Что такое ритмичность в литературе
Лекция 5. Ритм и метр
Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Ритмика и музыкальность не возникают сами по себе – они следствие определенным образом расставленных ударных и безударных слогов.
Большинство начинающих поэтов начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее произведений. Но это, во-первых, приводит к досадным сбоям, почти всегда присутствующим в таких стихотворениях. А, во-вторых, ограничивает круг используемых размеров самыми простейшими – обычно двусложными. Из-за этого, стихи получаются монотонными и однообразными.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм.
……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…
И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее, хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Главное различие заключалось во второй составляющей – вдохновении.
***
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.
Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…
Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.
МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.
Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:
Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.
Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.
Занятие 10. Ритм стиха
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9
Второй куплет 8
9
8
9
То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
Что такое ритмичность в литературе
Том 28. Москва, 2015, стр. 540-541
Скопировать библиографическую ссылку:
РИТМ (греч. ῥυθμ ός – стройность, соразмерность) в литературе, периодич. повторение к.-л. элементов текста через определённые промежутки. Чередование такого рода может прослеживаться на любом уровне худож. структуры: так чередуются трагич. и комич. сцены (в шекспировской драме), диалогич. и монологич. сцены (в расиновской драме), сюжетно-повествовательные и описательные части (в поэме, романе), напряжения и ослабления действия (в рассказе), наглядно-образные и отвлечённо-понятийные отрывки (в лирич. стихотворении). Обычно в этом чередовании одни элементы ощущаются как выделенные (маркированные), другие – как промежутки между ними: так, неопытные читатели прозы читают сюжетные части текста и пропускают описания или рассуждения, считая их «промежутками», хотя возможно и противоположное восприятие. Повторяющееся сочетание выделенного элемента и последующего промежутка (сильного и слабого места) образует звено (такт) ритмич. структуры. Р. текста может быть простым (когда повторяются однородные звенья) и более сложным (когда они группируются в более обширные повторяющиеся целые – стопы в стихи, стихи в строфы; сцены в эпизоды, эпизоды в части).
Как определить ритм и размер стихотворения
Казалось бы, что в нем нет ничего особенного, однако это не так. Именно ритм определяет скорость движения, создает общее впечатление, общую картину какого-либо явления в зависимости от того, о чем идет речь. Замедление или ускорение ритма шагов во время прогулки может повлиять на ее длительность. Замедление или ускорение ритма мелодии влияет на ее настроение и на танец, который можно исполнить под ее аккомпанемент. Замедление или ускорение биения сердца оказывает прямое воздействие на жизнедеятельность человека.
Ритм стихотворения влияет и на звучание, и на общее впечатления о нем. Умение определить ритм и размер поэтических произведений входит в школьную программу по курсу литературы.
«Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами».
Что это такое?
Википедия определяет эти понятия так:
Ритм влияет на то, какой размер у стихотворения.
Как определить?
Не удивлюсь, если для многих теория показалась слишком сложной и скучной. Понимание особенностей определения ритма и размера стихотворения хорошо достигается на практике.
1. Выпишите на отдельный листок строфу из произведения или воспользуйтесь распечаткой, книгой, в которой можно писать.
2. Поставьте ударение в каждом слове всех строк в строфе.
Обратите внимание! Стопа может состоять из двух или трех слогов.
Разберем на практике
Для примера возьмем стихотворение Александра Пушкина «Буря мглою небо кроет». +
Расставляем ударение в каждом слове, составляем схему и ищем закономерность повторения одинаковых символов.
Размер
После того, как схема ритма стихотворения составлена, осталось определить его размер. Размер определяется по типу стопы.
Из названия понятно, что двухсложная стопа состоит из двух слогов. По аналогии, трехсложная состоит из трех слогов.
Двухсложные стопы
Трехсложная стопа
Логаэд
Логаэд предполагает чередование разных видов стоп в одной строке и одной строфе.
Что означает «трехстопный»?
Обратите внимание! Учитываются только стопы, который повторяются в каждой строке.
Несмотря на то, что в схеме есть и пиррихий, основную массу составляет хорей.
Если вы составляете анализ стихотворения в рамках школьной программы, некоторые учителя могут потребовать указывать наличие дополнительных стоп.
Например, трехстопный хорей с пиррихием.
Основная сложность заключается в том, как запомнить значения всех этих стоп. Их нужно выучить, других вариантов нет.
Ритм в прозе или кое-что о «музыке» текста
Нередко замечаю в блогах статьи о литературе, вызывающие у меня лёгкое недоумение. Дело в том, что авторы этих статей откровенно фантазируют на темы, в которых, судя по всему, не очень хорошо разбираются. Пару дней назад здесь обсуждалась тема ритма в прозаическом тексте, и вопрос, как это часто бывает, рассматривался, увы, с дилетантской точки зрения. Ритм в прозе — тема сложная и достаточно интересная, и так уж получилось, что я филолог, кое-что понимающий в литературоведении и лингвистике, поэтому возьму на себя смелость представить вашему вниманию небольшой ликбез. Возможно, эта информация кому-нибудь будет интересна.
Начну, пожалуй, с краткой исторической справки о таком явлении, как ритм прозы.
Ритм, ритмика применительно к литературе — понятие прежде всего из области стихосложения. Вопрос о существовании ритма в прозе в русском литературоведении впервые был поставлен на рубеже XIX—XX веков и до сегодняшнего дня вызывает неоднозначную реакцию среди учёных.
В 1920-ых годах лингвист А. М. Пешковский сделал попытку объяснить ритм прозы через урегулирование числа тактов в фонетических предложениях. В то время его теория вызвала массу разногласий. В частности, её оспорил доктор филологических наук Л. И. Тимофеев. Поставив под сомнение возможность выявления ритмических единиц ритма прозы, он заключил, что «своего ритма у прозы нет… когда он ей нужен, она вынуждена занимать его у стиха».
В 60-70-х годах, после длительного перерыва, исследования, посвящённые ритму, возобновились. Вышла статья профессора В. М. Жирмунского «О ритмической прозе», в которой автор в числе прочего утверждал, что «основу ритмической организации прозы образуют всегда не звуковые повторы, а различные формы грамматического и синтаксического параллелизма».
Литературоведческое представление о ритме получило развитие и в дальнейшем. В 1970 — 1980 годах доктор филологических наук М. М. Гришман определил ритм как элемент художественного целого, обеспечивающего единство произведения, и выявил такие ритмические единицы текста, как: колон, фразовый компонент, фраза и абзац.
Вопрос о единицах ритма прозы до сих пор остаётся в литературоведении не вполне решённым, как и специфическая характеристика самого ритма прозы.
Итак, ритм — это внутренняя организация музыкального, поэтического и т. п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений (темп исполнения, смена эмоций и тому подобное). В поэзии под этим термином понимают и общую упорядоченность звукового строения стихотворной речи (стихотворный метр), и реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлечённой метрической схеме.
В прозе ритм связан с художественным содержанием, является одним из средств его выражения. Проще говоря, ритм — способ организации текста. Как в музыкальном произведении ритм неотделим от мелодии, так и в прозе ритмика неотделима от стилистической составляющей. Следует понимать, что прозаический ритм, как и в музыке, может быть быстрым или медленным, рваным или ломанным, однако по определению не может быть плохим либо хорошим, правильным либо неправильным. Так, в музыке ритм не может диссонировать и быть фальшивым, в отличие от звукового ряда, нот, мелодии.
Иногда в Сети встречаются критические отзывы о художественных текстах, где рецензенты указывают на «плохой ритм» или отсутствие ритмики вовсе. Подобные утверждения абсурдны и лишены смысла. Как сказано выше, ритмика не может быть «неправильной». Удобочитаемость, гладкость, то самое «звучание» текста, приятное для «литературного слуха», зависит в первую очередь от стилевых и стилистических особенностей, и в последнюю очередь — от выбранного автором ритма (в данном случае подразумевается чередование ударных и неударных слогов).
Впрочем, понятие ритма в прозе значительно шире — речь идёт не только о последовательности ударных и неударных слогов, но также о чередовании фразовых компонентов, абзацев и т. д. Например, по мнению профессора, доктора филологических наук А. В. Чичерина, решающее значение для ритма прозы имеет «не фонетический, а семантический строй речи. Расположенность ударных и неударных слогов выполняет свою служебную роль, но сущность ритма не определяет».
Попытки же вывести некую математическую формулу «правильного ритма» в прозе — совершенно бессмысленны, ибо «правильный ритм» в природе не встречается. Иными словами, любая ритмическая структура имеет право на существование.