Что такое резиновая верстка сайта
Резиновая верстка сайта
В сайтостроении используется такой термин, как резиновая верстка. Попробуем разобраться, что он означает.
При создании макета сайта дизайнер решает две основные задачи. Внешний вид сайта должен привлекать внимание, поэтому он должен быть выполнен эстетично, на высоком художественном уровне. Но, главное – это удобство использования. Посетитель сайта приходит на него, чтобы найти нужную ему информацию, и задача дизайнера помочь ему сделать это легко и быстро.
Виды верстки сайта можно классифицировать по способу реализации и способу отображения. По способу реализации верстка может быть:
Внешнего различия между табличной и блочной версткой нет, обнаружить его может только специалист. И для посетителя сайта неважно, сверстан он на таблицах или блоках, это проблема разработчика.
А вот способ отображения важен для посетителя сайта. По этому признаку верстка бывает:
В этой статье подробнее остановимся на резиновой верстке сайта, ее достоинствах и недостатках.
При резиновой верстке сайт масштабируется в зависимости от ширины окна браузера. Такой способ верстки появился в связи с ростом размеров мониторов и их разрешения. Первые массовые мониторы имели разрешение 640*480, потом активно начали внедряться мониторы с разрешением 800*600 и 1024*768. Возникла необходимость делать сайты, ширина которых менялась с изменением ширины окна браузера, так как сайты с фиксированной шириной не всегда адекватно отображались на различных мониторах. С одной стороны, разработчик сайта стремится использовать всю площадь больших экранов для размещения информации, с другой стороны, ему нужно учесть возможности тех пользователей, которые имеют старые мониторы с небольшим разрешением. В настоящее время размеры мониторов выросли еще больше, и никого не удивишь разрешением 2048*1152.
Конечно, сделать «резиновый» сайт сложнее, чем сайт с фиксированной шириной. Макет с постоянной шириной при верстке описывается в таблице стилей с точностью до одного пикселя. Если же выполняется резиновая верстка, необходимо постоянно проверять, как будет выглядеть тот или иной элемент страницы при различных разрешениях окна браузера.
Но зато пользователь может сам решать, в каком виде просматривать сайт. С помощью браузера он может настраивать нужную ему ширину.
Web-страница состоит из элементов различных типов, которые масштабируются по-разному. Например, текстовые блоки можно легко растягивать по горизонтали. Именно в них содержится обычно большая часть информации, а, значит, при резиновой верстке экран будет максимально информативен. Но растягивать бесконечно страницу нельзя, ее будет трудно читать. Считается, что оптимальная ширина текста должна составлять около 45 символов. Глаз должен охватывать всю строку целиком, тогда при чтении утомляемость будет минимальной. Если же текст на странице резинового сайта растянуть на всю ширину монитора размером, например, 27”, то при чтении придется даже поворачивать голову. В этом случае текст можно располагать колонками, но такое решение возможно, если контент состоит из отдельных не связанных друг с другом коротких блоков. Если же расположить колонками большой непрерывный текст, его придется прокручивать сначала вниз, а потом – вверх, на начало следующей колонки, что неудобно для пользователя.
При растяжении страницы меняются также промежутки между элементами. С одной стороны, это помогает получать не слишком длинные строчки на больших разрешениях, с другой стороны, большие промежутки разрушают композиционную целостность страницы.
Необходима резиновая верстка в случаях, если страницы содержат таблицы с большим количеством столбцов или с текстовым наполнением. Также расширенные графики дают больше информации.
Определенные проблемы при резиновой верстке возникают с изображениями. Можно сохранять истинный размер картинки, но при малой ширине окна будет появляться горизонтальная полоса прокрутки. Можно, что технически сложнее, пропорционально менять размер самого изображения, но в этом случае может возникать муар, артефакты или другие искажения.
Видеоролики на страницах сайтов произвольно не масштабируются. Обычно их можно видеть или в реальном размере, или в увеличенном во весь экран.
Таким образом, резиновая верстка сайта имеет как плюсы, так и минусы. Растяжение ширины страницы позволяет увеличить ее информативность, но тянуть бесконечно нельзя, как и сжимать.
Конечно, такая гибридная верстка имеет некоторые технические сложности, но, все-таки, на первом месте должно быть удобство пользователей, к чему и нужно стремиться.
Поэтому для веб-дизайнера и верстальщика важно умение правильно выбрать тип верстки: фиксированная, резиновая или гибридная.
Если вас заинтересовала статья, или вам есть, что добавить, оставьте комментарий.
Проголосуйте за статью, нажмите кнопку социальной сети.
Отличия адаптивного, отзывчивого и резинового дизайна сайта
Создание мобильной версии сайта предполагает использование нескольких методов веб-разработки. Чрезмерно высокие затраты на внедрение технологии RESS и проблемы в процессе продвижения отдельных мобильных сайтов становятся причиной активного использования разработчиками адаптивного дизайна. Суть этого метода заключается во внедрении специального HTML-кода, использующего шаблонную настройку под различные размеры экрана.
Отзывчивый, резиновый и адаптивный дизайн
Программисты разработали несколько методов адаптации сайтов под потребности пользователей портативных устройств. Веб-дизайнеры отмечают, что фиксированный дизайн стал пережитком прошлого, от применения которого следует отказаться. На его смену пришли адаптивные, резиновые и отзывчивые макеты.
Адаптивный дизайн
Классическая адаптивная верстка (AWD) представляет собой обширный набор инструментов, позволяющих осуществить настройку конфигурации сайта с учетом потребностей различных устройств. Это наиболее универсальный и эффективный метод веб-дизайна, единственным недостатком которого считается отсутствие плавности во время перемещения блоков с контентом.
Если вам требуется качественное создание адаптивных сайтов в Харькове, то рекомендую веб-студию seosolution.ua.
Резиновый дизайн
Резиновая верстка считается предшественником адаптивного дизайна. Ее суть заключается в растягивании веб-страницы в зависимости от размера экрана. Разработчики отказываются от этого метода, поскольку при незначительном растягивании контуры шрифтов и изображений выглядят плавными, но на экстремально больших экранах создается эффект «мыльной картинки».
К тому же в резиновой верстке блоки с контентом не перемещаются. Они остаются фиксированными, увеличиваясь в высоту и ширину.
Отзывчивый дизайн
Отзывчивый (RWD) дизайн подстраивается под абсолютно любую ширину экрана. Сайт адаптирует даже под совершенно новое устройство, которое имеет нестандартное разрешение, тогда как адаптивная методика настроена лишь на три схемы работы: десктопную, планшетную и мобильную.
Отзывчивый дизайн, объединяющий в себе черты стандартного и резинового макета, является лишь частью адаптивной вертки. Он представляет собой готовый шаблон, позволяющий автоматически растягивать и перестраивать расположение блоков с контентом.
Отличия адаптивной и отзывчивой верстки
Среднестатистический посетитель сайта визуально не отличит резиновую и стандартную адаптивную верстку. Опытный веб-мастер быстрее решит подобную задачу, сравнив процесс открытия веб-страницы на разных устройствах. Для этого понадобится тщательное изучение HTML-кода. Например, для адаптивного дизайна используются блоки типа “container”, тогда как в резиновых макетах их место занимает разметка “container-fluid”.
Главные отличия стандартного и отзывчивого макета:
Для стандартного адаптивного дизайна необходимо применять различные надстройки и технологию CSS media queries, поэтому загрузка страниц может значительно замедляться. К тому же сайт всегда сначала адаптируется под требования портативных устройств.
Что лучше отзывчивый или адаптивный дизайн?
Адаптивный веб-дизайн – это многоступенчатая стратегия разработки сайтов и приложений, которая базируется на применении различных макетов. Какой из них лучше? Даже высококвалифицированные веб-дизайнеры не дадут ответ на этот вопрос.
Говоря об отзывчивой верстке, разработчики имеют в виду исключительно вариант макета будущего сайта в рамках стратегии адаптивного дизайна. Классический метод AWD предполагает вычисление размера экрана и последующую загрузку соответствующего стандартного макета с шириной 320, 480, 760, 960, 1200 и 1600. Резиновая компоновка контента использует меньше макетов страниц, поэтому такой подход считается менее надежным, ведь размеры экранов портативных устройств постоянно меняются.
Отзывчивые макеты, являясь популярной техникой адаптации страниц, считаются неотъемлемым компонентом современного адаптивного дизайна. В идеале использования media-queries и процентного соотношения достаточно для создания комфортных в использовании веб-страниц, но дополнительно можно применить JavaScript. Продуманное использование скриптов не замедлит загрузку страницы, значительно повысив показатель адаптивности.
Адаптивная вёрстка
В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? — спрашивают наши зрители Екатерина и Константин — как правильно их применять? Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.
Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.
Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.
Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы… да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.
Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.
Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.
«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.
«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.
Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.
Ну как, стало понятно? Вот адаптивная, вот отзывчивая… М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.
Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.
Ну и как теперь верстать? Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.
Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим!
Резиновый веб-дизайн. Что и куда будем растягивать?
Дата публикации: 2016-07-07
От автора: приветствую дорогих читателей моего блога! Наверняка многие из вас уже слышали легенды о драконах, Санта-Клаусе и непонятном звере под названием резиновый веб-дизайн, который способен менять свою форму. О первом персонаже вам поведают рукописи Джона Толкина, о втором родители, а вот информацию о третьем я беру на себя. Как бы странно это не звучало, однако, в этой статье я постараюсь разжевать резиновый веб-дизайн и расскажу о его преимуществах и недостатках.
При разработке сайта веб-мастер, в первую очередь, должен отталкиваться от целей проекта. Если заказчику важно, чтобы веб-страница могла подстраиваться под любой экран монитора, то здесь на помощь придет резиновый (адаптивный) дизайн.
Свое название данный формат получил благодаря тому, что его ширина устанавливается не в пикселях, а в процентном соотношении. С его помощью страница будет открываться на весь экран монитора независимо от разрешения.
Чтобы ваша карьера веб-дизайнера стремительно развивалась, в обязательном порядке необходимо изучить это направление. Многие заказчики с уже собранной лояльной базой клиентов особенно требовательны к данному моменту, ведь они хотят обеспечить своим пользователям максимальное удобство.
Зарождение резинового веб-дизайна
В качестве интересного наблюдения можно отметить тот факт, что в нашей стране «резиновый» веб-дизайн специалисты начали воспринимать с позитивной точки зрения раньше, чем на западе. Дело в том, что там при зарождении веб-направления в эту сферу пришло большое количество узкомыслящих полиграфистов.
Веб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma
Зарубежные специалисты попросту не осознавали возможности создания нефиксированных графических разработок. А вот к нам понятия «веб» и «дизайн» пришли практически равномерно, вследствие чего подобная визуальная гибкость изображения воспринималась разработчиками как обычная творческая свобода.
Резиновый и адаптивный веб-дизайн — это одно и то же?
Зачастую люди путают эти два понятия, однако, они не являются чистокровными синонимами друг друга. Адаптивный веб-дизайн подразумевает работу с различными макетами сайта в целях создания максимального удобства их использования на всевозможных типах устройств, учитывая всевозможные разрешения экранов.
Он «разумно» подгоняет общую картинку под экран в зависимости от размера дисплея на аппарате. Ну а резиновый дизайн — это, по сути, один из элементов адаптивного веб-дизайна. Он, в свою очередь, лишь вносит изменения в пропорции веб-страницы.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что адаптивный веб-дизайн представляет собой комбинацию из резинового, а также прочих прогрессивных улучшений. Хотя из-за близких по духу определений порой и может возникать путаница. Особенно неприятно, когда разногласия в этом плане происходят с заказчиком, поэтому будьте внимательны и всегда уточняйте, что клиент имел ввиду, говоря о резиновом дизайне сайта.
Преимущества резинового веб-дизайна
Благодаря резиновому дизайну css у вас есть возможность разработки веб-страницы, которая бы заполняла все свободное пространство браузера вне зависимости от размеров экрана. Если произойдут какие-либо изменения параметров, связанные с разрешением, вся структура сайта вновь подстроится под обновленные условия. Чудеса и волшебство, не правда ли?
Подобная особенность гарантирует тот факт, что веб-страница полностью займет браузерное окно независимо от того, отображается картинка на малютке HTC или на 20-ти дюймовом широкоформатном мониторе. Именно это и можно отнести к основному преимуществу резинового дизайна.
Те пользователи, которые обладают маленькими мониторами, не испытывают проблем с горизонтальными полосами прокрутки, а вот владельцев больших широкоформаток они порою тревожат. Следовательно, в этом плане вторые смогут сполна насладиться картинкой, ведь вся площадь дисплея будет эффективно задействована.
Если рассматривать вопрос того, для каких сайтов подойдет резиновый веб-дизайн, то здесь все зависит опять же от целей заказчика. Данная визуальная гибкость будет хорошо смотреться на тех сайтах, у которых приоритетной задачей является размещение на одной веб-странице максимального количества контента, а эстетические нормы отходят на второй план.
Именно исходя из этого резиновый веб-дизайн широко применяется при создании новостных порталов, блогов, а также всевозможных информационных сайтов. В этих случаях его применение наиболее целесообразно.
Веб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma
Недостатки резинового веб-дизайна
Помимо положительных моментов, подобный веб-дизайн обладает и некоторыми специфическими минусами. Один из них заключается в том, что, по сути, итоговый результат «автоподстраивания» страницы под определенные условия разрешения экрана непредсказуем. Некоторые графические элементы на сайте могут внезапно оказаться на другом месте, так как их вытеснили соседние коллеги.
Еще одним недостатком подобной «резины» является тот факт, что загрузка страницы с ним может увеличиться в 2–3 раза по сравнению со стандартной длительностью. Случается это по причине придирчивости некоторых браузеров к макетам страниц данного формата. Они тяжело справляются с задачей отображения элементов переменной ширины, вследствие чего также повышается риск возникновения визуальных ошибок.
Примеры резинового и адаптивного веб-дизайна
Для наглядности я хочу продемонстрировать вам несколько удачных примеров резинового и адаптивного дизайнов от достаточно успешных разработчиков.
1. //www.simplebits.com/
Для начала рассмотрим резиновый сайт одного американского блогера, занимающегося параллельно веб-разработками. Полная версия сайта:
Мобильная версия сайта:
Как видим, в этом случае картинка лишь подстраивается под размеры устройства, а общая структура сайта остается неизменной.
2. //www.fork-cms.com/
Теперь же предлагаю ознакомиться с веб-сайтом, который адаптируется под определенное устройство и в зависимости от его размеров перестраивает полностью собственную структуру. Полная версия сайта:
Мобильная версия сайта:
Вот так-то. Надеюсь, сегодняшний материал был интересен, и вы не зря потратили свое время. Если это так, то оставляйте комментарии по этому поводу и делитесь собственным мнением. Мне приятны как позитивные отзывы, так и экспертные заключения мастеров веб-дизайна 2.0. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить дальнейшую интересную и полезную информацию.
На этом у меня все, скоро увидимся!
Веб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma
Веб-дизайн. Быстрый старт
Изучите курс и узнайте, как создать дизайн и протопип сайта в Figma!
Резиновый дизайн. Двухколонный макет
«Резиновым дизайном» будем называть структуру веб-страницы, которая автоматически приспосабливается под определенную ширину окна браузера пользователя. Такой макет имеет несколько преимуществ:
Среди недочетов можно отметить придирчивость разных браузеров к «резиновому» макету и большая вероятность появления ошибок. В связи с чем повышается сложность верстки веб-страниц.
При верстке веб-страниц наиболее популярным является двухколонный макет, при этом одна колонка содержит набор ссылок для навигации по сайту, а вторая, более широкая — контент. Впрочем, хотя такая схема и представляет собой устоявшуюся традицию, это не значит, что обязательно ее следует придерживаться. Использование всей ширины окна позволяет более эффективно задействовать площадь веб-страницы. Так что можно добавить три, и даже четыре колонки. Это зависит исключительно от имеющегося объема информации. Учтите и обратный эффект — чем больше материала, тем больше рассеивается внимание посетителя, и ему сложнее становится ориентироваться на сайте.
На рис. 1 приведены типичные схемы размещения колонок. Красным цветом выделен заголовок страницы, светло-серым — область для навигации, рекламы, небольших текстовых вставок и т.д., а белым цветом — место для основного контента. Нижняя часть страницы, как правило, отводится для контактной информации, баннеров, кнопочек и других не самых существенных элементов.
а. две колонки | б. три колонки | в. четыре колонки |
Рис. 1. Варианты размещения колонок
Использование плавающих элементов
Термин «плавающий элемент» не очень удачен, тем не менее, порой встречается в литературе. Надо понимать, что никто никуда не плавает, так называют элемент, обтекаемый с разных сторон текстом или другими объектами веб-страницы. Свойство float определяет, по какой стороне будет выравниваться слой, при этом остальные элементы будут обтекать его с других сторон.
Рассмотрим вариант, когда левая колонка имеет определенный размер, а ширина правой колонки устанавливается автоматически, исходя из ширины окна браузера. При этом ширина левой колонки может задаваться в пикселах или процентах. В табл. 1 приведены основные стилевые параметры для формирования двух колонок.
Для левого слоя шириной 20% | |
---|---|
Слой 1 float: left width: 20% | Слой 2 margin-left: 21% |
Для левого слоя шириной 200px | |
Слой 1 float: left width: 200px | Слой 2 margin-left: 210px |
В примере 1 приводится код веб-страницы, на которой содержится: заголовок, две колонки и контактная информация. Ширина первой колонки с именем menu фиксирована и установлена как 100 пикселов, оставшееся пространство занято колонкой с именем content.
Пример 1. Код для создания двух колонок
Результат данного примера показан на рис. 2.
Рис. 2. Результат создания двухколонного макета
Для формирования колонки заданной ширины справа, а не слева, код незначительно модифицируется. В табл. 2 показаны стилевые свойства, которые требуются для этого случая.
Для правого слоя шириной 20% | |
---|---|
Слой 1 float: right width: 20% | Слой 2 margin-right: 21% |
Для правого слоя шириной 200px | |
Слой 1 float: right width: 200px | Слой 2 margin-right: 210px |
Пример 2. Стиль для добавления меню справа
Применение позиционирования
При формировании двухколонного макета левая или правая колонка устанавливается в заданное место через абсолютное позиционирование, а соседняя колонка освобождает для нее место за счет применения отступов. Для лучшего понимания рассмотрим пример, когда левая колонка имеет заданную ширину 200 пикселов, а ее положение определяется от левого верхнего угла окна браузера. Стиль для таких колонок приведен в примере 3.
Пример 3. Абсолютное позиционирование колонки
Окончательный код для создания двух колонок с помощью позиционирования приведен в примере 4.
Пример 4. Двухколонный макет
При использовании позиционирования примите во внимание следующие моменты.