Общеизвестно, что профессия, то, чем ты занимаешься, оказывает влияние на тебя, меняет тебя. Управление – не исключение. Стаж работы, пол, содержание профессиональной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности менеджера определяют степень выраженности деформаций.
1. Авторитарность — жесткая централизация управленческого процесса, ед иноличное осуществление руководства, использование преимущественно распоряжений и указаний, тяга к наказаниям, нетерпимость к критике, снижение рефлексии — самоанализа и самоконтроля, проявления высокомерия и черт деспотизма.
2. Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя, оригинальное поведение, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, расцвечивание своих переживаний, позы, поступки, рассчитанные на внешний эффект, яркие эмоции, выразительные в проявлениях, но неустойчивые и неглубокие, определяет стиль поведения.
3. Профессиональный догматизм — вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации, игнорирование управленческих теорий, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка, снижение уровня общего интеллекта.
4. Доминантность — развитие акцентуации характера, удовлетворение потребности во власти, подавление других, самоутверждение за счет своих подчиненных.
5. Профессиональная индифферентность — эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей работников, отсутствие учета их личностных особенностей.
6. Профессиональное равнодушие — обобщение личного отрицательного опыта, черствость, закрытость, слабо выраженная эмпатия, трудности в общении, эмоциональная усталость, отрицательный индивидуальный опыт взаимодействия с подчиненными и коллегами.
7. Консерватизм — предубеждения против нововведений, приверженность устоявшимся технологиям, настороженное отношение к творческим работникам, регулярное репродуцирование одних и тех же хорошо зарекомендовавших себя форм и методов управления, стереотипные приемы воздействия, штампы, экономия интеллектуальных сил менеджера, отсутствие дополнительных эмоциональных переживаний.
8. Профессиональная агрессия — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженность к «карательным» воздействиям, требования безоговорочного подчинения, агрессивность в иронии, насмешках и навешивании ярлыков, усиление стереотипов мышления, уменьшение самокритичности.
9. Ролевой экспансионизм — тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений, жесткое ролевое поведение за пределами организации, преувеличение собственной роли и значения.
10. Социальное лицемерие — привычка морализирования, неискренность чувств и отношений, увеличение дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями.
11. Поведенческий трансфер — формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным, вышестоящим руководителям, социального окружения («С кем поведешься — от того и наберешься»).
12. Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность, скрупулезный контроль деятельности подчиненных.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Общеизвестно, что профессия, то, чем ты занимаешься, оказывает влияние на тебя, меняет тебя. Управление – не исключение. Стаж работы, пол, содержание профессиональной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности менеджера определяют степень выраженности деформаций.
1. Авторитарность — жесткая централизация управленческого процесса, ед иноличное осуществление руководства, использование преимущественно распоряжений и указаний, тяга к наказаниям, нетерпимость к критике, снижение рефлексии — самоанализа и самоконтроля, проявления высокомерия и черт деспотизма.
2. Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя, оригинальное поведение, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, расцвечивание своих переживаний, позы, поступки, рассчитанные на внешний эффект, яркие эмоции, выразительные в проявлениях, но неустойчивые и неглубокие, определяет стиль поведения.
3. Профессиональный догматизм — вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации, игнорирование управленческих теорий, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка, снижение уровня общего интеллекта.
4. Доминантность — развитие акцентуации характера, удовлетворение потребности во власти, подавление других, самоутверждение за счет своих подчиненных.
5. Профессиональная индифферентность — эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей работников, отсутствие учета их личностных особенностей.
6. Профессиональное равнодушие — обобщение личного отрицательного опыта, черствость, закрытость, слабо выраженная эмпатия, трудности в общении, эмоциональная усталость, отрицательный индивидуальный опыт взаимодействия с подчиненными и коллегами.
7. Консерватизм — предубеждения против нововведений, приверженность устоявшимся технологиям, настороженное отношение к творческим работникам, регулярное репродуцирование одних и тех же хорошо зарекомендовавших себя форм и методов управления, стереотипные приемы воздействия, штампы, экономия интеллектуальных сил менеджера, отсутствие дополнительных эмоциональных переживаний.
8. Профессиональная агрессия — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженность к «карательным» воздействиям, требования безоговорочного подчинения, агрессивность в иронии, насмешках и навешивании ярлыков, усиление стереотипов мышления, уменьшение самокритичности.
9. Ролевой экспансионизм — тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений, жесткое ролевое поведение за пределами организации, преувеличение собственной роли и значения.
10. Социальное лицемерие — привычка морализирования, неискренность чувств и отношений, увеличение дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями.
11. Поведенческий трансфер — формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным, вышестоящим руководителям, социального окружения («С кем поведешься — от того и наберешься»).
12. Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность, скрупулезный контроль деятельности подчиненных.
Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя
Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкций. Особо уязвимы социономические профессии типа «человек-человек».
Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.
Влияние профессиональных деформаций на становление и развитие личности, в частности педагога, достаточно широко исследуется в работах С. П. Безносова, Р. М. Грановской, Э. Ф. Зеера, Ю. С. Крижановской, А. К. Марковой, Э.Ф.Сыманюк и др.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
· отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
· низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
· появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).
Главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. Профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Возникновение профессиональных деструкций у учителя имеет свои проявления: отрицательное отношение к себе, педагогической деятельности, что, безусловно, отражается на качестве взаимодействия с учениками, результативности его функционирования в обществе.
Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк выделяют следующие деформации педагогов: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер.
Профессиональная деформация
Проявление деформации в профессиональной деятельности
Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.
Педагогический догматизм
Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.
Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.
Педагогическая индифферентность
Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения
Педагогический консерватизм
Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям.
Профессиональная агрессия
Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.
Ролевой экспансионизм
Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения.
Социальное лицемерие
Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.
Поведенческий трансфер
Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.
История возникновения неуспеваемости у каждого отдельного школьника глубоко своеобразна, она связана с индивидуальными чертами его личности и особенностями ее взаимодействия с окружающей средой. Но в тоже время можно выделить определенные типы неуспевающих учащихся. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, поскольку только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.
П.П. Блонский в своей работе «Трудные школьники» (1927) разделял неуспевающих школьников на типы в зависимости от характера сочетания различных особенностей психического и физического развития. Это была тенденция к целостному рассмотрению вопроса. Однако при характеристике неуспевающих школьников Блонский на первый план выдвигает такое качество, как физическая слабость. Что касается психологических особенностей, то в работе П.П. Блонского они не получили достаточно полного освещения.
Ценный материал по типологии неуспевающих школьников содержится в книге Л. С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим» и недисциплинированным школьникам» (1958), в которой выделены группы неуспевающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. При разработке указанной типологии автор принимает во внимание существенные стороны личности ученика.
Л. С. Славина выделяет пять групп неуспевающих школьников:
1) школьники, у которых неправильное отношение к учению;
2) усваивающие материал с трудом;
3) школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
4) учащиеся, не умеющие трудиться;
5) школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Однако при этом остается открытым вопрос о соотношении различных сторон личности у школьников различных групп, учет которого необходим при разработке типологии.
Изучение истории и условий возникновения неуспеваемости у отдельных учащихся дало возможность установить сходство между изученными неуспевающими школьниками.
Для неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация: неумение управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствие сформированных рациональных способов учебной работы, нежелание думать при решении учебных задач, формальное усвоение знаний. Эти учащиеся, стремясь избежать умственной работы, ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. Следствием такой низкой самоорганизации является то, что можно назвать систематической интеллектуальной недогрузкой, которая неизбежно приводит к значительному снижению уровня умственного развития неуспевающих учащихся.
В другой классификации в основу деления неуспевающих школьников на типы было положено различное сочетание двух основных комплексов свойств личности: первый характеризуется особенностями мыслительной деятельности (связанными с обучаемостью), второй – направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника (Л.С. Славина, 1958; Л.И. Божович, 1968). Возможны соотношения между названными комплексами.
Таких соотношений три:
1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника.
2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиции» школьника.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиции» школьника. Своеобразие сочетания (и соотношения) выделенных свойств и определяет тип неуспевающего школьника, а также пути преодоления неуспеваемости школьника.
[Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Составитель: Майструк Ольга Леонидовна
«Профессиональная деформация личности»
Цель: ознакомление с понятием «профессиональная деформация личности» и способами ее преодоления.
1. Расширить представления педагогов о видах профессиональной деформации, ее проявлениях.
2.Указать факторы, приводящие к профессиональной деформации.
3. Предложить способы профилактики и преодоления.
Материалы и оборудование: текст сообщения; проектор, презентация; полоски белой бумаги, маленькие бумажные сердечки, большое бумажное сердце, мольберт, ручки; игрушки – цветок, ящерица; музыкальные записи, магнитофон.
План – конспект семинара-практикума:
1. Вступительное слово. Сообщение темы семинара-практикума.
2. Понятие «профессиональная деформация»(слайд 1).
3. Влияние на личность(слайд 2).
П.: ««Профессиональная деформация» как любое значимое явление может оказывать положительное и негативное влияние. Например, если педагог, общаясь несколько минут с ребенком способен определить проблемы в его развитии, или врач, только взглянув на пациента, может поставить диагноз – это «позитивная» деформация. Но тот же педагог или врач, которые на улице или в другом месте видят проблемы людей (ставят «диагнозы») – это уже «негативная» деформация, так как человек теряет способность отвлекаться от работы».
4. Проявления деформации(слайд 3).
П.: «Выделяют общие случаи присутствия деформации: это профессиональный жаргон, манеры поведения, внешние изменения (физический облик – выправка военных и др.). Частные случаи: административный восторг, синдром эмоционального выгорания, управленческая эрозия. Кратко охарактеризовать это можно так:
административный восторг – увлечение и упоение своей властью;
управленческая эрозия – уменьшение эффективности в работе руководителей;
синдром эмоционального выгорания – специфический вид профессиональной деформации тех лиц, которые вынуждены тесно общаться с разными людьми во время выполнения своих обязанностей. Об этом мы уже с вами говорили».
5. Факторы, приводящие к профессиональной деформации(слайд 4):
увеличение объема информации, которую необходимо понять и усвоить;
возникающие трудности в семье, вызванные занятостью в профессиональной
навязчивая потребность в работе;
высокий темп жизни;
дефицит времени, участие в различных видах общественной деятельности;
стремление к конкуренции;
неспособность расслабляться (к релаксации).
П.: «Специалисты в области психологии выделяют ряд симптомов, с помощью которых человек может определить у себя проявление профессиональной деформации:
частые отрицательные эмоциональные состояния (раздражительность,
перевозбуждение, тревожность, нервные срывы);
снижение уровня интеллекта;
снижение темпа выполнения профессиональных функций;
невосприимчивость к нововведениям в профессиональной деятельности;
проявление профессиональной агрессии (отсутствие учета чувств, прав и интересов
коллег и других участников взаимодействия, требование безоговорочного подчинения, ирония, насмешки и др.);
социальное лицемерие (неискренность чувств и отношений);
сверхконтроль (чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции,
поведенческие изменения (проявление грубости, эмоциональная неустойчивость);
психосоматические нарушения (головные боли, боли в спине, боли в области
событий, поведения других людей; скептическое отношение к более молодым коллегам и окружающим в целом; противопоставление настоящего прошлому) и др.».
П.: «Кроме ранее названных факторов, приводящих к деформации, сами педагоги указывают еще один, на их взгляд, достаточно существенный. Он связан с состоянием хронического стресса, возникающего по причине негативных переживаний, активного межличностного взаимодействия, напряженности. Также многие педагоги ставят перед собой порой недостижимые цели. И когда ожидаемые результаты не оправдываются, наступает синдром опустошения. Тогда появляются такие профессиональные деформации, которые влияют в большей мере на личностные качества (отрицательные изменения характера) и находят отражение не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Итак, существуют следующие виды профессиональной деформации педагога:
Примечание: материал из лекций психолога ККИДППОРыженко С.К. (курсаы тьюторов по информатике, 2010 г., г. Анапа) был представленв интернете уМаргариты Валерьевны Куликовой
— Предлагаю вам их краткую характеристику.
Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет. Обусловлена она тем, что педагог исполняет функции власти. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать.
Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся (дошкольникам), в приверженности к строгим, практически «карательным» педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу (воспитателю).
Социальное лицемерие педагога объясняется им необходимостью оправдать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная «желательность» со временем превращается в привычку морализирования по любому поводу, неискренность чувств и отношений к окружающим.
Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что возникшая ситуация его не только не устраивает, но он не в силах ее даже изменить. Тогда вместо поиска решения проблемы, повышения своей психолого-педагогической компетентности человек начинает систематически демонстрировать собственную беспомощность, и тем самым перекладывать непосредственные обязанности, решение всех вопросов на окружающих людей (других педагогов, сотрудников, родителей).
— Это были личностные деформации. Рассмотрим профессиональные:
Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Отмечается игнорирование психолого-педагогических теорий, пренебрежительное отношение к науке, различным инновациям. Проявляется самоуверенность и завышенная самооценка. Догматизм развивается с увеличением стажа работы и сопровождается снижением общего интеллекта.
Формализм— формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по известному принципу «только бы оставили в покое».
Ролевой экспансионизм – сильное «погружение» в профессию. На первое место ставятся собственные педагогические проблемы и трудности. Проявляется нежелание, а часто, и неспособность понять другого человека. В работе педагога начинают преобладать обвинительные и назидательные высказывания, суждения, не требующие, с точки зрения этого педагога, никаких доказательств. Особенно ярко эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета (или системы воспитания и развития детей в целом).
Монологизм— процесс угасания способности к диалогу. Педагог использует «дежурные реплики» и принимает «стандартные ответы». Взаимообогащение и обмен дополнительными размышлениями, смыслами не происходит.
Некомпетентность является следствием вышеуказанных особенностей в работе. Отсутствие личностного и профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности педагога.
— Какой же можно сделать вывод? Профессиональные деформации неизбежны. Но возможно и необходимо их преодоление с помощью разнообразных личностно-ориентированных технологий и средств. О.А. Козырева в своих размышлениях об этом явлении называла такой способ, как наблюдение за признаками профессиональной деформации. Если человек в это время не имеет возможности взять отпуск и отдохнуть, значит нужно действовать по-другому. Кратко (слайд 7) :
1) составить список необходимых дел и определить их первоначальную важность;
2) использовать технику дыхания осваивать другие способы саморегуляции эмоциональной сферы;
3) разработать сценарий собственного дальнейшего личностного и профессионального роста;
4) осуществлять творческий подход к решению самых обычных повседневных дел;
5) меньше «сидеть» в интернете и под.
— А в целом, помнить, что наступает в жизни иногда такой момент, когда приоритеты не только меняются местами, но и своим содержанием».
8. Способы преодоления(слайд 8).
Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога состоит из 4 уровней :
1. Телесный: занятия спортом, снятие мышечного напряжения (выполнение специальных упражнений, релаксация), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.
2. Эмоциональный: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии (см.выше).
3. Смысловой (рациональный): переосмысление своей профессиональной деятельности (расстановка приоритетов), изменение отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа педагога, улучшение самопонимания и самопринятия.
4. Поведенческий: устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых, более результативных, форм поведения на работе.
П.: «Сейчас я предлагаю вам немного поиграть и понять суть названных уровней».
Упражнение 1 «Счет глазами»
Продолжительность: до 5 минут
Цель: включение в работу, тренировка зрительного внимания; снятие мышечного и эмоционального напряжения; сплочение коллектива.
П.: «Инструкция: я выбираю глазами того, кто будет передавать счет дальше и, глядя на него, говорю «один». Этот человек выбирает глазами следующего, соответственно – «два» и т. д.».
Упражнение 2 «Вездеход»
Продолжительность: от 10 до 15 минут
Цели: создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; оказание поддержки в процессе сокращения дистанции в общении; тренировка переключения внимания, активизация быстроты действий, творческого мышления.
П.: «Инструкция: вы будете передвигаться по залу в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям. Каждый из вас, услышав новую информацию, должен будет очень быстро ее проанализировать и изменить свои действия, т.е. изобразить то, о чем идет речь. Все происходит без разговоров и обсуждений…
П.: «Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко… Страшно… Противно… Сумерки сгущаются…
— Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой, но очень холодной, градусов 8-10. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею заполнено пространство… Нет, показалось.
— Берег моря, закат, идем по кромке воды…
— Предлагаю вернуться на свои места и узнать следующее задание».
Упражнение 3 «Пчелы и змеи»
Продолжительность: от 10 до 15 минут
Цели: повышение групповой сплоченности; улучшение эмоционального состояния;
формирование позитивных взаимоотношений.
Примечание: при делении на группы можно использовать счет («первый – второй») или фишки.
Упражнение 4 «Сердце коллектива»
Продолжительность: оставшееся время
П.: «А сейчас я предлагаю вам сделать сердце нашего коллектива. Послушайте инструкцию. Напишите на листочке ваше имя, сложите его и опустите в корзину (большую шляпу). Это нужно для того, что бы кто-то из вас вытянул жребий с чьим-нибудь именем. Каждый из вас возьмет еще и маленькое сердечко. Достав листочек с именем, на маленьком сердечке вы напишите доброе пожелание для его обладателя. Маленькое сердечко мы приклеим на большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива».
(выполнение под спокойную музыку)
Примечание: эти упражнения были представлены в тренинге профилактики профессиональных деформаций Полины Амподистовой (интернет – ресурс).
Источники: интернет-ресурсы + собственное творчество в обобщении материала.
15. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.
16. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии №6, 1994.