Что такое ркм в школе
Использование технологии РКМ в начальных классах
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Использование технологии развития критического мышления
в начальных классах
В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок).
Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).
Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Концептуальная таблица. Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Концептуальная таблица, созданная на уроке окружающего мира на стадии рефлексии. Тема: «Природные зоны России»
Приемы технологии РКМ в начальной школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель начальных классов МОАУ « СОШ с. Кундур» Макайкина Е.А. с. Кундур 2016г.
«Чтение с остановками» «Зигзаг» «Таблица «толстых», «тонких» вопросов» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» «Дерево предсказаний» Метод «Думательных шляп» «Синквейн» «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» Денотатный граф «Корзина идей» «Приемы ТРКЧ» «Инсерт» «Кластер» Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Прием «Фишбоун» (рыбный скелет):
Денотатный граф – один из графических приёмов ТРКМ предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Понятие «Кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Правила составления кластеров:
Тема: Растения и животные. Питание растений. Прием «Корзина идей»
Дерево предсказаний Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Что это? Как изменяется? Какие имеет постоянные признаки? Дерево предсказаний Самостоятельная часть речи. Изменяется по числам Склоняется Постоянные признаки: род. склонение
Сюжетная таблица Литературное чтение. 3 класс. В.Бианки «Неслышимка» Кто? Что? Что сделал? Когда? Где? Почему? Внучка Увидела птичку-неслышимку В самом начале лета На дереве у ручья Любит лес и животных Старый ученый «Сделал вид, что поверил» На заливном лугу Любил внучку, решил проверить
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа Кто? Что? Почему? Когда? Мог ли… Согласны ли вы… Верно ли… Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа Почему вы думаете… Объясните почему… Предположите, что будет если… Дайте три объяснения, почему… В чем различие…
«Фишбоун» или «Рыбий скелет» Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Окружающий мир. 3 класс Экосистема поля. «Фишбоун» Почему экосистема поля зависит от человека?
Примеры синквейна Родина Бескрайняя, великая. Заботится, оберегает, придаёт силы. Где родился – там и пригодился. Мать. Глагол Сложный, интересный. Действует, отвечает, обозначает. Изменяется по временам. Часть речи. Тайга Хвойная, зеленая, необъятная. Растет, окружает, дарит. Щедра дальневосточная тайга! Берегите!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-077893
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технология РКМ в условиях внедрения ФГОС общего образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках литературного чтения средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования Подготовила: учитель начальных классов МБОУ КШ имени генерала Ермолова А.П Тупицина Е. В. Г. Ставрополь, 2016г
Критическое мышление – способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Ученик, умеющий критически мыслить, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию
Основные стадии технологии Стадия вызов а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома Стадия осмысления а) получить новую информацию б) осмыслить ее в) соотнести с уже имеющимися знаниями Стадия рефлексия а) целостное осмысление, обобщение полученной информации б) присвоение нового знания, новой информации учеником в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
Приемы используемые на этапе вызова На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели
Осмысление Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания
Чтение – стимулирование в парах Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали
Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков
Работа с вопросником Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего
Рефлексия На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа
Синквейн Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения
Синквейн 1.Дружба 2. Крепкая, долгая 3. Побуждает, доверят, помогает 4. Доверительные отношения между людьми 5. Честность
Кластер На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний
Достоинства технологии развития критического мышления Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-301939
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Развивает качества обучающегося: 1. Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); 2. Гибкость (восприятие идей других); 3. Настойчивость (достижение цели); 4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. Осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Базируется на «двух китах»: структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию, содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у обучающихся критического мышления.
Принципы технологии развития критического мышления активность обучающихся на уроке; организация групповой работы; развитие навыков общения; педагог воспринимает все идеи обучающихся как одинаково ценные; мотивация обучающихся на самообразование; соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами; использование графических приёмов организации материала. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным.
Понятие преступления (дисциплина «Право»)
КОРЗИНА ИДЕЙ, «ПОУЧОК» Это прием организации работы обучающихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что они знают или думают по обсуждаемой теме урока. Педагог выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает обучающимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы обучающиеся выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Схема применения «корзины идей»
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу. Это эффективный приём технологии критического мышления. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, потом сопоставить с ними признаки.
Революционная ситуация ОЗНАЧАЕТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ Верхи не могут управлять по старому Обостряются нужда и бедствия масс Повышается активность масс
ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Лекция «Парадокс». Обучающиеся внимательно слушают текст или читают его и определяют, какие факты или утверждения были верными. А какие, наоборот, был неверными.
ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ» Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Позволяет проанализировать причины событий, поставить цели, показать внутренние связи между частями проблемы.
Графическая схема «ФИШНБОУН»
«Ромашка Блума» Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
ЭССЭ Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка: 1. Обсуждаемая тема (проблема). 2. Моя позиция. 3. Краткое обоснование. 4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие. 5. Причина, почему данная позиция все же правильна. 6. Заключение.
РАФТ Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста. Перед написанием обучающимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста: Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудиторией. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе). Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
СИНКВЕЙН Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Пример синквейна Тайга. Хвойная, зеленая, необъятная. Растет, завораживает, дарит. Щедра сибирская тайга! Берегите!
ХОККУ (ХАЙКУ) Краткие правила написания хайку: Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5. Примеры: Тема «Пустыни России» *** Вот взошло солнце. Вновь воздух сух и горяч. Кругом лишь пески… *** Ежи, корсаки Вдруг попрятались в норы. Полуденный зной.
Бортовые журналы Бортовые журналы – обобщающее название обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Бортовой журнал в самом простейшем варианте: Заполните свой «дневник исследователя» : Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
«Шесть шляп мышления» В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению большой темы. Группа обучающихся делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, иногда используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа. мыслим фактами, цифрами. Только факты. Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. «Какие события описываются в данном рассказе?», «Перечислите действующих лиц» Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (. ) аргументировать. «Наиболее эффективным решением проблемы пробок в городе Перми будет строительство метро, потому что…». Черная шляпа. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло. «Этот раствор не позволил сделать стену ровной, потому что… Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности». Зеленая шляпа. Это – творческое мышление.. «Если бы средняя продолжительность жизни была 100лет, то что бы было». Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, За ними – последнее слово.