Что такое респонденты в спс информатика
Корреспонденты и респонденты документов в СПС
СПС – справочно-правовая система, напр., «Консультант +», «Гарант».
Каждый документ снабжен подробной справкой, содержащей все его реквизиты, списки прямых ссылок («Респонденты») и обратных ссылок («Корреспонденты») с указанием юридической взаимосвязи с соответствующими документами. Прямые ссылки означают, что найденный документ действует на перечисленные в списке респондентов документы, а обратные ссылки — это документы, которые действуют (изменяют, отменяют и т.д.) на просматриваемый документ. Таким образом, если документ связан с другими, то списки этих документов будут приведены в полях «Респонденты» и «Корреспонденты». Работа со списками прямых или обратных ссылок ничем не отличается от работы со списком найденных по запросу документов. Так, например, можно вывести эти списки в файл, распечатать на принтере, занести в папку документов и т.д.
В системах КонсультантПлюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Для всех измененных документов создаются новые редакции, и в тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, а также ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Поэтому из любой редакции можно по ссылкам перейти к другой, а также получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет не только иметь все исходные тексты документов, но и анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.
Применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности
Ключевыми качествами Интернет, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации являются:
· простота и естественность технологии;
· низкий риск и быстрая отдача инвестиций;
· интеграционный и «каталитический» характер технологии;
· эффективное управление и коммуникации в организации.
Тест
1. Главными продуктами производства информационного общества становятся
2. Информационными ресурсами не являются:
3. В функции информационного бизнеса не входит:
§ Управление финансами и ведение учёта
4. По степени автоматизации ИС бывают:
5. Распределенные ИС бывают:
6. По типу пользовательского интерфейса автоматизированные ИТ бывают:
7. ИС, связанные с юридической поддержкой общества, это:
§ Автоматизация функций управления
§ Информационно-поисковые справочные системы
§ Системы, отражающие текущую оперативную деятельность
8. Основными усилиями информации прокуратуры являются:
§ качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;
§ поддержка принятия судебных решений
§ реализация доступа к правосудию
9. Одним из направлений использования ИТ в суде является:
§ реализация информационных процессов непосредственно в зале судебного заседания
§ использование ЭВМ для обеспечения контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов
§ обеспечение поддержки принятия решений
10. Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения:
§ о владельцах автотранспортных средств
§ о результатах деятельности сотрудников внутренних дел
§ о событиях и фактах криминального характера
§ Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 года №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»;
§ Информационные ресурсы федеральных органов налоговой полиции
§ Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 года №169 «О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации»
12. Основные задачи информатизации органов прокуратуры РФ:
§ Создание типовых банков данных общего пользования
§ организация автоматизированных рабочих мест по каждому виду деятельности органов прокуратуры
§ объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных
13. Что является примером автоматизированных информационных систем, функционирующих в органах внутренних дел?
14. Согласно законодательству ГАС «Выборы» используется в целях:
§ обеспечение «прозрачности» итогов голосования
§ совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации;
§ сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.
15. Развитие и реализация использования ГАС «правосудие» включает:
§ снижение финансовых затрат при проведении судебных дел
§ создание условий для повышения достоверности и полноты информации, используемой в процессах
§ объединение в единое информационное пространство десятки тысяч АРМ в судах общей юрисдикции
16. Характерной особенностью принятия решений в юридической области являются:
§ Многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами дела
§ Оценка степени соответствия выбранного решения поставленной цели
§ Принятие решение о выборе отдельного акта из некоторых готовых решений
17. Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения:
§ О состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории
§ О силах и средствах, которыми располагает орган
§ О финансовом состоянии банковских счетов граждан РФ
18. Информационно-телекоммуникационные технологии в правоохранительной и экспертной деятельности применяют включает следующие АИС:
19. Для автоматизации работы эксперта-криминалиста используется экспертные правовые системы, к которыми относятся:
20. Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы предназначены для
§ Создание таблиц и графиков
§ Перевод информации на другие языки
§ Сборы и обработки первичной информации
21. С помощью информационных технологий в следственной и оперативно-розыскной деятельности решаются следующие основные задачи:
§ Автоматизация следственной работы при создании документов
§ Контроль деятельности следователя
§ Создание, ведение и использование баз данных следственных управлений
22. В деятельности юриста решаются задачи следующих типов:
23. Защита документа обеспечивается:
§ При доступе к нему из внешней среды
24. В процесс подготовки юридических документов не входит
§ Сбор фактического материала
§ Сбор аналитического материала
25. Через какие интернет-протоколы осуществляется передача гипертекстового документа:
26. К редакторам web-страниц относятся:
27. Основные функции СУБД:
§ Ведение журнала изменений, резервное копирование и восстановление после сбоев
§ Обеспечение дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы
§ Создание пользовательского интерфейса
28. К компьютерным преступлениям относятся:
§ Рассылка нежелательной почты (спам)
29. К средствам защиты ИС от действий субъектов относятся:
§ Создание raid-массива жестких дисков
30. Использование электронно-цифровой подписи позволяет:
§ Гарантировать достоверность документации
§ Возможность модификации исходного сообщения или его подмены
§ Определять целостность сообщения и принадлежность его автору при помощи закрытого ключа
31. Электронно-цифровая подпись применяется:
§ Для кодирования информации
§ Для контроля доступа к особо важной информации
§ Для архивирования информации
32. MS Outlook выполняет следующие функции:
§ Отслеживает работу с документами на удалённом компьютере
§ Выступать в роли клиента для почтового сервера
33. В дневнике Outlook можно отслеживать действия со следующими его элементами:
§ С сообщениями электронной почты
§ С сообщениями антивирусной программы
§ С приглашениями на собрания, в т.ч. и сетевые
34. Для поиска документом в СПС реализуется:
35. Поиск по метаданным:
§ поиск по всему содержимому документа
§ поиск по неким атрибутам документа
§ поиск по содержанию изображения
§ любой набор текстов, содержащий узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или их последовательность
§ Текст, содержащий оглавление
§ Форматированный текст, стилистика которого рассчитана на интернет-пользователя
37. Что означает слово «корреспондент» в документах СПС?
§ Документ действует на перечисленные в списке респондентов документы
§ Документ действует (изменяет или отменяет) на просматриваемый документ
§ Документ состоит из других документов
38. Ключевыми качествами Интернет, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации являются:
§ Высокая степень защищенности документов
§ эффективное управление и коммуникации в организации
Поисковые и сервисные возможности юридических пакетов
В настоящее время растет конкуренция между фирмами-производителями справочных правовых систем. Повышаются запросы пользователей СПС. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных.
Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами, уделяют больше внимания развитию сбытовых структур. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения.
Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные правовые системы. К ним относятся:
· объем информационного банка;
· скорость поиска документов по базе;
· актуальность информации и оперативность поступления документов;
· степень аутентичности документов оригиналу;
· юридическая обработка документов;
· формирование пользовательской базы;
· возможность удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии
и ряд других важных характеристик.
Особо следует отметить возможность использования гипертекста. Гипертекст – это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов.
Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названию документа, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл.
Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы “Кодекс”, “Юсис”, “Юрисконсульт”. Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю СПС “Гарант” и “Консультант Плюс”.
При поиске по слову в названии документа в большинстве систем пользователю самому необходимо ограничить длину слова. Однако, например, СПС “Гарант” и “Консультант Плюс” найдут нужные слова, даже если они в другом падеже.
Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете “Кодекс”. Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС “КонсультантПлюс” и “Гарант”, или система ссылок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете “Кодекс”.
Возможность ведения собственной базы данных пользователя реализована в СПС “КонсультантПлюс” и “Кодекс”. Многооконный режим работы предусмотрен в системах “КонсультантПлюс”, “Кодекс”.
Глубокой юридической обработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему “Гарант”. Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом. Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки.
Применение гипертекстовых технологий позволяет отображать, наряду с текстом основного акта, иные тексты – систему ссылок, комментарии, разные редакции (ретроспективу), информацию о противоречиях, разъяснения и т.п.
Гипертекстовая структура базы позволяет проследить все виды взаимосвязей правовых актов законодательства РФ. Формирование базы нормативных документов происходит на основе использования логических и семантических средств, а также данных общей теории права. Логический анализ дополняется семантическим.
Интеллектуальные технологии работы с информацией предназначены для использования, прежде всего, в информационно-аналитических службах различных сфер деятельности (государственного управления, СМИ, и т.д.). Развитие подобных систем происходит на стыке нескольких направлений: семантические сети, гипертекст, лингвистические процессоры.
Специальные методы индексации данных в современных СПС позволяют выявить неслучайную устойчивую связь документов, связанных с рассматриваемой проблемой, а также получить информацию, раскрывающую характер и содержание интересующих пользователя связей. Таким образом, можно получить информацию по любому аспекту проблемы, выстроить аргументации в поддержку той или иной гипотезы, проследить связь между не связанными на первый взгляд фактами, обстоятельствами, вопросами. При сравнении директивных документов и проектов выявляются тесно взаимосвязанные позиции, обозначаются некоторые неочевидные или неявные взаимосвязи в рамках исследуемой проблемы или ситуации. Анализ дает возможность «заметить» эти связи, зафиксировать их, получить достаточно полную и систематизированную картину этих связей.
Некоторые справочные правовые системы предоставляют пользователю уже не только все необходимые документы, но и целые базы консультаций по применению законодательства. Пользователю предоставляются разъяснения и консультации, подборки документов по бухгалтерскому учету и аудиту, описывается порядок действий при аудиторских проверках, предоставляются электронные версии энциклопедий.
Далее мы подробнее рассмотрим возможности, принципы функционирования, состав и систему поддержки некоторых наиболее популярных справочных правовых систем.
КонсультантПлюс.Системы КонсультантПлюс появились на российском рынке более пятнадцати лет назад и в настоящее время их пользователями являются более 500 000 человек. На всей территории России действует около 300 сервисных центров более чем в 150 городах, которые образуют Общероссийскую сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс. Центры сети обеспечивают оперативное, вплоть до ежедневного, обновление информационной базы СПС.
Наличие прямых договоров между фирмой-разработчиком КонсультантПлюс и более чем 100 основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает полное и оперативное включение правовых документов в базу системы. Среди партнеров – Аппарат Правительства РФ, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Центральный Банк РФ и др. Тройная проверка документов перед внесением в базу СПС гарантирует отсутствие ошибок в текстах документов. Возможна ситуация, когда в базе СПС документ отсутствует. В этом случае АО “КонсультантПлюс” может заказать нужный документ в виде ксерокопии или текстового файла.
Популярность систем КонсультантПлюс объясняется их мощными технологическими возможностями. СПС КонсультантПлюс созданы на базе технологии, разработанной в Координационном Центре сети КонсультантПлюс, включающей в себя две взаимосвязанные компоненты: информационно-поисковую систему и систему передачи информации.
Информационно-поисковая оболочка системы КонсультантПлюс имеет ряд особенностей. Это вызвано тем обстоятельством, что большинство стандартных СУБД предназначены для работы с числовыми данными и не содержат средств поиска по текстовым полям большого размера, тогда как нормативные документы, составляющие Информационный Банк СПС КонсультантПлюс, представляют собой преимущественно текстовые поля.
Все программные модули СПС КонсультантПлюс реализованы на языке С++ с использованием специально разработанного оригинального формата базы данных и способа индексации. В версии КонсультантПлюс 6.0 реализована автоматическая корректировка индексных файлов и гипертекстовых связей при добавлении и изменении документов. Специальные алгоритмы автоматической корректировки индексов по всем словам в тексте документов позволяют избежать полной переиндексации базы данных системы.
В основу алгоритма поиска положен принцип построения “инвертированных данных”, широко применяемый в полнотекстовых информационно-поисковых системах, дающий возможность независимо от объема информационной базы практически мгновенно осуществлять сложные поисковые операции.
В СПС КонсультантПлюс реализованы процедуры поиска по:
· его регистрационному номеру;
· названию органа, принявшего документ;
· дате и номеру регистрации в Минюсте;
· словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.
Возможность использования логических условий при формировании поискового запроса позволяет:
· работать только с последними редакциями документов;
· отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
· отбирать документы, поступившие в Информационный Банк пользователя за определенный промежуток времени.
Особенность систем КонсультантПлюс – оперативность доставки информации пользователю.
Специфика российских условий – отсутствие разветвленных информационных сетей и техническое несовершенство существующих линий связи. Это послужило причиной разработки оригинальной схемы передачи информации по Сети Консультант Плюс: АО “Консультант Плюс” – региональные информационные центры – пользователи. Алгоритмы и форматы обмена данными между эталонным информационным банком и абонентами сети КонсультантПлюс обеспечивают полную автоматизацию процедуры поддержания эквивалентности, достигающуюся передачей только новых и измененных документов. Такой способ называется “кусочным” пополнением, его реализация крайне важна для оперативности информационного обмена с помощью телекоммуникационных сетей в режиме OFF-LINE. Системы КонсультантПлюс доступны также в режиме ON-LINE через сеть Интернет.
Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога эталонного информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.
СПС КонсультантПлюс характеризуются также:
· высокой степенью сжатия информации;
· простотой и удобством работы с программной оболочкой.
Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок.
Во-первых, это многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Для рубрикатора с большим числом рубрик и уровней вложенности были разработаны необходимые средства отображения, которые позволяют:
· использовать преимущества “древовидной“ структуры рубрикатора;
· формировать сложные поисковые запросы, объединяя по разным логическим условиям произвольное число рубрик.
Во-вторых, это режим гипертекста, т.е. переходы из текста одного документа в другой по системе перекрестных ссылок. Главная особенность работы с нормативно-правовой информацией состоит в необходимости учета существующей связи между документами и отслеживании изменений, а также возможности получить для каждого документа из информационного банка списки прямых и обратных ссылок и в случае необходимости быстро перейти в текст документа по этим ссылкам.
Прямые ссылки – это документы, на которые действует просматриваемый. Обратные ссылки – документы, которые действуют на просматриваемый. Ссылки четко классифицированы по типам, упорядочены по важности и хронологии происходящих с документом изменений.
Введение гипертекста не повлияло на “кусочный” способ пополнения информационного банка. Это достигнуто за счет специально разработанных алгоритмов динамической настройки перекрестных ссылок.
В-третьих, разработан режим “папок” документов, т.е. возможность сохранять сформированные подборки документов по некоторым тематикам, производить их объединение или пересечение. Становится возможной коллективная работа нескольких пользователей над одной проблемой.
Встроенный редактор СПС КонсультантПлюс позволяет использовать фрагменты текстов документов из информационного банка системы, закладки, расставляемые пользователем в текстах документов, истории выполненных пользователем запросов.
СПС КонсультантПлюс представляет собой семейство самостоятельных систем, каждая из которых предназначена для специалистов определенного уровня.
Система КонсультантПлюс: ВерсияПроф. Это уникальная справочная система по российскому законодательству. Содержит законы и подзаконные акты, принятые на федеральном уровне. Дает возможность пользователям иметь у себя на компьютере специализированные документы, документы общеправового характера, документы смежных специализаций. Позволяет организовать тематическую базу, убрав тексты ненужных документов.
КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение – справочная система, содержащая все законодательные и нормативные акты РФ, а также документы свыше 80 министерств и ведомств. Включает в себя документы, содержащиеся в системе КонсультантПлюс:ВерсияПроф, а также ведомственные документы либо тематические с разноплановой правовой информацией узкоспециального характера.
Система КонсультантСудебнаяПрактика – справочная система, содержащая документы Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, обзоры дел, слушавшихся в разных судах, обзоры адвокатской и арбитражной практики.
КонсультантПлюс: Региональные выпуски. Содержит документы местного законодательства более 50 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Екатеринбург, Омск, Тюмень, Нижний Новгород и т.д.
КонсультантПлюс: Регионльное законодательство. Первая в России свободная база нормативных актов органов местной власти и органов управления.
КонсультантПлюс:Международноеправо. Содержит многосторонние документы СНГ, двусторонние договоры России.
Еще одна СПС семейства КонсультантПлюс: ДеловыеБумаги. Эта система представляет собой универсальную “мини-канцелярию”, содержащую формы большинства стандартных деловых документов.
Системы семейства КонсультантПлюс работают на любых IBM-совместимых компьютерах, в локальных сетях, доступны в сети Интернет в режиме ON-LINE.
Обновление баз СПС производится курьером, по почте, по сети Интернет (возможно ежедневное обновление). Имеется возможность ведения собственной базы данных.
СПС КонсультантПлюс прошла тестирование в США и признана полностью совместимой с операционными системами Windows. Учитывая, что справочные правовые системы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения всех крупных компаний, банков и государственных органов Российской Федерации, корректная работа правовых баз данных в операционных системах Microsoft имеет принципиальное значение для этих организаций.
В СПС КонсультантПлюс достигнут крупнейший в России объем информационного банка, включающего на середину 2007 года свыше 2.500.000 документов. Это документы федерального, регионального и международного права, а также аналитические, справочные и консультационные материалы по применению законодательства в судебной практике, в области бухучета, налогообложения, финансов и кредита. Новые документы передаются в систему ежедневно.
Гарант.Система ГАРАНТ разработана в 1990 году в научно-производственном предприятии “Гарант-Сервис”. Разработчики ставили перед собой задачу создания эффективной программной оболочки, позволяющей пользователям различной квалификации быстро получать необходимую информацию.
В настоящее время НПП “Гарант-Сервис” имеет более 300 представительств в регионах России и СНГ. Среди крупнейших клиентов компании – Центральный банк Российской Федерации, Внешторгбанк России, Сбербанк России, Инкомбанк, банк “Российский кредит”, ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы.
Постоянными партнерами компании являются органы власти и управления федерального и регионального уровней: Государственная Дума РФ, Администрация Президента РФ, Министерство финансов, Высший Арбитражный Суд РФ, мэрии Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Двусторонние договоры предусматривают обмен информацией и ведение совместных проектов. Новые документы поступают в базы ГАРАНТа практически сразу после утверждения, еженедельно производится обновление информационного банка.
В системе ГАРАНТ применена гипертекстовая технология представления правовой информации. Открыт доступ к российскому законодательству через Интернет.
Новые версии СПС разработаны на основе результатов анализа особенностей российского законодательства с использованием передовых компьютерных технологий. Система обеспечивает правовую поддержку принятия решения с учетом современных требований.
Система ГАРАНТ имеет отличные показатели по аутентичности электронных копий документов официальным. В информационных ресурсах компании “Гарант-Сервис” на сегодняшний день содержится более 2.000.000 документов и несколько гигабайт дополнительной экономической информации.
Кодекс. С документами любой выбранной базы данных выполняются все операции, доступные в системе. Команда Все документы позволяет отобразить на экране полный перечень документов, содержащихся в выбранной базе данных. Команда Выборка служит для поиска и выборки документов по заданным признакам. В окне Условия выборки можно: добавить новый признак, изменить значения уже выбранного признака, отказаться от ранее выбранного признака.
Два поля окна Документы содержат: в верхней части – список наименований документов, в нижней – полное название и атрибуты текущего документа. По умолчанию документы выстроены по алфавиту. Сортировка позволяет перестроить список по дате принятия, виду, номеру документа. Можно также сузить поиск уже среди найденных документов, вернувшись в окно Условия выборки и уточнив признаки.
В окне Текст документа доступны все функции просмотра и обработки текста, а также режимы просмотра и редактирования карточки документа, тематик и связей.
СПС Кодекс позволяет просмотреть перечень документов, связанных с данным, а также создать собственную базу данных. СПС Кодекс имеет полный набор средств для создания и ведения произвольного числа пользовательских баз данных.