Что такое резервируемая мощность
Всё что нужно знать о резерве мощности
Подписаться на новости
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.
Правительство РФ подготовило проект постановления, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.
Переход на оплату резерва будет поэтапный, на протяжении 5 лет, начиная с 1 января 2020 года, но важно подготовиться заранее.
Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема. Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении. Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.
Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.
Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей.
Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:
Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.
с 01.01.2020 до 01.01.2021
с 01.01.2021 до 01.01.2022
с 01.01.2022 до 01.01.2023
с 01.01.2023 до 01.01.2024
с 01.01.2024 до 01.01.2025
Мощность, подлежащая оплате
В настоящий момент проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии», разработанный Министерством энергетики России находится на заключительной стадии согласования и уже внесен в Правительство РФ. Вероятность вступления в силу указанных изменений до начала 2020 года оценивается как высокая.
Принятие данного проекта даст повод компаниям задуматься об энергоэффективности собственного предприятия, поэтому, возможно, большим спросом станут пользоваться уже предоставляемые как энергосбытовыми и сетевыми компаниями услуги, например, по аудиту режима потребления электроэнергии или оформления технической документации. Прайс-листы компаний обычно содержат информацию о стандартных услугах, однако в случае энергоаудита цена зависит от конкретного объекта, его присоединенной мощности и других параметров, поэтому чаще всего является договорной. В свою очередь рекомендуем обращаться по вопросу оплаты резервируемой мощности непосредственно к энергосбытовым компаниям как к обладателям информации об объемах потребления электроэнергии, величине максимальной мощности потребителей и т.д.
В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуги по передаче электрической энергии, потребителям рекомендуется заблаговременно оценить возможное влияние изменений.
В рамках проведения оценки специалисты Башэлектросбыта готовы оказать услуги по экспертизе режима потребления, используя имеющиеся данные об объёмах потребления и документации о техническом присоединении, чтобы сделать расчёт прогнозируемой величины увеличения стоимости услуг в части оплаты максимальной резервируемой мощности.
Если отсутствуют или утеряны документы о технологическом присоединении, компания Башэлектросбыт готова помочь с восстановлением документов или внесением необходимых изменений.
Также, в интересах потребителей, Башэлектросбыт может проконсультировать и подготовить проекты о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц. Это подразумевает, что потребитель может не просто отдать даром резерв, а провести переуступку мощности, что позволит не только сэкономить на плате за резерв, но и принести некоторую прибыль от продажи мощности. Компания Башэлектросбыт также может предоставить техническую информацию о величине максимальной мощности, которую один потребитель готов перераспределить, а другой приобрести.
Что такое резервируемая мощность
Учет электроэнергии для предприятий
Комплексные решения для малого и среднего бизнеса
Передача почасовых отчетов в энергокомпании
Сдача отчетности в форматах 80020 по регламентам энергокомпаний
Снижение стоимости электроэнергии до 35%
Перевод на выгодную ценовую категорию «Под ключ»
Контроль качества электроэнергии
Фиксация отклонений напряжения и подготовка претензий к энергокомпаниям
Оперативный контроль электропотребления объектов в любое время на своем мобильном устройстве
Электросчётчики с модемами
Комплекты оборудования для быстрого внедрения АСКУЭ
Решения на базе Ваших счётчиков
АСКУЭ с модемом или без него
О резервировании максимальной мощности
Но так ли страшен чёрт, как его малюют? Давайте разбираться вместе!
Кого коснется новый закон о резервировании мощности?
Начнем с того, что платежи за резервирование максимальной мощности вводятся во всех регионах России, независимо от того, является он энергодефицитным или нет.
В первую очередь, закон затронет предприятия, а потребители, которые оплачивают электроэнергию по тарифу «население», не будут получать платежки по резервируемой мощности. Однако не все предприятия будут платить за недобор мощности, можно избежать дополнительных платежей, если фактическая мощность не будет отличаться от выделенной максимальной мощности более чем на 40%.
Но давайте посмотрим на последствия принятия закона. Нужно понимать, что излишки мощности появляются не от хорошей жизни. Некогда процветающие предприятия в условиях экономического кризиса были вынуждены свернуть своё производство. Теперь же, заставляя заплатить за былую мощность, их ставят перед выбором: или плати за недобор мощности, или отдай свои излишки. Тем, кто выберет второй путь, выкарабкаться будет еще сложнее: чтобы запустить свои производственные линии, снова потребуются мощности, которые за бесплатно никто не вернет.
Поэтому мы придерживаемся мнения, что платежи за резервирование мощности – это своеобразное проявление налога на бедность. Запускать его механизмы нужно в период роста экономики, сейчас же эти инструменты будут добивать предприятия и тормозить их возвращение на нормальные рельсы.
Кто выиграет от нововведений?
По предыдущему вопросу можно возразить. Мол невостребованная мощность приводит к росту издержек электросетевых организаций, которые вынуждены содержать незагруженные электрические сети, теряют выручку и имеют повышенные потери. Именно электросетевые компании являются выгодоприобретателем от новых норм, и законопроект активно продвигается Россетями.
Но насколько назрела необходимость принятия закона? Электросетевые компании итак имеют возможность возместить все свои убытки при тарифообразовании.
Поэтому считаем, будет странно, если в условиях экономического кризиса, законодатель встанет на сторону монополистов и утвердит введение платежей за резервируемую мощность.
Будет справедливым отметить и положительную норму законопроекта. Несмотря на то, что все вырученные средства за резервирование максимальной мощности пойдут владельцам электросетевого хозяйства, они не смогут воспользоваться ими по своему усмотрению. Информацию о выручке нужно будет направлять в организацию, осуществляющую регулирование тарифов. Объем полученных средств будет исключаться из необходимой валовой выручки, т.е. работать на понижение тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Надеемся, что эта норма не исчезнет из принятой редакции закона.
Кто проиграет от нововведений?
Как, было отмечено ранее, в основном закон затронет предприятия, находящиеся в кризисе. Но тормозится повышение эффективности и преуспевающих предприятий.
Предполагается ли переходный период?
Первое время платежи за резерв мощности будут указываться только с целью информирования. Затем, при начислениях за резервируемую мощность будет применяться понижающий коэффициент, который будет составлять 5% в первое время, а потом увеличиваться из года в год.
Предполагается, что с окончанием переходного периода (с 01.01.2024г.) понижающий коэффициент исчезнет, и будет оплачиваться 100% максимальной резервируемой мощности.
Что потребителям делать с излишками мощности, чтобы не платить за них?
В соответствии с пунктом 34 Правил, лица, имеющие энергопринимающие устройства, вправе снизить объем максимальной мощности с одновременным перераспределением максимальной мощности в пользу иных потребителей в пределах действия соответствующего центра питания. При этом, в электрических сетях классом напряжения от 0,4 до 35 кВ центром питания считается питающая подстанция с классом напряжения 35 кВ, в электрических сетях классом напряжения свыше 35 кВ центром питания считается распределительное устройство подстанции, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, перераспределяющего свою максимальную мощность. Потребители электрической энергии с третьей категорией надежности электроснабжения, не вправе перераспределять свою максимальную мощность в пользу потребителей с первой или второй категориями надежности электроснабжения.
Очевидно, что основная сложность при перераспределении излишек мощности будет заключаться в поиске потребителей, нуждающихся в дополнительной мощности. С учетом ограничений по центру питания и категории надежности электроснабжения, сделать это будет очень сложно.
Проект постановления о введении платежей за резервируемую мощность предполагает, что электросетевые организации будут обязаны доводить до нас информацию о других потребителях, обратившихся к ней за технологическим присоединением. Будут раскрываться все контактные данные, чтобы потребители в пределах одного центра питания могли договориться о перераспределении мощности и получить взаимную выгоду. Но будут ли монополисты выполнять эти требования на практике – сомнительно.
Как предприятиям оценить свои возможные платежи за резервирование мощности?
Чтобы узнать размер будущего платежа, разложим процесс начисления на несколько этапов.
Этап 1. Расчет фактической мощности (Pфакт).
С интегральными счетчиками все просто, но не точно. Чтобы рассчитать фактическую мощность, нужно будет объем потребления за месяц умножить на коэффициент 0,0048.
По интервальным счетчикам, фактическая мощность будет определяться по рабочим дням в пиковые часы системного оператора аналогично расчетам транспортной мощности при расчетах по тарифам четвертой и шестой ценовых категорий.
Этап 2. Определение размера резервируемой максимальной мощности (Pрмм).
Резервируемая максимальная мощность определяется как разность между максимальной мощностью, указанной в договоре и(или) в акте технологического присоединения, и фактической мощностью.
Этап 3. Определяется понижающий коэффициент для оплаты (К)
Этот коэффициент введен на переходный период и растет от 5% с момента утверждения постановления до 100% к 01.01.2024г.
Резервируемая мощность, подлежащая оплате, определяется путём умножения резервируемой мощности на этот коэффициент.
Этап 4. Определяется коэффициент резервирования максимальной мощности (Крмм)
Формулы по расчету Крмм содержатся в приложенной презентации (ссылка на презентацию выше).
Этап 5. Определение стоимости услуг по передаче электроэнергии с учетом коэффициента резервирования максимальной мощности.
Методика расчета надбавки за резервирование максимальной мощности также зависит от того, какой применяется тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Не вдаваясь в методику расчета, вы можете оценить размер своих будущих платежей на сайте https://яЭнергетик.рф. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте и воспользоваться калькулятором платежей за резервируемую максимальную мощность.
Заключение
Мы считаем, что законопроект не соответствует современным российским реалиям, и нельзя допустить его утверждения.
Основные отрицательные моменты:
Спорные положительные моменты:
Но, несмотря на все перечисленные отрицательные моменты и отрицательную оценку проекта постановления от Минэкономразвития, вероятность его принятия высока.
Скорее всего, итоговый документ претерпит существенные изменения. Но некоторые организации, не дожидаясь принятия новых норм, уже сейчас начали нагнетать обстановку и настоятельно требуют отказаться от части мощности или провести аудит сомнительного характера.
Мы рекомендуем, не поддаваться панике и воздержаться от поспешных решений. Нужно дождаться, пока законопроект будет принят.
Развитие событий:
11.02.2020г. Введение платежей за сетевую мощность сдвигается на 2021 год.
Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий теперь и электроэнергетику, поддержал инициативу «Россетей» и Минэнерго по введению платежей за резерв мощности с 2021 года.
Новый куратор электроэнергетики в правительстве вице-премьер Юрий Борисов поддержал инициативу «Россетей» и Минэнерго — о введении платы за резерв сетевой мощности. Мера заработает с 2021 года, хотя «Россети» рассчитывали на ее введение уже с 2020 года. По данным «Ъ», Минэнерго должно доработать постановление правительства за две недели.
Copyright — © яЭнергетик, 2020г. При любом использовании опубликованных материалов и содержимого данной статьи требуется указывать источник «яЭнергетик.рф»
Всё что нужно знать о резерве мощности
Подписаться на новости
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.
Правительство РФ подготовило проект постановления, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.
Переход на оплату резерва будет поэтапный, на протяжении 5 лет, начиная с 1 января 2020 года, но важно подготовиться заранее.
Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема. Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении. Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.
Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.
Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей.
Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:
Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.
с 01.01.2020 до 01.01.2021
с 01.01.2021 до 01.01.2022
с 01.01.2022 до 01.01.2023
с 01.01.2023 до 01.01.2024
с 01.01.2024 до 01.01.2025
Мощность, подлежащая оплате
В настоящий момент проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии», разработанный Министерством энергетики России находится на заключительной стадии согласования и уже внесен в Правительство РФ. Вероятность вступления в силу указанных изменений до начала 2020 года оценивается как высокая.
Принятие данного проекта даст повод компаниям задуматься об энергоэффективности собственного предприятия, поэтому, возможно, большим спросом станут пользоваться уже предоставляемые как энергосбытовыми и сетевыми компаниями услуги, например, по аудиту режима потребления электроэнергии или оформления технической документации. Прайс-листы компаний обычно содержат информацию о стандартных услугах, однако в случае энергоаудита цена зависит от конкретного объекта, его присоединенной мощности и других параметров, поэтому чаще всего является договорной. В свою очередь рекомендуем обращаться по вопросу оплаты резервируемой мощности непосредственно к энергосбытовым компаниям как к обладателям информации об объемах потребления электроэнергии, величине максимальной мощности потребителей и т.д.
В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуги по передаче электрической энергии, потребителям рекомендуется заблаговременно оценить возможное влияние изменений.
В рамках проведения оценки специалисты Башэлектросбыта готовы оказать услуги по экспертизе режима потребления, используя имеющиеся данные об объёмах потребления и документации о техническом присоединении, чтобы сделать расчёт прогнозируемой величины увеличения стоимости услуг в части оплаты максимальной резервируемой мощности.
Если отсутствуют или утеряны документы о технологическом присоединении, компания Башэлектросбыт готова помочь с восстановлением документов или внесением необходимых изменений.
Также, в интересах потребителей, Башэлектросбыт может проконсультировать и подготовить проекты о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц. Это подразумевает, что потребитель может не просто отдать даром резерв, а провести переуступку мощности, что позволит не только сэкономить на плате за резерв, но и принести некоторую прибыль от продажи мощности. Компания Башэлектросбыт также может предоставить техническую информацию о величине максимальной мощности, которую один потребитель готов перераспределить, а другой приобрести.
Введение платы за резерв сетевой мощности: польза или зло?
Уже довольно долгое время в Правительстве РФ на согласовании находится постановление, устанавливающее обязательство потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности.
Напомню, что резервируемая максимальная мощность (далее – “резерв”) представляет собой разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, заявленной им в при технологическом присоединении к сети, и мощностью, фактически потребленной им из сети.
Работа над введением данного механизма оплаты ведется с 2012 года, когда Правила розничных рынков[1] закрепили отдельные положения, касающиеся определения и порядка учета резерва в отношении потребителей электрической энергии. В этом же документе Правительство РФ поручило Министерству энергетики, Министерству экономического развития, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе на основе анализа объемов резерва, который поддерживаются сетевыми организациями в интересах потребителей, и возможных тарифных последствий от перехода к оплате указанной величины подготовить предложения по определению стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резерва.
В апреле 2013 года Правительство РФ утвердило “Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года”, также установившую одной из задач разработку порядка оплаты резерва потребителями, определение сроков перехода к оплате указанной величины и категорий потребителей, на которых такой порядок распространится. В настоящий момент Министерством энергетики подготовлен проект постановления Правительства РФ, отражающий новый механизм оплаты услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резерва (далее – “Проект”).[2]
Согласно тексту Проекта, в том случае, если заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства была подана потребителем после 1 июля 2019 года (предполагаю, что в окончательной редакции эта дата может измениться), то такой потребитель будет обязан оплачивать весь объем резерва.
Если же заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства была подана потребителем до 1 июля 2019 года, то доля оплачиваемого резерва в объеме услуг по передаче электроэнергии будет расти постепенно — от 5 % до 60 % с 2020 года по 2025 год.
Проектом установлены условия, при одновременном наличии которых такой потребитель обязан оплачивать объем резерва:
1. за текущий расчетный период резерв потребителя составляет более 40 % от максимальной мощности соответствующего энергопринимающего устройства;
2. по всем 12 расчетным периодам, предшествовавшим текущему расчетному периоду, резерв также составляет более 40 % от максимальной мощности такого энергопринимающего устройства.
То есть резерв подлежит оплате только при условии, если он не используется больше года.
Также в целях стимулирования отказа потребителей от излишней мощности сетевые организации и гарантирующие поставщики получили право инициировать снижение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Напомню, что в настоящее время согласно Правилам недискриминационного доступа с такой инициативой могут выступать только сами потребители. Теперь указанные субъекты не позднее чем за 2 месяца до введения положений, обязывающих потребителей оплачивать резерв, должны будут направить потребителям, резерв энергопринимающих устройств которых по всем 12 расчетным периодам составляет более 40 % от их максимальной мощности, проект соглашения об уменьшении максимальной мощности.
Потребитель электрической энергии (мощности), получивший такое соглашение и имеющий намерение снизить объем максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации, указывает в таком соглашении объем мощности, на который уменьшается максимальная мощность, подписывает такое соглашение и направляет в адрес сетевой организации. А если потребитель заключил договор энергоснабжения, потребитель также направляет копию подписанного соглашения в адрес соответствующего гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
Что касается возможности перераспределить объем снижения мощности в пользу иных лиц, то здесь ничего нового Проект не предусматривает, данная возможность и порядок ее реализации уже установлены Правилами недискриминационного доступа.
Особое внимание Проектом уделяется определению максимального объема мощности. Для некоторых категорий потребителей предусмотрен специальный порядок его определения, как, например, для объектов с собственной генерацией и производителей электрической энергии. Также предусмотрены льготные условия оплаты резерва для отдельных потребителей.
Мнения потребителей относительно пользы нововведения разделились: кто-то приветствует инициативу, а кто-то традиционно против. Почему введение платы за резерв сетевой мощности является положительным?
Сейчас услуги по передаче электроэнергии оплачиваются исходя из фактически потребленного объема, это в определенных случаях увеличивает финансовую нагрузку для остальных потребителей региона. Дело в том, что сетевые организации должны поддерживать сети в готовности к передаче всего заявленного потребителем объема мощности независимо от того, потребляет он его фактически или нет. Расходы на содержание сетей закладываются в котловой тариф, который платят все потребители региона. Тем самым расходы на поддержание сетей в готовности к передаче объема энергии, необходимого такому потребителю, фактически перекладываются на остальных потребителей региона. Введение платы за передачу электрической энергии исходя из объема присоединенной мощности должно стимулировать потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении, и соответственно, выравниванию финансовой нагрузки на остальных потребителей.
С другой стороны, с введением платы за резерв пострадают те потребители, которые в силу особенностей собственного производственного процесса максимальный объем мощности выбирают, но, например, только в ночные часы, а также те, кто использует объекты собственной генерации.
Однако, как водится, истина где-то посередине. И, скорее всего, потребители значительной пользы для себя не ощутят: выгода утонет в бесконечном росте тарифа.
Теперь осталось только дождаться, когда же обещанный механизм наконец заработает. Коллеги, кто-то в курсе, когда это случится?
[1] Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии”.