, совершенным по поручениям этих клиентов.

Результаты прямого и обратного стресс-тестирования рисков брокера должны быть оформлены документально.

2.4.3. Разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных нарушений ограничений рисков и (или) иных мероприятий в отношении рисков профессионального участника, в том числе принятие решения, направленного на отказ от риска, его снижение, передачу (страхование), принятие или увеличение.

2.4.4. Оценка эффективности управления рисками профессионального участника посредством анализа результативности своей деятельности по выявлению нарушений ограничений рисков и их устранению и (или) по осуществлению иных мероприятий в рамках снижения этих рисков или их исключения.

2.4.5. Обеспечение контроля за выполнением процессов и мероприятий, предусмотренных настоящей главой, органами управления профессионального участника.

2.5. Профессиональный участник в рамках обмена информацией о рисках профессионального участника должен обеспечить выполнение следующих мероприятий.

2.5.1. Обмен информацией о рисках профессионального участника между подразделениями профессионального участника, между подразделениями профессионального участника и органами управления профессионального участника, в том числе доведение плана мероприятий и информации о его реализации, а также информации об ограничениях рисков и нарушениях ограничений рисков до сведения органов управления профессионального участника.

2.5.2. Составление и представление на рассмотрение органов управления профессионального участника отчетов о результатах осуществления профессиональным участником в рамках организации системы управления рисками процессов и мероприятий, предусмотренных настоящей главой, в целях обеспечения эффективности функционирования системы управления рисками, принятия решений по вопросам развития (совершенствования) системы управления рисками и осуществления мероприятия, указанного в подпункте 2.4.5 пункта 2.4 настоящего Указания.

Глава 3. Требования к регламенту управления рисками профессионального участника

3.1. Регламент управления рисками профессионального участника, разработанный в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Указания, должен включать:

общие положения, определяющие цели организации системы управления рисками;

порядок признания профессиональным участником рисков значимыми, а также определение критериев существенности последствий, включая последствия, указанные в пункте 1.2 настоящего Указания, к которым может привести реализация рисков профессионального участника, в целях признания профессиональным участником рисков значимыми;

методику определения ограничений рисков;

порядок выявления нарушений ограничений рисков и порядок осуществления мероприятий по их устранению и (или) осуществления иных мероприятий в отношении рисков профессионального участника в рамках снижения этих рисков или их исключения, контроля за их реализацией;

порядок организации и осуществления процессов и мероприятий, предусмотренных главой 2 настоящего Указания, в том числе принятия решений профессиональным участником в рамках управления рисками профессионального участника (по каждому виду рисков, за исключением регуляторного риска);

порядок ведения на постоянной основе реестра рисков профессионального участника с указанием источников этих рисков (за исключением регуляторного риска), а также периодичность пересмотра реестра рисков профессионального участника в целях актуализации данных, содержащихся в нем (за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым подпункта 2.2.2 пункта 2.2 настоящего Указания);

права и обязанности органов управления профессионального участника, руководителей и работников структурных подразделений профессионального участника, в том числе должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками, в рамках организации системы управления рисками профессионального участника;

порядок взаимодействия органов управления профессионального участника и структурных подразделений профессионального участника, в том числе установление случаев и порядка обязательного информирования органов управления профессионального участника о рисках профессионального участника (за исключением регуляторного риска) и доведения до сведения органов управления профессионального участника плана мероприятий и информации о его реализации, а также информации об ограничениях рисков и нарушениях ограничений рисков;

порядок, содержание и периодичность (не реже одного раза в квартал) представления отчетов об управлении рисками профессионального участника, в том числе отчетов о результатах осуществления профессиональным участником в рамках организации системы управления рисками процессов и мероприятий, предусмотренных главой 2 настоящего Указания, органам управления профессионального участника, за исключением отчетов об управлении регуляторным риском;

порядок управления рисками профессионального участника в случае привлечения профессиональным участником третьих лиц для осуществления ими отдельных процессов и мероприятий в отношении рисков профессионального участника в рамках организации системы управления рисками и рисками, возникающими в связи с таким привлечением;

периодичность (не реже одного раза в год) и порядок проведения самооценки, порядок оформления ее результатов;

порядок проведения прямого и обратного стресс-тестирования рисков брокера, включающий в себя периодичность проведения (не реже одного раза в год);

порядок документального оформления результатов прямого и обратного стресс-тестирования рисков брокера, содержащий описание сценариев и (или) методологию их составления, порядок определения критических значений обязательств клиентов перед брокером, неисполнение которых повлечет неспособность последнего отвечать по своим обязательствам при заданном обесценении и (или) снижении ликвидности имущества клиентов, как находящегося в распоряжении у брокера, так и приобретаемого по сделкам, совершенным по поручениям этих клиентов;

порядок оценки эффективности функционирования системы управления рисками и принятия решений по вопросам развития (совершенствования) системы управления рисками;

порядок осуществления клиентским брокером мероприятий по предотвращению, выявлению конфликта интересов и управлению конфликтом интересов в случае возложения функций должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками, на единоличный исполнительный орган клиентского брокера;

порядок осуществления органами управления профессионального участника контроля за выполнением процессов и мероприятий, предусмотренных главой 2 настоящего Указания.

3.2. Профессиональный участник пересматривает регламент управления рисками профессионального участника по мере необходимости (не реже одного раза в год) в целях актуализации содержащихся в нем сведений и (или) повышения эффективности функционирования системы управления рисками.

Глава 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Указание в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 9 августа 2017 года № 18) вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

И.о. Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Д.В. Тулин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2017 г.
Регистрационный № 49364

Обзор документа

Установлены требования к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками. Речь идет о рисках, связанных с ведением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом.

Требования дифференцированы в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций.

Система управления рисками представляет собой систему мониторинга рисков профучастника, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления профучастника.

Указание вступает в силу через 6 месяцев после дня его официального опубликования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *