Что такое родина в литературе

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое Родина» (ОГЭ по русскому языку)

Что такое родина в литературе. Смотреть фото Что такое родина в литературе. Смотреть картинку Что такое родина в литературе. Картинка про Что такое родина в литературе. Фото Что такое родина в литературе

Любовь к родному Отечеству высоко ценилась во все времена, поэтому тема «Что такое Родина» часто поднимается в экзаменационных работах, для подготовки к которым необходимы аргументы из художественной литературы и жизни, в частности и для сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку на данную тематику. Для того чтобы по-настоящему уважать и любить свою Родину, необходимо знать её историю, обычаи и традиции. Нет ничего важнее самосовершенствования и собственного развития для процветания родного государства. Мы – будущее нашей страны, поэтому делая себя лучше – делаем лучше свою Родину.

Проблема

Что такое Родина и её значение в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Для человека нет лучшего места на Земле, чем то, где он родился. Мы не выбираем себе Родину, это место становится нашим домом ещё до нашего рождения. Свою Родину нужно беречь, заботиться о ней. Родина – это всё, что мы видим и чувствуем: природа, звуки, краски, впечатления, личные открытия. Среди большого количества красивых и интересных стран, только на родной земле спокойно и уютно. К Родине человек привязан корнями родства и воспитания, здесь он родился, стал личностью и обрёл жизненные принципы.

Аргументы

Эпитеты к слову «Родина»

Великая, необъятная, любимая, историческая, милая, настоящая, славная, дорогая, неповторимая, единственная, древняя, духовная, душевная, подлинная, воинственная, непокорённая, могучая, прекрасная, удивительная, сильная, единая, свободная, будущая, большая, малая, легендарная, славная, благодатная, благодарная, искомая, собственная, истинная, благословенная, благородная, освобождённая, гостеприимная, святая, священная, щедрая, неизменная.

Многострадальная, покинутая, забытая, брошенная, потерянная, далёкая, бедная, слабая, несчастная, несчастная, проклятая, позабытая, неприветливая, чужая, опустошённая, истерзанная, измученная, безжизненная, изуродованная, покинутая.

Синонимы к слову «Родина»

Отчизна, Отечество, истоки, родная сторона, родной край, родная земля, родные места, родная страна, своё государство, место рождения, отчий край, земля отцов.

Примеры из художественной литературы

Описание родной природы занимает основное место в творчестве И.А. Бунина. Ещё в раннем детстве сердце писателя было покорено красотой окружающих полей и лесов, с тех пор эта любовь отображается на страницах его произведений.

Рассказ «Антоновские яблоки» называют стихотворением в прозе, это самое лирическое творение И.А. Бунина. Основная тема рассказа – любовь к Родине. Главный герой с душевным трепетом и любовью описывает наступление осени в родной деревне. Приход этой поры года всегда ассоциировался в Выселках с неповторимым ароматом спелых антоновских яблок. Насыщеннее всего запах был вокруг летнего шалаша, где жили два брата помещика. Главный герой с любовью описывает их жилище, в котором с удовольствием бывал летом и захаживал периодически даже в сентябре. Ему очень нравилось любоваться звёздным небом или выстрелить из ружья и слушать, как катится волной эхо по селению и окружающим полям. Главный восторг у рассказчика вызывает быт простого русского народа, он отчасти завидует им, ему также хотелось бы косить, молотить, а затем завалиться на сеновале с тёплой краюхой хлеба. Он не привык к такой жизни, дворяне жили совсем по-другому.

Главному герою очень нравились народные праздники, когда жители деревни весь день проводили на ярмарке и гуляниях, а под вечер ходили в гости отобедать баранины с брагой. В рассказе описываются с особой любовью старые помещичьи усадьбы, с их уютными просторными комнатами и раскидистыми садами, где растут всё те же антоновки. Находясь здесь, можно подумать, что крепостничество ещё процветает, только в его хорошем смысле.

Основным увлечением главного героя была охота, которая начиналась обычно в начале октября, когда заканчивался сезон дождей, и устанавливалась ясная прохладная погода. Он видит свою Родину такой, какая она была раньше, несмотря на то, что эти времена давно уже прошли. На момент повествования, многие знакомые рассказчика уже умерли, их дворянские дома разорились, да и сами некогда процветающие Выселки уже обнищали. Главному герою очень грустно от того, что всё осталось только в прошлом, но он настолько сильно любит родные места, что способен находить в них прелесть даже в мелочах, которые остались неизменны. Ему не хватает только одного – аромата антоновских яблок, который уже почти исчез.

Главная тема повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – любовь к Родине. Отважные запорожские казаки готовы отдать свою жизнь за честь и свободу родного народа. Именно идея народного единства в борьбе с иностранными захватчиками является основной в повести Н.В. Гоголя. Поэтому и основной конфликт заключается в столкновении рьяного защитника Родины Тараса Бульба и предателя – его младшего сына Андрия.

Тарас Бульба – это типичный представитель запорожского казачества. Он не раз побывал в ожесточённых сражениях, военная жизнь стала смыслом его существования. Старый казак по-настоящему жил только на поле боя. Именно поэтому Тарас забирает своих сыновей в Запорожскую Сечь сразу же после их возвращения из бурсы. Ему не нравилось, что его наследники узнали только праздную жизнь казаков, и как только появилась возможность сразиться с врагом, сразу же становится инициатором военного похода на поляков. В бою Тарас Бульба проявляет себя как храбрый и отважный воин, рубящий вражеское войско направо и налево. Также мужественно сражаются и его сыновья, объединённые общей идеей и любовью к своей Родине.

Переломный момент наступает тогда, когда Андрий получает известие от любимой девушки, просящей о помощи. Молодой казак, позабыв обо всём на свете, отрекается от своей семьи и отчизны. Он, не раздумывая, переходит на сторону поляков, поставив свои чувства выше всего остального. Любовь к вражеской дочери и стала причиной предательства Андрия, он стал не просто изменником Родины, а начал убивать своих соотечественников на поле боя. Трагедия младшего сына Бульбы заключается в том, что он оказался настолько слабовольным, что не смог устоять перед соблазном совместного будущего с красивой девушкой, предав не только свою страну, но и свои жизненные принципы. Андрий искренне любил свою Родину, но собственные чувства оказались для него важнее.

«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, в результате которого он был взят в плен, а затем возвратился на родину. Всё произведение проникнуто идеей патриотизма, безграничной любви к своему отечеству. Главным персонажем всего повествования является не Олег и Всеволод, а вся русская земля. Автор с любовью описывает необъятные просторы нашей Родины: её поля, леса, моря и степи. Он испытывает гордость не только от природных богатств родной земли, но и от людей, которые её населяют. В произведении осуждаются междоусобицы и вражда русских князей, из-за которой они не могут объединиться и дать достойный отпор общему врагу – половцам. Автор уверен, что единение – главный залог победы, это единственное, что способно спасти русские земли.

Все пейзажи в произведении обладают душой: перед битвой природа словно плачет, солнце спряталось, а птицы громко и тревожно кричали. Тоскливые картины заброшенной нивы, где давно не орудовал ни один пахарь, олицетворяют печаль автора по русскому народу. Он сопереживает горю, постигнувшему русскую землю, все его чувства слились в единое целое и выразились в любви к своей Родине. Именно эта любовь и вдохновила неизвестного писателя на создание величайшего литературного памятника.

Источник

Образ Родины в русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

Готовые работы на аналогичную тему

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина

Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.

В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.

А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.

Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.

Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.

Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.

Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения. В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь. Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.

Источник

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Родина — аргументы ЕГЭ

Тезисы

Аргументы

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». В своей поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовский выделил проблему большой и малой Родины. Большая Родина для всех нас едина – наша страна, Россия. Малая Родина для каждого своя – это место, где родился, жил и вырос человек. Малая Родина не менее важна для людей. Так, для Василия Теркина ею является Смоленщина. Стоит отметить, что малая Родина Твардовского совпадает с местом рождения и становления героя произведения. На протяжении всей поэмы читатель через переживания Василия чувствует всю боль и страдания от войны, но особенно трагичным моментом является сожаление бойца о том, что он не смог помочь своей малой родине освободиться от захватчика. Василий Теркин несколько лет не видел своих близких, он переживает за свой родной поселок, за судьбу своей страны. Так, волнение за дальнейшую судьбу своей большой и малой Родины вдохновляют Василия Теркина на героические поступки и самопожертвование.

Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» читатель выделяет проблему истинного и ложного патриотизма. Настоящую любовь к Родине проявляли все представители семьи Ростовых и Болконских, а также Пьер Безухов. Петя и Николай Ростовы, Андрей Болконский героически сражались в военных действиях против французов. Князь Андрей даже после Аустерлицкого сражения и серьезного ранения отправился в бой снова, чтобы спасти свою родину ценой самопожертвования. Даже Пьер Безухов, толком не разбираясь в военных действиях, отправился в самый разгар сражений и попал в плен, но все же смог помочь людям в осажденной Москве. Наташа Ростова, когда вражеские войска вплотную подошли к Москве, настояла на том, чтобы подводы для имущества их семьи отдали раненым бойцам. А вот ложный патриотизм хорошо виден в салоне Анны Шерер, в разговорах Курагиных. Все они долго обсуждали ход войны, однако дальше слов большая часть светского общества побоялась зайти. А люди вроде Друбецкого и вовсе делали карьеру, пользуясь незавидным положением России и не тревожась о ее судьбе. Отсюда следует, что патриотизм и любовь к Родине выражаются в действиях, а не только в словах.

Лирика Есенина. Сергей Есенин – один из известнейших поэтов русской литературы, писавший о своей любви к Родине. В обращении к своей деревне, он пишет «Край любимый!». С первых строк читатель чувствует привязанность и теплоту автора к селу Константиново. Отдельное внимание поэт уделяет природе русского края: «…Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Поэт восхищается реками, озерами, лесами и полями. Сергей Есенин, как представитель новокрестьянской поэзии, особое внимание уделяет деревенским пейзажам и крестьянскому укладу жизни. Он трепетно относится к хрупким хижинам, старинным избам, при этом искренне переживает за сохранение такого уклада жизни. Как патриот, он жаждет, чтобы война на территории его родины быстрее закончилась, и перестала разрушать свои же деревни и селения. На тему Родины Сергей Есенин пишет всегда эмоционально, с особым трепетом. Поэт и сам утверждает, что «чувство Родины – основное в моём творчестве».

К.М. Симонов «Родина». Поэт и писатель Константин Симонов прошел всю войну, поэтому он писал о ней без прикрас литератора и со знанием очевидца. Его стихотворения берут за душу, прикасаясь к самому животрепещущему и дорогому в ней — к образу родины в нашем сердце. В стихотворении «Родина» поэт вспоминает о своем любимом крае, о том, как остро ощущается нехватка родных пейзажей в период войны. Большее внимание поэт уделяет месту, где он родился и вырос: «Ты вспоминаешь не страну большую, какую ты изъездил и узнал, ты вспоминаешь родину — такую, какой ее ты в детстве увидал». Автор говорит о необходимости бороться за свою родную землю, можно и умереть за неё, ведь она как мать – единственная и неповторимая. Так, Константин Симонов пробуждает в читателях чувство патриотизма и привязанность к большой и малой Родине.

М. Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия». Один из величайших представителей золотого века русской художественной литературы, М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Прощай, немытая Россия» в период своего творческого и духовного кризиса. На первый взгляд, данное стихотворение можно отнести к критике России. Лирический герой осуждает свое отечество. Однако поэт разделяет государство и страну, поэтому его горькие упреки относятся не к России, а к царизму и его последствиям. Чувство разочарования и ненависти к политическому строю и побудили поэта к написанию этого стихотворения. Он переживает за дальнейшую судьбу своей большой Родины, отмечая бесперспективность и губительность царской власти, которая делит общество на рабов и господ. Осуждение, выраженное в произведении, обращено не к России, а её политическому и общественному строю. Таким образом, можно не любить и критиковать политический режим в государстве, но переносить этот негатив на родину ни в коем случае нельзя.

А. А. Блок «Россия». Тематика творчества А. Блока менялась по мере его взросления и творческого формирования, однако неизменной оставалась истинная любовь к Родине. В своем стихотворении «Россия» поэт принимает свою Родину такой, какая она есть на самом деле, без излишнего романтизма. При этом А. Блок не скрывает, что он переживает за дальнейшую судьбу России. Надвигающие революции, Гражданская и Первая мировая войны – весь этот вихрь ужасов надвигается на Родину. Но, несмотря на все трудности, как и в прежние времена, Россия воспрянет духом и встанет на ноги. За отсталостью и бедностью скрываются природные богатства и человеческая сила духа. А. Блок выражает веру в Россию, хоть и подмечает все ее недостатки. Это и есть осмысленный, здравый патриотизм.

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». В своем стихотворении К.Ф. Рылеев повествует о героическом поступке крестьянина Ивана Сусанина, который отвел вражеское войско в леса, дав юному царевичу Михаилу Романову сбежать. Поляки, поняв, что их повели в противоположную сторону, убили старика. Иван Сусанин предвидел данное развитие событий, но он не мог предать Отечество и своего государя, поэтому предпочел отдать жизнь во спасение будущего России. Самопожертвование и альтруизм крепостного Ивана Сусанина подтверждают любовь русского человека к своей Родине.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». В романе А.С. Пушкина описывается гражданская война, когда брат идет на брата, а родина у каждого из них своя. За свое видение отечества люди из одной страны проливают кровь сограждан. Но каждый из них верен своему идеалу. Так, Петр Гринев, даже под страхом смерти, не решается перейти на сторону самозванца Пугачева и отказывается присягнуть мятежнику. Несмотря на то, что Петр не раз обращался к бунтовщику за помощью, он говорил честно, что в ответственный момент будет противостоять Пугачеву. Петр Гринев позиционирует себя как человека чести, слова, верного своей Родине и государству. В противовес ему ставится Швабрин, для которого не существует понятий преданности и любви к Родине. Он принимает любого победителя и не имеет представления о любви к родине. В отличие от Петра и Емельяна, Алексей равнодушен к будущему своей страны, поэтому не имеет убеждений.

В.Л. Кондратьев «Сашка». В повести В. Кондратьева «Сашка» читатель знакомится с юношей, который, переступив линию фронта, забыл о детстве и беззаботной жизни. Столкнувшись с ужасающей реальной картиной войны, мальчик не испугался и, осознавая свою роль, принялся защищать свою Родину. Подвиги и героические поступки, совершенные юношей, говорят об его альтруизме и любви к своей большой и малой Родине. Помимо этого, главный герой всегда остается человеком, не забывая даже на войне о моральных качествах. Так, автор показал, что у патриотизма нет возраста.

Источник

Журнальный мир

Что такое родина в литературе. Смотреть фото Что такое родина в литературе. Смотреть картинку Что такое родина в литературе. Картинка про Что такое родина в литературе. Фото Что такое родина в литературе

Особое чувство Родины в русской литературе

Что такое родина в литературе. Смотреть фото Что такое родина в литературе. Смотреть картинку Что такое родина в литературе. Картинка про Что такое родина в литературе. Фото Что такое родина в литературе

Особое чувство Родины в русской литературе

О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе — через всю ея условностьобраз невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России.

Б. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»

Главным героем древнерусской литературы, главным предметом чаяний, переживаний и пророческих озарений авторов была Русская земля. Академик Д.С. Лихачев совершенно справедливо назвал литературу домонгольского периода литературой одной темы — темы Русской земли. Можно смело утверждать, что данное положение распространяется на весь русский литературный процесс вплоть до настоящего времени.

Особое чувство Родины, можно сказать, изначально присуще русскому человеку. Оно сохраняется на генном уровне, впитывается нами с молоком матери. Даже тоска по Родине, свойственная вообще-то каждому народу, у русских людей проявляется особенно остро:

И несем в чужие страны

(А.Н. Вертинский, «О нас и о Родине», 1935)

У неискушенного читателя, открывшего первые страницы «Повести», может возникнуть вопрос: зачем создатели летописи обращаются к столь давним, в прямом смысле слова, послепотопным временам истории человечества, к рассказу о Ное и его сыновьях? Ведь речь вроде бы должна идти о начале, об истоках Русской земли? Отвечаем. Если Русская земля в древнерусской традиции — это, в первую очередь, народ, ее населяющий, вопрос должен быть поставлен так: откуда появился (возник) русский народ? — Летопись свидетельствует: от нориков, которые и есть славяне. Так, шаг за шагом, — от минувшему к настоящему — автор приводит читателя к неоспоримому факту: русичи — потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. Отсюда следует неизбежный вывод (и этот вывод сегодня нисколько не потерял своей актуальности!): русские, как и другие народы, имеют такое же право на свою землю, на свою историю, на свое место в истории человечества. Легендой о посещении Русской земли апостолом Андреем Первозванным летописец как бы освещает и освящает эту землю светом христианства. Если летописный рассказ о сынах Ноя утверждает старозаветное право славян на свое место в истории человечества, то легенда, основанная на духе Нового Завета, фактически дает русичам, говоря словами Пушкина, право на «свою формулу истории».

Особое чувство Родины в русском человеке и героях русской литературы проявляется по-разному: и в страстном патриотическом порыве, стремлении защитить Отечество, и тогда судьбы героев неразрывно связываются с судьбами страны; и в борьбе за веру православную, за Святую Русь; в любви к народу и стремлении к «народной правде»; в установлении особой, духовной связи с родной природой.

Повторим еще раз: в русском национальном сознании Родина — понятие неизменно священное, неизменно несущее в себе Божественное начало.

Что может противостоять смуте, разбою, грабежам, унижению иноземного закабаления? — Любовь к Отечеству:

А разве дети могут мать покинуть

И вновь традиционно для русской классической литературы любовь героев пьесы к Отечеству неотделима от преданности православной вере:

Поможем, братья, родине святой!

Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

Не все ль мы дети матери одной?

Не все ль мы братья от одной купели?

Герой Островского, защитник России от польской интервенции и опасности превращения русских людей в католиков, в понятие Родина включает и «родные пепелища». Здесь русский драматург, несомненно, следует пушкинскому пониманию Отечества и форм проявления любви к нему как пониманию русскому национальному. (Имеется в виду черновой набросок Пушкина, ставший одной из формул русского самосознания:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.)

Одновременно Островский усиливает православное звучание текста пьесы, исходя из той исторической ситуации, которую он художественно воссоздает:

Нам дороги родные пепелища,

Мы их не променяем ни на что.

Нам вера православная да церковь

Дороже всех сокровищ на земле.

(Вскоре после создания пьесы драматург особо оговаривал: «Подняло в то время Россию боязнь костёла, и Минин собирал деньги на великое дело, как собирают их на церковное строение».)

Еще один важный момент: когда приходит пора Козьме Минину принимать окончательное решение, ему является Сергий Радонежский, собиратель русского духа, в свое время вдохновивший на битву с иноверцами Дмитрия Донского. Любовь к Отечеству и высокая ответственность перед ним окрыляют героя и дают ему силы поистине богатырского, былинного размаха:

Я чувствую неведомые силы,

Готов один поднять всю Русь на плечи,

Готов орлом лететь на супостата.

Эта богатырская державная поступь русского православного солдата уже звучала в чеканных строках Г.Р. Державина :

А слава тех не умирает,

Кто за Отечество умрет

На излете XVIII века, века европейского Просвещения, на глазах «просвещённой» (и изумленной!) Европы суворовские чудо-богатыри проявили беспримерную отвагу в битвах и беспримерную волю в преодолении любых преград и любых лишений во имя Веры и во имя Отечества. В статье 1846 года «Мнение русских об иностранцах» А.С. Хомяков приводит показательную беседу «прогрессивного» «европейски просвещенного» сына с отцом — защитником «старины» по поводу суворовских побед: «Раз случилось, что сын сказал ему: “Разве не нашему просвещенному времени принадлежит слава побед и самое имя великого Суворова?” Старик обратился к восьмидесятилетнему отставному майору, давно уже отпустившему седую бороду, и спросил с улыбкой: “Что, Трофим Михайлович, похожи были Суворов и его набожные солдатики на моего Мишеля и его приятелей?” Разговор кончился общим смехом и долгим, басистым хохотом седого майора, которому эта мысль показалась нестерпимо смешною. Молодой денди сконфузился». Хомяков резюмирует: «Точно такого же рода вопрос и с таким же ответом мог бы быть приложен и ко всему великому, совершенному нами ».

Из сферы церковной жизни с её догматами и таинствами соборность распространяется в сферу русской общенациональной всесословной жизни, входит в её плоть и кровь. Тогда единение всех и каждого на основе братской христианской любви, подчинение личных устремлений и идеалов надындивидуальным всеобщим идеалам Христа, органичное «единство во множестве» как проявление «свободного единодушия» (А.С. Хомяков) в момент решающего противостояния захватчикам переходит в решительное приятие общей судьбы, в потребность общей борьбы, общей жертвы во имя чести и независимости Родины.

Соборность трудно передать словесно — она постигается душой и сердцем. И все же русская классическая литература, плоть от плоти, кровь от крови народа, в лице своих великих представителей преодолевала эту трудность.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Неслучайно Лев Толстой признавался, что именно это стихотворение стало зерном замысла его четырехтомного романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869).

«Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру Безухову неизвестный ему солдат во время подготовки русских к Бородинской битве. — «Несмотря на неясность слов солдата, — поясняет Л. Толстой, — Пьер понял всё то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой». Читаем ниже: «Увидав мужиков, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Теперь глубина содержания поэмы Твардовского обретает особую простоту и ясность :

В последующей сцене, на паперти, — апофеозе «чувства родины» — отчётливо ощущается то, что никогда более не проявится в творчестве Тургенева — начало соборного единения в Боге и любви. Мелодия любовного чувства к Лизе в сердце героя наполнилась Лизиной молитвой о нём и на мгновение влилась в симфонию русской жизни. И церковная служба, и Лиза, его ангел-хранитель, и яркое солнце, и молодая трава, и пёстрые (яркие) платья и платки женщин, и гудение колоколов соседних церквей — всё это есть уже свет, цвет и полный голос «народной правды».

С отъездом Лизы это всё исчезло. — Лаврецкий «раздал свои деньги нищим и тихонько побрёл домой».

После ухода Лизы в монастырь герой Тургенева не смиряется ни перед Богом, ни перед народной правдой, что есть одно и то же. Он смиряется перед судьбой. Поэтому он сломлен. Герой Тургенева мог быть счастлив. И не стал счастливым. Он мог, говорит писатель, быть доволен. Но не стал довольным. Он делает дело, а душа его мертва. Чувство родины не исцелило её, потому что без народной правды оно стало мертвой водой. Жизнь героя закончилась. Теперь он живет по инерции.

По Достоевскому, народная правда — «правда Христа» — оживляет и воскрешает человека.

По Тургеневу, такая правда умаляет человеческую личность и губит её. Это закономерно потому, что сам автор «Дворянского гнезда» как «русский скиталец» («русский европеец») стремится поверить народную правду «началами, выработанными западной жизнию».

Правда русского характера Лаврецкого не слилась с народной правдой, а кровное «чувство родины» не стало духовным чувством. Сам же Тургенев своей судьбой и своим творчеством явил миру трагедию совершенного «русского западника», «русского скитальца» и закономерно, по Достоевскому, — «русского страдальца». Любя Россию, он искренно и страстно желал ей блага на путях приобщения национального бытия к «началам, выработанным западной жизнию» и — был обречен всюду видеть крах своих надежд и упований. Поэтому его герои — даже самые что ни на есть «крепкие» русские натуры, с «долговечной» силой, с живущим в них «чувством родины» — фатально обречены на уход с «земного поприща». Поэтому Тургенев с горечью сравнивал себя то с «полуразвалившимся сараем», то с «едва привитой [речь, разумеется, идет о европейской культурной прививке. — Авт. ] российской яблоней».

Ощутить, увидеть Бога благодаря общению с природой — это особое качество православной души, и как раз об этом замечательное стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837).

Когда волнуется желтеющая нива,

Когда росой обрызганный душистой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Известный современный литературовед И.А. Есаулов совершенно справедливо заметил: мы привыкли считать (а вернее, нас приучили к этому), что русский пейзаж хорош сам по себе; однако без маковок православных церквей пейзаж перестает быть русским.

«Храмы Божии по лицу земли родной» (Н. Некрасов) — свидетельство присутствия Бога в сердце человека, в сердце России.

Храм божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Храм воздыханья, храм печали —

Убогий храм земли твоей:

Тяжеле стонов не слыхали

Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,

Своей тоски неодолимой

Святое бремя приносил —

И облегченный уход.

(Н.А. Некрасов, поэма « Тишина», 1856–1857)

Эти проникновенные строки были написаны Некрасовым во многом вопреки демократическим установкам поэта.

Однако чувство Родины заставило звучать некрасовскую лиру по-иному. Поэт взглянул на русскую жизнь новыми глазами после возвращения из заграничного путешествия, после событий, связанных с Крымской войной, когда протестантская Англия и католическая Франция союзно с мусульманской Турцией при полной поддержке западноевропейских политиков (которых Пушкин когда-то иронично назвал «народными витиями») обрушились на Россию всей своей военной и пропагандистской мощью. В поэме «Саша» (1855) Некрасов воскликнет:

Дай мне отраду объятий родных,

Дай мне забвенье страданий моих!

В поэме «Тишина» признается:

Как ни тепло чужое море,

Как ни красна чужая даль,

Не ей поправить наше горе,

Размыкать русскую печаль!

Все русские классики, начиная с середины XIX века, на определенном этапе жизни и творчества обязательно приближаются к Пушкину, к его пониманию «иной формулы» русской истории, отличной от западноевропейской, к его приятию Отечества таким, каким оно сформировалось на протяжении долгого исторического пути. Благодаря пушкинскому пониманию Отечества Некрасов в поэме «Тишина» художественно соединит (синтезирует) древнерусское видение родной земли с некой идеальной высоты с пушкинским изображением картин родной природы:

родной, любимый вид!

Там зелень ярче изумруда,

Нежнее шелковых ковров,

И, как серебряные блюда,

На ровной скатерти лугов

В высших своих образцах русская литература облекает формулу БогОтечествонарод в совершенную художественную форму, раскрывающую самое сокровенное в сердце русского человека, связанное с восприятием мира и сути человеческого бытия. Видит Христа русскими глазами. Русский пейзаж суров, прост, безмолвен, даже можно сказать, скуден. Беззащитен в молчании, и этим он соотносим в русском национальном сознании с образом Христа, молчаливо благословляющего на терпение и кротость жертвы. Классическим стало знаменитое стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья…» (1855):

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Строки «Край родной долготерпенья, // Край ты Русского народа!» были взяты Тургеневым в качестве эпиграфа для лучшего его произведения — рассказа «Живые мощи» (1874). С радостью мы возвратимся к разговору о писателе. Ведь главный герой романа «Дворянское гнездо» Федор Лаврецкий с его несчастной личной жизнью во многом был списан Тургеневым с самого себя. А теперь у нас появилась возможность проследить, как проявляется неискоренимая русская суть писателя, который, хоть на мгновенье, как и герой его рассказа, приобщился к народной правде.

Главная героиня — «долготерпеливая» Лукерья — символ христианской кротости и смирения народа, его «тихого» самопожертвования. Она живёт, «не жалуясь и не напрашиваясь на участие», смиренно несёт свой крест: «Да и на что я стану Господу Богу наскучать? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне крест — значит, меня Он любит». Скованная смертельной болезнью, она уверена, что «иным ещё хуже бывает». Неподвижно лежащая в тёмном сарайчике, она радостно впитывает в себя все звуки и запахи, все доступные ей краски мира Божьего. Забыв о себе, думает о нуждах других. И только в самом конце рассказа, под впечатлением встречи с прошлым в лице барина, прорывается в ней такое понятное, простительное в её праведном долготерпении, прощальное сожаление: «Помните, барин, какая у меня была коса? Помните — до самых колен!»

— Пётр Петрович! Подойдите, пожалуйста! — повторил голос.

При встрече с Лукерьей герой испытывает настоящий эвдемонический шок («остолбенел от удивления»): только что он «дышал радостно — всею грудью» «вольным воздухом, под ясным небом», и вдруг — за полуоткрытой дверью — темнота, а в углу некое «живое человеческое существо, но что это было такое?».

Затем наступает время эвдемонического изумления: Лукерья о своей страшной беде рассказывает почти весело.

После возвращения русской классики XIX века в лоно русской духовности наша литература никогда уже не утрачивала связь с нею.

Осмысление и изображение трагедии революционной России как «распятия русской души» вело И . С . Шмелева и Б . К . Зайцева к вере в возможность духовного воскресения нации, всего русского мира.

Атмосфера религиозной патриархальности, идеально-ностальгическая дымка давно минувшего детства в « Лете Господнем » (1933–1948) и « Богомолье » (1931) охватывали русского читателя-ровесника Шмелева. Наплывая на трагическое настоящее, они поддерживали в нем веру в красоту, правильность и неискоренимость духовно нравственных устоев общества. Читатель же (а таких с каждым годом становилось все больше), лишенный подобного целительного опыта, незнакомый даже с бытовыми реалиями ушедшей жизни (писателю приходится объяснять ему значения слов «обоз», «чугунка», «сбитень»; ещё труднее читателю услышать вместе с автором визг полозьев в мороз или понять ощущение особой радости героя при скрипе первых колес весной), благодаря пронзительному шмелевскому чувству Родины все-таки оказывается способен испытывать утишающее умиление от соприкосновения с Россией и «православным строем ее души» (И.А. Ильин).

В « Богомолье » в главе «У Троицы» Шмелев запечатлел образ народной Руси, идущей к Сергию Радонежскому: «Свежие лица девушек тихих и ласковых в ссунутых на глазах платочках, вымытые до лоска к празднику; чистые руки, несущие бережно просвирки добрые, робкие старушки, в лаптях, в дерюжке, бредущие ко святыням за сотни верст, чующие святое сердцем». Видимо, эти строки и вызвали восклицание И.А. Ильина : « Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа ».

В творчестве Бориса Зайцева просто и отчетливо звучит призыв «устоять»: «Борись, отстаивай свой дом, свою семью и детей. не сдавайся, русский, гражданин Арбата. Будь спокоен, скромен, сдержан. Призывай любовь и кротость, столь безмерно изгнанных, столь поруганных. Плачь с плачущими. Замерзай с замерзшими и голодай с голодными. Но не гаси себя и не сдавайся плену мелкой жизни, мелкого стяжательства ты, русский, гражданин Арбата» ( рассказ «Улица Св. Николая», 1918–1921 ).

«В святой обители природы…» живет и совершает поступки лирический герой Рубцова. У поэта природа — полноценный художественный образ, имеющий святое для него значение и выступающий как символ Руси.

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола.

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

Если использовать эту соотнесенность в качестве ключа к пониманию и толкованию других стихотворений поэта, получим довольно целостную и законченную картину. При таком подходе яснее становится глубинный смысл строк стихотворения «В глуши» (1968) :

С высоких, после гроз,

Значение слова «небес» в данном контексте — гораздо шире того, что мы видим над своей головой. Поэт сам указывает на это, подводя читателя к необходимому выводу:

Земная веет святость,

Несет небесный свет.

Такая соотнесённость проходит через всё творчество Рубцова, открыто выражаясь во многих стихотворениях:

А возле ветхой сказочной часовни

Стоит берёза старая, как Русь…

(«Осенние этюды», 1965)

Как человек Богоподобный,

Внушает в гибельной борьбе

Пускай не ужас допотопный,

Но поклонение себе.

Природа и человек выступают как единое целое, взаимообусловленное и божественное по своей сути.

Глубоко символичное значение имеют образы церквей, соборов, храмов. Человек в поэтической системе Рубцова вписан в контекст истории тысячелетней Руси. И это объединение происходит в том числе через образ храма.

Как сон столетий, Божий храм…

Более того, прошлое в поэтической системе Рубцова объединяется с настоящим, восстанавливая прерванную духовную традицию:

А на горе — какая грусть! —

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь…

Какая жизнь отликовала,

И всё ж я слышу с перевала,

Как веет здесь, чем Русь жила.

Любовь воскрешает атамана, разбойника Лялю, который загубил немало людских душ. Раскаиваясь, он открыто заявляет возлюбленной княжне о дальнейшем пути:

Мы уйдем из этого становья,

Не желая продолжения разбоя и убийств, герой погибает в неравной схватке с алчным слугой Бархоткой. Поэт дает национальное понимание поступков кающегося грешника. В таком подходе он противоположен трактовке сходного сюжета у Некрасова, который показывает ситуацию, когда прощение раскаявшемуся разбойнику дается через убийство себе подобного ( сказание «О двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ).

Для Рубцова такой вариант «разрешения крови по совести», пусть и во имя высших побуждений, неприемлем. Более того, доводя ситуацию до высшей точки нравственного звучания, поэт создает образ старухи Шалухи, служанки Ляли, которая ощущает личную ответственность за искупление грехов хозяина. Рассказывая о жизни и смерти атамана, она пытается предостеречь людей от совершения подобных поступков.

Так, скорбя, и ходит богомолка,

К людям всем испытывая жалость,

Да уж чует сердце, что недолго

Ей брести с молитвами осталось.

Глубоко символично, что героиня умирает на могиле хозяина. Автор указывает на то, что такие действия Шалухи освящены свыше: «Вдаль гонима волею верховной …»

Художественное пространство и время в произведениях Рубцова широко, безгранично, направлено в вечность. Ничто не могло заставить Рубцова озлобиться. Строки из стихотворения «До конца» (1968) стали не только творческим кредо, но и принципом всей жизни автора, как, впрочем, любого порядочного человека.

Я клянусь, душа моя чиста.

Пусть она останется чиста

До смертного креста!

Однако позиция лирического героя шире. Он не только отвечает за свою совесть, но и утверждает богоподобность человека и его ответственность за совесть и поступки окружающих:

Черного лебедя — белым!

Рубцов не только не отделяет свою судьбу от общей судьбы народа, но и испытывает боль из-за потери некоторыми лучших черт национального характера: сострадания, взаимопомощи («Неизвестный»). Понять другого человека можно, только принимая его радости и скорби как собственные. Таков лирический герой стихотворения, видевший состояние неизвестного: «Он шел против снега во мраке бездомный, голодный, больной». Оценка, данная женщине, не пустившей прохожего на ночлег, сурова: « Тупая какая-то бабка».

В качестве противопоставляемого типа выступает православно открытая, соборная личность. Такова героиня стихотворения «Русский огонёк» (1964) :

Я был совсем как снежный человек,

Входя в избу (последняя надежда!),

И услыхал, отряхивая снег:

— Вот печь для вас и тёплая одежда…

Через постижение русского национального характера происходит слияние лирического героя с историей своего народа:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

Сиротский смысл семейных фотографий:

И близких всех душа не позабудет…

Постигая народную духовность, лирический герой формулирует собственное отношение к миру:

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Он в ласках мира, в бурях века

Достойно дожил до седин.

И вот… Хоронят человека…

— Снимите шапку, гражданин!

(«Идет процессия», 1967)

Психологически точно передаются переживания лирического героя:

Идет процессия за гробом.

Долга дорога в полверсты…

И длится, длится поневоле

Тяжелых мыслей череда…

О чем бы ни писал Рубцов: о Родине, о природе, о любви, о детях, — всюду мы находим проявление коренных национальных черт. Так великим русским поэтом воплощен положительный национальный тип, православная духовность русского народа.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Видения на холме », 1962 )

Вернемся к монументальному образу Русской земли в «Слове о погибели Русской земли»: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубровами, чистыми польми, дивными зверьми, разноличьными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!» Вот она величественная, безмерная, Святая Русь. Вот она — в своей идеальной ясности и кристальной чистоте духа. На века запечатленная в национальной памяти нашего народа, зовущая и взыскующая.

1 Автор приносит искреннюю благодарность Д.А. Ковальчуку за предоставленный им материал о поэзии Н.М. Рубцова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *