Что такое рольня в рассказе бежин луг

Истории мальчиков из рассказа Бежин луг (рассказы мальчиков)

Рассмотрим темы историй мальчиков, которые перечислены в той последовательности, в котором они рассказываются

1. Ильюша — рассказ о домовом

Мальчик повествует о том, что в один прекрасный день работники услышали шаги. Возможно, что это был домовой. Он шатался по залам. Когда он начал кашлять, рабочих перепугал до ужаса.

2. Костантин — Тема о Гавриле. О том, как он увидел русалку.

Он повествует о том, как Гаврила, живущий поблизости, плутам по лесным тропам. Он не мог найти выход из леса. В поисках выхода, он притомился и лег поспать. Проснулся и увидел русалку. Смотрит на него и надсмехается. Гаврила был так напуган, что перекрестился. Русалка в отчаянии заплакала и сообщила ему, что охватит невероятная тоска. С той поры плотник постоянно тоскливый.

3 Ильюша — Тема о Ермиле, как тот увидел белого барашка

Мальчик повествует о том, как в местной окрестности, у плотины, постоянно наблюдают нечистей. В этом месте затонул человек и его захоронили где-то поблизости. В один прекрасный день местный работяга Ермил проезжал через пруд, увидел на могиле белого барашка. И решил увести его, но барашек оскалился и стал что-то говорить, тем самым напугал до полусмерти пьяного крестьянина.

4. Ильюша — Тема про барина у плотины

Мальчик рассказал про признак покойного барина. Люди постоянно видят нечистую силу у плотины

5. Ильюша — Тема про призраки у церквушки

Мальчик рассказал о том, что крестьяне постоянно хотят узнать кому и что приготовила судьба – умереть. Существует легенда, что если поздней ночью к церквушке в специальный для этого день, то можно разглядеть нечистую силу, людей, которые должны скоро помереть. Зачастую это сбывается, а иногда и нет.

6. Павлуша — история про солнечное затмение

Мальчик повествует о том, что в его деревушке случилось солнечное затмение. Это явление очень напугало народ.

7. Ильюша — Тема про Тришку

Мальчик повествует о Тришке – таинственном существе, которое должно явиться во время наступления завершения света.

8. Павлуша — Про Тришку и Вавилу

Все верят в Тришку. Во время наблюдения за чудом (солнечного затмения), его даже спутали с местным крестьяниным.

9. Костя и Павлуша — Про стон, который раздавался в яме

Они сообщили, как услышали жалостливый голос в яме. Он спросил у друга что это, а тот сообщил, что это Аким, который затонул. Существует поверье, что стонет его душа.

10. Ильюша — Про крестьянина, который увидел лешего

Крестьянин наткнулся в лесу на лешего и сильно испугался. Сам Илюша верит в него.

11. Ильюша — Тема про водяного и Акулина

Павел решил искупаться в речке ночью. А Ильюша предупредил его, что там живет водяной. Однажды местная женщина Акулина тоже подобным образом затонула.

12. Костя — Тема про Васю и речку

Мальчик рассказал про Вас, который затонул в речке. Его мама всегда переживала за сына, когда тот плавал.

13 Павлуша — Тема про Васю

Мальчик рассказал, как другие дети периодически слышат, как зовет их Вася. И даже он звал Павлушу. А Ильюша отметил, что это нехороший признак. И Павел вскоре погибает, упав с коня.

Ребята делятся друг с другом интересными историями – страшилками о разных нечистях Мальчики с твердостью заверяют, что нечистая сила есть в реальной жизни.

2 вариант

Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» представлено беседой, в которой участвовали все мальчики. Одни были более многословны, другие больше слушали. Но все они испытывали любопытство, ожидая развязку каждой истории. Как и положено, в их возрасте интерес связан не только с «завтрашними работами» и «лошадьми».

Рассказ Илюши связан с местом своей работы — фабрикой, где однажды все вынуждены были остаться на ночлег. Именно там воображение ребят разыгралось. Причиной этому стали разные звуки, раздающиеся с верхнего этажа. Илюша утверждал и то, что все четко слышали кашель домового и видели перемещение одежды.

Вслед за этой историей Костя решил поведать о том, что он слышал в деревне от отца о слободском плотнике Гавриле. Случилось так, что этот местный житель не смог однажды из лесной чащи найти дорогу домой. Свела его судьба с русалкой, которая при виде мужика не могла остановиться от смеха. Она настойчиво звала его к себе на ветку. Однако Гавриле было не только не смешно, от страха он потерял дар речи. Собравшись с мыслями, стал креститься, чем вызвал поток слез у русалки. Не пожалела она его, а пожелала печалиться всю жизнь. Теперь все жители видели Гаврилу только в молчаливом состоянии.

Когда речь зашла о плотине, Илюша вспомнил историю, связанную с утопленником, захороненным рядом с водой. Однажды темной ночью псарь Ермил возвращался домой из города. Повстречавшегося на пути милого барашка мужчина незамедлительно решил взять домой. Однако спустя некоторое время баран повторил несколько слов за Ермилом, от чего мужчина чуть не лишился дара речи.

Знаток сельских поверий Илюша охотно рассказал и о том, что ни один человек видел на берегах плотины того, кто давно утонул. Однако его дух продолжал бродить в поисках разрыв-травы.

По мнению Илюши, нужно верить в то, что человек, который покажется с паперти церкви в ночное время суток, тот и будет покойником на следующий год.

В свою очередь, Павлуша вспомнил прошлогодний случай, связанный с «предвиденьем небесным». Обычное явление из астрономии произвело на местных жителей слишком большое впечатление. Некоторые из них решили, что наступил конец света.

Илюшина история о Тришке, появление которого будет свидетельствовать о последних днях земли, заставила слушателей замолчать. Мальчик охарактеризовал его как человека неуловимого, «лукавого». Павлуша подтвердил, что в деревне все жители верят в его существование. Однажды они настолько погрузились в ожидание Тришки, что не заметили, как наступило небесное «предвиденье». Однако вера их оказалась настолько сильна, что местный житель Вавила показался им тем самым Тришкой, что заставило сначала всех насмерть перепугаться.

Событие, которое произошло Павлушей по дороге в Шашкино, привлекло внимание всех мальчиков. Павел лично слышал звуки, которые напоминали плач. Он признался, что был слишком напуган в этот момент. Костя поддержал собеседника. Он подтвердил, что в этом месте был утопленник Аким. Теперь все жители считали, что покойник подавал знаки. Паша предложил еще один вариант, что подобные звуки напоминают кваканье болотных лягушек.

Илюша признался, что никогда не видел лешего, но охотно верил в его существование. Об этом он узнал из рассказа местного крестьянина, заблудившегося в густом лесу. Домой добраться мужику удалось, однако долго водил его леший между деревьев, прежде чем отпустить восвояси.

Решившему в перерыве Косте набрать в реке воды Илюша дал предостережение, чтобы он шел тута осторожнее. Мальчик вспомнил случай, когда одного жителя водяной схватил за бороду и потянул за собой. С тех пор, как Акулина провалилась в воду, ее внешний вид был испорчен. Виновником этого считали того самого водяного.

Костя не отклоняясь от темы утопленников, вспомнил историю о Васе, который оказался на дне реки. Мать его не раз говорила о своем предчувствии, которому суждено было сбыться.

Последний разговор об утопленниках связан с тем, что Павлуша, вернувшийся с берега реки, рассказал о голосе Васи. Зовущего его за собой. Через год Павел утонул.

Источник

Бежин луг краткое содержание

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).

Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.

Главные герои
Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои
Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
Костя – мальчик 10-ти лет.
Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

Краткое содержание
В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.
Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной», называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.

Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.
Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица». Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — не было слов». Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.
Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает». Мальчики сильно испугались.

Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.
Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук». Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!».
После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте», где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались». Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.
Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.

Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.
Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит».
Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил», а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.
К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки». «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Вывод
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.

Чтобы оценить красоту слога Тургенева, рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Бежина луга», а прочесть рассказ полностью.

Источник

Статья на тему «Роль диалектных слов в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА И ИХ РОЛЬ

В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

При чтении рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» можно заметить, что в тексте очень много диалектных слов и просторечий (эту тему мы изучаем на уроках русского языка). Современному читателю, особенно живущему в городе, сложно понять некоторые слова. Да и во времена Тургенева, вероятно, тоже: не зря же автор снабдил некоторые слова собственными примечаниями. Интересно, с какой целью включил их И.С. Тургенев в свой рассказ? Что это за художественный прием? В чем особенность диалектных слов?

Интерес к «местному» слову в России возник еще в 18-м веке. С тех пор ведущие языковеды и лингвисты, среди которых В. Даль, А. Потебня, А. Шахматов, С. Выготский и др., провели большую работу в этом направлении.

Мы знакомимся уже в 5 классе с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля, куда он собрал около 200 тыс. слов, в том числе и областные (обл.) слова.

К диалектным источникам обращались лучшие русские писатели: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А, Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н, Толстой и многие другие.

Диалекты противопоставлены всем другим разновидностям национального языка. Диалекты имеют ряд отличий от литературного языка:

язык является нормированным, нормы отражены

диалекты отличаются меньшей стилистической дифференцированностью.

Литературный язык характеризуется богатством стилей

Не являются диалектизмами слова, известные литературному языку, например, устаревшие слова, называющие реалии старой крестьянской жизни (амбар, сени, полати и пр.), разговорно-просторечные слова

Грань между просторечиями и диалектными словами очень тонкая. Сближает их наличие устной формы общения и отступления от литературной нормы.

В зависимости от своего происхождения выделяются севернорусские и южнорусские наречия с переходными между ними среднерусскими говорами. Южная, или Орловская, группа охватывает говоры юго-западной части Тульской области, Орловской, восточной половины Брянской, Белгородской, Курской, запада Воронежской областей, а также говоры по нижнему течению Дона и на Северном Кавказе.

Герой-рассказчик в «Бежином луге» охотится в Чернском уезде, Тульской губернии. «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии»,- читаем мы у Тургенева. Чернский район находится на юго-западе Тульской области (см. приложение №1) Следовательно, наши герои говорят на южнорусском наречии (см. приложение №2). В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня (Ваня, правда, почти не говорит, а только слушает).

Исследуем речь мальчиков, героев рассказа.

Глава 2. Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

2.1. Диалектные слова и просторечия в речи мальчиков

в лисовщиках состоим.

Пошел тот опять к двери наверху, да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится;

но а за́ставки у дворца-то спущены.

Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась,

Всполохнулись мы, смотрим – ничего…

да вдруг как закашляет, как заперхает,

Уж как же мы напужались о ту пору!

Это ихнее дело, этих русалок-то.

– А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюл и[8] водятся.

«Ступай, мол, Ермил, на пошту ». Ермил у нас завсегда на пошту ездит;

однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит.

ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь?

Захотят его, например, взять хрестьяне :

будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский

Едва-те к свету домой добился.

«Сем возьму его, — что ему так пропадать»,

не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели;

Покойников во всяк час видеть можно,

Тришка — эвто будет такой человек удивительный,

послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

пошел он раз, тятенька говорил, пошел он, братцы мои, в лес по орехи.

зашел, бог знает, куды зашел.

Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые,

а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней»

Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.

плачет, горько богу жалится…

Гавриле тотчас и понятственно стало

Бывало, пойдет-от Вася с нами

Барин-то наш , хоша и толковал нам напредки,

свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой,

так, может быть, его душа жалобится.

плачет, горько богу жалится

Посмотрите-ка, картошки сварились.

«Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление»

А что, — спросил Федя, — картошки сварились

2.2.Классификация по частям речи

грубого домотканного холста.

«Рольней» или «черпальной» на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу. Оно находится у самой плотины, под колесом. (Прим.авт.)

Бучило – глубокая яма с весенней водой,

оставшейся после половодья, которая не

пересыхает даже летом. (Прим. авт.)

Сугибель – крутой поворот в овраге. (Прим. авт.)

по-орловскому: змеи. (Прим. авт.)

бочар – ремесленник, изготавливающий бочки.

«лисовщики» гладят, скоблят бумагу.

Так мужики называют у нас солнечное затмение.

«Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.(Прим.авт)

2.3. Группы диалектных слов

В зависимости от соотношения со словами литературного языка в лексике героев рассказа можно выделить несколько групп диалектных слов:

Бучило, сугибель, казюли, буераки и др.

Лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом. Это слова, однокоренные со словами литературного языка, имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но различающиеся аффиксами:

Спущаться –спускаться, встрепещется- затрепещет, зачнется-начнется, спортить- испортить, болезный- болезненный, дворную- дворовую, понятственно-понятно и др.

Лексико-фонетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются фонетическим обликом. Это объясняется существующими в говорах фонетическими особенностями:

Шти-щи, пошта-почта, эвто-это

Лексико-семантические диалектизмы совпадают по звуковой форме с соответствующими словами литературного языка, но отлича-

ются лексическим значением:

Предвиденье (Так мужики называют у нас солнечное затмение. (Прим. авт.)

Дворец («Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.

Морфологические диалектизмы. Категория числа. В говорах форма множественного числа имен существительных отличается особыми окончаниями.

Этнографические диалектизмы. особая Группа диалектной лексики, отражающая особенности хозяйственной жизни и быта населения той или иной местности:

Мальчики живут в деревне. Тургенев с мельчайшими подробностями передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Они говорят так, как принято в деревне. Мы увидели, что в их речи есть территориальные диалектные слова, просторечия.

2.4. Диалектные слова в речи автора

В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей;

Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов,

Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника

Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки» .

Сперва они покалякали о том и сем,

Он опять прикорнул перед огнем.

Слова «выкарабкался» (выбрался), «прикорнул» (прилег, ненадолго заснул) скорее разговорно-просторечные, чем диалектные, т.к. они не ограничены определенной территорией и известны литературному языку.

Для чего автор использует в тексте диалектные слова?

Мы заметили, что диалектизмы чаще используются в языке действующих лиц произведения, чем в авторской речи. И.С. Тургенев очень ограниченно использует диалектные слова в речи действующих лиц, т.к. неумеренное их количество затруднило бы понимание текста. Кроме того, для облегчения чтения он дает авторские примечания к тексту.

Диалектизмы употреблены писателем лишь для создания местного речевого колорита и речевой характеристики персонажей. В собственном авторском повествовании они появляются очень редко.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Источник

«Бежин луг» Тургенева: краткое содержание, мальчики и их рассказы. 6 класс

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Мальчики: их описание, характеристика и рассказы о нечистой силе. Герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Краткое изложение и суть произведения. 6 класс, русская литература. Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ: тема и проблематика рассказа.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин луг

«Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году.

Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Оставшись ночевать у огня, он разглядывает ребят и слушает их наивные рассказы о нечистой силе.

Содержание

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугИллюстрация А. Пахомова

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание. Рассказы мальчиков из «Бежина луга»

Погожий июльский день подходит к концу. Рассказчик возвращается с охоты, настреляв много дичи, но сбивается с дороги. Окончательно заблудившись и едва не упав с обрыва, охотник узнает местность — это Бежин луг — и видит вдалеке огонек костра. Там деревенские мальчишки пасут табун лошадей. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугОбложка книги с иллюстрацией А. Пахомова

Мальчиков пятеро. 14-летний Федя — самый старший, из богатой крестьянской семьи, он направляет разговор, задавая другим вопросы. 12-летний Павлуша — большеголовый, неказистый и бедно одетый, но умный и самый решительный из ребят. Ильюша — его ровесник, знаток волшебных историй, чье лицо выражает «тупую, болезненную заботливость». 10-летний Костя — задумчивый и пугливый веснушчатый мальчик. Ванюша — самый младший из ребят, лет семи, почти ничего не говорит, а лежит, укрывшись рогожей.

Ильюша по просьбе Феди рассказывает историю про встречу с домовым. Вместе с другими ребятами он работал на бумажной фабрике, и однажды надсмотрщик не отпустил их на ночь по домам, велев ночевать в рольне. Засыпая, дети слышали наверху чьи-то тяжелые шаги, потом дверь распахнулась и кто-то невидимый стал двигать форму и снимать крюк со стены.

Костя со слов отца рассказывает историю, почему плотник Гаврила всегда невеселый и молчаливый. Однажды заблудился Гаврила в лесу, пришлось заночевать под деревом. А ночью проснулся от того, что его зовет сидящая на ветке русалка — смеющаяся беленькая девушка с зелеными волосами. С трудом подняв руку, Гаврила перекрестился. Русалка перестала смеяться, горько заплакала, что теперь не сможет быть с плотником, и прокляла его. «Да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила вечно мрачен.

Ильюша начинает историю про псаря Ермила. Возвращаясь навеселе из города, на могиле утопленника возле плотины Ермил увидал барашка и решил взять с собой. А барашек вдруг стал глядеть ему в глаза, оскалил зубы и принялся отвечать псарю: «Бяша, бяша. »

История обрывается внезапно, потому что собаки поднимают лай и убегают в темноту. Павлуша прыгает на лошадь и бросается за ними, а вскоре возвращается: «Я думал, волк», но, видно, собаки почуяли что-то другое. Рассказчик любуется тем, как преобразился неказистый Павел, готовый с голыми руками скакать на волка: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью».

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугПавлуша. Иллюстрация А. Пахомова

Ильюша снова берет слово, но в этот раз рассказывает про призрак покойного барина, который что-то искал на земле. Старик Трофимыч спросил привидение: что ищешь, батюшка Иван Иваныч? А тот отвечал, что ищет волшебную разрыв-траву — уж больно «могила давит», хочется выбраться.

Костя удивляется: ведь покойников можно увидеть только на родительскую субботу. Ильюша, лучше всех знающий сельские поверья, поправляет: на родительскую субботу можно увидеть, кому еще только предстоит умереть. Для этого надо сесть на паперть возле церкви и смотреть на дорогу — кто мимо пройдет, тот в ближайший год и умрет. Вот баба Ульяна так села и увидала Ивашку Федосеева, который вскоре помер. А потом увидела на дороге саму себя. Ульяна еще жива, но так ведь и год с тех пор еще не прошел.

Мимо пролетает белый голубок. Мальчишки обсуждают, может ли это быть праведная душа, летящая в рай.

Федя дает слово Павлуше, спрашивая: как у них в деревне отреагировали на солнечное затмение? Когда солнце исчезло, все напугались, рассказывает Павел, а больше всех перетрусил барин, который сам же предупреждал мужиков о грядущем затмении. В деревне поговаривали, что наступает конец света: появятся белые волки-людоеды, хищные птицы и Тришка.

Костя спрашивает: кто такой этот Тришка? Ильюша рассказывает: это такой «лукавый человек», который придет, когда наступят последние времена, и будет соблазнять народ христианский. А сделать с ним ничего нельзя будет: ни дубьем побить, ни в цепи заковать, ни в острог посадить.

По словам Павлуши, у них в деревне тоже ждали Тришку, вестника конца света. И когда с холма стал спускаться странный человек с большой головой, все страшно перепугались. Оказалось, впрочем, что это бочар Вавила: купил себе новый жбан, да и надел на голову. Мальчишки смеются.

Костя пугается чьего-то крика в темноте. Павел успокаивает: это цапля. Костя рассказывает о том, как недавно тоже слышал странный крик, когда шел он мимо бучила — глубокой ямы с водой. «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится», — предполагает Павлуша. Хотя это могла быть и лягушка.

Костя думает, что это мог кричать леший. Но знаток Ильюша объясняет: леший немой, он кричать не может. Сам он лешего, конечно, не видал, но вот один мужик из их деревни, когда заблудился в лесу, его видел — большого и темного.

Старший из ребят, Федя, спрашивает младшего, Ваню, почему к ним перестала ходить его сестра Анютка. Федя просит приводить ее, обещая гостинцы. Ваня обещает так и сделать, называет сестру «добренькой».

Павел уходит к реке набрать воды в котелок. Оставшиеся ребята обсуждают, как бы его не утащил водяной. Вот Акулина-дурочка из их деревни сошла с ума после того, как чуть не утонула в реке, знать, это «водяной ее испортил».

Костя рассказывает историю мальчика Васи, утонувшего в этой реке. Мать его словно чувствовала опасность, не пускала к воде. И утонул-то он странно: только что был на берегу с матерью, а потом вдруг исчез в реке. Только пузыри по воде да шапонька плывет.

Возвращается Павлуша и пугает ребят словами, будто бы сейчас слышал из реки зовущий его по имени голос утопленника Васи. Мальчишки решают, что это был водяной, а примета это дурная. Ничего, успокаивает Павел, своей судьбы не минуешь.

Разговор угасает вместе с костром. Кругом великолепная и безлунная летняя ночь. И мальчики, и охотник засыпают.

Рассказчик-охотник просыпается на заре. Все спят, лишь Павлуша приподнимается и пристально смотрит на него. Мужчина отправляется к дому. А через некоторое время мимо охотника проносится отдохнувший табун — мальчишки гонят лошадей по своим деревням.

Рассказ заканчивается словами о том, что в том же году Павлуша погиб: но не утонул, как обещала примета, а упал с лошади. «Жаль, славный был парень!» — сокрушается рассказчик.

Характеристика мальчиков

Пять мальчиков — это пять разных характеров: степенный Федя, смелый Павлуша, трусливый Костя, знающий все деревенские легенды Ильюша и маленький неразговорчивый Ваня. У каждого из рассказчиков своя манера разговора.

Федя — старший из мальчиков, на вид лет 14. Стройный, белокурый и кудрявый, с красивыми и тонкими чертами лица. Он явно из богатой семьи и одет лучше всех: в пеструю рубаху, новый армячок, у него собственные, а не отцовские сапоги. Федя отправился с ребятами ради развлечения, а не по необходимости. Он неформальный лидер всей компании. Сам Федя говорит мало и с достоинством, но с помощью вопросов «дает слово» то одному, то другому мальчику.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугФедя. Иллюстрация А. Пахомова

Павлуша — приземистый парнишка лет 12, с большой головой и бледным рябым лицом. Одет он в простую рубаху и штаны с заплатами. Этот неказистый малый особенно нравится рассказчику: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Павел успокаивает пугливого Костю, объясняя странные звуки в ночи. Он же бросается разузнать, отчего всполошились собаки, не боится возможной встречи с волком. Идет набрать воду к реке, пока остальные ребята пугают друг друга историями про водяного, и возвращается с рассказом, будто слышал голос утопленника. В конце рассказа читатель узнает, что Павлуша вскоре погиб, упав с лошади.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугПавлуша. Иллюстрация А. Пахомова

Ильюша — 12-летний мальчик с невыразительным «подслеповатым» лицом, сначала не производит на рассказчика впечатления. Но именно он оказывается главным хранителем деревенских легенд: Ильюша встречался с домовым, знает про призрак старого барина и повадки лешего, про антихриста Тришку. Заметная часть произведения — это именно рассказы Ильюши.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугИльюша. Иллюстрация А. Пахомова

Костя — тщедушный, бедно одетый мальчик лет 10 с задумчивыми и грустными глазами. Эти глаза, как показалось рассказчику, «хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Костя трусоват, пугается ночных звуков, волков и нечистой силы.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугКостя. Иллюстрация А. Пахомова

Ваня — младший из детей, ему всего около семи лет. Сперва рассказчик его даже не замечает, потому что ребенок спит, укрывшись грубой тканью — рогожей. Ваня, кудрявый и русый, слегка картавящий, почти не участвует в разговоре старших: то ли стесняется, то ли устал, потому что еще мал.

Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть фото Что такое рольня в рассказе бежин луг. Смотреть картинку Что такое рольня в рассказе бежин луг. Картинка про Что такое рольня в рассказе бежин луг. Фото Что такое рольня в рассказе бежин лугВаня. Иллюстрация А. Пахомова

Анализ: суть и тема рассказа

Темой рассказа можно считать жизнь и мировоззрение крестьянских детей. Из разговоров, подслушанных охотником, мы узнаем, о чем думают эти простые, симпатичные ребята, что их пугает и завораживает.

В советское время «Записки охотника» преимущественно рассматривали как завуалированную критику крепостнической России. Цикл действительно проникнут сочувствием к судьбе простого человека, но Тургенев не просто рассказывает о тяжелой судьбе деревенских ребят.

«Бежин луг» можно воспринимать не только как рассказ о крестьянских детях, но и как поэтическое описание природы родных мест Тургенева с добавлением местного фольклора, и как философское произведение о связи человека с природой, перечисляет Р.Ю. Данилевский в статье «Реальности Бежина луга».

«Бежин луг» — это и описания природы с чудесным «запахом русской летней ночи», и галерея психологических портретов, и очарование ночных рассказов у костра. При всем реализме и документальности (описывается реальный Чернский уезд Тульской губернии, реальный Бежин луг) рассказ проникнут загадочностью. Начинаясь и оканчиваясь картинками неба, он создает ощущение огромных пространств, вдохновляет и в то же время рождает чувство смутной тревоги, констатирует Данилевский.

Иван Сергеевич Тургенев свою литературную задачу описывал так: «сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем тем оставаться верным правде». Оттого новые стороны в его литературном наследии можно открывать бесконечно. По словам Р.Ю. Данилевского, «Записки охотника» похожи на «родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *