Что такое ремесленник гончарный круг 5 класс история
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
Всемирная история
§ 5. Появление неравенства и знати
1. Развитие ремёсел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником1. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи.
1 Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Так вручную изготавливали глиняный сосуд.
Так выглядел гончарный круг.
Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.
Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
2. Изобретение плуга. Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг.
Медный топор и форма для его отливки. Рисунок нашего времени.
Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.
Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.
3. У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.
Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.
Деревянный плуг. Реконструкция.
Так мог выглядеть посёлок земледельцев и скотоводов.
4. Выделение знати. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли.
Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам.
Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами.
Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.
Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.
Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.
Проверьте себя. 1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия. 2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? 3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах? 4. Каким имуществом владели знатные семьи? 5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
• Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
• В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные.)
Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождьплемени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.Про
Ответ:
ремесленник- мастер, который обладает определенными навыками мастерства и рукаделия, производящее на продажу.
гончарный круг-устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий.
плуг-орудие для вспашки плотной почвы,и поднятия целины.
вождь племени- глава племени или вождества в общинных обществах.
знатные люди(знать)- лица, выдавшиеся своими заслугами в какой либо области социалистического строительства.
рабы-человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина.
город-крупный населенный пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
святилище- священное место или алтарь, просвещенный божеству.
царь- один из титулов славянских монархов.
1) гончарное ремесло, кожевенное ремесло, кузнечное ремесло
2)потому что появились новые орудия труда с помощью которых было проще обрабатывать землю, а так же привлекали к работе домашний скот.
3) при захвате новых земель вожди получали богатство, новые территории и рабов
4) большие земельные наделы, семьи крестьян,, у многих во владениях были целые деревни.
5) поселение превратившееся в город: увеличивается в размерах, обносится стеной и защитными укреплениями, состав населения увеличивается, строятся церкви и храмы, появляются собственные представители власти и администрация.
Гончарное ремесло: от древности до наших дней
Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.
_
Гончарство в мире
Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.
Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.
Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.
В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.
Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).
Новые функции гончарного искусства
Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.
Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.
Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.
Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.
О пользе работы с глиной
_
Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.
Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.
Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.
Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.
Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.
Гончарная мастерская в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
_
Гончарную мастерскую в этнографическом парке-музее найти не составит труда: Улица Мира, Дом Ирана и Ирака. Здесь всегда кипит работа, и посетители парка обычно не проходят мимо. Ничто так не завораживает, как волшебным образом меняющаяся в руках мастера форма сосуда.
Гончары, работающие в мастерской, приехали в ЭТНОМИР из разных регионов России и разных стран мира, поэтому со знанием дела изготавливают самые разные изделия: славянские крынки для молока и горшки для каши, грузинские кувшины для вина, азиатские пиалы для чая, греческие амфоры для масла и многое другое.
Изделия наших мастеров вы увидите и в домах Улицы Мира (Греции, Грузии, стран Африки и других), и в этноотелях ЭТНОМИРа (согласитесь, в номере гостиницы «Подворье» приятно пить не из обычного стеклянного стакана, а из глиняной кружки, а в отеле «Караван-сарай» – из керамической пиалы). Их также можно приобрести в сувенирных лавках ЭТНОМИРа. А главное – каждый гость ЭТНОМИРа может сам сесть за гончарный круг и испытать удивительные чувства, создав из податливой глины свой собственный шедевр.
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 6 Древние земледельцы и скотоводы
Стр. 28. Ключевые вопросы
№ 1. Как люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию и скотоводству? Как в результате этого изменились отношения в общинах?
После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так появилось скотоводство.
Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.
С возникновением земледелия и скотоводства изменились отношения в общинах. Племена, которые занимались земледелием, перешли к оседлому образу жизни, так как людям было необходимо возделывать землю и следить за урожаем. А племена скотоводов стали кочевниками – они передвигались с места на место на поисках пастбищ.
Стр. 33. Итоговые вопросы
№ 1. Представьте схему родо-племенного строя. Укажите, какие группы людей составляли основу родо-племенной организации общества. Кто руководил жизнью общины?
Важным достижением людей разумных стал их переход к жизни родовыми общинами. Родовая община состояла из нескольких семей одного рода. Род — это группа людей, ведущих своё происхождение от общего предка. Первобытные люди могли считать своим предком не только человека, но зверя и птицу. Род носил его имя, поклонялся ему.
Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили родом наиболее опытные и уважаемые старейшины, которые решали важные вопросы на совете старейшин. Во главе племени стоял вождь, которого избирали мужчины на общем собрании. Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. Человек из другого племени становился «чужим», а соплеменник — «своим». У каждого племени была своя территория проживания, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились.
№ 2. Расскажите, как у людей появились домашние животные. Как их использовали?
После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Они служили источником мяса и молока. К началу IV тысячелетия до н.э. была одомашнена лошадь, которую стали использовать также для передвижения и в качестве тягловой силы. Перевозка грузов значительно облегчилась после изобретения колеса в IV тысячелетии до н.э. Вместе с колесом появились повозки. Благодаря этому перемещать грузы на большие расстояния стало быстрее и легче.
Самым первым приручённым животным стала собака. Дикие собаки следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Постепенно они стали жить рядом с людьми. Собаки помогали людям в охоте, охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками охотникам и пастухам. Также они охраняли жилища древних людей.
№ 3. Проведите обсуждение на тему «Возникновение земледелия». С чего начиналось земледелие? Что потребовалось древним людям для выращивания растений? Что нужно было освоить, придумать? Какое значение имел переход к земледелию?
Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие. Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница и рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые они научились выращивать. Родиной ячменя, риса и чая является Азия, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао и тыквы — Америка.
Занятие земледелием требовало много сил. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. С помощью топора вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали его. Землю рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку. Сначала это были просто сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. Поэтому ученые назвали ранее земледелие мотыжным, а более позднее плужным.
Земледельцы стали оседлым населением. Не все племена на планете одновременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где для этого были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.
№ 4. Вы узнали, что освоение людьми земледелия и скотоводства означало переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. А какие новые материалы, предметы стали производить древние люди? Какие ремёсла у них возникли?
Кроме скотоводства и земледелия, люди изготовляли орудия труда, одежду, посуду из дерева, коры и других материалов, плели корзины, строили жилища, научились шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань. Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Тогда они стали намеренно обжигать глиняные изделия. Так был открыта керамика. Керамические сосуды украшали орнаментом, раскрашивали яркими красками. Со временем для обжига посуды придумали специальные печи.
Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.
Глиняную посуду поначалу лепили вручную, но затем стали использовать гончарный круг. Гончар обеспечивал соплеменников посудой. Ремесло, стало его основным занятием. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.
№ 5. Используя текст и иллюстрации параграфа, объясните, какое значение имело изобретение гончарного круга и ткацкого станка. Чем отличались изделия ремесленников от домашних поделок членов общины?
Глиняную посуду поначалу лепили вручную. Такую несложную работу умели делать многие. Каждый мог вылепить грубый глиняный горшок или изготовить какое-либо орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Гончар обеспечивал соплеменников посудой.
Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.
Создание вещей своими руками стало основным занятием ремесленников. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились оружейники, ювелиры, строители.