Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадки

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний.

Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна

МАОУ «СОШ №14» Класс: 2 «Б».

Тема урока: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель:. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества: заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки;

Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения;

Познавательные: расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; работа в парах, группах.

Планируемые результаты: дети научатся различать жанры устного народного творчества.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Устное народное творчество

2. Заклички

3. Приговорки

4. Перевёртыши

5. Потешки.

— Как вы понимаете слово устное?

— Что значит слово творчество?

— Как оно дошло до нас?

— Кто может сформулировать тему урока?

Дети отвечают на вопросы: (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению

Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки)

3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)

Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.

-Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос: чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Затем появились потешки и перевёртыши

— Попробуем исследовать эти жанры

4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Найдите в словаре толкование слов:

заклички,

приговорки,

перевёртыши,

потешки

Учитель помешает на доску эти определения

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями

Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным

Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка

5. Первичное закрепление новых знаний.работа в парах:, чтение произведений друг другу

Прочитайте соседу по парте заклички, приговорки, перевёртыши,

потешки в учебнике

7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах).

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)

1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку

2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку

3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку

4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку

8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу

Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.

Каждая группа детей представляет и защищает свою работу

9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.

Учитель организует рефлексию.

— Чему научились на уроке?

— Можете ли вы полученные знания применить на практике?

— Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1 до 5 баллов

10. Домашнее задание

— Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку

Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:

Потешки:

Где были – у бабушки!

Летний день хороший

2. Лепим, лепим пирожки,

Сели мы на лавочку,

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Пекла бабка оладушки!

У нашей доброй бабушки

Приговорки:

Маменьке в стаканчик,

Тятеньке в рукавчик.

Перемасленного

4. Кукушечка, кукушечка,

Прокукуй в лесу: ку-ку —

Сколько лет я проживу!

Приговорки

1. Тимошка на ложке

Хорош мотор у ложки!

2. Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Все расставить по местам!

3. Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь – укусит

4. Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки

Заклички:

3. Жаворонок, жаворонок!

А нам отдай телегу

4. Солнышко, ядрышко,

Весну- красну кликают.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

План-конспект урока литературного чтения (второй класс) Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова» Класс 2 Тип урока Урок открытия нового знания Цель 1. Развивать.

Технологическая карта урока литературного чтения Урок литературного чтения во 2б классе Тема урока: Колыбельные песни Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: 1) образовательная.

Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 полугодие) Текст Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и 10 ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает.

Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадки. Смотреть фото Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадки. Смотреть картинку Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадки. Картинка про Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадки. Фото Что такое рифмы 2 класс песенки заклички небылицы пословицы поговорки загадкиУрок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.

Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут» Задачи: 1. Образовательные: • овладение и использование разных форм соорганизации; • овладение умениями слышать и слушать друг друга; •.

Источник

Урок 10. Тема «Произведения фольклора». Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословица. Дополнительное чтение. Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки

    Сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель); сравнивать произведения по жанрам и темам; самостоятельно читать текст молча; правильно называть произведения.

    Жанр, тема, малые жанры фольклора

– Познакомимся с небольшими, как говорят, малыми жанрами фольклора. И первое произведение, которое мы прочитаем — это шутки или прибаутки.

– Объясните заголовок. Обратите внимание, как построен текст. Докажите, что это диалог.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

1. Прочитай, отметь, где скороговорка, а где песенка-закличка. Нарисуй, если хочешь, иллюстрацию к любому тексту.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели. (Скороговорка)

Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните! (Песенка-закличка)

2. Перечитай текст, подчеркни слова, которые говорят, что это небылица. Укажи ⇒ рифмующиеся слова.

Горит — бежит, помахивает — поправливает, свила — снесла.

3. Собери пословицы. Соедини ⇒.

Словарик

Скороговорка – короткая фраза со сложным произношением, которая содержит близкие по звучанию звуки. Используется для тренировки правильного произношения.

Многие скороговорки строятся на ту или иную трудную букву для развития правильного произношения.

Песенки-заклички – небольшие песенки для распевания детьми. Могут сопровождаться игровыми действиями, связанными с крестьянским трудом. Весна, лето, осень, зима, солнце, радуга, гром, дождь живут в закличке, как живые существа. В закличках могут обращаться к солнцу, закликать дождь, если его долго нет.

Источник

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему «Народные песенки, заклички, приговорки»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши.docx

Тема урока: «Народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши»

Познакомить с произведениями малых жанров устного народного творчества: закличками, приговорками, потешками , перевертышами;

познакомить с новыми словами «фольклор», «жанр». Раскрыть смысл данных слов;

развить интерес к произведениям устного народного творчества, к истории своего народа;

на учить сравнивать произведения фольклора с авторскими произведениями.

Планируемые достижения учащихся:

формирование умения слушать и слышать читаемый текст;

осмысленное чтение произведений устного народного творчества;

формирование интереса к произведениям устного народного творчества, к истории своего народа;

формирование умения находить общее и отличия;

формирование умения классифицировать книги по разным основаниям.

Ресурсы и оборудование.

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.

Тест на тему: «Устное народное творчество»

Книги с произведениями устного народного творчества (сборники «Потешки, пословицы, загадки» и «Считалки, потешки, загадки, заклички», «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора» (серия «Моя первая книга»), «Сказания, песни, пословицы, игры народов России» и др.), презентация.

1. Эмоциональный настрой перед работой. Предварительная работа.

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы здесь видите? (слайд 1)

Это изображение передает особенности жизни или ещё можно сказать особенности русского быта. Мы много говорили об истории и культуре русского народа, читали сказки народов России. Проверим: хорошо ли вы меня слушали, все ли запомнили?
Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

2. Сообщение цели урока.

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?
Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?
Устно ответьте на вопросы, отображенные на слайде. (Слайд 2)

Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году. (Слайд 3)

3. Сообщение темы урока.

– На этом уроке мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Познакомимся с другими произведениями устного народного творчества для детей.

Устное народное творчество или ещё мы часто слышим слово «фольклор».

Что такое фольклор?

Ответы детей. (Слайд 4)

Что же относится к фольклору? Вот в этом нам предстоит разобраться.

1. Народные песни (слайд 5)

-Какие виды народных песен существуют?

-С какой целью исполняются колыбельные песни?

«Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства. Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.

-Расскажите или попытайтесь пропеть, выбранную вами колыбельную песенку со страниц учебника. (Учащиеся исполняют выбранную песню)

-А какие колыбельные песни вы знает?

-Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова, реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.

-Когда ребёнок подрастал, для его утешения поются пестушки.

2. Пестушки и потешки (слайд 6)

-Как вы понимаете, что такое пестушка?

Чтение и обсуждение пестушек из учебника.

-Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду.

-Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.

3. Знакомство с закличками, приговорками. (слайды 7-10)

— Близкие к пестушкам и потешкам – это прибаутки.

-Итак, что вы знаете о закличках и приговорках? (Ответы детей).

-Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных.

-Какие вы знаете заклички и приговорки?

Чтение закличек о бабке-липке, дождике, т. д

4. Небылицы и перевёртыши (слайд 11)

Их придумали чтобы рассмешить небывалым, тем чего нет.

Чтение учителем небылиц.

1. Как на горке, на горы,

Там дерутся комары,

Два дерутся, два смеются,

2. Завтра пятница, суббота,

Таракан дрова рубил,

Комар баенку топил.

А мушка водушку носила.

III . Подведение итогов урока (слайд 12)

Для чего нам нужно изучать фольклор?

— Зачем нам нужно разбираться в малых фольклорных жанрах? (ответы учащихся)

— Изучать нужно, чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.

IV . Домашнее задание (слайд 13)
Расскажите родителям одно из произведений устного народного творчества.

Найдите в домашней библиотеке книгу с произведениями устного народного творчества.

Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают- догоняют, сидели- пели.

Учителю на заметку
Заклички и приговорки
по своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку на тему народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши.pptx

Источник

Урок литературного чтения по теме «Народные заклички, приговорки, потешки, скороговорки» (УМК «Перспектива»). 2-й класс

Класс: 2

Научить:

— работать с толковым словарём;

— определять особенности малых жанров устного народного творчества;

— умению классифицировать произведения по жанрам;

— сравнивать произведения фольклора, находить общее и отличия;

— оценивать выразительное чтение произведения одноклассниками;

— адекватно взаимодействовать в паре.

Учебник “Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

Презентация “Устное народное творчество”.

Карточки с заданиями для работы в парах. (Приложение 1).

Приложение 2 (сценарий урока в редакции автора)

Название этапаМетодический комментарий
11. Выявление читательского опыта: литературоведческий диктант– Сегодня начнём наш урок с литературоведческого диктанта и вспомним жанры фольклора. – Учитель диктует слова: сказка, былина, песня, загадка, пословица. – Ученики записывают слова под диктовку, а затем осуществляется самопроверка. Затем происходит оценка своей работы. – Приведите примеры произведений записанных жанров устного народного творчества.
22. Выявление читательского опыта: проверка домашнего задания– Вспомним былину «Три поездки Ильи Муромца». Проверка домашнего задания, пересказ одной части или всей былины по плану. – Рассказ об Илье Муромце.
33. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением
Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормирование УУД
I. Актуализация знаний.

Что такое устное народное творчество?

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?

Что такое фольклор?

Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?

Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году.

Какие еще произведения можно отнести к произведениям устного народного творчества? Как вы думаете, зачем их создавали

Это то, что сочинил народ

Загадки, песни, пословицы, поговорки, небылицы

С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Нет конкретного автора, небольшие по размеру.

Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки

Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх,

— определять значение слов “устное народное творчество”, “заклички”, “потешки”, “приговорки” и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).Знакомство с закличками.

_ От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.

К кому обращаются авторы закличек? С какой просьбой обращаются авторы закличек?

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?

Чтение закличек (учебник с. 94-95)

От какого слова образовано слово приговорка? Что значит приговаривать? Это громко кричать или тихо просить? Как надо читать приговорку?

От какого слова образовано слово потешка? Что значит потешать?

Можно ли утверждать, что приговорка была придумана, для того чтобы учить детей чистоте речи, правильному проговариванию слов? Обоснуйте своё мнение.

Задание: Предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества.

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным.

в закличках обращались к силам природы.

Потому что от них зависел урожай

Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения,

Нет, чистоте речи учат скороговорки

Выразительное чтение закличек и приговорок учащимися

Ответы детей

Регулятивные умения:

— высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и презентацией;

— сравнивать произведения, используя план;

— выполнять самооценку при выполнении учебного задания.

— развиваем умение слушать и понимать других;

— оформлять свои мысли в устной форме;

— выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями;

— использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества);

— составлять предложение о значении народного творчества;

III. Развитие умений – применение знания.Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в парах и прочитайте их выразительно. Для подсказки используйте словарь на доске.Работа в парах по карточкамЛичностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *