Что такое рифмующиеся слова в стихотворении родина
Стихотворение и анализ «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Краткое содержание
Н. Сергеев. Сенокос. 1887
Русские литераторы первой половины 19 века по-разному понимали понятие патриотизма. Для одних он был связан с любовью к родине без обличения ее недостатков, таких как абсолютная монархия и крепостное право. Другие же все свои силы направляли на то, чтобы заклеймить эти изъяны российского общества, и это находило отражение в содержании их произведений. Михаил Юрьевич Лермонтов не имел отношения ни к одной из этих категорий. Стихотворение «Родина», написанное в 1841 году, – это собственные размышления автора об отношении к России того времени.
«Люблю отчизну я, но странною любовью» – такими словами начинается стихотворение. В это понятие поэт вкладывает определенный смысл: он любит Россию не за победы и не за славу, купленную кровью, а за неповторимую природу, богатую историю, разнообразие традиций, за особый дух, которым наполнена русская земля.
Лермонтов создает живой образ родины, содержание которого составляет жизнь народа и красота русской природы. Деревня, описанная автором, была бесконечно дорога его сердцу и, в то же время, лишена того романтизма, который можно было наблюдать в его ранних работах. В ней автор воплощает свою любовь к родине в целом, сосредоточивает на ней чувство своего патриотизма, видит ее символом всей России.
Обращают на себя внимание детали, имеющие отношение к сельскому быту – гумно, изба, резные ставни. Завершает стихотворение картина деревенского праздника с пляшущими мужиками, которой автор готов любоваться до полуночи. Таким образом, Лермонтов в этом стихотворении создает свою собственную систему ценностей. Для него полное гумно рядового крестьянина важнее государственной казны, полной золота. Он доволен тем, что урожай выдался богатым, и народ радостно отмечает это событие.
Анализ
История создания
Стихотворение «Родина» Лермонтов написал в последний год своей жизни. Весной он навсегда покинул Кавказ и планировал уйти в отставку, посвятив себя творчеству. Стихотворение стало его признанием в любви к России и одновременно прощанием с ней. Будучи долгое время оторванным от родной земли, всю радость от встречи с ней он выразил в строках этого произведения.
Также в тексте можно найти намек на причину отставки. Поэт пишет, что ему чужды мечты о славе, купленной кровью, и он не собирается участвовать в подобных мероприятиях для ее преумножения. Стихотворение увидело свет в том же, 1841 году, его напечатали в журнале «Современник» под первоначальным названием «Отчизна».
Персонажи и образы
Под образом лирического героя подразумевается сам Лермонтов, для которого родина – это, прежде всего, страна, но не государство. Ее образ запечатлен в виде первозданной красоты и безграничной свободы. Герою нравится путешествовать по проселочным дорогам, вместе с народом принимать участие в гуляньях, ночевать в степи под открытым небом. Эти чувства он не может объяснить самому себе, потому что они идут из самой глубины его души.
Образ родины в стихотворении двойственный, ему присущи черты и романтизма, и реализма. Заслуги ее в многочисленных сражениях, ее великий исторический путь Лермонтовым не отрицаются. Но он считает, что это лишь внешний блеск, когда не меньшего внимания заслуживает и внутреннее содержание, ценностью которого является народ.
«И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…» – Лермонтова можно назвать одним из первых, кто образ родины связал с образом березы, сделав ее символом России. Эта символика найдет свое продолжение в литературе двадцатого столетия, в частности, в произведениях Сергея Есенина.
Композиция
Стихотворение выстроено в виде перевернутой пирамиды: от общего плана автор постепенно переходит к детальному описанию. Композиционно оно состоит их двух неравных строф, которые включают 26 строчек. Тематически его можно разделить на три части.
В первой части из шести строк, поэт рассуждает о своей странной любви к России. Он далек от патриотизма в общепринятом смысле этого слова. В восьми строках второй части следует описание природы, в которую он влюблен, вопреки рассудку. Третья часть, состоящая из двенадцати строчек, посвящена сельскому быту, собранному урожаю, народному празднику.
Литературное направление этого произведения – романтизм. По роду литературы оно относится к лирическим стихотворениям, по жанру – это элегия.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован четырехстопный ямб с переходом на шестистопный, и два вида рифмы – кольцевая и перекрестная с преобладанием женских слогов.
Лермонтов прибегает к следующим средствам художественной выразительности: эпитетам – «безбрежные леса», «заветные преданья», «темная старина», «вечером росистым»; метафорам – «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»; олицетворениям – «степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берез» и сравнению: «разливы рек ее, подобные морям».
Проблематика и основная идея произведения
Одной из проблем стихотворения является мнимая любовь к России. Автора не могут радовать «ни темной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». Во время царствования Николая I восхваление воинских побед было возведено едва ли не в рамки закона. К сожалению, никто не вспоминал о том, какой кровью доставались эти победы. Восхваление лишь светлых сторон российской истории способствовало оправданию самодержавного строя в государстве.
Следующая проблема – абсолютная власть императора. Именно против него направлены смелые слова Лермонтова: «Ни полный гордого доверия покой». Имеется в виду то, что в каждом царском манифесте звучало утверждение, что именно государю Россия обязана своим покоем.
Основными темами произведения стали красота пейзажа и обычные люди. Стихотворение «Родина» можно назвать высокохудожественным гимном русской природе. Любовь к родине проявляется и в том, что ее населяет прекрасный народ. «С отрадой, многим незнакомой», герой видит «полное гумно», которое означает сытую и благополучную жизнь крестьян. Непреодолимое желание смотреть, как пляшут простые мужики, говорит о единстве поэта с народом, об уважительном отношении к его тяжелому труду и быту.
Пример анализа стихотворения «Родина» Лермонтова
Пример анализа 1
Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.
Тема и идея стихотворения
Уже первые строки стихотворения
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.
Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.
Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.
Средства художественной выразительности стихотворения
В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.
Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни.
эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
гипербола: разливы рек, подобные морям.
Композиция и построение стиха
Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды.
Композиционно стихотворение делится на 3 части:
1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.
Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.
Пример анализа 2
Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна». Но опубликовано оно было при жизни поэта в том же году в журнале «Отечественные записки» под названием «Родина». Это изменение названия, очевидно, связано с тем, что слово «отчизна» воспринималось как декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Такое значение не соответствовало идее, которую автор вкладывал в стихотворение, отказываясь от всех существовавших понятий патриотизма. Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Известно, что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии в Петербург. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения.
Жанр и композиция
В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стихотворение можно условно разделить на две неравные части: 1-я часть — полемическая, она составляет начальные шесть строк стихотворения; 2- я часть — элегия, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные. 1-я часть представляет общий тезис, особенностью которого является то, что он дается не в виде утверждения, а как отрицание всего того, что не может для автора быть объяснением его любви к родине. Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое.
Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно».
А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны:
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.
Основные темы и идеи
Особенности мировосприятия Лермонтова в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине, выраженную в этом стихотворении. О том, насколько иррационально его чувство, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1828) Лермонтов совершенно неожиданно от описания всего того, что возмущает его в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», переходит к утверждению: «Друг! Этот край… моя отчизна!» Позже он напишет известное стихотворение, где назовет свою родину «страна рабов, страна господ». А если и находятся в поэзии Лермонтова положительные образы, связанные с родиной, то они отнесены к ее прошлому, как в стихотворении «Бородино» или в «Песне… про купца Калашникова». Вот почему так важно, что в конце творческого пути, отвечая на упреки тех, кто обвинял его в отсутствии патриотизма, он пишет стихотворение, главная тема которого — любовь к Родине. Не случайно в одном стихотворении поэт четыре раза употребляет слово «люблю» и один раз «любовь». Ведь он доказывает, что это чувство иррационально, его можно показать, выразить в образах, «заговорить» словом как заклинанием, но невозможно объяснить. В самом начале поэт резко отрицает все то, что могло бы посчитаться объяснением. Он пишет:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Трижды повторенное отрицание — это весомый ответ всем тем, кто пытался присоединить Лермонтова к своей позиции. Так, несмотря на уважительное отношение к декабристам и их гражданскому подвигу, о чем поэт писал во многих стихотворениях, он не согласен с тем, что идея гражданского служения — причина его любви к отчизне: потому это слово и заменено им в названии. Затем он последовательно отрицает как официальную версию патриотизма в духе лозунга «самодержавие, православие, народность», так и славянофильское представление о патриотизме как любви к прошлому России. Лермонтовское стихотворение и явилось своеобразным откликом на стихотворение «Россия», написанное одним из лидеров славянофилов А.С. Хомяковым.
Но вместо всего этого поэт трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к Родине «странная». Это слово становится ключевым в стихотворении «Родина»:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой…
Но я люблю — за что, не знаю сам…
Такое чувство, не имеющее объяснения, сродни самым личным, интимным чувствам человека: нельзя любить за что-то, скорее можно любить вопреки. Нечто сходное имеется в патриотическом чувстве, о котором пишет Лермонтов. Он выражает его через те картины родной страны, которые особенно близки его сердцу. И возникает удивительная вещь: поэт-романтик, который так много, с таким восторгом писал о Кавказе, говоря о любви к Родине, видит совсем иные картины. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с которыми связан мотив пространства, близкий по духу лирическому отступлению Гоголя о богатырях из поэмы «Мертвые души», также завершенной в 1841 году. В то же время нет никакой патетики в том, как Лермонтов описывает природу своей страны, наоборот, он очень сдержан и реалистичен. Перед нами встает типичный пейзаж средней полосы России, с ее проселочными дорогами, «печальными» деревнями, дымком, идущим от спаленной жнивы, ночующим в степи обозом. Особое чувство поэта вызывает образ, ставший символом подлинно народной России: «и на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез».
Неоднократно исследователи отмечали, что завершающая это описание народной России картина показывает, насколько Лермонтов близок здесь пушкинской традиции. Достаточно сравнить такие строки из «Родины» Лермонтова и «Евгения Онегина» Пушкина:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи…
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Все это свидетельствует о том, что в позднем творчестве, к которому относится стихотворение «Родина», происходят значительные перемены в мировосприятии Лермонтова. Вот почему патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. И стихотворение, в котором поэт пытается определить природу своей странной любви к родине, завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания.
Художественные особенности
В соответствии с общей концепцией стихотворения, оно лишено патетики — лишь первая часть звучит более торжественно, а потом язык становится все проще. Соответственно меняется и размер: легко и естественно поэт переходит от несколько тяжелого, замедленного 6- и 5- стопного ямба к привычному, «пушкинскому», 4-стопному. Основным художественным средством здесь является точный эпитет (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, с резными ставнями окно, дрожащие огни печальных деревень) и сравнение (разливы рек ее, подобные морям).
Значение произведения
Стихотворение «Родина» стало знаковым для русской литературы — так о патриотизме еще никто не писал. Уже после Лермонтова Толстой в романе «Война и мир» выдвинул идею о «скрытой теплоте патриотизма», а Тютчев написал знаменитые строки «Умом Россию не понять…». Идея иррациональности судьбы России, ее особой миссии в мире на рубеже веков была положена в основу одной из важнейших философских концепций, нашедшей отражение в творчестве Блока, а тему любви к глубинной, народной России со всеми ее странными и неоднозначными явлениями сделал главной в своем творчестве Есенин. Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, заложенной в этом стихотворении, но наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость.
Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» и признал «одной из лучших», а Добролюбов отметил, что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». И этому великий русский поэт учит наших современников.
Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 17.06.2020
Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.
История создания
Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.
В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.
Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.
Жанр, направление, размер
По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.
Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!
Композиция
Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.
Образы и символы
Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.
Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:
Основная идея
Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».
В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».
Средства выразительности
В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:
До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.
Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»
История создания
Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Посещать его поэту доводилось не только по собственной воле, но и по долгу службы. Военную карьеру писатель планировал завершить, чтобы без остатка посвятить себя литературе. Добившись отпуска, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и отправился в Петербург, хлопотать об отставке. По дороге из Кавказа в столицу и было написано стихотворение «Родина».
У автора была возможность во время пути по-другому взглянуть на страну, а также было время в долгой дороге и поразмыслить о судьбе России. Есть версия, что изначально стихотворение называлось «Отчизна» и задумывалось как ответ на произведение поэта Хомякова, где автор призывает не гордиться завоеваниями, а помнить о высшем предназначении.
Жанр, направление и размер
Традиция обращения к теме родины берёт своё начало ещё в творчестве первых классических русских поэтов – Тредиаковского и Ломоносова. Стихотворение написано в жанре думы, что восходит к поэзии декабристов, в частности к творчеству К.Ф. Рылеева. Философская лирика на протяжении многих лет привлекала Лермонтова, именно в этом ключе написано и одно из его последних сочинений.
В поздний период творчества поэт отступает от некоторых правил строгого силлабо-тонического стихосложения. Так, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб, а способы рифмовки выбирает различные: перекрестный, парный и кольцевой. Всё это указывает на импровизационный характер произведения.
Композиция и построение стиха
Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:
Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.
Композиция
Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:
Но я люблю — за что, не знаю сам
Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».
Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления. Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком. Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.
Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА» (1841)
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Часть 1 Изображена официальная Россия со славой, «купленной кровью». Часть 2 Россия предстаёт уже не приукрашенной, но всё равно горячо любимой:
Но я люблю — за что, не знаю сам, Её степей холодное молченье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям …
Лирический герой воспринимает родину всеми чувствами: ⦁ зрением: «Взором медленным пронзая ночи тень»;
⦁ обонянием: «Люблю дымок спалённой жнивы
ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: любовь к родине. ⦁ Идея: суть любви к родине — в истинном чувстве, а не в официальном, казённом патриотизме.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
О стихотворении В. Г. Белинский писал, что фразы отличаются «алмазной крепостью». ⦁ Эпитеты: печальные деревни, безбрежные леса, дрожащие огни, жёлтая нива. ⦁ Метафоры: слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, взором медленным пронзая ночи тень.
Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.
Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм.
Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.
Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.
Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ).
После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ).
В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.
А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.
В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.
Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.
Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой.
Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.
Образы и символы
Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.
Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.
Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.
У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».
Темы и проблемы
Жанр и композиция произведения
Условно «Родину» можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек – полемические, остальные – элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.
Далее точка зрения лирического героя меняется – он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.
Смысл
Идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к родине проявляется в том, что ему нравятся не только положительная сторона: леса, реки, праздники, — но и отрицательная: холодные степи, печальные деревни. Поэт любит родину абсолютно за всё, искренне, всем сердцем.
Главная мысль стихотворения заключается в том, что воспевания в стихах достойны не только великие победы, открытия или деяния государственного масштаба, но и простые жизненные мелочи. В них тоже необходимо видеть прекрасное и почитать их. Поэт твёрд в своих убеждениях, его не прельстят «слава, купленная кровью» или «заветные преданья».
Взросление, фатальность и жизненный опыт писателя
Повзрослев, Лермонтов стремился к любви, желая обрести свободный образ жизни. Но выход в свет для вспыльчивого юноши оказался не слишком успешным. В школе прапорщиков Лермонтова считали циником и остряком. Будущий писатель показывал успехи в учебе, но держался слишком независимо и дерзко. Порицания высшего общества вызвал и стих «Смерть поэта», написанный Лермонтовым после смертельной дуэли Пушкина. Впервые юный поэт резко обвиняет в смерти Пушкина высший свет Петербурга и персон, приближенных к трону. Император Николай первый отправляет поэта в ссылку на Кавказ.
Ссылка продлилась недолго, друзья поэта и бабушка Елизавета Арсеньева приложили усилия для того, чтобы вернуть Лермонтова домой. Чуткая душа творческого человека уже впитала в себя широкий спектр ощущений и эмоций.
Высшее общество кажется Лермонтову мелочным, погрязшим в вечных интригах. Поэтому скоро из-за участия в дуэли поэт снова отправляется на Кавказ. Личная неприязнь императора к Лермонтову послужила причиной ссылки. И на этот раз непосредственно на передовую.
О разных видах любви: любовь к Родине
Любовь – загадочное чувство, и, пожалуй, самые искушенные в чувственности люди, самые мудрые философы, ученые и художники (в широком смысле этого слова) до сих пор бьются над вопросом, что же такое любовь? В санскрите существует 99 слов для того, чтобы описать любовь, в украинском языке – два слова, в древнегреческом – как минимум пять слов. Античный мудрец Теренций говорил, что «когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же». Вот так и с родиной: любовь к отечеству – тоже разная, как слова, обозначающие это чувство, разные.
Разные ипостаси любви
Средства художественной выразительности
Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт. Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.
Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).
Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.
Критика
В.Г. Белинский считал «Родину» прекраснейшим стихотворением и ставил его в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом позднее творчество Лермонтова критик оценивал очень высоко.
Для традиции русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма были приняты помпезные восхваления страны в одах, то романтизм предлагает совершенно иное, субъективное восприятие отчизны. Лермонтов продолжает линию, начатую ещё Байроном, его произведением «Англия», на русской почве эту традицию продолжает Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю я, Дон, твои станицы…». Новым для этих авторов было не восхваление, а признание в любви к родине.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Любовь-филиа
Так древние греки называли глубокую душевную привязанность, близость между самыми родными людьми, которая основывалась на общих интересах, бытовых вопросах, повседневности и целях. Любовь-филиа близка к ощущению полноценного счастья. Это постоянное чувство новых и свежих эмоций, ярких впечатлений, которое при этом еще и отличается стабильностью.
Любовь-агапэ
Наиболее возвышенную разновидность любви античные мыслители назвали любовью-агапэ. В узкой трактовке – это любовь к Богу. Любовь-агапэ трактуется и в более широком контексте. Красота, высшая духовность, идеал – характерные черты агапэ. Чувственность при такой любви становится жертвой, чувственность игнорируется. Описываемая Лермонтовым патриотически-фатальная любовь к отечеству вполне может расцениваться как любовь-агапэ.
Любовь-маниа
В контексте отношения к родине, любовь-мания – это выражение радикального, нездорово гиперболизированного чувства. Мания – это желание властвовать, преобладать и обладать предметом вожделенной любви.
Страшнее всего – изменить любимому в чувствах, в эмоциональной привязанности. Например, такова любовь эмигранта, который, физически покидая родную страну, все же остается верным отечеству, поддерживая в своем локальном мире традиции родной культуры, продолжая говорить на родном языке.
Любовь-сторгэ
Деликатность, такт, подчеркнутая рыцарская вежливость, направленная на главную цель – поддержать компромисс и гармонию в отношениях. Античные мыслители считали, что если любовь-агапэ – это выражение любви к Богу, то сторгэ – это идеальная форма семейных отношений. Дружба, нежность, человечность во всех ее проявлениях. Но сторгэ не приемлет грубости, эгоизма, неискренность и черствости. Это полная сострадания и сочувствия любовь.
Любовь-прагма
Это чувство, которое основывается на рассудочности. Крайняя форма любви-прагмы – желание получить выгоду из предмета своих чувств, например, воспользоваться благами, ресурсами родины для того, чтобы реализовать собственные интересы. Пожалуй, с любовью-прагмой мы встречаемся чаще всего. Именно это чувство скрывается за красивыми лозунгами. Любовь-прагма возникает из логики, из определенного расчета и схематизма, поэтому такая привязанность проходит достаточно быстро. Любовью-прагмой трудно «заболеть», но от кратковременной хвори на эту любовь легко излечиться.
Любовь-людус
Впервые любовь-людус, то есть любовь-игру, описал канадский социолог и писатель Джон Алан Ли. С тех пор термин «любовь-людус» прочно вошел в современную социальную психологию. Это чувство не отличается глубиной или вдумчивостью, напоминая скорее детскую забаву или, возможно, первую влюбленность. Главная ориентация любви-людус – это получение удовольствия. Может ли человек относится к родине подобным образом? Безусловно. Это любовь времен социального кризиса, упадка и торжества инфантилизма. Обычно это чувство не «гуляет» наедине с собой, объединяясь с любовью-прагмой, сторгэ, а порой – манией.