Что такое риск в туризме

Виды рисков в туристическом бизнесе

Экономические науки

Похожие материалы

Рассматривая такой вид предпринимательской деятельности, как туристический бизнес, следует отметить, что он является одним из самых рискованных видов предпринимательской деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных только для туристской индустрии. [1, с.45].

Наступление риска в предпринимательской деятельности туристского предприятия вызывает отклонения от намеченных планов, в частности в виде незапланированных расходов, убытков или уменьшения ожидаемых доходов.

Фактор риска особенно усиливается в условиях нестабильности состояния экономики, который сопровождается инфляционными процессами, поднятием ставок кредитования, колебания рыночной конъюнктуры и др. [7, с.121]. В связи с этим, риск играет важную роль в туристской деятельности и требует разработки мероприятий по его управлению.

Риск – это конкретное явление или совокупность явлений, потенциальная возможность причинения ущерба объекту страхования. [6, с.17]. Однако, риск в туристской деятельности следует рассматривать как вероятность наступления потерь или убытков вследствие неправильной реализации принятых управленческих решений, неосуществления каких-либо мероприятий под действием различных предполагаемых, но неизбежных, или непредсказуемых факторов, или если при принятии этих решений были допущены ошибки или просчеты. Потенциальная опасность может быть отражена и в другом, более оптимистичном определении риска – как неопределённое событие или условие, которое при реализации имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении. Например, изменение курса доллара может позитивно или негативно сказаться на развитии туризма, в зависимости от направленности изменений [10, с.82].

Риском можно управлять, т.е. использовать различные инструменты, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры по снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией видов риска. [15, с.145].

Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. [2, с.245].

Туристический бизнес, как и любой вид предпринимательства, включает в себя огромное количество явных и скрытых угроз, одинаково опасных как для туристов, так и для компаний в сфере туристических услуг, – турагенств, гостиниц, ресторанов, казино, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. [4, с.184].

Риски, которые существуют в сфере туризма, можно разделить на две категории. В первом случае рискует турист, покупающий туристические услуги. Во время путешествия туристы подвергаются опасности по разным причинам: незнакомое место пребывания, незнание иностранного языка, различного рода неожиданности и катаклизмы (потеря багажа, медицинское заболевание, ограбления, непредсказуемые события во время экскурсий и т.п.). [14].

Во втором случае рискует именно туристическое предприятие, которое также должно предоставить услуги питания, проживания и отдыха, что связано с финансовыми потерями в связи с возникновения рисковых обстоятельств.

Риски в туризме можно поделить на внутрифирменные (эндогенные), которыми турфирма может управлять и влиять на них, и экзогенные, внешние, на которые сложно или даже невозможно повлиять предприятию [5, с.245].

Весомыми факторами наступления рисковых событий в туристской деятельности являются: неточный выбор принципов сегментации рынка, недооценка конкурентов, неправильное позиционирование туристических услуг. В туристическом бизнесе следует определить, какие из потенциальных проблем наиболее опасные для деятельности, и сформировать предложения по минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств в каждой рискованной части бизнеса [13, с.195].

В табл. 1 приведена одна из возможных классификаций рисков.

Таблица 1. Виды рисков в туристической сфере

Источник

Риски в деятельности туристической компании

Экономические науки

Похожие материалы

В настоящее время туризм представляет собой одну из самых активно развивающихся и многообещающих отраслей мировой экономики, которая создаёт в целом около 10% мирового национального продукта, 7% инвестиций и 11% мировых потребительских расходов. Ежегодно огромное количество людей совершает путешествия из одной точки земного шара в другую. Благодаря развитию туризма, в экономике страны наблюдается целый ряд положительных тенденций: улучшение туристической инфраструктуры, появление новых рабочих мест, повышение качества предоставляемых услуг и др. [1, с.21].

Тем не менее, стоит отметить, что любая предпринимательская деятельность непосредственно связана со множеством рисков, различающихся в зависимости от предпосылок их возникновения, масштабов действия и прочих показателей, однако, их связывает один главный момент – отрицательные последствия, которые неизбежно наступают после их возникновения. [2;3].

Говоря о туристическом бизнесе, непременно следует упомянуть, что он является одним из наиболее рискованных видов предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг, в результате чего возрастает количество опасных ситуаций, свойственных только лишь этой сфере предпринимательской деятельности. [7, с.245].

Мировой опыт формирования индустрии туризма демонстрирует, что пренебрежение или преуменьшение масштабов предпринимательского риска при разработке тактической и стратегической политики развития туристической компании или всей отрасли в целом неминуемо тормозит общественное развитие, замедляет прогресс в науке и технике, обрекает всю экономическую систему на застой или даже спад.

Вместе с тем, туристическая сфера с каждым годом становится всё более рыночной, внося в предпринимательскую деятельность различные элементы неопределённости, тем самым расширяя зоны рисковых ситуаций. В данных обстоятельствах зарождаются неясность и неуверенность в достижении окончательного итога деятельности туристической компании, а, следовательно, возрастает и уровень её риска.

Характерная особенность рисков в туристической индустрии и определяет её влияние на менеджмент туристической организации. Поэтому следует заранее понять, насколько глубоко и в каком направлении стоит заниматься развитием управленческого инструмента, чтобы грамотно решить проблемы, которые характерны рискам именно в этой предпринимательской отрасли. [34, с.37].

Понятие и виды рисков туристической компании

Функционирование любой туристической компании напрямую связано с риском, то есть реально существующей угрозой потери определённых видов ресурсов, как материальных, так и нематериальных, к примеру, давно сформировавшейся репутации на туристическом рынке, и недостаточного получения доходов по сравнению с запланированным уровнем или с иной альтернативой. Несмотря на это, туристические компании всётаки идут на возможные риски, так как их оборотной стороной является перспектива получения дополнительного дохода. [5,с.23].

Основным источником риска в деятельности туристической компании является неопределённость хозяйственной ситуации, образующаяся в результате большого количества переменных факторов и случайных событий, неполноты сведений о туристическом рынке, а также индивидуальных особенностей личности предпринимателей. [6,с.238].

Можно выделить следующие существенные функции риска:

С точки зрения источника возникновения все риски подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние риски неразрывно связаны с окружением туристической компании, её отношениями с туроператорами, платежеспособностью клиентов, экономической ситуацией в стране и мире, уровнем инфляции, а также с различными непредвиденными обстоятельствами, которые туристическая компания просто не может предвидеть заранее.

В свою очередь, внутренние риски сопряжены с особенностями самой туристической компании. Основным видом внутреннего риска можно считать кадровый, вызванный невозможностью заранее предсказать действия людей в тех или иных ситуациях. Согласно данным статистики, решение потребителя о покупке определённой туристической путёвки на 4050% зависит от влияния менеджера турагентства. Таким образом, ему непременно нужно владеть соответствующими знаниями о предлагаемом продукте, уметь правильно выстраивать отношения с клиентом, вовремя предоставлять ему необходимую или желаемую информацию, быть обходительным и терпеливым.

Неудачно расположенный офис также способен привнести определенные риски в деятельность туристической компании. Офис, находящийся далеко на задворках или в неприметном для будущего посетителя месте, может отнять у турфирмы до 80% клиентов, ктото попросту не дойдет до неё, свернув по пути в другое центральное турагентство, а ктото не решится приобретать путёвку в турфирме, офис которой имеет подобное размещение. Исправить такое положение дела способна красочная, притягивающая взгляд рекламная вывеска, а также дизайн агентства.

Примером внутреннего риска для туристической компании является также сезонный характер такой сферы предпринимательской деятельности. [37, с.25]. Эта проблема касается даже крупные турфирмы, существующие на рынке далеко не один год, а новичкам в этой сфере деятельности и вовсе первое время стоит заранее планировать свои возможные убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость и понести дополнительные убытки.

По степени опасности для туристических компаний выделяют следующие риски:

С точки зрения целесообразности стоит говорить об оправданном и неоправданном риске.[33, с.119]. Риск можно считать оправданным, если в результате принятого решения был достигнут желаемый результат.

По причинам возникновения выделяют:

Таким образом, существование подобных рисков и число ежегодно сходящих с арены туристических компаний доказывает тот факт, что вопреки сложившемуся стереотипу, туристический бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любая предпринимательская деятельность он требует тщательного и обдуманного подхода.

Прогнозирование в сфере туризма как фактор минимизирования возможных рисков

Проблема рисков в туристической сфере вызывает потребность их анализа и оценки в комплексе. [8, с.116]. Она охватывает как предвидение масштаба будущего ущерба, который могут спровоцировать риски, так и распределение рисков согласно вероятности их наступления. Соотнесение этих двух характеристик (размер возможного нанесенного ущерба и вероятность появления риска) даёт возможность построить иерархию рисков по первоочерёдности и первостепенности выработки мер, способствующих их предотвращению и дальнейшему разрешению.

Одной из существенных возможностей снижения угрозы рисков в туристической индустрии считается их прогнозирование, которое является наиболее эффективным способом подготовки управленческих решений в туристических компаниях на будущую перспективу.

В настоящее время в экономике имеется более 20 возможных методов прогнозирования рисков. Каждый из них располагает собственными значимыми достоинствами и специфичными недостатками, поэтому на практике все методы прогнозирования рисков способны так или иначе дополнять друг друга и использоваться совместно.

Наиболее успешным методом прогнозирования рисков в туристической сфере является метод сценариев, заключающий в себе большинство преимуществ и почти не имеющий какихлибо существенных недостатков.

Метод сценариев в туризме имеет следующие основные преимущества:

Необходимо также понять, что сценарий не является простым прогнозом. Это инструмент, применяемый для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны для описания будущего с достаточной полнотой и учётом всех основополагающих факторов. [27, с.19].

В условиях рыночной экономики сценарное прогнозирование в туристических компаниях способно обеспечить:

Помимо прогнозирования, выделяют и иные способы снижения воздействия рисков, которые также можно применить в деятельности туристической компании:

Таким образом, очень важно рассматривать всевозможные риски туристической компании именно в комплексе, а также выявлять внутренние взаимосвязи между ними, которые не сразу заметны на первый взгляд. Всё это способно повысить точность прогнозирования неблагоприятных и нежелательных событий, позволив определить вероятность их наступления и величину возможного ущерба, который они могут нанести туристическому предприятию.

Методы управления рисками на туристическом предприятии

Приёмы, используемые в рискменеджменте, довольно детально исследованы в деятельности разных экономических систем, но недостаточно хорошо формализованы в туристической сфере. По этой причине следует применить уже сформировавшейся инструментарий управления рисками и по отношению к туристическим предприятиям.

Так избежание (предотвращение) риска действенно работает лишь только в тех ситуациях, когда определённый уровень риска действительно неприемлемо высок для туристической компании. Вследствие чего ей лучше воздержаться от мероприятия, сопряженного с таким риском, нежели взять риск на себя и стараться управлять им. Метод избежания риска включает в себя отказ от взаимодействия со многими подозрительными контрагентами, а также от внедрения туристических программ, реализация которых находится под достаточно серьёзным сомнением. [17;18].

Этот метод даёт туристическим компаниям ориентир на работу только лишь с подтвердившими свою репутацию партнёрами: туроператорами, организаторами туристических экскурсий, владельцами гостиничных комплексов. [11, с.182]. Данный аспект можно применить и по отношению к потребителям, приобретающим турпродукт у туристических компаний. Если же турист непредвиденно отказывается заплатить за выбранный и уже заказанный тур, то он автоматически становится владельцем отрицательной «туристической истории», и представителю туристической компании имеет смысл включить подобного недобросовестного потребителя в «черный список» и затем прервать все контакты с ним. Таким образом, представитель туристической компании сократит степень своих рисков в финансовой сфере, докажет собственную репутацию в качестве серьезной организации, а также предотвратит возможные убытки других туристических компаний. [10, с.29].

Передача (страхование) риска предполагает переход риска от одного субъекта управления (туристической компании) к другому (страховой компании). В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ» на туристическом рынке могут применяться нормы как личного, так и имущественного страхования.

Во втором варианте гражданское законодательство регулирует три вида страхования:

При этом возможно применение определённой классификации видов страхования, при которой все риски туристического комплекса разделены на конкретно туристические, которые оказывают непосредственное влияние на туристов при планировании и осуществлении туров, и на экономические, которые воздействуют на деятельность предприятий туристического комплекса. [9, с.242].

В таком случае первая группа рисков содержит следующие элементы:

Вторая группа видов страхования охватывает:

В настоящий момент значительным интересом со стороны туристических компаний пользуется метод самострахования, который представляет собою одну из возможностей уменьшения степени риска. Самострахование отличается от страхования тем, что возможный риск не передаётся другому лицу. В данном случае страховщик, располагающий собственными интересами, отличающимися от интересов страхователя, как самостоятельная единица попросту отсутствует. Туристическая компания, обладающая желанием сократить свои риски, создаёт за счёт внутренних резервов (например, из отчислений от прибыли) свой собственный страховой (резервный) фонд, применение которого даёт ей возможность незамедлительно справляться с временными трудностями внутренней финансовокоммерческой деятельности. [37,с.23]. В то же время необходимо принять во внимание, что самострахование не гарантирует защищённости от достаточно серьёзных и наиболее опасных рисков, с которыми может справиться именно страхование, и попросту омертвляет зарезервированные ресурсы.

Следующий метод создание системы ограничений, подразумевающий формирование конкретных лимитов текущей деятельности туристической компании. Такими лимитами являются, например, предельные суммы средств на содержание аппарата управления, минимальный пороговый уровень комиссий, максимальное количество видов туристических программ и предложений. [38, с.48].

Иной метод это диверсификация, реализуемая в туристической индустрии согласно двум направлениям:

Вопервых, это диверсификация видов деятельности, которая понимается как увеличение количества применяемых или готовых к применению туристических программ, увеличение спектра предлагаемых туристических услуг, создание предложений, направленных на разные категории туристов. Возможность использования метода диверсификации весьма обширна, так как нынешний рынок туристических услуг охватывает деятельность в различных областях внутреннего и международного туризма. [43,с.123].

Распределение туристических услуг согласно степени убывания спроса даёт возможность отметить следующие основные группы: пляжный отдых, экскурсионные туры, отдых, направленный на оздоровление и лечение, морские и речные круизы, горнолыжные туры, индивидуальные, праздничные и религиозные туры, экстремальный и экологический туризм, детский и молодежный отдых, шопингтуры, иные туристические услуги. [49,с.23].

Вовторых, это диверсификация туристических зон и потребителей, то есть деятельность как на внутреннем, так и на зарубежном рынке с всевозможными категориями путешественников. С помощью такой диверсификации туристическая компания способна неудачу на одной или нескольких из туристических зон компенсировать успехами на других, но в этом случае предпочтительно равномерное распределение размеров деятельности абсолютно во всех секторах рынка и долей каждого контрагента в том или ином секторе. [50;51;52].

В связи с этим, риски в туристической отрасли можно классифицировать по разным признакам, а значит, и методы минимизации и устранения рисков также должны быть различны и требовать всестороннего и комплексного анализа для их дальнейшего выбора и применения.

В своей жизни каждый человек, без исключения, стоит перед выбором принятия того или иного решения. Очень часто это решение может нести определённую степень риска, от которой и будет в дальнейшем зависеть весь ход и результат его деятельности.

Проблема риска в экономических исследованиях и хозяйственной практике занимает сегодня одно из центральных положений. В литературе по экономике теория риска в настоящее время уже достаточно хорошо изучена в связи с тщательном анализом различных институтов: производственных, финансовых, страховых и многих других. При этом, теоретикометодологические аспекты анализа рисков в деятельности туристической компании практически выпали из поля зрения большинства экономистов.

В настоящий момент рискменеджмент как составной компонент управления туристической компанией пребывает только лишь на стадии зарождения. Хотя уже сейчас становится понятным, что внедряя в практику систему рискменеджмента, туристические предприятия способны гарантировать стабильность своего развития, повысить аргументированность принятия решений в рискованных обстоятельствах и значительно укрепить финансовое положение за счет осуществления всех видов деятельности в контролируемых условиях. Именно поэтому разработка новых методов управления рисками в деятельности туристических компаний очень важна и значима для эффективности их функционирования.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Основы активного туризма

Что такое риск в туризме. Смотреть фото Что такое риск в туризме. Смотреть картинку Что такое риск в туризме. Картинка про Что такое риск в туризме. Фото Что такое риск в туризме

Предназначено для преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, практикующих специалистов, а также для организаторов активных форм отдыха и самостоятельных занятий различных слоев населения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы активного туризма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основы безопасности туристской деятельности

1. Понятие опасности (риска) в туристской деятельности

Любой туристский поход, от оздоровительного похода до спортивного похода высшей категории сложности, характеризуется определенной степенью автономности. Участники туристской группы в большей или меньшей степени изолированы на период похода от обычных условий их жизнедеятельности, и находятся в новых, гораздо менее комфортных, по сравнению с домашними, условиях. С некоторой долей преувеличения, можно говорить, что туристы, оказываются — «наедине с дикой природой». Тогда естественно возникает вопрос, насколько безопасен для человека активный туризм? Насколько велик риск, присущий данной деятельности?

Действительно, смена туристом обычной «домашней» среды жизнедеятельности на необычную «природную» среду заключает в себе определенную опасность (риск). В походе на туриста оказывают воздействие целый ряд неблагоприятных факторов (факторов риска):

• во-первых, это факторы внешней среды: смена привычного климатического пояса, сложные погодные условия похода;

• во-вторых, это факторы физической (физиологической) трудности маршрута: высокие физические нагрузки, изменение режима питания и водного режима, кислородное голодание в горах и пр.;

• в-третьих, это факторы технической сложности маршрута: неблагоприятные характеристики рельефа, лесных массивов, водных преград и пр.;

• наконец, в-четвертых, это факторы психической напряженности похода: повышенный уровень эмоциональной нагрузки и, как следствие, возбудимость нервной системы пребывание человека длительное время «внутри» малой группы людей с ограниченностью общения и пр.

С учетом вероятного воздействия на туриста в период похода суммы перечисленных выше неблагоприятных факторов, можно с уверенностью говорить о том, что активный туризм является деятельностью, связанной с определенным риском для ее участников. Уровень риска в рекреационном туризме вряд ли существенно превышает уровень риска, с которым сталкивается человек в повседневной жизни (если сама его профессия или образ жизни не связаны с повышенным риском). Напротив, спортивный туризм, несомненно, является спортом с повышенным уровнем риска. В любом случае, и в том и в другом случае, требуется тщательное обеспечение безопасности туристских мероприятий и снижение уровня риска до приемлемого уровня. Рассмотрим вначале понятийный аппарат, необходимый для изложения вопросов обеспечения безопасности туристской деятельности.

Понятие опасности (риска) в туристской деятельности. В понятие «риск» вкладывается различный смысл разными людьми в зависимости от их социального, культурного, финансового положения и значимости в обществе. Наиболее общее определение риска, это — вероятность нежелательного события. Когда во внимание принимается также и величина потенциального ущерба, в случае если нежелательное событие будет реализовано, то риск можно определить математическим выражением как:

Риск = вероятность негативного воздействия фактора риска × величина последствий этого воздействия

Определение понятия «фактор риска». Определим понятие «фактор риска» как свойственную веществу или какой-либо деятельности (процессу) потенциальную способность причинять вред (вызвать нежелательное событие). Фактор риска — функция неблагоприятных свойств объекта (деятельности, процесса) и условий их проявления. Каждое вещество и деятельность являются потенциальными факторами риска. Одни вещества и виды деятельности способны вызывать сразу ряд неблагоприятных событий различного рода, в то время как многие другие могут вызывать единичные или немногочисленные виды неблагоприятных событий. Понятие «фактор риска» обозначает, таким образом, причину потенциального неблагоприятного события. Примеры характерных причин неблагоприятных событий в туризме, мы уже упоминали выше. Ими являются «жесткие» погодные условия похода, предельное физическое и психическое утомление участников похода, неблагоприятные свойства рельефа местности и водных преград. В соответствии данным определением понятие «фактор риска туристской деятельности» имеет один и тот же смысл с понятиями «опасность туристской деятельности», «причина несчастного случая в туристской деятельности» и в дальнейшем данные понятия мы будем использовать, как синонимы.

Определение понятия «риск». Если фактор риска таит в себе лишь потенциальную угрозу негативного события, то понятие «риск» обозначает расчетную вероятность реализации этого события с теми или иными масштабами его последствий. Концепция риска часто трактуется как возможность вредного воздействия, а не его вероятность. Но между данными понятиями есть существенное различие. «Возможность ущерба» — только часть значимых вопросов, на которые следует ответить при оценке риска туристской деятельности. Так как все в природе является в принципе тем или иным фактором риска, все представляет и некоторый уровень риска. Но риск разительно изменяется в зависимости от «жесткости» фактора риска и от степени воздействия этого фактора риска на «мишень» (на туриста в рассматриваемом случае).

1. Классификация факторов риска туристской деятельности

Факторы риска активной туристской деятельности мы можем систематизировать, используя, как всегда, ряд классификационных оснований. Значимыми основаниями в данном случае являются: 1) период воздействия факторов риска (период возникновения опасности); 2) роль личности (субъекта) в генерации факторов риска (создании опасной ситуации).

Категории факторов риска, выделяющиеся на основании периода возникновения опасности. На основании периода возникновения потенциальной опасности все факторы риска можно разделить на две категории:

• предварительные (ошибочные действия и решения туристов на стадии предпоходной подготовки)

• непосредственные (факторы риска, воздействующие на маршруте похода)

К характерным ошибкам предпоходной подготовки и организации похода можно отнести:

• ошибки в разработке маршрута и плана похода в целом;

• ошибки в материальном обеспечении похода (составлении походного рациона питания и в выборе личного и группового снаряжения, не достаточное финансирование);

• ошибки в комплектовании группы;

• недостатки в предпоходной подготовке туристов: физической, технико-тактической, психологической.

Очевидно, что указанные ошибочные действия являются потенциальной угрозой безопасности туристов, которая может с определенной вероятностью реализоваться в виде аварии в период осуществления похода. Приведем пример одной из возможных ситуаций. Разработанный маршрут спортивного похода не соответствовал техническим и физическим возможностям участников группы (техническая сложность маршрута и его протяженность оказались завышенными для конкретного состава группы). Данные ошибки при подготовке маршрута привели уже в походных условиях к нарушению намеченного графика движения, режима питания; к физической и моральной усталости участников похода. На фоне физического утомления, психического напряжения естественно возрастает опасность совершения тактических, технических ошибок при преодолении естественных препятствий, нарушается координация движений, замедляется скорость реакции и т. д. Весь комплекс неблагоприятных факторов в итоге привел к нарушению в тактике преодоления перевала: выбившаяся из намеченного графика движения группа преодолевала камнеопасный перевал в неподходящее время дня (не ранним утром, а днем, когда опасность камнепада значительно увеличивается). Данная ошибка, в свою очередь, привела к травме участника от удара камнем. Из данного вполне реалистичного примера становится очевидным, что ошибки в разработке маршрута в предпоходный период повысили вероятность несчастного случая в период самого похода.

Следует так же отметить, что к предварительным факторам риска относятся не только ошибки участников и руководителя самой туристской группы, но и ошибочные действия представителей выпускающих поход организаций. Эксперты маршрутно-квалификационной комиссии, руководители учреждений образования обязаны соблюдать требования нормативных документов по выпуску группы на маршрут (Правил проведения туристских спортивных походов, Инструкции по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися); внимательно анализировать представленные группой документы и устранять выявленные ошибки по организации похода. Ошибочные действия выпускающих организаций по статистике (которая ранее велась в бывшем СССР) являлись одной из наиболее характерных причин несчастных случаев в туризме. Заключая данный раздел, определим, что под «предварительными» факторами риска в походе следует понимать функции ошибочных решений и действий участников туристской деятельности в период подготовки и организации туристских мероприятий. Обращаем внимание, что все предварительные факторы риска есть не что иное, как более или менее значимые ошибки самих участников туристской деятельности и, очевидно, относятся к субъективным факторам риска.

Категории факторов риска (опасности) по отношению к субъекту туристской деятельности.

Непосредственные факторы риска (действующие на маршруте похода), в отличие от предварительных факторов, в различной степени зависят и определяются субъектом туристской деятельности. На основании роли личности (субъекта) в возникновении потенциальной опасности, все причины несчастных случаев в туризме можно разделить на две категории:

Определение понятия «объективные факторы риска». Термин «объективные факторы риска» в применении к опасностям туристского похода может быть истолкован, как невозможность со стороны субъекта (туриста) повлиять на внешние неблагоприятные обстоятельства, возникающие помимо его воли, и изменить их. Действительно на маршрутах походов, в том числе и рекреационных походов, имеются естественные препятствия — лесные массивы и болота различной проходимости, пороги на реках, участки пересеченной местности и т. д., движение по которым может с определенной вероятностью привести к несчастному случаю (например, к травме). Особенно «насыщена» опасностями горная местность: крутые склоны гор, их изрезанные гребни, пересеченные сетью трещин ледники, камнепады и снискавшая мрачную славу «белая смерть» — снежная лавина. Параметры данных препятствий: площадь заболоченного участка, степень топкости (проходимости) болота, крутизна и характер покрытия горных склонов, толщина снежного покрова на лавиноопасных склонах и т. д. — есть объективная реальность, которая существует независимо от туриста и на которую он никак не может влиять. Таким же образом сезон совершения похода, климатические условия района похода, опасные природные явления типа молнии, урагана, костер для приготовления пищи, солнечная радиация и пр. тоже являются объективными источниками опасности в походных условиях (заболеваний, ожогов, травм). Тогда под «объективными» факторами риска, действующими в походе или на соревнованиях, следует понимать функции не зависящих от воли человека неблагоприятных особенностей маршрута (дистанции) и природных условий осуществления похода (соревнований).

Группы, подразделяющие объективные факторы риска туристской деятельности. Все объективные факторы риска на маршруте туристских походов мы можем подразделить, согласно их природе, на следующие группы.

• Неблагоприятные для человека характеристики маршрута похода, в том числе характеристики естественных препятствий на маршруте.

• Неблагоприятные для человека климатические и погодные условия похода, в том числе опасные природные явления.

• Неблагоприятные для человека характеристики туристских походных технологий.

• Неблагоприятные для человека воздействия со стороны растений и животных на маршруте похода.

К первой группе объективных факторов риска отнесем все потенциально опасные для человека характеристики естественных препятствий на маршруте. Например, переправы через реки разной глубины и скорости течения создают угрозу утопления; участки труднопроходимого леса со сложным ориентированием создают возможность потери курса движения, получения травмы, поломки средств передвижения и т. д. Участки сильно пересеченной местности создают угрозу травмоопасных падений и пр. Кроме того, к этой же группе факторов риска отнесем характеристики района похода, определяющие физическую трудность маршрута: характер покрытия на протяженных участках движения по маршруту, сумму перепадов высот на маршруте. Например, глубокий снежный покров на значительном протяжении маршрута лыжного похода создает опасность физического переутомления участников и их ошибочных действий.

Ко второй группе объективных факторов риска отнесем все опасности, связанные с суровостью климата в районе похода и плохими погодными условиями. В данном случае в качестве потенциальных угроз в походе следует рассматривать низкие и высокие температуры воздуха (возможность простудных заболеваний участников; солнечного удара и пр.); пониженное содержание кислорода в воздухе (в горных районах); ветер большой скорости, атмосферные осадки в виде снега или дождя (возможность переохлаждения организма, рост опасности срыва при преодолении склонов, повышение лавиноопасности и пр.). К данной разновидности факторов риска отнесем и опасные природные явления: туман, грозу, ураганы, смерчи и пр. Они определяют возможность поражения туриста молнией, потери безопасного курса движения, провоцируют получение травм.

К третьей группе объективных факторов риска в походе отнесем все опасности, связанные с использованием походных технологий и эксплуатацией походного снаряжения. В частности, потенциально опасны технологии приготовления пищи на костре и на туристских нагревательных приборах (вероятность ожога от пламени костра или горящего топлива); технологии организации страховки на склонах и переправах (вероятность разрыва веревки, разрушения иных элементов страховки). Опасность представляют и технологии организации ночлега в высокогорье и в зимних условиях (вероятность переохлаждения, схода лавин и камнепадов), натяжения веревочных перил системой полиспаста и т. д. При этом мы имеем в виду исключительно факторы риска, как функции не зависящих от туриста параметров и технических характеристик соответствующего снаряжения (разрывные усилия веревок разного качества, конструктивные особенности нагревательных приборов, предельные нагрузки на вбитые скальные крючья и т. д.). При этом мы отдаем себе отчет в том, что все параметры походного снаряжения зависят от выбора материалов и технологий изготовления (то есть от человека) и строго говоря, относить их к объективным факторам риска не совсем корректно. Однако с точки зрения туриста-пользователя максимально допустимая нагрузка на карабин, предельное давление паров бензина в бачке примуса, при котором срабатывает предохранительный клапан и т. д. являются объективными характеристиками снаряжения, гарантированными фирмой-изготовителем.

К четвертой группе объективных факторов риска отнесем опасности, связанные с поражением ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, растениями.

Образно выражаясь, перечисленные выше объективные опасности являются «противником», с которым ведет борьбу туристская группа и каждый турист в отдельности при преодолении маршрута. Но «противник» — это не столько сами препятствия, природные явления, сколько создаваемая ими обстановка, в которой собственные недостатки могут проявиться особенно ощутимо. Действительно, препятствия (особенности рельефа, климата и пр.) существуют независимо от туриста и не поддаются его влиянию. Но обстановку, обуславливаемую данными препятствиями турист должен предвидеть во всем ее многообразии и должен соответствующим образом быть готовым к ней. Например, проявления жизни горного рельефа, обуславливающие опасность — это закономерные последствия постоянно действующих геологических, метеорологических и пр. факторов, которые можно предвидеть. Так по внешним признакам склонов почти безошибочно можно определить места постоянных камнепадов и схода снежных лавин. По характеру растительности и иным признакам можно определить степень проходимости болота. По признакам ухудшения погоды — вероятность и сроки наступления грозы. Неблагоприятные воздействия внешней среды (ветер, дождь, снег) никак не повлияют на здоровье туриста, если он хорошо физически и психологически подготовлен, хорошо экипирован. И, напротив, при слабой теоретической, технико-тактической, физической готовности, при не соответствующем условиям похода ассортименте снаряжения и т. д. вероятность несчастного случая на маршруте возрастает. С большой долей уверенности можно говорить о том, что все перечисленные опасности маршрута, в действительности имеют «антропогенную» природу. Они могут (и даже с высокой вероятностью) осуществиться вследствие неправильных действий самого туриста, но никак не независимо от него. Поэтому, среди факторов риска туристской деятельности, мы с полным правом выделяем, кроме объективных факторов, и субъективные факторы.

Определение понятия «субъективные факторы риска». Определение субъективных факторов риска действующих в период подготовки и организации туристских мероприятий нами дано выше. Эпитет «субъективные» в применении к опасностям непосредственно туристского похода или соревнований может быть истолкован, как любого рода ошибочные действия, прямо зависящие от самого субъекта (туриста). Тогда под «субъективными» факторами риска в туристских мероприятиях следует понимать функции неверных управляющих решений и действий туристов на маршруте или дистанциях соревнований.

Группы, подразделяющие субъективные факторы риска туристской деятельности.

Предварительные субъективные факторы риска мы обсудили выше. Все непосредственные субъективные факторы риска в активном туризме мы можем подразделить, согласно их сущности, на следующие группы.

• Технические и тактические ошибки туристов.

• Несоблюдение туристами правил техники безопасности.

• Неблагоприятное эмоциональное и физическое состояние туристов.

К первой группе выделенных субъективных факторов риска следует отнести все ошибки в технике и тактике передвижения по естественным препятствиям, организации страховки, ориентировании на местности, организации туристского бивака. Приведем примеры характерных ошибок туристов в технике ориентирования на местности. Неверное определение своей точки стояния (ошибки в сличении карты с местностью, неверный анализ «параллельных ситуаций» на местности, ошибки в определении средней скорости движения группы) может предопределить существенное отклонение от линии маршрута, нарушение графика движения, дополнительные физические и психические нагрузки на участников группы и т. д. Неверное определение азимута движения и ошибки при движении выбранным азимутом (особенно в условиях недостаточной видимости) могут не позволить группе выйти к ключевым пунктам маршрута (пунктам продуктовых забросок, пунктам безопасных переправ через водные препятствия и пр.). Ошибки при движении по азимуту могут так же явиться причиной выхода группы на объективно опасные участки местности (непроходимые болота, крутые горные склоны (сбросы) и т. д.). Примерами тактических нарушений и ошибок в походе являются: несоблюдение заявленных контрольных сроков похода, самовольное изменение нитки маршрута, несвоевременное преодоление объективно опасных препятствий, выбор неподходящих приемов и средств страховки и т. д.

Ко второй группе непосредственных субъективных факторов риска следует отнести все действия и решения туристов, которые квалифицируются, как несоблюдение установленных правил техники безопасности. Например, несоблюдение техники безопасности во время бивачных работ (заваливание сухого дерева в непосредственной близости от людей и стоящих палаток, нарушение безопасной техники колки дров, снятие котла с горячей пищей с огня без использования рукавиц и пр.) могут быть причиной травм и поломки ценного снаряжения.

К третьей выделенной выше группе субъективных факторов риска отнесем различного рода неадекватные нервно-психические и физические состояния туристов. В данном случае одинаково опасны как отрицательные (стресс, усталость, апатия), так и положительные (чрезмерное воодушевление, состояние аффекта) эмоциональные состояния. В такие периоды человек не утрачивает необходимый самоконтроль, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку.

Представленная выше классификация факторов риска в активной туристской деятельности представлена на рис. 1.

3. Факторы, определяющие безопасность туристской деятельности

Перечисленные объективные и субъективные факторы риска — это лишь источники опасности. Несчастный случай в походе — это реализация неблагоприятного воздействия одного или суммы факторов риска, ведущая к неблагоприятным последствиям разного масштаба (от легкой простуды, до тяжелой травмы или летального исхода). Следовательно, воздействию факторов риска в туристской деятельности следует противопоставить действие факторов, повышающих ее безопасность (нивелирующих воздействие факторов риска).

Что такое риск в туризме. Смотреть фото Что такое риск в туризме. Смотреть картинку Что такое риск в туризме. Картинка про Что такое риск в туризме. Фото Что такое риск в туризме

Рис. 1 Классификация факторов риска в активной туристской деятельности.

Выше мы уже констатировали тот факт, что в подавляющем числе случаев несчастные случаи на маршруте похода или на дистанции соревнований реализуются вследствие неправильных решений и действий самих участников туристской деятельности. При этом либо подготовка к деятельности с повышенным риском осуществлялась со значительными упущениями; либо в объективно опасной ситуации принимались неверные управляющие решения и выполнялись ошибочные действия; либо туристами допускались ошибки того и другого рода. Так, например, статистический анализ несчастных случаев в горном туризме и альпинизме (СССР, 80-е годы) свидетельствует о следующем. До 60 % аварий произошло вследствие неправильных технико-тактических действий участников походов и восхождений. До 25 % несчастных случаев произошло вследствие грубых нарушений правил проведения спортивных туристских походов со стороны выпускающих организаций или участников похода, грубых нарушений дисциплины и плохого знания маршрута. До 15 % несчастных случаев произошло вследствие недостаточной теоретической, физической, психологической, организационной подготовленности участников походов.

Следовательно, обеспечение безопасности участников похода, по сути, предполагает тщательную и всестороннюю подготовку участников и руководителей разного уровня к каждому туристскому мероприятию. Если на источники объективной опасности на предстоящем маршруте туристы влиять не в состоянии, то предвидеть исходящую от них опасность, подготовиться к ней и успешно ей противостоять они обязаны. Данное утверждение В.И. Ганопольский выразил наглядно и доступно в виде графической модели надежности туристской деятельности (Рис. 2).

Что такое риск в туризме. Смотреть фото Что такое риск в туризме. Смотреть картинку Что такое риск в туризме. Картинка про Что такое риск в туризме. Фото Что такое риск в туризме

Рис. 2. Модель надежности туристской деятельности

Fпн — фактор психологической напряженности маршрута.

Fпп — фактор психологической подготовленности участников похода.

Fвс — фактор воздействия внешней среды.

Fфт — фактор физической трудности маршрута. Fтс — фактор технической сложности маршрута.

Fка — фактор климатической адаптации участников.

Fфр — фактор физической работоспособности участников.

Fтп — фактор технической подготовленности участников.

Fпп — фактор психологической подготовленности участников.

М — Средства медицинского обеспечения.

И — Средства информационно-технического обеспечения.

Э — Экипировка группы.

Б — Бивачное снаряжение.

П — Организация питания.

Т — Средства транспортировки груза.

Д — Средства передвижения.

С — Страховочное снаряжение.

Факторы, определяющие успешность (безопасность) туристской деятельности. Из представленной модели следует, что всесторонняя подготовленность туристов к проведению туристского мероприятия является важнейшим условием обеспечения безопасности. Комплексу неблагоприятных факторов, определяющих психологической напряженность похода (он обсуждался нами выше) противопоставляются факторы соответствующей подготовленности. Направления такой подготовленности следующие.

• Теоретическая подготовленность участников похода.

• Физическая подготовленность участников похода и их климатическая адаптация.

• Технико-тактическая подготовленность участников похода.

• Психологическая подготовленность участников похода и группы в целом.

• Организационное и материальное обеспечение похода.

В сумме факторы подготовленности (безопасности) определяют необходимый для успешного проведения туристского мероприятия уровень психологической подготовленности туристов. Подготовка участников туристской группы в целом должна соответствовать направлению их туристской деятельности и сути конкретных туристских мероприятий, в которых они намерены принять участие. Например, в случае рекреационных походов (оздоровительных походов выходного дня, экологических походов) специальной подготовки участников, как таковой практически не проводится. Гид-проводник (руководитель группы) работает с тем контингентом туристов, который изъявил желание участвовать в туристском мероприятии и выполнил все предварительные (в основном финансовые) условия, выдвинутые турфирмой — организатором путешествия. В данном случае мы можем говорить обо всех видах подготовленности в применении к руководителю (инструктору) туристского мероприятия и к функционерам туристской организации, проводящей поход. Напротив, в отношении спортивных самодеятельных походов, следует вести речь о целенаправленной подготовке каждого участника и группы в целом к походу, как фактору обеспечения их безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *