Что такое революционный романтизм в литературе

Революционный романтизм

3. Революционный романтизм

Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818г.г.) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 году произведениями Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначавшей конец определенного периода. Элегический романтизм Жуковского и Батюшкова сыграл свою роль, и новая историческая обстановка потребовала расширения границ поэзии.

В романтизме Жуковского побеждают консервативные тенденции. В стороне от передового общественного и литературного движения новой эпохи остается и Батюшков. Но за ними продолжали идти их последователями. Однако очень скоро обнаружилось, что Пушкину, который был «учеником» обоих названных поэтов, и Вяземскому не по пути с ними.

Многое из того, что было написано декабристами, не увидело света в свое время или вовсе пропало. Сочинения декабристов, как и документы, касающиеся деятельности тайных обществ, уничтожались и самими авторами, и их близкими, и властями. А то, что уцелело, долгие десятилетия оставалось в царской России под цензурным запретом. Напечатанные за рубежом в основанной Герценом Вольной русской типографии и других местах сочинения декабристов не могли иметь в России легального распространения. Даже после революции 1905г. читатели не получили полного собрания сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917г. появилась возможность сделать общим достоянием многие не известные ранее произведения декабристов.

Зарождение некоторых идей, которые получили развитие в эстетике революционного романтизма, можно наблюдать еще на рубеже веков, в связи с начавшимся кризисом классицизма. Особенно большое значение для новой эстетики имели художественные воззрения Радищева: идея национальной самобытности искусства, признание общественной роли литературы, требования новых литературных форм, а также литературно-эстетические идеи, родившиеся в среде членов Дружеского Литературного общества. Национальный подъем 1812г. способствовал быстрому созреванию новых художественных взглядов.

Одним из первых, кто отразил те же общественные настроения и литературные интересы, был Федор Николаевич Глинка (1786-1880), член ранних декабристских организаций, позднее вышедший из тайного общества («Союза Благоденствия») и ставший во главе негласно связанного с декабристами Вольного общества любителей российской словесности. В «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить подвиги народных героев. В 1812г. появляется первая статья Кюхельбекера «Взгляд на нынешнее состояние русской словесности», напечатанное по-французски в петербургской газете и переведенное в том же году на русский язык в «Вестнике Европы». Начинающий литератор выступил против канонов классицизма, против «тиранства мнения», за новые литературные принципы, рождение которых он усматривает у Радищева и некоторых других. В то же время Кюхельбекер приветствует Жуковского, который «не только переменяет внешнюю форму нашей поэзии, но даже дает ей совершенно другие свойства». Различие прогрессивных и регрессивных тенденций в романтизме было еще не ясно Кюхельбекеру, что не помешало ему занять место в ряду передовых литераторов.

Сторонником нового направления заявил себя уже в ранних статьях (1816-17г.г.) Петр Андреевич Вяземский. Он высказал романтическую идею о поэте-гении, создателе новых не известных законодателям классицизма литературных видов, и дал высокую оценку русской народной поэзии. В письме к А.И.Тургеневу (22 ноября 1818г.) Вяземский предложил для обозначения этой особенности художественного творчества термин народность. Тем самым одна их важнейших идей романтической эстетики получила свое терминологическое значение. Жизнь показала, что инициатива Вяземского была удачной.

Рядом с именем Кюхельбекера в журналах скоро появляется имя А.Бестужева, стремившегося еще более последовательно, чем Кюхельбекер, оценивать литературное явление в свете политических и эстетических идей декабризма. Первым широким обзором русской литературы с позиций революционно-романтической эстетики явилась статья Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Спустя год в «Мнемозине» Кюхельбекер выступил с важной критико-теоретической статьей «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». В 1825г. вышла статья Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». Литературным манифестом революционного романтизма явилось предисловие Рылеева к отдельному изданию его «дум» (1825г.). Большое значение имели годичные обзоры русской литературы Бестужева. Этим перечнем далеко не исчерпывается круг критических и теоретических работ декабристов.

Источник

Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века
Раздел второй. Глава пятая. Революционный романтизм

Глава пятая.

Революционный романтизм

В то время, когда Жуковский и Козлов искали выхода из противоречий действительности в примиряющем с жизнью христианском идеале, а Батюшков и Гнедич бежали от гнетущей современности в идеализированный мир античности, в русской литературе развилось и окрепло новое направление романтизма, направление боевое, бодрое, революционное. Источником вдохновения для этого направления явились идеалы и стремления лучших людей России, воспитанных великими историческими победами русского народа в 1812-1814 годах. Выдающимися представителями революционного романтизма являются Владимир Раевский, Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бестужев.

Продолжение и развитие гражданских традиций, традиций высокой социальной и философской мысли, а также соответствующего поэтического языка и поэтических жанров было одним из условий возникновения оригинального, нового и новаторского по своему существу направления революционного романтизма декабристов, со своей тематикой, положительным образом, социальным и эстетическим идеалом, со своей эстетической программой.

Литература и действительность в эстетических представлениях декабристов

Главная задача литературы

Декабристская поэзия подхватила гражданское направление, которое развивали в своих произведениях просветители «Вольного общества» в начале века. Только у декабристов ярче и конкретнее мысль о социальной миссии литературы: она должна поднять на борьбу за свободу, за свержение цепей, которыми окован народ, за уничтожение самовластья как источника всех общественных бед и зол. Просветители «Вольного общества» положили почин поэтического прославления тираноборца. Поэзия декабристов запела гимны Бруту-тираноборцу и Риего, предводителю вооруженного восстания против королевской власти. И она запела эти гимны, надеясь, что найдутся русские последователи и Брута и Риего.

Пушкин спорил с декабристами. Он недоволен был суровым приговором Жуковскому, который произнес Александр Бестужев. Он писал Рылееву: «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности» 4 и не согласился с поэтом.

Революционный романтизм декабристов взывал к отваге, душевной ясности и твердости. Как же мог он мириться с настроениями обреченности, непрестанной элегии, душевной расслабленности, апеллирующей к потусторонним силам? Вместо Аполлона декабристы ставили во главе муз Революцию, и поэзия, как одна из муз, должна была настраиваться на тон, задаваемый приближающимся грозным, и как сказал Рылеев, «роковым временам».

Идеал поэта

Кюхельбекер воспевал «вооруженную свободу, борьбу народов и царей» («Прощание»), клеймил ненавистным словом гнусных «ласкателей самовластья» в России («А. П. Ермолову») и толпу тиранов, «гнетущих вековым жезлом немые Запада народы» («К Вяземскому»). В песне-гимне декабристов, написанной Павлом Катениным, сказано:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!

Революционный романтизм выразил самое важное, самое глубокое, самое больное для страны противоречие между вековыми стремлениями народа к свободе и гнетом самодержавия. Декабристы открыли путь для политической поэзии в истории русской литературы. Самодержавие они никогда не отделяли от крепостничества.

Рубцы от помещичьих плетей как будто прошли по сердцу декабристов. «Соучастье» в народных бедах, бесправии, унижении было до крайности непосредственным, острым. В стихотворении «Тень Рылеева» Кюхельбекер вкладывает в уста поэта-вождя прекрасные слова:

Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу!

Выражая социально-исторические тенденции, наиболее отвечающие интересам народа, революционные романтики далеки от мысли писать о народе и для народа. Своим идейным пафосом они вызывали симпатии к народу и благодаря этому приготовляли почву для поворота русской литературы лицом к мужику. Но их собственное творчество ни в какой мере не ставило задачи введения в литературу правдивого образа русского крестьянства.

перевод французского la nation. Принцип народности в этом смысле заострен против подражательности, против идеологии низкопоклонства перед иностранщиной, характерной черты русского барства. Декабристы призывали любить свою родную землю и быть разумно гордыми своим народом, своей культурой. Они говорили: русские отняли у французов лавры Марса; они смогут оспаривать у них и лавры Аполлона! Пора перестать вздыхать по-стерновски, рассыпаться в любезностях по-французски, залетать в туманные дали по-немецки! У русского народа есть героическая история, есть свой дух и нравы, есть своя поэзия.

Стиль революционного романтизма

Декабристская идея самобытности сыграла важную роль в истории литературы. Благодаря их попытке овладеть формами народной поэзии и народного поэтического языка образцы агитационной поэзии, данные Рылеевым и Александром Бестужевым, оставили неизгладимый след в русской поэзии.

Семантическая двуплановость поэтического слова сочетается у революционных романтиков с повышенным интересом к выразительной, а не к изобразительной стороне слова. Декабристская поэзия заставила сверкать слово оценочными, экспрессивными своими оттенками.

(В. Раевский «К друзьям»)

живой образ явления, а в том, чтобы взволновать его, заразить его социальными высокими эмоциями поэта-революционера.

Декабристы пустили в оборот обширный запас политической лексики, слово приобрело в их употреблении острый социальный смысл. «Объясняя» слова, Раевский вел политическую работу в ланкастерской школе. Слово «труд» неожиданно стало заместителем революции, восстания, вооруженного свержения деспотизма: Кюхельбекер, отзываясь на восстание греков против турецкого владычества, писал:

На страшный и священный труд
Помчались радостные греки!

Выражая высокий строй дум и чувств, революционный романтик строит свое лирическое произведение на основе ораторских, декламационно-выразительных синтаксических фигур, задавая вопросы, отвечая на них, ломая строку, чтобы выразить в интонационно-синтаксическом контрасте глубину противоречий между сущим и желаемым, между тем, что отвергается, и тем, что манит и воодушевляет. «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан. Нет, не способен я. » (Рылеев); «Зовет вас долг-добро святое. Спешите!» (Раевский); «Иди к народу, мой пророк!» (Ф. Глинка); «Свобода! Ты царствуй над нами!» (Катенин); «О сонм глупцов бездушных и счастливых! Вам нестерпим кровавый блеск венца» (Кюхельбекер); «Терпите,- думают,- лишь было б нам легко: далеко от царя, до бога высоко!» (А. Бестужев). Поэт-декабрист, когда пишет, чувствует себя будто на трибуне или во всяком случае среди единомышленников, ожидающих от поэта призывного слова.

Идейная направленность творчества революционных романтиков оказалась в противоречии с выработанными Жуковским и Батюшковым поэтическими жанрами. Романтизм Жуковского из лирических жанров наибольшее внимание уделял элегии. Этот жанр созвучен жалобам на жизнь, из роковых противоречий которой не видно реального выхода. Революционные романтики отвергли в основном этот характерный для романтизма жанр. Они вернулись к практике поэтов «Вольного общества» и стали культивировать боевые, горящие гражданским пафосом, оды. Это не возврат к оде XVIII века, парившей вокруг престола. Они развивали традиции той оды, которую создавали Пнин, Борн, Попугаев, Востоков. Кстати, Кюхельбекер очень хорошо знал не только Востокова, но и Борна: его парижская речь о русском языке и литературе построена в некоторых своих частях на критическом использовании плодотворного опыта Борна в его «Кратком руководстве к российской словесности».

социального неравенства; о первопричинах бытия, о бессмертии великих идей, о конечном торжестве свободы составляют идейное содержание элегий «первого декабриста». Они поэтому насыщены философской терминологией и отличаются мужественным тоном, ораторски-декламационным строем фразы.

Жанр дружеского послания также изменился, наполнившись вопросами большого политического значения. Не отступник «света», сельский мудрец, живущий в союзе с поэзией, любовью, вином и друзьями и таким образом отстаивающий свою личную независимость, а политический борец, гневный, мужественный, гордый перед своими врагами, вырисовывается в дружеских посланиях Раевского («К друзьям»), Кюхельбекера («Поэты», «К друзьям, на Рейне», «К Вяземскому»), Рылеева («Бестужеву»). Слияние интимного с общественно-значимым, характерное для этих посланий, впервые было достигнуто в знаменитом послании Батюшкова «К Дашкову». Но Батюшкову не удалось утвердиться в этом поэтическом жанре. Его разработали декабристы. Пушкин придал этому жанру классическую форму.

Лирический по своему отношению к действительности, революционный романтизм пытался создать также и свою прозу и свою драматургию. Повесть А. Бестужева имела успех и была значительным фактом литературной жизни накануне декабристского восстания. Такие произведения А. Бестужева, как «Роман и Ольга», «Ревельский турнир», противостоят сентиментальной прозе своей антидворянской направленностью и идеализацией новгородского республиканизма. Но истинной жизни и в них очень мало, а язык изобилует цветистой фразеологией.

Примечания

3 («Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером», ч. П. М., 1824, сто. 36-37.)

6 («Литературное наследство», т. 59. М. Изд-во АН СССР, 1954, стр. 374, 375.)

Источник

РОМАНТИКА РЕВОЛЮЦИОННАЯ

Полезное

Смотреть что такое «РОМАНТИКА РЕВОЛЮЦИОННАЯ» в других словарях:

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — творческий метод социалистического иск ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор… … Эстетика: Словарь

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата … Литературная энциклопедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Шварцман Ошер Маркович — (1889 1919), еврейский поэт. В лирике душевная чистота, влюблённость в жизнь, революционная романтика: сборники «Стихи» (опубл. в 1923), «Стихи и письма» (опубл. в 1935). Погиб на фронте в Гражданскую войну. * * * ШВАРЦМАН Ошер Маркович ШВАРЦМАН … Энциклопедический словарь

Табидзе, Галактион — [1892 ] выдающийся грузинский советский поэт. Род. в семье учителя. Учился в тбилисской духовной семинарии. Т. один из организаторов журнала «Мнатоби», в разное время редактировал журнал «Ломиси». В июне 1935 Т. принимал… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературе

Что такое романтизм?

Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературе

Романтизм в литературе

Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Романтизм в поэме «Мцыри»

Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.

Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературе

Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.

Источник

Что такое революционный романтизм в литературе

Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературеЧто такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературеЧто такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературеЧто такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературеЧто такое революционный романтизм в литературе. Смотреть фото Что такое революционный романтизм в литературе. Смотреть картинку Что такое революционный романтизм в литературе. Картинка про Что такое революционный романтизм в литературе. Фото Что такое революционный романтизм в литературе

Глава пятая. Революционный романтизм

В то время, когда Жуковский и Козлов искали выхода из противоречий действительности в примиряющем с жизнью христианском идеале, а Батюшков и Гнедич бежали от гнетущей современности в идеализированный мир античности, в русской литературе развилось и окрепло новое направление романтизма, направление боевое, бодрое, революционное. Источником вдохновения для этого направления явились идеалы и стремления лучших людей России, воспитанных великими историческими победами русского народа в 1812-1814 годах. Выдающимися представителями революционного романтизма являются Владимир Раевский, Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бестужев.

* ( «Полярная звезда», изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым», М.- Л., Изд-во АН СССР, 1960, стр. 18.)

Продолжение и развитие гражданских традиций, традиций высокой социальной и философской мысли, а также соответствующего поэтического языка и поэтических жанров было одним из условий возникновения оригинального, нового и новаторского по своему существу направления революционного романтизма декабристов, со своей тематикой, положительным образом, социальным и эстетическим идеалом, со своей эстетической программой.

Литература и действительность в эстетических представлениях декабристов

Главная задача литературы

* ( В. Раевский. К друзьям в сб.: «Декабристы». М.- Л., Гослитиздат, 1951, стр. 60.)

Декабристская поэзия подхватила гражданское направление, которое развивали в своих произведениях просветители «Вольного общества» в начале века. Только у декабристов ярче и конкретнее мысль о социальной миссии литературы: она должна поднять на борьбу за свободу, за свержение цепей, которыми окован народ, за уничтожение самовластья как источника всех общественных бед и зол. Просветители «Вольного общества» положили почин поэтического прославления тираноборца. Поэзия декабристов запела гимны Бруту-тираноборцу и Риего, предводителю вооруженного восстания против королевской власти. И она запела эти гимны, надеясь, что найдутся русские последователи и Брута и Риего.

* ( «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером», ч. П. М., 1824, сто. 36-37.)

* ( А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в десяти томах, т. X. М.- Л.. Изд-во АН СССР, 1949, стр. 118.)

Революционный романтизм декабристов взывал к отваге, душевной ясности и твердости. Как же мог он мириться с настроениями обреченности, непрестанной элегии, душевной расслабленности, апеллирующей к потусторонним силам? Вместо Аполлона декабристы ставили во главе муз Революцию, и поэзия, как одна из муз, должна была настраиваться на тон, задаваемый приближающимся грозным, и как сказал Рылеев, «роковым временам».

Идеал поэта

Литература и народ

Кюхельбекер воспевал «вооруженную свободу, борьбу народов и царей» («Прощание»), клеймил ненавистным словом гнусных «ласкателей самовластья» в России («А. П. Ермолову») и толпу тиранов, «гнетущих вековым жезлом немые Запада народы» («К Вяземскому»). В песне-гимне декабристов, написанной Павлом Катениным, сказано:

* ( В сб.: «Декабристы», Гослитиздат, М.- Л., 1951, стр. 88.)

Революционный романтизм выразил самое важное, самое глубокое, самое больное для страны противоречие между вековыми стремлениями народа к свободе и гнетом самодержавия. Декабристы открыли путь для политической поэзии в истории русской литературы. Самодержавие они никогда не отделяли от крепостничества.

Рубцы от помещичьих плетей как будто прошли по сердцу декабристов. «Соучастье» в народных бедах, бесправии, унижении было до крайности непосредственным, острым. В стихотворении «Тень Рылеева» Кюхельбекер вкладывает в уста поэта-вождя прекрасные слова:

Выражая социально-исторические тенденции, наиболее отвечающие интересам народа, революционные романтики далеки от мысли писать о народе и для народа. Своим идейным пафосом они вызывали симпатии к народу и благодаря этому приготовляли почву для поворота русской литературы лицом к мужику. Но их собственное творчество ни в какой мере не ставило задачи введения в литературу правдивого образа русского крестьянства.

Декабристы первые провозгласили принцип народности в русской литературе. Но народность на их языке означала не что иное, как национальную самобытность. Само слово народность создано было Вяземским как перевод французского la nation. Принцип народности в этом смысле заострен против подражательности, против идеологии низкопоклонства перед иностранщиной, характерной черты русского барства. Декабристы призывали любить свою родную землю и быть разумно гордыми своим народом, своей культурой. Они говорили: русские отняли у французов лавры Марса; они смогут оспаривать у них и лавры Аполлона! Пора перестать вздыхать по-стерновски, рассыпаться в любезностях по-французски, залетать в туманные дали по-немецки! У русского народа есть героическая история, есть свой дух и нравы, есть своя поэзия.

Стиль революционного романтизма

Декабристская идея самобытности сыграла важную роль в истории литературы. Благодаря их попытке овладеть формами народной поэзии и народного поэтического языка образцы агитационной поэзии, данные Рылеевым и Александром Бестужевым, оставили неизгладимый след в русской поэзии.

Семантическая двуплановость поэтического слова сочетается у революционных романтиков с повышенным интересом к выразительной, а не к изобразительной стороне слова. Декабристская поэзия заставила сверкать слово оценочными, экспрессивными своими оттенками.

(В. Раевский «К друзьям»)

Декабристы пустили в оборот обширный запас политической лексики, слово приобрело в их употреблении острый социальный смысл. «Объясняя» слова, Раевский вел политическую работу в ланкастерской школе. Слово «труд» неожиданно стало заместителем революции, восстания, вооруженного свержения деспотизма: Кюхельбекер, отзываясь на восстание греков против турецкого владычества, писал:

* ( «Литературное наследство», т. 59. М. Изд-во АН СССР, 1954, стр. 374, 375.)

Выражая высокий строй дум и чувств, революционный романтик строит свое лирическое произведение на основе ораторских, декламационно-выразительных синтаксических фигур, задавая вопросы, отвечая на них, ломая строку, чтобы выразить в интонационно-синтаксическом контрасте глубину противоречий между сущим и желаемым, между тем, что отвергается, и тем, что манит и воодушевляет. «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан. Нет, не способен я. » (Рылеев); «Зовет вас долг-добро святое. Спешите!» (Раевский); «Иди к народу, мой пророк!» (Ф. Глинка); «Свобода! Ты царствуй над нами!» (Катенин); «О сонм глупцов бездушных и счастливых! Вам нестерпим кровавый блеск венца» (Кюхельбекер); «Терпите,- думают,- лишь было б нам легко: далеко от царя, до бога высоко!» (А. Бестужев). Поэт-декабрист, когда пишет, чувствует себя будто на трибуне или во всяком случае среди единомышленников, ожидающих от поэта призывного слова.

Идейная направленность творчества революционных романтиков оказалась в противоречии с выработанными Жуковским и Батюшковым поэтическими жанрами. Романтизм Жуковского из лирических жанров наибольшее внимание уделял элегии. Этот жанр созвучен жалобам на жизнь, из роковых противоречий которой не видно реального выхода. Революционные романтики отвергли в основном этот характерный для романтизма жанр. Они вернулись к практике поэтов «Вольного общества» и стали культивировать боевые, горящие гражданским пафосом, оды. Это не возврат к оде XVIII века, парившей вокруг престола. Они развивали традиции той оды, которую создавали Пнин, Борн, Попугаев, Востоков. Кстати, Кюхельбекер очень хорошо знал не только Востокова, но и Борна: его парижская речь о русском языке и литературе построена в некоторых своих частях на критическом использовании плодотворного опыта Борна в его «Кратком руководстве к российской словесности».

Декабристы писали и элегии, но это лишь в тех случаях, когда разрабатывалась тема большого философского содержания; таковы элегии В. Раевского. Не вздохи о потустороннем мире,- размышления об источниках социального неравенства; о первопричинах бытия, о бессмертии великих идей, о конечном торжестве свободы составляют идейное содержание элегий «первого декабриста». Они поэтому насыщены философской терминологией и отличаются мужественным тоном, ораторски-декламационным строем фразы.

Жанр дружеского послания также изменился, наполнившись вопросами большого политического значения. Не отступник «света», сельский мудрец, живущий в союзе с поэзией, любовью, вином и друзьями и таким образом отстаивающий свою личную независимость, а политический борец, гневный, мужественный, гордый перед своими врагами, вырисовывается в дружеских посланиях Раевского («К друзьям»), Кюхельбекера («Поэты», «К друзьям, на Рейне», «К Вяземскому»), Рылеева («Бестужеву»). Слияние интимного с общественно-значимым, характерное для этих посланий, впервые было достигнуто в знаменитом послании Батюшкова «К Дашкову». Но Батюшкову не удалось утвердиться в этом поэтическом жанре. Его разработали декабристы. Пушкин придал этому жанру классическую форму.

Лирический по своему отношению к действительности, революционный романтизм пытался создать также и свою прозу и свою драматургию. Повесть А. Бестужева имела успех и была значительным фактом литературной жизни накануне декабристского восстания. Такие произведения А. Бестужева, как «Роман и Ольга», «Ревельский турнир», противостоят сентиментальной прозе своей антидворянской направленностью и идеализацией новгородского республиканизма. Но истинной жизни и в них очень мало, а язык изобилует цветистой фразеологией.

Критикуя Пушкина, оспаривая его мнения и даже метод, декабристы, однако, все свои надежды на великую русскую литературу связывали с этим именем. Они поддержали Пушкина в его нелегкой судьбе.

Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)

* ( А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в десяти томах, т. X. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 131.)

Жизнь и борьба Рылеева

* ( К Ф Рылеев. Полн. собр. соч. М.-Л., «Academia», 1934, стр. 437.)

* ( К. Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. М.- Л., «Academia», 1934, стр. 446.)

** ( «Воспоминания Бестужевых». М.- Л., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 14.)

* ( Цит по кн.: К. Аксенов. Северное общество декабристов. Л., Лениздат, 1951, стр. 222, 224.)

* ( К. Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. М.- Л., «Academia», 1934, стр. 519.)

Обращаясь к великой тени Рылеева, Огарев предсказывал ему вечную любовь русского народа, когда он завоюет себе свободу:

Лирика Рылеева

Прежде чем выступить со стихами в печати, Рылеев писал «для себя» на протяжении целых восьми лет. Тут была упомянутая «Кулакияда» и сентиментально-нежные послания к Делиям и Доридам, совершенно в духе карамзинских эпигонов, и эпиграммы, и надгробные надписи, и воспевания «младого поэта», ставшего анахоретом, ненавидящим «столичной жизни цепи».- в подражание Батюшкову.

Первым произведением, выразившим рылеевское направление в поэзии периода 1812-1825 годов, была его сатира «К временщику». Свободолюбивые стихи и эпиграммы Пушкина ходили по рукам в списках. Рылеев выступил в печати, подписавшись полным своим именем.

* ( «Воспоминания Бестужевых» М.- Л., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 12.)

В сатире «К временщику» автор не задавался целью нарисовать образ временщика в его живых, конкретных чертах. Эту задачу поставил бы перед собой поэт-реалист. У Рылеева иная творческая установка: обличить временщика, взяв его в самых общих политических качествах, заклеймить его негодованием, вызвать к нему презрение в читающей публике. Произведение по своему творческому методу романтично.

* ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 6. стр. 171.)

Наряду с главным направлением поэзия Рылеева не чужда была других важных тем и вопросов, характерных для гуманистической русской литературы.

* ( К Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. М.-Л., «Academia», 1934, стр. 298-299.)

Доблесть защитников отечества нисколько не отрицалась Рылеевым. Он знал ей цену. Но отдавая дань патриотического уважения и любви «грозе врагов», «щиту отчизны», поэт гораздо выше ставил героя гражданской доблести.

* ( «Воспоминания Бестужевых». М.- Л., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 16.)

** ( К. Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. М.- Л., «Academia», 1934, стр. 373.)

Первое стихотворение цикла «В альбом Т. С. К.» показывает, как велика была влекущая сила «опасности любезности» и «волшебной сладости речей» загадочной для поэта женщины. Но при всей силе очарования, которым отличалась она, поэт нашел в себе силу сопротивления этому очарованию. Ему на помощь пришло яркое воспоминание первой любви, соединившей его судьбу с дорогой женщиной-подругой:

Поэт остается верным своей подруге, остается «обетам верный навсегда». Однако победа логики над чувством оказалась кратковременной и непрочной. В «Элегии» пропета песнь восторжествовавшему «опасному» очарованию.

Третье стихотворение «Покинь меня, мой юный друг!» передает душевное смятение, наступившее тотчас за победой страсти над рассудком. Любовь оказалась ужасным недугом. Она внесла в мир поэта муки раздвоения. Его сердце рвется из обольстительных сетей и замирает в них от блаженства. Побежденный победитель умоляет покинуть его. Но сказав «покинь», он уже протягивает руки для новых объятий.

Как же развертывается это противоречие и чувств и дум? Бессильный справиться с погибельной страстью, поэт взывает, наконец, к ненависти, чтобы она заступилась за его честь против злой и преступной страсти. Но и ненависть не помогла. Как же поэт справился с увлечением? Стихотворение «Я не хочу любви твоей» завершает цикл. В нем поэт находит в конце концов выход, но не в каком-либо сильном и победоносном личном чувстве, а в своей глубокой гражданской сущности, в тех моральных силах, которые выводят человека из тесной сферы личных бурь и потрясений в необозримый мир общественных обязанностей.

Как в творчестве Рылеева политический поэт доминирует над поэтом лирических переживаний, так и в его интимном человеческом чувстве побеждает не человек-семьянин, а человек-гражданин, все силы которого поглощены политической борьбой.

Лирический цикл Рылеева по сущности выраженных в нем идеи и по мастерству поэтического их выражения относится к подлинным жемчужинам русской поэзии.

Своеобразным лирическим циклом являются агитационные песни Рылеева и А. Бестужева, выразившие идеологию декабризма в стилизованной народно-поэтической манере. В агитационных песнях высказано негодование декабристов против крепостного права и царской бюрократии, а также глубокое, искреннее сочувствие закрепощенному народу, с которого дерут по две шкуры и которым торгуют, как скотом. Гуманизм агитационных песен соединен с идеей революции. Особенно ясно идея расправы с притеснителями народа и их властью, самодержавием выражена в песне «Как идет кузнец да из кузницы».

В 1825 году все думы изданы отдельным сборником под общим названием: «Думы. Сочинения К. Рылеева», с посвящением Н. С. Мордвинову, которого поэт считал воплощением «гражданского мужества».

Рылееву важно не то, чтобы историческое лицо предстало перед читателем во всей живости и конкретности своих качеств, ему важно выразить самого себя в форме рассказа об историческом деятеле.

* ( А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в десяти томах, т. X. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 141.)

* ( А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в десяти томах, т. X. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 81, 118, 124.)

Поэма «Войнаровский»

В 1823 году, еще захваченный работой над думами, Рылеев начал писать поэму «Воинаровский». Вскоре эта работа поглотила всего поэта, и думы были оставлены бесповоротно. В следующем году в печати появились отрывки из поэмы, а в марте 1825 года она вышла в Москве отдельным изданием. Автор счел необходимым сопроводить поэму специальными примечаниями (они написаны П. М. Строевым и авторизованы Рылеевым), разъясняющими исторические, этнографические и реально-бытовые элементы текста, например: юрта, ясак, жирник, толокно, гайдамак и т. п. Цензура потребовала от автора примечаний к отдельным местам в похвалу Петру и в порицание Мазепе. Катенин удивлялся тому, что цензура пропустила поэму, но прибавлял: «Зато какими замечаниями изукрасила!» Были сделаны и важные цензурные изъятия, например, оказалась вычеркнутой последняя строка из слов Мазепы: «Пусть судьба грозит стране родной злосчастьем, уж близок час, близка борьба, борьба свободы с самовластьем». В 1950 г. советские исследователи открыли при разборке архива Якушкиных несколько отрывков из поэмы, перебеленных автором, но не вошедших в текст первого издания. Причины, по которым беловые фрагменты оказались изъятыми, еще не установлены. «Думаю, что ты получил уже из Москвы Войнаровского,- писал Рылеев А. С. Пушкину 10 марта 1825 года.- По некоторым местам ты догадаешься, что он несколько ощипан. Делать нечего. Суди, но не кляни». Сам автор многое приспосабливал к цензурным требованиям, прибегал «к хитростям» и говорил за «Войнаровского для Бирукова».

В отличие от дум, в поэме известным образом реалистически мотивировано романтическое представление Мазепы, далекое от исторической сути этого деятеля. Мазепа «рисуется», Мазепа сам себя представляет борцом, патриотом и гражданином. Ему нужны сподвижники в его изменническом деле, и нужно показать себя в наиболее выгодном свете. В конце концов оказывается, что Мазепа обманул и Войнаровского и казаков, которые поверили ему и пошли за ним. Украинский народ проклял изменника. Об этой особенности образа Мазепы сказано самим Рылеевым в предисловии к поэме: «Может быть, читатели удивятся противоположности характера Мазепы, выведенного поэтом и изображенного историков. Считаем за нужное напомнить, что в поэме сам Мазепа описывает свое состояние и представляет оное, может быть, в лучших красках. «. Ничего подобного Рылеев не говорил относительно героев своих дум. Эта оговорка не что иное, как победа Пушкина, критиковавшего думы за отсутствие исторической правды. Рылеев уступает реализму, в романтическую трактовку исторической личности вносит реалистические пояснения.

Чтобы сгладить противоречие между тем, как представляется Мазепа в своих декларациях и каким он был в действительности, (без этого поэма лишена была бы эстетической убедительности), Рылеев заставляет Войнаровского, даже после того как пленные казаки точно и ясно передали отношение украинского народа к иуде Мазепе, сомневаться и в том, что говорил ему о себе Мазепа, и в том, что говорят о Мазепе в народе.

* ( К. Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. М.- Л, «Academia», 1934, стр. 616.)

Итак, суть не в демонической натуре изображаемого, а в условиях, созданных самым вульгарным, самым обыкновенным законом беспощадного в своей мстительности самодержавного государства.

В образах Войнаровского и Мазепы кажущееся демоническое начало, создаваемое условиями восприятия личности того и другого, соединено с обыкновенными человеческими чувствами: Мазепа дрожит от страха, преследуемый муками своей нечистой совести; Войнаровский под конец становится просто «страдальцем-другом» Миллера. Впрочем, умирает он в чисто романтическом духе: на могиле любимой жены, под наклонившимся крестом.

Четко, полновесно звучат стихи поэмы, выражающие мысли о борьбе против самовластья, о любви к родине, о презрении к самоубийству. Многие картины природы написаны мастерски.

Со страниц поэмы вживе встает «страна метелей и снегов», сибирская земля с ее могучими лесами и реками, с морозом, который «стреляет» в глуши дубравы, с пушистым снегом, засыпающим Войнаровского в его «оцепененье роковом». Образы, сравнения, поэтические определения часто наполнены живыми впечатлениями бытия. Но есть и сентиментальности, охи, ахи, неверные обороты, романтическая изысканность выражений.

Написанная под влиянием «Кавказского пленника», поэма Рылеева воплощает в себе движение русской литературы к поэме реалистического склада типа «Полтавы». Она, действительно, «нужна была» для истории русской литературы с ее стремлением к отражению сущей правды жизни, характеров и обстоятельств.

Незавершенные творческие планы Рылеева

* ( «Московский телеграф», 1825, ч. II, № 8, стр. 328.)

В «Исповеди Наливайко» классически выражена политическая суть поэзии Рылеева. Герцен писал, что в этой исповеди героя-борца, решившего жизнь отдать за грядущую свободу народа,- весь Рылеев. «Исповедь Наливайко» врезалась в сердца русских революционеров.

Начав с подражаний Жуковскому и Батюшкову, Рылеев поднялся на самую вершину революционного романтизма и в самом разгаре творчества почувствовал тягу к реалистическому искусству. В творчестве Рылеева революционный русский романтизм достиг наивысших успехов, в нем же началось внутреннее самоотрицание этого метода во имя реализма.

Источники и пособия

Творчество Рылеева стало известно читателю во всем своем объеме только благодаря Великой Октябрьской социалистической революции. Советские литературоведы и историки собрали, освободили от цензурных извращений, правильно оценили творчество одного из вождей дворянских революционеров.

В 1861 году Герцен и Огарев издали сборник под названием «Русская потаенная литература XIX века». В замечательном Предисловии к сборнику, написанном Огаревым, характеристике поэзии Рылеева отведены задушевнейшие страницы. Здесь Рылеев оценивается как поэт, равносильный по влиянию на современников самому Пушкину.

Впервые сочинения Рылеева в России появились только в 1872 году: «Сочинения и переписка Кондратия Федоровича Рылеева». Под ред. П. А. Ефремова. СПб., 1872; изд. 2-ое, 1874.

Первое полное собрание сочинений издано лишь в советское время: К. Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. Ред., вступ. статья и комментарии А. Г. Цейтлина, М.- Л., «Academia», 1934. Это лучшее издание до настоящего времени. Помимо поэтических текстов, здесь опубликованы письма Рылеева и к Рылееву, прозаические опыты («Провинциал в Петербурге», «Чудак», «Женская игрушка», «Победная песнь героям» и др.), комедия в одном действии без заглавия, критические и публицистические статьи, планы и программы различных произведений.

Издание сопровождено отличным по фактическому материалу комментарием. Но в комментарии и в особенности во вступительной статье А. Г. Цейтлина выпирает вульгарно-социологическая методология, что снижает ценность издания.

Из новейших изданий следует отметить: К. Ф. Рылеев. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., Гослитиздат, 1956. Подготовка текста и примечания Ю. Г. Оксмана. Вступительная статья В. Г. Базанова.

Новые материалы из литературного наследия опубликованы в «Литературном наследстве», т. 59, Декабристы-литераторы, 1. М., Изд-во АН СССР, 1954.

Основой научной оценки наследия Рылеева явились высказывания В. И. Ленина о декабристах, особенно в работах «Памяти Герцена», «Из прошлого рабочей печати в России», «О национальной гордости великороссов», «Доклад о революции 1905 года».

Важнейшие работы последних лет: В. Г. Базанов. Поэты-декабристы. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950; А. Г. Цейтлин. Творчество Рылеева. М., Изд-во АН СССР, 1955; В. Базанов. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.- Л., Гослитиздат, 1961. О жизни и деятельности Рылеева: Кирилл Пигарев. Жизнь Рылеева. М., «Советский писатель», 1947.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *