Что такое родственные слова 2 класс школа россии
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 28. Что такое родственные слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова!
Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «ДОМ».
Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в огромное дерево.
И вместо листочков на нем стали появляться новые слова.
Все эти слова являются родственниками. Все из одной семьи. Выросли из одного корешка, из одного слова ДОМ.
Благодарные родственники придумали для своего корешка уютный домик.
Значит и во всех родственных словах домик будет одинаковый. Корень –ДОМ.
А на соседнем дереве выросли родственники слова «ВОДА»
А слово «водитель» сможет вырасти на этом дереве?
Слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ имеют совершенно разное значение. Вода – это жидкость, а водитель – это человек, который ВОДИТ автомобиль.. Корни у них одинаково звучат и пишутся, но значение у них разное. Значит эти слова НЕ РОДСТВЕННЫЕ.
А слово ЖИДКОСТЬ будет ли родственным к слову ВОДА?
С одной стороны, у них есть общее значение. Но мы знаем, что этого мало. Нужна еще общая часть.
Родственные слова имеют похожее значение и общую часть.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Отметьте слова, которые являются родственными слову ЛЕС.
Подсказка: обратите внимание на обще значение.
Задание. Родственные слова.
Соедините родственные слова.
Подсказка: обратите внимание на общую часть слов.
вода
домик
цвет
зимушка
Конспект урока во 2 классе на тему «Родственные слова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по русскому языку во 2 классе
Учитель: Никульшина А.В.
Тема урока. Однокоренные слова. Родственные слова.
Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.
Задачи урока:
— формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
— развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
— воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным
Ведущие виды деятельности на уроке:
— творческий ;
— проблемно – поисковый;
— продуктивный.
В результате формируются универсальные учебные действия (УУД):
Формирование универсальных учебных действий (УУД) :
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;
принимать и сохранять учебную задачу;
проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
слушать и понимать речь других;
уметь выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности .
I .Организационный момент.
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка.
– Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
г. зета к…ртина …лф…вит р…бота
-Какое задание вы можете себе предложить?
-Что общего у этих слов?
-Найдите лишнее слово.
— Назовите синоним к слову.
— Что такое синонимы?
-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».
Парные по звонкости-глухости согласные.
III .Актуализация знаний.
1. Работа на скороговоркой.
-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение . Отгадайте загадку.
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?
– Как называют этих птиц?
-А как называют тех, которые улетают в теплые края?
-Почему они улетают?
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.
-Подберите синоним к слову «проворонила».
– Назовите орфограммы в словах.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
(организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).
Демонстрация правильного написания на слайде.
2. Подготовка к изучению нового материала.
-Сколько слов в предложении?
-Что вы можете сказать о них?
-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
— О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
1. Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?»
– Мы должны выяснить, почему слова называют «родственными» или «однокоренными». Посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии!
«Родня ли Гусеница Гусю?»
– Вы кто такие?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.
– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?
Справка : этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. «усатенькое, волосатенькое существо».
Гусеница буквально — «покрытая усами».
— Как называют общую часть родственных слов?
Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
2.Формирование понятия «корень». Сказка.
– А какой вывод из сказки мы можем сделать?
– Правильно! Слов без корня не бывает.
3. Правило. Учебник стр.61 (Правило на слайде)
4.Наблюдение над однокоренными словами.
– Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
5. Образование однокоренных слов к слову «рыба»
Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».
-Небольшая рыба, мелкая рыба.
-Человек занимающийся рыбной ловлей.
-Что можете сказать об этих словах.
Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.
Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.
VI I . Закрепление изученного.
1. Работа в парах. Найди лишнее слово.
рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука , рыбачить;
травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма ;
кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;
полянка, поле, полюшко, половник , полёвка;
сила, могучий , сильный, силач, силёнки
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
3. Составление текста из предложений по таблице со знаковым кодированием.
Конспект урока по русскому языку на тему » Родственные слова» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»
Учебник : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, 2 класс.
Тема: Что такое родственные слова?
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование метапредметных умений:
— проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;
— общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;
— логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение
к известным понятиям).
проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
I. Организационный момент
С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.
1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:
-«Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек» (Лес.)
-Сегодня мы совершим прогулку в лес.
По дорожке мы пойдем
В лес зеленый мы придем.
2. Беседа о правилах поведения в лесу.
ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял
Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист
4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто Яблоко Висело.
Только Конь сказал,
Воробей сказал, Что близко,
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
Что очень Велико и тяжело.
А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?
— Сладкий у него бочок.
— Выпишите из стихотворения слова-антонимы
. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)
III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница — гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».
IV. Работа по теме урока
__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Что такое родственные слова?)
-Какая тема нашего урока?
-Назовите родственные слова в минутке чистописания.
Мы колени поднимаем
— Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
VI. Закрепление изученного материала
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
— Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)
Значение слова «корень»:
— подземная часть растения,
— часть волоса, зуба, ногтя,
-начало, источник чего-либо.
« Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть ( корень ) и общее значение, называются родственными ( однокоренными )»
Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
-А сейчас мы подошли к лесной речке.
-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: « Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже
сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
-Почему гости не сразу приметили чужака?
-Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
-Запишите список родственников Воды: « Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
— Беседа о поведении на речке.
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)
(Аналогично разбирают остальные слова.)
— Выполните письменное задание.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо.
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
«Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
(Учащиеся зачеркивают слова . (Самопроверка.
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)
Урок «Что такое родственные слова» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока русского языка
Тема: «Что такое родственные слова?»
2 класс УМК «Школа России»
Автор: Шафранская Александра Николаевна
Предмет: русский язык
Тема: Что такое родственные слова?
Цель: знакомство с понятием «родственные слова»,
с признаками родственных слов.
научить выделять группы родственных слов,
образовывать родственные слова,
употреблять родственные слова в речи,
аргументировано отвечать, доказывать своё мнение,
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Учебная литература : учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть, 2 класс.
Учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова,
Научатся употреблять их в речи,
Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Запиши слово по его лексическому значению:
дерево с дрожащими листочками ( осина)
хвойное дерево с крупными круглыми шишками ( сосна)
движение воздуха (ветер)
капельки воды, образующиеся на поверхности земли, растений ( роса)
дерево с белым стволом ( берёза)
Распределите слова на две группы.
(безударные гласные, проверяемые ударением / безударные гласные,
—Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик.
3.Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.
—Здравствуйте, вы кто?
—Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
—А я ваша родственница – гусеница!
—Как вы думаете, ребята, права ли гусеница? Кого называют родственниками?
Предположения детей: (те, кто живут вместе, одна семья, имеют одну фамилию, похожи внешне, имеют одинаковых предков)
4.Объявление темы урока и постановка учебной задачи.
Среди слов тоже есть «родственники».
—На какой вопрос мы сегодня постараемся ответить? ( Что такое родственные слова)
—Чему будем учиться на уроке?
5. Работа над новым материалом.
1)Работа с учебником.
—Открываем учебники на стр. 58. Читаем тему урока.
—Прочитайте текст. Прочитайте выделенные слова.
— Что объединяет эти слова? Чем похожи?
— Прочитайте, на что надо обратить внимание? Верно ли мы высказали
Назовите два признака родственных слов.
—Прочитайте. Можно ли назвать родственными слова в каждой
группе? Объясните свой ответ. Спишите группы слов.
брат барабан рыб а
брат ик барабан щик рыб ёшка
брат ишка барабан ный рыб ак
— Карточки перемешались. Найдите родственные слова. Объясните.
Проверка сигнальными карточками.
7.Закрепление изученного материала.
—Прочитайте текст. Найдите родственные слова.
—Какие ещё родственные слова можно назвать? (лошадиные)
Назовите общую часть.
—Выпишите родственные слова. Выделите общую часть.
—В каждой группе подчеркни лишнее слово, в родственных словах
выдели общую часть.
Жарко, жарится, печётся.
Дерево, деревянный, сосна, деревцо.
Чайка, чайник, чайник.
Лес, лестница, лесничий.
9. Подведение итогов.
—Какие 2 признака родственных слов мы узнали?
— Какие задания вызвали трудности?
—Оцените свою работу. (лесенка успеха)
Упр.79 (выпишите слова в строчку, подберите другую группу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-021817
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.