Что такое рейва пропаганда
Что такое рейв.
Рейв (англ. rave) — массовая дискотека с выступлением диджеев; также общее название электронной танцевальной музыки, которую играют на таких дискотеках, и оттого совершенно точного определения не имеющей.
В Великобритании рейвы стали массовым феноменом в 1988 году и к началу 1990-х годов приобрели известность за пределами страны. Изначально рейвы были громадными ночными дискотеками, проводившимися в складских помещениях или на полях под открытым небом, куда съезжались тысячи людей. Эти неконтролируемые никем массовые собрания в провинции вызывали в обществе негативную реакцию, усугубляемую также фактом широкого употребления «экстази» и более тяжёлых наркотиков на таких вечеринках. Довольно скоро многие британские клубы стали проводить рейвы в своих стенах, используя многоярусные танцполы, для каждого из которых играл свой диджей.
Основная музыка на рейвах была эйсид-хаус и техно и их дальнейшие разновидности (транс, хардкор, драм-энд-бэйс и пр.). Среди наиболее известных коллективов, ассоциирующихся с рейвом, были 808 State, The Shamen, A Guy Called Gerald, The Prodigy, Grid.
Культуру рейвов вобрали в себя проводившиеся в 1990-е годы в Берлине и затем других городах мира «Парады любви». В России рейвы проводились с начала 1990-х годов (наиболее известные — «Гагарин-пати», «Мобиле» в Москве, 1992); самым крупным на постсоветском пространстве был фестиваль «КаZантип», сначала проводившийся на крымском мысе Казантип, а затем поменявший название на «Республика KaZaнтип» и переехавший сначала в село Весёлое (вблизи Судака), а затем под посёлок Поповка (вблизи Евпатории).
Что такое рейв в молодежном сленге
Встречаются слова, которые имеют множество значений и применяются в разных культурах. Что же такое рейв в современном молодёжном сленге — об этом вы сможете прочитать далее. Мы рассмотрим кто и как его применяет в речи, а также что оно означает в разном контексте.
Что такое рейв?
Путешествуя в Интернете, мы часто встречаем какие-то слова впервые, значение которых неизвестно. Немало и таких слов, которые мы слышали достаточно часто, но его значение также неизвестно. Слово « рейв » не новое, поэтому есть два основных его понятия: общепринятые и молодёжное, более новое. Первое значение слова понимается как организованная дискотека под управлением ди-джея, иногда двух или более. Такое мероприятие может проводиться где угодно — ночные клубы, танцплощадки, просторные кафе или музыкальные фестивали.
Не только в стандартных для этого местах могут проводиться рейвы, но и в заброшенных зданиях больших предприятий, например, складов, заводов различных направлений. Главной отличительной чертой рейвов во все времена были — нелицензионная музыка и люди, которые отвергали общепринятые ценности, такие как дом, машина, положение в обществе. Это было своеобразным отказом принимать старые идеалы и показать всем остальным, что в жизни есть совершенно другие идеалы, свобода, независимость.
Первые рейвы среди молодежи стали устраивать англичане. Чаще всего это были дискотеки на отшибах и заброшенных помещениях. Как ни странно, но их посещали не только «протестанты» и меньшинства. Сюда нередко заглядывали популярные люди, которым надоели однообразные тусовки. Организация практически всегда проходила анонимно. Сегодня для этого есть всевозможные инструменты. В прошлом о рейвах узнавали по «сарафанному радио».
Значение слова рейв в молодёжном сленге
В разные времена, в том числе сегодня ещё одним спутником всех рейвов являются наркотики. Играет классная свободная музыка, под которую танцует и веселится нетрезвая молодёжь — это классический рейв, где бы он не проводился. Есть смежное значение слова из молодежного сленга в современном искусстве, им принято называть музыкальный жанр « техно ». Преимущественно именно её пытаются импровизировать ди-джеи или ставят записанные треки, которые были сочинены ранее.
После появления жанра и самого слова, появилось образующее от него «рейвер». Это человек, который посещает вечеринки, тусовщик. И, соответственно, появился даже образ жизни — рейв. Следуя ему, люди слушают только ту музыку, которая им нравится. Делают только то, что хотят, любят и дружат с теми, с кого предпочитают. Есть несколько столпов, на которых держится рейв-общество: взаимоуважение, любовь, мир и единство.
Возникновение слова рейв
Слово рейв полностью созвучно английскому слову «Rave», которое означает «бред». Это не единственный его перевод, оно также значит: восторгаться, отрываться, бесноваться, неистовствовать. Эти слова описывают происходящее на вечеринках, которые сопровождаются беспрерывной музыкой, гуляньями, алкоголем, психотропными веществами и всеобщим весельем. В новом контексте, то есть в молодёжном сленге такое слово «рейв» стали применять в 1990 годах.
Первым городом, в котором зародился рейв как новая культура техно стал Ленинград (в 1990 г.). Уже в 1991 году его переименовывают в Санкт-Петербург. В этот момент не только в России, но и во всех странах СНГ происходят массовые изменения. В Питере люди выезжают из своих «коммуналок», а большие квартиры остаются пустовать. Но ненадолго, так как их участь — быть танцевальной площадкой для людей, которые стали «проповедовать» рейв.
В это время благодаря техно становятся популярными такие ди-джеи, как dj Слон, dj Groove, Лена Попова и другие. Сами они часто вспоминают время, когда были ведущими на вечеринках. И как посетители разных клубов, в которых они выступали требовали больше музыки. Хотя на тот момент готовых треков было мало, приходилось импровизировать.
Популярный молодежный rave-фестиваль
Сразу же после распада СССР появился рейв в молодежном сленге, а вместе с ним и самый крупный rave-фестиваль в СНГ — КаZантип. Он разворачивался в летнее время на полуострове Крым в посёлке Поповка. Такой фестиваль собирал людей из разных стран. Это был особый фестиваль, куда съезжались практически все российские популярные ди-джеи. На него хотели попасть все начинающие музыканты-рейверы. Целью фестиваля было создание необычной атмосферы беззаботного счастья на побережье чёрного моря.
На полуострове также не раз были зафиксированы массовые драки и выяснения отношений, после которых отдыхающие обращались в местные отделения милиции. В 2011 году на территории проведения фестиваля было зафиксировано 14 случаев распространения наркотических средств. После событий 2013 года организаторам фестиваля Казантип запретили проведение своего мероприятия по всей территории Крыма. Сегодня уже не существует известного многим фестиваля, а его главный организатор и «президент» Никита Маршунок занимается другой предпринимательской деятельности на территории РФ.
История рейва за пределами России
В Великобритании ночные танцевальные молодежные вечеринки проводились в строгой секретности, чтобы правящие круги общества не смогли повлиять на них. Организаторы и посетители приглашали друг друга при помощи пейджеров, СМС сообщений и даже особых билетов (флаеров), которые внешне не были похожими на таковые. Так как подобные массовые скопления людей очень привлекали полицейских. И такие встречи нередко заканчивались реальными тюремными сроками по разным статьям.
Чувство скрытности и отделённости от основного социального строя придавало молодёжи необычные ощущения. Позже после 2000 года рейвами стали более организованные собрания, которые проводились открыто. Это значит, что такие встречи часто были доступны. Посещать их могли случайные гости, а не только люди, подобранные до начала события. Сегодня рейвом можно назвать на сленге любую дискотеку, вечеринку.
Ведь каждой из них присущи все свойства, которые ранее держались в строгой секретности: нелицензионная музыка, собрание меньшинств, наркотики. Во все времена предпочтительным местом были заброшенные здания. Это хорошо заметно в клипах западных рейверов: The Prodigy, The Chemical Brothers и др.
Видео-инструкция
Вы узнали, что значит такое слово рейв на современном молодёжном сленге. В данном видео блогер интересуется значением этого слова у прохожих. В нём есть много интересных ответов.
Нельзя просто сходить на рейв: почему безумные пляски важны для вас и для общества
Знаете ли вы, что за повадками рейверов наблюдают ученые разных специальностей: антропологи, социологи, религиоведы? Конечно, за ними норовят приглядывать и полицейские, а в совсем тревожных случаях — еще и врачи, но мы сейчас о другом. Оказывается, если вперить пристальный взор в достаточно большую толпу танцующих, то в этом действе можно разглядеть подтверждение теории смещения священного и религиозного опыта, трехчастную ритуальную последовательность и даже «антропологическую необходимость в социальных, субъектных и онтологических границах» (так пишет один из самых серьезных исследователей рейвов — канадский религиовед Франсуа Готье, о котором речь пойдет ниже).
Антропологи, социологи и все, кто изучает человеческое общество с разных сторон, довольно долго обращались либо к прошлому, либо к культурам так называемых примитивных народов — пока не спохватились. Выяснилось, что интересные вещи происходят и в непосредственной близости от них, то есть с теми самыми людьми, которые сидят с ними за столом и ходят по улицам. Особое внимание исследователей привлекли большие скопления народа: внешнему наблюдателю часто кажется, что толпа ведет себя не хаотично, а до известной степени организованно.
Наряду с толпой есть еще публика и масса, и эти термины не тождественны по своему значению. Так, массой можно назвать людей, одновременно прочитавших рекламное объявление магазина и одновременно же отправившихся на распродажу. В отличие от публики и толпы, представители массы мало взаимодействуют друг с другом и стараются как можно скорее распасться обратно на одиночек.
Публика, согласно определению американского социолога Герберта Блумера, — это люди, осознавшие некоторую проблему и пытающиеся ее обсуждать. Плод их взаимодействия — общественное мнение, но не коллективное действие или переживание, на которые как раз и способна толпа.
Канадский религиовед Франсуа Готье с начала 2000-х исследует субкультуры и массовые движения Новейшего времени. Он защитил магистерскую диссертацию по рейвам, и часть его докторской посвящена им же. Готье пишет о том, что в рейвах находит выход важная составляющая религиозного опыта — свободное (то есть не имеющее цели, в соответствии с олимпийским принципом «главное не победа, а участие») телесное переживание.
Кроме того, через рейв его участники вновь открывают для себя «фундаментальную потребность в других людях» и глубоко проживают ее во время многочасовых танцевальных марафонов.
То же освобождающее и одновременно роднящее со всеми окружающими чувство испытывают, к примеру, гости бразильского карнавала в Сан-Салвадор-да-Баия, в котором ежегодно участвуют миллионы людей. Причина этого неожиданного и неповседневного чувства — «заразительная спонтанность» танца, музыки, пения. Интересно, что, в отличие от концерта, клубного или стадионного, где выступающий исполнитель всегда центр события, на карнавале или на рейве такой «локации № 1» нет — точнее, она повсюду (наподобие сферы Паскаля: «Природа — это бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде»).
Сходство рейвов с карнавалами подмечено уже давно, а важнейшая роль последних в обновлении общества, по крайней мере средневекового, объяснил еще раньше Михаил Бахтин, который на Западе по сей день остается одним из самых уважаемых и почитаемых русских интеллектуалов. Во время карнавала все уравниваются со всеми: господа со слугами, женщины с мужчинами, дети со взрослыми; обычное устройство мира переворачивается с ног на голову. Привычная структура бытия рассыпается. Это одновременно освобождающее и пугающее обстоятельство, потому карнавал, как и любой праздник непослушания, конечен.
Антропологи, в частности выдающийся американский исследователь Виктор Тернер, пошли дальше и разделили все карнавальное действо на три этапа: есть определенная структура, потом она сознательно нарушается, и люди покидают ее, переходя в пограничное, или «лиминальное», состояние, а затем возвращаются в обыденность, отдохнувшие от гнета структуры и обновленные для новой жизни внутри нее.
По этой же «схеме» проходит не только карнавал, но и вообще человеческая жизнь. Скажем, ребенок сначала находится внутри структуры (дом и школа), потом он становится юношей и отправляется в армию, которая есть лишь временное состояние, и служба в ней, если речь не идет о контрактниках, к счастью, конечна. Отслужив, молодой человек вновь оказывается в обществе и продолжает учебу, выходит на работу, заводит семью — словом, сам становится частью нормальной структуры.
В древности такие переходы были ярче артикулированы. Например, спартанские юноши проводили годы в лиминальном состоянии «черных охотников»: жили отдельно от остальных сограждан в специальных отрядах-криптиях за городской чертой, промышляли охотой и воровством, не брезговали убийствами — то есть занимались всем тем, чего нормальные люди не делают. Они даже воевали поодиночке в горах, а не как порядочные солдаты — строем и на равнине. Но это было временно: в определенный момент черные охотники возвращались в город, чтобы приступить к обыденной жизни и организованной войне. В дни римских сатурналий рабы садились за стол с господами, а те напяливали шапки вольноотпущенников; все от мала до велика играли в азартные игры, что в остальное время было строжайше запрещено, и т. д.
Франсуа Готье видит в рейве ту же самую ритуальную триаду. Обычные люди: школьники, студенты, домохозяйки, бизнесмены — словом, кто угодно — покидают привычную структуру, отправляются на уравнивающий всех со всеми праздник, а потом возвращаются к обыденности до следующего «карнавала».
Вооруженные теоретическими знаниями о структуре и лиминальности социологи спрашивали участников рейвов об их ощущениях. Выяснилось, что практически все во время события чувствовали себя «подлинными», «настоящими». Такими же им казались и окружающие. Многие отмечали, что эта «аутентичность» резко контрастирует с их обычной, «ненастоящей» жизнью (привет, «Матрица»!).
Противопоставление состояния рейва структуре обычного существования — это прямо-таки классика карнавализма. Что отсюда следует? Что рейверам совершенно необходим переживаемый контраст с обычной, нормальной жизнью. Есть мнение, что это антропологически обусловленная необходимость: переходить границы, не подчиняться правилам, переворачивать все с ног на голову, чтобы затем вернуться к обыденности. Даже символические нарушения все равно помогают восстановить порядок вещей и пережить новый сезон рутины.
Однако на практике оказывается, что «нарушения» больше всего и мешают рейвам — только не символические, а настоящие, такие как продажа наркотиков, в первую очередь MDMA и экстази. В Штатах в 2002 году приняли закон, увеличивающий ответственность за распространение психоактивных веществ (RAVE Act). У полиции накопилась статистика смертей, произошедших на рейвах в 1990-х годах, и было решено действовать на федеральном уровне. Не обошлось, разумеется, и без протестов — не слишком громких, но веселых и музыкальных.
В Калифорнии отдельные округа, в частности Лос-Анджелес, приняли свои собственные законы, например «Акт Саши» (Sasha Act) в 2010-м. Он назван в память о 15-летней Саше Родригес, умершей после передозировки экстази на рейве Electric Daisy Carnival. Суть этого закона и ему подобных состоит в том, что власти округа имеют право требовать от устроителей рейвов, да и вообще концертов, вводить ограничения на число участников, устанавливать возрастной ценз (гости не должны быть моложе 18 или 21 года), обеспечивать всех посетителей бесплатной питьевой водой, размещать на территории пункты медицинской помощи и не препятствовать работе полицейских собак, натасканных на наркотики. Помогли ли эти меры? Не очень: почти все рейвы попросту переехали в соседние округа и штаты, а самые матерые участники перебрались в Европу.
Понять калифорнийских законодателей, конечно, можно: они не забыли ставшие легендарными беспорядки и многочисленные случаи передозировки наркотиками на Альтамонтском фестивале 1969 года («худший день в истории рок-н-ролла», по версии журнала Rolling Stone). Тогда охранявшие выступление группы The Rolling Stones байкеры «Ангелы ада» оказались в центре нескольких драк, в одной из них погиб 18-летний юноша. По окончании злополучного фестиваля музыкальная пресса единодушно заявила о закате эпохи хиппи и завершении эры молодежной контркультуры. Спустя много лет Ричард Броуди, кинокритик влиятельного журнала New Yorker, в статье 2015 года об Альтамонте написал, что главная иллюзия 60-х, будто продвинутые тинейджеры спонтанно создадут новый мир добра и любви, развеялась именно тогда.
Забавно, что в годы расцвета рейва его исследователи использовали очень похожую лексику и похожие идеи, рассматривая фестивали как место зарождения децентрализованной новой мирной культуры или даже религии.
Религиоведы часто говорят, что состояние инакости, в котором пребывает человек, когда уходит от обыденности, сродни переживанию священного в конвенциональных учениях. Делает ли это рейв религией? Нет. Делает ли это рейв социологически и антропологически важным феноменом? Да. Принципиально ли об этом знать, если просто хочется танцевать до упаду? Нет. А что принципиально? Вот что:
«Желания фильтровать базар у меня не наблюдается» GSPD о рейв-культуре, наркотиках и о том, почему его до сих пор не запретили
Давид Деймур. Фото: @davidgspd
18 февраля «Лента.ру» выпустила большой материал о новых исполнителях электронной музыки, популяризирующих культуру 1990-х и 2000-х, поющих о рейвах, дискотеках и наркотиках. Один из таких артистов — 25-летний Давид Деймур, более известный под псевдонимом GSPD, автор таких треков, как «Рейвы важнее школы», «Я тебя никогда не отдам мусорам» и «Героиновый шик». Теперь мы публикуем полное интервью с Давидом, в котором он рассказывает о евродэнсе, упоминании веществ в своих композициях и о том, почему его до сих пор не запретили.
Вы во многих треках поете о рейвах, и это встречает у фанатов довольно заметный отклик. Первые по популярности два ваших клипа — «Евродэнс» и «Танцуй убивай» — про рейв. Чем вас вдохновила эта тема?
GSPD: Во-первых, на тот момент, когда эти треки выходили в свет, это была не очень заезженная тема — естественно, не новая, потому что это уже было в 1990-х и 2000-х — но для современной молодежи это могло показаться чем-то новым. Поэтому мне самому, как любителю подобной музыки, захотелось возродить немножечко этот жанр.
То есть, вы взяли умерший тренд и возродили его?
Я бы не сказал, что он умер — если мы посмотрим на европейские фестивали, там евродэнс, как и называется мой трек, и подобные танцевальные жанры вполне себе живут. А у нас как-то это уже сошло на нет, и в какой-то момент стало совсем не актуальным.
Вы вообще частый посетитель рейвов?
Нет, не частый. Я, наверное, вообще их «непосетитель». Просто это то, что мне было интересно с детства. Я уж постарше, наверное, чем моя основная аудитория — мне 25 лет, 26 будет в этом году. И дискотеки, всякие танцевальные тусовки — это то, что было в моем детстве, то, что меня окружало. И скорее из-за этого мне захотелось жанр возродить. Сам я все же не очень частый тусовщик.
А можете описать ваше ощущение того, что сейчас происходит с рейв-культурой в Петербурге?
Я не так хорошо знаком с андеграундными рейвами. На мой взгляд, исходя из моих концертов — у молодежи есть так называемый социальный запрос. Он состоит в том, что хочется куда-то девать свою энергию. Посещать места, где на концерте можно не только стоять и подпевать, а эту молодую энергию выплеснуть. Что в Питере, что в Москве, — если мои концерты имеют какой-то интерес у людей, значит им это нужно.
Похожий тренд наблюдается сегодня у многих новых групп, и это определенно говорит о запросе публики на рейв-культуру. Почему, как вы считаете, он возник, точнее, возродился сейчас?
Мне хочется, конечно, как человеку, который эту музыку создает, верить, что какую-то лепту я привнес. Но если более общо на это смотреть, то, мне кажется, это правда социальный запрос. Я вспоминаю пору, когда я был 15-летним, 16-летним подростком, то бишь десять лет назад, — и танцевальная электронная музыка тогда как-то была более в теме. Вписки, тусовки — все это тогда называлось просто «пойти потусить». И мы всегда могли под эту музыку оторваться. Далее, если мы говорим о начале 2010-х годов, большую популярность возымела так называемая новая русская волна — гитарные песни. Постепенно, по моему мнению, песни под гитару, вся эта лирика людям чуть-чуть поднадоела, — им хочется чего-то более быстрого и динамичного.
А эта мода пока еще может считаться андеграундной?
Я думаю, уже нет. Совсем недавно вышел трек Стаса Костюшкина и Шуры «На стиле 90-х» (смеется). И я когда увидел это на Ютубе, я понял — все. Рейв уже не андеграунд, это 100 процентов.
То есть дальше его путь — в мейнстрим и в небытие?
Наверное да, если по такой формуле рассматривать. Но, если серьезно, не считая Стаса Костюшкина, есть пример — группа Little Big. Илья Прусикин уже не один раз был у Вани Урганта на [Первом] канале. Мои мероприятия проходят уже на стадионе в Санкт-Петербурге и в Adrenaline Stadium в Москве. Так что это, наверное, не совсем андеграунд. Когда мои треки звучат на ТНТ — тоже. И тут, на мой взгляд, есть два варианта развития событий. Либо тот, который предложили вы — мейнстрим и небытие, — либо то, что у нас получилось с рэпом. Потому что рэп сегодня стал новой попсой, как мне видится. Вполне возможно, что электронная музыка имеет шансы задержаться подольше и перерасти в нечто большее. Появятся какие-то субжанры, люди-популяризаторы, и жанр засядет поплотнее. Посмотрим.
Еще один ваш популярный клип — на песню NFS Underground. Он переполнен упоминанием веществ — это тоже неотъемлемая часть рейв-культуры?
Клип NFS Underground я все-таки позиционировал как несерьезный. Это была компиляция всего юмористического и сатирического, что может быть связано с этой культурой. А что касается наркотиков — я думаю, вы не будете отрицать, что это связано не только с рейв-культурой, но и с рэп-культурой. Потому что каждый второй рэпер сегодня так или иначе упоминает какие-то вещества. На мой взгляд, это связано также и с рок-культурой. Например, в текстах «Пошлой Молли», если я не ошибаюсь, можно что-нибудь подобное услышать. И, наверное, дело не в подобной музыке, а в пресловутом социальном запросе — молодым людям это интересно. А музыканты — генераторы общественного мнения, выдают то, что хочет общество.
То есть, наркотики проникли в рейв-культуру, как и во многие другие явления в России, и стали на нее влиять — но как именно?
Если мы рассматриваем каноничные рейвы из 1990-х, то там безусловно это присутствовало. А что касается сегодня — меня вот многие обвиняют в том, что я являюсь популистом, а мои рейвы — нечто ненастоящее. Ну, пускай так. Я знаю, что очень много адекватных приходит ребят и девчонок на мои концерты. И, возможно, для них с наркотой это уже никак не связано. Безусловно, упоминание каких-то веществ в треках может быть — ровно так же, как это является частью современной жизни молодежи. Это может быть плохо, это может быть для кого-то хорошо, но это факт, который отражается в культуре.
Я когда NFS Underground в первый раз увидел, первый вопрос возник — как вас до сих пор не запретили?
А потом присмотрелся, и понял, что клип в принципе снят так, что к нему не подкопаешься — ничего в нем запрещенного нет, вы не создаете там положительных образов, не демонстрируете методы употребления.
По поводу иронии в песнях все очевидно — вы, по сути говоря, сам стебетесь над собственными текстами, например, в субтитрах к клипам. Но я хотел спросить про создание видео к NFS Underground — в плане упоминания веществ это выглядит профессиональной проработкой, вы с режиссером видео обговаривали такие частности?
Во-первых, за «профессионально» — спасибо, я передам своей младшей сестре о том, что ее работа оказалась профессиональной. В действительности мы просто снимали на телефон так, как нам показалось смешным. Очевидно, нам не показалось смешным показывать это натуралистично, потому что в некоторых моментах такая жизнь выступает как не очень приятная сторона нашего социума. Ну и мы решили поиронизировать, обыграть это для людей, кто в теме, для которых это является частью их культуры. Окей, для кого-то это является просто каким-то смехом — значит, получилось неплохо. Просто моя позиция во всем этом — я не настолько богатый опытом человек, чтобы кому-то что-то советовать. У каждого есть своя жизнь, свои предпочтения. Писатель [Уильям] Берроуз, например, — уважаемый человек, но так или иначе был связан с веществами. И в разных странах разное законодательство по этому поводу. Поэтому я беру на себя роль наблюдателя, о чем-то рассказываю, а вы, ребята, дальше делайте свои выводы.
Вы согласны с тезисом — когда начинающий артист принимается откровенно петь о вещах, которые в обществе табуированы, ему очень легко быстро обрести определенную фан-базу, потому что запрос на подобные темы в обществе всегда есть — а затем он становится известным, и ему приходится, грубо говоря, фильтровать базар?
В целом согласен, это так и работает. Может быть, не во многом, но где-то это я замечаю на себе — у меня желания фильтровать базар все-таки не наблюдается, делаю я до сих пор, что хочу. Но я понимаю, что совсем уж откровенно о чем-то [петь] нельзя, потому что это будет не музыкальным повествованием, а будет казаться пропагандой — пусть это и выдуманная история. А о том, что молодому музыканту гораздо легче начать с неких табу — я думаю, это уже даже не секрет ни для кого.
Я это к чему — в конце 2018-го полиция заявлялась на концерты исполнителей, которые что-то якобы пропагандировали. На Элджея, к примеру, жаловались. У вас подобных конфликтов с правоохранительными органами не было?
Слава Богу, не было. В одном из городов, не помню, в каком, нас предупредили, что могут быть стражи правопорядка, которые проследят за… порядком. Но по прошествии концерта никаких проблем не было, да и стражей я не увидел. Возможно, они были в штатском. А так проблем никаких нет — если поступают подобные запросы, то свой лайн-ап, музыкальную программу, я могу всегда подкорректировать таким образом, что там не будет самых жестких треков — если говорить про тот же NFS Underground, который является компиляцией употреблений и прочих мероприятий. Хоть он и сделан в ироничном ключе, но иногда мы убираем треки из лайн-апа — чтобы никому ничего не доказывать. Но это было всего два раза из тура в 30 городах.
Что касается исполнителей, которых запрещают, — я думаю, это не очень здорово, потому что у личностей, которых вы назвали, ничего запрещенного я не наблюдаю. А я, наверное, тоже уже могу считаться взрослым человеком, и даже ближе уже к тем мамочкам, которые беспокоятся за психическое состояние своих детей. И могу смотреть на это уже «по ту сторону детства». Серьезно, не вижу ничего запрещенного — особенно когда это касалось Монеточки, например, Элджея — человека, которого по радио играют сутками. Странные вещи.
В каких-то других темах цензурируете себя?
Да я вообще не цензурирую себя. У меня уже есть понимание того, что интересно моим слушателям, а что не интересно. Изначально я теоретически мог заходить с абсолютно разных тем, и о них в треках рассказывать. Но сейчас я знаю — у меня есть определенная фан-база, довольно большая, и им интересно то, о чем я уже рассказывал. И поэтому ценза у меня никакого нет. Все, что мне в голову приходит, я выплескиваю в жизнь. Единственный случай был, я помню, — на том концерте, на котором обещали стражей правопорядка, мой трек «Танцуй убивай» восприняли буквально. Потому что там было слово «убивай». Но когда я этот трек делал, мне казалось довольно понятным, что имеется в виду «убивай танцпол». Словосочетание иносказательное, как «убивай бит» — не нужно же кого-то на самом деле убивать. По-моему, все логично, но мне сказали, что могут быть вопросы.
Расскажите о работе с текстом в ваших композициях — он не выглядит переполненным смыслами, как вы пишете его, сколько времени тратите на это и чем вдохновляетесь?
У меня есть парочка текстов, которые я смыслом все-таки наполнил, для особо знающих мое творчество. Например, «Метафизика чисто по приколу» и «Бумер». А для большинства — я почему так делаю — я считаю, что музыка электронная, поп, рейв, не должна перегружаться смыслами, потому что люди идут на концерт не для того, чтобы как-то духовно обогатиться. И в этом нет ничего плохого. Когда мы идем в спортзал, мы преследуем другую цель, нежели когда идем в библиотеку. И говорить, что гантеля хуже, чем книга — мне кажется, как-то неправильно. А чем вдохновляюсь, когда такие тексты пишу, — той же культурой 1990-х, 2000-х, какими-то темами общедоступными, общеинтересными. Потому что если мы будем вспоминать ту же попсу, электро-попсу того времени, — как группы «Демо», «Руки Вверх!» — там же тексты максимально простые. И, возможно, в этом секрет их народной любви — они доступны каждому, и поэтому треки запоминались в головах людей.
В 2019-м у вас всего два концерта?
У меня в этом году будет большой тур по многим городам России, и не только России. Главные два концерта — Петербург, «Сибур Арена», — 8 ноября и 15 ноября — Москва, Adrenaline Stadium. Так что, надеюсь, будет жарко.