Что такое ритмика в хореографии

Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии Светлана Карцева
Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании

Хореография (с греческого «писать танец») – понятие широкое, и «означает связь с искусством танца: бытовой танец, балет, профессиональное искусство, самодеятельное искусство». Движения, выполняемые с музыкальным сопровождением, применялись в воспитании детей с древности. Они почитались как занятия, приносящие физическое и духовное здоровье.

Разнообразные творческие ритмические занятия детей под музыку способствуют развитию их мышления и воображения, организованности, воли, настойчивости, дисциплинированности. Способными повлиять на формирование двигательной культуры младших школьников средствами являются такие виды двигательной активности эстетической направленности, как аэробика, ритмическая гимнастика, элементы хореографии, йоги и упражнений сценического движения. В трудах Е. В. Бирюк, В. И. Быстрова, Ж. Далькроза, Т. Е. Лисицкой, О. А. Ивановой, И. Б. Павлова, М. И. Чистяковой, Л. В. Сидневой, и др. – рассматриваются возможности позитивного влияния указанных видов двигательной активности как фактор воздействия на эстетическую и физическую, социальную, интеллектуальную, эмоциональную-волевую сферы личности.

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкально-ритмической деятельности.В процессе движения под музыку происходит гармонизация основных сфер человека: эмоциональной, сознательной и деятельной. Через музыку и движения у ребенка развиваются не только пластика тела, художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир. Один из крупнейших реформаторов танца ХХ в. – Ж. Далькроз – утверждал, что «основная задача обучения детей хореографическим элементам – научить их ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой», «петь музыку телом», как утверждала А. Ваганова. Швейцарский педагог и композитор рассмотрел и обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой Далькроз ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Педагог, ученый,исследователь Эмиль Жак Далькроз доказывал: «обучать ритмике нужно всех детей» [16, 57]. В соответствии с педагогической установкой приобщаются к движению под музыку все дети – не только физически и музыкально развитых, одаренных, но и эмоционально-психологически заторможенных, физически неловких, которым требуется психологическая помощь. Педагог разработал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетаются с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Моторно-пластическая проработка музыкального материала является основой музыкально-ритмической деятельности. Она способствует активизации, усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений об элементах музыкальной речи, средствах музыкальной выразительности; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа и подчеркнуть различные его грани. А. П. Буренина подчеркивает, что «все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением».

Музыкально-ритмическое воспитание в России построено на основе ведущих положений системы Далькроза. Системы ритмического воспитания начали разрабатываться в 20-е годы ХХ в. : они учитывали специфику для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время предмет реализуется в дошкольных организациях, вводится в общеобразовательных школах, углубленно изучается в шкалах искусств, танцевальных студиях.

Программа «Ритмическая мозаика» по ритмопластике А. И. Бурениной предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста (на основе прогрессивных идей Э. Жак-Далькроза). Учителя различных дисциплин используют элементы ритмики на физкультминутках.

Учеными доказано, что занятия движениями под музыку тренируют мозг, развивают подвижность нервных процессов. Так же движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

•все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);

Д. Зайферт указывает, что «музыку и движение объединяют следующие параметры:

•динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

•форма произведения и структура двигательной композиции».

На этой основе реализуются следующие дидактические задачи:

•осваиваются различные направления ритмики (упражнение, игра, пляска-игра, современный танец, первоначальные музыкально-теоретические понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т. д. ;

•развивается навык определения музыкальных жанров (марш, песня, танец,

•развиваются музыкальность (способность чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки, творческие способности (способность придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений);

•осваиваются различные направления ритмики (упражнение, игра, пляска-игра, современный танец, первоначальные музыкально-теоретические понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т. д. ;

•формируется красивая осанка, обучающиеся развивают выразительность, пластичность движений, участвуя в играх, танцах, хороводах и упражнениях.

Музыкально-ритмические движения обеспечивают – наряду с другими видами деятельности –разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Движения под музыку имеют воспитательное значение, которое проявляется в активизации чувства ритма, помогают углубленному и более широкому освоению музыкального материала занятия. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В настоящее время освоение танцевально-ритмических навыков, умений осуществляется в рамках классно-урочной системы в системе ДОД (дополнительное образование детей) ДШИ (детской школы искусств).Обучение осуществляется в течение 7 лет:

•с 3 класса обучающиеся начинают осваивать классический танец;

•с 4 класса обучающиеся осваивают народно-эстетический танец.

•1-2 класс – ритмика и гимнастика;

На ритмику и гимнастику выделяются первые два года обучения. С третьего года изучается классический танец и исторический бытовой танец (ИБТ) на протяжении пяти лет, с четвертого года обучения – народно-эстетический танец на протяжении четырех лет. Классический и народно-эстетический танец изучается до момента выпуска детей из школы искусств.

3 класс «классика» – 4 часа;

1 класс «гимнастика» – 2 часа;

1 класс «ритмика» – 2 часа;

2 класс «гимнастика» – 2 часа;

2 класс «ритмика» – 4 часа;

2 класс «слушание музыки» – 1 час;

Согласно учебному плану, обучающиеся хореографии в детской школе искусств,еженедельно изучают следующие предметы:

3 класс «ИБТ» – 2 часа;

4 класс «классика» – 4 часа;

4 класс «ИБТ» – 2часа;

4 класс «слушание музыки» – 1 час;

4 класс «народный» – 2 часа;

5 класс «классика» – 3 часа;

7 класс «ИБТ» – 1 час.

5 класс «слушание музыки» – 1 час;

5 класс «ИБТ» – 2 часа;

6 класс «классика» – 4 часа;

6 класс «народный» – 4 часа;

6 класс «ИБТ» – 1 час;

6 класс «слушание музыки» – 1 час;

7 класс «классика» – 4 часа;

7 класс «народный» – 4 часа;

7 класс «слушание музыки» – 1 час;

5 класс «народный» – 2 часа;

На основе источников движений М. С. Бережная, Н. Довбыш выделяют «следующие виды ритмики:

Программа ритмики предназначена на пять лет обучения в детской школе искусств – со второго по шестой класс включительно. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение – с опорой на традиционные педагогические принципы. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства руководителя, педагога, условий работы. В танцевальных студиях, кружках объем музыкально-ритмическойподготовки неодинаков: это зависит от направления студии, задач обучения и уровня физической подготовки, развития обучающихся.

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).

2) Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т. д.).

3) Музыкальные игры (сюжетные и не сюжетные)«.

Ритмика – это предмет, который любим детьми. К слову ритмика необходимо добавить слово «танец», что в словосочетании будет означать «танцевальный ритм». Уроки ритмики построены именно в таком направлении. Предмет ритмика способствует гармоничному развитию детей, формирует их фигуру, учит их красоте и пластической выразительности движений, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Ритмика – вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, ее характер, образы в движениях. Музыка является основой, а физические упражнения, разнообразные танцы, сюжетно-образные движения используются как средства для более глубокого ее восприятия и понимания.

Следовательно, ритмика – это синтетический вид деятельности, для которого музыка является основанием, а движения выражают музыкальный образ.

Следовательно, указывают В. Г. Шершнев, И. В. Лифиц – «задача предмета –многогранны: привить детям любовь к танцу,соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный и эстетический вкус, общую и танцевальную культуру. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходит первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку».

Педагоги-практики Н. Базарова, Л. Н. Бондаренко для достижения этой цели считают «целесообразнымиспользовать в работе упражнения:

•- на развитие координации, памяти, внимания;

•- на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата».

Основная цель курса ритмики – научить ребенка осмысленно управлять своим телом, согласовывать простые и сложные движения, координировать движения с музыкой.

Важно учитывать, что первые эмоциональные впечатления обычно оставляют очень яркий след в психике обучающихся и оказывают сильное эстетическое воздействие на их отношение к занятиям и поведение на занятиях. Эта установка важна для преподавателей в системе педагогики художественного образования. В силу этого, организация и проведение уроков ритмики первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а, следовательно, и решающим для успеха в освоении навыков хореографического исполнительства. Г. А. Колодницкий, М. Б. Пустовойтова подчеркивают, что «уже на первых уроках важно использовать дидактические, ролевые игры, направленные на концентрацию внимания, формирование педагогических установок,правил поведения: это сформирует серьезное отношение к занятиям, к каждому этапу, разделу урока».

С первых занятий преподаватель активизирует в сознании обучающихся и в содержании занятий связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики:

а) музыка – главный компонент на занятиях, организующий музыкальные игры, она определяет образ, характер, темп в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе – творческих импровизациях;

б) музыку надо «слышать», во время звучания исключить шум, громкие разговоры, смех, разрешается двигаться только под музыку;

в) музыку надо слушать всегда, каждую минуту на занятии, начинать и завершать движения только под звучание музыки.

Важно отметить, что программа «Танцевальный ритм» содержит раздел по ознакомлению с разными видами искусства. Такое знакомство и погружение позволяют школьникам максимально реализовать себя. Это проявляется в возможности для каждого сочинять разнообразные па, исходя из своей собственной эмоционально-пластической природы, и поэтизировать их, добиваясь большей выразительности на основе навыков эмоционального восприятия смежных искусств. Общим свойством для всех видов искусств является выразительность. В дальнейшем дети даже на одном выразительном движении создают целый спектр собственных образов – в соответствии с творческой фантазией. Программа также содержит и раскрывает идеи сочинения танцевальных движений и создание на их основе группового, индивидуального, ансамблевого танцев, основанных на разных ритмах.

В содержании каждого урока ритмики присутствуют все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Содержание программы «Танцевальный ритм»систематизирован учебный материал по следующим критериям: формирование музыкальных способностей, совершенствование танцевально-пластических умений и навыков, развитие способностей творчески воплощать и создавать танцевальный образ – с опорой на возрастные особенности учеников. В программу включено ознакомление с элементами классического, народно-сценического, бального танца, представление о каждом из них.

Важно отметить, что программа «Танцевальный ритм» содержит раздел по ознакомлению с разными видами искусства. Такое знакомство и погружение позволяют школьникам максимально реализовать себя. Это проявляется в возможности для каждого сочинять разнообразные па, исходя из своей собственной эмоционально-пластической природы, и поэтизировать их, добиваясь большей выразительности на основе навыков эмоционального восприятия смежных искусств. Общим свойством для всех видов искусств является выразительность. В дальнейшем дети даже на одном выразительном движении создают целый спектр собственных образов – в соответствии с творческой фантазией. Программа также содержит и раскрывает идеи сочинения танцевальных движений и создание на их основе группового, индивидуального, ансамблевого танцев, основанных на разных ритмах.

По мнению А. Е. Чибриковой-Луговской, «накопление опыта восприятия, высокохудожественных произведений различных видов искусства и развитие эмоциональной отзывчивости на них является необходимым условием формирования основ танцевально-ритмической культуры детей. Преподаватель стремится сформировать в ученике не только культурного зрителя и исполнителя (что уже по себе хорошо, но и самобытного хореографасозидателя и критика: для этого прививаем понимание того, что хореография – понятие гораздо более широкое, чем просто искусство танца. Таким образом, формируется понимание бинарности занятий, как ритмики, так и хореографическим искусством в целом: это взаимосвязь художественной педагогики и творческого процесса, соединение освоения танцевально-ритмических заданий и проявление личностно-творческого начала».

В практике современного обучения школьников основам хореографического искусства на занятиях ритмики в ДШИ осуществляется по утвердившимся последовательным разделам/этапам, каждый их которых имеет свою методическую направленность по решению определенных музыкально-ритмических задач. Утвердились два типа занятий – учебно-постановочные и учебно-тренировочные. В различных учреждениях дополнительного образования детей структура урока хореографии структура имеет свои особенности, определяемые возрастом обучаемых, типом учреждения и задачи обучения в нем. В содержании уроков ритмики деятельность преподавателя осуществляется в опоре на традиционные педагогические принципы.

Музыкально-ритмические занятия обладают широким педагогическим ресурсом. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует объединения усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышают позитивное эмоциональное настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Ритмические упражнения также служат и задачам физического воспитания, поскольку они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Следовательно, структура занятий ритмики имеет широкое ресурсное наполнение для реализаций педагогического потенциала задач музыкально-ритмического воспитания обучающихся. Для нас представляет интерес рассмотрение форм применения педагогических принципов на занятиях ритмикой в танцевальной студии.

Далькроз, Е. В. Горшкова указывают, что «музыка в сочетании с движением благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, способствуют эмоциональной разрядке, снятию психологического утомления, умственной перегрузки. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают обучающемуся подружиться с другими детьми, оказывает определённый психотерапевтический эффект, формирует навыки социализации».

Конспект урока ритмики в 3 классе коррекционной школы 8 вида «Хоровод» Тема урока: «Хоровод» Цели урока: Учить простейшим хороводным движениям. Развивать чувства ритма. Воспитывать чувство эстетики. Уровневые.

Методическая разработка на тему «Методика проведения занятий в детском хореографическом коллективе» Воспитание и развитие одаренных, талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим.

Методический материал на тему «Развитие артистизма у детей в детском хореографическом коллективе» Цель: добиться того, чтобы ребенок танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние с помощью движения. Задача:.

Образовательный потенциал игровой деятельности «Образовательный потенциал игровой деятельности детей». Игра имеет большое значение у детей дошкольного возраста. Через игру дети познают.

Презентация «Педагогический совет «Потенциал дискуссии в развитии обучающихся» Представлена презентация из 26 слайдов педагогического совета «Потенциал дискуссии в развитии обучающихся». Что такое спор? Это любое столкновение.

Программа по хореографии «От ритмики к танцу»: структура уроков, описание разделов и тем 2.4 Содержание программы первый год обучения Цель первого этапа обучения – создать условия для формирования устойчивого интереса детей.

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографииРазвивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» Логинова Полина Нет такой стороны.

Средства логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание 1. Общая характеристика средств логопедической ритмики 2. Средство логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание 2.1 Упражнения.

Значение ритмики в жизни ребёнка Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника» Слайд 2 1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной.

Источник

«Ритмика как первоначальная ступень обучения хореографии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №3»

Тема: «Ритмика как первоначальная ступень обучения хореографии»

Преподаватель: Жилюнова Э.С.

Настоящее методическое пособие предназначается в помощь преподавателям по

предмету «Ритмика» в детских хореографических школах, школах искусств.

В методической разработке изложены содержание, методика занятий и примеры

практического материала, которые проверены на занятиях с детьми дошкольного

и младшего школьного возраста.

В пособии содержатся общие положения по ритмике, методические

рекомендации, методы работы и примерный план проведения урока.

1. Ритмика и её роль в системе хореографического образования

4. Примерный план проведения урока……………………………………..стр. 11

В современном мире всестороннему развитию детей уделяется большое

внимание общества. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание

детей и в свою очередь их родителей, и особенно в последнее время приобрело

широкое распространение среди дошкольных учреждений, школ

дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ.

Хореографические отделения в таких учреждениях показали себя как

представители перспективной формы воспитания детей.

В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь

именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и

навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Известно, что на

детский организм в хореографических школах падает колоссальная физическая

нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения от маленького человека

требуется самоотдача и самораскрытие. И от того, как мы подготовим будущего

танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируем

его организм во всём его комплексе, во многом зависит его успешное обучение в

средних и старших классах.

Ритмика является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного

образования. Поскольку происходит формирование знаний в области

хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся.

Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты,

развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественнотворческих способностей. В “век гиподинамии” ритмика является

дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их

здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и

психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной

подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Ритмика и её роль в системе хореографического образования учащихся.

Ритмика в переводе с греческого (rhythmos) означает порядок движения.

«Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать

Ритмика имеет огромное значение в системе хореографического образования

учащихся. У детей, которые занимаются ритмикой, развивается чувство ритма,

музыкальная память, культура движений, музыкальное восприятие, образность и

эмоциональность, умение творчески воплощать музыкально-двигательный

образ, а также совершенствуется мелодический и гармонический слух. Также,

занимаясь данным предметом, дети приобретают красивую походку и осанку,

учатся координировать движения и ориентироваться в пространстве.

С давнего времени общеизвестно влияние совмещения мелодии и пластики тела

на состояние здоровья человека. Если ребёнок с ранних лет начинает слушать

музыку, которая ему нравится, у него начинают очень быстро развиваться,

нужные для жизни, сенсорные каналы.

Данный предмет хорошо влияет и на физическое состояние ребёнка. У детей на

начале обучения ещё недостаточно развитая опорно-двигательная система. И

невысокая двигательная активность может привести к ряду заболеваний:

плоскостопие, косолапие, кифоз и сколиоз. И именно занятия ритмикой

помогают избежать этих заболеваний. Кроме этого на уроках ученик развивает

вестибулярный аппарат, так как ритмика подразумевает достаточно много

вращений и прыжков. А если упражнения повторять систематически,

развивается мышечная память.

Также ритмика благоприятно влияет на психическое здоровье ученика.

Овладевая элементами хореографии, ребёнок становится уверенным в себе,

коммуникабельным, дружелюбным и более внимательным к своему окружению.

Игровые танцевальные композиции, применяемые на уроках ритмики, создают

для детей условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания и

обогащают детей яркими образными движениями.

Необходимо помнить, что есть методические рекомендации, общие для работы с

детьми всех возрастов.

Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения

чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя

перегружать детей бегом или поскоками, т.к. это может привести к чрезмерным

психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может

точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после

разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и

указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять от

участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике

каждый ребёнок выражает себя по-своему.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под

музыку. Поддержать этот интерес модно только в атмосфере

доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой рекомендуется проводить в просторном, хорошо

проветриваемом помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы

середина зала оставалась свободной для движения детей. Фортепиано нужно

поставить так, чтобы музыкальному руководителю, сидящему за инструментом,

были видны движения участников занятия.

На уроках ритмики необходимо давать детям только понятный им материал,

такие композиционные комбинации, которые ученики сами смогут подвергнуть

анализу. Жизненный опыт у детей небольшой, поэтому они смогут скопировать

только то, что видели своими глазами. Я считаю, что хорошо брать музыку из

знакомых всем ученикам мультфильмов. К примеру: «Пусть бегут неуклюже

пешеходы по лужам» или, например, «Ничего на свете лучше нету».

Также дети должны четко понимать, ради чего они учат столько много странных

для них движений. Необходимо донести до них, что только с помощью этих

движений можно будет раскрыть образ целиком, передать настроение и эмоции.

Я думаю, что преподаватель, который даёт детям тот или иной материл, должен

всегда говорить образно и в определенном настроении, чтобы у ребёнка

разыгралось воображение, можно также жестикулировать во время объяснения.

Чтобы у ребёнка не угасал интерес к предмету, необходимо добавлять к старым

новые элементы и исполнять их под другую музыку. Тогда ученики будут

исполнять движения более активно, увлеченно, живо и с большим желанием.

У обучающихся на первых этапах обучения не получается долгое время

сосредотачиваться на одной мелодии, нужно постоянно менять музыкальное

оформление, также они не могут точно усвоить заданное им движение, плохо

ориентируются во времени и пространстве. Педагог должен постоянно считать,

помогая конкретизировать ритм и темп, а ранее изученные движения можно

повторить сразу под музыкальное сопровождение.

Урок должен быть выстроен так, чтобы у ученика были задействованы и правое,

и левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие отвечает за воображение, умение фантазировать, думать

образно. На уроках необходимо уделять большое внимание фантазии и пластике,

ведь даже если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что вокруг нас находится в

движении вся природа, весь мир пластичен, наблюдая за живым миром, за

движениями животных, растений и птиц, повторяя эти движения под музыку,

можно развить внимание, фантазию и воображение. Можно попросить

изобразить ученика цветок, который из семени уже перерастает в росток, уже

тянется к солнышку всё выше и выше и вот уже готов распустить свои лепестки

и сейчас впервые увидит мир. Ребёнок будет очень заинтересован, терпелив и

готов воплотить эти слова в движение. А ещё лучше если преподаватель на

своём примере изобразит тот самый цветок, ученик сначала повторит за ним,

попробует скопировать его движения, а потом и сам нафантазирует и скорее

всего сделает что-то своё.

Левое полушарие в свою очередь отвечает за способность запоминать и

анализировать, в том числе анализировать работу правого полушария. Все

музыкальные упражнения и танцевальные задания воспитывают реакцию,

ориентировку в пространстве. Важно развить реакцию на свои слова (слова

преподавателя). Например, на сигнал «Кошка!» ученик исполняет грациозные

движения, и на сигнал «Лягушка!» начинает прыгать и глубоко присаживаться.

Можно чередовать сигналы, предварительно показав несколько движений,

характерных для данных сигналов.

Все умения и навыки, которые ученики приобретают в хореографическом классе

на занятиях ритмикой в возрасте дошкольников и младших школьников,

помогают им не только в развитии дальнейших танцевальных способностей в

классическом, народном или современном танце, но и в обычной жизни. Ведь

дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие внимания, памяти,

координации, ориентации в пространстве, становятся более

коммуникабельными, собранными, сосредоточенными и в целом развиваются

гармоничнее и быстрее своих сверстников.

Педагогу, который проводит занятия ритмикой, важно тщательно продумывать

свой урок. Необходимо последовательно и постепенно добавлять всё более

сложные движения, чтобы не перенагружать детей сразу, важно работать

К сожалению, до сих пор встречаются ошибки в преподавании ритмики. Иногда

уроки ритмики в большей степени похожи на уроки хореографии или же

художественной гимнастики. При этом музыка перестаёт играть

главенствующую роль, а служит фоном, так как полностью исключается

предварительное прослушивание и подробный анализ музыкального

произведения, предложенного для движения. Учащиеся должны всегда помнить,

что ритмика – это умение слушать и «пропевать» музыку в движении.

Необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение её пережить и

прочувствовать, передавая свои ощущения в движении так, как если бы она

(музыка) была бы создана самими учениками. Только при соблюдении этого

условия музыка надолго, а часто на всю жизнь остаётся в эмоциональной памяти

человека, оказывая влияние на его мироощущение и поведение.

В системе обучения детей важную роль играют формы и методы обучения.

Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целей

и задач в процессе обучения.

Как писал Луначарский «От методов преподавания зависит, будет ли оно

возбуждать в ребёнке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности

детского мозга, не оставляя на нём почти никакого следа, или наоборот, это

преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть

детской жизни, сольётся с психикой ребёнка, станет его плотью и кровью. От

метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу

и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или

класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной

дружбой к своему руководителю».

Первый метод, который необходимо использовать преподавателю

хореографических дисциплин – это метод организации и осуществления

Для осуществления данного вида деятельности существует также множество

методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них:

1. Метод показа. Показывая детям движения, преподаватель дает им

возможность увидеть художественное воплощение образа. Выполняя движения

вместе с детьми, хореограф увлекает их и усиливает желание поскорее овладеть

определенными двигательными навыками.

2. Словесный метод. Важным здесь является не только краткость, точность и

конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Преподавателю важно уметь

3. Прослушивание музыки. Для того чтобы ребёнок научился танцевать,

необходимо научить его слышать и понимать музыку, её содержимое, о чём она

говорит, какое настроение передает.

4. Игровой метод. Для того чтобы учащиеся развивались полноценно и лучше

усваивали учебный материал, необходимо использовать различные формы

работы с детьми. Преподавателю необходимо знать психологические

особенности детей для работы с ними. В дошкольном и школьном возрасте у

учеников ещё очень плохо развито внимание, они часто отвлекаются и не могут

долго сосредотачиваться на каком-либо задании. Про таких учеников мы так и

говорим «невнимательные». Играя, дети легче воспринимают материал. Поэтому

важным элементом урока становится игра.

Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к

хореографическому искусству. Дети в таком возрасте ещё не могут

воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому

стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс

быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются,

становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать,

проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во

время работы над новыми для них упражнениями. И если преподаватель видит,

что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно

начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные

5. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что преподаватель по

мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова

возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

усвоенного материала, самопроверки, контрольный урок в конце первого

полугодия и экзаменационный урок в конце года.

Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы

для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает

в себя метод стимулирования.

Примерный план проведения урока

1. Вход в зал танцевальным шагом.

4. Цели и задачи данного занятия в форме игры (отправляемся в сказку).

1. Повороты, наклоны головой.

2. Разогрев верхней части туловища.

3. Движения по кругу в заданном направлении бытовым шагом, «марш», шаги на

полупальцах с вытянутыми коленями, шаг «галопа»

4. Комбинирование различных шагов на месте с одновременной работой рук.

5. Упражнения на развитие координации движений.

6. Упражнения на восприимчивость, умение прочувствовать музыку, её характер

и настроение, понимать её содержание.

7. Упражнения с предметами, разучивание или репетиция танцевальных

8. Ритмические игры на развитие способности импровизировать и

III. Заключительная часть:

2. Подведение итогов занятия.

4. Уход танцевальным шагом из зала.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста.

Основной задачей ритмики в хореографической школе и школе искусств

является развитие у учащихся общей музыкальности и чувства ритма,

закрепление знаний, полученных ими на уроках по специальности.

Дети дошкольного младшего школьного возраста испытывают потребность в

движении, им свойственна двигательная активность. Неслучайно они ярче и

эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому как двигаются

дети под музыку педагог может проверить прочность приобретённых ими

музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей,

внимания, памяти, выявить их творческие возможности.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают

огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания

музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают

настроение, повышают жизненный тонус.

Занятия ритмикой оказывают на детей и не малое воспитательное воздействие.

То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости

требуют чёткого взаимодействия всех участников, повышают у них дисциплину,

чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развиваются память

и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются

активность и инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной

работой школы, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной,

творческой, гармонически развитой личности.

1. Луначарский А. В. Учитель, учись. Учительская газета №1, 1924.

2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Гл. ред. В.В. Давыдов.

– М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»,

3. Чибрикова – Луговская А. Е. Ритмика. М. Дрофа – 1998.

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Номер материала: ДБ-1092569

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое ритмика в хореографии. Смотреть фото Что такое ритмика в хореографии. Смотреть картинку Что такое ритмика в хореографии. Картинка про Что такое ритмика в хореографии. Фото Что такое ритмика в хореографии

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *