Что такое родовая община могли бы
Родовая община
Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.
Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
См. также
В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.
Полезное
Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:
Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия
Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия
ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь
Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия
община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений
Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история
ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь
Родовая община – это форма человеческого общества
Понятие родовая община довольно многозначно. В первую очередь, это исторический термин, который подразумевает кровнородственное общество. В данном контексте родовая община – это первичная форма социальной организации, сложившаяся при первобытном строе. Традиционное определение: родовая община представляет собой поселение, члены которого связаны кровным родством. Согласно научной периодизации, появление этой категории относится к среднему периоду зрелости первобытного общества.
Что такое родовая община
Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.
Особенности родовой общины
Типы родовых общин
Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.
Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.
Власть в родовой общине
В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.
Переход к соседской общине
Постепенно кочевой образ жизни рыболовов, охотников и собирателей сменяется на оседлое хозяйство земледельцев и скотоводов. Это ведет к специализации общин и усилению территориальных связей. Родовая община изживает себя, уступая место соседской.
Причины перехода к соседской общине
Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.
Что такое родовая община?
Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?
Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.
Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.
Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.
Власть и управление
А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.
Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.
Признаки, правила и структура родовой общины
Признаки родовой общины:
Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.
По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.
У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.
Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.
Виды родовых общин
История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.
Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.
Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.
История Человечества. Эпизод II. Первобытное общество
Представители одного рода объединялись в группу для выживания. Одному выжить в условиях первобытного мира трудно.
В родовой общине происходило укрепление социальных связей.
Человек заботился не только о себе, но и о ближних.
Разделение труда
Каждый представитель общины имел свои функции.
В охотники шли сильные, выносливые и быстрые. Причина: опасное занятие и результаты охоты очень важны. (охота приносит мясо,которое необходимо для развития организма).
В периоды ледникового периода собирательство уходило на второй план. Охота на первый план.
Охотники рыли глубокие ямы, куда загоняли крупных животных, где добивали их камнями, копьями.
Охотники старались селиться около воды, куда приходили животные.
Вначале человек пользовался естественным огнем (огонь после грозы (молний), жары)
Со временем научился добывать огонь трением или с помощью кремня.
Огонь использовали для того, чтобы
1. Согреться (Благодаря огню человек смог заселить холодные районы)
4. Защиты от хищников
5. Улучшал прочность орудий
Плюсы разделения труда:
1. Эффективность труда. Человек занимался своим делом в зависимости от возможностей. Если бы охотилась вся община, то медленные и слабые могли умереть от ран. Результаты охоты были бы хуже.
2. Улучшение орудий. Человек, который занимался производством орудий из костей и т.д. с каждым новым орудием оттачивал свое мастерство. Чем лучше орудия, тем легче ими пользоваться и тем они эффективнее
Обычай экзогами ( запрет на брак внутри рода)
Теории возникновения экзогами
1. В родовой общине было больше мужчин чем женщин, поэтому мужчины искали партнершу вне родовой общины
2. Стремление избежать кровосмешения
3. Стремление преодолеть хозяйственную замкнутость
Ранняя Родовая община
1. Простое присваивающее хозяйство
2. В этот период приручена собака
3. Долговременные стойбища
4. Коллективное собственность ( земля, место охоты, жилища и огонь)
5. Индивидуальная собственность (орудия труда, быта, одежда, украшения)
6. Уравнительная распределение
7. Возникает обмен ( сначала природные ресурсы, потом, что производили)
8. Переход детей во взрослую жизнь сопровождался обрядами. Сильная роль обрядов.
Поздняя родовая община
1. Община земледельцев и скотоводов
2. Чаще появляется избыток продукта (орудие труда лучше).
3. Престижная экономика. Дар другим за улучшение взаимоотношения.
4. Парная семья усиливает свои позиции
5. Позднеродовые общины объединяются во фратрии, а фратрии в племена
6. Родом управляет совет старейшин
Лига историков
8.3K постов 36.1K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Спасибо конечно. Но подобный доклад можно нагуглить в пять секунд. Нахуа оно здесь то. O_O
Алёша иди кушать, и ложись спать, завтра утренник во всех 3тьих классах
3. Стремление преодолеть хозяйственную замкнутость
что за бред написан? Неандертальцы без всякого огня освоили всю приледниковую зону.
Давай лучше про Ганнибала, про его клятву, а то давно не было
Ветеран Великой Отечественной войны, 99-летняя Мария Колтакова исполнила песню
Ветеран Великой Отечественной войны, 99-летняя Мария Колтакова исполнила песню «На безымянной высоте» в преддверии Дня Героев Отечества. «Посвящаю ее своим однополчанам и всем Героям, которые не вернулись с поля боя, положив свою жизнь на алтарь Победы»,– написала она в Instagram
Ответ на пост «Суть прогрессивной общественности»
Загадка эволюции: хоббит с острова Флорес
Обнаруженные в 2003 году останки древнего карликового человека всколыхнули научный мир. Ученые принялись проводить исследования и анализировать данные, чтобы понять, к какому известному виду человеческих предков можно причислить «хоббита» с индонезийского острова Флорес.
Официально он получил название Homo floresiensis (Человек флоресский) в связи с местом обнаружения его останков. А «хоббитом» его прозвали из-за маленького роста. Как определили ученые, взрослый человек флоресский был не выше 1,1 метра. Вот только к какому виду предков современного человека он относится? Поиск ответа на этот важный вопрос потребовал продолжительного времени.
Изначально специалисты предполагали, что «хоббит» относится к человеку разумному (Homo sapiens), а его маленький рост обоснован врожденным заболеванием – микроцефалией, при котором головной мозг, тело и голова человека имеют сильно уменьшенные объемы и размеры. Большинство ученых склонялось к версии, что человек флоресский является эволюционным потомком человека прямоходящего (Homo erectus).
Но более детальное исследование специалистов национального университета Австралии показало, что «хоббит» вполне мог быть подвидом человека умелого (Homo habilis), а его развитие проходило по параллельной родовой ветке. При этом человек флорессский выступает в роли самого первого выходца из Африки из числа известных мировой науке.
По словам ведущего автора исследования антрополога Деби Агью, ранее высказанные версии о связи «хоббита» с человеком прямоходящим и разумным не имеют под собой достаточной доказательной базы. А вот анализ более 130 контрольных точек, расположенных на всем скелете «хоббита» — от костей рук и ног до черепа и зубов, подтверждает версию австралийских ученых. Установленные детали демонстрируют, что флоресский человек имел более примитивное развитие, чем человек прямоходящий, и это не было связано с регрессивным процессом (прим. некоторые ученые считают, что флоресский человекий появился в следствии регресса, обратного развития в силу определенных причин, человека прямоходящего)
По мнению антропологов, человек флоресский мог отделиться от человека умелого, проживавшего на Земле почти 2,1-1,5 миллиона лет назад, около 1,75 миллиона лет назад. При этом обнаруженные останки «хоббита» имеют возраст не более 54 000-100 000 лет, что говорит о том, что обнаруженный человек флоресский мог быть одним из последних представителей данного вида.
Метод статистического моделирования, по словам одного из исследователей – профессора Майка Ли, говорит, что с 99-100% уверенностью можно отделить «хоббита» и от человека разумного, и от человека прямоходящего. Вероятно, человек флоресский появился на территории Африки, а в дальнейшем мигрировал в поисках пропитания или новых территорий. Процесс эволюции происходил, скорей всего, уже по пути следования, что дает шанс на получение в дальнейшем новых доказательств правоты версии австралийских антропологов.
Что такое родовая община.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.