Что такое романс картинки
В чём секрет притягательности романсов: История жанра от испанского до жестокого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Появление романса
К привычному представлению о романсе его предшественник имеет весьма отдаленное отношение – и дело не только в том, что эволюция этого вокально-музыкального жанра продолжается уже много столетий. В попытках прояснить историю возникновения романса музыковеды обращаются к Испании XIV – XV веков, когда и при королевском дворе, и на народных гуляниях стали звучать песни на местном наречии – в отличие от церковных псалмов, исполнявшихся на латыни. Предполагают, что родиной романса стало королевство Арагон, откуда эти песни стараниями трубадуров распространились по всей Испании.
Считается, что романсы стали первой стихотворной формой испанской литературы, иногда их приравнивают к похожему жанру баллады. Несомненно одно – они были частью народного фольклора, имели множество авторов, ведь из раза в раз романс исполнялся по-новому, в зависимости от настроения певца, его памяти, его творческого начала. Одна из самых ярких особенностей романса, сохранившаяся и до настоящего времени – в том, что музыка и текст, а с ними и исполнение, и переживания слушателя, объединяются в единое целое, превращая песню в некоторое подобие представления, сродни театральному.
Сборники испанских романсов назывались » романсеро «, их записывали с XIV века. Некоторые песенники включали романсы лучших испанских композиторов того времени – Хуана дель Энсины, Франсиско Пеньялосы, Хуана ди Анчиеты.
Романсы в Европе в новое время
Романсы исполняли и в Испании, и в ее колониях, знакомы с ними были во всей Европе. Но в эпоху романтизма этот музыкальный жанр стал набирать особенную популярность. Да и смысловое наполнение его поменялось согласно художественным запросам той эпохи, став более лирическим, сентиментальным. Композиторы-классики, в первую очередь австрийские и немецкие, такие, как Франц Шуберт, Роберт Шуман обращались в своем творчестве к романсу, следом возникла французская, а вскоре и русская школы. Большое влияние на жанр оказывало творчество крупнейших поэтов эпохи – Гёте и Гейне в Германии, Пушкина в России.
Поначалу словом «романс» в русском языке называли любую песню, написанную по-французски, в отличие от «русской песни». Благодаря эпохе романтизма в мировой культуре, с пристальным вниманием к чувствам человека, его природному началу, романс набирал все большую популярность. Когда-то создававшиеся только профессиональными композиторами и титулованными поэтами, они «спускаются» в народ, который изменяет их и создает новые. В первой половине XIX века возник жанр русского романса, а дальше – его разновидности: городской, жестокий, цыганский. Жестоким называли такой вид русского романса, который отличался особым драматизмом в описании семейных, бытовых конфликтов, акцентом на жестокости и, как правило, трагической концовкой.
Петербургские и московские цыгане начинали с собственного, самобытного стиля исполнения русского романса – драматично, с особой эмоциональной насыщенностью и напевностью, затем создавая уже новые произведения, как на русском, так и на цыганском языке.
Романсы привлекали и привлекают своей недосказанностью, слушателю открывается лишь один, текущий момент, без четкого описания того, что было прежде, и со смутными представлениями о будущем.
Некоторые русские романсы
У русского романса история вообще любопытна, но не меньший, даже, скорее, больший интерес вызывает судьба отдельных произведений – часто она была довольно драматичной.
Известный романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига был написан Александром Алябьевым во время тюремного заключения по ложному обвинению в убийстве, произошло это в 1825 году. Во время игры за карточным столом Алябьев обвинил в шулерстве одного из офицеров и ударил его. Спустя несколько дней офицер, чье здоровье и без того оставляло желать лучшего, скончался. Считается, что заключение композитора в тюрьму было вызвано его близостью к декабристским кругам. Как бы то ни было, Алябьев продолжал заниматься сочинением музыки, за свою карьеру он создал около двухсот романсов.
Еще один из них – «Вечерний звон», на стихи Ивана Козлова. В свою очередь, поэт создал их в качестве перевода произведения английского поэта Томаса Мура.
Романс «Не уходи, побудь со мною» был написан в 1899 году композитором Николаем Зубовым для музы и любимой женщины, певицы Анастасии Вяльцевой. Она исполняла его в числе прочих романсов, которые посвятил ей Зубов – всего около двадцати.
«Очи черные», романс, ставший один из самых узнаваемых в мире, появился благодаря стихотворению Евгения Гребёнки, которое он посвятил дочери своего соседа-помещика, ставшей впоследствии женой поэта. Романс стали исполнять с 1884 года.
А музыкальные произведения из фильма «Жестокий романс» укрепили и без того немалую популярность русского романса – на протяжении XX века этот жанр несмотря ни на что пользовался большой любовью исполнителей и слушателей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Шесть русских романсов, которые нельзя не знать.
Всё здание русской музыкальной классики стоит на маленьком, домашнем, наивном жанре романса. Без него не было бы ни Глинки, ни Чайковского, ни Рахманинова.
В наших старинных романсах есть одна интересная особенность: вроде бы все они печальные, а на душе после них светлеет.
1. Александр Алябьев. «Соловей», слова Антона Дельвига. 1825 год.
2. Михаил Иванович Глинка. «Не искушай», стихи Евгения Баратынского, 1825 год
Этот романс принёс титулярному советнику Глинке первый успех в петербургских салонах и заставил его поверить в свой музыкальный талант.
Евгений Баратынский написал это стихотворение в 21 год, Глинке было столько же, когда он положил его на музыку. Самое время для первых любовных разочарований.
3. Александр Егорович Варламов. «На заре ты её не буди», стихи Афанасия Фета, 1842 год
Совершенно прелестный романс, с наивным очарованием простой вальсовой мелодии.
Чудесная Виктория Иванова поёт его своим ангельским голосом.
4. Эраст Аггеевич Абаза. «Утро туманное», стихи Ивана Тургенева, 1840-е годы
Стихотворение, вообще-то, на дорожную тему.
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Но в музыке покой и статика.
Правда, до сих пор нет точных свидетельств, что именно Эраст Абаза положил стихотворение Тургенева на музыку, а не кто-то из его многочисленных родственников. Во всяком случае, есть люди, которые точно в этом уверены, иначе они не высекли бы на мраморной надгробной плите Эраста Абаза нотную строчку из этого романса.
Интересный вариант романса в исполнении хора Сретенского монастыря.
5. Пётр Петрович Булахов. «Гори, гори, моя звезда», стихи В. Чуевского, 1846 год
Про автора слов наши источники пишут разное. То он Василий, то Владимир, то он был студентом-юристом, то медиком. Откуда эта информация, совершенно непонятно.
Булахов (при жизни композитора ударение в его фамилии было на «у») написал этот романс в цыганских традициях. Раньше в каждом российском ресторане был «живая музыка» в виде цыганских ансамблей и хоров. Они внесли в русский романс особые акценты: страсть и надрыв.
С авторством этого прекрасного романса всё запутано донельзя. Он приписывается некоему Евгению Юрьеву, но скорее всего, это растиражированная интернетом ошибка. Об этом Юрьеве, например, сообщается, что он писал любовные романсы с 12 лет, умер в 29 лет в 1911 году, и даже прилагается «прижизненный» видеоролик со звуком (!), где усатый господин лет сорока (сообщается, что это Юрьев и есть) поёт этот романс.
Поэтому не будем множить этот бред и остановимся на том, что это просто старинный романс безымянного автора (авторов).
Его замечательно поёт Чичерина.
Что такое романс картинки
Что такое романс, история романса
Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое романс?
Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.
Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.
Популярные романсы
«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского , слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.
«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.
«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.
История романса
Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака , К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига .
В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси , А. Шёнберг, М. Равель , М. де Фалья, Ф. Пуленк , Д. Мийо.
Романс в России
На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».
Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку , гитару , арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин , А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков , П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов . Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр , Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович , С. Прокофьев, Г. Свиридов.
Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.
Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.
Интересные факты
В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Романсы
Популярная музыка от р.Х. до наших дней. Мой музыкальный блог.
Русский романс
Русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства, сформировавшийся в России на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. После восстания декабристов, которым симпатизировал и высший интеллектуальный класс России, была создана новая лирика, у истоков которой стояли поэты «Золотого века» русской литературы Александр Пушкин (1799–1837), Василий Жуковский (1783–1852), Афанасий Фет (1820–1892), Михаил Лермонтов (1814–1841). ), Антон Дельвиг (1798–1831), Вильгельм Кюхельбекер (1797–1846), Алексей (1809–1842), Федор Глинка (1786–1880) и многие другие. В отличие от своих предшественников – пафосных поэтов XVIII века, русские романтики более гибким и демократичным языком обращалась к темам прощания, разлуки, дружбы, одиночества и усталости от жизни под политическим гнетом абсолютистского государства. Новой лирической поэзии потребовался свой особенный музыкальный жанр, отличный как от русской народной музыки, так и от классического музыкального наследия.
Русский романс оказал определяющее влияние на певческий стиль еще молодой русской национальной оперы и стал связующим звеном между «Петербургской могучей кучкой» и Петром Ильичом Чайковским (1840–1893). Художественное самопознание поколения русских музыкантов середины XIX века прошло через это музыкальное направление. Брать за образец русские романсы призывал композиторов «Могучей кучки» русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист и общественный деятель В.В.Стасов. Особо следует отметить романсы и вокальные циклы великих русских композиторов, участников «Могучей кучки» Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887), с его особым взглядом на музыкальный импрессионизм и Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881), в творчестве которого нашли оригинальное и яркое выражение черты русского национального характера. Произведения этих композиторов оставляют позади прежние условности в отношении мелодии, гармонии и ритма.
Расцвет русского романса пришёлся на начало XX века, когда творили такие крупные и самобытные исполнители, как Александр Вертинский, Вера Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, русский романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы, либо вынуждены были покинуть родину.
Возрождение традиционной школы русского романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Виды русского романса
Классический романс — наследие русских классических композиторов XIX века.
Городской романс (бытовой, мещанский) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
Цыганский романс — жанр, сформировавшийся к середине XIX века на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием хоров петербургских и московских цыган.
Жестокий романс — особенностью которого являются яркость персонажей, контрастность чувств, мелодраматизм, острота ситуации, доходящая до крайности.
Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. К «казачьим романсам» нередко ошибочно причисляется и написанный в Петербурге и впервые исполненный там же популярный романс 1840- х гг. Н. П. Девитте, аристократа голландского происхождения, на слова Андрея Молчанова — «Не для меня придёт весна…».
Серьёзный вклад в классификацию русского романса внёс коллекционер и исследователь жанра Анатолий Титов. Помимо упомянутых видов, им были выделены: дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский, тюремный и другие. Отдельным жанром близким с романсом обозначена мелодекламация.
Известные исполнители русских романсов:
Агафонов, Валерий Борисович (1941—1984)
Агуреева, Полина Владимировна (р. 1976)
Баглаенко, Валентин Григорьевич (1934—1991)
Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982)
Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
Гуляев, Юрий Александрович (1930—1986)
Давыдов, Александр Давидович (1849—1911)
Давыдов, Александр Михайлович (1872—1944)
Дятлов, Евгений Валерьевич (р. 1963)
Джапаридзе, Кэто Константиновна (1901—1968)
Захаров, Сергей Георгиевич (р. 1950)
Зиганшина, Юлия Яковлевна (р. 1970)
Зыкина, Людмила Георгиевна (1929—2009)
Иртлач, Стронгилла Шаббетаевна (1902—1983)
Карева, Галина Алексеевна (1929—1990)
Квик, Георгий Алексеевич (р. 1950)
Кондратьева, Мария Сергеевна
Корнеева, Маргарита Борисовна (р. 1958)
Крутова, Ирина Витальевна (р. 1980)
Лабинский, Андрей Маркович (1871—1941)
Лашманов, Сергей Владимирович (р. 1978)
Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954)
Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
Морфесси, Юрий Спиридонович (1882—1957)
Морозов, Михаил Александрович (р. 1972)
Морозова, Ирэна Борисовна (р. 1938)
Мочалов, Алексей Александрович (р. 1956)
Муромцева, Лилия Константиновна (р. 1964)
Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
Полякова, Анастасия Алексеевна (1877—1947)
Полянская, Юлия Александровна (р. 1970)
Раздолина, Злата Абрамовна (р. 1959)
Разинова Елизавета Николаевна (ум. 2013)
Ребров, Иван Павлович (1931—2008)
Рюмина, Людмила Георгиевна (1949—2017)
Сабинин, Владимир Александрович (1888—1930)
Самсонов, Владимир Викторович (р. 1963)
Светлов, Виктор Петрович (р. 1946)
Северный-Звездин, Аркадий Дмитриевич (1939—1980)
Словцов, Пётр Иванович (1886—1934)
Смольянинова, Евгения Валерьевна (р. 1964)
Сокольский, Константин Станиславович (1904—1991)
Субботина Инна Робертовна (р.1965)
Тишининова. Надежда Андреевна (1927—2003)
Толкунова, Валентина Васильевна (1946—2010)
Титов, Анатолий Григорьевич (1938—2008)
Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982)
Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918)
Церетели, Тамара Семёновна (1900—1968)
Цыганова, Виктория Юрьевна (р. 1963)
Чабан, Яна Константиновна (р. 1968)
Шацкая, Нина Аркадьевна (р. 1966)
Шишкина, Елена Егоровна (1880-е — 1942)
Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005)
Шумейко, Дмитрий Петрович (р. 1965)
Юкавский, Герман Валерьевич (р. 1970)
Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000)
Эрденко, Николай Иванович (1945—2006)
Список композиторов – авторов русских романсов:
Абаза, Аркадий Максимович
Абаза, Виктор Вениаминович
Алябов, Юрий Алексеевич
Алябьев, Александр Александрович
Борисов, Борис Самойлович
Булахов, Пётр Петрович
Василенко, Сергей Никифорович
Верстовский, Алексей Николаевич
Гайгерова, Варвара Андриановна
Гедике, Александр Фёдорович
Геништа, Иосиф Иосифович
Глинка, Михаил Иванович
Годзяцкий, Виталий Алексеевич
Голицын, Сергей Сергеевич (1783)
Давиташвили, Мария Шалвовна
Девитте, Николай Петрович
Донауров, Сергей Иванович
Дюбюк, Александр Иванович
Зубов, Николай Владимирович
Капп, Виллем Хансович
Кашин, Даниил Никитич
Кюи, Цезарь Антонович
Лимнандер де Нивенгове, Арман
Офросимов, Михаил Николаевич
Мазини, Франческо (композитор)
Метнер, Николай Карлович
Милоевич, Милое (композитор)
Орлов, Василий Михайлович
Пригожий, Яков Фёдорович
Пономаренко Григорий Федорович
Рубинштейн, Антон Григорьевич
Свиридов, Георгий Васильевич
Сокальский, Пётр Петрович
Титов, Николай Алексеевич
Урбах, Самуил Юльевич
Фельдман, Яков Лазаревич
Фомин, Борис Иванович (композитор)
Харито, Николай Иванович
Шашина, Елизавета Сергеевна
Шеншин, Александр Алексеевич
Шереметев, Борис Сергеевич
Штейнберг, Михаил Карлович
Юрьев, Евгений Дмитриевич