Что такое риваят хадисов
Источник шариатских решений
Хадисы. Методы сбора. Наука о хадисах
Хадисоведение бывает двух видов – ильм би ар-риваят и ильм би ад-дираят.
Ильм би ар-риваят – это наука, уточняющая передачу слов, действий Пророка (мир ему и благословение), описание его качеств и решений. Цель этой науки – сохранение от ошибок в передаче. Польза этой науки – счастье в обоих мирах. Это одна из самых почтенных наук, потому что благодаря ей мы познаём, как нужно следовать за Пророком (мир ему и благословение).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Да осчастливит Аллах человека, который услышал от меня что-либо и передал это другому так, как услышал» (Абу-Давуд, ат-Тирмизи).
В книге «аль-Авсат» Табарани рассказал со слов Ибн Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах! Окажи милосердие моим наместникам». Тогда мы спросили у Пророка (мир ему и благословение): «А кто твои наместники?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Те, которые передают мои хадисы, и обучают им других».
После того, как Пророк (мир ему и благословение) ушёл из жизни, немногие сподвижники писали хадисы, то же самое было и во время правления четырёх халифов. Были и те, кто не желал писать хадисы, особенно Абубакр (да будет доволен им Аллах) и Умар (да будет доволен им Аллах). Когда прошло время великих сподвижников, люди почувствовали, что нуждаются в продолжателях, которые проявляли бы усердие в собирании хадисов и повелевали их писать. Хасан ибн Али говорил своим детям и детям брата: «Вы изучайте и обучайте других, вы сегодня молодые, но завтра будете взрослыми, и тот из вас, кто не сможет запомнить, пусть пишет».
Некоторые сподвижники передавали очень много хадисов. Больше всех передал Абу Хурайра – 5374 хадисов, потом Абдуллах ибн Умар – 2630 хадисов, потом Анас ибн Малик – 2286, потом ибн Аббас – 1660 хадисов, затем Джабир ибн Абдуллах – 1540, после него Абу Саид аль-Худрию – 1170, Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала 2210 хадисов.
Первым человеком, кто собрал хадисы воедино, был Мухаммад ибн Муслим ибн Шихабу аз-Зухри – один из выдающихся алимов того времени (он умер в 124 г. по хиджре). Сделал он это по повелению правителя правоверных Умара ибн Абдуль Азиза.
Позднее многие алимы составили сборники хадисов. Потом наступило время имама аль-Бухари (194 – 256 гг. х.). Он изучил все книги хадисов, но обнаружил, что в этих сборниках есть и достоверные, и слабые хадисы. Поэтому он работал над собранием только достоверных хадисов. Такую же работу после него сделал имам Муслим (206 – 261 гг. х.).
Во времена Пророка (мир ему и благословение) собирание хадисов было обычным и распространённым делом. Некоторые, оставляя дома, отправлялись в далёкий путь, иногда даже ради одного хадиса, чтобы просто узнать о его достоверности. Они шли к Пророку (мир ему и благословение) за тем, чтобы услышать Коран, и получить знания. Так сделал Джабир ибн Абдуллах аль-Ансарийю. Об этом он рассказал так: «Абдуллах ибн Унайса услышал от Пророка (мир ему и благословение) хадис. Тогда я купил верблюда и направился к нему в Шам. В пути я пробыл месяц. И когда я дошёл до его дома, то попросил дворника передать, что у двери Джабир. Дворник спросил: «Сын Абдуллаха?». Я ответил: «Да». Абдуллах ибн Унайса вышел и обнял меня. Я сказал: «Говорят, что Вы слышали от Пророка (мир ему и благословение) хадис, и я боюсь умереть, не услышав его». Абдуллах ответил, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах будет воскрешать людей в Судный день».
А Абу Айюб аль-Ансарийю в поиске хадиса отправился из Хиджаза в Египет. Подобные подвиги среди сподвижников и алимов не редкость. В наше время мало кто способен на такой поступок. Рискуя жизнью, оставив семью, преодолевая трудности пути и думая об умме, они собирали хадисы. И этого достаточно, чтобы мы искренне следовали Сунне Пророка (мир ему и благословение). Да воздаст Всевышний им лучшим воздаянием! Амин.
Первый, кто составил книгу, удовлетворяющую всем требованиям, был Абу Мухаммад ар-Рамахурмузийю, который умер в 369 г. по хиджре.
Использование слабых хадисов
Пророк (мир ему и благословение) сказал следующее: «Да осветит Аллах лица тех, кто, услышав мои слова, доносит их в точности (до других людей)». В достоверном хадисе сообщается:
مَن كذَب عليّ مُتعمّداً فليتبوأ مقعده من النار
«И тот, кто намерено возвёл на меня ложь, пусть приготовит себе место в Огне».
Исходя из этого, первые праведные мусульмане сформировали такие понятия как риваят, накл, санад, при этом хадисы сохранялись с большой точностью, которые исключали какие-либо предположения или ложь. Учёные хадисоведы классифицировали их на: сахих (достоверный), хасан (хороший), за’иф (слабый). Достоверным хадис считается при определённых условиях, также как и хороший хадис имеет свои условия. Хадис же, не обладающий этими условиями считается слабым. Причина обсуждения этого следующая: у многих мусульман, слушающих цикл лекций «Фаттабиуни» возникают вопросы. Лекторов останавливают реплики: «Это слабый хадис!» Некоторые используют терминологию науки о хадисах, однако они ничего не знают об этой науке. Это порочная, недопустимая тенденция распространилась в обществе в настоящее время. Это делается без знаний или для того, чтобы помешать распространению Сунны Пророка (мир ему и благословение). Сегодня, не успев рассказать хадис, можно услышать заявление:: «Этот человек передаёт слабые хадисы, не следуйте за ним и не слушайте его».
Необходимо знать, что слабые хадисы есть во всех книгах с хадисами, кроме книг «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслима», поэтому их назвали – сахих, так как все хадисы в них достоверные. Однако «Муснад Ахмада», «Сунан ат—Тирмизи», «Муватта имама Малика», сборник Абу Давуда – книги великих хадисоведов, почитаемых имамов, служителей Сунны Пророка (мир ему и благословение) наполнены сотнями, даже тысячами слабых хадисов. Почему? Какая мудрость в приведении слабых хадисов в книгах? Могли ли они быть малокомпетентными? Нет!
Они были знатоками, они ведали о том, что такое слабый хадис, в каких случаях они приводятся. Необходимо избавиться от этого страха перед слабыми хадисами.
Шейх спросил у молодого человека: «А ты знаток хадисов?» Тот ответил «Да, я изучаю хадисы». Шейх начал приводить цепочку передатчиков: «Рассказал Абу Сирадж, рассказал Абу Лябиб, рассказал такой-то, передал такой-то, что Пророк (мир ему и благословение) сказал…». Далее шейх спросил: «Ты подтверждаешь?». Человек ответил: «Да, шейх». Шейх обратился к нему: «Но ведь ты совершенно не обладаешь знаниями. Люди, имена которых я перечислил, являются торговцами».
Ты не знаешь тех, кто передал хадисы сборника аль-Бухари, ты никогда в жизни не слышал имена передатчиков, но пытаешься спорить с учёными. Остерегайтесь этого. Нет ни одного учёного в истории Ислама, в книгах или сочинениях которого не приводился бы слабый хадис.
Порой человек, услышав в цикле передач «Фаттабиуни» слабый хадис, может сказать: «Всё, что там говорят– ложь». Такое поведение неправильно, появилась необходимость предупредить людей.
Учёные говорят, как об этом сообщают Ибн Салях в книге «Мукъадимат», имам а-Навави и другие имамы-хадисоведы, что можно совершать поступки на основе слабых хадисов, допускается их передавать, приводит в книгах, лишь их нельзя использовать в качестве доказательств в хараме, или вопросах вероубеждения. Также в слабости хадисов возникают разногласия, кто-то из учёных может посчитать его слабым, другой, напротив, не считает таким.
Важно то, что в наших передачах мы желаем передавать сунну Пророка (мир ему и благословение), значительная часть которой ясна и достоверна. Изредка приводятся хадисы со слабым риваятом, но это также обосновано знаниями, исходя из правил учёных-хадисоведов.
Заметь важную особенность, что жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) передано учёными, но при передаче не рассматривались условия хадисов-сахих. Ибн Исхак, автор самой ранней биографии Пророка (мир ему и благословение) и Ибн Хишам, который отредактировал труд Ибн Исхака, а также учёные-историки, которые жили после них, использовали слабые хадисы. Если мы начнём опровергать слабые хадисы, то нам придётся опровергнуть множество книг и отказаться от многих книг, которые являются наследием Ислама. Необходимо понять эту мысль, чтобы мы были близки к Пророку (мир ему и благословение), чтобы мы поступали согласно его сунне, крепко придерживаясь его пути и Книги Всевышнего.
Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Саккафа
Ар-риваят – это наука, уточняющая передачу слов, действий Пророка (мир ему и благословение), описание его качеств и решений.
Ас-сахих – это хадис с непрерывной цепочкой, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его цепочке передатчиков нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).
Санад – это цепь передатчиков хадиса, связывающая его рассказчика с последним передатчиком.
Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Сунан Абу Дауд, Сунан ат-Тирмизи, Сунан ан-Насаи, Сунан Аби Маджа
В Исламе
Виды чтения (кырааты, риваяты если быть точнее) — наука нужная, но не всем знакомая даже приблизительно. Постараюсь периодически выдавать что-то полезное по этой теме, но и среди арабов многие понятия не имеют о чём речь.
Раз уж вы читаете по-русски, то готов поспорить, и почти убеждён, что Коран вы читаете риваятом Хафса от ’Асыма. Это такие имена. В данном случае Хафс — ученик ’Асыма. То, что относится к Хафсу называется риваятом, а то, что относят к ’Асыму — кыраатом. Поэтому, если быть точными в терминологии, то на вопрос «каким кыраатом ты читаешь?» можно ответить: — кыраатом ’Асыма.
А «каким риваятом?» — риваятом Хафса от ’Асыма.
По-арабски это пишется так:
В большинстве распространённых мусхафов это обозначено. Где-то прямо на титульном листе, как в египетском издании:
Где-то в конце, в послесловии, как в издании мединском:
На будущее: все эти издания хороши, все написаны одним и тем же каллиграфом (Усман Таха) и одинаково хорошо читабельны. Я считаю и есть на то основания, что лучшая и наиболее строгая комиссия по мусхафам — в Египте. Но любой из этих мусхафов хорош. Главное не используйте мусхафов турецких.
Так вот, есть и другие виды чтения, другие риваяты. Из них на сегодняшний день практикуется всего четыре:
Хафс (другой уже) Ад-Дури от Абу ’Амра аль-Басри
Эта передача на сегодня сохранилась больше всего в Сомали, Судане, Чаде, Нигерии и в целом по Центральной Африке.
Риваят Варша (египтянин) от Нафи’а (мединского).
Это мединское чтение, несмотря на происхождение Варша. Распространено в странах Магриба (Алжир, Марокко, Мавритания), Западной Африки (Сенегал, Нигер, Мали, Нигерия и другие) и немного в части Египта (очень мало), Ливии, Чада, а также на Юге и Западе Туниса. Было распространено в первые века в Египте, оттуда разошлось по упомянутым странам.
Риваят Калюна от Нафи’а
Да, внимательный читатель мог заметить повторяющееся имя. Именно так. У имама Нафи’а два передатчика, Варш и Калюн. Чтение Калюна распространено в Ливии (официальный вид чтения), а также в Тунисе.
Хафс от ’Асыма
А это то, что вы уже знаете и (надеюсь) читаете. Чтение очень распространённое. Кто-то, будучи не в курсе, говорит, что это связано с его наибольшей близостью к языку курайшитов и т. д. Заявление это очень далеко от истины. Многие элементы чтения передачи Хафса мало использовались арабами (кроме отдельных племён) и поэтому сама передача Хафса очень долго была малораспространённой. Распространение наше чтение получило благодаря туркам-ханафитам в последние века Османского правления. Чтение Хафса стало практически единственным в странах Азии, на Востоке, а по причине давления на остальные варианты распространилось также на арабском полуострове и в Египте.
Почему ханафиты так ревностно продвинули вариант Хафса? Чтение Хафса куфийское. Хафс — куфиец, научился у ’Асыма, куфийца. Абу Ханифа тоже был куфийцем и, насколько известно, обучался у того же ’Асыма.
В последнее время есть надежда на распространение ещё одной передачи от ’Асыма — риваята Шу’ба (شعبة), так как отличия от Хафса незначительные и многие шейхи, владеющие многими видами чтения, побуждают учеников изучать оба варианта, таким образом охватывая чтение ’Асыма в обеих передачах. Об этом мы ещё, с дозволения Всевышнего Аллаха, постараемся поговорить подробнее.
МашаАллах, очень интересная статья.
Я бы еще добавил чтение в риваяте ас-Суси, которое все ещё «живо» в Сомали. Правда оно исчезает с большой скоростью, т. к. все больше сомалийцев получают религиозное образование в КСА и мусхафы Корана распространяются в риваяте Хафса. Читал в одной статье, что в некоторых районах Йемена читают в риваятах имама Ибн Амира — но доказательств не нашел, даже у многих йеменских хафизов спрашивал — они тоже не слышали об этом.
Здесь есть несколько интересных постов про кирааты и Коран в общем: http://www.ummahweb.net/?tag=qiraat
Барака Ллаху фикум.
Что касается ас-Суси, скорее всего это отдельные чтецы знатоки кыраатов им читают, а Аллах знает лучше, но так, чтобы какая-то местность именно использовала — не встречал упоминаний и опыта такого.
Насчет аль-Азрака и аль-Асбахани — у каждого риваята есть вообще разные пути, в том числе и у Хафса. Имам Аш-Шатыби например ограничился отдельными из них и для Варша туда не попал аль-Асбахани. аль-Асбахани относится уже к «кубра», которые собрал ибн аль-Джазари. Про риваят Хафса тоже можно так сказать, ведь кто-то читает с коротким маддом между словами (قصر المنفصل), а это уже совсем другой путь, который имам аш-Шатыби не передал.
Другое дело, что у Варша вообще очень много вариаций, поэтому получается так, что различия между этими двумя более выражены, но многие из различий на самом деле есть и «внутри» одного лишь Азрака. В любом случае, человек без опыта, не заметит скорее всего читает человек Асбахани или просто выбрал определённый вариант из Азрака.
Основные отличия связаны с маддами (ну у Варша вообще много комбинаций маддов, опять же даже в границах Азрака можно сильные различия выделить. Я когда читал меня шейх для ускорения порой ограничивал ваджхом قصر البدل, а когда так читают, то там ещё отличие в فتح ذوات الياء, то есть таклиль реже делается), с хамзами и ималей.
Если бы были распространены другие пути Хафса, то там действительно резкие отличия были бы ) Как например сакт на хамзе (как у Хамзы в риваяте Халяфа например) или идгам ра и лям в нун с гунной).
Уа фика барака Ллах. Помню эти записи, ма ша Аллах. Сейчас пытался оставить комментарий, не получилось, спам-защита глючит у вас кажется. К этой записи http://www.ummahweb.net/?p=1714 Ошибка чтеца, либо шазз какой-то )
Если ошибка, то либо надо было читать ملك без алифа, либо الصراط صراط с обычной صاد
Кстати, еще один интересный момент — риваят Варш имеет основных два тарика — Азракх и Асбахани, причем эти два тарика довольно сильно отличаются в основах правил таджвида. В большинстве стран читают в Азракхе, но есть небольшое количество местностей в Алжире, Тунисе и Мавритании, где читают в Асбахани. Мусхаф в тарикъе Асбахани — большая редкость, мне попадался только один раз, изданный братьями в одной западной стране.
Тунисские в основном мусхафы Асбахани бывают. Не в том плане, что в Тунисе все такие, а в том, что которые встречаются бывают оттуда.
Действительно у риваятов много тарикъов, ибн аль-Джазари в таййибе говорит о собранных им тысячи тариках.
Брат, мне всетаки кажется что «народный» Азракх (который является неким варшем по-умолчанию) и «народный» Асбахани достаточно отличительно звучит для большинства людей. Ведь то, чем знаменит варш — это множество такълилей (по сравнению с Хафсом), а также принципы которые присущи только варшу — твердые Лямы, мягкие Ро, мадд бадаль. Этого всего нету в «народном» Асбахани.
У меня один вопрос, брат, ты не знаешь дошли ли кырааты-шазз до наших дней в полном объеме кроме четырех? Шаззы из этой книги http://waqfeya.com/book.php?bid=4948 покрывают все суры?
Еще одна просьба, не мог бы ты прислать ссылку на этот мусхаф http://vislame.ru/pictures/kufi.jpg если он есть в электронном варианте, а также сделать немного фотографий мусхафов в тарике Асбахани если снова встретишь.
Джазак Ллах хайран.
про шаззы я не в курсе, брат, не дорос пока )
Насчёт народных вариантов тоже слабо осведомлён, это надо пожить в западных странах.
Насчёт мусхафов сейчас поищу, где-то был он.
Кстати читал в твоих статьях какие ты мусхафы собрал из имеющихся. Сейчас также вполне доступен мусхаф Шу’ба, у меня такой есть.
А электронные Асбахани не надо? PDF.
Буду рад и пдф версии Асбахани.
Шу’ба у меня есть два варианта: мединский и иорданский. Кажется еще их даруль-маарифа напечатала. У меня вообще собрались мусхафы во всех мутаватир кыраатах, альхамдулиЛлях.
А ты в какой стране учишься? Что прочитал и читаешь в данный момент шейхам?
Шу’ба у меня оказывается тоже иорданский.
Учился в Мисре, год назад (чуть больше) депортировали. Там пробыл около 6 лет вообщем-то. С документами всё в порядке было, никаких порочащих связей ) Попал под какую-то операцию кажется.
Своему первому шейху не дочитал Шу’ба, это шла вторая хатма уже ему после заучивания, но он дал иджазу на Хафс, когда я был в тюрьме. Когда в Турции остановился, по скайпу другой шейх, с кем удалось познакомиться, дал добро на удалённое чтение. С ним закончил ’Асыма, а потом и все сугра (не так давно закончили). Шатыбию и Дурра. Шейх из обладателей самого краткого иснада в сугра. Один из таких, их около 3-4 человек осталось примерно, я это доисследую и тоже хочу статью на эту тему сделать ) Теперь нужно это всё беречь и закреплять, когда-нибудь и распространять. Ну и планирую всё-таки куда-нибудь ещё двигаться дальше. В Турции мне не хватает научного движения какого-то. Да и помимо чтения Корана есть много других интересов и не достигнутых планов. В данный момент уже около месяца ничего не читаю шейхам.
А ты, брат, если не секрет, откуда? У нас, сам знаешь, мало кто хотя бы Хафсу внимание должное уделяет, поэтому приятно и удивительно видеть человека, разбирающегося в этом, да ещё и с каких времён, ма ша Аллах.
upd: выложил куфийский мусхаф
Ас Саламу алейкум, мне бы хотелось услышать все эти кырааты ваочию, есть ли сейчас те люди наши современники кто может читать по тем кыраатом что было здесь сказано?можно ли слушал аудио запись этих кырааты?
Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракятух
Да, конечно, и те, которые не практикуются, но сохранены, тоже можно услышать.
Например шейх АбдуРашид Ас-Суфи многие из них записал.
Ассаламу алейкум дорогой брат.
Я начаниал здесь писать историю своего знакомства с кираатами — но получилось слишком длинно а потом закрылось окно и текст не сохранился, а затем вовсе потерял сайт.
Брат, ты не мог бы прислать свой номер(телеграм/вотсап) на мой емайл? Я очень хотел бы познакомиться с тобой, еще я нашел одного студента для тебя)
Джазак Ллах хайран
(этот коммент необязательно публиковать)
Слышал от популярного на западе исламофоба(Christian Prince, канал Arabian Prophet), якобы разбиращегося в исламе, что Хафс был лжецом и вором и в связи с этим хадисы от Хафса считаются недостоверными, что Коран был передан лжецом и поэтому недостоверный. Правда ли, что хадисы от Хафса считаются недостоверными? Могут ли передатчики кыраата искажать текст Корана, при том, что текст Корана уже как давно был известен(250 лет после смерти Пророка)?
Хадисы его слабые лишь потому, что в передаче хадисов он ошибался. Как сказал имам Аз-Захаби: такое бывает, что человек имам в одной науке и не преуспел в других. Насчет вора и лжеца — конечно же ложь. Это во-первых. Во-вторых, Коран не передан ведь только лишь Хафсом, но откуда это знать лжецу с телевизора.
Что касается «передатчиков кыраата». Коран передан мутаватир. То, что приписывается к определённым имамам — читалось массой людей, которые передали это такой же большой массе людей.
Ассаламу алейкум. Почему Вы сказали «Главное не используйте мусхафов турецких.(мусхафов)»? Что в них не так?
Спрашиваю потому что, сам люблю только турецкие издания читать, т. к. только там написано так что можно бегло читать с листа
отдельная статья есть на эту тему, касается современных турецких мусхафов, в которых нарушены правила записи
Ассаламу алейкум, не могу понять не приязнь.Из его текста так и льётся неприязнь автора к ханафитам или к куфийцам, брат Абу Ханифу рахматуллахи алейх как выдающегося факиха в своё время признали и имам Шафиъи и имам Малик и имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алейхим аджмаъин. Абу Ханифа не виноват что родился в Куфе, во времена табиъинов Куфа была столицей знаний имам Али разияллазу анху во время своего правления столицу халифата и всех проктически учёных перевёз в Куфу, тогда и на Али разияллаху анху тоже злись что он перевёз всех в Куфу. Я более чем уверен если бы имам Абу Ханифа был бы родом из Мекки то все негативы бы лились на мекканцев а так не повезло Куфийцам что Абу Ханифа у них родился ещё и Хафс и Асым Куфийцы, не многоли вас признанных Куфийцев в исламском мире. Не понимаю тебя брат автор, валлахи не понимаю. Ассаламу аллейкум ва рахматуллах.
Уа алейкуму ссалям! Очень странное заявление. Я сам живу в Башкортостане и местным братьям всем рекомендую изучать ханафитский мазхаб
Хадисы «ахлу сунна» об искажении Корана + ссылки
Поскольку противники руководства Ахль уль-Бейт (А) постоянно используют тему «искажения Корана у шиитов», нам не остаётся ничего другого, как подробно раскрыть тему «искажения Корана» у течения «ахлу сунна валь джамаа», приведя их многочисленные хадисы и мнения их ученых по данному поводу.
Часть 1. Риваяты об искажении Корана через убавление сур или аятов
1) Относительно аята «Раджм» («Побивание камнями»)
Риваяты об аяте «Раджм» приведены в «Сахихе» Бухари, «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада ибн Ханбала, «Муватте» Малика и других суннитских книгах, то есть в наиболее достоверных источниках данного течения.
В шиитских книгах риваяты об этом аяте приведены из соображений такыйи, как указывает сейид Хои в «Мабани такмилати ль-минхадж», том 1, С. 196.
Тем, кто стал виновником этой истории и пытался вписать в Коран аят «Раджм», был Умар ибн Хаттаб.
В книге «Фарикейн» от повелителя верующих Али (А) приводится, что он приказал наказать палками Шараху Хамдания в четверг, а в пятницу забить ее камнями и сказал: «Я вынес ей приговор по Книге Аллаха, а камнями забил по Сунне Посланника Аллаха (С)» («Авали ль-али», том 2, С. 152).
Это указывает на то, что аята о забивании камнями не было в Коране.
Бухари приводит от Умара ибн Хаттаба, что он сказал:
إن الله بعث محمدا صلى الله عليه وسلم بالحق وأنزل عليه الكتاب فكان مما أنزل الله آية الرجم فقرأناها وعقلناها ووعيناها رجم رسول الله صلى الله عليه وسلم ورجمنا بعده فأخشى إن طال بالناس زمان أن يقول قائل والله ما نجد آية الرجم في كتاب الله فيضلوا بترك فريضة أنزلها الله
«Аллах отправил Мухаммада с истиной, и ниспослал ему Книгу, и среди того, что ниспослал Аллах, был аят о побивании камнями (раджм), и мы читали его, понимали и запоминали. Посланник Аллаха (С) побивал камнями, и мы побивали после него. Я боюсь, что придет время, когда люди станут говорить: “Клянемся Аллахом, мы не находим аята о забивании камнями в Книге Аллаха, и они впадут в заблуждение, оставив обязанность, о которой Аллах ниспослал (аят)”».
(«Сахих» Бухари, том 8, С. 208).
Тот же самый риваят приводит Муслим в своем «Сахихе» (том 3, хадис 1317), а также Ахмад ибн Ханбал в «Муснаде» (том 1, С. 40 и 55).
Малик ибн Анас (основатель маликитского мазхаба) в своей главной книге «Муватта» приводит от Саида ибн Мусейба, который был одним из глав табиинов, слова Умара:
إيّاكم أن تهلكوا عن آية الرجم أن يقول قائل : لا نجد حدّين في كتاب الله ، فقد رجم رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله ـ ورجمنا ، والّذي نفسي بيده : لولا أن يقول الناس : زاد عمر في كتاب الله لكتبتها ( الشيخ والشيخة فارجموهما ألبتّة ) فإنّا قد قرأناها
«Предостерегаю вас от утраты аята о побивании камнями! Смотрите, чтобы не говорил кто-то из вас: “Мы не находим этого наказания в Книге Аллаха”! Вот, Посланник Аллаха (С) побивал камнями. Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если бы люди не стали говорить, что Умар добавил что-то в Книгу Аллаха, я записал бы этот аят. Поистине, мы читали его (во время Посланника Аллаха)”».
(«Муватта», том 2, С. 824, хадис 10).
Умар прилагал очень большие усилия, чтобы вписать аят «Раджм» в Коран.
Суюти – один из самых больших суннитских ученых – говорит в «Иткане»:
وقد أخرج ابن أشته في ( المصاحف ) عن الليث بن سعد ، قال : أول من جمع القرآن أبو بكر وكتبه زيد … وأنّ عمر أتى بأية الرجم فلم يكتبها لأنّه كان وحده
«Ибн Ашта привел в “Масахиф” от Лейса ибн Саада, что он сказал: “Первым, кто собрал Коран, был Абу Бакр, а Зейд записал его… И тогда Умар принес аят о побивании камнями, но тот не был записан (в Коран), потому что он один его принес”».
(«Иткан фи улуми ль-куран», том 1, С. 206).
Об аяте «Раджм» говорит также Айша. Ибн Маджа в «Сунане» приводит от нее, что она сказала:
لقد نزلت آية الرجم ورضاعة الكبير عشرا ولقد كان في صحيفة تحت سريري فلما مات رسول الله صلى الله عليه وسلم وتشاغلنا بموته دخل داجن فأكلها
«Когда были ниспосланы аяты “Раджм” и “Риза кабир”, они хранились в свитке у меня под подушкой. Когда же умер Посланник Аллаха (С), и мы были в трауре по поводу его смерти, пришла коза и съела эти аяты».
(Сунан» Ибн Маджи, том 1, С. 265, хадис 1944).
Суюти также приводит от Абу Убейды по санаду от Абу Умамы ибн Сахля:
أنّ خالته قالت : قد أقرأنا رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم ـ آية الرجم : الشيخ والشيخة فارجموهما البتّة بما قضيا من اللذّة
«Его тетя сказала: “Посланник Аллаха (С) читал нам аят о побивании камнями: ‘Мужчина и женщина – побивайте их обоих камнями за то, что они совершили из страсти‘”» («Иткан фи улуми ль-куран», том 3, С. 82).
Ограничимся только этими риваятами об аяте «Раджм», тогда как в суннитских книгах их намного больше, чем то, что мы привели.
Из этих риваятов следует, что некоторое количество сахабов, включая тех, у кого сунниты берут свою религию, как Умар и Айша, были уверены, что аят о побивании камнями является частью Корана, и настойчиво пытались вписать его в Коран. Прежде всего это:
Суннитские источники, передавшие соответствующие риваяты от них:
1. «Сахих» Бухари
2. «Сахих» Муслима
3. «Муснад» Ахмада
4. «Муватта» Малика
5. «Сунан» Абу Маджи
6. «Иткан фи улуми ль-куран» Суюти.
2) Хадисы относительно утраты аятов суры «Сонмы»
Суюти в «Дурр уль-мансур» пишет:
أخرج عبد الرزاق في المصنّف ، والطيالسي ، وسعيد بن منصور ، وعبدالله بن أحمد في زوائد المسند ، وابن منيع والنسائي ، والدار قطني في الأفراد ، وابن المنذر ، وابن الأنباري في المصاحف ، والحاكم ـ وصحّحه ـ وابن مردويه ، والضياء في المختارة : عن زرّ ، قال : قال لي اُبيّ بن كعب : كيف تقرأ سورة الأحزاب ـ أو كم تعدّها ـ ؟ ، قلت : ثلاثاً وسبعين آية ، فقال اُبي : قد رأيتها وإنّها لتعادل سورة البقرة وأكثر من سورة البقرة ، ولقد قرأنا فيها : ( الشيخ والشيخة إذا زنيا فارجموهما ألبتّة نكالاً من الله والله عزيز حكيم ) فرفع منها ما رفع
Муттаки передает также от Зарра ибн Хабиша, что он сказал:
قال اُبيّ بن كعب : يا زر : كأيّن تقرأ سورة الأحزاب ؟ قلت : ثلاث وسبعين آية ، قال : إن كانت لتضاهي سورة البقرة أو هي أطول من سورة البقرة
«Убей ибн Кааб сказал: “О, Зарр! Сколько аятов в суре Сонмы, как вы ее читаете?” Я сказал: “73 аята”. Он сказал: “Поистине, она была величиной с суру Корова, и даже больше”».
Суюти передает от Айши, что она сказала:
كانت سورة الأحزاب تقرأ في زمن رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم ـ مائتي آية ، فلمّا كتب عثمان المصاحف لم يقدر منها إلاّ على ما هو الآن
«Сура Сонмы, когда мы ее читали во время Посланника Аллаха (С), состояла из 200 аятов, и когда Усман составлял свой список Корана, он не включил их туда, и она такова, как есть сейчас».
Суюти также передает от Хузейфы: «Я читал суру Сонмы Пророку (С), и я (потом) забыл из нее 70 аятов, которые не нашел».
(«Дурр уль-мансур», том 5, С. 180).
3) Об утрате аята «Рагба» («Отвращение») в Коране
От многих сахабов приводится, что в Коране был аят, который потом был исключен оттуда: «Не испытывайте отвращения к вашим отцам, ибо Ему ненавистно, чтобы вы испытывали отвращение к вашим отцам».
Бухари в «Сахихе» приводит от Умара ибн Хаттаба:
ثم إنّا كنّا نقرأ فيما نقرأ من كتاب الله : أن لا ترغبوا عن آبائكم فإنّه كفر بكم أن ترغبوا عن آبائكم
«Поистине, мы читали в Книге Аллаха: “Не испытывайте отвращения к вашим отцам, ибо Ему ненавистно, чтобы вы испытывали отвращение к вашим отцам”».
Суюти сказал, что Ибн Зурейс привел от Ибн Аббаса, что он сказал:
كنا نقرأ ( لا ترغبوا عن آبائكم فإنّه كفر بكم )
«Мы читали: “Не испытывайте отвращения к вашим отцам, ибо Ему ненавистно, чтобы вы испытывали отвращение к вашим отцам”».
(«Иткан фи улуми ль-куран», том 2, С. 42).
И Суюти также привел:
أخرج الطيالسي وأبو عبيد والطبراني ، عن عمر بن الخطاب ، قال : كنا نقرأ فيما نقرأ ( لا ترغبوا عن آبائكم
فإنّه كفر بكم ) ثم قال لزيد بن ثابت : أكذلك يا زيد ؟ قال : نعم
«Привели Тийалиси, Абу Убейд и Табарани от Умара ибн Хаттаба, что он сказал: Мы читали: “Не испытывайте отвращения к вашим отцам, ибо Ему ненавистно, чтобы вы испытывали отвращение к вашим отцам”. А потом сказал Зейду ибн Сабиту: “Разве не так, Зейд?” Он сказал: “Да”».
(«Дурр уль-мансур», том 1, С. 106).
Итак, отсюда выясняется, что группа сахабов верила в искажение Корана через утрату аята «Рагба», и среди них:
1. Умар ибн Хаттаб
2. Абдуллах ибн Аббас
3. Зейд ибн Сабит
Этот хадис привели:
1. Бухари в «Сахихе»
2. Суюти от множества суннитских ученых, среди которых:
Абдурраззак ибн Хаммам, Ахмад ибн Ханбал, Табарани, Абу Убейд Касим ибн Салам, Абу Абдуллах ибн Зурейс, Абу Валид Тийалиси, Ибн Хаббан, автор «Сахиха».
4) Об утрате аята «Если бы были для сына Адама две долины…»
1. Муслим в «Сахихе» привел от Абу Асвада от его отца, что он сказал:
بعث أبو موسى الأشعري إلى قرّاء أهل البصرة فدخل عليه ثلاثمائة رجل قد قرأوا القرآن ، فقال : أنتم خيار أهل البصرة وقرّاؤهم ، فاتلوه ولا يطولنّ عليكم الأمد فتقسو قلوبكم كما قست قلوب من كان قبلكم ، وإنّا كنّا نقرأ سورة كنا نشبّهها في الطول و الشدة بـ ( براءة ) فانسيتها ، غير أنّي حفظت منها : ( لو كان لابن آدم واديان من مال لابتغى وادياً ثالثاً ، ولا يملأ جوف ابن آدم إلاّ التراب
«Абу Муса Ашари был отправлен к чтецам Басры, и к нему пришли 300 человек и читали Коран. Он сказал им: “Вы – лучшие из людей Басры и лучше всех читаете Коран. Читайте же, и пусть не затянется для вас срок, чтобы не ожесточились ваши сердца, как ожесточились сердца тех, кто был до вас. Поистине, мы читали суру, похожую по длине и силе на суру Бараа, а потом она была забыта, кроме слов, которые я запомнил из нее: ‘Если бы были для сына Адама две долины из богатства, он захотел бы третью долину. Но внутренности сына Адама заполнит только земля‘”».
أخرج أبو عبيد وأحمد ، والطبراني في ( الأوسط ) ، والبيهقي في ( شعب الإيمان ) ، عن أبي واقد الليثي ، فقال : كان رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم ـ إذا اوحي إليه أتيناه فعلّمنا ممّا اوحي إليه ، قال : فجئت ذات يوم ، فقال : إنّ الله يقول : ( إنّا أنزلنا المال لإقام الصلاة وإيتاء الزكاة ولو كان لابن آدم وادياً من ذهب لأحبّ أن يكون إليه الثاني ، ولو كان الثاني لأحبّ أن يكون إليهما الثالث ، ولا يملأ جوف إبن آدم إلاّ التراب ، ويتوب الله على من تاب
«Привели Абу Убейд и Ахмад, и Табарани в “Аусат”, и Бейхаки в “Шаабу ль-иман” от Абу Вакида Лейси, что он сказал: “Посланник Аллаха (С), когда ему низводилось откровение, приходил к нам и обучал нас тому, что низводилось ему. В один из дней он пришел и сказал: ‘Аллах сказал: Мы ниспослали богатство для выстаивания молитвы и выплаты закята. Но если бы были у сына Адама долина из золота, он хотел бы, чтобы у него была другая, а если бы была другая, он хотел бы, чтобы была третья. Но внутренность сына Адама заполнит только земля. Аллах прощает тех, кто просит прощения‘”».
3. Суюти также приводит:
أخرج أبو عبيد وأحمد وأبو يعلى والطبراني ، عن زيد بن أرقم ، قال : كنّا نقرأ على عهد رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم ـ : ( لو كان لابن آدم واديان من ذهب وفضّة لابتغى الثالث ، ولا يملأ بطن ابن آدم إلاّ التراب ، ويتوب الله على من تاب
«Привели Абу Убейд и Ахмад и Абу Йали и Табарани от Зейда ибн Аркама, что он сказал: “Во время Посланника Аллаха (С) мы читали: Если бы у сына Адама были две долины из золота и серебра, он желал бы третью. Но внутренность сына Адама заполнит только земля. Аллах прощает тех, кто просит прощения”».
(«Дурр уль-мансур», по санаду от Ибн Аббаса: том 6, С. 378).
أخرج أبو عبيد ، عن جابر بن عبدالله
قال : كنا نقرأ ( لو أنّ لابن آدم ملء واد مالاً لأحبّ إليه إليه مثله ، ولا يملأ جوف ابن آدم إلاّ التراب ويتوب الله على من تاب
«Привел Абу Убейд от Джабира ибн Абдилляха, что он сказал: “Мы читали: если бы у сына Адама была долина из богатства, он желал бы вторую. Но внутренность сына Адама заполнит только земля. Аллах прощает тех, кто просит прощения”».
(Там же).
أخرج أحمد والترمذي والحاكم ـ وصحّحه ـ عن اُبيّ بن كعب : إنّ رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم ـ قال : إنّ الله أمرني أن أقرأ عليك القرآن ، فقرأ : ( لَمْ يَكُنِ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ ) فقرأ فيها : ( ولو أنّ ابن آدم سأل وادياً من مال …
6. Тот же самый хадис привел Ибн Асир от Тирмизи в «Джамиу ль-усуль», том 2, С. 500, хадис 972.
Есть другие суннитские хадисы относительно этого аята, но будет достаточно того, что мы привели. Утрата этого аята из «суннитских» источников становится ясной уже по одному хадису из «Сахиха» Муслима, что Абу Муса выучил суру из Корана, а потом забыл ее, кроме нескольких слов.
Суннитские ученые, передавшие риваяты о потере этого аята:
1. Муслим, автор «Сахиха»
2. Ибн Асир, автор «Джамиу ль-усуль»
3. Рагиб Исбахани, автор «Махазират»
4. Суюти, который передал от таких известных ученых, как:
А. Хаким Нейшабури, автор «Мустадрака»
Б. Абу Йали Ахмад ибн Али Моусели, автор «Муснада»
В. Ахмад ибн Ханбал, автор «Муснада» и один из «четырех имамов»
Г. Абу Касим Табарани, автор «Муаджиму саласа»
Д. Абу Бакр Бейхаки, автор «Сунан кубра»
Е. Абу Иса Тирмизи, автор «Сунан», одного из шести «Сахихов».
5) Об утрате аята «Шахада» («Свидетельство»)
Муслим в «Сахихе» приводит от Абу Мусы Ашари:
( وكنّا نقرأ سورة كنا تشبّهها بإحدى المسبّحات فنسيتها غير أنّي حفظت منها :
يا أيّها الذين آمنوا لم تقولون مالا تفعلون ـ فتكتب شهادة في أعناقكم فتسألون عنها يوم القيامة
«Мы читали суру, которая была похожа на одну из сур “Мусаббихат”, но я забыл ее, кроме этих слов: “О те, которые уверовали! Не говорите то, что не делаете! Свидетельство будет записано на ваших шеях, и вы будете спрошены о нем в День воскресения”».
Этот хадис считается «сахих» ввиду того, что Муслим привел его в своем «Сахихе». Он говорит о том, что Абу Муса Ашари выучил длинную суру и читал ее во времена Пророка (С), однако потом забыл ее, кроме приведенного им аята.
6) Об утрате аята «Хранение молитв»
1. Ибн Хаджар Аскалани привел:
أنّه روى مسلم بن الحجاج وأحمد ابن حنبل من طريق أبي يونس عن عائشة : إنّها أمرته أن يكتب لها مصحفاً ، فلمّا بلغت : ( حافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ ) قال : فأملت عليّ : ( حافظوا على الصلوات والصلاة الوسطى ـ وصلاة العصر ـ ) قالت : سمعتها من رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم
«Передали Муслим и Ахмад ибн Ханбал от Абу Йунуса от Айши, что она попросила его написать ей свиток (Корана). И когда я достиг до аята “Храните молитвы”, она продиктовала мне: “Храните молитвы – и молитву среднюю, и молитву после полудня”. И она сказала: “Я слышала так от Посланника Аллаха”»
(«Фатху ль-бари фи шархи ль-бухари», том 8, С. 158).
2. Тот же хадис от Айши приводит Муслим в «Сахихе», Книга «Мечетей и мест для молитвы».
3. Малик ибн Анас (основатель одного из четырех «мазхабов») также передает в своей главной книге «Муватта»:
От Амра ибн Нафиа, что он сказал:
كتبت مصحفاً لحفصة ، فقالت : إذا أتيت هذه الآية فآذنّي ، فأملت عليّ : ( حافظوا على الصلوات والصلاة الوسطى ـ وصلاة العصر
«Я написал свиток (Корана) для Хафсы (дочери Умара), и она сказала: “Когда дойдешь до этого аята, то позови меня. И продиктовала мне: “Храните молитвы – и молитву среднюю, и молитву после полудня””».
(«Муватта», том 1, С. 139, хадис 26).
4. Тот же самый риваят передает Суюти от некоторого числа известных суннитких ученых («Дурр уль-мансур», том 1, С. 302).
Таким образом, эти хадисы говорят, что слова «и молитву после полудня» были включены в списки Корана, принадлежавшие Айше и Хафсе. Если бы эти две не были уверены, что данные слова относятся к Корану, они не записали бы их в свои списки. Поскольку они были уверены в этом, то специально сказали переписчикам, чтобы те вписали эти аяты в Коран.
Этот хадис передали следующие суннитские ученые:
1. Абдурраззак ибн Хаммам
2. Ахмад ибн Ханбал, автор «Муснада», один из имамов «четырех мазхабов»
3. Малик ибн Анас, автор «Муватты», одни из имамов «четырех мазхабов»
4. Бухари, автор «Сахиха»
5. Муслим, автор «Сахиха»
6. Абу Йали Моусели, автор «Муснада»
7. Абд ибн Хамид, автор «Муснада»
8. Ибн Джарир Табари, автор «Тариха»
9. Ибн Аби Давуд
10. Абу Бакр Бейхеки, автор «Сунан кубра»
11. Нисаи, автор «Сахиха»
12. Тирмизи, автор «Сахиха»
13. Ибн Хаджар Аскалани
14. Суюти.
7) Хадисы о потере аятов суры «Покаяние»
أخرج ابن أبي شيبة والطبراني في الأوسط ، وأبو الشيخ والحاكم وابن مردويه ، عن حذيفة ، قال : التي تسمّون سورة التوبة هي سورة العذاب ، والله ما تركت أحداً إلاّ نالت منه ، ولا تقرأون ممّا
كنّا نقرأ إلاّ ربعها
«Привели Ибн Аби Шайба и Табарани в “Аль-Аусат” и Абу Шейх и Хаким и Ибн Мардуйа от Хузейфы, что он сказал: “Та сура, которую вы называете сурой ‘Покаяние‘ – это на самом деле сура ‘Наказание‘. Клянусь Аллахом, она не оставила никого (из сподвижников), и вы читаете не больше четверти того, что мы читали”»
(«Дурр уль-мансур», том 3, С. 208).
2. Также Суюти пишет:
أخرج أبو الشيخ عن حذيفة ، قال : ما تقرأون ثلثها
«Абу Шейх привел от Хузейфы: “Вы читаете не больше трети этой суры”».
(«Дурр уль-мансур», том 3, С. 208).
3. Также Суюти приводит:
«Привели Абу Убейда и Ибн Мунзар и Абу Шейх и Ибн Мардуйа от Саида ибн Джабира, что он сказал Ибн Аббасу: “Сура Покаяние!” Он сказал: “Покаяние? Она является порочащей (сподвижников). Она ниспосылалась так долго, что мы стали думать, что не останется ни одного из нас, кто не был бы упомянут в ней”».
(«Дурр уль-мансур», том 3, С. 208).
4. И то же самое он приводит от Умара ибн Хаттаба («Дурр уль-мансур», том 3, С. 208).
Итак, сура «Покаяние» была гораздо больше, чем та, которая сегодня есть в Корана, по мнению следующих сподвижников:
1. Абдуллах ибн Аббас
2. Хузейфа ибн Йаман
3. Умар ибн Хаттаб.
Суннитские ученые, которые передали риваяты об искажении этой суры:
1. Абу Бакр ибн Аби Шайба, автор «Мусаннаф»
2. Хаким Нейшабури, автор «Мустадрака» с двум «Сахихам»
3. Абу Касим Табарани, автор трех «Муаджам»
4. Абу Бакр ибн Мардуйа
5. Абу Бакр ибн Манзар.
8) Хадисы о потере суры, похожей по длине и силе на суру «Бараа»
Передали Муслим в «Сахихе», Хаким в «Мустадраке», Суюти в «Дурр уль-мансур» от Абу Мусы Ашари, что он сказал при чтецах из Басры:
وإنّا كنّا نقرأ سورة كنا نشبّهها في الطول والشدّة ببراءة فنسيتها غير أنّي حفظت منها : لو كان لابن آدم واديان من مال لا بتغى وادياً ثالثاً ، ولا يملأ جوفه إلاّ التراب
«Поистине, мы читали суру, похожую по длине и силе на суру Бараа, а потом она была забыта, кроме слов, которые я запомнил из нее: ‘Если бы были для сына Адама две долины из богатства, он захотел бы третью долину. Но внутренности сына Адама заполнит только земля‘”».
(«Сахих» Муслима, том 2, С. 726, хадис 1050).
9) О потере двух сур «Хальа» и «Хафд»
10) О потере «аята джихад»
Суюти передает от Мусаввира ибн Махрама:
ألم تجد فيما أنزل علينا : ( أن جاهدوا كما جاهدتم أول مرة ) فأنا لا أجدها ؟
قال : اسقطت فيما اسقط من القرآن
«Умар сказал Абдуррахману ибн Ауфу: “Не находишь ли ты то, что было ниспослано нам: ‘Чтобы они сражались так, как вы сражались в первый раз‘? Вот, я не нахожу этого (в Коране)”. И он сказал: “Этот аят пропал из Корана среди того, что пропало из него (Корана)”».
Итак, Умар и Абдуррахман ибн Ауф были уверены, что из Корана пропал аят «джихад».
11) Об искажении аята о временном браке
В суре «Женщины», аят 24, Аллах сказал: «А за то, чем вы пользуетесь от них (женщин), давайте им их награду по установлению» (4: 24).
От ряда сахабов пришло, что этот аят был ниспослан иначе:
فما استمتعتم به منهنّ إلى أجل
«А за то, чем вы пользуетесь от них (женщин) до установленного срока (то есть срока временного брака), давайте им награду по установлению».
И некоторые из них записали этот аят так, как приведено, в своих списках Корана. И Ибн Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, этот аят был ниспослан именно так», а Хаким подтвердил достоверность (сахих) этого хадиса в своем «Мустадраке» по различным путям передатчиков («Мустадрак» Хакима, том 2, С. 35).
وعن ابن عباس : هي محكمة ـ يعني لم تنسخ ـ وكان يقرأ : فما استمتعتم به منهنّ إلى أجل مسمّى ، ويروى : أنّه رجع عن ذلك عند موته ، وقال : اللّهم إني أتوب إليك من قولي بالمتعة ، وقولي في الصرف
«От Ибн Аббаса: “Этот аят является твердым (мухкам)” – то есть не был отменен – и он читал: “ А за то, чем вы пользуетесь от них до установленного срока”. И от него передано, что отказался от этого при своей смерти и сказал: “О Аллах, я обращаюсь к Тебе с покаянием за мои слова о временном браке и мои слова об изменении”».
(«Кашшаф», том 1, С. 519).
Однако Ибн Хаджар в своем объяснении на это говорит:
أمّا رجوعه عن المتعة فرواه الترمذي بسند ضعيف عنه ، وأمّا قوله : اللّهمّ إني أتوب إليك من قولي بالمتعة فلم أجده
«Что же касается его отказа от слов о временном браке, то это передал Тирмизи по слабому санаду, и я не нашел его слов: “О Аллах, я обращаюсь к Тебе с покаянием за мои слова о временном браке и мои слова об изменении”».
12) Об искажении аята о приветствии Пророку (С)
Суюти передает от Хамиды, дочери Абу Йунуса, что ее отец читал в списке Айши:
في مصحف عائشة ( إنّ الله وملائكته يصلّون على النبي يا أيّها الذين آمنوا صلّوا عليه وسلّموا تسليماً ـ وعلى الذين يصلّون الصفوف الأول
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром, и тех, которые молятся в первых рядах».
Она (Айша) сказала:
قالت : قبل أن يغيّر عثمان المصاحف
«Это было прежде, чем Усман изменил Коран».
13) Об искажении аята «Таблиг»
أخرج ابن مردويه عن ابن مسعود ، قال : كنّا نقرأ على عهد رسول الله ـ صلّى الله عليه وآله وسلّم ـ ( يا أيّها الرسول بلّغ ما انزل إليك من ربك ـ إنّ علياً مولى المؤمنين ـ وإن لم تفعل فما بلّغت رسالته والله يعصمك من الناس
«Привел Ибн Мардуйа от Ибн Мас‘уда, что он сказал: “Мы читали во время Пророка (С): ‘О, Посланник, передай то, что было ниспослано тебе от твоего Господа о том, что Али – повелитель верующих! А если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей‘”».
(«Дурр уль-мансур», том 2, С. 298).
14) Об аяте «Риза кабир»
Ибн Маджа привел в своем «Сунане» от Айши:
لقد نزلت آية الرجم ورضاعة الكبير عشرا ولقد كان في صحيفة تحت سريري فلما مات رسول الله صلى الله عليه وسلم وتشاغلنا بموته دخل داجن فأكلها
«Когда были ниспосланы аяты “Раджм” и “Риза Кабир”, они хранились в свитке у меня под подушкой. Когда же умер Посланник Аллаха (С), и мы были в трауре по поводу его смерти, пришла коза и съела эти аяты».
(Сунан» Ибн Маджи, том 1, С. 265, хадис 1944).
15) Об аяте «Поистине, Аллах избрал Адама…»
Саалаби привел в своем «Тафсире» по иснаду от Абу Ваиля, что он сказал:
قرأت في مصحف عبدالله بن مسعود : إنّ الله اصطفى آدم ونوحاً وآل إبراهيم وآل عمران ـ وآل محمد ـ على
العالمين
«Я читал в списке Корана Абдуллаха ибн Мас‘уда: “Поистине, Аллах избрал Адама, Нуха, род Ибрахима, род Имрана и род Мухаммада над мирами”».
(«Тафсир» Саалаби, манускрипт (махтут)).
И это – тот хадис, который имеется также в книгах шиитов по их собственным иснадам.
16) Об аяте «вилаят Пророка (С)»
Суюти привел в «Дурр уль-мансур»:
أخرج الفريابي والحاكم وابن مردويه ، والبيهقي في سننه ، عن ابن عباس ، أنّه كان يقرأ هذه الآية : ( النبي أولى بالمؤمنين من أنفسهم ـ وهو أب لهم ـ وأزواجه أمّهاتهم
«Привели Фарьяби, Хаким и Ибн Мардуйа, и Бейхаки в “Сунан” от Ибн Аббаса, что он так читал этот аят: “Пророк ближе к верующим, чем они сами, и он – их отец, а его жены – их матери”».
(«Дурр уль-мансур», том 5, С. 183).
17) О количестве букв в Коране
Суюти передает от Абдуллаха ибн Умара ибн Хаттаба, что он сказал:
لا يقولنّ احدكم قد أخذت من القرآن كلّه ، وما يدريه ما كلّه ؟! قد ذهب منه قرآن كثير ، ولكن ليقل : قد أخذت منه ما ظهر
«Пусть никто из вас не говорит, что в его руках весь Коран. Знает ли он, что такое весь Коран? Многое пропало из Корана, а потому пусть говорит: “В моих руках только то, что проявилось от Корана”».
Также Суюти передает от Табарани от Умара ибн Хаттаба, что он сказал:
القرآن ألف ألف ( وسبعة وعشرون آلف ) حرف
«В Коране 1.027.000 букв».
В сегодняшнем Коране 267.033 букв. Сохранилась одна треть Корана?
Часть 2. Хадисы об искажении Корана через добавление сур или аятов
1) Ахмад ибн Ханбал передает от Абдуллаха ибн Мас‘уда о том, что две последние суры не являются частью Корана. В «Муснаде» Ахмада ибн Ханбала от Абдуррахмана ибн Йазида приведено:
كان عبد الله يحك المعوذتين من مصاحفه ويقول : إنهما ليستا من كتاب الله — تبارك وتعالى
«Абдуллах (ибн Мас‘уд) удалил последние две суры из своего списка Корана и сказал: “Они не относятся к Книге Аллаха”»
(«Муснад» Ахмада, том 5, С. 129).
А также от Суюти (наиболее известный суннитский муфассир Корана) говорит в «Иткане»: «Ибн Хаджар сказал в “Шархе Бухари”: “Достоверно, что Ибн Масуд действительно отрицал это”»
(«Иткан фи улуми ль-куран», том 1, С. 271).
2) От Абу Дарда приводится относительно добавления слов «и тем, что создало» в аяте 3 суры «Ночь»: «и тем, что создало мужчину и женщину» (92: 3). В «Сахихе» Бухари по санаду от Алькама:
دخلت في نفر من أصحاب عبد الله الشام فسمع بنا أبو الدرداء فأتانا فقال : أفيكم من يقرأ فقلنا : نعم ، قال : فأيكم إقرأ فأشاروا إلي فقال : إقرأ فقرأت : والليل إذا يغشى والنهار إذا تجلى والذكر والأنثى قال : أنت سمعتها من في صاحبك قلت : نعم ، قال : وأنا سمعتها من في النبي (ص) وهؤلاء يأبون علينا.
«Я вошел к одному из сподвижников Абдуллаха Шама и Абу Дарда об этом. Он пришел к нам и сказал: “Есть ли среди вас тот, кто читает Коран?” Мы сказали: “Да”. Он спросил: “Кто из вас читает лучше?” И они указали на меня. Он сказал: “Читай!” И я стал читать: “Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он засиял, и тем, что создало мужчину и женщину” (92: 1-3). Он сказал: “Ты слышал от того, кто мой сподвижник?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “А я слышал ее от тех, кто был у Пророка (С), однако они не принимают это”».
(«Сахих» Бухари, том 6, С. 210, «Глава тафсира Корана»).
А также в риваяте, который приводят Муслим и Тирмизи:
قال وأنا والله هكذا سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقرؤها ولكن هؤلاء يريدون أن أقرأ وما خلق فلا أتابعهم
«Клянусь Аллахом, я слышал, как Посланник Аллаха (С) читал ее (эту суру). Но они хотят от меня, чтобы я читал ее так: “И тем, что создало…” Однако я не слушаюсь их».
(«Сахих» Тирмизи, том 5, С. 191; «Сахих» Муслима, том 1, С. 565).
Часть 3. Хадисы об искажении при сборе Корана
В суннитских книгах присутствует множество хадисов, являющихся достоверными по санаду, о том, что Коран был искажен при его составлении.
وأمر بما سواه من القرآن في كل صحيفة أو مصحف أن يحرق
«(Усман) приказал сжечь все списки Корана, которые имелись, кроме его списка».
(«Сахих» Бухари, том 2, С. 226).
Это означает, что у сахабов имелись другие списки Корана, которые отличались от усмановского списка, и по этой причине он приказал их сжечь. А иначе зачем их надо было сжигать?
И это при том, что обладатели данных списков были гораздо более знающими и приближенными к Пророку (С), чем Зейд ибн Сабит, которому Усман поручил запись своего списка Корана. Например, таким был Абдуллах ибн Масуд, от которого Бухари приводит:
«Клянусь Аллахом, я взял от Посланника Аллаха (С) больше 70 сур! Клянусь Аллахом, сподвижники Пророка (С) знают, что я – самый знающий из них о Книге Аллаха!»
И Абу Наим передает от него: «Я взял от Посланника Аллаха (С) 70 сур. Поистине, Зейд ибн Сабит – не кто иной, как юноша».
(«Хильяту ль-аулия», том 1, С. 125).
Как известно, у Абдуллаха ибн Масуда был свой список Корана, который – как передают суннитские источники – отличался от усмановского: так почему же Усман взял Коран не от него?
На эти сомнения у суннитов нет ответа.
2. Об Абдуллаха ибн Мас‘уда:
أنّه كره لزيد بن ثابت نسخ المصاحف
«Отвратительно, что Зейду ибн Сабиту поручили запись Корана».
(«Фатх уль-бари», том 9, С. 16).
3. От Абдуллаха ибн Аббас относительно слов Аллаха: «пока не спросите позволения (тастанису) и пожелаете мира обитателям их (домов)» (24: 27). Он сказал:
إنّما هي خطأ من الكاتب ، حتى تستأذنوا وتسلّموا
«Тут была ошибка при написании. В Коране пришло так: “пока не спросите разрешения (тастазину) и пожелаете мира обитателям их”».
(Суюти. «Иткан фи улуми ль-куран», том 1, С. 316).
4. Об Абдуллаха ибн Аббаса относительно аята:
وَقَضَى رَبُّكَ
«И решил твой Господь…»
إلتزقت الواو بالصاد وأنتم تقرأونها : وقضى ربك
«Здесь буква “вав” смешалась с “садом” (то есть по ошибке писца), и вы читаете: “И решил твой Господь…”».
5. От Айши:
قبل أن يغيّر عثمان المصاحف
«…Это было прежде, чем Усман изменил Коран».
6. Также от Айши относительно слов Аллаха: «Воистину, верующие, а также иудеи, сабии…» (5: 69). Она сказала:
«О, сын моего брата, это – дело рук переписчиков, и они ошиблись при написании».
Суюти сказал: «Этот иснад является сахих по критериям Бухари и Муслима»
7. От Муджахида и Рабиа относительно слов Аллаха: «И вот, Аллах взял договор с пророков…» (3: 81) Они сказали:
«Это – ошибка переписчика».
(Суюти. «Дурр уль-мансур», том 2, С. 47).
8. Фахр Рази приводит относительно слов Аллаха: «Это – два волшебника (инна хазани ласахаран)» (20: 63). Он пишет:
القراءة المشهورة ( إِنْ هَذَانِ لَسَاحِرَانِ ) ، ومنهم من ترك هذه القراءة وذكروا وجوهاً ، أحدها : قرأ أبو عمرو وعيسى بن عمر : إنّ هذين لساحران ، قالوا : وهي قراءة عثمان وعائشة وابن الزبير وسعيد بن جبير والحس
«Таково общераспространенное чтение (кираат) этого аята. И были те, кто оставил это чтение и придерживались другого. Таковы Абу Амру и Иса ибн Умар. Они читали: “хазейни ласахаран ”. И они сказали: “Так читали Усман, Айша, Ибн Забир, Саид ибн Джабар и Хасан”».
(Тафсир «Кабир», том 22, С. 74).
ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ХАДИСОВ ОБ ИСКАЖЕНИИ КОРАНА В СУННИТСКИХ КНИГАХ
Итак, мы привели некоторые – далеко не все! – хадисы об искажении Корана из наиболее достоверных суннитских книг. Общее число хадисов об искажении только в основных суннитских сборниках составляет около 250 хадисов. Это примерно равняется числу риваятов об искажении в шиитских книгах, которых примерно 250-300 (к этому вопросу мы еще обратимся, ин ша Аллах).
Как мы увидели, большая часть суннитских ученых передает хадисы об искажении (тахрифе) Корана, из них:
1. Малик ибн Анас – основатель одного из «четырех мазхабов».
2. Ахмад ибн Ханбал, автор «Муснада», основатель одного из «четырех мазхабов»
3. Бухари, автор «Сахиха»
4. Муслим, автор «Сахиха»
5. Тирмизи, автор «Джамиу сахих»
6. Ибн Маджа, автор «Сунана»
7. Нисаи, автор «Сахиха»
8. Суюти, который считается одним из величайших суннитских ученых и муфассиров Корана
9. Ибн Асакир – «имам ученых»
10. Хаким Нейшабури – «имам хадисоведов» своего времени
11. Ибн Асир – один из ведущих ученых суннитского течения, автор многочисленных работ
12. Ибн Хаджар Аскалани – «шейх уль-ислам ва имаму ль-хуффаз».
13. Муттаки Хинди, автор «Канз уль-уммаль»
14. Алуси – муфассир, мухаддис, факих, автор тафсира «Руху ль-маани»
15. Абдурраззак ибн Хамам – известный ученый
16. Саид ибн Мансур – один из «аалям», от которого передавали Ахмад, Муслим и Абу Давуд
17. Абу Йали – мухаддис
18. Табари – один из «имамов» суннитов, автор множества работ
19. Ибн Мунзир – один из самых больших ученых данного течения
20. Ибн Аби Хатим – «шейх уль-ислам»
21. Табарани
22. Абу Шейх
23. Рагиб Исфахани
24. Ибн Мардуйа – из самых больших ученых данного направления
25. Бейхеки – «шейх уль-хорасан»
26. Куртуби — автор одного из самых известных суннитских тафсиров
27. Ибн Касир – «имам хадисоведов»
28. Фарьяби
29. Абу Убейд
30. Ибн Аби Шайба
31. Ибн Маниа
А также многие другие.
А также среди табиинов: Саид ибн Джабир, Акрама, Заххак, Саид ибн Мусайиб, Урва ибн Зубейр, Мухаммад ибн Муслим Захри, Муджахид, Хасан Басри и другие.
Хадисы о тахрифе приведены в наиболее важных и достоверных книгах суннитов, в числе которых: «Сахих Бухари», «Сахих Муслима», «Сахих Нисаи», «Сахих Ибн Маджа», «Сахих Тирмизи», «Муватта» Малика, «Муснад» Ахмада, «Мустадрак» Хакима, «Муснад» Абу Йали, «Сунан» Бейхеки, «Джамиу ль-усуль», «Фатху ль-бари», «Иршаду ссари», «Дурр уль-мансур» Суюти, «Иткан фи улуми ль-куран» Суюти, «Канз уль-уммаль», «Тарих демешк», «Тафсир» Табари, «Тафсир» Рази, «Тафсир» Куртуби, «Кашшаф», «Бахру ль-мухит», «Тафсир» Ибн Касира, «Тасхиль фи улуми ттанзиль», «Бурхан фи улуми ль-куран», «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы, «Джавамиу» Табарани и другие.
Комментариев (6) Добавить комментарий ↓
Poslushai u tebia sovsem mozgov net da.Ti privodish «dakazatelstva»iz Sunnitskix knig,bud to bi Sunniti ne pravi i vse eto iz Sunnitskix knig,uchenix i Saxabox.Kak takoe mojet bit chto Sunniti sami sebe protivorechat.Voobshe to eto shiiti sami sebe protivorechat,oni verat v Koran kotori Sushestvuet so vremen Xalifov do nashix dnei,a sami govorat chto Ali RadiAllahu an doljen bul bit pervim Xalifom!Mojesh obyasnit etot moment?
А в чем тут проблема? Коран существует не со времен «первых халифов», а со времен Посланника Аллаха (С).
А что касается суннитских ученых, то да, они лгали, и они — лжецы, исказители религии Аллаха и обитатели Огня.
A chto kasaecca iskajenii Religii to eto obman i loj,potomu kak sam Allah ne dast iskazit religiu Proroka Muhammada s.a.s i esli «musulmanin» govorit chto religia Muhammada s.a.s iskajena,to etot chelovek v zablujdenii i on ne poznal Mogushestvo Allaha,jal ochen jal.Znaesh ia uveren v tom chto ni ia i ni ti ni dostoeni bit i пылью pod nogami Sahabov Tabiinov i uchenix tex vremen kotorie jizn dali chto bi Rasprostranit religiu Allaha,i esli ti eto priznaesh to ta rjavchina kotoraia seichas u tebia na serdce ona spadet.I eshe zapomni ni odin Xalif ni odin Imam ne vishe vsex tex Prorokov kotorie bili.I eshe ne izvesno kto vishe Xalifi Imami ili takie Angeli kak Cabrayil,Azrail,Mikail i Israfil.Eto znaet tolka Allah,a ne ti ia ili Imam.
Думаю, если вы внимательно изучите материалы этого сайта, то поймёте, в каком заблуждении вы были, и как сильно вас обманывали. Не поленитесь сделать это, ведь на кону ваша будущая жизнь!