Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадки
Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: открытие новых знаний.
Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна
МАОУ «СОШ №14» Класс: 2 «Б».
Тема урока: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.
Цель:. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве;
познакомить с малыми жанрами устного народного творчества: заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки;
Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения;
Познавательные: расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания
Методы обучения: продуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; работа в парах, группах.
Планируемые результаты: дети научатся различать жанры устного народного творчества.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. Устное народное творчество
2. Заклички
3. Приговорки
4. Перевёртыши
5. Потешки.
— Как вы понимаете слово устное?
— Что значит слово творчество?
— Как оно дошло до нас?
— Кто может сформулировать тему урока?
Дети отвечают на вопросы: (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению
Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки)
3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)
Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.
-Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос: чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)
-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Затем появились потешки и перевёртыши
— Попробуем исследовать эти жанры
4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.
Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Найдите в словаре толкование слов:
заклички,
приговорки,
перевёртыши,
потешки
Учитель помешает на доску эти определения
Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями
Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным
Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка
5. Первичное закрепление новых знаний.работа в парах:, чтение произведений друг другу
Прочитайте соседу по парте заклички, приговорки, перевёртыши,
потешки в учебнике
7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах).
Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)
1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку
2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку
3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку
4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку
8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу
Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.
Каждая группа детей представляет и защищает свою работу
9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.
Учитель организует рефлексию.
— Чему научились на уроке?
— Можете ли вы полученные знания применить на практике?
— Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1 до 5 баллов
10. Домашнее задание
— Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку
Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:
Потешки:
Где были – у бабушки!
Летний день хороший
2. Лепим, лепим пирожки,
Сели мы на лавочку,
Там собрался весь народ.
Вот котенку пирожок,
Вот утенку пирожок,
И Сережке на зубок.
Пекла бабка оладушки!
У нашей доброй бабушки
Приговорки:
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
Перемасленного
4. Кукушечка, кукушечка,
Прокукуй в лесу: ку-ку —
Сколько лет я проживу!
Приговорки
1. Тимошка на ложке
Хорош мотор у ложки!
2. Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Все расставить по местам!
3. Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь – укусит
4. Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки
Заклички:
3. Жаворонок, жаворонок!
А нам отдай телегу
4. Солнышко, ядрышко,
Весну- красну кликают.
Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.
План-конспект урока литературного чтения (второй класс) Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова» Класс 2 Тип урока Урок открытия нового знания Цель 1. Развивать.
Технологическая карта урока литературного чтения Урок литературного чтения во 2б классе Тема урока: Колыбельные песни Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: 1) образовательная.
Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 полугодие) Текст Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и 10 ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает.
Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.
Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.
Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут» Задачи: 1. Образовательные: • овладение и использование разных форм соорганизации; • овладение умениями слышать и слушать друг друга; •.
Урок 10. Тема «Произведения фольклора». Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословица. Дополнительное чтение. Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки
- Сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель); сравнивать произведения по жанрам и темам; самостоятельно читать текст молча; правильно называть произведения.
- Жанр, тема, малые жанры фольклора
№ | Название этапа | Методический комментарий | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: литературоведческий диктант | – Сегодня начнём наш урок с литературоведческого диктанта и вспомним жанры фольклора. – Учитель диктует слова: сказка, былина, песня, загадка, пословица. – Ученики записывают слова под диктовку, а затем осуществляется самопроверка. Затем происходит оценка своей работы. – Приведите примеры произведений записанных жанров устного народного творчества. | ||||||||||||||
2 | 2. Выявление читательского опыта: проверка домашнего задания | – Вспомним былину «Три поездки Ильи Муромца». Проверка домашнего задания, пересказ одной части или всей былины по плану. – Рассказ об Илье Муромце. | ||||||||||||||
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
I. Актуализация знаний. | Что такое устное народное творчество? Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества? Что такое фольклор? Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений? Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году. Какие еще произведения можно отнести к произведениям устного народного творчества? Как вы думаете, зачем их создавали | Это то, что сочинил народ Загадки, песни, пословицы, поговорки, небылицы С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. Нет конкретного автора, небольшие по размеру. Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх, — определять значение слов “устное народное творчество”, “заклички”, “потешки”, “приговорки” и обосновывать своё мнение; — определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение. | |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | Знакомство с закличками. _ От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать? Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову. К кому обращаются авторы закличек? С какой просьбой обращаются авторы закличек? Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику? Чтение закличек (учебник с. 94-95) От какого слова образовано слово приговорка? Что значит приговаривать? Это громко кричать или тихо просить? Как надо читать приговорку? От какого слова образовано слово потешка? Что значит потешать? Можно ли утверждать, что приговорка была придумана, для того чтобы учить детей чистоте речи, правильному проговариванию слов? Обоснуйте своё мнение. Задание: Предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества. | По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. в закличках обращались к силам природы. Потому что от них зависел урожай Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, Нет, чистоте речи учат скороговорки Выразительное чтение закличек и приговорок учащимися Ответы детей | Регулятивные умения: — высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и презентацией; — сравнивать произведения, используя план; — выполнять самооценку при выполнении учебного задания. — развиваем умение слушать и понимать других; — оформлять свои мысли в устной форме; — выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями; — использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества); — составлять предложение о значении народного творчества; |
III. Развитие умений – применение знания. | Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в парах и прочитайте их выразительно. Для подсказки используйте словарь на доске. | Работа в парах по карточкам | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|