Что такое ритмический счет
Работа со счетным материалом
Математика
Класс
С момента смены зубов у ребенка появляется способность к мышлению, желание учиться и следовать авторитету. Вместо того, чтобы подражать всем вокруг, ребенок начинает следовать за учителем. Но в первый школьный год ребенок все еще пользуется более ранними силами, идущими из дошкольного детства, и можно сказать, что он протекает как бы во сне. В детях появляется интерес к учебе и желание все постигать через собственные чувства. Связь с изучаемым материалом осуществляется через ритм, музыку, движение… Через образы мир речи оживляет формирующееся мышление ребенка. Дети должны хотеть учиться, и через образы мы можем помочь формированию учебных мотивов. Вместо того, чтобы говорить: «Пиши цифры ровно», мы скажем: «Пусть все цифры стоят прямо как копья». И конечно, вся учебная деятельность должна протекать в атмосфере радости и энтузиазма.
Общая программа первого класса
Мир чисел
· Римские цифры. Мы начинаем с римских цифр, так как они связаны с телом человека. Арабские (обычные) цифры вводятся позже.
· Качество числа. Каковы качества у чисел, которые мы встречаем в мире?
· Счет. Изучаем прямой и обратный счет в пределах 100. Дети должны научится считать без затруднений.
· Числовые диктанты. Числовые диктанты должны начаться на второй эпохе математики.
Развитие чувства числа
· В это время у детей просыпается чувство числа. Наша задача – через движение привести детей к осознанному счету.
· Дети должны постепенно прийти к переживанию сущности числа. Это очень важно! Могут ли они мгновенно распознать пятерку на игральном кубике, три поднятых пальца или кучку из шести орехов? Дети могут сделать себе карточки в соответствии с этими примерами.
· Ритмический счет. Ритмический счет служит подготовкой к изучению таблицы умножения во втором классе. В первом классе дети учатся ритмическому счету по 2, 3, 4, 5, 10 и 11. Эта работа должна быть наполнена фантазией. В первом классе дети считают подряд, но усиливают определенные числа. Например, в ритмическом счете тройками, мы считаем вперед и назад, усиливая каждое третье число, к примеру, хлопая и произнося его громче. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12… Мы не сообщаем детям, что это таблица умножения на 3, мы просто называем это «счет тройками». Не следует заниматься ритмическим счетом на других эпохах. Знания должны «выспаться».
· Движение. Математика связана с физическим телом. Чтобы математические процессы дошли до сознания учеников, детям необходимо двигаться. Многим первоклассникам бывает трудно синхронизировать речь и движение. Обычно они говорят быстрее, чем двигаются (например, хлопают или топают).
· Предположения. Можно спросить: «Сколько шагов отсюда до доски?» или: «В скольки шагах нахожусь я от окна?». В этом случае дети пытаются определить свою позицию в мире, а это помогает развитию пространственной ориентации.
Начало вычислений
· Состав числа. Например, из чего состоит число 10? (Или из каких групп состоит число 10, из каких слагаемых?). Есть много ответов: две группы по пять, пять групп по два, 6 и 4, 7 и 3 и т.д.
· Введение четырех арифметических процессов. Ученики должны с легкостью складывать в пределах 24 и без затруднений в пределах 100.
· Изучение несложных случаев сложения. Дети должны знать наизусть все суммы в пределах 10, а также все дубли (т.е. 6 + 6, 7 + 7, 8 + 8, 9 + 9).
Книги для чтения
Герман фон Бараваль «Преподавание арифметики и учебный план вальдорфской школы».
Эрнст Шуберт «Изучение математики в первом и втором классах вальдорфской школы».
Рудольф Штайнер «Духовные основы образования», глава 5.
Уроки и темы по математике в первом классе
Эпоха 1
Содержание эпохи
· Качество чисел от 1 до 12. Римские и арабские цифры. Для каждого числа найдите подходящий образ. Можно использовать одну развивающуюся историю, в которой центральным вопросом будет: «Что в мире бывает только одно?», «Чего бывает только два?» и т.д.
· Счет. Дети должны считать в пределах 24 (вперед и назад) с легкостью, а в пределах 100 с радостью.
· Ритмический счет. На первой эпохе мы считаем по 2 и по 4 вперед и назад.
· Разложение на слагаемые. Идея состава числа только коротко вводится. Она естественным образом вытекает из нашей работы от целого к части. (Например, «как разложить на слагаемые (разделить на группы) число 10?». Есть много ответов: две группы по пять, пять групп по два, 6 и 4, 7 и 3 и т.д. )
· Письмо. Пишите цифры от 1 до 12. Обратите внимание, чтобы дети всегда писали сверху вниз.
Движение
· Движение и речь должны совершаться одновременно. Это очень важно для развития математических способностей.
· Считайте от 1 до 24. Тренируйте счет с движением, называя последовательно числа на каждый шаг. Используйте образы. Например, представьте, что вы пересекаете реку, прыгая по камням, или что вы гномы, собирающие драгоценные камни в темной пещере. Когда гномы пойдут обратно, они будут считать в обратном направлении.
· Ритмический счет. (Прыжки, хлопки, топанье и т.д.) Вот несколько примеров:
o Чтобы считать двойками, гномы ритмично ударяют молотками: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, и т.д
o Четные и нечетные числа. Фермер потерял свой деревянный башмак в грязи. Так как у него (и у детей) остался только один башмак, мы слышим отчетливо только один из попеременных шагов. Получается так: 1, 2, 3, 4и т.д. Мы шепчем 1, 3, 5 и громко произносим остальные числа. На следующий день фермер может потерять другой башмак, и мы будем считать громко нечетные числа.
o Очень важно. После того, как мы завершили движение, дети должны встать прямо и произнести последовательность чисел еще раз вперед и назад без движения. Таким образом, мы будем вводить волевую активность в сознание.
Работа со счетным материалом
· Счет должен быть связан с объектами, начиная со своих собственных пальцев на руках и ногах. Можно считать каштаны, пуговицы и т.д. Постарайтесь не считать еду (фасоль, горох…) Еда не для игры, ведь в мире до сих пор существует голод.
· Разложение на слагаемые (на группы). Дети кладут обе руки на стол, мы просим их показать четыре пальца на одной руке. Далее можем спросить: «Сколько разных способов можем придумать, чтобы показать четверку двумя руками?» (Один из способов – один палец на одной руке и три пальца на другой).
· Также учитель может поднять четыре пальца вверх, а дети должны мгновенно распознать, что это именно четыре пальца. Такая работа требует многократных повторений, так как дети должны научиться определять количество не считая. Подобные упражнения можно делать, пряча разные предметы под тканью на столе. Например, берем определенное количество каштанов. Коротко показываем их детям и чем-нибудь накрываем. Затем спрашиваем, сколько каштанов они видели. Задача заключается в том, чтобы научиться определять количество мгновенно, не считая. Для этого также можно использовать карточки.
· Мы просим детей делить на группы определенное число каштанов. Например, для 12 каштанов есть разные варианты:
*** *** *** *** или ** ** ** ** ** ** или **** **** **** или ***** ** * ****
· Из счетного материала строим геометрические формы. Например, можно попросить детей нарисовать круг на листе бумаги, а затем положить три (или другое число) каштана на нарисованную линию. Есть разные варианты расположения каштанов, но скорее всего большинство детей постараются найти гармонию и создадут равносторонний треугольник. Рудольф Штайнер также пишет о важности такой активности. (GA 306)
Повторение
· Важность повторения. Еще раз отметим, что учитель должен рассматривать ночной сон как часть учебного процесса. Необходимо повторять новый материал, который был дан в предшествующий день. Для этого можно использовать различные материалы. Мы можем делить на группы 12 детей, а на следующий день во время повторения мы разделим на группы 12 стульев.
· Написание цифр. Нужно тренироваться писать цифры на подносах с песком, на бумаге, на маленьких черных досках, палочками на земле… Не забудьте, что дети должны всегда писать сверху вниз.
· Мы должны тренировать счет с движением ежедневно, но каждый день мы используем новые вариации. Например, представим 12 гномов, идущих в пещеру (остальные дети смотрят). В этом случае, некоторые ученики наблюдают, что делают другие. Это вносит в процесс осознанность. Снова отметим, что синхронизация речи и движений может вызвать сложности.
· Разложение на слагаемые. После повторения числа 12 мы тренируем разложение на слагаемые различных чисел.
Работа в тетрадях
· На этой эпохе дети могут делать в тетрадях рисунки, иллюстрирующие качества первых 12 чисел. Они могут писать 12 римских цифр, и возможно, одновременно с ними арабские цифры.
· В тетрадях должно появиться несколько примеров разложения числа на слагаемые.
Эпоха 2
Содержание эпохи
· Четыре операции. Во время первой эпохи четыре операции были введены устно. Теперь мы начинаем их записывать.
· Счет. Дети должны считать в пределах 100.
· Ритмический счет. На второй эпохе мы повторяем ритмический счет по 2 и 4, а потом добавляем счет по 5, 10 и 3. Не забывайте тренировать как прямой счет, так и обратный. Насколько далеко мы зайдем в этой работе, полностью зависит от способностей класса.
· Разложение на слагаемые. Мы продолжаем работу, начатую на первой эпохе.
· Письмо. Продолжаем начатое ранее. Не забывайте проверять, что дети пишут цифры сверху вниз. Теперь можно начать числовые диктанты в пределах 24.
Новый материал
· Введение четырех операций.
o Каждая операция (сложение, вычитание, умножение, деление) вводится с помощью определенного героя, олицетворяющего собой один из темпераментов.
o Сложение и умножение вводятся от целого к части.
o Вычитание начинается с разности.
§ Пример: Девочка собирала цветы на поле. Она несла 12 цветов домой, но дома насчитала только 9. Сколько цветов она потеряла?
o Аналогично, деление начинается с частного.
§ Пример: 12 кроликов играли на поле, но внезапно появилась лиса. Кролики бросились к норам, которых было только 3. В каждой норе могло поместиться одинаковое количество кроликов. Это также является и социальной активностью. В конце игры мы доводим задачу до осознания. Мы пишем:
12 = 4 + 4 + 4 или 12 = 3 х 4 или 12 : 3 = 4 или 12 – 4 – 4 – 4 = 0 (когда ни одного кролика не осталось)
o В ходе этой эпохи мы играем со всеми четырьмя операциями.
Движение
· На первой эпохе мы использовали образ фермера, потерявшего башмак. Теперь мы создадим новые истории, сопровождающие движение со счетом.
· Мы начинаем с различных чисел и считаем от них до любых других. Например, от 15 до 42. Также считаем в обратную сторону. Это помогает ученикам освоить прямой и обратный счет с переходом через десяток (через 20, 30, 40…).
o Пример: 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27.
· Ритмический счет. Отрабатываем ритмический счет по 2, 3, 4, 5, 10 и 11.
Обучение дошкольников осознанному счету, основанному на математических представлениях.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обучение дошкольников осознанному счету, основанному на математических представлениях.
Современные дети рано знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического счета: раз-два-три-четыре-пять. Но. довольно часто это умение считать лишь внешнее, а сам счет механический.
Как помочь ребенку научиться считать осмысленно, в каких математических играх хорошо развиваются первые счетные умения?
До трех лет совершенно не обязательно знакомить малыша с числами и цифрами. Гораздо важнее развивать ощущение количества (чувство величины, цвета, формы и прочие математические понятия), и тем самым подвести к восприятию абстрактного числа. Вот почему полезнее не заучивать числа назубок, а в самых обычных жизненных ситуациях действовать со знакомыми предметами, узнавая: чего много, а чего мало или по одному, чего больше, а чего меньше или столько же.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».
Наибольшую сложность для детей представляет достижение результата счета, т. е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два, столько же, ровно, больше, чем ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.
В ходе освоения счета у детей возникают трудности в согласовании числительных с существительным в роде, числе, падеже (в процессе счета, при подведении итога). Эти ошибки закономерны. Исправлению их способствует использование педагогом таких приемов, как пояснение, правильный подбор наглядного материала, постоянное варьирование его на одном и том же занятии, внимание и контроль счетной деятельности детей. В случае ошибки полезно предложить ребенку назвать один из перечисленных предметов и выбрать нужное слово; один, одна или одно, а также подумать, как он скажет о двух предметах: два или две.
К шести годам у детей, как правило, уже складываются счетные навыки. Упражняясь в счете, дошкольники должны понимать, что на результат оказывают влияние любые неточности и ошибки. Вот почему надо стремиться не пропустить предмет и не сосчитать один предмет несколько раз, запоминать, с какого предмета начинался пересчет, согласовывать слова-числительные с существительными при пересчете. Дети усваивают последовательность в назывании числительных, достаточно точно соотносят числительное с каждым предметом группы (элементом множества), усваивают значение итогового числа. В процессе дальнейшего обучения продолжается работа над развитием счетных навыков.
Таким образом, в результате развития счетной деятельности дети начинают понимать количественное значение числа (число служит показателем количества) и осознавать, что оно не зависит от пространственно-качественных особенностей множества (групп предметов).
Порой бывает, если малышу часто читали одну и ту же книжку, то он её так хорошо запоминает, что пересказывает наизусть, переворачивая в нужном месте листы. Со стороны может показаться, что он умеет читать. Но стоит дать ему незнакомый текст, и ясно, что это не так. Со счётом может происходить похожая история. Разница лишь в том, что взрослый не всегда чётко представляет, чем же отличается, осознанный счёт от неосознанного счёта. Это происходит потому, что некоторые вещи, очевидные для взрослого, для ребёнка, порой, являются загадкой.
Так исследования знаменитого психолога Ж. Пиаже (впоследствии эти исследования назвали «признаком Пиаже») показали, маленькие дети не понимают, что количество воды будет одним и тем же и в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и они видят, что ее количество не уменьшилось и не увеличилось. Если малышу предложить сравнить несколько крупных предметов с аналогичными маленькими предметами, и спросить каких по количеству предметов больше, он будет показывать на большие предметы, даже, если их количество явно меньше. Мало того, если перед ним разложить несколько предметов одинаковой формы, а затем раздвинуть эти предметы так, чтобы они занимали большую площадь, при этом, задав вопрос, предметов стало больше, меньше или осталось столько же, он будет утверждать, что количество их увеличилось.
Некоторые дети, заучив порядковый счёт, не умеют правильно пересчитывать, то есть каждому номеру ставить в соответствие последовательно один предмет. Возникают и затруднения, если уже от заданного количества требуется продолжить счет. Все эти трудности говорят о ещё несформированном понятии числа, над которым следует работать. В противном случае данное понятие может не сформироваться и в первом классе, что значительно затормозит процесс усвоения предмета математики.
Проверить, умеет ли ребёнок считать осознанно, можно с помощью несложного теста.
1. Положите перед ребёнком 2 яблока и кучку из 3-х горошин. Спросите, чего больше яблок или горошин?
2. Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, при каждом хлопке откладывает по одной пуговице.
3. Попросите ребёнка принести столько же игрушек, сколько у него в руках карандашей, при этом, не пересчитывая ни то ни другое. А теперь попросите каждой игрушке раздать по карандашу.
4. Возьмите 7-10 монет одинакового достоинства. Выложите их перед ребёнком, но не просите пересчитывать. Раздвиньте при нём монеты так, чтобы они занимали большую площадь. Спросите, монет стало больше, меньше или осталось столько же?
5. Взрослый показывает и говорит ребенку: «Здесь четыре карандаша», затем добавляет еще 1 и спрашивает: сколько получится всего карандашей?»
Но даже, если ребёнок справляется со всеми заданиями, полное понимание понятия числа может так и не прийти, если он не осознает, что данное математическое понятие является абстракцией. Часто ребёнку и не приходится задумываться над этим, ведь взрослый заведомо предлагает ему пересчитать конкретные единичные предметы. Выше мы уже говорили, о том, что простой счет не является гарантией развития математических способностей. Понимание же того, что в единицу счёта может входить несколько объектов, или, что одному объекту может соответствовать разное число, в зависимости от используемой мерки, подводит ребёнка к более глубокому пониманию понятия числа и способствует уже развитию у него предпосылок математического мышления.
Но добиться развития предпосылок математического мышления одним только изучением понятия числа и обучением осознанному счёту невозможно, ведь предмет математики является более широким понятием, включающим в себя много направлений. Поэтому поговорим о том, над чем ещё следует работать.
Педагогу следует учитывать, что счетные навыки, как и любые другие, будут развиваться при многократном повторении, упражнении, в результате организованного обучения. Следовательно, задания, где дети применяют счетные навыки и закрепляют их, должны быть интересными и разнообразными.
Необходимо обратить внимание, насколько правильно дети выполняют движения в процессе счетной деятельности, так как по своей структуре она представляет собой определенную систему соподчиненных друг другу действий, состоящих из частных операций: это выделение каждого объекта множества, соотнесение с ним числительного, удержание в памяти последовательности числительных.
Выделение и показ каждого предмета счета — умение, которое развивается постепенно. Вначале, чтобы добиться правильного результата счета, ребенку необходимо передвигать предметы или прикасаться к ним. Постепенно действия совершенствуются. Ребенок только указывает на предметы пальцем или рукой на расстоянии, затем выделяет каждый предмет глазами, иногда помогая себе ритмичными движениями головы.
Речевое действие в процессе счетной деятельности проходит тот же путь: от внешнего, развернутого действия (громкое называние числительных, произнесение слов шепотом) к внутреннему действию (называние числительных шевеля губами, а затем про себя, без движения губ).
Обучая детей счету, необходимо включать различные анализаторы: кинестетический, зрительный, речедвигательный, слуховой, осязательный. Для этого используются игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения. Например, педагог предлагает отсчитать столько игрушек, сколько ударов молоточка услышат дети; подпрыгнуть столько раз, сколько ударов бубна прозвучит; хлопнуть в ладоши столько раз, сколько шариков в мешочке они смогут нащупать. Определенное количество звуков дети считают с открытыми и закрытыми глазами, а затем отсчитывают указанное количество предметов или выполняют определенные действия. Эти упражнения имеют игровой характер. Выполняя дидактическую задачу, они вносят некоторую разрядку, необходимую на занятиях по математике. Все это предполагает использование наглядного материала: игрушек, различных предметов, изображений и т. д., а также звуков, движений.
Дети упражняются в отсчете предметов по образцу или заданному числу. В качестве образца может выступать числовая карточка с определенным количеством кружков, предметная картинка с несколькими изображениями игрушек или узнаваемых предметов, расположенные на фланелеграфе геометрические фигуры. Дети пересчитывают количество предметов, удерживают в памяти это число, в соответствии с ним отсчитывают мелкий счетный материал или игрушки. Число может быть задано с помощью словесной инструкции или показанной цифры. Например, отсчитать столько же игрушек, сколько окон в комнате; отсчитать столько же косточек, сколько времен года; отсчитать столько кружков, сколько показывает цифра.
Педагог опирается на сложившиеся у детей представления об особенностях счетной деятельности и предлагает им задания, при которых меняется основание счета. Детям демонстрируют, что за единицу счета можно условно принять определенную группу, например два, три, четыре, пять, десять предметов. В результате получается новое число. Тематика таких заданий включена в задания на сообразительность. Например, предлагается определить, сколько кур сидит на насесте, если видны шесть куриных лап. Принимая за единицу счета две куриные лапы, дети соотносят предлагаемое количество с единицей измерения и получают ответ: на насесте сидят три курицы.
Счет по заданному основанию углубляет понимание значения единицы. Деятельность счета поднимается на новый, более высокий, понятийный уровень. Сложившиеся представления о счетной деятельности используются в дальнейшем математическом развитии ребенка, когда дети подходят к элементарному пониманию основ десятичной системы счисления. Изучение чисел второго десятка, счет десятками, сотнями ложится на подготовленную благоприятную основу.
Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия.
КАК РАЗВИТЬ СЧЕТ у Ребенка с Помощью Ритма
На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение.
1) Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с КООРДИНАЦИЕЙ движений, умением управлять своим телом — регулированием крупной и мелкой МОТОРИКИ.
2) Развитое чувство ритма играет большую роль в развитии РЕЧИ.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
3) Чувство ритма играет важную роль в ОБУЧЕНИИ. Это и умение делить слова на слоги, и заучивание наизусть, и обучение выразительному чтению и т.д.
Усвоив, например, ритм (размер) стихотворения, человек быстрее запоминает его.
Известно, что заучивание быстрее происходит при ритмичных движениях ( вспомните считалки — движение руки, речёвки, маршевые песни — при ходьбе).
С движением легче учить наизусть любые произведения.
Поэтому чувство ритма необходимо развивать, причем в доступной игровой форме:
ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.
ТОП 7 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.
Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕи т.п.
Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты — бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные — громче.
Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.
3. Непослушные козлики
Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они — козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные — бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).
Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала — только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.
Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо
или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.
Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.
Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).
Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.
Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок — протопывать.
Например:
2—2—3
или
3—3—1—3—1
или
1—2—2—2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире — паузы между ударами).