Что такое релевантный контент
Как находить максимально целевых клиентов в контекстной рекламе. Что такое релевантность и как она влияет на продажи
Основная цель контекстной рекламы — продать человеку именно то, что он хочет. То есть удовлетворить существующий на рынке спрос. На словах это кажется очевидным, однако далеко не все рекламодатели действительно понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Сегодня расскажу, как с помощью создания релевантных предложений увеличить количество целевого трафика для бизнеса и как не нужно делать рекламные объявления.
Релевантность в контексте держится на трёх китах:
Назвать предложение действительно релевантным можно только в том случае, если все эти три «кита» будут работать в связке, то есть соответствовать друг другу. Что я имею ввиду?
Вбив в поисковую строку определённую фразу, человек подсознательно хочет увидеть в выдаче именно то, что он вбил.
То есть, вбивая «Купить 2-х комнатную квартиру 70 кв Москва» он должен увидеть соответствующее объявление, где в заголовке будет написано что-то на подобие «Двушки 70м в Москве по выгодным условиям». И, перейдя по этому объявлению, он должен увидеть именно московские двухкомнатные квартиры и именно 70 метров. Ни трёшки, ни однушки, ни двушки 40 кв. Это и будет релевантное предложение.
Очень часто, когда я говорю про релевантность, мне в ответ парируют:
А зачем это нужно? Человек же сам в состоянии найти на сайте именно то, что ему нужно. Зачем усложнять себе работу?
Да, человек действительно в состоянии найти на сайте требуемую ему информацию. Но станет ли он это делать? Скорее всего нет. Сейчас поясню.
На самом деле, тут во многом играет психологический фактор. Ваш потенциальный клиент, вбивая что-то в поисковую строку, подсознательно желает увидеть именно то, что он вбил. И чем точнее ваше объявление будет отвечать его ожиданиям, тем выше вероятность, что он перейдёт именно по вашей ссылке.
Но даже на этом этапе путь клиента не заканчивается. Вы можете сделать релевантное объявление, но если при переходе по нему человек не увидит то, что было заявлено, то он скорее всего уйдёт, потратив ваши деньги на клик.
Соответственно, страница по ссылке в объявлении должна соответствовать предложению, то есть быть релевантной.
Допустим человек вбил в строку «бамбуковая подушка 40 см». Увидел ваше объявление, где в заголовке написано «Бамбуковые подушки 40 см по доступной цене». «Класс» — думает он и кликает. И попадает на категорию подушек, где вперемешку собраны тысячи абсолютно разных моделей. Или вообще попадёт на главную страницу. Надо ли пояснять, что потенциальный клиент после этого уйдёт к конкуренту?
Вы скажете — всё просто! Рекламируешь квартиры — пишешь про квартиры, рекламируешь микроволновки — пишешь про микроволновки. Однако если бы всё было так просто, то эта статья бы не вышла. Главная заноза здесь — всевозможные пересечения ключевых слов, с которыми даже крупный бизнес справляется не всегда хорошо.
Ниже приведу примеры релевантных и не очень предложений с пересечениями:
Думаю, на скринах выше ситуация становится более менее понятной. Даже крупные кампании часто дают не то, что хочет потребитель. Самое пугающее в этой ситуации то, что на всех скринах я обрезал предложения сервисов Яндекса. Они почти всегда релевантные. Поэтому мало того, что он давит вас своим брендом, так ещё и предложения у них более конкретные, чем у других рекламодателей. Отличная почва для размышлений, как я считаю.
Не сложно сделать релевантное предложение на высокочастотный ключ «стоматология Москва». Гораздо труднее сделать его на запрос «установка брекетов ребёнку 12 лет Москва». Вернее это на самом деле не сложно, сложно вычленить подобные запросы из общего пласта ключевиков и не потерять при этом все пересечения.
И чем больше пересечений, тем сложнее сделать релевантное предложение. «Белорусское летнее вечернее платье» — 3 пересечения. «Белорусское летнее вечернее платье больших размеров» — уже 4 пересечения. Вроде похожи, второй входит в первый, но целевая аудитория и посадочная страница будут немного разными. Во втором случае, вдобавок ко всему, мы будем вынуждены ещё выставить фильтр по размерам. То есть вам буквально придётся постоянно дёргать фильтры, либо делать отдельные SEO-страницы, но это прям в идеале.
Чем больше в нише пересечений, тем дольше нужно прорабатывать СЯ и собирать релевантные предложения. И ведь ещё велик риск получить статус мало показов. Но решение конкретно этой проблемы я подробно описал в своей прошлой статье:
Однако не нужно пугаться пересечений. Ведь чем их больше в запросе пользователя, тем выше вероятность его покупки. Человек уже более менее понимает, что он хочет и ищет максимально выгодное для себя предложение.
Ваша задача — дать ему то, что он ищет. Продать что-то по общим высокочастотным ключам в эпоху дикой конкуренции и монополий довольно-таки сложно.
Тут ничего сложного нет, распишу всё в рамках небольшого списка.
Сделав всё так, как указано выше, вы будете получать более целевой трафик людей, которым нужен именно ваш продукт. Вы будете смотреться выгоднее на фоне ваших конкурентов, ведь даже крупные игроки часто грешат нерелевантными предложениями.
Плюс ко всему, грамотно работая с пересечениями, вы сократите количество нецелевого трафика, а то есть людей, которые пока только изучают рынок за счёт рекламодателей.
Я не утверждаю, что релевантное предложение — это панацея от всех бед и мусорного трафика, вовсе нет. Но вы должны понимать, что чем конкретнее предложение вы делаете, тем выше будет вероятность конверсии, а значит вы банально снижаете свой CPO, находя потребителя с запросом на конкретный продукт.
В этом и есть главное отличие контекстной рекламы от таргета. Если в таргете вы можете заманить человека креативом и прогреть его на продажу контентом, то в контексте это вряд ли сработает. Вы удовлетворяете только существующий спрос. Поэтому не пытайтесь «втюхивать», никто в контексте не купит то, что ему не нужно.
Думаю, я достаточно подробно раскрыл тему релевантности в рамках данной статьи. Если остались вопросы или вам есть, чем дополнить тему, то пишите в комментарии.
Также, подписывайтесь на мой Телеграм-канал, там крайне много полезной, а главное бесплатной информации по контекстной рекламе и маркетинге в целом. Там же можно задать мне любой интересующий вопрос.
Всем хороших продаж и больших чеков!
Как сделать контент релевантнее и заставить сайт ранжироваться выше
Как сделать контент более релеватным и ранжироваться выше – читайте, какие 10 шагов нужно сделать, чтобы соответствовать ожиданиями пользователей и поисковых систем. Своим опытом делится Нейл Патель (Neil Patel).
Для бренда релевантность очень важна, главное ее преимущество – это возможность улучшить позиции сайта, и один из способов достичь релевантности – создавать релевантный контент. Неиль Патель пошагово рассказывает, как это можно сделать.
1. Начните с портрета пользователя
Нет контента, который будет актуальным для всех. Актуальность/релевантность полностью зависит от аудитории.
Релевантность часто рассматривают как статичную сущность, что-то, чего можно достичь, но в реальности релевантность – это динамическая сила.
Она больше зависит от диалога, чем от крутого дизайна, модного логотипа, стилистического чутья или правильных цветов.
Поэтому вам нужно создать образ покупателя. Необходимо понимать пользователей, прежде чем хотя бы надеяться быть релевантными для них.
Вот пример портрета потребителя:
Здесь есть основная информация о пользователе, возраст, образование, его круг ответственности, профессиональные знания, информация о ресурсах, которым доверяет потребитель.
Образ может быть настолько детальным, насколько вы хотите, дополните его изображениями или броским дизайном:
Образ должен улавливать суть – почему пользователь покупает ваш продукт.
То, что ваши потребители могут водить Honda Accord или иметь пятилетнего племянника, не так важно само по себе. Важные вещи – это мотивация и проблемы, которые испытывает пользователь. Только понимая, кто ваш пользователь, вы можете обращаться к его проблемам, вопросам, опасениям, интересам и войти в его мир. Релевантность начинается со знания.
Если вы удачливы, то образ покупателя уже есть где-то в завалах ваших маркетинговых исследований. Если же его у вас нет – создайте. Это стоит вашего времени.
2. Понимайте намерения пользователя
Да, вынуждены затронуть тут скучную позицию SEO. И не потому что я помешан на SEO, а потому что знаю: намерение при поиске – это отправная точка успешной оптимизации.
Множество оптимизаторов и маркетологов считают, что первый шаг оптимизации – это создание списка ключевых запросов.
Вы не можете просто вытащить его из воздуха. Вы составляете список ключевых запросов, исходя из предположения о намерении пользователя, а к пониманию намерения пользователя приходите уже после того, как узнаете его – образ, описанный в 1 шаге.
Намерение пользователя в ключевом запросе – это цель, которую он преследует, вводя поисковый запрос. Делится на три категории: сделать что-то, узнать что-то или пойти куда-то. Обычно приходится больше одного намерения на запрос.
Хорошо, что есть набор из трех главных вещей, которые ищет пользователь:
Как только вы подберете ключевые запросы с помощью исследований и анализа, обратите внимание на природу запросов – их намерение. Так вы сможете понять, чего хотят ваши пользователи и как создать актуальный для них контент.
3. Создайте список ключевых запросов
Помните: релевантность полностью зависит от пользователей. Если вы хотите, чтобы пользователь кликнул по вашему материалу и взаимодействовал с ним, используйте правильные слова/запросы.
Вам нужно заняться оптимизацией – не чем-то сложным или магическим, а базовой идеей использования правильных слов в правильном месте.
Вот как Search Engine Land объясняет это:
Просто пользуйтесь здравым смыслом. Думайте о словах, ради которых находят страницу, о словах, которые по вашим ощущениям релевантные, исходя из исследования ключевых запросов. Затем используйте их на странице.
SEO – это действительно об опыте пользователей. Оптимизация доставляет нужный контент нужным людям и заботится о том, чтобы у пользователя остался хороший и полезный опыт.
Как прийти к нужным ключевым запросам? Спросите себя:
Когда вы создаете список, вам нужно понимать, что есть разные типы ключевых запросов. Те, которые сгенерируют лучший трафик, – это конкретные long-tail запросы (длинный хвост запросов), их описал HubSpot:
Общие ключевые запросы называются заглавными терминами. Пока вы не Apple, Amazon или Wikipedia, вам будет тяжело ранжироваться по ним. Вместо них используйте long-tail запросы:
4. Оптимизируйте
Теперь пришло время разместить запросы на вашем сайте. Любая успешная оптимизация включает размещение правильных запросов в правильном месте. Ваша главная страница должна быть нацелена на большую часть важных ключевых запросов, все второстепенные страницы сайта – на дополнительные запросы.
Используйте вариации ключевых запросов в:
Это четыре наиболее важных элемента при оптимизации страницы.
Какое влияние это оказывает на релевантность?
Всё просто. Помните, что когда пользователи что-то ищут, у них есть намерение. Они вбивают запрос, который соответствует их намерению. Если ваш сайт успешно нацелен на эти запросы, вы будете ранжироваться по ним.
Нужно «делать SEO», ведь вам нужно быть релевантными не только для пользователей, но и для поисковой системы.
5. Добавьте ключевые слова в descriptions
Descriptions не влияют на оптимизацию напрямую. Они говорят с пользователем. Если он ищет «топ газонокосилки отзывы», то видит список результатов с описаниями для каждого сайта.
Что заставляет пользователя кликнуть на результат? Релевантность заголовка, URL страницы и description.
Если description релевантен, то, скорее всего, содержит один из ключевых запросов или фраз, которые ищет пользователь. Если описание не содержит запрос, то, как минимум, должно описывать его.
Вот пример, как несколько описаний достигают релевантности:
6. Напишите привлекательный description
Description должен содержать не только ключевой запрос.
Помните: когда пишете описание, вы не играете с поисковой системой, а приглашаете пользователя посетить ваш сайт.
Если вы можете использовать ограниченные символы описания, чтобы ухватить проблему пользователя, встретить его намерение и привлечь его интерес – вы победили.
В качестве примера давайте представим, что пользователь ищет, как поделиться видео со своими друзьями. Он вбивает запрос «поделиться видео онлайн».
Что он видит? Description, который соблазняет его кликнуть, сообщая, как ссылка поможет в решении его потребности, и точно встречает его намерение. Плюс содержит призыв к действию:
Shutterfly поможет вам поделиться видео онлайн с семьей и друзьями. Создание своего бесплатного сайта для обмена видео онлайн – это быстро, весело и легко. Загрузите видео прямо сейчас.
7. Создайте убедительное резюме или объективное заявление
Когда пользователь перейдет из поисковой системы на ваш сайт, первое, что он увидит, должно утвердить актуальность.
Стилистически лучший способ показать релевантность – это большой жирный резюмирующий заголовок. Определите тему страницы несколькими быстрыми запросами или строками. Не важно, это страница блога или постоянно релевантного контента, или даже ваша домашняя страничка.
Вернемся к примеру Shutterfly. Обратите внимание, как они обозначают страницу – сильный и краткий заголовок «Смотрите, как оживают ваши воспоминания»:
8. Решите проблему пользователя
Теперь, чтобы привлечь интерес пользователя, определите, с какой проблемой он столкнулся, и решите ее. Вот что делает великий контент-маркетинг – оценивает потребность пользователя и создает решение.
Проблемы пользователя становятся кормом для ваших ключевых запросов и в дальнейшем – для стратегии контент-маркетинга. Когда вы решаете проблему пользователя, вы не только хорошо ранжируетесь на странице результатов, но и доминируете в создании контента, который четко сфокусирован на пользователях.
Пользователи полюбят ваш контент, потому что он решает их проблему, потому что он релевантный.
9. Убедитесь, что контент актуальный
У релевантности есть и временной показатель. Вы должны быть уверены, что ваш контент попадает под определенные события, какими бы они ни были в вашей сфере.
Есть два аспекта в создании релевантности со своевременным контентом:
10. Сделайте контент необходимого размера
Релевантный контент – это всесторонняя, исчерпывающая информация. Создайте решение, которое соответствует проблеме, не важно, какой длины оно будет.
У меня был пост размером с новеллу – 50 тыс. слов. Другой мой пост может быть меньше 140 символов. Моя цель – всегда быть релевантным.
Заключение
Релевантный контент зависит не только от хорошего контент-менеджера, но и от механики. Возможность хорошо писать не делает ваш контент релевантным автоматически, но очень помогает. Если вы стремитесь к релевантности в контент-маркетинге, создавайте контент, который соответствует потребностям ваших пользователей.
А как вы создаете релевантный контент для своих сайтов?
Что такое релевантность: значение термина и 20+ примеров применения в разных сферах
Релевантность – что это простыми словами? Что такое релевантный опыт работы? Что такое релевантная информация и как повысить релевантность текста? Как выглядит релевантный запрос и какой должна быть релевантная ссылка? Об этом и не только в нашей статье.
Понятие релевантность звучит со всех сторон — релевантный контент, релевантный проект, релевантный опыт. В статье дадим определение понятию «релевантность» и на примерах покажем, как оно используется в разных сферах.
Релевантность — что это такое простыми словами
Релевантность в широком смысле — это соответствие одного объекта другому.
Слово произошло от английского relevant — соответствующий, уместный.
Допустим, вы окончили кулинарный техникум, несколько лет проработали помощником повара в кафе, а потом вдруг решили стать бухгалтером. Скорее всего, у вас с ходу ничего не получится. Образование и опыт работы нерелевантны профессии, которую вы выбрали. Одно не соответствует другому.
Синонимы к слову релевантность: соответствие, важность, значимость, актуальность, уместность.
Антонимы к слову релевантность: нерелевантность, иррелевантность.
Иррелевантный значит несоответствующий — ожиданиям, ситуации, обстоятельствам.
Где применяют термин релевантность
Сейчас это слово используется сплошь и рядом в самых разных сферах и, порой, неправильно. Держа в памяти простое широкое определение, которое мы привели выше, разберемся, что значит «релевантность» или «релевантный» в каждом конкретном случае.
Релевантность в поисковой оптимизации
Чаще всего нам встречается это слово в сфере поисковой оптимизации (SEO). Здесь оно применяется преимущественно к информации и элементам, которые ее содержат — страницам, текстам, ссылкам. Поскольку в SEO от релевантности напрямую зависит успех продвижения, важно четко понимать, что это значит. Давайте разбираться.
Релевантная информация
В поисковой оптимизации — это информация, которая соответствует целям, ожиданиям и потребностям пользователя.
Вы хотите приготовить «Наполеон». Вбиваете в поиске запрос «рецепт Наполеона». Открываете страницу, а там — биография французского полководца. Эта информация нерелевантна вашим целям и ожиданиям.
История блюда тоже нерелевантна, ведь нам-то нужен рецепт
Релевантный контент
Релевантным называется контент, соответствующий запросам, которые пользователи вводят в строку поиска.
При поисковой оптимизации специалист собирает запросы по теме. Потом под эти запросы делают страницы сайта и размещают на них контент. Чтобы поисковики чаще и выше показывали страницы, контент на них должен быть релевантным. То есть таким, который полностью отвечает на вопрос пользователя и решает его задачу.
Релевантный запрос
Каждый вебмастер при продвижении сайта должен правильно определить ключевые слова по которым он будет продвигать проект. Например, есть сайт посвященный подбору кредитов. Для него будут релевантными следующие запросы:
- где взять кредит без справок и поручителей где взять кредит через интернет выгодный кредит для пенсионеров
Это наиболее релевантные запросы для кредитного проекта, так как они приведут на сайт людей, которым нужен кредит. Сайт заработает на том, что предложит им наиболее подходящие кредитные продукты.
Вебмастер в ходе сбора семантики может обнаружить и такие запросы:
Они менее релевантны для целей и задач сайта, так как не способствуют привлечению людей, которым нужен кредит. Скорее всего такие запросы задают люди, которые уже оформили кредит и в процессе столкнулись с какими-то сложностями, например, им навязали страховку или встретили в тексте договора непонятную формулировку про полную стоимость кредита.
Тем не менее, на месте вебмастера я бы подготовил статьи, соответствующие этим запросам, так как их наличие сделает проект более авторитетным и полезным в глазах поисковых систем.
А вот что делать с запросом вида:
- кредит и его виды скачать реферат
Казалось бы, эта фраза содержит слово кредит. Но если вдуматься в суть запроса, то становится очевидным, что это запрос студента, которому нужно найти готовый реферат. Он его потом распечатает и сдаст в ВУЗе. Такой запрос не является релевантным для данного проекта, так как приведет не отвечающую целям и задачам сайта целевую аудиторию, поэтому его можно смело вычеркивать из контент-плана.
Релевантная ссылка
Ссылка, анкор которой соответствует содержанию страницы.
Вы читаете статью о том, как оформить банкротство физического лица. В нем встречается ссылка, которая, судя по анкору, ведет на статью соответствующего закона. То есть по клику должна открыться именно эта статья, в крайнем случае — закон целиком. Если попадете на страницу услуг по оформлению банкротства, значит ссылка была нерелевантной.
По ссылке должен открыться калькулятор, а не страница с предложением бухгалтерских услуг
Релевантность текста
Это соответствие текста определенным поисковым запросам.
Когда вы вводите в поиск запрос «как выбрать робот-пылесос», на странице, по которой вы перейдете из поиска, должен быть текст, отвечающий на этот вопрос. Если там будет статья о выборе моющих пылесосов или разведении хомяков в домашних условиях, текст будет нерелевантным.
Релевантность страницы
Это примерно тоже самое, что и релевантность текста, только оценивается соответствие всей страницы сайта введенному запросу: текст, изображение, дизайн, видео.
Релевантный заголовок
Это заголовок, соответствующий по смыслу странице, тексту или разделу статьи, к которым он относится.
Вы заходите на страницу с заголовком «Удочки Shimano» и хотите увидеть там именно удочки и именно этого бренда. А вместо этого помимо Shimano видите Daiwa, Salmo, Mikado и другие бренды. А еще — катушки и другие комплектующие и даже раколовки. В таком случае заголовок нерелевантен содержанию страницы.
Заголовок релевантен содержимому
Релевантность поиска
Соответствие поисковой выдачи фразе, которую вводил пользователь.
Здесь тоже подойдет пример с ремонтом техники. Вы вводите запрос «как отремонтировать ноутбук самостоятельно», а в результатах поиска — одни коммерческие страницы с предложениями сделать это за вас. Чтобы выдача была релевантной, на странице должна быть подборка статей о самостоятельном ремонте.
Этот результат нерелевантен запросу
Как проверить релевантность страницы
С понятием релевантности разобрались и выяснили, что она очень важна для успешного продвижение в поисковых системах. Но как понять, насколько релевантны ваши страницы?
Самый простой способ – это прочитать материал и проанализировать, насколько он соответствует запросу, решает ли проблему читателя, написан легко или сложно?
Проверить релевантность страниц своего или конкурентного сайта можно с помощью специальных сервисов. Любая поисковая система (Яндекс, Google) – это программа, которая использует определенные алгоритмы при определении соответствия страницы сайта тому или иному запросу. Сеошники – так называют людей, изучающих эти алгоритмы, создают сервисы, которые помогают им в этом. Вот примеры некоторых из них:
На примере сервиса Majento проверим релевантность страницы и сравним ее с конкурентами, чтобы попытаться определить причины падения в выдаче.
На протяжении всего 2019 года наша статья про заработок в интернете без вложений занимала первое место в выдаче Google по соответствующему запросу:
Но в марте 2020 потеряла свое лидерство. Дабы понять причины мы стали анализировать конкурентов, может быть релевантность их страниц была выше?
Для этого заходим в инструмент «Анализ релевантности текста страницы». Вводим URL и исследуемый запрос в соответствующие поля, кликаем «Анализировать».
Работа в сервисе анализа релевантности
Результат выдается в виде таблички с показателем релевантности в процентах отдельно для тегов title и body и для всей страницы целиком. Здесь же можно посмотреть параметры, по которым сервис оценивает страницу, и узнать, как с ними обстоят дела.
Результаты анализа релевантности Title
Результаты анализа релевантности Body
Итоговые результаты анализа релевантности страницы
Далее забиваю в поиск исследуемый запрос и смотрю конкурентов. После чего прогоняю их через сервис аналогичным образом.
Проверка релевантности первого конкурента
Проверка релевантности второго конкурента
Как видно из результатов, релевантность конкурентов ниже, чем у нашей страницы, а значит для выяснения причин падения необходимо анализировать другие параметры, например, количество внешних и внутренних ссылок, авторитетность ресурса, индекс цитирования и т.д.
Почему попадается нерелевантный контент
В поисковых системах релевантность страниц, сайтов, контента оценивают алгоритмы. Они проверяют каждую страницу по десяткам параметров и решают, по каким запросам и на каком месте ее показывать. Алгоритмы поисковых систем постоянно развиваются и становятся умнее. Сейчас поисковая выдача стала более релевантна, чем 10 лет назад, но нерелевантный контент все еще встречается, и вот почему:
- Несовершенство поисковых алгоритмов. Все таки это машины и они иногда ошибаются. Хитрости SEO-специалистов. Сейчас обмануть поисковики стало сложнее, но недобросовестные специалисты умудряются это делать. Мало контента по теме. В одних нишах качественного релевантного контента очень много как, например, в сфере интернет-маркетинга. В других его либо мало, либо он низкого качества. Поисковикам сложно найти качественный релевантный контент по теме, они выдают то, что есть.
Если вам нужно найти информацию, а контент в выдаче попадается нерелевантный, можно уточнить запрос с помощью операторов поиска. Например, если заключить поисковую фразу в кавычки, Google будет искать ее точное вхождение, то есть без изменений, с таким же порядком слов, без знаков препинания и разбавления другими словами. Если добавить в строку поиска минус перед словом, поисковая система выдаст результаты, в которых это слово не встречается. Полный список операторов:
Поисковые операторы «Яндекса»
Как сделать максимально релевантный контент
Релевантный контент — это не только про ключевые запросы в тексте и метатегах. Он должен полностью отвечать на вопрос пользователя, решать его проблему, давать исчерпывающую информацию. Чтобы сделать такой контент, нужно пройти несколько этапов:
После публикации работа с релевантностью не заканчивается. Если что-то изменится и информация на странице будет неактуальной, контент перестанет быть релевантным. Такие страницы стоит обновлять — убирать неактуальную информацию и добавлять актуальную.
Релевантность в других сферах
Понятие релевантности встречается не только в поисковой оптимизации, но и во многих других нишах — маркетинге, статистике, HR. Разберемся, в каких контекстах используют термин и приведем примеры.
Релевантность в маркетинге
В маркетинге понятие релевантности можно встретить в нескольких контекстах. Так, релевантные маркетинговые акции и рекламные кампании должны соответствовать:
- целям и задачам бизнеса; потребностям целевой аудитории; каналам коммуникации; этапу воронки продаж и т. д.
Чтобы стало понятнее, давайте рассмотрим несколько распространенных ситуаций, в которых используется понятие релевантности.
Релевантная реклама — реклама, которая отвечает запросам, потребностям и ожиданиям пользователей.
Наглядный пример из контекстной рекламы. Вы вводите в поиске «купить садовый инвентарь» и видите три рекламных объявления.
Нерелевантная контекстная реклама
Два из них соответствуют вашему запросу, а третье предлагает купить климатический комплекс. Да, раз вы ищете садовый инвентарь, логично предположить, что у вас есть дача, и такое устройство может быть вам интересно. Но контекстная реклама в поисковой выдаче — это про горячий спрос. Релевантными будут предложения, которые вы ищете здесь и сейчас. А объявление с климатическим комплексом в этом случае нерелевантно.
Релевантная аудитория в маркетинге — это аудитория, которой интересен ваш продукт или конкретное рекламное сообщение.
Допустим вы — владелец салона в премиальном сегменте и хотите привлечь потенциальных клиенток из социальной сети ВКонтакте. Решили настроить рекламу на подписчиц сообществ, в которых выкладывают посты с предложениями получить бьюти-услуги бесплатно или с большими скидками. Такая аудитория будет нерелевантна вашему продукту — девушки, которые ловят акции на коррекцию бровей вряд ли будут платить 10 000 руб. за стрижку. Релевантной будет аудитория, которая интересуется другими премиальными товарами и услугами.
Пример рекламы, настроенной на нерелевантную аудиторию — у меня нет детей нужного возраста
Релевантный комментинг — один из белых и бесплатных, но долгих способов набрать подписчиков в Инстаграм-аккаунт. Суть его в том, чтобы оставлять интересные комментарии на чужих страницах, чтобы привлечь внимание к своей. А релевантным он называется потому, что нужно выбирать страницы, которые будут соответствовать продвигаемому аккаунту по теме и целевой аудитории.
Допустим, вы завели блог копирайтера и хотите привлечь в него коллег и потенциальных клиентов. Можно, конечно, писать комментарии в топовых блогах, но это будет все равно, что палить из пушки по воробьям — вряд ли вас там заметят заинтересованные пользователи. Да и продемонстрировать экспертизу вряд ли получится — темы постов не подойдут. Такой комментинг не будет релевантным. Другое дело — аккаунты таких же копирайтеров, маркетологов, интернет-предпринимателей. Шанс найти и заинтересовать аудиторию там гораздо выше. Это релевантный комментинг.
Пример релевантного комментинга
Релевантные хештеги — это хештеги, которые соответствуют тематике поста.
Иногда пользователи Instagram добавляют в пост самые популярные хештеги, чтобы его увидело как можно больше пользователей. И тогда в пост о лазерной эпиляции может затесаться хештег #природа или #животные. В этом случае они нерелевантны теме поста. К тому же, использовать настолько частотные хештеги бесполезно — пост перекроют десятки новых очень быстро и большого охвата не получится.
Поэтому лучше использовать релевантные хештеги. Для этого примера подойдут #эпиляция #лазернаяэпиляция #салонкрасоты и подобные. Они не настолько частотны, поэтому пост может увидеть больше людей. Кроме того, релевантные хештеги привлекают заинтересованных пользователей — тех, кто вводил их в поисковую строку Instagram.
Пример релевантных хештегов
Релевантность в статистике и аналитике
В этой сфере понятие начали использовать еще раньше, чем в поисковой оптимизации. Здесь релевантность важна для корректной статистики и правильных выводов. Рассмотрим несколько примеров.
Релевантные данные — это данные, которые соответствуют целям и задачам анализа или исследования и достаточны для того, чтобы сделать выводы.
К примеру, нам нужно понять, насколько эффективно вкладывать деньги в контекстную рекламу. Релевантными данными для этой задачи будут коэффициент рентабельности инвестиций, стоимость оплаченного заказа, прибыль от продаж по рекламе. Если же для анализа мы ограничимся CTR, количеством показов и переходов, такие данные будут нерелевантны.
Релевантная выборка — это выборка, которая соответствует задачам исследования. В статистике выборка — это часть совокупности элементов, которую используют в исследовании.
К примеру, нам нужно провести маркетинговое исследование для автомобильной компании — опросить целевую аудиторию. Для опроса возьмем выборку в 100 человек. Чтобы она была релевантной, это должны быть автолюбители, которые планируют поменять машину. Если в выборку попадут люди, которые вообще не водят авто, она будет нерелевантной.
Чтобы сделать выборку релевантных респондентов, им дают заполнить анкету с вопросами о доходе, образовании, семейном положении, имуществе
Релевантность в HR
В сфере подбора персонала понятие релевантности используют, чтобы оценить, насколько человек соответствует должности и профессии. Вот несколько примеров использования.
Релевантный опыт работы — это опыт, соответствующий обязанностям и задачам, которые предстоит выполнять на новой работе.
Релевантное образование — это образование, которое соответствует выбранной должности.
Релевантные проекты — это прошлые проекты, которые по задачам, сферам соответствуют предстоящей работе.
Требование о релевантном опыте работы в вакансии
Приведем пример. Вы подаете резюме на вакансию маркетолога в финансовую компанию, где требуют релевантное образование, опыт работы и успешные проекты. Чтобы претендовать на такую работу, вы должны были окончить факультет маркетинга и иметь опыт работы маркетологом в финансовой компании.
Релевантность в финансах
В этой сфере понятие релевантности используют, чтобы оценить значимость тех или иных затрат или издержек в конкретных условиях.
Релевантные затраты — это затраты, которые имеют значение для тех или иных управленческих решений, и их стоит учитывать.
Предприниматель планирует запустить новый производственный цех. Чтобы принять окончательное решение, ему нужно сравнить предположительный доход от дополнительного цеха с затратами на его строительство, запуск и работу. Для этой задачи релевантными будут затраты на стройматериалы и услуги по строительству, сырье и зарплату персонала, который будет в нем работать. А вот расходы на зарплату бухгалтера и поддержание работы старого цеха будут нерелевантны.
Заключение
В статье мы с разных сторон рассмотрели понятие релевантности. Выяснили, что она означает и как используется в разных сферах.
Чаще всего термин встречается в контексте поисковой оптимизации. Специалисты оценивают релевантность контента, страниц, сайтов, заголовков — своих и чужих, чтобы повысить этот показатель, а вместе с ним — видимость своих ресурсов в поисковых системах.
Понятие релевантности встречается в разных контекстах, но суть его едина — это соответствие одних объектов другим в конкретных условиях.
Надеюсь, информация из статьи будет вам полезна, чтобы делать релевантный контент или просто понимать, о чем речь, когда в тексте или беседе встретится это слово.