Что такое религиоведение кратко

Религиоведение

Смотреть что такое «Религиоведение» в других словарях:

религиоведение — религиоведение … Орфографический словарь-справочник

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ — РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, я, ср. Наука, занимающаяся изучением религий. | прил. религиоведческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Религиоведение — или религиеведение (слово состоит из религия и ведение) область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии[1][2][3]. Религиоведение следует отличать от богословия (теологии).… … Википедия

религиоведение — религиов едение, я … Русский орфографический словарь

религиоведение — религиове/дение, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

религиоведение — см. Религиеведние … Энциклопедический словарь

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ — совокупность дисциплин, изучающих религию. 1. Р. бурж. возникло во вт. пол. 19 в. Оно опиралось на накопленный к тому времени историей, археологией, этнографией и лингвистикой конкр. материал. Нек рые бурж. исследователи религии (Э. Тайлор и др.) … Атеистический словарь

религиоведение — я; ср.; см. религиеведение … Словарь многих выражений

религиоведение — РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, я, ср Наука, занимающаяся изучением религии как формы общественного сознания, а также изучением особенностей организации, догматики, истории развития различных вероучений. Кафедра религиоведения … Толковый словарь русских существительных

Религиоведение (журнал) — Религиоведение российский научно теоретический журнал, посвящённый вопросам изучения религии. Решением ВАК РФ журнал включён в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в России, в которых должны быть… … Википедия

Источник

Предмет религиоведения и его особенности как учебной дисциплины

Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко

В данной статье мы кратко рассмотрим предмет курса «религиоведение».

Все это, безусловно, свидетельствует о необходимости исследования религии. Впрочем, такие исследования могут быть разными. Существует три базовые мировоззренческие позиции в отношении к религии (а следовательно, и к ее исследованию) — теологическая, философская и научная.

Исследование религии с теологической позиции (теология — учение о Боге , богословие) — это, так сказать, исследование «изнутри». В его основе лежит убеждение, что религия имеет своим источником непосредственное Божественное Откровение (как, например, в индуизме, зороастризме, иудаизме, христианстве, исламе) или определенное «просветление» (как, например, в буддизме, даосизме, конфуцианстве); есть определенный мистический опыт — опыт личностной встречи со сверхъестественным, или «озарение» — опыт мгновенного открытия, четкого видения онтологической природы вещей.

Теологическое исследование религии ведет к наиболее полному и, можно сказать, полноценному постижению сути той или иной религии. Правда, для начала к ней необходимо обратиться, то есть осуществить акт веры («подвиг веры») — принять на веру хотя бы определенные исходные положения религиозной доктрины. Но такое обращение редуцирует (сужает) теологический исследовательский горизонт до определенной конкретной религии, а потому является помехой для исследования «разнообразия религиозного опыта» (В. Джеймс), так как нельзя обратиться ко всем религиям одновременно. Именно поэтому такой путь приемлем для познания только той религии, в кругу которой находится исследователь-теолог. Исследования других религий с теологических позиций, хотя и могут быть полезны для более глубокого познания собственной религии, однако, в конце концов, все равно неизбежно будут «взглядом другого» и не смогут достичь глубины понимания, доступной верному этой религии.

Впрочем, любая философия пытается исследовать религию средствами человеческого разума, что, безусловно, является необходимым делом, возбуждает любопытство по поводу феномена религии и религиозности, заставляет над ними задумываться. История знает множество философских учений, которые выступали как «за», так и «против» религии, однако, пожалуй, ни одно из них так и не дало более-менее исчерпывающего и убедительного ответа о природе религии. В конце концов, для философии религия является одной из «вечных проблем» — тайной, вечной загадкой, головоломкой, над которой бьются поколения философов, решая ее для себя (в пределах собственных философских систем), хотя и не могут договориться относительно единого взгляда на религию.

Наука о религии пытается сравнить различные религиозные системы, обобщить религиозный опыт различных народов с точки зрения его исторического развития и современного состояния.

Эмпирической базой научных исследований религии являются:

1) археологические данные, позволяющие сделать предположение о религиозных представлениях древних людей до появления письменной традиции, отдельные религиозные традиции и обряды древности (освящение жизненного пространства, захоронение и др.), материальные памятники религиозной культуры (храмы, гробницы, сакральный инвентарь и т.д.);2) письменные документы — Святое Писание различных религий и его авторитетные толкования, характерные для той или иной религиозной традиции;3) так называемые «полевые исследования» (англ. — «Field studies»), позволяющие исследовать современное состояние той или иной религии в ее эмпирической данности.

Современное научное религиоведение является многоотраслевой сферой знаний, которая охватывает такие достаточно самостоятельные дисциплины, как история религий, философия религии, социология религии, психология религии, география религии. Религиоведение изучает различные аспекты сущности и истории религии, ее роль и место в обществе и жизни человека. Предметом религиоведения является религия как часть человеческой культуры, ее история и современное состояние.

Наличие религиоведения в программах высших учебных заведений связана с осознанием необходимости объективного подхода к содержанию религии и ее роли в обществе, преодоление распространенных по ней общественных и личных предрассудков, связанных с многолетним господством государственного атеизма и потерей культуры религиозного воспитания.

Изучая религиоведение, нужно иметь в виду, что наука о религии — это немного другое, чем любая наука о природе. А именно предмет науки здесь особый, он рассматривается вне науки, он ей в определенной степени противостоит. Конечно, научными методами можно пользоваться, изучая внешние признаки религии, но нельзя объять внутреннего содержания, смысла религии. Поэтому научные объяснения не могут заменить того, что дает людям сама религия.

Наука изучает религию неверующим глазом — в этом ее преимущество (с точки зрения собственных целей), ее беспристрастность, но и ее ограниченность. Наука может значительно расширить горизонты знаний, в частности в области религиозной истории, но она не может понять религиозный смысл и значение имеющихся фактов; она может осуществить анализ и критику Святых текстов, но не может научить благоговению перед Святым Писанием. Если религиоведение не опирается на глубокую внутреннюю религиозность, оно может быть только «коллекционированием чужих сокровищ, которое заставляет забывать о собственной бедности» (С. Булгаков).

Все вышеупомянутое, конечно, не ставит под сомнение вообще необходимость религиоведения, а лишь выясняет его истинное значение. Оно помогает сориентироваться в религиозных вопросах, но не может заменить человеку собственной встречи с Богом, собственного познания веры и собственного прихода к Церкви. Наука о религии не может научить верить — собственно, такие «попытки возбудить религию» в целом не действительны, потому находятся вне сферы самой религии, а «знание, что бог есть и что он есть действительность, есть та сфера, где я должен лишь ассимилироваться» (Гегель), то есть является задачей самой личности.

Единственное, что может религиоведение — это проявить собственное благочестие, т.е. отнестись к своему предмету так, как он того заслуживает, избавиться гордости, присущих науке, которая считает себя высшим проявлением человеческого духа, и показать пример уважения к тому, что таким проявлением действительно является.

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Предлагаемые видеозаписи по теме:

Источник

Религиоведение

Содержание

Лебедев Владимир Юрьевич – доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры;

Прилуцкий Александр Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Викторов Вячеслав Юрьевич – кандидат философских наук, доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин Российского государственного социального университета (г. Клин).

Смирнов М. Ю. – доктор социологических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Санкт–Петербургского государственного университета;

Малыгина И. В. – доктор философских наук, директор института культурологии и музееведения, заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств.

Настоящий учебник по дисциплине «Религиоведение» охватывает материал, относящийся к общему (теория религии) и частному (история религий и рассмотрение отдельных религиозных систем) религиоведению. Он затрагивает все разделы соответствующего учебного курса, включая рассмотрение самого статуса религиоведения как науки, его современного положения, актуальных проблем, возможных путей их решения и научных перспектив. Его материал соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

В учебнике учтены новейшие направления в религиоведении, особое внимание уделено состоянию религии в современном мире, своеобразным процессам, происходящим в этой сфере, которые могут затронуть каждого человека. Представлено краткое изложение взглядов на ключевые проблемы религиоведения, принадлежащих крупным представителям наиболее авторитетных школ и направлений. Даны определения необходимых религиоведческих терминов. Текст дополняют схемы, дающие наглядное представление о материале.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, а также всех читателей, заинтересованных изучением религии.

Предисловие

Настоящий учебник предназначен для студентов вузов, изучающих учебный курс «Религиоведение». Знакомство с ним позволит студентам:

знать: предмет и структуру научного религиоведения; специфику религиозного мировосприятия; отличия религиозной и светской культуры; структуру религиозного дискурса; особенности мифологической религиозности; мифологию и пантеон древних религий германских и славянских племён; основные положения концепции двоеверия в религиозной истории Руси; композицию христианской теологии; основные положения религиоведческой семиотики; специфику ранних форм религий; основные сюжеты древних мифологий; историю и основы вероучения и обрядовых практик христианства, ислама, иудаизма; основные течения в современном исламе; направления современного иудаизма, его богослужебный уклад и религиозные традиции; основные исторические религии народов Востока, их связь с национальными и языковыми культурами; религиоведческую специфику религиозного либерализма и консерватизма; конфессиональную структуру христианства; основные течения в других мировых религиях; тенденции изменения в современных религиях;

уметь: критически анализировать религиоведческую литературу; пользоваться религиоведческими понятиями при сравнении обрядовых и вероучительных практик; обосновывать необходимость учёта религиозного фактора при анализе специфики национальных культур; правильно интерпретировать специфику народной религиозности; разграничивать религиоведческий и теологический подходы к изучению религиозных феноменов; различать предмет теологии и философии религии; анализировать отдельные компоненты религиозного дискурса; с религиоведческих позиций анализировать мифологические сюжеты в искусстве; обнаруживать сюжетные и тематические параллели в религиозных представлениях различных народов; использовать элементы семиотического анализа при работе с религиозными представлениями; разграничивать понятия теологема и мифологема при анализе ранних и современных религий; классифицировать мифы на основании их содержания и сюжета; корректно и терминологически правильно излагать историю и специфику вероучения мировых религий; анализировать монотеистичекие и политеистические тенденции в эволюции религиозных представлений, элементы магизма в народной религиозности, явление религиозного синкретизма, понимать его источники; видеть вероучительную общность и различия аврамических религий; правильно объяснять проблему отношений между оригинальными текстами священных книг и их переводов на современные языки; ценить уникальный духовный опыт мировых религий, многообразие религиозных традиций и культур; использовать религиоведческие знания в преподавательской деятельности; обосновывать ценность религиозной толерантности;

владеть: базовой религиоведческой терминологией; основными понятиями и проблематикой, смежной для религиоведения и теологии, религиоведения и философии религии; сформированным представлением о историческом и методологическом развитии научного религиоведения; способностями к аналитической интерпретации содержания ранних и современных религий; религиоведческой компетентностью, достаточной для анализа религиозных процессов, происходящих в современном обществе; различными подходами к определению понятия «религия»; основами исторического метода анализа религиозных явлений; основами сравнительного метода анализа религиозных явлений; теоретической базой, необходимой для анализа религиозной ситуации; теоретической базой, на основании которой классифицируются различные религии; критериями выявления новых религиозных движений.

Авторы старались объективно изложить основные проблемы религиоведения, сохраняя баланс религиоведческой традиции в сочетании с относительно новыми подходами и направлениями (семиотический подход), избегая, однако, резких суждений и оценок. При рассмотрении вопросов, не имеющих однозначной трактовки, приводились различные подходы к их осмыслению для создания максимальной объективности. Это касалось и понятийно–терминологического аппарата в тех случаях, когда в понимании слов появлялась многозначность, требующая разъяснения. Читатель должен самостоятельно определить своё отношение к принципам религиозного мировоззрения.

Авторы ставят своей задачей сочетать доступность изложения с сугубо научным подходом к объекту исследования. Учитывая то, что обучение в вузе предполагает изучение курса философии, авторы не давали подробных характеристик личностей философов и учений, особенно известных и в обязательном порядке включаемых в курсы философских дисциплин, при их упоминании в тексте учебника. Также предполагалось, что понятия, общие для религиоведения и философии (например, «идеализм»), не требуют разъяснения или нуждаются только в минимальных пояснениях.

Ещё одной задачей авторов (отчасти определившей некоторые особенности подачи материала) было найти разумное соотношение материала относительно простого и материала сложного. При этом следует учесть, что как раз новейшие разработки в области изучения религии являются умеренно сложными, поскольку такова специфика науки в её современном состоянии. Нами был выбран следующий принцип: в ряде параграфов (особенно это относится к первой главе) представлен материал разных уровней сложности. Пользующийся учебником может остановить своё изучение на материале простом и относящемся ко всем минимальным требованиям к изучению религиоведения. Читатель, заинтересовавшийся некоторой темой, может прочитать и дальнейшее, углублённое изложение. Сказанное относится ко всему параграфу 1.2, а также к материалу главы 1, касающемуся мифологии и соотношения религиоведения и теологии. Авторы надеются, что такой способ подачи материала сделает учебник полезным для читательской публики с разным уровнем предварительной подготовки и с разными мотивациями для чтения предлагаемого учебника.

При распределении огромного материала происходил неизбежный отбор, в ходе которого авторы руководствовались следующими принципами:

– особое внимание уделялось менее известному материалу, более скупо или односторонне изложенному в предшествующей литературе, объяснению наиболее проблематичных и трудных для понимания моментов, а также устоявшихся некорректных мнений, подчас становящихся негативной традицией и наиболее часто встречающихся ошибочных мнений;

– принималось во внимание наличие и качественный уровень имеющейся литературы по тому или иному вопросу, к которой студент мог бы прибегнуть для более подробного выяснения интересующих его сведений;

– в ряде случаев использовался принцип формирования концептуальной основы, обеспечивающей общее правильное понимание вопроса и минимум ориентирующих знаний. Этот базис позволяет легче и плодотворнее изучить вопрос, привлекая иные информационные источники.

При упоминании имён собственных использованы стандартные способы их написания, с учётом того, что в пределах религиозной субкультуры может быть принята иная орфографическая норма, касающаяся в первую очередь порядка написания прописных и строчных букв. Титулатура, подразумевающая указание на состоявшуюся канонизацию или иное особое состояние, учитывалась как часть имени и подвергалась стандартным традиционным сокращениям (например, св. – святой, бл. – блаженный), но без некоторых тонкостей, принятых в конфессиональных рамках и требующих сложных комментариев. Имена духовных лиц воспроизводились с учётом существующей традиции их написания (притом, что она сильно варьирует порой в пределах одной конфессиональной группы). Еврейские и арабские имена давались в одной из существующих огласовок, иногда с произносительными вариантами и бытующими в обиходе эквивалентами (например, Мессия – Машиах).

Греческие, еврейские и подобные им морфемы приведены в упрощённой латинской транскрипции с учётом негуманитарной специализации адресатов учебника. Данные по словообразованию и этимологии также приводились в умеренном количестве, дабы не создать эффекта лингвистической перегрузки, учитывая негуманитарный профиль обучения студентов, для которых предназначен учебник.

В тех случаях, когда указание точных дат представлялось непринципиальным, указывался век в качестве более общей хронологии. Кроме того, тем самым преследовалась цель побудить самих студентов к самостоятельному уточнению деталей.

Для наглядности в учебнике приводятся фактические примеры, в том числе касающиеся ритуалов. В них отражена специфика вероучения и мировоззрения соответствующей религии, а, как показывает практика, знание этого раздела материала обычно малоудовлетворительно при наличии потребности восполнить дефицит знаний.

Вопросы, представленные в тексте учебника, предполагают проблемно–созидательный характер ответов: продуманы так, чтобы вводить студента в проблемные ситуации, побуждать обдумывать и сопоставлять прочитанное, рассматривать узнанное с нетривиальной стороны и стимулировать обращение к дополнительной литературе (разумеется, принималась во внимание её доступность).

В разделах и главах учебника некоторые сведения повторяются (в одном месте всегда полнее) для создания точек пересечения, скрепляющих материал и не позволяющих ему превратиться в механический набор глав и параграфов. Этой же цели служат отсылки, указывающие читающему, в каком разделе он может найти нужный ему при прочтении дополнительный материал. Такая структура облегчает использование учебника.

Приведенные схемы выполняют иллюстративную роль и помогают представить сведения с помощью иного кодирования информации.

Источник

Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко

Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко

Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко

Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стремление к счастью и смыслу». Этот его собственный смысл связывается с более глобальными вопросами, с вопросами об общих представлениях о существовании мира и человека.

Многие науки гуманитарного цикла занимаются исследованиями мира, ставя перед собой цель приблизиться к пониманию бытия.

Курс «Религиоведения» представляет собой составную часть цикла гуманитарных общественных дисциплин. Его изучение дает возможность познать и осмыслить такое сложное социальное явление как религия в различных аспектах ее проявления. Раскрыть причины возникновения и существования религии, ее структуры, верований и культов. Курс религиоведения знакомит с основными ранними, национальными, мировыми и нетрадиционными религиями, отдавая преимущество религиозным направлениям, которые, так или иначе, проявили свое влияние на религиозную ситуацию в Украине. Курс направлен на помощь в осмыслении влияния религиозного фактора на процессы культурного развития человечества.

Религиоведение – гуманитарная наука, которая исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих.

Как самостоятельная отрасль науки религиоведение возникло во второй половине ХІХ столетия. Это было обусловлено тем, что большой объем теоретического и эмпирического материала о разнообразных религиозных направлениях, культах, обрядах, исследование религии как феномена духовной жизни вызывали необходимость более тщательного и внимательного рассмотрения воздействия религиозных компонентов на жизнь человека. Таким образом, на стыках философии и теологии, психологии и социологии, антропологии и этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики возникает новое направление в научных исследованиях – религиоведение.

Непредубежденные исследования религии во времена появления религиоведения как науки и учебной дисциплины вызывали отрицательную реакцию со стороны теологов и некоторых ученых, которые опасались, что возникнет угроза для ревизии религиозных ценностей и, прежде всего, христианских. Тем не менее, интерес европейской общественности к религиоведческой проблематике увеличивал желания людей с научных позиций подойти к анализу иррациональных элементов человеческого сознания, что и оказало содействие на дальнейшее развитие религиоведения.

В 70-х годах ХІХ века историю и философию религии стали преподавать в самых известных университетах Англии, Голландии, Германии, Франции и Италии. С начала ХХ века религиоведение сформировало новые, относительно самостоятельные, дисциплины: философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии. В это же время был окончательно сформирован круг исследовательских проблем, как для самого религиоведения, так и для религиоведческих дисциплин.

Сейчас религиоведение существует как самостоятельная научная дисциплина, которая используется не только светскими учеными, но и теологами и религиозными ортодоксами. Религиоведение как самостоятельная дисциплина имеет свой предмет, собственную структуру и собственный круг исследовательских приемов.

Предмет религиоведения. Предметом религиоведения являются объективные закономерности возникновения, становление и развития религий, их функционирования, структуры и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями знаний.

Согласно представленному определению предметом исследования в религиоведении есть теоретико-научный поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Для тщательного, комплексного и более совершенного рассмотрения предмета религиоведения используются два направления исследований:

· теоретическое направление – рассматривает философские, социологические и психологические аспекты религиозного влияния на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом;

Что такое религиоведение кратко. Смотреть фото Что такое религиоведение кратко. Смотреть картинку Что такое религиоведение кратко. Картинка про Что такое религиоведение кратко. Фото Что такое религиоведение кратко

· историческое направлениеизучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.

Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

· философия религии – включает основные религиозно-философские идеи, философские понятия и философское толкование религии как явления;

· история религии – представляется как базовая составляющая, которая аккумулирует знания от возникновения религиозных культов вплоть до современных религиозных течений и направлений;

· психология религии – исследует психологические стороны влияния религии на сознание как отдельного человека, так и общества в целом;

· социология религии – рассматривает место религии в системе социальных связей и анализирует ее влияние на различные социальные группы;

· футурология религии – занимается перспективами развития религии в будущем;

· религиозная антропология – изучает человека в религиозном миросозерцании;

· религиозная культурология – стремится понять взаимовлияние религии и искусства;

· география религии – аккумулирует и систематизирует знания о территориальной организации различных религий в их исторической смене.

Исследовательские методы в религиоведении. Религиоведение использует самые разнообразные методы познания: общефилософские, общенаучные, социологические, теоретические и эмпирические. Применяются также специальные религиоведческие методы: генетический, исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, социологический, типологический, каузальный, философско-логический. Использование этих разнообразных методов имеет смысл только при условиях соблюдения таких методологических принципов: принцип объективности, антропологический принцип, принцип толерантности и терпимости, принцип правового обеспечения свободы совести.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *