Что такое резидент сколково

Зачем нужен статус резидента
«Сколково»?

Центр инноваций занимается поддержкой технологичных стартапов. Но в чем еще плюсы и минусы для резидентов Сколково, и какие возможности он открывает? Экосистема инновационного центра позволяет участвующими в проекте определиться с наиболее эффективными инструментами, которые помогут развить технологическое предпринимательство и исследования. Участниками «Сколково» являются российские компании, которым по закону предоставлены налоговые льготы. Обычно у таких организаций меньше обязательных взносов за сотрудников, а также для них доступны гранты и многие услуги на льготных условиях.

Что такое статус резидента «Сколково»?

Резидент – это статус юр. лица в системе налогового законодательства. Он дает компании право уплачивать налоги на льготных условиях. Также организация получает большое количество направлений с бесплатной поддержкой. Все это действует в рамках Фонда. При этом последний не стремится претендовать на права нематериального актива резидента, например, его идею и открытие. Он также не входит в капитал фирмы, а два года назад стало возможным получить статус из любого уголка России.

Кто может стать резидентом?

Стать резидентом Сколково может любая компания, прошедшая экспертный отбор комиссии. В большинстве случаев участниками проекта становятся стартапы, ведущие разработки в одном из приоритетных для Сколково направлений развития науки и технологии:

Каждое из этих ключевых направлений включает большой список более мелких.

Предприятие или физлицо может выбрать наиболее подходящее для себя и в соответствии с этим оформить заявку на участие в отборе. Если претендент пока не зарегистрировал свою организацию, то он всё равно может подать заявку на участие в экспертизе. Зарегистрировать предприятие можно будет после удачного прохождения отбора.

Что дает статус резидента «Сколково»?

При наличии статуса возможны любые мероприятия, связанные с поддержкой от Фонда. Речь идет о:

Короткий путь на рынок для технологий участников проекта Сколково

Есть несколько действующих программ:

Услуги на льготных условиях

Вы получите льготные услуги:

Льготы

Льготы делятся на три направления:

Финансовая поддержка

Если говорить о поддержке в виде финансирования для тех, у кого есть статус участника проекта Сколково, то можно выделить два действующих направления:

Какие налоговые льготы дает статус резидента «Сколково»

Льгота по налогу на прибыль — 0%

Льгота по налогу на добавленную стоимость — 0%

Пониженные страховые взносы — 14%

Что касается уменьшенных страховых взносов, то они распространяются на обязательные:

Льготы по уплате таможенных платежей

Льгота на налог на имущество — 0%

Финансирование проектов со статусом резидента «Сколково»

Если со льготами резидента Сколково разобрались, и определили что это за статус, то остался вопрос финансирования. В этом деле основную роль играют грантовые программы.

Гранты

Для развития новых идей проект предоставляет грант в размере трехсот миллионов рублей с софинансированием от двадцати пяти процентов.

Микрогранты

Есть также и микрогранты – до полутора миллиона рублей на одно направление, например, конференцию или выставку. В год размер микрогранта может достигать 4 млн рублей.

Минигранты

Еще одной грантовой программой считается минигрант – до 5 млн рублей. Его дают для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с минимальным совместным финансированием от инвестора, что, скорее плюс для резидента Сколково, чем минус.

Цифровые технологии

Федеральный проект «Цифровые технологии» поддерживает разработки, которые помогают преобразовывать главные экономические и социальные сферы. Они, в свою очередь, базируются на отечественных продуктах и сервисах, создававшихся благодаря сквозным передовым технологиям. Например, среди конкурсных направлений есть искусственный интеллект, робототехника и технологии распределенных реестров. Сумма финансирования и сроки устанавливает Конкурсная документация.

Возмещение инвестиций

Привлечением инвесторов в проекты занимается специальное подразделение – Skolkovo Ventures. Четыре года назад под его управлением были сформированы три венчурных фонда, которые инвестируют. Это позволяет интересным идеям не оставаться на бумаге, а воплощаться в реальные проекты, пользующиеся спросом на рынке.

В 2021 году можно получить только микрогрант – остальные грантовые программы закрыты.

Какие есть правила и ограничения?

Присвоение статуса резидента Сколково одновременно даёт участнику массу привилегий для ведения бизнеса, но и накладывает ряд ограничений, нарушение которых может привести к лишению статуса участника резидента «Сколково». Все правила и ограничения прописаны в двух документах:

Статус присваивается сроком на 10 лет. Однако чтобы его не потерять, участник обязан:

За соблюдением правил строго следят сотрудники департамента по контролю и правовой поддержке участников: они проводят регулярные проверки деятельности, документации, в том числе с выездом по юридическому адресу.

Правовая поддержка заключается в оказании помощи добросовестным резидентам в правильном оформлении документации для успешного прохождения проверок, консультировании бизнесменов.

Как получить статус резидента «Сколково»?

Как рассматривают заявку?

Каждая заявка проходит 4-этапную проверку, которая длиться 20 дней:

Что делать, если заявку отклонили?

Лишь четверть соискателей проходит все 4 этапа с первой попытки. Большую часть заявок возвращают. Однако это не означает, что путь в резиденты закрыт. Заявку можно подавать любое количество раз. Если с первой попытки её отклонили, рекомендуется обратиться к экспертам за комментариями, но не напрямую, а через службу поддержки. Чаще всего проекты возвращаются из-за отсутствия:

После доработки заявку вновь можно подавать.

Что делать после одобрения заявки?

Одобрение заявки соискатель получает в форме протокола решения экспертной комиссии: его прикрепят к заявке в разделе «Юр. лицо». Документ имеет срок действия всего 6 месяцев, после чего сгорает, если претендент не успеет оформить необходимые документы:

Если организация ещё не зарегистрирована, то сделайте это. Фонд не работает с ИП. Лучше, если это будет ООО, но другие формы тоже допустимы. В уставе должен присутствовать пункт об обязательстве заниматься только исследовательской деятельностью и зарабатывать только на этом. Если организация уже зарегистрирована, устав есть, но в нём нет такого пункта, то его в обязательном порядке следует внести.

Затем подайте заявление в налоговую инспекцию, получите подтверждение о внесении данных в ЕГРЮЛ. Скачайте на сайте выписку, загрузите её в раздел «Юр. лицо». Сюда же прикрепите изменённый устав и копии заявлений о намерении стать участником проекта и согласие на представление проекта юридическому лицу. Кликните на кнопку «Отправить на статус участника».

В течение 2 недель на электронный адрес придёт одобрение заявки, после чего необходимо отправить оригиналы заявления о намерении стать участником проекта, согласия на представление проекта и заверенную копию устава с внесённым пунктом по адресу: 121205, г. Москва, территория Инновационного центра «Сколково», ул. Нобеля, д. 5, с подписью: «Для департамента контроля и правовой поддержки участников фонда «Сколково»». Доставить документы можно лично, курьером или заказным письмом.

После этого вы получите выписку из реестра участника проекта Сколково с подтверждением статуса. Это может быть как бумажный, так и электронный документ. Теперь осталось познакомиться со своим менеджером, получить доступ к электронной почте резидента и приступить к оформлению полагающихся льгот.

Источник

Как стать резидентом «Сколково» и получить поддержку для бизнеса, даже если он не кажется инновационным

Технологические компании стремятся стать резидентами «Сколково», потому что это «легализованный офшор» на территории РФ с почти нулевыми налогами и один из важнейших институтов России, который помогает инновационным проектам развиваться. Он улучшает экономику любой компании на 20–30%, дает гранты, налоговые послабления и мощный потенциал, чтобы у нашей страны было больше оригинальных продуктов на международном рынке.

Хорошая новость: почти любая технологическая компания может попасть в Сколково при желании и неплохом воображении. До конца 2030 года в инновационном центре поставили задачу увеличить число резидентов в 2,5 раза: сейчас их около 3 000, а по KPI должно стать 7 500. Из-за повышенного спроса шансы стать резидентом возрастают. Главное — найти технологичный или коммерческий потенциал в своей компании. Как это сделать, расскажем в статье.

Меня зовут Иван Скориков, я партнер компании DV Consulting. Мы помогаем стартапам и бизнесу разного калибра привлекать государственную поддержку: гранты, субсидии, налоговые льготы и многое другое. В этой статье я поделюсь опытом нашего направления skolkovo-resident.ru и расскажу о «внутряках» и инсайдах о Фонде «Сколково», которые помогают стать резидентом почти любой компании. И покажу, почему «написать заявку и пройти экспертизу» — не залог успеха в использовании всех выгод, которые дает Сколково.

По нашим подсчетам, около 80% потенциальных резидентов Сколково видят всего две выгоды от Сколково — налоговые льготы и гранты. На наш взгляд, выгод гораздо больше, ниже опишем основные.

Резиденты Сколково получают беспрецедентные льготы, которые действуют 10 лет (либо до момента, когда выручка превысит 1 млрд и одновременно с этим прибыль накопленным итогом превысит 300 млн) и могут улучшить экономику компании на 20–30%. Пройдемся по самым важным из них:

* — На сайте Сколково указана ставка 0%, но по факту это не совсем так. Резиденты получают не нулевую ставку, а освобождение от налога — поэтому при использовании данной льготы (ее можно использовать, а можно и отказаться) предъявлять расходы на НДС к вычету не получится. То есть пользователи льготы, находясь на ОСНО, могут выставлять как счета «без НДС», так и «с НДС» со всеми вытекающими выгодами.

Льгота особенно актуальна для компаний, у которых мало расходов с включенным НДС. С точки зрения бухгалтерии и налогового учета работа резидента Сколково, использующего льготу по НДС, похожа на работу компании на УСН, которая не платит налог по УСН и при этом может выборочно выставлять счета «с НДС». И, в отличие от компании на УСН, резиденты могут иметь выручку гораздо больше 150 млн и не становиться при этом плательщиком НДС.

Сколково помогает не только экономить на налогах, но и возместить убытки благодаря субсидиям федерального бюджета. Вот какие компенсации мы выделяем:

Частные инвесторы, которые инвестируют в компанию — резидента Сколково, могут вернуть до 50% инвестиций через уплаченный НДФЛ. Механизм похож на механизм налоговых вычетов. Если инвестор проинвестировал в компанию-резидента 10 млн рублей и в прошлом году заплатил не менее 5 млн НДФЛ, Сколково вернет ему 5 млн из этих 10 млн.

Более подробное описание льготы можно посмотреть на сайте Сколково.

В отличие от других программ, эти гранты обычно выдают не авансом, а в качестве компенсации. Авансом такие гранты выдают только при условии, что тратить деньги вы будете у аккредитованного партнера Сколково.

В Сколково есть несколько грантовых программ, мы собрали их в таблицу, чтобы наглядно показать разницу и специфику каждой.

В последнее время четко выражен следующий тренд: количество одобренных грантов сильно выросло, при этом средний размер гранта снизился. Для сравнения: в 2012 году Фонд «Сколково» выдал 1,5 млрд рублей 12 компаниям, а в 2019 году — 2 млрд рублей 1 300 компаниям.

Еще один важный тренд последних лет: из-за высокого количества одобряемых заявок средства, выделенные на гранты, заканчиваются за первые 6 месяцев. После этого программы замораживаются до следующего года. В 2019 и 2020 годах бюджет исчерпывался к июню/июлю и выдачу грантов замораживали до января.

Шильдик Sk — знак качества, который помогает создать хорошую репутацию. Он подтверждает, что у компании действительно есть инновационный продукт, и повышает его ценность в глазах заказчика.

Особенную ценность шильдик Sk несет в двух случаях:

Молодым и неизвестным компаниям трудно пробиться к инвесторам, партнерам и заказчикам. Если они являются резидентами Сколково, у них больше шансов привлечь к себе внимание.

У госкомпаний часто есть KPI на закупку инновационного продукта. Если она закупает продукт у резидента Сколково, она автоматически выполняет это требование. К тому же в тендерной документации на закупку НИОКР у крупных компаний (например, у Роснефти, Лукойла) все чаще появляется вопрос: «Являетесь ли вы резидентом Сколково?» Поэтому у резидентов есть преимущество при торгах.

Сколково — это большая тусовка молодых компаний, которые двигают российскую экономику вперед. Здесь легко можно найти партнеров по бизнесу, если услуги резидентов будут друг другу интересны. Также в Сколково можно посещать отраслевые выставки и конференции, на которые приезжают первые лица государства. Можно найти клиентов, партнеров, инвесторов или бизнес-ангелов для своего проекта.

Сколково предоставляет и доступ к своей инфраструктуре, в которой 64 сервиса. Например, можно найти ментора по специальной программе и лично с ним пообщаться, выйти на рынок СНГ и других стран или получить дополнительные инвестиции от венчурного фонда Skolkovo Ventures.

Миф 1: надо зарегистрироваться в инновационном центре «Сколково» или арендовать там площади

До 2019 года это действительно было так. Затем государство отменило территориальные ограничения и внесло изменения в закон «Об инновационном центре Сколково». Теперь компании могут становиться резидентами из любой точки РФ без смены юридического адреса.

Миф 2: придется платить Сколково взносы, абонентскую плату или часть прибыли

После получения резидентства у вас не будет никаких финансовых взаимоотношений со Сколково. Фонд представляет интересы государства — ему важно, чтобы новые продукты продавались на российском и международном рынке, вливали в экономику новые деньги, в том числе валюту, и увеличивали ВВП. Поэтому у Сколково нет необходимости брать деньги с самой компании.

Миф 3: Сколково заберет права на интеллектуальную собственность

Сколково никак не отчуждает результаты вашей интеллектуальной деятельности — это прописано в его уставе. Более того, Фонд приветствует, если вы регистрируете патенты и результаты труда, и помогает это сделать.

Сначала давайте обратимся к списку резидентов. Полный список 3 000+ резидентов находится на сайте Сколково. По нему видно, что далеко не все компании находятся на передовом рубеже науки/инноваций, например изобретают лекарства от рака. В Сколково есть ряд компаний, деятельность которых нельзя отнести к инновационной деятельности или хотя бы к технологичным компаниям. Но они успешно ведут свой бизнес, являются резидентами Сколково уже не первый год и получают все льготы, которые им предоставляются по закону. Есть даже совсем экстремальные примеры, когда компания-резидент предоставляет откровенно аутсорсинговые услуги.

Почему же так происходит и какие есть требования к резидентам? С формальной точки зрения резидентами Сколково могут быть компании, которые удовлетворяют двум требованиям:

Ее суть — доказать Фонду, что проект обладает конкурентными преимуществами перед аналогами, хорошей перспективой коммерциализации, а также в целом реализуем заявленной командой. При проведении экспертизы не оценивают напрямую «инновационность» или «технологичность», но об этом поговорим позднее.

Когда компания прошла экспертизу и получила статус резидента, ей дается один месяц, в редких случаях два, чтобы привести всю договорную базу в порядок и оставить на юрлице только ту деятельность, которая соответствует правилам. Например, если резидент закупал и перепродавал инструменты, ему нужно перевести эту деятельность на другое юрлицо или обосновать, почему в его случае такая деятельность не нарушает правила.

Узнать, насколько хорошо компания адаптировалась к правилам, можно будет только во время ежегодной проверки отчетов. Если она пройдет успешно, резидент не получит никаких вопросов от Сколково. Если Фонд выявит нарушения, он может вынести предупреждение или лишить статуса резидента.

В Сколково работают не бюрократы, а понимающие и адекватные сотрудники с гибким мышлением. Им всегда можно объяснить, почему вы считаете, что правило не было нарушено, обсудить замечания. Если удастся их убедить, статуса не лишат. Также бывают незначительные нарушения в первый год, которые легко исправить, и они не ставят вопрос резидентства под угрозу.

Если резюмировать, то задача стать резидентом сводится к двум моментам, которые надо детально проработать: пройти экспертизу и правильно «упаковать» деятельность компании для соответствия правилам. 99% компаний делают упор на прохождение экспертизы, а упаковкой пренебрегают. Мы же считаем, что именно упаковка гарантирует, что вы не просто попадете в Сколково, но и сохраните статус на все 10 лет.

Давайте разберемся подробнее, почему упаковка так важна.

По нашим подсчетам, у 85–90% компаний, которые хотят стать участниками проекта Сколково, немного искаженное мнение о резидентстве. Они считают, что главная задача — попасть в Сколково, а затем они будут спокойно получать всевозможные выгоды 10 лет, то есть максимальный срок резидентства. Это не так.

После того как компания получает статус резидента, она обязана привести свою деятельность в соответствие с правилами Сколково. Иначе ее могут лишить статуса в первый же год проверки. Поэтому правила нужно учитывать еще на этапе создания заявки, чтобы потом не было проблем.

Согласно правилам, участники должны вести исключительно:

Резиденты не имеют права вести иную деятельность, а также должны соблюдать ряд ограничений. Например, они не могут получать выручку от агентских комиссий, продавать с наценкой услуги/товары, которые не связаны с исследованиями и их коммерциализацией, сдавать в аренду имущество и помещения.

О том, что придется соответствовать правилам Сколково и получать выручку только от коммерциализации своего продукта или технологии, нужно помнить еще на этапе написания заявки. Важно продумать все нюансы и подготовить почву, которая в дальнейшем позволит правильно отвечать на запросы Сколково и не бояться, что деятельность могут признать не соответствующей правилам и компанию лишат статуса или попросят вывести ее в отдельное юрлицо.

Иногда участники сами отказываются от статуса после консультации со своим проектным менеджером. Или изначально не идут в Сколково, узнав об этих правилах: боятся, что не подойдут и придется перестраивать деятельность всей компании, теряя большую часть выгоды и смысла от льгот.

Но, по нашему опыту, «упаковаться» и соответствовать правилам, продолжая вести привычную деятельность (формально, не юридически), может почти любая компания, которая успешно прошла экспертизу.

Расскажу о четырех важных моментах, которые позволят лучше понять, как устроены правила на самом деле. Они могут приободрить даже те компании, которые не считают себя достаточно технологичными для Сколково.

Понятие «коммерциализация исследовательской деятельности» очень размытое. В большинстве случаев почти любую деятельность технологической компании можно подвести под это понятие — главное, чтобы были правильное позиционирование и юридическая упаковка. Для этого нужно нанять опытного юриста, который разбирается в правилах Сколково, или привлечь консалтинговое агентство, в котором есть команда юристов, налоговых консультантов и которое имеет большой опыт в решении деликатных вопросов со Сколково. Оно поможет юридически упаковаться «под правила», корректно составить ежегодную отчетность, чтобы Фонд убедился, что никаких нарушений формально нет и компания может оставаться в статусе резидента.

При правильной упаковке можно обойти некоторые запреты. Например, Сколково запрещает получать деньги от агентских комиссий, но есть множество юридических способов превратить агентскую комиссию в «плату за услуги платформы». Это подходит добросовестным резидентам, которые делают действительно крутой продукт, но ограничения сильно бьют по их компании.

Фокус Сколково в последнее время смещается от инноваций к стартапам. Изначально Фонд поддерживал тех резидентов, у которых в проекте ярко проявлялся научный, инновационный потенциал. И плохо реагировал на компании, где инновацией является бизнес-модель, а не технология/продукт. Сейчас, на наш взгляд, фокус Сколково сместился в сторону помощи стартапам, хотя в правилах это пока не отражено. Если компания придумала прорывное решение, новую бизнес-модель и может стать лидером в своей отрасли — у нее есть все шансы стать резидентом. И неважно, что это решение не сильно наукоемкое/инновационное.

Фонд делает акцент на коммерческих показателях, а не на исследованиях. В планах Сколково — до конца 2030 года привлечь в 2,5 раза больше резидентов и увеличить суммарную ежегодную выручку со 160 до 500 млрд рублей. Это значит, что в дальнейшем Фонд может уделять больше внимания в заявках коммерческим показателям, а не наличию фундаментальных исследований, ведь им нужно достигнуть KPI.

Учитывая эти моменты, компании в большинстве случаев могут подогнать всю деятельность под правила Сколково. Хотя иногда проще создать отдельный R&D-центр и перевести в эту новую компанию деятельность, связанную с разработкой и исследованиями, а заодно и значительную часть штата.

Для того чтобы стать резидентом Сколково, необходимо пройти экспертизу. Экспертиза состоит в том, что пять независимых экспертов Сколково оценивают написанную компанией заявку. Заявка — это примерно 60–90-страничный документ с описанием проекта/технологии/компании. Сама заявка жестко регламентирована по разделам и содержанию, но в нее можно добавлять сколько угодно примечаний, которые, как правило, составляют 50–80% от объема.

Эксперты оценивают заявку по пяти вопросам, на которые нужно ответить «да» или «нет». Чтобы успешно пройти экспертизу, по всем вопросам должно быть хотя бы три «да» из пяти. Самые главные из них — о конкурентных преимуществах перед аналогами и о коммерциализации на рынке.

Если вы не знаете пять вопросов для оценки заявки, загляните под спойлер.

Полный список вопросов:

На деле 99% компаний срезаются на первом и втором вопросе. Хотя в них нет акцента на научности и инновационности, мы по опыту знаем: эксперты подсознательно ищут в проектах именно что-то новое, потому что Сколково для них — это инновации и наука.

Важно понимать, каков состав экспертов и как они оценивают заявку, чтобы иметь полное представление о процедуре.

Эксперты на оценку заявки подбираются рандомно. Их набирают из пула примерно в 800 человек. Даже сотрудники Сколково не знают, кто будет на экспертизе, — у них есть только их номера id.

У экспертов могут быть поверхностные знания по узкой теме вашего проекта. Если учесть, что в каждом из четырех кластеров есть около 100 узких направлений, выходит, что на каждое из них приходится в среднем два эксперта. Понятно, что есть смежные темы и в целом эксперты Сколково неплохо разбираются во всех направлениях. Но не исключена ситуация, когда заявку могут оценивать люди, которые не имеют должных знаний в узкой специализации, по которой написана заявка.

Например, если вы делаете PropTech-проект в сфере разработки софта для BIM-проектирования, ни у одного из ваших оценщиков может не оказаться релевантного опыта и знаний, кроме сведений из статей и научных журналов. При этом все они неплохо понимают в ИТ: кто-то специализируется на Big Data, кто-то на AI и пр.

Всем экспертам важно в вашей заявке разное. Разброс в знаниях и экспертизе очень большой: экспертом может быть профессор университета, бизнес-аналитик венчурного фонда, топ-менеджер крупной компании или серийный предприниматель. Их восприятие мира и взгляд на одинаковые вещи могут быть разными, как и погружение в заявку. Одни эксперты досконально изучают заявку и тратят целый день на проверку достоверности данных, а другие делают вывод после 20-минутного прочтения по диагонали.

Вывод: важно не только круто расписать и упаковать свой проект, но и понравиться как можно большему количеству экспертов. Задача пройти в Сколково значительно усложняется субъективностью оценок и взглядов, а также наличием ограничений в виде правил ведения исследовательской деятельности. Поэтому, если хотите, чтобы ожидания по экономии на льготах совпадали с реальностью, нужно детально прорабатывать модели коммерциализации и соответствие правилам, а не только написать красивую заявку и пройти экспертизу.

Важно написать такую заявку, которая заставит экспертов поверить в проект и положительно ответить на все вопросы. Обычно харизматичные фаундеры неплохо справляются с такой задачей, иногда даже лучше любых консультантов. Но детальная проработка может занять до 3–4 месяцев самостоятельной работы плюс еще столько же времени уйдет на несколько экспертиз (меньше 30% заявок одобряются с первого раза). Сейчас ввели правило, по которому одна заявка может подаваться не больше трех раз, но если значительно перерабатывать ее от экспертизы к экспертизе, то можно подавать и 10+ раз.

Если нет сил/времени/желания, всегда можно обратиться к консультантам. На рынке есть компании, которые помогают с написанием заявки и прохождением экспертизы. Мы считаем, что к ним стоит обращаться, если вы получите от льгот в Сколково за 2–4 месяца как минимум столько же, сколько стоят услуги консультантов. Если меньше — выгоднее подаваться в Сколково самостоятельно.

Гораздо сложнее податься самостоятельно, если ваш проект на первый взгляд не до конца подходит под требования Сколково и вы не знаете, как правильно его упаковать. Если вы не имели опыта взаимодействия со Сколково и у вас нет десятка бизнес-консультантов, юристов, налоговых и других экспертов, то вы потратите много нервов и при этом вряд ли максимизируете свои выгоды.

Компаний, которые помогают с правильной упаковкой, гораздо меньше. Обычно консультанты готовят документы, консультируют во время экспертизы, но не делают ничего сверх этого, не учитывают юридические и налоговые нюансы/лазейки. Всего 2–3 компании могут помочь упаковаться не самому инновационному с точки зрения Сколково проекту. Например, в нашей компании упаковкой и аккаунтингом занимается больше 10 человек: они упаковывают сотни компаний, помогают адаптироваться к правилам, осуществляют поддержку при проверках Сколково. Но, по словам руководителя отдела сопровождения клиентов, полное понимание правил и реальное осознание, как надо делать в каждом конкретном случае, к ней пришло только спустя несколько лет тесного взаимодействия, тысяч часов общения со Сколково и решения 50–60 сложных кейсов по упаковке.

В качестве иллюстрации приведу несколько примеров реальных кейсов, когда к нам приходили компании уже после получения статуса, потому что их модель работы не соответствовала правилам Сколково, а создание отдельного юрлица для R&D убивало экономический смысл от льгот.

Кейс: как наш клиент сохранил статус Сколково, несмотря на заработок с комиссии

К нам обратилась компания «Разработчик» (названия изменены — прим. авт.). Она помогает получить банковские гарантии участникам госзакупок. У их продукта действительно есть конкурентные преимущества на рынке, но видимых инновационных решений нет. В Сколково они попали с нашей помощью — грамотная упаковка и позиционирование сделали свое дело.

Планировалось, что коммерциализировать продукт компания будет через лицензионный договор. Но когда пришло время сдавать отчетность, выяснилось, что все это время применялась агентская схема с комиссией, потому что она в большей степени была актуальна для пользователей-партнеров.

Для Сколково такой вид коммерциализации — как красная тряпка для быка. Мы помогли компании успешно сдать отчет, но затем Фонд устроил камеральную налоговую проверку. Снова потребовалась наша помощь — иначе компанию могли лишить статуса.

В результате мы дали развернутые ответы на все запросы Правового департамента, обосновали необходимость применения агентской схемы и ее связь с инновационным проектом. Во многом решающим стало обоснование применения данной схемы в соответствии с правилами проекта и имеющимися кейсами резидентов.

Кейс: как наш клиент сэкономил на налогах и избежал перехода на работу с НДС

Компания «Агентство» оказывает маркетинговые услуги. Из-за роста оборота ей вскоре грозила утрата права применять УСН, а значит, и работать без НДС. Учитывая, что его основные клиенты — индивидуальные предприниматели и юрлица на УСН, «Агентству» было очень невыгодно оплачивать услуги компании с НДС.

«Агентство» обратилось к нам, чтобы оптимизировать свою деятельность, разработать новый IT-продукт и стать резидентом Сколково — и таким образом получить нужные льготы. У компании уже были идеи и наброски по своему ПО как неотъемлемой части их маркетинговых услуг. Более того, за период заключения договора с нами и подготовки заявки они были уже на последних стадиях разработки MVP.

Мы пришли к следующим договоренностям, которые помогли клиенту успешно получить статус и применять льготы:

— Когда компания станет резидентом, у нее уже должна быть какая-то версия продукта, чтобы можно было использовать ее в своей деятельности. Это условие коммерциализации в соответствии с правилами проекта.

— В договорах клиента будет обозначено, что все услуги, которые они оказывают, реализуются с применением этого ПО.

Таким образом, «Агенство» получило статус резидента Сколково с нашей помощью и продолжает работать без НДС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *