Что такое резидентура в разведке
Резидент (спецслужбы)
Резидент — многозначный профессиональный термин, используемый в документах и в жаргоне советских и российских специальных служб, а также спецслужб отдельных стран из бывшего СССР для обозначения различных категорий сотрудников руководящего и оперативного состава, а также агентурного аппарата. По экстраполяции этот термин также используется в русском языке применительно к сопоставимым иностранным спецслужбам.
Содержание
Резидент во внешней разведке СССР и России
В разведывательной терминологии ПГУ КГБ СССР, Службы внешней разведки России и ГРУ Генштаба Вооружённых сил СССР и России, под резидентом понимается руководитель негласного территориального органа (резидентуры) внешней разведки, занимающегося за рубежом шпионажем в пользу СССР или России.
Резидент организует добывание секретных разведывательных данных, кодированную и шифрованную связь, направляет меры безопасности, руководит работой конспиративных агентурных сетей.
Различаются так называемые «легальные» и «нелегальные» резиденты.
Следует иметь в виду, что профессиональные жаргонные термины советских и российских спецслужб «легальный» и «нелегальный» относятся исключительно к форме прикрытия незаконной шпионской деятельности и вовсе не соответствуют общеприятным понятиям «законный» (разрешённый) и «незаконный» (запрещённый, противоправный). Любая секретная разведывательная деятельность оперативных сотрудников или специальных агентов одного государства на территории другого во всем мире считается незаконной (нелегальной), подпадает под уголовную квалификацию шпионажа и уголовно наказуема.
История
После начала установления дипломатических отношений СССР и развития международных обменов стал постепенно появляться и формироваться институт «легальных» резидентов разведки, который однако не имел решающего значения вплоть до окончания Второй мировой войны. В тот период отдавалось предпочтение разведке нелегальной, да и сама внешняя политическая разведка велась по большей мере не структурами ОГПУ-НКВД-МГБ, а аппаратом Исполкома третьего Коммунистического интернационала.
В короткий период сразу после Второй мировой войны и начала «холодной» войны между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в 1947-1949 годах в СССР наблюдались некоторые эксперименты, когда МИД и советская внешняя разведка (политическая и военная) были объединены в Комитет информации (КИ) при Совете министров СССР и позднее при МИДе (1949-1951 годы). В этот период Чрезвычайные и полномочные послы СССР за рубежом официально считались «Главными резидентами разведки» в стране пребывания, а некоторые из действовавших тогда резидентов были назначены на должности послов (например, Константин Кукин в Великобритании в 1947 году).
Однако это смелое новшество не привилось. Военная разведка была вновь выделена из КИ и возвращена в структуру Генерального штаба Вооружённых сил СССР уже в 1948 году. Послевоенное организационно-структурное становление спецслужб СССР завершилось созданием в марте 1954 года Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР с Первым главным управлением — политической внешней разведкой в ее классическом, современном понимании, а резиденты разведки КГБ обрели свой современный статус.
«Легальный» резидент разведки
«Легальный» резидент — кадровый руководящий сотрудник органов внешней разведки СССР и России, всегда советский или российский гражданин. Он руководит противозаконной шпионской деятельностью «легальной» резидентуры — негласного территориального органа внешней разведки за границей, действующего под прикрытием официальных (легальных) советских и российских загранучреждений, как правило, посольств, крупных постоянных представительств при международных организациях, консульских учреждений. «Легальные» резидентуры физически расположены на территории, защищённой дипломатическим иммунитетом и правом экстерриториальности под вооружённой охраной специальных подразделений.
«Легальный» резидент, чаще всего, в воинском звании полковника в качестве официальной должности прикрытия своей незаконной деятельности (шпионажа) занимает, как правило, одну из высокопоставленных посольских или консульских должностей (советник-посланник, советник, первый секретарь, заместитель генерального консула, консул) и всегда имеет дипломатический иммунитет.
В крупных резидентурах (в Вашингтоне, Нью-Йорке и некоторых других) у резидента имеется несколько заместителей по линиям разведработы, а сама должность резидента — генеральская.
Когда в одной стране имеется несколько «легальных» резидентур (США, Австрия, Швейцария, Франция и т. п.), одна из них имеет наименование главной с формальным подчинением её руководителю всех остальных легальных резидентов. При этом каждый «легальный» резидент сохраняет свой прямой и независимый выход на руководство «Центра» с личным секретным шифром.
При разоблачении «легальные» резиденты не подлежат ни аресту, ни суду. Они объявляются «персонами нон грата» и высылаются из страны пребывания.
Статус резидентов в структуре КГБ, правила отбора и назначения
«Легальные» резиденты внешней разведки (ПГУ) КГБ СССР считались высокопоставленными и ответственными начальниками. Хотя они находились в прямом подчинении руководства Первого главка, однако сама должность официально именовалась «резидент КГБ в (название страны)», а не просто ПГУ. На неё назначались оперативные сотрудники с большим опытом и стажем разведывательной деятельности, но только после специального обучения на годичных (академический год) Курсах повышения квалификации руководящего состава ПГУ КГБ. Резиденты назначались приказами председателя КГБ СССР по представлению заместителя председателя КГБ, начальника ПГУ. Кандидатуры обязательно предварительно рассматривались на заседании паркомов ПГУ и КГБ, утверждались на заседании Коллегии КГБ, а также согласовывались с Международным отделом аппарата ЦК КПСС. Перед выездом в резидентуру, резиденты, как правило, встречались лично с Председателем КГБ, а в эпоху Андропова — ещё и с ним, как с секретарём ЦК КПСС.
Так описывает роль резидентов Леонид Млечин в своей книге об СВР [2] :
Резидент — важнейший пост в разведке. Это самостоятельная должность. Конечно, он постоянно держит связь с центром, получает указания, отчитывается за каждый шаг. Тем не менее многие решения резидент принимает на собственный страх и риск. Есть проблемы, которые ни с кем не обсудишь. Как правильно строить отношения с послом? Как поступить с оперативным работником, совершившим ошибку? Или с офицером, который потихоньку прикарманивал деньги, выделявшиеся на агента? |
Работа в резидентуре строится на жесткой вертикали. Централизация полнейшая. Резидент там — единственный чрезвычайный уполномоченный представитель разведки своей страны. И все сотрудники спецслужбы должны ему подчиняться. Даже когда из Москвы приезжал какой-то начальник из управления внешней разведки, он в период своего пребывания в данной стране обязан подчиняться резиденту. Когда я первый раз отправлялся за рубеж в качестве резидента, один генерал мне сказал: «Даже если к тебе приедет Юрий Владимирович Андропов, пока он будет там, он обязан подчиняться тебе». Я тогда представил, как он мне будет подчиняться. Но таков порядок. Резидент назначался коллегией КГБ по представлению председателя. Он был не только резидентом разведки, но и резидентом КГБ. |
Геополитические особенности
КГБ имел своих резидентов («легальных» и нелегальных) только в капиталистических и нейтральных государствах, странах третьего мира с феодальным или капиталистическим государственным строем. При этом в крупных развитых странах со сложной контрразведывательной обстановкой главному резиденту и резидентам было трудно получать в больших объемах значимую секретную информацию, однако эти посты считались весьма престижными, открывающими доступ к наивысшим должностям в центральном аппарате ПГУ и КГБ СССР.
Вот как об этом пишет Леонид Млечин в своей книге об СВР:
Резидент в маленькой стране может давать высшего класса информацию — по профессиональным критериям. Но кого интересуют секреты Непала или Зимбабве? А резидент из Франции или Германии добывает очень мало секретной информации, но она вся докладывается, потому что от этих стран многое зависит в мировой политике. Когда в Москву приезжает резидент из Соединенных Штатов или Китая, начальник разведки очень хочет с ним поговорить, потому что его самого спрашивают наверху о событиях в этих государствах, а резиденты в маленьких странах не могут рассчитывать на внимание руководства. Им трудно обратить на себя внимание. |
Особенностью современного этапа является то, что СВР России в ряде развитых капиталистических стран (США, Германия и др.), наряду с «легальными» и нелегальными резидентами, имеет также своих вполне официальных представителей, которые призваны координировать с иностранными правоохранительными органами и специальными службами совместную борьбу с международным терроризмом, наркоторговлей и иными опасными формами международной организованной преступности. Например, генерал Сергей Лебедев до своего назначения в мае 2000 года на пост директора СВР России был таким официальным представителем российской внешней разведки в США в 1998—2000 годах.
«Легальные» резиденты внешней разведки КГБ СССР и СВР России
США, Вашингтон (округ Колумбия)
Главная резидентура под прикрытием посольства СССР в США, в Вашингтоне. В 1966 г. ей были подчинены резидентуры в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В конце 1960-х — начале 1970-х годов преобразована в Главную резидентуру. Должность прикрытия «легального» резидента (Главного резидента) — советник посольства, воинское звание — генерал-майор
США, Нью-Йорк
Резидентура под прикрытием постоянного представительства СССР (России) при ООН в Нью-Йорке, должность прикрытия резидента — первый заместитель постоянного представителя СССР (России) при ООН в дипломатическом ранге советника-посланника или советника, воинское звание в советское время — генерал-майор
Великобритания, Лондон
Индия, Дели
Резидентура под прикрытием посольства СССР в Индии, в Дели. В конце 60-х — начале 70-х годов была преобразована в Главную резидентуру. Ей подчинялись резидентуры в Бомбее, Калькутте и Мадрасе. Должность прикрытия резидента — советник посольства, воинское звание — генерал-майор
Китайская народная республика, Пекин
Резидентура под прикрытием посольства СССР в Китае, в Пекине. Должность прикрытия резидента — советник посольства.
Франция, Париж
Резидентура под прикрытием посольства СССР во Франции, в Париже, должность прикрытия резидента — заведующий консульским отделом Посольства СССР, воинское звание — полковник
ФРГ, Бонн
Легальная резидентура организована в тогдашней столице ФРГ Бонне в 1955 году после установления дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Еще одна резидентура действовала в Кельне (подчинялась Боннской)
Япония, Токио
Австрия, Вена
Главная резидентура под прикрытием посольства СССР в Австрии в Вене. Должность прикрытия — первый секретарь посольства, воинское звание — полковник.
Швейцария: резидентура в Берне, резидентура в Женеве
Резидентура в Берне под прикрытием посольства СССР в Швейцарии.
Резидентура в Женеве под прикрытием Постоянного представительства СССР при Европейском отделении ООН.
Египет
Дания, Копенгаген
Иран, Тегеран
Италия, Рим
Не позднее 1982 г. преобразована в Главную резидентуру.
Ливан, Бейрут
Новая Зеландия
Норвегия, Осло
Румыния, Бухарест
Резидентура существовала до 30 декабря 1947 года, когда была провозглашена Народная Республика Румыния
«Нелегальный» резидент разведки
«Нелегальный» резидент — как правило, кадровый оперативный сотрудник особой категории органов внешней разведки — нелегальной разведки. Он руководит незаконной шпионской деятельностью «нелегальной» резидентуры внешней разведки за границей — глубоко законспирированного разведывательного органа, действующего автономно и, как правило, вне привязки к официальным (легальным) советским или российским загранучреждениям. «Нелегальным» резидентом, в исключительных случаях, может быть и иностранец, а также лицо без гражданства.
«Нелегальные» резиденты, как правило, выдают себя за граждан страны пребывания или иностранных граждан из дружественных государств, используют подлинные или сфабрикованные иностранные документы личности на истинные или вымышленные имена и фамилии. «Нелегальные» резиденты, таким образом, должны владеть иностранными языками на уровне родного или близком к родному.
Подготовкой, руководством и обеспечением деятельности «нелегальных» резидентов в советских и российских органах внешней разведки занимались специальные подразделения, например, управление «С» ПГУ КГБ.
Для прикрытия (зашифровки) своей незаконной разведывательной деятельности «нелегальные» резиденты официально занимаются реальной или вымышленной (легендированной) законной деятельностью, чаще всего позволяющей свободно передвигаться по стране пребывания и миру, иметь широкий круг знакомств, достоверно объяснять нерегулярные источники доходов и свободный график работы (коммерсанты, коммивояжеры, консультанты, торговые посредники, адвокаты, журналисты, писатели, художники и т. п.).
Не будучи под дипломатическим прикрытием, «нелегальные» резиденты не обладают соответствующим иммунитетом. В случае разоблачения они подлежат задержанию, аресту и уголовному суду в стране пребывания по обвинению в шпионаже или в иных тяжких государственных преступлениях. За недостаточностью улик или при нежелании контрразведывательных органов раскрывать свои секретные источники и сотрудников при гласном разбирательстве в суде, «нелегальным» резидентам зачастую предъявляются менее тяжкие обвинения в пребывании на чужой территории без декларации своего статуса как агента иностранного государства, в ненадлежащей уплате налогов или в нарушении иммиграционного законодательства (несанкционированное пересечение границы, использование чужих или поддельных документов личности и т. п.). Иногда их даже отпускают под залог, что дает им возможность скрыться от правосудия. [26]
В 1950-е — 1970—е годы имела место практика обмена арестованных и осуждённых за границей советских «нелегальных» резидентов на иностранных разведчиков, арестованных в СССР (случаи с Вильгельмом Фишером (так называемым Рудольфом Абелем), с Кононом Молодым (так называемым Лонсдейлом) и т. п.). Последний публичный факт обмена произошёл в июле 2010 года [27] [28] [29] [30]
Резидент в разведках некоторых стран
По аналогии этот термин также используется в русском языке по отношению к руководителям загранаппартов внешних разведок иных стран.
Резидент ЦРУ за рубежом дословно называется «Руководитель станции» (англ. chief of station, station’s chief ).
Франция
Германия
Резидент в контрразведке СССР
В советских контрразведывательных органах (второе и третье главные управления, четвертое, пятое и шестое управления) КГБ и применительно к негласному агентурному аппарату органов государственной безопасности, термин «резидент» использовался в совершенно ином смысле.
Понятие резидента в контрразведке СССР
Резидентом контрразведки назывался советский гражданин, негласно сотрудничающий с контрразведывательными органами КГБ, завербованный на идейно-политической основе и осуществляющий автономно руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами при выполнении секретных поручений кадровых оперативных сотрудников контрразведки КГБ. Таким образом резидент контрразведки, не являлся кадровым оперативным сотрудником КГБ, выполнял секретные задания контрразведывательных органов внештатно и, как правило, без материального вознаграждения.
Принципы работы и вербовки резидентов
Резиденты, имеющие на связи агентов, не привлекались к работе с доверенными лицами, то есть с преданными социалистической Родине, честными советскими гражданами, использовавшимися строго на добровольных началах, главным образом в информационных целях и для выполнения оперативных поручений органов КГБ, не требующих специального обучения привлекаемых к этому лиц и особых мер конспирации. Передача кадровым оперативным сотрудником КГБ доверенных лиц на связь резиденту осуществлялась в исключительных случаях и только с разрешения его непосредственного начальника.
Вербовка резидентов осуществлялась при строгом соблюдении принципа добровольности.
Вербовочный контингент
В качестве резидентов вербовались в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их использование в интересах решения контрразведывательных задач.
Требования к кандидатам в резиденты
При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов вербовщики из КГБ исходили из того, что резидент должен был быть преданным делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами, способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента контрразведки считались душевная теплота, доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку в качестве резидента мог быть установлен личный оперативный контакт.
Ограничения по вербовочному контингенту
Формально не разрешалось использовать в качестве резидентов контрразведки КГБ членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных и комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов, политических органов Вооружённых Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры.
Санкции на вербовку резидентов и их исключение из агентурного аппарата
Право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата резидентов из числа советских граждан предоставлялось:
Данное право предоставляется также заместителям перечисленных должностных лиц.
В управлениях особых отделов КГБ СССР и особых отделах КГБ СССР право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата резидентов из числа советских граждан предоставлялось начальникам особых отделов по бригадам, пограничным отрядам, им равным и выше и соответственно их заместителям.
Право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата резидентов из числа военнослужащих в звании полковник (капитан I ранга) и старше предоставлялось начальникам и заместителям начальников особых отделов КГБ СССР по корпусам, им равным и выше
В пограничных войсках право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата резидентов из числа советских граждан предоставлялось начальникам войск пограничных округов, начальникам пограничных отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов и их заместителям по разведке.
Учёт резидентов
Вербовка резидентов завершалась отбором подписки о негласном сотрудничестве с контрразведывательными органами КГБ.
Создание резидентур, организация конспиративных встреч и воспитательной работы
В случаях, когда кадровые оперативные сотрудники КГБ по тем или иным обстоятельствам не имели возможности обеспечить личную регулярную и конспиративную связь с агентами, создавались резидентуры. В них включались надежные агенты, уже имеющие опыт сотрудничества с органами КГБ. Передача агента на связь резиденту производилась с их обоюдного согласия. На связь резиденту, как правило, не передавались агенты, находившиеся в его прямом служебном подчинении, а также агенты, в отношении которых должны были проводиться мероприятия по их идейному перевоспитанию. Передача агентов на связь резиденту осуществлялась кадровым оперативным сотрудником КГБ лично на основании письменного разрешения его непосредственного начальника.
Руководивший работой резидента и агентов кадровый оперативный сотрудник КГБ постоянно был должен заботится о повышении политической бдительности резидента, разъяснять ему политическое и оперативное значение агентурной работы, задачи, которые он должен решать с помощью переданных ему на связь агентов; прививать резиденту необходимые для работы с агентами навыки, обучать в необходимых пределах принятым в контрразведке методам их воспитания, обучения и использования; оказывать помощь в руководстве конкретными агентами, сам периодически с ними встречаться, контролируя работу резидента.
Важнейшим условием успешного использования резидентов и агентуры в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов считалось строжайшее соблюдение принципа конспирации. Конспиративность в агентурной работе являлась необходимой профессиональной чертой чекиста, предметом постоянной заботы и внимания всего руководящего и оперативного состава.
Конспирация в работе с резидентами и агентурой обеспечивалась их воспитанием в духе политической бдительности, обучением методам сохранения в тайне факта сотрудничества с органами КГБ и содержания негласной работы, правилам конспиративного поведения при выполнении заданий, поддержания связи с оперативными сотрудниками и строгим их соблюдением, умелым использованием представляемой агентами информации и т. п. Особого внимания требовала зашифровка резидента или агент при вводе его в оперативную разработку и выводе из нее, а также при проведении следственных действий.
Встречи кадрового оперативного сотрудника контрразведки КГБ с резидентами проводились, как правило, на конспиративных и явочных квартирах или явочных пунктах, которые оперативный сотрудник подбирал лично. Однако в приобретении квартир и пунктов для встреч с агентами, находящимися на связи у резидентов, могли участвовать и сами резиденты контрразведки КГБ. Квартира должна была отвечать требованиям конспирации, быть удобной для работы с агентурой. Не рекомендовалось приобретать квартиры в домах, где проживают иностранные граждане. Для каждой явочной и конспиративной квартиры разрабатывалась легенда прикрытия. Посещающие её оперативные сотрудники, агенты и резиденты также должны иметь соответствующие легенды.
Аттестование
Раз в два года проводилась аттестация резидентов, являвшаяся одной из форм контроля за их работой. Аттестование оформлялось в виде характеристики. Характеристика составлялась также при постановке перед резидентом задания особой важности, при передаче их на связь другому кадровому оперативному сотруднику, в другое оперативное подразделение или орган КГБ, если с момента последнего аттестования прошло больше года.
Формы поощрения резидентов
Поощрение и вознаграждение резидентов за плодотворное сотрудничество, успешное выполнение оперативных задании и поручений органов КГБ осуществлялись в форме:
За особые заслуги в деле обеспечения государственной безопасности резиденты могли представляться к государственным наградам. При этом принимались меры к зашифровке сотрудничества награждаемого лица с органами КГБ перед его окружением.
Раздел 7. Резидентуры
Раздел 7. Резидентуры
Основным подразделением разведки на территории иностранного государства является резидентура. Резидент – глава резидентуры, кадровый сотрудник разведки – работает под прикрытием дипломатических представительств. В резидентуре он руководит работой оперативных работников, аналитиков и оперативно-технического персонала. Кроме того, резидент осуществляет контроль за выполнением заданий Центра и за своевременной отчетностью. Считается, что главная функция его руководства состоит в том, чтобы уметь вдохновить сотрудников на выполнение разведывательных задач, требующих от каждого нечеловеческих усилий, возглавить работу по выявлению наиболее засекреченных и тщательно охраняемых государственных тайн страны пребывания, а также сведений, которые нельзя получить с помощью подслушивающей аппаратуры или во время официальных дипломатических приемов, в библиотеке или с помощью прессы и которые можно добыть только через завербованных источников информации или посредством различных технических методов ее получения. Основная деятельность резидента заключается в сборе и анализе информации, свидетельствующей о намерениях той или иной страны причинить ущерб и угрожать безопасности его государства. Доступ к такой информации имеет ограниченный круг лиц, и, следовательно, если секретные сведения фиксируются на бумаге или на магнитофонной пленке, то они хранятся в наиболее скрытых и тщательно охраняемых тайниках противника. Поэтому резидент должен всегда идти на риск. Это требует постоянной, а иногда сверхчеловеческой бдительности…
Отмечается, что лучшие резиденты ЦРУ США имеют многолетний опыт оперативной работы. Свободно владея двумя или тремя иностранными языками, они начинали свою карьеру в различных городах. Им так же знакомы узкие улицы Триполи, как и притоны мафии в римском районе Трастевере. Они руководили агентами, начиная от осведомителя, работающего в киоске или водителем такси, и кончая должностным лицом министерства иностранных дел; устанавливали микрофоны, чтобы подслушивать сотрудников разведки коммунистических стран и выявлять их намерения против США; засылали агентов в «запретные районы» и на протяжении месяцев поддерживали с ними тайную надежную связь, пока не удавалось переправить их в безопасное место на Западе, с тем чтобы лично проанализировать их работу и возможности.
Естественно, что резидентура, как основное подразделение разведывательной службы, по своей структуре, возложенным задачам и профессиональной подготовке сотрудников является как бы уменьшенной копией организационно-штатной структуры разведки (штаб-квартиры, разведцентра) в целом. Отметим, что идет о так называемых легальных резидентурах, то есть действующих под прикрытием официальных дипломатических представительств.
На первом этапе это помогло создать мощный агентурный зарубежный аппарат. Однако эти объединенные резидентуры оказались очень уязвимыми, так как связники и курьеры зачастую знали агентов, принадлежавших к различным советским спецслужбам.
Небезынтересны количественные характеристики резидентур. Так, к середине 30-х годов внешней и военной разведкой Советского Союза в США, Англии, Германии, Франции, Италии удалось создать уникальный и эффективный нелегальный аппарат, достигавший более 20 резидентур. К середине 1941 года во внешней разведке СССР действовало до 40 заграничных резидентур, в которых работало 242 разведчика, имевших на связи в общей сложности около 600 различных источников разведывательной информации.
Одной из самых выдающихся в мировой истории разведки была токийская резидентура советской разведки во главе с Рихардом Зорге. Это мнение безоговорочно высказывали в том числе и враги Советского Союза – бывший руководитель гитлеровской политической разведки В. Шелленберг, бывший директор ЦРУ А. Даллес, директор ФБР Э. Гувер.
До направления в Японию Зорге в течение трех лет был резидентом советской разведки в Китае. В сферу его разведывательных интересов входили правительство Чан Кайши, дипломатические представительства Японии и Германии в Китае, пресса, монополии, транспортные структуры, творческие общества, общественные организации.
О Рихарде Зорге и его резидентурах в Китае (1930 – 1932 гг.) и Японии (1934 – 1941 гг.) написаны десятки книг, но ни одна из них по полноте, качеству и достоверности исследования, глубине использования архивных материалов не может соперничать с фундаментальным трудом известного немецкого журналиста и писателя Юлиуса Мадера – автора многочисленных бестселлеров о германских и американских спецслужбах. Книга увидела свет впервые в Германской Демократической Республике в конце 80-х годов, на русском языке издана мизерным тиражом и распространена среди ограниченного круга высшего руководящего и профессорско-преподавательского состава КГБ СССР и ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
Удивительно, что на книге не поставили гриф «совершенно секретно» – она вполне того заслуживает с учетом сенсационного содержания, профессиональной методики владения материалом, ибо далеко не в каждом учебнике по разведке и контрразведке так подробно, скрупулезно прописана технология организации и деятельности нелегальных резидентских звеньев по направлениям политической и экономической разведки, с образцами боевых оперативных документов.
Зорге был действительно одним из самых выдающихся нелегальных резидентов, совмещавшим руководство агентурой с добыванием широкоспектральной, разноплановой, масштабной стратегической информации, с научной, жесткой, холодной, конкретной, выверенной, прогностичной аналитикой, с шифрработой, наконец, с функцией вербовщика – поистине уникальная, не имеющая аналогов, вопреки устоявшимся канонам разведки универсальность.
Между тем авторитетный английский специалист по проблемам шпионажа Ф. Найтли в своей книге «Вторая древнейшая профессия» отмечает, что наиболее выдающиеся результаты резидентуры Зорге были достигнуты «в промежуточной зоне, которая лежит между политическим влиянием и шпионажем». По утверждению Найтли, «сам Зорге был убежден, что политическое влияние группы имело гораздо большее значение, чем добывание разведывательных данных».
Разведданные Зорге передавал не только военной разведке СССР. Глава германской политической разведки в годы Второй мировой войны Вальтер Шелленберг в своих мемуарах свидетельствует: «Интересно отметить, что ни в своих показаниях, ни во время длительного пребывания в тюрьме Зорге ни разу не упомянул о своей работе на Берлин… Не было ни одного случая, когда Зорге пытался бы ввести в заблуждение германскую секретную службу… Я пришел такому заключению после того, как тщательно изучил материалы, присланные Зорге в Берлин…».
Начало формирования Зорге как разведчика относится к середине 20-х годов. Именно в это время спецслужбами СССР, Германии, Японии осуществлялся активный зондаж геополитической обстановки, поиск и реанимирование источников агентурно-политического влияния, накопление разведывательного потенциала в интересах предстоящего через десятилетия передела мира, пересмотра итогов Первой мировой войны. Идеологи готовили теоретический фундамент предстоящих политических действий.
В 1908-1910 годах Хаусхофер был руководителем германской разведслужбы в Японии и Маньчжурии, имел связи в высших аристократических кругах, знаком с семьей микадо. Отметим, что ученик Хаусхофера – Зорге, исключительно успешно действовал как разведчик также в Китае и Японии. Какие из связей влияния, переданных Хаусхофером, использовались Зорге? И не эти ли связи Хаусхофера в окружении японского императора помогли продлить жизнь Зорге еще на три года после вынесения ему смертного приговора?
В книге Ю. Мадера однозначных ответов на эти вопросы нет, внимательное ее прочтение и сопоставление приводимых фактов и событий в контексте надгосударственной деятельности профессора Хаусхофера позволит прийти к заключениям поистине нестандартным, отчасти сенсационным.
Последующие исследователи деятельности Рихарда Зорге не смогут обойтись без использования накопленных знаний и методологии такой науки, как конспирология, ибо настоящая разгадка его феноменальной разведывательно-политической работы кроется на острие прошлого и настоящего многовекового евразийско-атлантического противоборства.
Непревзойденной классикой разведки являются организационно-управленческие аспекты работы токийской резидентуры Р. Зорге.
Известно, что перед заброской в Японию в штаб-квартире советской разведки Зорге было отработано разведывательное задание, сводившееся к выяснению следующих вопросов:
1. Совершит ли Япония нападение на СССР на маньчжурской границе?
2. Какие наземные и военно-воздушные силы могут быть брошены против Советского Союза?
3. Насколько тесные отношения сложились между Японией и Германией после прихода Гитлера к власти?
4. Какова политика Японии в отношении Китая?
5. Какова политика Японии по отношению к Англии и США?
6. Какова в действительности роль японской военной клики в выработке национальной внешней политики?
7. В какой степени японская тяжелая промышленность переведена на военные рельсы?
Исходя из задания, Зорге были определены следующие сферы наблюдения и контроля резидентуры в Японии:
Военный потенциал:
– численность и качество вооруженных сил;
– соотношение их видов;
– удельный вес родов войск;
– система вооружений и оснащения (военная техника, степень механизации, моторизации, мобильности и огневой мощи);
– размещение, концентрация и развертывание вооруженных сил;
– темпы приведения их в боевую готовность;
– военная доктрина (тезисы относительно строения и подготовки вооруженных сил) и военное искусство (стратегия, оперативное искусство, тактика);
– качество и реальность планов генерального штаба и главного штаба военно-морского флота для ведения боевых действий.
Морально-политический потенциал:
– морально-политическое состояние населения (идеология, традиции, отношение народных масс к политике правительства и к вооруженным силам);
– уровень развития культуры, науки и техники;
– классово-имущественные отношения (государственное устройство, характер внутренней и внешней политики, национальные особенности).
Экономический потенциал:
– экономическая система (структура и организация народного хозяйства);
– численность и состав населения;
– географическое распределение производительных сил;
– уровень развития технических наук;
– распределение рабочей силы в отраслях экономики и промышленности;
– общий уровень развития производства, темпы экономического роста;
– милитаризация экономики и накопление потенциала военной промышленности, повышение производительности труда в военной промышленности;
– использование средств из государственного бюджета для вооруженных сил;
– развитие сельского хозяйства и системы транспорта и коммуникаций;
– тенденции в инвестиционной политике;
– импорт сырья и накопление запасов стратегического сырья;
– освоение национальных резервов.
Согласно отработанным задачам и намеченным сферам наблюдения и контроля определены источники получения разведывательной информации:
Источник: Ю. Мадер, «Репортаж о докторе Зорге», Берлин, 1988 г.
Источник: Ю. Мадер, «Репортаж о докторе Зорге», Берлин, 1988 г.
Выдающимся резидентом был сотрудник советской внешнеполитической разведки Гайк Бадалович Овакимян. В феврале 1931 года он был направлен в берлинскую резидентуру ОГПУ под прикрытием должности сотрудника торгпредства СССР в Германии. Им были привлечены к сотрудничеству негласные источники, среди которых были крупный специалист по химическому машиностроению ведущий инженер фирмы «Ауэр», научный сотрудник фирмы «Цейсс». Поступившая от них техническая информация, в частности, по современным химическим технологиям, средствам противохимической защиты, оптическим приборам, эхолотам получила высокую оценку в советских НИИ и КБ, работавших по аналогичной тематике.
С 1933 года Овакимян – заместитель резидента, а с 1938 года – резидент в США по линии научно-технической разведки. Его агенты (14 ценных источников, не считая групповодов) представляли сведения по авиационным и морским приборам, бомбоприцелам, звукоулавливателям, теплоэлектронике, о технологиях производства автобензинов прямой перегонкой, о переработке газов нефтеперерабатывающих заводов, о каучуке и масляных дистиллятах для выработки в них различных масел и парафинов, новейших американских разработках того времени: вискозе, водному раствору йода, производству иприта, проекте стратосферного самолета, кислородных масках, использовании глицерина в военных целях и технологии его производства.
На основе анализа разрозненных донесений Овакимян сообщил в Центр о начавшихся в США работах по атомной тематике.
Добытые резидентурой Овакимяна материалы (чертежи, схемы, расчеты, инструкции и описания по проблемам математики, физики, химии, атомного ядра и бактериологии) дали толчок развитию неизвестных ранее направлений в советской науке.
Задачи, стоящие перед резидентурами, являются срезом общих задач разведывательной службы государства в преломлении особенностей, специфики политической, экономической, военной и оперативной обстановки в стране пребывания.
Задачи ставятся, как правило, общего характера, при этом имеется в виду, что инициатива в каждом конкретном случае является не только прерогативой резидента, но и Центра. Задачи, поставленные перед нелегалами Ш.А. Хамзиным и И.К. Алимовой, заброшенными в Японию в 1953 году:
– внимательно следить за событиями в Японии и определить расстановку внутриполитических сил;
– следить за политикой Японии в отношении СССР;
– отслеживать развитие взаимоотношений Японии и США и тенденции их дальнейшего развития;
– собрать сведения о милитаризации экономики Японии и воссоздании ее армии, вооружении финансировании и возможных планах совместных учений и боевых действий с США.
Задачи, поставленные перед нелегальным резидентом В.Фишером (Р. Абелем) перед его заброской в США в 1948 году:
– выявить степень возможности вооруженного конфликта с США;
– создать надежные нелегальные каналы связи с Центром, с тем, чтобы исключить использование разведкой официальных советских представителей;
– добывать любую информацию, представляющую интерес для внешней разведки.
Исключительно значима роль резидентуры разведки КГБ в Вашингтоне в период Карибского кризиса.
1. Прежде всего следует отметить, что она располагала весьма осведомленными источниками информации в Вашингтоне, среди которых Джон Скали был, судя по всему, наиболее ценным из круга знакомых и конфидентов резидентуры и ее руководителя Феклисова.
2. Успешная деятельность резидентуры была обусловлена ее информационной обеспеченностью, аналитическими способностями сотрудников и, конечно же, тщательным и непрерывным отслеживанием как общей внутриполитической обстановки в стране, так и всех приготовлений и мероприятий Белого дома; госдепартамента, Пентагона и ЦРУ. Кроме того, что очень важно, она была в курсе геополитической ситуации. Все это позволяло резиденту и его помощникам правильно оценивать динамику кризиса, прогнозировать ход событий и возможные решения администрации США.
3. Несомненно, высказывание Феклисова в беседе со Скали о такой ответной мере СССР на вторжение американских войск на Кубу, как захват Западного Берлина и разгром противодействующих войск НАТО в течение 24 часов, было большим риском, импровизацией и, конечно же, отражением интуиции разведчика. И что самое примечательное: Джон Скали, судя по всему, был уверен, что его собеседник – советник посольства СССР Феклисов (которого он, видимо, считал разведчиком) – излагал ему позицию советского руководства об ответных мерах СССР на случай американской интервенции против Кубы. Подтверждением этого может служить быстрая реакция президента Кеннеди, которого Скали, надо полагать, убедил, что Феклисов говорил отнюдь не от себя.
4. Обращает на себя внимание смелость резидента, который, не имея полномочий говорить об ответных мерах правительства СССР, пошел на такой риск и даже умело использовал чисто военный аргумент для придания убедительности ответной меры со стороны СССР.
5. И, наконец, будет уместно подчеркнуть смелость стратегического разведчика, действующего самостоятельно и вдали от Родины. Порой эту смелость в принципе сравнивают со смелостью полководца, принимающего правильное, но рискованное решение. Однако риск полководца (командарма или командующего фронтом), как правило, заключается в том, что он принимает решение в пределах своих разграничительных линий, тогда как риск стратегического разведчика, особенно в условиях такой кризисной ситуации, которая сложилась в октябре 1962 года, непосредственно связан с судьбой его государства, его Родины.
За десять веков российской государственности, начиная с момента ее зарождения и до нашего времени, за кулисами происходивших событий – мирной жизни, торговли, войн и дипломатических отношений – шла тайная, скрытая работа спецслужб по разведке и предупреждению коварных замыслов противника.
Если взять конкретные даты из истории России, то один из первых «международных скандалов», связанных с использованием посольств как «крыши» для разведчиков, упоминается уже в мае 839 года. В тогдашней столице империи Франков, городе Ингельгейме, при дворе императора Людовика Благочестивого появилось русское посольство, которое прибыло из Константинополя (Византия). Этот факт занес в так называемую Бертинскую хронику епископ Пруденций, отметив, что некий народ «рос» направил на Запад посольство, и что владыка «росов» именует себя каганом. Людовик Благочестивый лично принял дотоле неизвестных ему дипломатов. Но когда выяснилось, что послы «росов» (народ, проживающий на территории Древней Руси) по национальности шведы, их судьба круто переменилась: послов заподозрили в шпионаже и задержали до выяснения истинных целей их прибытия в Ингельгейм; дотошный Пруденций отметил, что «пришли они скорее шпионить, чем искать дружбы».
Арабский чиновник, живший в XI веке, отмечал в своих записках, что правители государств посылают своих послов за границу не только с дипломатическими целями, но также с разведывательными, чтобы, работая в иной стране, они негласно собирали сведения о «состоянии дорог, горных перевалов, речной сети, пастбищах… какова численность армии этого правителя и насколько хорошо она вооружена и экипирована». Информация собирается и о самом правителе: пьет ли он, «стоек ли в вере и кого предпочитает: юношей или девушек».
Из истории известно, что при Петре I «особую разведывательную активность проявляли английские дипломаты. Посол Англии в Петербурге Витворт был одновременно дипломатом и разведчиком. В мае 1708 года он отправил в Лондон список судов царского флота, стоявших в 30 верстах от Петербурга. В этом списке был указан и количественный состав корабельных экипажей. Вскоре Витворта по представлению русского правительства отозвали в Лондон.
Секретные данные о состоянии русской армии и военно-морского флота собирали также дипломаты других стран Европы. Кроме послов шпионили в России и так называемые резиденты иностранных держав, в том числе Швеции. В Москве, например, тайно действовал резидент Стокгольма Томас Книпперкон, интернированный в начале Северной войны. Его активность стала заметна во время вторжения в Россию шведских войск. О подготовленности России к войне по неведомым каналам Книпперкон сообщал в Стокгольм. Узнав о шпионской деятельности шведского резидента, Петр решил обменять его на сидевшего в тюрьме в Стокгольме князя Хилкова. Но Книпперкон, боясь гнева Карла XII, отказался от обмена, о чем известил посольскую канцелярию в Москве. Петр выслал шведского резидента и его семью.
Дипломатия и разведка неразделимы. Рассматривая некоторые исторические примеры, можно сделать вывод, что разведка всегда использовала дипломатические представительства для проведения своей деятельности. У специалистов такая деятельность считается «разведкой с легальных позиций».
Известны советские послы, одновременно выполнявшие функции резидентов: Панюшкин, Тишков.
Понятие «разведка с легальных позиций» имеет свою дефиницию. При этом многие эксперты единодушно приходят к выводу о том, что этот вид организации разведки основан на использовании спецслужбами международных связей. Дело в том, что с легальных позиций могут действовать разведчики и агенты иностранных государств (сотрудники официальных представительств, учреждений, организаций и т.д.). При этом нередко критерием для разграничения разведки с легальных позиций и разведки с нелегальных позиций служит характер использования этих возможностей и обусловливаемое ими положение сил противника на территории разведываемой страны.
Мнение о легальной разведке даже в среде руководителей спецслужб может быть различным. Так, руководитель французской внешнеполитической разведки Александр де Маранш считал, что шпионы, выступающие как дипломаты, просто симулянты. Настоящий шпионаж означает полный «уход под воду» и требует исключительно больших усилий. Использование дипломатического прикрытия превращает шпионаж в пародию на него.
Легальный – значит признанный, допускаемый законом (словарь Ожегова); позиция – положение, расположение, месторасположение (войск) и т. д. Определение понятия «разведка с легальных позиций» представляется приемлемым в следующей редакции: «разведка с легальных позиций – это вид организации разведывательной деятельности, проводимой с использованием международных связей с позиций, приобретенных формально, без нарушения правопорядка и законов разведываемого государства».
Резидентуры иностранных спецслужб, действующих с позиций дипломатического и иного прикрытия, в современных условиях играют важную роль в собирании и добывании разведывательной информации для своего политического руководства. Резидентуры также непосредственно организуют и координируют разведывательную деятельность на территории разведываемого государства.
Пользуясь международно-правовым статусом дипломатических представительств, резидентура разведывательного органа занимается агентурной и технической разведкой, сбором и обработкой открытой информации по исследуемому спектру политических, экономических, военных, научно-технических и иных проблем, являя собой форпост разведслужбы своего государства.
Нелишне отметить, что резидентуры выполняют крайне важную функцию так называемого «маяка» для граждан страны пребывания, решивших инициативно установить связь с иностранной разведкой.
Читайте также
Структура легальной зарубежной резидентуры
Структура легальной зарубежной резидентуры Резидент.Оперативный персонал:заместитель резидента по линии «ПР» (политическая, экономическая и военно-стратегическая разведка, активные мероприятия), сотрудники линии, составитель отчетов;заместитель резидента по линии
Меир Трилиссер Легальные и нелегальные резидентуры
Меир Трилиссер Легальные и нелегальные резидентуры Девять лет разведкой руководил Меир Абрамович Трилиссер. Он родился в 1883 году в Астрахани. Окончил реальное училище и уехал в Одессу, где в 1901 году присоединился к социал-демократам. После первой русской революции был
Документ 1 М. И. Сироткин ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТУРЫ «РАМЗАЯ»[374]
Документ 1 М. И. Сироткин ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТУРЫ «РАМЗАЯ»[374] Раздел III. ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ТОКИЙСКОЙ РЕЗИДЕНТУРЫА. Организационный план 1933 годаПлан организации резидентуры в Токио (1933 г.), определяющий цели создания и общие задачи резидентуры,
ЛЕГАЛЬНЫЕ РЕЗИДЕНТУРЫ И АТОМНЫЙ ПРОЕКТ
ЛЕГАЛЬНЫЕ РЕЗИДЕНТУРЫ И АТОМНЫЙ ПРОЕКТ Предыдущая глава посвящена работе военных атташе в годы Великой Отечественной войны. Однако об одном жизненно важном направлении в деятельности дипломатов в погонах я сознательно умолчал. Решил: оно стоит того, чтобы о нем
Раздел III
Раздел III Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI–XVII веках. – М., 1949.Ван Мюйден. История швейцарского народа. – Т. 1–3. – СПб., 1898–1902.Драгунов Г.П. Швейцария: история и современность. – М., 1978.Куприянова Л. Современная Бельгия в связи с ее историческим
Проблема: усиление резидентуры в Ираке
Проблема: усиление резидентуры в Ираке Основание: функции резидента в Ираке по совместительству выполнял уполномоченный представитель «Алии-Бет» Мордехай Бен-Порат. Оперативником по линии Политического департамента работал Иегуда Таджар. Совмещение полулегальной, в
Раздел 15. Иду на вы!
Раздел 15. Иду на вы! В десятом веке происходила масса событий. Они хорошо описаны и представлены в Интернет. Нам нет нужды ни дописывать, ни переписывать историю. Материала много. Но хотелось бы этот материал осмыслить. Первое заметим, что сам князь Рюрик особыми
Резидентуры в качестве рыболовных крючков
Резидентуры в качестве рыболовных крючков До объединения Германии БНД, а с ней и оперативный отдел — была ориентирована в первую очередь на Восточный блок. Сейчас Ведомство Федерального канцлера, Ведомство Федерального президента и министерства ожидают от своей службы
Создание резидентуры
Создание резидентуры Шли месяцы, и Рихард уже точно знал расстановку сил, взаимодействующих, соперничающих и добивающихся своих целей в Китае. Здесь скрещивались интересы крупнейших империалистических держав: США, Японии, Германии, Англии, Франции.Одновременно с
РАЗДЕЛ I
РАЗДЕЛ I 1. Имеются в виду лица, завербованные летом 1903 г. военным агентом в Корее подполковником Л. Р. фон Раабеном. В начале 1903 г. он заменил на посту военного агента полковника И. И. Стрельбицкого, деятельностью которого были крайне недовольны в Главном штабе. Памятуя о
РАЗДЕЛ II
РАЗДЕЛ II 1. А. А. Игнатьев писал в своих мемуарах: «Уже зимой следующего (1905) года я получил через штаб письмо, посланное японским штабом и доставленное по китайской почте в Мукден. Это было предсмертное послание Гидиса, написанное в ночь перед казнью. Уважаемый капитан, –
Глава 6. Резидентуры Советской военной разведки в Западной Европе
Глава 6. Резидентуры Советской военной разведки в Западной Европе В июне 1940 года советская военная разведка, которую все еще возглавлял Проскуров, подготовила две информационные записки о событиях, происходящих в Европе. Одна отражала взгляд немцев на успехи Вермахта во
Глава 7. Резидентуры Советской военной разведки в Восточной Европе
Глава 7. Резидентуры Советской военной разведки в Восточной Европе В Восточной Европе можно найти такую же смесь агентурных возможностей, как и в Западной. Там они были с большими возможностями доступа к хорошо осведомленным источникам, располагавшим солидной