Что такое рейтинговая работа в университете

Что такое рейтинговая работа в университете

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

С каждым годом правительства всех стран мира все больше и больше используют рейтинги для оценки своих национальных систем образования. В России, например, наиболее известен «Проект 5-100», инициированный в рамках реализации майских указов Президента (2012 год). Отобранным университетам (21 вуз) поставили задачу: при государственной поддержке не менее 5 из них должны войти в ТОП-100 глобальных рейтингов к 2020 году.

«Рейтинговая гонка» началась неспроста, правительства лишь фиксируют происходящие в обществе явления. Так, по данным международного агентства Hobsons, помогающего абитуриентам с подбором вуза, 37% студентов использовали международные рейтинги при выборе университета.

Но все-таки многие родители и абитуриенты задают закономерные вопросы: «Какой толк от всех этих рейтингов? Как они помогут нам выбрать университет и не прогадать?»

Международное образование – совсем другая история. Здесь выбор более осознан со стороны как родителей, так и самих абитуриентов. И им, конечно, требуется внешний навигатор, поскольку в мире огромное количество вузов (30 тысяч по данным Webometrics).

Выбираем программу бакалавриата

При выборе первого образования уровня бакалавриата ориентируйтесь на рейтинги, учитывающие качество образования. Общий балл вуза может быть первичным ориентиром, но не более. Преподавание как отдельное направление учитывается в таких рейтингах, как Round University Ranking (RUR) и Times Higher Education (THE).

Результаты здесь могут быть довольно неожиданными. Так, например, ведущие вузы Китая занимают очень высокие позиции по качеству преподавания (по данным 2020 года): Пекинский университет (Peking University) – 14-е место, Университет Циньхуа (Tsinghua University), который закончил нынешний лидер КНР Си Цзиньпин – 23-е. Отечественные вузы, кстати, тоже не отстают: МГУ им. М.В. Ломоносова занимает 31-е место в мире по качеству преподавания согласно данным рейтинга RUR.

Практический пример.
Допустим, вас интересуют естественные науки и вы рассматриваете в качестве приоритета обучение в Германии. То есть, нужны ведущие вузы Германии в области естественных наук по качеству преподавания. Для этого на портале roundranking.com выбираем:
Шаг 1. Rankings (рейтинги) => Subject Rankings
Шаг 2. Sort by subject (выбор предметной области): Natural Science
Шаг 3. Sort by ranking (выбор типа рейтинга): Teaching Ranking
Шаг 4. Country (страна): Germany
Шаг 5. Получаем список вузов, из которых выбираем топ-3:
110. Karlsruhe Institute of Technology (Технологический институт Карлсруэ);
140. Technische Universitat Dresden (TU Dresden, Дрезденский технический университет);
151. University of Gottingen (Гёттингенский университет).

Всего же в выборку ТОП-200 по выбранным критериям входит девять вузов Германии. Нужно учитывать, что все вузы тут более-менее сопоставимы (т.н. «Золотая лига»). Таким образом, с помощью рейтинга горизонт поиска уже снижен с тысячи университетов до девяти. Для визуального представления «топовости» можно использовать специальную карту ведущих вузов мира. На этой карте каждая метка означает сотню, в которую входит вуз: голубой значок – первая сотня («Алмазная лига»), желтый – вторая («Золотая лига»), серый – третья («Серебряная лига») и т.д. Кликая на значок, вы увидите краткий профиль вуза.

Выбираем программы магистратуры

Когда выбираете магистратуру/аспирантуру, акцентируйте внимание на качестве проводимых в университете исследований, поскольку программы данного уровня являются, в первую очередь, исследовательскими. Здесь все гораздо проще, т.к. большинство рейтингов оценивают именно качество науки в вузе.

Рекомендую ориентироваться на Академический рейтинг университетов мира (ARWU), также известный как Шанхайский: оценка ведется по таким показателям, как количество нобелевских лауреатов-выпускников вуза, количество наиболее цитируемых в мире ученых и др. Также стоит обратить внимание на рейтинг US News & World Report Global Universities Ranking, в котором учтены 1500 вузов, оцениваемых по 14 критериям (академическая репутация, цитируемость преподавателей вузов и т.д.).

Источник

В каких рейтингах искать лучшие российские вузы

Собрали все ранжированные списки университетов, за первые строчки в которых соревнуются вузы из России.

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

Shandarov Arkadii / Shutterstock / freepik / macrovector / Freepik / OlyaSnow для Skillbox Media

Участие в рейтингах университетов, особенно в мировых, похоже на спорт высоких достижений. Вход хотя бы в топ-100 авторитетного списка — вопрос престижа и немалых расходов: нужно соответствовать всем требованиям составителей и параллельно поддерживать узнаваемость маркетинговыми инструментами. Посмотрим, в каких рейтингах охотно участвуют вузы из России.

Международные рейтинги

В этот раздел включены списки, в которых университеты ранжируют по оценкам за все стороны деятельности: образование, науку, инновации, международное сотрудничество. Как правило, составители таких списков заодно выпускают рейтинги по отдельным дисциплинам. В них тоже учитываются разные направления работы университетов: и качество образования, и научная результативность.

Забегая вперёд, поясним: некоторые из этих рейтингов составляются в России, но они всё равно международные — потому что составители ранжируют вузы разных стран.

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Шанхайский рейтинг (ARWU)

Кто выпускает. Academic Ranking of World Universities (академический рейтинг университетов мира, ARWU) впервые опубликовал в 2003 году Институт высшего образования Шанхайского университета транспорта Цзяотун (Китай). С 2009 года список готовит и публикует независимое агентство ShanghaiRanking Consultancy.

В чём фишка. Здесь фокус на научных достижениях. В старейшем из большой тройки мировых рейтингов наряду с такими типичными показателями, как цитируемость научных статей, учитывается число лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий среди сотрудников и выпускников университета. В общем балле вуза эти признаки весят 30%.

На каких позициях российские вузы. Наши университеты слабо представлены в Шанхайском рейтинге. В 2021 году их всего девять в списке. В первую сотню традиционно вошёл (в этот раз на 97-й позиции) МГУ им. М. В. Ломоносова. В топ-100 последнего предметного рейтинга от ShanghaiRanking Consultancy (Global Ranking of Academic Subjects, GRAS) по разным дисциплинам прошли шесть университетов из России.

Семейство рейтингов QS

Кто выпускает. Британская компания Quacquarelli Symonds (QS). Первый рейтинг вышел в 2004 году в совместном проекте компании с журналом Times Higher Education (THE). С 2009 года QS и THE ведут списки лучших вузов по отдельности.

В чём фишка. Высокий вес тут имеют репутационные показатели. На 50% балл университета практически в любом рейтинге QS определяют результаты опросов учёных, преподавателей вузов и работодателей со всего мира. Есть тонкий момент: университеты, в том числе российские, закупают рекламу и консультационные услуги у QS. Одна из целей таких контрактов — повысить узнаваемость вуза у участников опросов. Но, согласно недавнему исследованию, коммерческие отношения вузов и составителей рейтингов искажают результаты оценки.

На каких позициях российские вузы. В 2021 году Россия вышла на четвёртое место в мире по представленности в главном рейтинге компании — в список QS World University Rankings 2022 вошли 48 российских вузов. Лидирует среди них МГУ (78-е место), ещё 14 университетов вошли в топ-400 на позициях с 242-й по 395-ю. В предметных рейтингах QS World University Rankings by Subject участники из России тоже выступают лучше, чем в аналогичных списках Шанхайского рейтинга: в топ-100 по различным дисциплинам прошли 16 российских организаций. Также вузы из России лидируют в списке лучших университетов региона «Развивающаяся Европа и Центральная Азия», участвуют в рейтингах QS по трудоустройству выпускников, по лучшим MBA-программам, а Высшая школа экономики входит в рейтинг лучших вузов мира моложе 50 лет на 31-м месте.

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

Семейство рейтингов THE

Кто выпускает. Британское издание Times Higher Education (THE) вышло из проекта с QS и основало собственный рейтинг университетов в 2009 году. Новый список издатели стремились построить на более сбалансированной методологии, чем совместный рейтинг с QS, с меньшим весом репутационных показателей в итоговом балле.

В чём фишка. Во всесторонней оценке. К стандартным пунктам «Образование», «Исследования» и «Международная деятельность» в методологии THE добавляется подсчёт баллов за трансфер научных знаний в практику. Эту сторону деятельности университета оценивают по его ежегодному доходу от продажи технологий бизнесу.

На каких позициях российские вузы. Ни один университет из России не входит в топ-100 главного списка THE — World University Rankings. Всего в нём 60 российских участников, но выше 300-й строчки только два: МГУ и МФТИ. В других рейтингах семейства THE положение отечественных вузов несколько лучше: ВШЭ занимает 57-е место в мировом списке молодых университетов, ряд учреждений входят во вторую сотню рейтинга по достижению целей устойчивого развития ООН. В топ-100 среди лучших вузов развивающихся стран — 9 университетов из России. В предметных рейтингах THE отечественные вузы заняли шесть позиций в топ-100: на высокие позиции вышли МГУ, МФТИ и ВШЭ.

Рейтинг CWUR

Кто выпускает. Центр мировых рейтингов университетов (Center for World University Rankings, CWUR) — консалтинговая организация в области образования и науки. Она родом с Ближнего Востока, и в первые годы рейтинг готовили в Саудовской Аравии, сейчас в Объединённых Арабских Эмиратах.

В чём фишка. Это рейтинг с опорой прежде всего на объективные показатели академических достижений. Для составления CWUR не проводятся опросы, качество образования оценивают по количеству главных мировых научных наград у преподавателей и по числу выпускников на руководящих постах в крупных компаниях. Научная деятельность при этом весит 40% от общего балла.

На каких позициях российские вузы. Мы здесь невысоко: МГУ занимает 394-е место, остальные университеты — на 506-й позиции и ниже. Но в топ-500 рейтинга вошли четыре исследовательские организации в области физики из России — это не университеты, и обычно в рейтинги их не включают. В CWUR научные институты входят благодаря высоким результатам исследований и качественной подготовке будущих исследователей в аспирантуре.

Рейтинги RUR

Кто выпускает. Российское рейтинговое агентство RUR (Round University Ranking). Это первый международный рейтинг университетов, который начал составляться в России.

В чём фишка. Здесь учитываются финансовые показатели. Одновременно с мировым списком RUR публикует четыре узких рейтинга по качеству преподавания, результатам исследований, международной деятельности и финансовой устойчивости. Для оценки по последнему пункту принимают во внимание объёмы дохода вуза на одного студента и преподавателя, соотношение числа научных публикаций и суммы, которая тратится на исследования, а также другие параметры, которые редко занимают самостоятельное место в международных списках лучших вузов.

На каких позициях российские вузы. Заметно выше, чем в других мировых рейтингах. В топ-100 — только МГУ на 91-м месте, но совсем рядом с ним в начале второй сотни — МИФИ, Томский госуниверситет и МФТИ. В предметных рейтингах RUR (это списки не по отдельным дисциплинам, а по широким областям наук) университеты из России занимают в общей сложности десять строчек в топ-100.

«Три миссии университета»

Кто выпускает. Учредитель Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университетов» — Российский союз ректоров (с 1994 года его возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий), оператор подготовки списка — Ассоциация составителей рейтингов.

В чём фишка. Особенность заключена в самом названии: наряду с исследованиями и образованием рейтинг учитывает «третью миссию» университетов — то есть их роль в обществе, в развитии своих регионов и отраслей. В методологии рейтинга нет репутационных показателей — составители полностью отказались от опросов.

На каких позициях российские вузы. В рейтинг входят 112 университетов из России — рекордное число для международных списков. Их позиции тоже достаточно высокие: в топ-100 входят МГУ, СПбГУ и МФТИ. Создатели планируют развивать бренд «Три миссии университета»: кроме институционального, будут выпускаться также списки лучших вузов по отдельным профилям обучения, дисциплинам и более подробные российские срезы.

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

Лучшие университеты мира по версии U.S. News

Кто выпускает. Американская медиакомпания U.S. News & World Report. Помимо многочисленных рейтингов в области образования (лучшие школы и колледжи США, MBA-программы, вузы мира и отдельных регионов и так далее), компания ранжирует больницы, финансовые услуги, автомобили и многое другое.

В чём фишка. Здесь делается глубокая детализация оценки. Балл университета в Best Global Universities Rankings включает два разных репутационных показателя — как вуз оценивают учёные мирового и регионального уровней, а в баллах за публикационную активность разделены книги и выступления на конференциях. Кроме общего рейтинга, составляются списки для крупных регионов мира и отдельных стран.

На каких позициях российские вузы. Университеты из России в рейтинге U.S. News представлены слабо: всего 23 организации, и самое высокое место — лишь в четвёртой сотне, 324-е (у МГУ им. Ломоносова).

Внутрироссийские рейтинги

В этих списках ранжируются только отечественные вузы, без сравнения с иностранными.

Национальный рейтинг университетов от «Интерфакса»

Кто выпускает. Группа «Интерфакс» публикует рейтинг с 2009 года.

В чём фишка. Оценивается социальная среда в университете и его бренд. Балл вуза в сводном рейтинге «Интерфакса» — сумма оценок за образование, исследования, бренд, международную деятельность, социальную среду и инновации.

Кто лидирует. Список всегда возглавляет МГУ, и остальные места в топ-20 тоже довольно стабильны. Например, тройка лидеров в 2021 году не изменилась по сравнению с 2020-м: МГУ, МИФИ, МФТИ.

RAEX-100

Кто выпускает. Рейтинговое агентство RAEX ежегодно публикует список ста лучших вузов России с 2012 года.

В чём фишка. Здесь фокус на образование. Группа критериев «Условия для получения качественного образования» весит половину совокупного балла вуза в рейтинге RAEX. Это довольно разнообразные признаки — в том числе классические для рейтингов вузов показатели соотношения числа преподавателей и студентов и доли иностранных студентов, а также число очников, победы в олимпиадах, стоимость обучения. Всего в группе 15 показателей.

Кто лидирует. Первая двадцатка вузов, как и у «Интерфакса», незначительно меняется год от года. В тройке те же МГУ, МФТИ, МИФИ. Они же, плюс МГТУ им. Н. Э. Баумана и СПбГУ, занимают ведущие позиции в списках лучших вузов в естественно-научной и технической сферах по версии RAEX. МГУ также возглавил рейтинг вузов по влиятельности и половину предметных списков — эти рейтинги RAEX впервые выпустило в прошлом году.

Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть фото Что такое рейтинговая работа в университете. Смотреть картинку Что такое рейтинговая работа в университете. Картинка про Что такое рейтинговая работа в университете. Фото Что такое рейтинговая работа в университете

Лучшие российские вузы по версии Forbes

Кто выпускает. Российская редакция Forbes с 2018 года.

В чём фишка. В оценке учитывается так называемый фактор Forbes. Баллы по нему получают университеты, где учились или учатся дети 200 богатейших бизнесменов России и победители рейтинга «30 до 30». По замыслу составителей, это помогает определить, выпускники каких вузов имеют шансы войти в число богатейших людей страны или в российскую политическую элиту.

Кто лидирует. Второй год подряд во главе списка ВШЭ, а МГУ на втором месте. Третье место впервые занял МИФИ. Вообще за четыре года методика составления рейтинга не раз обновлялась, и позиции некоторых участников изменились очень значительно. Например, МИСиС в 2019 году лидировал, год назад был 16-м, а в 2021 году занял пятое место.

Особые рейтинги

Есть узкие тематические рейтинги, как международные, так и российские, которые оценивают вузы не по образованию, а по другим, особым показателям. Мы не будем тут перечислять все — назовём несколько для примера. Среди них тоже есть заметные и влиятельные. Например, в Webometrics оценивают присутствие вузов в интернете, прозрачность их сайтов и открытость на других ресурсах.

Лейденский рейтинг и Nature Index Ranking строятся исключительно на данных о научных публикациях учёных университета.

Ещё одна категория систем ранжирования — интернет-порталы, где вузы оцениваются по разным параметрам, но не выстраиваются в общую линию по сумме баллов. Например, европейская система U-Multirank: в ней можно сравнить вузы из разных стран в целом и в разрезе дисциплин, но нельзя увидеть, к примеру, на сколько мест Гарвард опережает МГУ. Под определение рейтинга этот формат не подпадает.

Рейтинг рекрутинговой платформы hh.ru составляется не на основании академических показателей (вроде успеваемости студентов или исследовательской работы), а на основе критерия успешности выпускников на рынке труда, и его результаты часто заметно расходятся с рейтингами академическими. Но в этом списке ранжируют не все российские, а лишь московские вузы.

Материал дополняется результатами новых рейтингов.

Источник

Зачем нужны рейтинги университетов

В последние годы рейтинги стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. И хотя ни один из них не может предложить объективной картины, нельзя не согласиться с тем, что этот инструмент сегодня формирует социальную реальность.

Основным фактором конкурентного успеха университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках. В этом процессе рейтинги играют ключевую роль: попадая в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, университет резко повышает свою привлекательность не только для абитуриентов, но также для работодателей, инвесторов и государства, которое может обеспечить его дополнительными субсидиями.

Высокие позиции вуза на глобальном уровне представляют собой серьезный вклад в формирование имиджа страны, а по мере глобализации рынка образовательных услуг обеспечивают рост уровня человеческого капитала в регионе, привлечение инвестиций, а также увеличивают долю образовательных услуг в структуре экспорта страны. Оснований для этого достаточно: по данным экспертов Всемирного доклада по мониторингу образования и Международного института планирования образования при ЮНЕСКО, в настоящее время более чем из 200 млн студентов мира по зарубежным университетам активно перемещается около 4 млн человек. При этом на долю России пока приходится лишь 5% от общего количества иностранных студентов, в то время как США и Великобритания привлекают около 40% иностранных студентов, а Германия и Франция – до 9%.

Основными показателями эффективности и качества университета в большинстве рейтингов является результативность его деятельности по таким направлениям, как образование, наука, интернационализация и коммерциализация. Однако, несмотря на видимую схожесть, рейтинги довольно сильно различаются – набором, числом оцениваемых индикаторов, а также системой весовых коэффициентов и т. д. Серьезные расхождения можно увидеть на примере глобальных и национальных рейтингов. К примеру, индекс цитирования (научных статей) в одном из самых авторитетных рейтингов мира, QS WUR, весит 30%, а в конкурирующем рейтинге THE WUR на тот же самый индекс приходится всего 20%. Если национальный рейтинг РА «Эксперт», являясь одним из рекордсменов по количеству показателей качества научных исследований, оперирует 16 критериями, то мировой рейтинг ARWU использует для этого всего три параметра (справедливости ради нужно сказать, что российские рейтинги подходят к ранжированию намного более детально, чем их западные коллеги, которые ориентируются на создание более простого и понятного для пользователя продукта).

История рейтингов

Рейтингам университетов мира более 30 лет: в 1983 г. журнал US News and World Report начал публиковать ежегодные рейтинги «Лучшие колледжи Америки». Первые международные рейтинги университетов появились в 2003 г., став объектом пристального внимания не только вузов, но также правительств и общественности разных стран. Сегодня существует несколько сотен национальных рейтингов, зарегистрированных IREG-обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству, а также не менее 10 престижных мировых рейтингов (их количество увеличивается с каждым годом). В число наиболее популярных и признанных мировым сообществом глобальных рейтингов входят академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities – ARWU), QS World University Rankings, рейтинг британского еженедельника The Times Higher Education (ТНЕ WUR), набирающий вес Шанхайский рейтинг и т. д. Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу (и последовавшая за этим реформа системы высшего образования с учетом мировых стандартов) положило начало выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг, где им предстояло соперничать с зарубежными университетами. Практически в это же время в России появились свои, национальные, рейтинги. С 2005 по 2007 г. официальный рейтинг среди университетов России проводило Министерство образования. В 2008 г. взамен «официального документа» появился национальный рейтинг, осуществляемый независимым рейтинговым агентством «РейтОР», с 2009 г. – рейтинг ИА «Интерфакс», а в 2012 г. началась публикация рейтинга вузов «Эксперт РА».

Все это приводит к серьезной разнице позиций университетов от рейтинга к рейтингу, при том что ни один из них не является совершенным измерительным инструментом. Достаточно посмотреть на оценку качества образования, которое обычно измеряется с помощью простой операции – соотношения количества преподавателей вузов и общего числа студентов. Именно этот критерий в последние годы помог российским вузам существенно улучшить свои позиции. В чем причина? Дело в том, что в отечественных вузах традиционно велика аудиторная нагрузка, лекции остаются основой учебного процесса, влияя на количество людей в штате. Долгое время на одного преподавателя российского вуза приходилось не больше восьми студентов, в то время как на Западе отношение 1 к 15–17. Такая разница объяснялась традициями, а также различными подходами в построении образовательного процесса. Если в России преподаватель – прежде всего лектор, то на Западе он, скорее, супервайзер, который подключается к обучению студента (основной упор – на самостоятельном образовании) по мере необходимости. Между тем составители рейтингов придают этому показателю большое значение. Считается, чем больше преподавателей, тем выше качество обучения. Но ведь это всего лишь допущение; прямой зависимости здесь быть не может.

Что касается дальнейшего развития событий, в ближайшем будущем это соотношение в отечественных вузах изменится до 1/12. По этому показателю российские университеты резко сдадут свои позиции. А значит, такие потери необходимо компенсировать с помощью других критериев – прежде всего, качества научных исследований.

Этот показатель тесно связан с количеством публикаций и цитированием статей. Однако поиск этой информации не входит в «обязанности» составителей рейтингов: она накапливается в базах данных (также конкурирующих между собой), которые тоже заметно отличаются друг от друга критериями, по которым туда попадают публикации. Если западные базы данных довольно щепетильно подходят к подбору журналов и статей, российские зачастую используют публикации не только из авторитетных источников. Это позволяет вузам использовать практику самоцитирования, что приводит к различным казусам. К примеру, два года назад таким образом несколько вузов неожиданно для всех сделали большой рывок – сразу на несколько сотен пунктов. К этому можно добавить еще одну проблему, которая распространяется уже на весь мир: вузы изучают методологию составления рейтингов и подгоняют под них свои параметры. Именно поэтому, для того чтобы увеличить вероятность объективности и избежать различных перекосов, рейтинговые компании часто меняют механику составления рейтингов.

Нужно также помнить о том, что рейтинги – это бизнес-проекты, каждый из которых преследует определенные цели: от возможности повысить трафик посещения сайтов до продажи консалтинговых услуг университетам, желающим подняться в рейтинге. Кроме того, ни один рейтинг, как бизнес-продукт, не заинтересован в статичности: всегда должно оставаться место для интриги, которая позволит поддерживать интерес публики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *