Что такое рич на велосипеде
Велосипедная геометрия: почему величина стэк и рич так важны
Стэк и рич — термины, которые постоянно циркулируют в велосипедном мире, но что они точно обозначают и почему полезно о них знать?
Стэк — это длина вертикальной прямой, идущей из диаметрального центра верхней части рулевого стакана вниз, до воображаемой горизонтальной линии, идущей из центра каретного узла.
Рич — это длина горизонтальной прямой, выходящей из диаметрального центра верхней части рулевого стакана, идущей до воображаемой вертикальной линии, выходящей из каретного узла.
Стэк и рич не скажут вам всего, что вам нужно знать о геометрии вашего велосипеда, но они являются удобной отправной точкой. Эти две цифры помогут вам быстро понять, насколько посадка велосипеда близка к той, которую вы ищите, до того, как вы начнете копать глубже (тут речь не идет о наилучшем соотношении стэк и рич конкретно для вас, для этого мы рекомендуем вам обратиться за профессиональным байк фитом).
Почему стэк и рич настолько важны?
Вы же знаете, что размеры обуви и джинсов варьируются в зависимости от производителя? То же самое с велосипедами. Велосипед 56 см одного бренда может идеально вам подходить, тогда как 56 см велосипед другого производителя будет мал.
В силу всех этих причин невозможно получить достойное представление о посадке, учитывая только конкретную длину рамы.
Сопоставление параметров стэк и рич упрощает задачу и представляет собой простой метод сравнения разных велосипедов.
Безусловно множество других факторов влияют на вашу посадку: вытяжка подседельного штыря, расположение седла на хомуте, размер и количество подшипников рулевой колонки, длина и угол выноса руля, ширина руля и его рич и дроп и drop…Все они могут быть как подогнаны под необходимые параметры, так и заменены на новые.
Параметры стэк и рич рамы не могут быть изменены (хотя надо признать, что Argon18 на некоторых велосипедах использует, что называется, 3D систему, позволяющую менять высоту рулевого стакана) и очень важны для определения вашей посадки. Эти две цифры относятся только к раме, оставляя другие компоненты вне сравнения.
В определенной степени удлиненный штор делает вашу посадку более вертикальной, руки будут смещены вверх и туловище несколько поднимется относительно вертикали.
В то же время если стэк будет зафиксирован, а рич будет несколько удлинен, ваша посадка станет более удлиненной, руки несколько сдвинутся вперед, и вы несколько растянетесь.
Допустим, пришло время для нового велосипеда. Если вы довольны посадкой на вашем текущем велосипеде, то сравнение размеров стэка и рич старого и нового велосипедов поможет вам понять, насколько близко к текущей посадке вы сможете настроить посадку на новом.
С другой стороны, если текущая посадка для вас несколько агрессивна, или вы чувствуете, что ваше туловище расположено низко или слишком растянуто, то возможно вам захочется модель велосипеда с более коротким размером рича и/или высоким стэком.
Давайте посмотрим на несколько примеров. Specialized Tarmac шоссейный гоночный велосипед, к примеру. У модели 56 см stack 565 мм, а reach 395 мм.
Эти цифры сами по себе немного вам скажут, но они помогут вам сравнить Tarmac с другими велосипедами.
Модель шоссейного Specialized Roubaix 56 см создана с фокусом на комфорт, высота стэка 605 мм, рич 384 мм.
Другими словами, у Specialized Roubaix верх руля значительно выше и несколько ближе к седлу чем у Tarmac. При том, что остальные параметры велосипедов будут совпадать, ваша посадка будет более прямой на Roubaix. Это хорошие новости, если вы не хотите перегружать спину на долгих комфортных переездах, но плохие новости, если вы хотите максимально растянуться на велосипеде.
На модели ТrackMadone 56 см стэк будет 563 мм и рич 391 мм, тогда как в модели Domane цифры будут эквиваленты 591 мм и 377 мм соответственно.
Ясно видно, что Madone более агрессивный из этих двух моделей, поскольку он длиннее и ниже (угол седла одинаковый, посмотрите на картинку ниже, в чем разница). Что будет лучшим выбором для вас зависит от ваших индивидуальных размеров, растяжки, стиля педалирования и еще целого ряда вещей.
Ограничения размеров стэка и рич
К тому же, все названные выше параметры (расположение подседельного штыря, длина выноса руля, количество рулевых подшипников, вид руля и так далее) имеют большое влияние на велосипедную посадку и стиль педалирования.
Стэк+ и Рич+
Вот объяснения Даниэля Вейдера, одного из инженеров велосипеда CanyonGrailCF:
«Стэк + показывает вертикальную дистанцию между нижней кареткой до точки контакта с рулем НАВЕРХУ.
Рич + показывает горизонтально дистанцию от нижней каретки до ЦЕНТРА руля.»
Эта система позволяет сравнивать любой шоссейный велосипед, принимая во внимание все применимые измерения.
Например, GrailCF поставляются с 15 мм (1х5 мм, 1х10 мм) подшипниками, в то время как Ultimateили Endurance поставляются с 27 мм подшипниками (2 х 10 мм, 1х5 мм и 1х2 мм) плюс 10 мм крышкой руля.
Эксперты нашего центра не на словах знают о понятиях стэк и рич, как их размеры влияют на посадку. Евгений Халилов и Денис Мельников будут рады разъяснить и ответить вопросы.
ChillenGrillen
Геометрия велосипеда может быть весьма запутанным делом. Практически невозможно знать все о том, как велосипед будет вести себя в реальности, только лишь глядя на цифры и параметры геометрии (не говоря уже о том, что все эти цифры ничего вам не скажут о работе подвески). Но мы часто слышим подобного рода анализ свойств велосипеда по цифрам, да что греха таить, мы сами иногда так делаем. Проблемы возникают тогда, когда райдер фокусируется на отдельных цифрах вместо того, чтобы понять, как они взаимодействуют друг с другом.
Нет готовых правильных ответов на этот вопрос. В конце концов, у каждого человека есть свои личные предпочтения и ощущения, и мы надеемся, что наша серия статей даст вам основы для более глубокого понимания геометрии горных велосипедов. Мы постараемся объяснять доступно, хотя некоторым из вас может показаться, что в статьях рассматриваются совсем простые вещи. Однако нам часто встречались довольно продвинутые райдеры, у которых были пробелы в этой области. Даже изучая основы, вы можете найти какие-то новые для себя идеи. Надеемся, это поможет вам воспринимать геометрию байка и цифры как единое взаимосвязанное целое. Именно так ее воспринимаем мы.
ЧАСТЬ 1: ETT (EFFECTIVE TOP TUBE) vs. РИЧ (REACH).
Эффективная длина верхней трубы (далее ЕТТ) – традиционный способ измерения длины велосипеда или рамы. ЕТТ определяется как длина горизонтальной прямой от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы или подседельного штыря. Эта длина хорошо характеризует длину байка, когда вы сидите в седле.
Рич (Reach) – новый способ измерения длины байка. Для его измерения используется та же горизонтальная прямая от центра рулевого стакана, но измерения производятся до пересечения с вертикальной прямой, проходящей через центр кареточного стакана рамы. Эта цифра характеризует то, насколько длинным ощущается байк в положении «стоя на педалях».
Итак, параметр рич определяет длину кокпита, когда вы стоите на педалях, а ЕТТ характеризует кокпит только когда вы сидите в седле, которое к тому же выставлено на определенной высоте. Оба этих параметра важны, и их всегда стоит рассматривать вместе, но сегодня мы уделяем больше внимание именно параметру рич. Когда мы катаем агрессивно – мы стоим на педалях, а не сидим в седле, так что получается, что именно рич больше влияет на то, как конкретный райдер ощущает современный трейловый или АМ байк.
Очень часто люди слишком много внимания уделяют длине ЕТТ. В общем, сегодня четко видна тенденция к удлинению передней части велосипедов. Но удлинить кокпит можно тремя способами: удлинить ЕТТ, увеличить рич, или первое и второе вместе. Райдеры, которые обращают внимание только на длину ЕТТ, не замечая рич, могут купить себе более короткий байк, чем им требуется. Потому что не все помнят, что угол подседельной трубы сильно влияет на ЕТТ, но никак не влияет на рич байка. Давайте посмотрим, что происходит, когда мы делаем угол подседельной трубы острее:
ЕТТ теперь длиннее, но рич при этом никак не изменился. Иными словами, нетрудно представить ситуацию, когда ЕТТ «байка А» равен ЕТТ «байка Б», но рич «байка А» короче, чем у «байка Б», потому что у «байка А» угол подседельной трубы более острый. Это случается, и довольно часто. В этом случае «байк А» хорошо ощущается, когда райдер сидит в седле, но длина кокпита оказывается слишком короткой, райдеру не хватает места для смещения при агрессивном катании стоя на педалях.
Острый угол подседельной трубы обеспечивает адекватную длину ЕТТ, но никак не помогает райдеру смещаться относительно байка, стоя на педалях. Есть и другие последствия острого угла подседельной трубы. Центр тяжести райдера, когда он сидит в седле, будет ближе к задней оси, что вызовет дополнительные усилия, чтобы удержать переднее колесо на земле при вкручивании вверх, так же снижается эффективность педалирования. Чем выше райдер и чем выше поднято седло, тем более сильным будет этот негативный эффект, поскольку седло будет смещаться назад еще больше. Так почему вместо того, чтобы уменьшать угол подседельной трубы, не увеличить рич, тем самым увеличив и ЕТТ? И мы получим правильную и удобную позицию и в седле, и стоя на педалях.
Еще одна общая проблема с ЕТТ заключается в том, что этот параметр зависит от высоты седла, и даже на одной и той же раме райдеры с разным ростом могут по-разному ощущать велосипед. Рич – более постоянный параметр. Рассмотрим райдера ростом 180 см и два велосипеда, оба велосипеда «по паспорту» имеют ЕТТ = 610 мм, но у них отличается угол подседельной трубы. ЕТТ всегда измеряется по горизонтальной прямой от центра рулевого стакана. А теперь представим, что седло на этих байках выставлено на 10 см выше этой горизонтальной линии. Байк с более острым углом подседела будет ощущаться длиннее, хотя на бумаге у них одинаковое ЕТТ. Так что фраза «Я предпочитаю байк с ЕТТ = …» на самом деле не совсем содержательна.
Более длинный рич так же означает большее расстояние от центра кареточного стакана до оси переднего колеса.
Представим, что вы взяли какую-то раму и увеличили рич на 25 мм. Расстояние от каретки до передней оси также увеличится, и у байка в целом увеличится колесная база. Теперь вы можете укоротить нижние перья, чтобы вернуть длину колесной базы к исходному значению. База не изменилась, но байк стал длиннее спереди и короче сзади. Та же стабильность на больших скоростях, но теперь легче нагружать заднее колесо в поворотах, а так же отрывать его от земли. Если уменьшить длину нижних перьев, не увеличив рич, мы уменьшим колесную базу, что повлияет на стабильность байка при больших скоростях. А острый угол подседельной трубы в комбинации с коротким рич сместит вес райдера еще ближе к задней оси велосипеда.
При более длинном рич райдер может использовать короткий вынос, при этом кокпит не будет тесным, как сидя в седле, так и в агрессивной стойке на педалях. Короткий вынос обеспечивает стабильность, что не помешает в ситуациях, когда вы «выживаете» на адском скоростном спуске или продираетесь через жесткую техничную секцию трейла. При вкручивании вверх снижается вероятность того, что ваше переднее колесо соскользнет с коварного корня или камня. Вообще мы считаем, что райдер, который не относит себя к категории «чистый кантрийщик», не должен использовать вынос длиннее 60 мм на горном велосипеде. Да и 60 мм – это перебор. Мы считаем, что максимальная длина выноса должна быть ближе к 55 мм, может даже к 50 мм. Мы часто видим людей, нарушающих это «правило», возможно, именно потому, что рич их велосипедов слишком короткий, и они ставят длинный вынос, чтобы хоть как-то удлинить кокпит, обеспечивая достаточную свободу движений «в кабине». Или просто их байк из коробки шел с 90 мм выносом, так что они не заморачивались его заменой.
Reach, Stack — немного о геометрии
Я написал уже не одну статью на тему, как выбрать правильный размер рамы велосипеда. Старался по простому, чтобы не загружать мозги начинающим, но в комментах всегда видел ехидные замечания, что не рассказал о таких важных параметрах, как Reach и Stack.
Я считал и продолжаю считать, что эти параметры хоть и являются важными, но обращать на них внимание новичку, который выбирает первый хардтейл за 500$, не имеет смысла. Но если кто-то хочет понапрягать мозг, ок, давайте поговорим, что же это такое.
Что такое Reach
На первый взгляд не понятно, зачем нужен этот рич, если у нас есть размер ETT, который показывает расстояние от центра рулевой трубы до центра подседельной трубы. Дело в том, что при определенных комбинациях наклона подседельной и рулевой труб, ETT может варьироваться, при этом реальная длина рамы будет оставаться прежней.
Reach это уточняющий параметр — он измеряется от центра кареточного узла до воображаемой вертикальной линии, проходящей через центр рулевой трубы. Улавливаете, зачем ввели этот размер? Правильно, чтобы дать пользователю точное представление о положении его тела, когда он стоит на педалях. Вот смотрите на картинку.
Видите, как устроена подседельная труба у этого велосипеда? Если бы она не была смещена назад, то вставая на педали, райдер ощущал бы это раму тесной. Представьте себе два одинаковых байка, только у одного есть это смещение, а у другого нет, и если бы в геометрии не был отражен параметр reach, и вы выбирали раму только по значению ETT (которое будет одинаковым), то не смогли бы понять, подходит она вам или нет.
Одним словом, если кто-то будет говорить, что ETT больше не актуально, и нужно выбирать только по reach, то плюйте в эти честные глаза — оба параметра важны. ETT все равно остается главным размером, это длина велосипеда в положении сидя, а reach — это длина велосипеда в положении стоя. Reach крайне важен для горных (в прямом смысле этого слова) велосипедов, для трейлов, на которых большую часть пробега проделывают, стоя на педалях. Именно поэтому я не хотел запудривать мозги новичкам, им в первую очередь важна позиция сидя.
Тем не менее, если вы более-менее продвинутый велосипедист, то обращайте внимание на reach, особенно если выбираете трейловый/эндуро байк.
Что такое Stack
Этот параметр на мой взгляд, не слишком важный, но он тоже необходим при виртуальном сравнении геометрий. Stack — это высота носа рамы велосипеда. Чем эта цифра меньше, тем ниже можно опустить руль, это важно для КК велосипедов, их владельцы зачастую любят согнуться в три погибели для улучшения аэродинамики, типа вот так:
Если же размер Stack больше, то можно установить руль на комфортную высоту без множества дополнительных колец под выносом. Я лично предпочитаю, чтобы руль был лишь чуть ниже сидения, поэтому для меня актуальны рамы с высоким stack.
Как видите, всё просто. Кстати, reach и stack стали отражаться в таблицах геометрии относительно недавно, где-то лет десять назад. Это правильная тенденция, не всегда есть возможность хотя бы посидеть на своем следующем велосипеде, и чем больше параметров, по которым можно сравнить размеры, тем точнее можно сделать выбор.
Люди, сменившие несколько велосипедов, достаточно хорошо знают необходимую им геометрию, поэтому покупка байка через интернет не представляет проблем. Например, я точно знаю, что в сегменте горных велосипедов мне нужна ETT в пределах 630-650мм, reach 450-470мм, stack желательно не менее 620мм, и длина подседельной трубы 490-510мм. В этих рамках я комфортно умещаюсь со своими 188см роста, а минимальные несовпадения компенсирую длиной выноса/смещением седла.
В геометрии еще есть такой важный параметр, как угол наклона рулевой и подседельной труб, но это относится не к размерам, а к целевому назначению байков, поэтому на эту тему как-нибудь в другой заметке.
Расскажите, а вы изучаете геометрию велосипеда перед покупкой, пользуетесь ли всеми параметрами, или по старинке, прикидываете только по ETT? Покупали когда-нибудь велосипед через инет и удалось ли попасть в размер?
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Геометрия современного велосипеда: ETT vs. Reach
Геометрия велосипеда может быть весьма запутанным делом. Практически невозможно знать все о том, как велосипед будет вести себя в реальности, только лишь глядя на цифры и параметры геометрии (не говоря уже о том, что все эти цифры ничего вам не скажут о работе подвески). Но мы часто слышим подобного рода анализ свойств велосипеда по цифрам, да что греха таить, мы сами иногда так делаем. Проблемы возникают тогда, когда райдер фокусируется на отдельных цифрах вместо того, чтобы понять, как они взаимодействуют друг с другом.
Нет готовых правильных ответов на этот вопрос. В конце концов, у каждого человека есть свои личные предпочтения и ощущения, и мы надеемся, что наша серия статей даст вам основы для более глубокого понимания геометрии горных велосипедов. Мы постараемся объяснять доступно, хотя некоторым из вас может показаться, что в статьях рассматриваются совсем простые вещи. Однако нам часто встречались довольно продвинутые райдеры, у которых были пробелы в этой области. Даже изучая основы, вы можете найти какие-то новые для себя идеи. Надеемся, это поможет вам воспринимать геометрию байка и цифры как единое взаимосвязанное целое. Именно так ее воспринимаем мы.
ЧАСТЬ 1: ETT (EFFECTIVE TOP TUBE) vs. РИЧ (REACH).
Эффективная длина верхней трубы (далее ЕТТ) – традиционный способ измерения длины велосипеда или рамы. ЕТТ определяется как длина горизонтальной прямой от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы или подседельного штыря. Эта длина хорошо характеризует длину байка, когда вы сидите в седле.
Рич (Reach) – новый способ измерения длины байка. Для его измерения используется та же горизонтальная прямая от центра рулевого стакана, но измерения производятся до пересечения с вертикальной прямой, проходящей через центр кареточного стакана рамы. Эта цифра характеризует то, насколько длинным ощущается байк в положении «стоя на педалях».
Итак, параметр рич определяет длину кокпита, когда вы стоите на педалях, а ЕТТ характеризует кокпит только когда вы сидите в седле, которое к тому же выставлено на определенной высоте. Оба этих параметра важны, и их всегда стоит рассматривать вместе, но сегодня мы уделяем больше внимание именно параметру рич. Когда мы катаем агрессивно – мы стоим на педалях, а не сидим в седле, так что получается, что именно рич больше влияет на то, как конкретный райдер ощущает современный трейловый или АМ байк.
Очень часто люди слишком много внимания уделяют длине ЕТТ. В общем, сегодня четко видна тенденция к удлинению передней части велосипедов. Но удлинить кокпит можно тремя способами: удлинить ЕТТ, увеличить рич, или первое и второе вместе. Райдеры, которые обращают внимание только на длину ЕТТ, не замечая рич, могут купить себе более короткий байк, чем им требуется. Потому что не все помнят, что угол подседельной трубы сильно влияет на ЕТТ, но никак не влияет на рич байка. Давайте посмотрим, что происходит, когда мы делаем угол подседельной трубы острее:
ЕТТ теперь длиннее, но рич при этом никак не изменился. Иными словами, нетрудно представить ситуацию, когда ЕТТ «байка А» равен ЕТТ «байка Б», но рич «байка А» короче, чем у «байка Б», потому что у «байка А» угол подседельной трубы более острый. Это случается, и довольно часто. В этом случае «байк А» хорошо ощущается, когда райдер сидит в седле, но длина кокпита оказывается слишком короткой, райдеру не хватает места для смещения при агрессивном катании стоя на педалях.
Острый угол подседельной трубы обеспечивает адекватную длину ЕТТ, но никак не помогает райдеру смещаться относительно байка, стоя на педалях. Есть и другие последствия острого угла подседельной трубы. Центр тяжести райдера, когда он сидит в седле, будет ближе к задней оси, что вызовет дополнительные усилия, чтобы удержать переднее колесо на земле при вкручивании вверх, так же снижается эффективность педалирования. Чем выше райдер и чем выше поднято седло, тем более сильным будет этот негативный эффект, поскольку седло будет смещаться назад еще больше. Так почему вместо того, чтобы уменьшать угол подседельной трубы, не увеличить рич, тем самым увеличив и ЕТТ? И мы получим правильную и удобную позицию и в седле, и стоя на педалях.
Еще одна общая проблема с ЕТТ заключается в том, что этот параметр зависит от высоты седла, и даже на одной и той же раме райдеры с разным ростом могут по-разному ощущать велосипед. Рич – более постоянный параметр. Рассмотрим райдера ростом 180 см и два велосипеда, оба велосипеда «по паспорту» имеют ЕТТ = 610 мм, но у них отличается угол подседельной трубы. ЕТТ всегда измеряется по горизонтальной прямой от центра рулевого стакана. А теперь представим, что седло на этих байках выставлено на 10 см выше этой горизонтальной линии. Байк с более острым углом подседела будет ощущаться длиннее, хотя на бумаге у них одинаковое ЕТТ. Так что фраза «Я предпочитаю байк с ЕТТ = …» на самом деле не совсем содержательна.
Более длинный рич так же означает большее расстояние от центра кареточного стакана до оси переднего колеса.
Представим, что вы взяли какую-то раму и увеличили рич на 25 мм. Расстояние от каретки до передней оси также увеличится, и у байка в целом увеличится колесная база. Теперь вы можете укоротить нижние перья, чтобы вернуть длину колесной базы к исходному значению. База не изменилась, но байк стал длиннее спереди и короче сзади. Та же стабильность на больших скоростях, но теперь легче нагружать заднее колесо в поворотах, а так же отрывать его от земли. Если уменьшить длину нижних перьев, не увеличив рич, мы уменьшим колесную базу, что повлияет на стабильность байка при больших скоростях. А острый угол подседельной трубы в комбинации с коротким рич сместит вес райдера еще ближе к задней оси велосипеда.
При более длинном рич райдер может использовать короткий вынос, при этом кокпит не будет тесным, как сидя в седле, так и в агрессивной стойке на педалях. Короткий вынос обеспечивает стабильность, что не помешает в ситуациях, когда вы «выживаете» на адском скоростном спуске или продираетесь через жесткую техничную секцию трейла. При вкручивании вверх снижается вероятность того, что ваше переднее колесо соскользнет с коварного корня или камня. Вообще мы считаем, что райдер, который не относит себя к категории «чистый кантрийщик», не должен использовать вынос длиннее 60 мм на горном велосипеде. Да и 60 мм – это перебор. Мы считаем, что максимальная длина выноса должна быть ближе к 55 мм, может даже к 50 мм. Мы часто видим людей, нарушающих это «правило», возможно, именно потому, что рич их велосипедов слишком короткий, и они ставят длинный вынос, чтобы хоть как-то удлинить кокпит, обеспечивая достаточную свободу движений «в кабине». Или просто их байк из коробки шел с 90 мм выносом, так что они не заморачивались его заменой.
По материалам www.transitionbikes.com