Что такое родной язык в 1 классе
Рабочая программа «Родной язык 1 класс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
к рабочей программе по учебному предмету «Русский родной язык», 1 класс
Нормативная база программы
Программа составлена на основе:
— федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
— концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-планируемых результатов начального общего образования;
-учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №1;
Программа реализуется по учебному пособию «Русский родной язык» 1 класс.
Количество часов на изучение дисциплины
Количество часов: в неделю – 0,5 часа; в год – 16 часов.
Программа включает в себя :
-планируемые результаты изучения учебного предмета;
— содержание учебного предмета;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована Согласовано Утверждена
к утверждению на заседании мо И. о. заведующей филиалом приказом по
учителей – предметников Комаричской СОШ №1 протокол № ___ от ___________ ___________ (Кочевых Т.К.) от ________ г. №
_____________ ( Звонникова Е.Н.)
по учебному предмету
«Русский родной язык»
на 2021 – 2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
· расширение представлений о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
· формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
· совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
· совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
· приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
2. Планируемые результаты освоения
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
· при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
· распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
· использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
· при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
· произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
· осознавать смыслоразличительную роль ударения;
· при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
· различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
· владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
· использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
· владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
· анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Рабочая программа 1 класс. Родной русский
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
I .ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Секреты речи и текста (5 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Раздел 2. Язык в действии (4 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Наблюдение за логическим ударением в предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 2. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Проектное задание. Словарь в картинках.
Секреты речи и текста (1 ч)
III .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык 1 класс Школа России «Что такое родной язык?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Автор(ы) учебника/ УМК «Школа России», В.Г. Горецкий, В. П. Канакина
Тема урока: Что такое родной язык?
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование у учащихся чувства уважения к родному языку.
-понимать значимость родного языка;
-уметь различать речь устную и письменную;
-ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык;
-уметь списывать предложения.
-осознание ценности изученного материала;
— формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.
-умение формулировать учебную задачу и удерживать ее;
-умение выявлять проблему;
-умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-умение сравнивать, делать выводы.
-умение слушать и понимать речь других;
-умение работать в паре;
-умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.
-учить различать устную и письменную речь;
-развивать навык орфографической грамотности;
-воспитывать уважение к русскому языку, и языку других народов.
Ресурсы: учебник, ТСО.
Меня зовут Екатерина Юрьевна. И сегодня, я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должен лежать пенал, учебник русского языка и тетрадь.
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
-умение слушать и понимать речь других;
Открываем тетради, 2 строчки вниз, записываем число, классная работа.
Пропишите 1 строчку букву К, 2 строчку букву Я.
Открывают тетради, записывают число, классная работа.
-умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Теперь отступите 2 строчки вниз. Ребята, посмотрите на слайд. Вам даны слова, их нужно записать в 3 группы:
Предмет, действие предмета, признак предмета.
Но сначала, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает предмет?
Стол, лежит, железный, круглый, пенал, читает.
Какие слова записали в 1 столбик?
Давайте разобьем эти слова на слоги.
Предмет отвечает на вопросы Кто? Что?
Они обозначают действие предмета и отвечают на вопрос- Что делает?
Они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос- Какой?
-осознание ценности изученного материала;
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-умение сравнивать, делать выводы.
Скажите, о чем вы говорили на прошлом уроке русского языка?
И какой же бывает речь?
Что такое письменная и устная речь?
Посмотрите на доску, записано словосочетание- язык пламени.
К какой речи оно относится? Почему?
Устная и письменная.
Это словосочетание относится к письменной речи, т.к. записано на доске и мы его читаем.
-осознание ценности изученного материала;
-умение слушать и понимать речь других;
Язык пламени, английский язык.
Посмотрите на слова, как вы думаете, как они связаны с нашим уроком?
Откройте учебник на стр. 8
Это и есть тема нашего урока.
Мы будем говорить о языке.
Что такое родной язык?
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Открытие новых знаний
Ребята, сегодня на уроке, мы познакомимся с новым словарным словом- русский язык.
Запишите его в тетрадь и запомните. Давайте составим предложение с этим словосочетанием.
Я люблю русский язык.
Сколько слов в предложении?
Дано задание, рассмотреть рисунки и прочитать.
Все ли предложения мы можем прочитать?
Прочитаем то, что выделено красным.
Хорошо, давайте запишем предложение.
Русский я зык- мой родной язык.
Что значит, мой родной язык?
Ребята, а какие языки вы еще знаете?
Ребята, запомните! Важно, уважать свою страну и своя язык на котором ты говоришь, а также языки других народов.
Вы видите предложение в рамочке.
Отступили строчку вниз. Вам нужно списать это предложение.
Слушают учителя, записывают словарное слово.
Предложение начинаем писать с заглавной буквы, слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.
Потому, что мы говорим на русском языке, а здесь и испанский, и японский.
Т.е. я говорю на этом языке и граждане России говорят на этом языке.
-умение формулировать учебную задачу и удерживать ее;
-умение выявлять проблему;
-умение сравнивать, делать выводы.
А теперь, мы отдохнем. Повторяем за мной.
Повторяют за учителем
Закрепление изученного материала
Я включу вам две записи.
Какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали?
Смогли ли вы понять другую речь? Почему? На каком языке она звучала?
Помните, каждый человек должен знать и любить свой родной язык, и уважительно относиться к другим народам и их родным языкам.
2, потому, что русский язык-наш родной язык, мы на нем разговариваем.
Нет, не знаем этого языка.
-умение формулировать учебную задачу и удерживать ее;
-умение сравнивать, делать выводы.
Итог урока с элементами рефлексии
Ребята, давайте вспомним, какой язык называется родным? Государственным?
Какое словарное слово мы изучили? Почему слово язык словарное?
Что на уроке вызвало затруднение?
Что давалось легко?
Урок окончен, можете быть свободны.
Язык, на котором мы говорим- русский язык.
Государственным- язык на котором говорят люди проживающие в этом государстве.
Его написание нельзя проверить.
Нужно уважать другой народ и их родной язык, и любить свой язык.
-умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1443864
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа » Родной русский язык в 1 классе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов
составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной
программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. № 1/15),
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 03.08. 2018г. № 317 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки № 373 от 06.10. 2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 26.11.2012 г.№1241).
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» ( зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., зарегистрированный номер 17785)
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
СанПиНа 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюте РФ 3.03.2011 № 19993 ( далее – СанПиН 2.4.2.2821 – 10)
. Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области № 73 –ИОГВ- 01 / 4940/ исх. от09.08.18г « Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2018 – 2019 году».
.Устав МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области.
. Приказ МОУ СОШ р.п.им. В.И. Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области от 10.08.2018 г. №283 « Об организации образовательного процесса в общеобразовательной организации в 2018 – 2019 учебном году».
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Основные задачи реализации содержания предметной области «Родной
(русский) язык»: формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной
и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной (русский) язык»
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
— осознавать роль речи в жизни людей;
— оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
— объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
— осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий
— осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности,
соответствия речевой роли в данной ситуации;
— анализировать тактичность речевого поведения в семье;
— объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт
особенностей разных коммуникантов;
— оценивать свою вежливость;
— осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
— осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
— понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
— объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни
— осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения
доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
— отличать истинную вежливость от показной;
— адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё
высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
— учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять
эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
— осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и
других общественных местах;
— анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
— поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной
— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
— реализовывать простое высказывание на заданную тему;
— ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
— учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
— делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
— формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
— пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к
заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
— отличать подробный пересказ от краткого;
— знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
— пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого
— пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
— реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов
определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в
качестве доказательства ссылку на правило, закон;
знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли,
анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
— при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
— делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
— формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
— определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
— критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
— осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
— учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
— анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
— продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или
— перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
— осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
— анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
— аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
— продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
— пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
— в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
— формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
— оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
— анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
— осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме)
в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
— анализировать рассуждение, в структуре которого представлены
несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
— классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
— реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в
себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение),
соблюдая нормы информационной избирательности;
— признавать возможность существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою;
— продуцировать описания разных стилей в зависимости от
— анализировать словарные статьи;
— реализовывать словарные статьи к новым словам;
— осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
— воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
— анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
— слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе
обсуждения темы, проблемы;
— редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты освоения курса
«Родной (русский) язык»
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических
категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной
устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
К концу обучения обучающийся научится:
— распознавать и вести этикетный диалог;
— отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
— находить по абзацным отступам смысловые части текста;
— выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
— осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
— выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их
роль как важных составляющих текста;
— сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
— сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в
— определять тему, основную мысль несложного текста;
— определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
— подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в
соответствии с темой, основной мыслью);
— анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить
речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
— разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
— сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
— знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
— реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
— продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
— вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах,
изученных в начальной школе;
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
— оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых
— давать оценку невежливому речевому поведению.
— знать особенности диалога и монолога;
— анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в
— использовать различные выделения в продуцируемых письменных
— знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка);
— пользоваться основными способами правки текста.
— анализировать типичную структуру рассказа;
— рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
— знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
— продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и
как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
— объяснять значение фотографии в газетном тексте;
— реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
Содержание учебного предмета
Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке.
Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди
общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут
договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды
общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные)
слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо
как разновидности текста.
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Общение. Что такое успешное общение.
Азбука вежливости. Какие бывают предложения.
Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько
значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и
их дальние родственники. Что такое обращение.
Слушание и говорение.
О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые
по-разному звучат и пишутся.
Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание
текста. Деление текста на части. Описание и повествование. Научный и
художественный текст. Письменное изложение.
Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его
аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.
Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной., сравнительный анализ
двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение.
Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести
себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по
телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.
Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное
сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.
Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность
предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и
текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном,
орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом,
фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей
Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и
выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.
Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь
правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в
споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки,
утешения. Синонимы и антонимы
Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные
признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на
авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и
связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом,
орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом
словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных
событиях своей жизни.
Как устроена книга.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном
тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о
творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.