Что такое родительская компетентность

Консультация «Родительская компетентность»

Что такое родительская компетентность. Смотреть фото Что такое родительская компетентность. Смотреть картинку Что такое родительская компетентность. Картинка про Что такое родительская компетентность. Фото Что такое родительская компетентность Осадчева Карина
Консультация «Родительская компетентность»

Родитель должен знать главное правило- ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.

«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности.

Когда неграмотный родитель в 3- 4 года, желая, скорее всего, удовлетворить свои собственные амбиции, старается обучить ребенку чтению, письму и даже иностранному языку, не учитывая возрастных психических особенностей, он наносит, безусловно, вред психике и здоровью ребенка.

Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеального.Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть понятие: невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком.

«Компетентный родитель»должен знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания:

1. Гипоопекающий тип, когда происходит эмоциональное неприятие ребенка, ему уделяют недостаточно заботы и внимания. В таких семьях ребенок чувствует себя одиноким, у него формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка и в дальнейшем ребенок воспринимает мир враждебно, ведет себя агрессивно, растет неудачником. Это происходит и в семьях, где царит авторитарный тип управления семьей. Демократизация методов воспитания, предоставления безграничных свобод тоже чреваты негативными последствиями. Лишенные родительского тепла, опеки и заботы дети, часто вырастают скрытными, лживыми, душевно черствыми

2. Гиперопекающий тип. Ребенку многое прощается. Беспрекословно выполняются все его желания и капризы, ребенок лишается воли, самостоятельности, требует к себе повышенного внимания.

ИКТ-компетентность педагога Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении.

Консультация для родителей «Родительская ложь» Родители часто лгут своим детям, уже с ясельного возраста. Некоторые это делают постоянно, некоторые эпизодически. Лишь единицы принципиально.

Что такое родительская компетентность. Смотреть фото Что такое родительская компетентность. Смотреть картинку Что такое родительская компетентность. Картинка про Что такое родительская компетентность. Фото Что такое родительская компетентностьИз опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для родителей на тему «Родительская любовь» Консультация на тему «Родительская любовь» Любя своих детей, учите их любить вас; не научите — будете плакать на старости лет — вот, по-моему,.

Консультация для родителей «Родительская помощь в развитии речи детей» Развитие речи – это основной фактор умственного и речевого развития дошкольника. Речь не является врождённой способностью человека, она.

Консультация для родителей «Родительская помощь в развитии восприятия у детей 3–4 лет» воспитатель МАОУ СОШ № 58 города Тюмени (корпус № 2, дошкольное отделение) Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности.

Консультация для воспитателей «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения» На современном этапе, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, с разработкой на государственном уровне системы программных мероприятий,.

Педагогическая компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций Педагогическая компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций. Аннотация: в статье рассматривается понятие «педагогическая.

Родительская компетентность и вопросы взаимодействия образовательной организации и семьи Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция.

Консультация «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Статья на тему: «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы,.

Источник

Статья: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»

Что такое родительская компетентность. Смотреть фото Что такое родительская компетентность. Смотреть картинку Что такое родительская компетентность. Картинка про Что такое родительская компетентность. Фото Что такое родительская компетентность Галина Семёнова
Статья: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В. Леви)

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Родительство не профессия, а сложное многогранное социально – психологическое явление. На формирование компетентности родителейвлияют самые разные факторы: культурно – исторические, социально – экономические, этические, психологические и др.

Е. П. Арнаутова рассматривает природную и социальную составляющие родительской компетентности. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода… связана с такими понятиями, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя, эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность». По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно – нравственные традиции общества. Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним «совместный язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка. Родительская компетентность – это сочетание знаний, чувств и действий.

Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско – родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии,основными принципами которого являются:

— взаимоуважение и взаимодополнение;

— сотворчество в воспитании.

Педагог – профессионал. Он и выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольный период, обогащения представлений родителей о возрастных психолога – педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Детско-взрослый проект «Развиваемся.

Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО Известно, что ранее в стране широко практиковалась организация педагогического всеобуча. Для родителей организовывались лекции, составлялись.

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Повышение родительской активности как одно из условий реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании Понятие «компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, вызвав многочисленные вопросы со стороны педагогов, в плане.

Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики Составитель – воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Презентация на тему: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект «Современный родитель». Повышение ИКТ-компетентности родителей Актуальность Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать.

Семейный клуб «Развитие малыша» — как эффективная форма сотрудничества и повышения родительской компетентности Слайд 1 Более 10 лет назад был создан этот клуб. Второй год как я являюсь руководителем клуба «Развитие малыша». Слайд 2 Когда клуб был.

Статья о музыкальном воспитании детей раннего возраста Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя не только красоту музыки, но и её волшебную силу,.

Источник

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Что такое родительская компетентность. Смотреть фото Что такое родительская компетентность. Смотреть картинку Что такое родительская компетентность. Картинка про Что такое родительская компетентность. Фото Что такое родительская компетентность Елизавета Спасова
Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя, способного развивать компетенции своего ребенка.

Однако, в настоящее время у родителей дошкольника,возникают разного рода проблемы: недостаточная развитость воспитательных навыков, опыта; отсутствие времени для качественного взаимодействия с ребенком; отсутствие понимания родителями воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию и обучению детей; недостаточность информации об особенностях ребенка (психологических, педагогических и др.); самостоятельный поиск ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию и развитию детей.

Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой, безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в семье. Чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания ближайшему окружению (дедушки, бабушки) или третьим лицам (няни, гувернантки) изменяет содержание и темп воспитательного процесса, принимает формы непостоянного, даже негативного или незапланированного воздействия. Результаты такого воспитания достаточно явно прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей в форме серьезных акцентуаций, отсутствии необходимых мотивов, умений, знаний и навыков. Поэтому возникает необходимость применения новых, инновационных технологий в работе с родителями в дошкольной образовательной организации, направленных на повышение их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника.

Проблема формирования компетентности родителей является в наши дни весьма актуальной и с научной, и с практической точки зрения. Однако, прежде чем приступить к ее непосредственному рассмотрению, обратимся к теоретическому осмыслению понятий «компетентность», «педагогическая компетентность», «психологическая компетентность».

Смысловое значение компетентности как «полноправности» в толковом словаре В. Даля включает «полное соотношение праву» либо «полноту права». Знания при этом являются базой для исполнения действий, утверждения правомочности в отношении чего-либо. Словари российского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова предоставляют определение компетентности как обладание глубокими познаниями в какой-нибудь области; познание, осведомленность, авторитетность, что, вполне возможно, послужило причиной для понимания компетентности как основы и следствия присвоения определенной суммы знаний, умений, умений. Неслучайно, обширным предметом исследований, главным образом, считаются условия приобретения человеком определенного вида компетентности, отличительные черты ее проявления в образовании, в профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека вообщем [43].

И. А. Зимняя позиционирует компетентность как основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [12].

Компетентность необходимо рассматривать в контексте уровня умений личности, отражающего степень соотношения определенной компетенции и позволяющего работать плодотворно в изменяющихся условиях социальной действительности. Компетенция – это готовность и способность индивида к мобилизации совокупности знаний, методов воздействия, взаимоотношений и внешних ресурсов для успешной работы в конкретных жизненных ситуациях в рамках оптимального анализа, оценки риска, прогноза явлений, решения трудностей, проявления инициативы и творчества [4].

А. В. Хуторской предлагает трактовку дефиницию компетентности как владение, обладание индивидом подходящей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету работы [55]. Внутри понятия «компетентность», почти все научные работники выделяют и ее составляющие. По мнению исследователей, ключевыми структурными составляющими компетентности являются: знания о конкретном предмете деятельности, ценностные отношения и убеждения к этим знаниям и предмету, готовность применять знания, умение без ошибок определять собственные ресурсы, ставить задачи и исполнять конкретное практическое действие по реализации этих знаний и накопления опыта работы.

Анализ вышеизложенного дал возможность резюмировать, что ученые в контексте изучения феномена «компетентность» выделяют в ней высококачественные (содержательные, количественные и многофункциональные аспекты. Классы явлений, определяющие основу феномена «компетентность»рассматриваются в рамках: специфической способности», «психического состояния», «сочетания психических свойств», «способностей и умений», «характеристики конкретного индивида или его действований», «узкоспециализированных знаний, навыков», «совокупности компетенций», «социальных и индивидуальных форм активности» и т. п. [57].

Аспекты высококачественного (содержательного)порядка отражают категории: «наличие знаний и опыта», «круг предметов» либо «круг вопросов», «понимание ответственности за собственные знания», «специальное образование», «опыт социально-профессиональной деятельности», «личностное отношение», «гуманно-ценностное отношение» и т. д.Аспекты количественного плана рассматриваются в рамках: «широкой общей и специальной эрудиции», «уровня обученности социальным и индивидуальным способам активности», «диапазона и широты знаний и умений», «хорошей осведомленнности», «степени соответствия основных характерных свойств индивида требованиям профессиональной деятельности», «интеллектуального соответствия определенным задачам, решение которых необходимо для работающего на этой должности субъекта», «количественных и качественных задач, которые сформулиро-ваны и решаемы индивидом в его основном рабочем функционале», «уровня и качества освоения знаний и умений», «надежности знаний» и т. д.

Аспекты функционального плана акцентируют внимание на необходимости изучения компетентности «для принятия суждений о чем-либо», «для действенной работы в данной предметной области», «для принятия успешных решений». Данный аспект подчеркивает необходимость компетентности «в обстановках, где работать нужно без помощи других и ответственно», оптимально необходимо «выполнять конкретные трудовые функции». Компетентность дает возможность индивидуму «в рамках собственных возможностей и статуса с успехом работать в обществе»; как способность она дает возможность «выполнять определенные задания»; «рационально организовывать и рассчитывать собственную работу», «использовать знания в типовых ситуациях», и еще «быстро адаптировать их при изменении целей, технологии, организации и условий труда», «использовать приобретенные знания в практике профессиональной деятельности», «творчески применять их, создавая новейшую информацию, инновационные объекты реальности, изменяя окружающие условия согласно с планами самосовершенствования, самореализации личности и т. д. [57].

Существуют разнообразные классификационные виды компетентностей. В рамках проводимого исследования нас интересует педагогическая и психологическая компетентность родителей. В данном ракурсе компетентность родителя мы рассматриваем как совокупность общекультурных (коммуникативных, информационных, самообразования) и специфических (правовых, финансовых, эмоциональных, общественных, витальных, педагогических) компетенций, достаточных для успешного воплощения им, функций обучения, воспитания и становления ребят для их успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентный родитель – это человек, который не испытывает тревоги, чувство испуга и вины за то, что он «плохой» родитель. Это субъект, готовый созидать реальную обстановку, в какой подрастает его малыш и предпринимать усилия для того, чтоб ее поменять в позитивное русло оптимального совершенствования ребенка. Это индивид, который понимает, что в случае если не может помочь одно – нужно пробовать другое. Компетентный родитель знает, что для по-строения перспективной траектории становления малыша в более благоприятную сторону нужно изменяться лично, пробовать, отыскивать, в целом – учиться. Такой родитель считается сформированной личностью, способной брать на себя обязанность во всевозможных обстановках, готовой расширять границы собственных знаний и улучшать их [4].

Современные научные работники трактуют педагогическую компетент-ность родителей как: обширное общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова); единство теоретической и практической готовности родителей к претворению в жизнь педагогической работы, способность понять потребности ребят и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личных и деятельностных черт, обусловливающих возможность эффективно совершать процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина); знания, умения, умения и приемы исполнения педагогической работы (Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров); интегральную характеристику, определяющую способность решать трудности и обычные задачи, образующиеся в реальных обстановках педагогической работы, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А. П. Тряпицына); возможности создания условий, в каких ребята ощущают себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н. Г. Кормушина); присутствие у родителей знаний, умений и опыта в сфере воспитания малыша (М. М. Мизина); способность родителей организовать домашнюю социально-педагогическую работу по формированию у ребенка общественных умений и общественного интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных обстановок (Е. В. Руденский); [1] как составляющую общей культуры человека, как интегративную характери-стику социально-ценностных и профессионально значимых личностных и де-ловых качеств, представляющих собой результат интериоризации соответст-вующих компетенций и проявляющуюся в его готовности и способности ус-пешно выполнять функцию социализации детей того или иного возраста; совокупность личностно-деятельностных черт родителя,обусловливающих возможность эффективно воплощать в жизнь процесс воспитания ребенка в семье и включающих: готовность и способность воспринимать ребенка как ценность; владение базисными психолого-педагогическими знаниями; способность к поиску, восприятию и отбору информации; способность к сотрудничеству с малышом в предметной деятельности; способность к конструированию своей педагогической работы и деятельности малыша; навыки реализации функции социализации ребенка в ходе домашнего воспитания» [45; 54].

Для исследования важным считаются взгляды Е. В. Чердынцева на структуру педагогической компетентности родителей дошкольников, интегрирующую следующие компоненты: знания об эмоциональных отличительных чертах дошкольников, о приемах продуктивного общения и эмоциональной поддержки детей на этом возрастном этапе; знания о ключевых направлениях, способах, средствах воспитания и становления ребят в дошкольном возрасте; умение выявлять трудности в воспитании собственного ребенка, устанавливать первопричины образовавшейся ситуации; умение исполнять отбор способов и средств воспитания согласно с возрастной периодизацией дошкольника и на базе анализа появившейся проблемы; умение продуктивно общаться со своим ребенком; умение предсказывать вполне вероятные проблемы во взаимодействии с дошкольником и пути их преодоления; умение совершать коррекцию собственного стиля взаимодействия с ребенком [56].

Психологическая компетентность родителей — представляет собой сис-тему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия. Она является внутренним личностным инструментарием родителей, способствующим эффективному осуществлению воспитания детей. Психологическую компетентность родителей можно определить,как: готовность к целеполаганию; готовность к планированию и предвидению; готовность к действию; готовность к оценке; готовность к рефлексии; готовность к саморазвитию [41].

И. С. Якиманская дает следующее определение психологической компетентности личности как совокупности знаний, умений и навыков по психологии; четкости позиции в отношении роли психологии в здоровьесбережении семьи; умении использовать психологические знания в семье; умении видеть за поведением ребенка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком и избирать рациональный способ общения [63].

По мнению Л. С. Колмогоровой [16], психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, то есть означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед родиями задач, проблем. Психологическая компетентность — это комплекс навыков и свойств человека, способствующих эффективному выполнению его родительских функций, разрешению сложностей и проблем, возникающих во взаимодействии с детьми. Психологическая компетентность родителей направлена на создание условий эффективного взаимодействия с ребенком, учитывающего его возрастные и личностные особенности [41].

Е. А. Овсянникова [34] в психологической компетентностивыделяет следующие общие элементы: освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др. ; анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем; овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и т. д., и их адекватное использование, перенос в конкретные условия; выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Таким образом, анализ существующих определений психологической и педагогической компетентностей и их производных, дает нам основание кон-кретизировать понятие «психолого-педагогическая компетентность родителя» (разделяя позицию И. А. Меркуль) как формируемое личностное образование в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли, складывающееся из адекватного понимания сущности выполняемых родительских задач, их социальной значимости, конструктивного владения накопленным опытом в семейной сфере, субъектного отношения к своему ребенку, постоянного совершенствования стиля воспитания с опорой на психолого-педагогические достижения в отечественной и мировой культуре в области детско-родительских отношений.

Психолого-педагогическая компетентность родителя как личностное образование интегрирует совокупность специальных (связанных с рождением, воспитанием и обучением ребенка) знаний и навыков (знание методологических основ и категорий педагогики и психологии, понимание закономерностей социализации и развития личности; представление о сущности, целях и технологиях воспитания и образования личности; понимание не только законов ее анатомо-физиологического, но и психического развития на разных возрастных этапах и т. д., методических умений (умение самостоятельно находить пути решения комплексных родительских задач, навыки самообразования и саморазвития как родителя, личностных качеств, определяющих внутреннюю готовность индивида к осознанному родительству. Структура психолого-педагогической компетентности родителя включает в себя следующие компоненты: когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой, социо-культурный, личностный, эмоционально-регуляционный [26].

В. В. Коробкова несколько по иному определяет структуру психолого-педагогической компетентности родителей в контексте опоры на теорию пси-хологической готовности личности к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.). В общей структуре готовности человека к деятельности они выделяют мотивационный блок, включающий в себя ответственность за решение задачи, чувство долга; ориентационный блок, состоящий из знаний и представлений об условиях деятельности, ее требованиях к личности; операционный блок, в который входят владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, сравнения, обобщения и др. ; эмоционально-волевой блок, представленный самоконтролем, самомобилизацией, умением управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей; оценочный блок как самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальными образами. Основываясь на структуре готовности личности к деятельности, исследователи определяют компоненты психолого-педагогической компетентности родителей и их содержательные характеристики [17]:

— мотивационный компонент: осознание необходимости своего саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте, воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности;

— ориентационный компонент: владение психолого-педагогическими знаниями в области педагогической поддержки и развития ребенка в семье; знание современных методов и приемов реализации педагогической поддержки; знание оригинальных приемов воспитания ребенка;

— операциональный компонент: умение применять на практике методы и средства воспитания, тактики и стратегии педагогической поддержки; умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, гибко реагировать на различные коммуникативные ситуации;

— эмоционально-волевой компонент: устойчивость психоэмоционального состояния родителей, адекватная самооценка; умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в позитивной направленности взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация);

— оценочный компонент: способность к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения; умения анализировать свой опыт, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий [17].

Следовательно, психолого-педагогическая компетентность рассматривается в контексте эффективного родительского поведения, проявляющегося в готовности и способности родителей на основе психолого-педагогических знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитательной практики [27].

Формирование психолого-педагогической компетентности в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает осознание родителями грани своей компетентности и необходимости её расширения и обогащения; дифференциацию и индивидуализацию развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; учет общих и специфических социальных факторов среды в семье и вне ее и их влияния на развитие детей на разных этапах онтогенеза.

В качестве специфических основ формирования компетентности родителейможно рассматривать их ориентированность на: адекватность воспитания детей специфике, задачам и индивидуальным возможностям их развития на каждом возрастном этапе; ориентацию на возрастание воспитательного, социокультурного и охранно-защитного потенциала семьи как основного ресурса формирования позитивных семейных ценностей и традиций социального развития детей и семейно-соседского сообщества; мотивированность родителей на взаимодействие со специалистами для более успешного социального развития ребенка и семейно-соседского сообщества; овладение родителями гуманными методами социального воспитания детей на разных стадиях жизненного цикла семьи, способных к благополучной адаптации к меняющимся социальным ситуациям.

Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ.

Что такое родительская компетентность. Смотреть фото Что такое родительская компетентность. Смотреть картинку Что такое родительская компетентность. Картинка про Что такое родительская компетентность. Фото Что такое родительская компетентностьИнформация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике выделяют.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа) 1. Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение.

Педагогический совет в детском саду «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет на тему : «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Содержание психолого-педагогической работы на I квартал во второй группе раннего возраста Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Формировать у детей опыт поведения.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *