Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Конспект урока по русскому языку на тему: «Что такое родственные слова?» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

2 класс Русский язык Урок № 33

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;
развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: Учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка
– Запишите слово по лексическому значению.
а) Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
б) Дерево с белым стволом. (Берёза.)
в) Изображение чего–либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)
г) Движение воздуха. (Ветер.)
д) Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ. (Лопата.)

– В каком из слов все согласные звонкие? (Берёза.)
– В каком из слов первый слог ударный? (Ветер.)
– Какое из слов начинается с гласной буквы? (Осина.)
– В каких словах согласных букв больше, чем гласных? (Рисунок, ветер.)

2. Объяснительный диктант

III . Самоопределение к деятельности

Учитель читает текст:

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.
– Здравствуйте! А вы кто?
– Я гусь, это гусыня, ну а это наши с гусыней гусята. А кто вы?
– Я ваша родственница – гусеница.

– Ребятишки, кого называют родственниками? (Тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

– Ребята, а как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

– Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.)

Среди слов тоже есть «родственники».

IV . Работа по теме урока

– Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

Упр. 77 (с. 58).
– Прочитайте текст.
Читает ученик с хорошим навыком чтения.
– Чем похожи выделенные слова? Предположения детей.
– Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказывали предположения?
– Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)

Упр. 78 (с. 59).
– Прочитайте, слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)
Аналогично разбирают остальные слова.
– Выполните письменное задание.

Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.

VI . Закрепление изученного материала

– Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь – это обычное называние хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая – это всего–навсего лошаденка. А игрушка у маленького мальчика – лошадка.

– Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка, лошадёнка, лошадка.)

– Какие ещё однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)

– Выделите корень в словах. (Лошад-.),

На доске записаны слова:

1. Жарко, жарится, печётся.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

– В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.

Учащиеся зачёркивают слова печётся, сосна, чайка, лестница.
Самопроверка. Самооценка.

VIII . Анонс домашнего задания

Выполнить упражнение 79

IX . Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

– Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
– Что общего у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Источник

Конспект урока по русскому языку 2 класс. «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Усть – Изесская основная общеобразовательная школа

Урок русского языка во 2 классе по теме

« Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова »

Учитель начальных классов:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Цель : научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

4. Обогащать словарный запас учеников.

5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование : опорные слова, карточки для дифференцированной работы

Источник

Конспект урока по русскому языку «Общее понятие о родственных словах» (2 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: Общее понятие о родственных словах.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне слова, умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

— создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

— создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Задачи (для учащихся):

— учиться ставить учебные задачи;

— решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;

— узнать, что такое корень слова и как его выделять;

— учиться подбирать однокоренные слова;

— учиться проводить рефлексию собственной деятельности.

— конверты со словами: сад, садовый, садовник, садовод, вода, водичка, водяной, водитель, нос, носик, носовой, домашняя, домик, домовой.

Средства ИКТ: презентация в Power Point.

1. Организационный этап

Вот книжка на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный.

Будьте внимательны, а еще старательны

Ждут задания интересные вас

Чтоб дружно работал весь 2-ой класс

Пожелаем вам удачи-

За работу, в добрый час!

— Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их, пожелаем им интересного урока, а вам я желаю получить больше новых знаний.

-Листы «Мои успехи на уроке» помогут вам понять, что вы знаете, а над чем стоит еще поработать.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

— Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

— Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

2. Орфографическая разминка + минутка чистописания.

На доске: са*, за*ц, с*довник, заво*, с*довый, с*дово*, с*док

— Прочитайте слова, объясните орфограммы. (один ученик вслух)

— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать цепочки из букв, которые обозначают парные согласные звуки и находятся в начале этих слов.

— Кто догадался какие буквы мы будем писать?

— Какая цепочка продолжит ряд?

— Найдите лишнее слово. (все варианты, используя разные признаки)

— Лишнее слово заяц, завод все остальные слова близкие по смыслу. Они обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к саду

3. Целевая установка

— Сегодня на уроке вы узнаете, как в русской грамматике называются такие слова.

4. Объяснение нового материала

Что же объединяет все эти слова? (Общая часть)

— Кто знает как она называется? (Корень)

— Что же такое корень?

— Давайте, прослушаем сказку о корне.

Встретились однажды корень дерева и корень слова.

— Здравствуй, я корень, а ты кто?

-Я в земле живу. А ты где живёшь?

— Ну, какой же корень может жить в словах! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастают кусты и деревья, а на них зреют вкусные ягоды и фрукты. Вот я корень так корень!

— Не хвастайся, от меня и от других корней вырастает много новых слов. А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения и назвать- то нельзя!

— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

— Что же вырастает из корня слова?

— Найдите это слово в толковом словаре С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем. Ученик зачитывает значение слова «корень»:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

— Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

— Это важная, необходимая часть.

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)

— А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)

— А какие слова называются родственными?

— Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ.

— Кто может объяснить значение этого слова? – Повозка кладью (с сеном)

изображение на экране, слайд 2

Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти.

изображение на экране, слайд 3,по ходу рассказ учителя

Сначала один росток пустило, по­том второй, третий. Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

изображение на экране, слайд 4

Вот какое дерево выросло! Новые слова назвали родственными, т.к они все были дети одного слова. (на доске)

— Запишите слова, которые выросли на нашем чудесном дереве в строчку через запятую.

— Проверьте свои записи.

— Посмотрите внимательно на слова, что заметили? (у них есть одна общая часть)

— Назовите общую часть этих слов.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от нее, как от кор­ня дерева, образуются новые, родственные слова. Их стали называть однокоренными. (на доске)

Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный: (на доске)

— А вы сможете отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?

Потом на глаза попался им еще один корешок ХОД, маленький, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в зем­лю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все-таки решили и его посадить. Не пропадать же ему совсем! Мно­го, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, но все они были чем-то похожи на своего прародителя.

— Дерево с корешком » ход » лежит у вас на партах. Посмотрите, как много росточков на нем выросло. Попробуйте догадаться, какие слова выросли на этих росточках и запишите их.

— Кому трудно можете воспользоваться подсказкой. С обратной стороны написаны частички слова, подставьте их

перед корнем » ход» либо за корнем и у вас получатся слова.

Проверка. Прочитайте слова, которые выросли у вас на чудо – дереве.

— Назовите общую часть этих родственных однокоренных слов. Как называется?

— Прочитайте правило в учебнике. Стр. 43

— Выделите в словах корень.

— Как называются слова образованные от одного и того же корня?

— Прочитайте правило в учебнике. Стр. 43

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

— Прочитайте вывод в учебнике.

( Показать обозначение корня)

3. Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Гулять в саду словесном.

— Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

— Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

— Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

VI. Закрепление изученного материала.

— На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

— Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

— Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

6. Работа в группах.

-Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.

Давайте поможем словам найти «свою семью».

-Распределите слова из конвертиков « в семьи» к словам : ДОМ, САД, ВОДА, НОС. Во время работы пользуйтесь схемой на доске.

Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».

/Дети распределяются в группы по «местному признаку», одна группа для осуществления контроля работает на магнитной доске. Каждая группа учащихся получает конвертик со словами: садик, садовник, садовый, садовод, домашний, домовой, домик, водичка, водитель, водяной, носик, носовой, носище, вода, сад.

7. Проверка выполнения работы в группах.

— Какое слово не отнесли ни к одной группе? Почему?

На этом этапе урока учащимся предлагаются дидактические игры «Садовники», «Третий лишний», «Рассели жильцов», в процессе которых у ребят развивается умение подбирать однокоренные слова.

(Задания демонстрируются на слайдах №9, 10, 11; игры проводятся с использованием интерактивной доски.).

Участвуя в играх, учащиеся развивают умение подбирать однокоренные слова, а также приходят к выводу, что при подборе слов очень важно вдумываться в смысл слов.

8. Домашняя работа. Разноуровневые задания.

— Спишите однокоренные слова, выделите корень.

ледник, лёд, ледниковый, ледяной

— Найдите лишнее слово. Выпишите однокоренные слова, выделите корень

белить, побелка, белый, светлый, беляк

— Что нового узнали на уроке?

— Как называется главная часть родственных слов?

— Как называются слова образованные от одного и того же корня?

-Можно ли отнести к родственным словам слова с разным значением?

Работа по карточке (карточки у каждого ребенка).

Холод, холодно, холодильник, холодный

Старик, старый, старина, стареть

Мост, мостик, мостить, мостовая

Лес, лесник, лесочек, пролесок

— Выделите корень в однокоренных словах.

Подобрать родственные слова и выделить общую часть (работа по вариантам).

С корнем вод- с корнем лес-

Провести проверку на доске.

— Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)

2. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

— Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

— Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

— Роль корня в слове.

— Как выделить корень в слове?

— Какие слова называются однокоренными?

Решение дидактической задачи: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

— В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15). Затем отвечают на вопросы теста (слайд № 16 и 17), выполняют проверку по образцу (слайд № 17 по щелчку). Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде № 18).

Карточки учащиеся сдают учителю.

— Спасибо за урок! Слайд № 19.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

Игра «Третий лишний» (Слайд 6)

Желток, железо, жёлтый;

Часовщик, часть, часы;

Циркуль, цирк, циркач;

Друг, другой, подруга;

Носильщик, нос, носовой;

Водитель, вода, подводный;

Печатный, печать, печка;

— Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Докажите, что слова являются однокоренными. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю. (План исследования на слайде № 7). Учитель организует работу в группах.

Учащиеся получают слова:

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).

Учащиеся работают в группах.

— Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

Аналогичный рассказ получается у представителя всех групп.

Выводы, сделанные учащимися в результате исследования, совместно с учителем обобщаются.

Учитель фиксирует их на слайде № 8.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок русского языка во 2 классе, УМК «Школа России» Родственные (однокоренные) слова

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок русского языка во 2 классе, УМК «Школа России»

Родственные (однокоренные) слова

Наталья Леонидовна Мелкоступова,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Суть педагогической деятельности, относительно изучения Морфемики, как науки, заключается в представлении морфемного анализа, в понимании смысловой и структурной соотносимости слова. Учащимся начальной школы дается небольшое представление о слове с точки зрения его состава, говорится о том, слова с одинаковой общей частью имеют одинаковое лексическое значение. Вводятся новые понятия и термины: родственные (однокоренные) слова, общая часть слова, корень.

В данной работе представлены пробные действия при первичном ознакомлении с темой «Однокоренные (родственные) слова». Умение определять общую часть в словах – одно из необходимых при изучении предмета русский язык в целом. Оно позволяет проверить написание слов. Признаемся честно, не у всех, хорошо, получается, справиться с этим заданием. Важно, чтобы дети самостоятельно определили, что однокоренные слова имеют общую часть (корень). При этом, учитель подсказывает, однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. А ещё следует обратить внимание на ошибки при подборе однокоренных слов, в начальной школе часто прослеживается механический подбор слов, что приводит к ошибкам в написании слов, определении их лексического значения, выделении морфем.

Работа учителя по образованию однокоренных слов важна. Сформированность данного умения позволит нашим ученикам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок при выполнении письменных работ, при построении графического рисунка слова (схемы) и подборе слов по заданной схеме. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик их осмысливает, что обогащает словарный запас, развивает речь и расширяет его кругозор. Русская орфография основана на морфологическом принципе, то есть правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок.

Надеемся, предложенный сценарий урока позволит не только познакомить учащихся с первичным представлением темы «Родственные (однокоренные) слова», расширит общий кругозор их знаний, но и продемонстрирует образование однокоренных слов, что вызовет у учащихся начальной школы интерес к предмету русский язык. Позволит учителю достичь основного результата образовательной деятельности – познакомить учащихся с первичными понятиями родственные (однокоренные) слова, корень слова.

Методическая разработка может быть полезна, и использована в работе учителями начальных классов, студентами педагогических образовательных организаций.

Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения находить родственные слова, выделять общую часть слова.

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты обучения (предметные)

Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике.

Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общенаучные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Родственные (однокоренные) слова. Общая часть слова.

Схема «Однокоренные слова»

Приветствие ребят, гостей!

— Ребята, настраиваемся на хорошую, плодотворную работу. Желаю вам успеха. Помните, даже маленькие трудности ведут к большому успеху!

Запишите в тетради число

Приветствуют учителя, гостей.

Организуют своё рабочее место.

Проявляют готовность к работе на уроке

Беседа. Практический. Коллективный.

Ребята, сегодня нам предстоит большая работа: провести рефлексию знаний, изучить новый материал.

Прежде давайте вспомним, с какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Приведите примеры.

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

Какова роль синонимов и антонимов в русском языке?

Задание: На доске записаны слова, надо к ним подобрать синонимы и антонимы. Синонимы соединить со словами зеленым мелом, а антонимы красным мелом.

К какому слову не подобрали синоним?

Какое слово осталось лишним? Подберите к нему самостоятельно синоним и антоним.

А если нам трудно самим подобрать синонимы и антонимы к слову, то к кому или к чему мы обратимся?

Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы научились разбираться в этих понятиях.

Синонимы – руки вверх, если антонимы – руки в сторону.

Молодцы! Хорошо освоили тему! Выполнив задание, оцените свои знания.

Проводят рефлексию знаний.

Синонимы и антонимы.

Синонимы – это слова, которые. имеют одно лексическое значение.

Антонимы – это слова, которые… имеют разное лексическое значение.

Они обогащают нашу речь, делают её интересной, правильной, красивой, выразительной, позволяют избегать повтора слов.

Учащиеся выполняют учебное задание.

Подбирают антонимы и синонимы.

Выполняют игровое действие.

Отвечают на вопросы. Приводят примеры.

Отличают синонимы и антонимы .

Составляют пары слов.

Владеют понятиями антонимы, синонимы.

Осуществляют профилактику утомления.

Осмысливают и оценивают свою деятельность.

3.Создание проблемной ситуации.

Верно, говорят: «Ученье – свет, а неученье – тьма»

Запишите себе в тетрадь пословицу соблюдая правила каллиграфии.

С помощью карандашей обозначьте ФОНЕМЫ в слове тьма. Дайте краткую характеристику данному слову.

Объясните смысл пословицы.

Выпишите слово СВЕТ. Что вы о нём можете рассказать?

Выполняют письмо по образцу.

Проводят краткий фонетический анализ слова:

4б, 3зв. ь знак звука не обозначает

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Принимают учебное задание.

Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

4. Этап затруднений в пробном действии

5. Создание условий для целеполагания

Запишите к нему, через запятую другие слова: светло, светлый, светить.

Ребята, что вы можете сказать про слова, которые записали?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Какое новое знание мы получим?

Определяют лексическое значение данной группы слов.

Принимают новую учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

6. Проектирование будущих УУД

Откройте учебник, стр. 58. Верно, ли вы определили тему урока.

Общая часть в словах выделяется так и называется «корень».

Выделите общую часть в словах. Показать эталон (образец) на доске.

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Определяют, что такое родственные слова.

Принимают новую учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

II . Процессуальный этап

7. Постановка УЗ Родственные слова (упр. 77)

Знакомятся с понятием «родственные слова». Организуют работу с упражнением, правилом.

Можно ли назвать записанные нами слова родственными?

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Читают текст, отвечают на вопросы.

Открывают новое знание.

Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова.

8.Усвоение новых знаний.

Чтение, беседа, письмо.

* Организует работу с упражнением, контролирует их выполнение.

*Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша тётка – гусеница.

Удивился гусь, задумался. Никогда он раньше не слышал о таком родстве. Задумался гусь, нахмурился.

— Не припомню – говорит – такого родства.

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Ребята, является ли гусеница тёткой семейству гуся? Почему?

Какие слова в сказке являются родственными?

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Запишите их в тетрадь. Обратите внимание на написание этих слов, что общего есть в этих словах?

Называют и записывают родственные слова, выделяют общую часть, определяют значение слов.

Учатся читать и строить схему корня. Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Распознают родственные слова, находят в них общую часть.

Определяют лексическое значение слов.

9.Промежуточная рефлексия выполнения УЗ, УД

Парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, письмо.

Предлагает прочитать задание и выполнить их. Проверяет правильность выполнения.

Перед Вами, на партах у каждого, карточка с заданием. Нужно в каждом ряду зачеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова.

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Море, моряк, морской.

Лиса, лисица, лесник.

Буря, ветерок, ветер.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте выполнение задания. Оцените работу друга.

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

Читают родственные слова, определяют лишнее слово, выделяют общую часть.

Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова среди слов с омонимичными корнями.

III . Рефлексивно-оценочный этап

10 .Организация рефлексии

-Какое открытие сделали на уроке?

-Какой вид работы понравился больше?

-Испытывали ли вы затруднения?

Отвечают на вопросы

Открыто оценивают и осмысливают свою деятельность на уроке.

Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россииЧто такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Смотреть картинку Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Картинка про Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии. Фото Что такое родственные слова 2 класс конспект урока школа россии

11 .Система оценивания

— Оцените свою деятельность.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Для достижения цели данного урока применена технология обучения в сотрудничестве. Данная технология просматривается на первом этапе, где ученики демонстрируют навыки взаимопонимания, выражают своё мнение, согласие или несогласие. В уроке отрабатывается модель сотрудничества – работа в паре, группе, где учащиеся проявляют себя в роли исполнителей и контролёров, фронтальная работа – на всех этапах урока ребята демонстрируют умение сотрудничать, вести диалог. На этапе актуализации знаний детям предложены различные виды заданий, что позволит им продемонстрировать свои знания по пройденной теме.

Демонстрация приёма этики вербального обращения к учащимся, приёма дорисовывания и доверия к ученику позволит укрепить радостное ожидание, удовольствие от предложенной работы по теме урока.

К.Д. Ушинский отмечал, что «безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность», его предложение о сотрудничестве учителя с учениками актуально в школе сегодня.

Технология обучения в сотрудничестве на практике опробована, она эффективна в работе. Обучение в сотрудничестве – успешная альтернатива традиционным методам обучения, дающая учителю возможность осуществления индивидуального подхода к каждому ученику, помогает группе детей с наименьшими способностями и низкой учебной мотивацией постепенно осознавать необходимость учиться. Детям более успешным в обучении раскрывать свои новые возможности.

Результатами применения данной технологии в работе можно выделить: развитие навыков мыслительной деятельности, каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе, актуализируются полученные опыт и знания.

Применение технологии сотрудничества даёт ученикам возможность активизировать познавательную активность и творческую самостоятельность, дети чувствуют себя более спокойно и комфортно в процессе занятий, при взаимной поддержке в процессе учебной деятельности меняется характер взаимоотношений. Как показывает практика, возрастает сплочённость детского коллектива. Ученики учатся работать совместно, выстраивать партнёрские отношения: распределять работу между собой, выполнять её, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; учатся видеть разницу двух и более заявленных точек зрения, разных позиций и мотивированно присоединяться к одной из них. Умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество: с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи – хороший результат применения технологии обучение в сотрудничестве. Групповую форму работы можно использовать на разных этапах урока, где дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель направляет их деятельность и организовывает сотрудничество.

Анализ результата практического применения технологии обучения в сотрудничестве:

1) уровень вовлеченности учащихся в процесс обучения, в сравнении с традиционным методом односторонней подачи материала, стал выше;

2) самооценка учащихся повышается, что формирует уважительное отношения к возможности многообразия школьной среды, повышению личного уровня успешности;

3) динамика успеваемости положительная, так же улучшается качество усвоения знаний;

4) демонстрация позитивных социальных примеров поведения при решении учебных задач, создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала;

5) в социуме класса отмечается улучшение взаимоотношений между всеми субъектами образовательных отношений;

6) навыки совместная работа формируются, как важное качество в социальной жизни современного общества.

Таким образом, применяя технологию обучение в сотрудничестве в своей педагогической деятельности, положительный результат взаимодействия с учащимися стал заметнее, т.к. каждому ребёнку предоставляются оптимальные возможности в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Создание условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности, формирование и обогащение их мотивационной, интеллектуальной и других сфер деятельности – это результат применяемой технологии.

Работа в группах не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует отдельным психическим функциям (памяти, мышления, воображения, речи) и активной деятельности.

Данная технология организует взрослых и детей на сотрудничество в рамках образовательного процесса. Суть данного подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, то есть от возможностей, которыми он располагает.

1. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

2. Учебник Канакина В.П. 2класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.-2-у изд.-М.: Просвещение, 2016.

1. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс;

Методическое пособие, раздаточный материал (карточки с заданием).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *