Что такое рекреативный спорт

Что такое рекреативный спорт

В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов

Спорт высших достижений: теория и методика

© В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов, 2017

© Издательство «Спорт», 2017

Современная система подготовки спортсменов сформировалась как учебная и научная дисциплина в результате длительного развития теории и практики спорта. На первых этапах ее развития основное внимание авторы пособий уделяли системе спортивной тренировки как фундаментальной части данной научной дисциплины. Усложнение системы подготовки спортсменов, использование для ее обоснования целого комплекса научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, экономики, биологии, физиологии, биохимии, биомеханики, морфологии, гигиены, спортивной медицины, математики и кибернетики – заставило авторов более широко взглянуть на проблемы теории и методики спорта и включить в его состав семь разделов: общая характеристика спорта и спортивной подготовки; тенденции и перспективы развития видов спорта в современных условиях; система спортивных соревнований и соревновательной деятельности; система спортивной тренировки; система спортивной тренировки в экстремальных условиях; построение процесса спортивной подготовки и управление системой совершенствования спортсмена.

В основу излагаемого материала положены достижения отечественной школы спорта, изложенные в трудах известных теоретиков, практиков и организаторов спорта – Н. Г. Озолина, А. Д. Новикова, А. А. Тер-Ованесяна, В. М. Дьячкова, В. М. Зациорского, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова, И. П. Ратова, Н. И. Пономарева, Л. С. Хоменкова, С. М. Вайцеховского, М. Я. Набатниковой, В. В. Кузнецова, М. А. Годика, В. Л. Сыча, В. С. Келлера и других.

На современном этапе развития спорта специалисты ориентируются на поиск новых путей повышения эффективности спортивной подготовки – С. В. Алексеев (2015), В. Б. Иссурин (2016), В. Я. Игнатьева (2016), В. Г. Пашинцев (2016), В. Н. Платонов (2014, 2015), А. В. Починкин (2006), В. И. Столяров (2014), В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин (2016) и др.

В предлагаемом учебном пособии сообщаются не только устоявшиеся знания, но и материалы, отражающие определенные противоречия в знаниях, накопленных специалистами различных научных школ и направлений. Эти сведения также необходимы молодым специалистам, вступающим на самостоятельный тренерский путь.

Современный спорт давно вышел за пределы одного или нескольких стран, спортивные проблемы тесным образом переплелись с социальными проблемами развития всего общества. Это накладывает отпечаток на его развитие во всех странах мира; поэтому успешно выступить на крупнейших международных соревнованиях стремятся все участвующие спортсмены. В связи с этим в последнее время теория и методика спортивной тренировки бурными темпами развиваются в мире.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1101-р от 7 августа 2009 г. утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которая раскрывает основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, включая повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

В Стратегии сформулирована основная задача развития спорта высших достижений на долгосрочный период – вхождение в тройку призеров спортивных сборных команд страны на Играх Олимпиад в неофициальном общекомандном зачете.

В систему тренировки спортсменов высшей квалификации включаются все ее атрибуты от средств и методов тренировочных нагрузок до управления системой совершенствования спортсмена.

В тренировке спортсменов высокой квалификации главной особенностью построения процесса подготовки является совершенствование специфических качеств путем концентрации тренировочных нагрузок узкой направленности, а общефизическая подготовка используется как активный отдых и поддержание двигательных умений. Наиболее актуальным является применение более совершенных форм управления процессом подготовки путем сопоставления показателей модельных характеристик различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности.

Другой момент, имеющий существенное значение в системе управления, – выбор наиболее рациональных средств и методов тренировки, обеспечивающих как достижение спортсменами модельных характеристик по физической подготовленности, так и планируемых спортивных результатов. Многовариативность методических подходов и способов повышения уровня специальной подготовленности спортсменов выдвигает целый комплекс задач, связанных с нахождением оптимальных вариантов, в наибольшей степени отвечающих поставленным целям и реально имеющимся возможностям. Отсюда вопросам планирования и нормирования тренировочных нагрузок, их эффективной структуры, соотношения различных средств подготовки и другим отводится одно из основных мест в системе управления подготовкой спортсменов.

Для оценки эффективности избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения в ходе подготовки спортсмена используется система комплексного контроля. Его задача состоит в оценке решений после того, как они воплощены в жизнь. Контроль предусматривает постановку определенных нормативных показателей, которые должны быть достигнуты спортсменами, сравнение этих показателей с тем, что произошло на самом деле, принятие соответствующих коррективных мер и организация исполнения скорректированных программ.

Система управления в значительной степени определяет и уточняет саму проблему подготовки спортсмена.

Задача данного учебного пособия – показать сегодняшнее состояние теоретических и методических разделов спортивной подготовки. Вместе с тем отразить новые тенденции в современной науке и методике подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Глава I. Общая характеристика спорта

1.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта

Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует максимальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой спорт существовать не может. Она осуществляется в соревнованиях самого различного назначения, организуемых на основе последовательно повышаемого ранга с установкой на достижение возможно более высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком смысле можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима достаточно хорошо отлаженная система подготовки спортсмена, осуществляемая в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами, судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.

Все это позволяет говорить о том, что спорт это действеннейший фактор физического воспитания, подготовки человека к трудовой и другим необходимым видам деятельности. Спорт является важным средством этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов человека и общества, упрочения и расширения интернациональных связей.

Источник

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 153-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1-1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.3, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ пункт 3.4 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ пункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 7.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 7.2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.3

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ в пункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ пункт 10 признан утратившим силу с 1 января 2023 г.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ пункт 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.2

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.3

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.4

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ пункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ пункт 14 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.1, вступающими в силу с 1 июля 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.2, вступающими в силу с 1 июля 2012 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 202-ФЗ в пункт 18 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ в пункт 19 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ в пункт 20 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 20.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20.2

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 23.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 24 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ в пункт 24.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 31 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Источник

Основные направления в развитии спортивного движения (спорта)

Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт

Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт

Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт

Спорт функционирует и развивается по двум основным направлениям:

— массовый общедоступный спорт; детско-юношеский спорт железняк ПФСС ст 30

— спорт высших достижений.

Массовый общедоступный спорт –это спорт, направленный на повышение уровня физической подготовленности населения, сохранение, развитие здоровья и работоспособности, а также служащий средством активного отдыха включает в себя:

— школьный и студенческий;

— профессионально-прикладной;

Школьный и студенческий спорт решает образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Он ориентирован на достижение базовой физической подготовленности и оптимизации общей физической дееспособности, достижение спортивных результатов массового уровня

Профессионально-прикладной спорт является средством подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды единоборств в различных родах войск).

Рекреативный спорт – средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определённого уровня работоспособности.

Кондиционный спортслужит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, принимающих участие в массовых, официальных соревнованиях.

Спорт ветеранов –в нем участвуют спортсмены-ветераны, специализирующиеся в основном в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании. Спортсмены поддерживают средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень. Выступления сопровождаются высоким техническим мастерством и артистизмом ради зрелищности и заработков.

Спорт для инвалидов служит средством их реабилитации, физической работоспособности, эмоциональной зарядки в процессе общественно полезной деятельности.

Спорт высших достижений –это деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определённому виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание общества, на повышение собственного престижа и престижа команды, страны.

Спорт высших достижений вырастает из массового общедоступного спорта где промежуточное положение занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

Детско-юношеский спорт это:

1. Базовый спорт, обеспечивающий повышение физической подготовленности детей и подростков.

2. Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации на начальных этапах многолетней подготовки (до 14-18 летнего возраста).

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочной работе с большими физическими и психическими нагрузками и напряжениями.

По статистическим данным из двух миллионов занимающихся детей и подростков в спорт высших достижений переходит только 2% (34,5 спортсменов), т.е. система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений так и на массовый общедоступный спорт.

Спорт высших достижений — деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание в обществе, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.

В то же время спорт высших достижений вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.

Современный спорт высших достижений неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений:

— профессиональный спорт. (добавить из ЖЕЛЕЗНЯКА )

Любительский (достиженческий) спорт –в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спорт

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями т.к. спорт не является основным занятием, профессией (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, и в дальнейшем, перейти, в профессиональный спорт и добиться более высоких гонораров.

Профессиональный спорт –это разновидность зрелищной индустрии, коммерческое предприятие, имеющее одну цель – получение прибыли. Это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов избравших спорт своей профессией и зрителей.

Основное отличие профессионального спортаот так называемого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2—3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.

Профессиональный спорт –спорт, характеризующийся тем, что для участвующих в нем спортсменов является основным занятием, профессией. Может быть разделен на спорт высоких достижений и показательный, зрелищный спорт.

Источник

Что такое рекреативный спорт. Смотреть фото Что такое рекреативный спорт. Смотреть картинку Что такое рекреативный спорт. Картинка про Что такое рекреативный спорт. Фото Что такое рекреативный спортmagistr_2010

magistr_2010

1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
В широком смысле физическая культура рассматривается как
органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения.
Спорт в узком смысле можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентировано противобоческого выявления сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).
Cпорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.

3. Основные направления развития спортивного движения

Спорт во всем мире в настоящее время развивается по двум основным направлениям:
1) массовый общедоступный спорт;
2) спорт высших достижений.
Массовый общедоступный спорт имеет следующие разновидности: детско-юношеский или школьный, студенческий, профессионально-прикладной, кондиционный, рекреативный и инвалидный.
Школьный спорт и студенческий спорт ориентированы на приобретение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности, реализуемых через достижение спортивных результатов массового уровня. Профессионально-прикладной спорт используется как средство подготовки к определенной (в основном – экстремальной) профессиональной деятельности. Он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств (морское, военное, милицейское многоборья, пожарно-прикладной спорт, различные виды боевых и восточных единоборств и т.д.).
Оздоровительно-рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.
Кондиционный спорт используется для поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей и долговременного сохранения их специфической дееспособности. Эти задачи реализуются, в том числе, через подготовку к участию и участие в массовых и официальных соревнованиях для ветеранов.
Спорт для инвалидов служит средством их реабилитации, повышения физической работоспособности, эмоциональной зарядки и приобщения к общественно-полезной деятельности.
Спорт высших достижений – это деятельность, направленная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, на достижение ими высоких спортивных результатов, которые в итоге получают должное общественное признание, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – еще и престижа страны.
Современный спорт высших достижений удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями людей, однако, он также неоднороден. В настоящее время в нем
наметились два направления:
– любительский (профессионализированный) спорт высших достижений (Л.П.Матвеев, 1999) или олимпийский спорт (В.Н.Платонов, 1997);
профессиональный коммерческий спорт.
Любительский спорт остается той специфической сферой деятельности, в которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств человека через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям. Любительский спорт развивается полностью в соответствии с основными законами развития спорта.
Основное отличие профессионального коммерческого спорта от так называемого «любительского» заключается в том, что он развивается уже не только по законам спорта, но и по законам бизнеса. На систему подготовки спортсменов-профессионалов определяющее влияние оказывают целевые установки, сводящиеся к успешному выступлению в длинной серии стартов, следующих один за другим. Это связано с действием основополагающего принципа материального вознаграждения, тесно связанного с текущим рейтингом спортсмена, а значит с необходимостью постоянно стремиться к повышению этого рейтинга, выполняя условия организаторов коммерческих соревнований.
Спортсменов, попавших в сферу спорта высших достижений, можно условно разделить на три группы. К первой из них следует отнести спортсменов (профессионалов и любителей), которые, прежде всего, стремятся успешно выступать на главных, наиболее престижных «любительских» стартах, максимально повышающих рейтинг в случае удачного исхода соревновательной борьбы (Олимпийских играх, чемпионатах мира, континентальных первенствах и т.д.).
Вторую группу составляют спортсмены-профессионалы, имеющие высокие результаты и высокий рейтинг, но не настраивающиеся на приоритетное выступление в официальных любительских соревнованиях, поскольку главная их цель связана с успешным выступлением в различных профессиональных турнирах, коммерческих стартах и стартах по приглашению.
К третьей категории относятся спортсмены-ветераны (представители спортивных игр, отдельных видов единоборств, фигурного катания и др.), которые, поддерживая средний для себя уровень физической подготовленности и обладая очень высоким техническим мастерством, достаточно долго продолжают выступать ради привлечения зрителей и сохранения тем самым собственных высоких заработков.

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Определение системы спортивной подготовки

Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.
Основными, наиболее важными, компонентами системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов.
Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.
2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
Важнейшим компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований.
Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность, то есть конкурентное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов или команд.
Термин «спортивное соревнование» связывается с более широким понятием, которое охватывает:
– собственно соревновательную деятельность спортсмена;
– «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортивных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);
– формы организации соревновательной деятельности, регламент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетельствует, что спортивное соревнование охватывает не только собственно соревновательную деятельность спортсменов, но и многое сопряженное с ней.
Спортивное соревнование – это многостороннее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосредственных участников и «соучастников», поведение которых организуется в сложившихся для определенных видов спорта формах.
Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований:
является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов;
во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса;
используется в качестве одного из важнейших средств специализированной тренировки;
выступает в качестве необходимого инструмента контроля;
оказывает определяющее воздействие на дальнейшее развитие вида спорта;
позволяет сопоставлять и оперативно координировать различные системы подготовки атлетов;
активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;
способствует развитию гласности и популярности спорта.
Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.

3 Характеристика соревновательной деятельности и её компоненты

СИСТЕМА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Определение соревновательной деятельности и ее структуры

Соревновательная деятельность является многоаспектным понятием, подразумевающим специальную сферу деятельности спортсмена, в рамках которой в соответствии с присущими для разных видов спорта правилами, содержанием двигательных действий, способами ведения соревновательной борьбы, осуществляется объективное сравнение определенных его способностей, обеспечивается их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышается уровень подготовленности занимающихся.
Эффективность различных компонентов соревновательной деятельности наиболее точно и просто можно оценить в циклических скоростно-силовых видах спорта. Например, в структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции можно выделить как минимум четыре компонента: 1) быстрота реакции на стартовый сигнал, определяемая по времени от выстрела до первого движений бегуна; 2) качество стартового разбега, оцениваемое по времени пробегания отрезка в 30 м с низкого старта; 3) абсолютная скорости бега; 4) эффективность финиша, которую оценивают по степени снижения скости бега в конце дистанции.

2. Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности

В качестве типологической группировки соревнований по комплексу признаков, выражающих суть спорта, Матвеев выделяет соревнования двух типов:
Собственно спортивные соревнования представляют собой соревнования с активной состязательно-достиженческой установкой соревнующихся.
Субспортивные соревнования не имеют ярко выраженной функции соревновательного ранжирования, в их основе имеется приоритет какой-либо другой стороны.
В ряду основных соревнований правомерно выделить главные и ординарные. К числу основных соревнований иногда можно отнести и так называемые отборочные соревнования, если спортсмен предыдущими стартами не завоевал право включения в состав сборной команды. Хотя отборочные соревнования можно отнести и в группу подготовительных. Эти соревнования относятся и к собственно-спортивным соревнованиям.
Главные соревнования. В годичном цикле подготовки у спортсмена может быть от 1 до 3 главных соревнований. Целью участия в этих соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей.
Ординарные соревнования. Регулярно проходящие по спортивному календарю соревнования, в которых спортсмену приходится выступать как участнику команды. В них спортсмен планирует достижение определенных, достаточно высоких результатов, добиваясь побед или завоевывая определенные места, приносит команде зачетные очки.
Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных соревнованиях.
Комплекс подготовительных соревнований складывается из числа официальных и неофициальных соревнований, которым придается преимущественно подготовительная, контрольная и реабилитационная направленность.
Основной целью системно-подготовительных соревнований является адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, отработка рациональных технико-такческих решений в разнообразных ситуациях соревновательной деятельности и развитие способностей к их реализации в условиях острого соперничества, приобретение соревновательного опыта, совершенствование специфических психических качеств.
Контрольные соревнования проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического совершенства, интеллектуальных и психических: возможностей спортсмена, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности.
Рекреативные соревнования имеют характер эмоционально насыщенного отдыха – развлечения. При этом, как правило, происходит переключение с основной соревновательной деятельности на какую-либо другую, чаще игровую. Основной целью этих соревнований является оздоровительная и восстановительная.
Показательные соревнования организуются и проводятся на манер театрализованного представления, не имеющего функции соревновательного ранжирования.
Спортивные соревнования могут быть официальными и неофициальными. Официальный характер соревнование приобретает только тогда, когда оно включается в официальный спортивный календарь, то есть утверждается заблаговременно в принятом спортивными организациями перечне с указателем сроков, масштаба и назначения; организуется по официальному «Положению о соревновании» – четко оформленному нормативному документу, в котором определяются:
– задачи соревнования;
– состав участников (суммарное количество, возрастные, половые, квалификационные и другие особенности);
– условия допуска к участию (предусмотрены ли отборочные старты, необходимо ли заранее показать определенный спортивный результат и т.д.);
– регламент и критерии определения победителей и их награждение;
– условия места проведения, материально-технического и арбитражного обеспечения;
– другие существенные с организационной стороны позиции.
Судейство официальных соревнований осуществляется по действующим в виде спорта «Правилам соревнований» и обеспечивается квалифицированным спортивным арбитром (арбитрами).

4 Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов

Индивидуализированная система спортивных состязаний в процессе многолетней спортивной деятельности не остается неизменной. Она меняется вместе с изменением соревновательной практики спортсмена: под влиянием динамики уровня подготовленности, спортивного стажа и опыта, возраста, конкретных жизненных условий, мотивации и спортивных амбиций, а также других факторов. Это должно также находить свое отражение и в разработке спортивных календарей, рассчитанных на охват различных континентов спортсменов.
Согласно современной методике, в первой стадии многолетней спортивной деятельности – на этапе предварительной подготовки – к соревновательной практике допускаются дети после не менее чем года занятий. В разных видах спорта минимальный возраст допуска детей к соревнованиям различен. Так, в волейболе, – 9-10 лет. До этих возрастных границ в системе спортивных школ проводятся в основном только внутришкольные соревнования по ОФП (контрольно-переводные соревнования).
На этапе начальной специализации принято обеспечивать многоборную соревновательную практику, то есть предоставлять возможность каждому опробовать свои способности в состязаниях по нескольким спортивным дисциплинам. В этом периоде соревнования проводятся по упрощенной форме: снижается вес снарядов, сокращаются длина дистанций, время проведения поединков, размеры площадок, упрощаются правила ведения спортивной борьбы и т.д. Это позволяет уже в первые годы спортивной карьеры выйти на оптимальный объем соревновательной практики, без излишнего форсирования обеспечивающий реализацию достиженческих возможностей спортсмена.
По мере того, как наступает естественная возрастная инволюция (относительный регресс) адаптационных возможностей у спортсменов этой группы, их спортивные интересы переносятся в сферу кондиционно-поддерживающей физической культуры, где объем соревновательной активности минимизирован, а основные занятия строятся по принципу физкультурно-кондиционной тренировки.
Иные параметры многолетней динамики соревновательной практики характерны для спортсменов, попадающих в сферу спорта высших достижений, занятия которым при известных условиях профессионализируются. У таких спортсменов общей объем соревновательных выступлений и их напряженность на протяжении развития спортивной карьеры предельно возрастают.
Управление развитием спортивной формы всегда связано с участием в определенном, наиболее рациональном для индивидуума, общем числе стартов и с соответствующей «подводкой» к главным из них.
В последние десятилетия в развитии «любительского» спорта высших достижений наблюдается непрерывное стремление к профессионализации. Это, прежде всего, выражается в значительном расширении календаря международных соревнований. Указанная тенденция наиболее ярко проявляется в проведении Кубков мира по разным видам спорта, так называемых «Гран-При» и международных коммерческих стартов. Особенность таких соревнований – их серийное проведение на протяжении 5-6 месяцев в году.
Раньше или позднее наступает стадия «свертывания» соревновательной нагрузки и у сильнейших спортсменов. На первом этапе это происходит за счет уменьшения числа выступлений в относительно менее значимых для спортсмена соревнованиях (менее престижных, с меньшим вознаграждением).
С завершением основной спортивной карьеры видные спортсмены с ярко выраженным «состязательным характером» нередко не прекращают выступления в соревнованиях с установкой на высокие достижения.

5 СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
1.Определение спортивных достижений и спортивных результатов их значимость и критерии оценки

Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и является количественным выражением итогов соревновательной деятельности. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь понимается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.
Спортивным достижением отдельного спортсмена или команды можно назвать те результаты, которые превосходят предыдущие и характеризуются занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т.п.
Спортивный результат как количественная характеристика имеет и самостоятельную ценность для человека. Достигнутый результат оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.
Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды.
Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в единицах измерения веса, длины, расстояния, высоты, числом попаданий, временем и т.п.
Принятые в различных видах спорта критерии результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на объективные, субъективные и смешанные. Условность такого разграничения в том, что момент объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практических критериев оценки спортивных результатов, но в разных соотношениях.
Объективные критерии – сопряжены с замером некоторых физических параметров: длины или высоты прыжка, дальности полета снарядов, времени преодоления дистанции в беге, плавании, лыжных гонках, веса поднимаемого спортивного снаряда и т.п. При их измерениях используются относительно точный инструментарий. При этом результат можно получить независимо от оценивающих его.
Субъективными критериями спортивного результата называются способы его оценки, которые в значительной мере зависят от впечатлений складывающихся у арбитров и сопоставления их с некоторыми «образцами» выполнения этих действий на основе собственного опыта и требований, принятых спортивно-технических руководств и правил соревнований. При сопоставлении соответствий и отклонений выставляются оценки, имеющие условные градации, баллы и т.п.
Смешанные критерии – в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценки. В спортивных играх и единоборствах результаты оцениваются по точности выполнения определенных действий: попадание мячом, шайбой и т.п. в целевую мишень (корзину, ворота и т.п.), выполнением определенного приема, точного и сильного удара и т.п.

2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений

Уровень спортивных достижений определяется многими факторами к основным из них можно отнести следующие: индивидуальную одаренность спортсмена, качество системы подготовки, размах спортивного движения, а также социальные и экономические условия его развития в обществе.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, проявляющимися в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.
Эффективность системы подготовки спортсменов. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является целеустремленная тренировка спортсмена со значительными затратами усилий при самосовершенствовании. Никакие даже самые выдающиеся способности, не позволят спортсмену достичь высоких результатов без упорного труда.

3. Тенденции развития спортивных достижений

В общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой.
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает динамику становления вида спорта, а также отражает и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность отдельных фаз в разных спортивных дисциплинах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четкого определения предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению. В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий, как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку.

Уровень достижений Фазы 1 2 3
Рис. 4.1. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивидуума.
В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с достижением предельных величин функционирования систем организма и наступлением регресса в работе некоторых из них. Скачек результатов в этой фазе может быть обусловлен внедрением новых более прогрессивных технологий или использованием запрещенных препаратов (допингов).

6 Характеристика факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений

Уровень спортивных достижений определяется многими факторами к основным из них можно отнести следующие: индивидуальную одаренность спортсмена, качество системы подготовки, размах спортивного движения, а также социальные и экономические условия его развития в обществе.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, проявляющимися в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.
Эффективность системы подготовки спортсменов. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является целеустремленная тренировка спортсмена со значительными затратами усилий при самосовершенствовании. Никакие даже самые выдающиеся способности, не позволят спортсмену достичь высоких результатов без упорного труда.

3. Тенденции развития спортивных достижений

В общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой.
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает динамику становления вида спорта, а также отражает и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность отдельных фаз в разных спортивных дисциплинах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четкого определения предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению. В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий, как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку.

Уровень достижений
Фазы 1 2 3
Рис. 4.1. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивидуума.
В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с достижением предельных величин функционирования систем организма и наступлением регресса в работе некоторых из них. Скачек результатов в этой фазе может быть обусловлен внедрением новых более прогрессивных технологий или использованием запрещенных препаратов (допингов).

7 Основные спецефические принципы спортивной тренировки

1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки

Особое значение на пути к достижению целей спортивной подготовки, придается последовательной реализации определенных принципов – обобщенных, положений установочного характера, которые призваны в идеале отображать основные закономерности воздействия физических упражнений на организм спортсмена и, вместе с тем, давать по возможности наиболее четкую ориентацию на то, как следует соблюдать эти закономерности в типичных условиях спортивной практики.
Специфические принципы раскрывают закономерности взаимообусловленных сторон тренировочного процесса: с одной стороны, особенности направленного влияния используемых факторов (тренировочных средств, методов, других регулирующих воздействий), с другой, – особенности «отклика» (реагирования) и, в конечном итоге, адаптации к предъявляемым условиям систем организма спортсмена.
В.Н. Платонов выделяет следующие принципы:
– направленность к высшим достижениям;
– углубленную специализацию;
– единство постепенности увеличения нагрузок и тенденции к максимальным нагрузкам;
– волнообразность и вариативность нагрузок;
– непрерывность тренировочного процесса;
– цикличность процесса подготовки;
– единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
Л.П. Матвеев считает целесообразным выделить следующие принципы:
– максимизацию и углубленную, индивидуализированную специализацию тренировочно-соревновательного процесса;
– сочетание в спортивной тренировке тенденций постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций;
– избирательной направленности и единства различных сторон подготовки;
– непрерывность и цикличность подготовительно-соревнователь–ного процесса.

3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций

Рис. 7.3. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов спортивной тренировки (по Ф.П.Суслову, Ж.К.Холодову, 1997)
тенденции динамики ее объема
тенденции динамики ее интенсивности.

При ступенчатой форме динамики нагрузок моменты ее прироста узко локализованы во времени, а сроки стабилизации их параметров расширены, чем облегчаются условия адаптации к повышающимся нагрузкам.
В процессе подготовки ступенчатая форма динамики нагрузки при небольших величинах ее прироста бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности и в начале больших тренировочных циклов, когда необходимо обеспечить особую постепенность в развитии нагрузочных воздействий. Подобная же форма, но с резко выраженным приростом нагрузки (в виде «скачка») пригодна на высших уровнях спортивного совершенствования, как фактор активизации процесса развития тренированности.
При волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в более высокой степени усиливает развивающий импульс. В месте с тем принцип постепенности обеспечивается здесь не одномоментным, а растянутым во времени увеличением развивающего воздействия, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, временным снижением общего уровня нагрузок после того, как они доведены до «пиковых» величин, с целью достижения необходимой степени восстановления и сверхвосстановления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *