Что такое религиозная культура 8 класс
Материалы 1 урока в 8 классе «Духовное краеведение. Религиозная культура»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1: «Духовное краеведение. Религиозная культура».
1. Презентация «Интервью с Богом».
Им наскучивает детство,
Они спешат повзрослеть,
А потом мечтают стать детьми опять.
Они теряют здоровье, зарабатывая деньги,
А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье.
. Они так много думаю о будущем,
Что забывают настоящее настолько, что не живут
ни в настоящем, ни в будущем.
. Они живут так, как будто никогда не умрут,
А умирают, как будто никогда не жили.
Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время.
И тогда я спросил:
«Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел, чтобы твои дети выучили?»
«Пусть знают, что невозможно
заставить кого-то любить их,
Всё, что они могут сделать, это
позволить себе быть любимыми.
Пусть знают, что не хорошо
сравнивать себя с другими.
. Пусть учатся прощать,
практикуют прощение.
. Пусть помнят, что ранить любимого человека
занимает всего лишь несколько секунд,
но залечить эти раны может занять долгие годы.
. Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше,
а тот, кто нуждается в меньшем.
. Пусть знают, что есть люди,
которые их очень любят,
просто они еще не научились
выражать свои чувства.
. Пусть знают, простить
друг друга недостаточно.
Надо также простить самих себя.
«Благодарю за твое время»
Робко сказал я
«Есть еще что-то, чтобы ты хотел передать своим детям?»
2. На листе бумаги учащийся красками изображает цветовую гамму своих эмоций и чувств. После просмотра презентации под музыку.
Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Дадим определение значения этих слов.
Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края.
Духовным краеведение называется потому, что оно изучает историю христианской культуры. Православное христианство всегда играло ведущую и решающую роль в истории русской культуры и государственности. Главные ее ценности: вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Изучение истории христианской культуры России обеспечивает преемственность, связь поколений, позволяет сохранить культурную самобытность народа.
Духовное краеведение Подмосковья – это учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья.
Православное христианство является одной из мировых религий.
У разных народов сложились разные представления о Боге.
Латинское слово “cultura” буквально переводится: “возделывание земли, воспитание, образование, развитие”. Это слово непосредственно связано со словом “cultus”, что значит “почитание Бога, культ”.
История православной культуры России включает знания о святых и героях, деятелях культуры, просвещения, произведениях христианского искусства и предметах материальной культуры, святынях Отечества, христианских обычаях, традициях, праздниках.
— вставка слайда.
Презентация» Религия как одна из форм культуры» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Религия как одна из форм культуры. Урок обществознания в 8 классе. Учитель МБОУ Кокрекская СОШ Магомедова М.Н
Цели урока. Обобщить и систематизировать знания о религии. Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.
Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. Исторические формы развития религии. Племенные Национальные Мировые
Перечислите мировые религии Христианство Ислам Буддизм
Религиозная вера: Убежденность в существовании сверхъестественных сил; Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом; Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.
Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Практическая работа. Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 101учебника.
Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Регулирует поведение людей в обществепосредством религиозных норм. Библейские заповеди : «не убий», «не укради». Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств. Воспитание доброты,милосердия,умеренности. Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Библейскиелегенды о сотворении мира, человека и т.п. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека,позволяет ему почувствовать облегчение. Посещение богослужения,церковные обряды. Коммуникативная Религияспособна избавить человека от одиночества. Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва. Интегративная Объединяет людей. Роль Православной церкви в процессе объединения русских земель вXIV-XVв. Функция Её сущность Пример Регулирующая Воспитательная Мировоззренческая Психологическая (компенсаторная) Коммуникативная Интегративная
Церковь иерархия в Русской Православной церкви Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.
Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов. Крещение Хадж
В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?
По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: Православие — 75 % Ислам — 20 % Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше Неверующие — 8 %
Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.
Религиозная культура
Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.
Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.
Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т. п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.
Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:
- религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим; религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.
Роль религии в культуре
Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.
Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.
Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т. д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.
В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.
Духовная культура
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
- Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т. д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации. Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство. Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т. д.).
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.
Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ КАК ИСТОЧНИКА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первый — это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т. е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру.
Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней философскую истину, в которой все связано логической нитью. Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно на основании того понятия, которое мы имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.
Чем разнообразней верования, тем изысканий и более очаровательней ритуалы их сопровождающие. Нельзя сказать, что какая-нибудь одна религия господствующая на этой планете. Если было бы так, то от этого много потерял бы как и нравственный, так и культурный потенциал каждого верующего человека. Ведь в соперничестве религий с друг другом они становятся более яркими, мощными и не побоимся этого слова нравственными. Так что от отсутствия единообразия в вопросах религии на нашей планете выигрывает как сами религии, так и мировая культура.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Урок по духовному краеведению: Что такое “религиозная культура”?
Тема: Что такое «религиозная культура»?
Цель: познакомить с основными понятиями предмета духовного краеведения; актуализировать знания по теме христианской религии.
Просмотр содержимого документа
«Урок по духовному краеведению: Что такое “религиозная культура”?»
Презентация по духовному краеведению
на тему: « Что такое “религиозная культура”? »
Подготовила: Володина А.Д.,
учитель русского языка и литературы
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края!
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее.
КРАЕВЕДЕНИЕ – знание о крае, стране, городе или другом месте.
ПОДМОСКОВЬЕ – районы, города, поселки и села, расположенные в окрестностях Москвы.
КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества, проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.
КУЛЬТУРА – созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – сохранение и передача потомками знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА – традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства.
РЕЛИГИЯ – вера в Бога и почитание его человеком.
ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ – учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
В древности наши предки были язычниками.
Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру.
После крещения тысячи людей в Киеве началось строительство храмов. Позднее в них возникли школы. А скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории – летописи.
Проповедовали по всему миру ученики Христа – апостолы. Первую христианскую проповедь русская земля услышала от святого апостола Андрея Первозванного.
В XII веке проповедь христианства на Московских землях была связана с именем святого Ку́кши.
Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
Архангел Михаил из деисусного чина
Вознесение Господне, 1408
Православный храм – памятник архитектуры, украшается живописными росписями, фресками, мозаиками, святыми иконами. В нем ведется церковное богослужение, включающее песнопения.
Успенский Собор Московского Кремля
Православная христианская культура – культура религиозная. Она развивалась в основном как монастырская культура.
Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь
Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь
Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь
Введе́нская О́птина пу́стынь
Валаа́мский Спа́со-Преображе́нский монастырь
Религия как одна из форм культуры Обществознание 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок обществознания 8 класс Религия как одна из форм культуры Учитель истории и обществознания МБОУ Заводская СОШ Баскакова Н.В.
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал! 1. Особый вид деятельности, система исследований, направленных на получение новых знаний: 1)наука 2)образование 3) культура 4) искусство 2. Исследования, которые используют достижения науки для решения практических задач, называют: 1)прикладными 2) фундаментальными 3) абстрактными 4) естественно-научными 3. Глубокое и всесторонне исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, результаты которых не предназначены для непосредственного промышленного использования, называют: 1)абстрактными 2) фундаментальными 3) прикладными 4) логическими
Подумаем! 4. К техническим наукам можно отнести: 1) этнологию 2) геологию 3) математику 4) кибернетику 5.Из двух суждений: а) Наука –это область человеческой деятельности, вырабатывающая объективное знание о мире; б)Наука – это наблюдение, классификация, экспериментальные исследования и теоретические объяснения различных явлений 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6. Соотнесите имена ученых и научные теории и открытия 1. Альберт Эйнштейн 2. Карл Линей 3. Чарльз Дарвин 4. Исаак Ньютон 5. Клавдий Птолемей А) Геоцентрическая модель мира Б) Открытие законов механики В) Классификация растений Г) Эволюционная теория Д) Теория относительности 1 2 3 4 5
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания о религии. Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания. Задачи урока: Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия» Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог, работать в парах, группах; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
План урока: 1. Определение понятия « религия». 2. Особенности религиозной веры. 3. Функции религии. Формы религии. 4. Религиозные организации и объединения. 5. Свобода совести, свобода вероисповедания. Проблемные вопросы: ◊Что такое религия? ◊Когда появились первые религии? ◊Что им было свойственно? ◊Связаны ли культура и религия между собой?
Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Воспитательная Мировоззренческая Психологическая (компенсаторная) Коммуникативная Интегративная
Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм Библейские заповеди «Не убий», «Не укради» Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств Воспитание доброты, милосердия, умеренности Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека, его место в мире Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.д. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение Посещение богослужения, церковные обряды, молитва Коммуникативная Религия помогает человеку избавиться от одиночества Взаимодействие с другими членами общины, молитва Интегративная Объединяет людей Роль Православной церкви в объединении русских земель вXIV-XVвв.
Формы религии Пантеизм Политеизм Монотеизм Атеизм
Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством заповедей?
Религиозные организации и объединения
Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
По данным всероссийского опроса население России распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:
Свобода совести, свобода вероисповедания
Конвенция ООН о правах ребенка
ДЗ п. 12, отвечать на вопросы стр.101, подготовить 3 аргумента к высказыванию Т.Харди «Смысл веры…» стр. 101 Список использованных источников 1. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова «Обществознание» 8 класс, М 2014 2. https://infourok.ru/ 3. https://www.uchportal.ru/ 4. https://easyen.ru/ 5. http://pedsovet.org/ 6. rost.ru/projects
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-445748
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.