Что такое романс в музыке кратко и понятно
Значение слова «романс»
1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму. Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки. □ После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Чехов, Три года. || Название инструментальных пьес певучего, мелодического характера.
2. Небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему о любви.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РОМА’НС, а, м. [фр. romance]. 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения
с аккомпанементом одного инструмента (муз.).
|| В инструментальной музыке — небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.). 2. В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов — лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.). || В испанской литературе — старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рома́нс
1. муз. небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т. п.) ◆ После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Чехов, «Три года»
2. небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера
3. лирическое стихотворение песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спецпроект — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое романс. (кратко)
Романс схож с песней, но в то же время отличается от
неё некоторыми особенностями, что, собственно,
и делает романс романсом.
Его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной
мелодичности.
В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают
исключения.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания
уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса –
в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.
Обычно романсы являются камерной музыкой
(пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением,
чем песня, поэтому он может быть только лирическим,
тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство,
в нём всегда присутствует или подразумевается адресат,
т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог,
хотя бы и внутренний.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны,
трогательны и нежны или же трагичны.
Романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом».
Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.
В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.
В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.
Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Сребрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.
Особенности жанра романса
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.
Близки к романсу инструментальные произведения «песни без слов», в которых преобладает мелодическая линия. Самыми известными являются «Песни без слов» Ф. Мендельсона.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.
Романс схож с песней, но в то же время отличается от
неё некоторыми особенностями, что, собственно,
и делает романс романсом.
Его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной
мелодичности.
В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают
исключения.
В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания
уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса –
в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.
Обычно романсы являются камерной музыкой
(пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно).
Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением,
чем песня, поэтому он может быть только лирическим,
тогда как песня может быть патриотической, героической и т. д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство,
в нём всегда присутствует или подразумевается адресат,
т. е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог,
хотя бы и внутренний.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны,
трогательны и нежны или же трагичны.
Песня и романс – что это и отличия
Все люди знают, что существуют различные музыкальные жанры. Песня и романс – одни из самых популярных форм народного творчества. Для общего культурного развития нужно знать, что они представляют собой и какие отличия присутствуют в исполнении, музыке, стиле.
Определение понятий
Для того чтобы быстрее и лучше понять, чем отличается песня от романса, нужно дать каждому понятию определение. Это позволит уловить основную суть жанров.
Песня – жанр вокальной музыки. Форма – куплетная или строфическая. Представляет собой произведение, в котором слова создают поэтическую форму, сопровождение создано музыкальной композицией. Исполнитель песни может быть один или несколько (хоровое пение).
Романс представляет собой вокальное произведение, написанное на основе небольшого лирического стихотворения. В основе жанра лежат любовные переживания, история двух влюбленных.
Сравнение
Между песней и романсом существует много общего – стихотворный текст, музыкальное сопровождение, вокальное исполнение. Отличительные черты также нужно знать и учитывать. Романс является видом песенного творчества. Родиной этого жанра является Испания. В Россию романс пришел из Франции. Содержание песни может быть разным по смыслу, форме воспроизведения. Также она не всегда посвящается определенной личности или группе людей. Романс же представляет собой лирическое повествование с выраженным любовным содержанием. Текст ориентирован на определенную личность. В романсе, в отличии от песни, одинаковое значение имеют, как музыка, так и слова. Ценность для восприятия имеет также манера исполнения. Песня привлекает внимание слушателя яркой ритмичной мелодией. На второй план уходят слова и общее содержание. В 90% случаев песня имеет припев, в романсе же его нет за редким исключением.
Песня может исполняться одним человеком (сольно), дуэтом, квартетом, хором. Этот вид творчества предполагает инструментальное сопровождение. Для этой цели могут использоваться гитары, барабаны, различные установки, народные инструменты. Исполнение песни возможно и без музыкального сопровождения — а капелла. Романс исполняется в большинстве случаев сольно под аккомпанемент одного музыкального инструмента (фортепиано). Он относится камерному жанру исполнения, поэтому не предполагается большого числа слушателей. Основная задача романса – вызвать у людей сильные эмоции и чувства. Особенностью романса является создание доверительной, искренней и располагающей обстановки. В романсе никогда не будет агрессии. Сюжет направлен на любовные переживания и мечты. Используется простая рифма без лишних сложностей. Сочетание слов должно быть несложным и при этом витиеватым и изящным. В романсе сочетаются такие направления и личностные качества, как галантность и благородство, искренность, нежность, страсть и глубина изложения. В песни же не предполагается обязательного уклона в лирику. Содержание может быть любым по манере подачи, стихотворной форме.
Выводы
На основании приведенных определений и сравнения видов народного музыкального творчества можно сделать определенные выводы. Песня представляет собой широкое, обобщающее понятие вокального направления. Романс – вид песни, который ориентируется на любовную тематику. Этот жанр камерный, тихий, спокойный, создающий расслабленную, почти домашнюю атмосферу. Количество слушателей в этом случае небольшое. Песня же направлена на то, чтобы привлечь к себе массовое внимание. В романсе большое значение имеет музыка, что отличает его от песни. Одинаково ценны для него слова, содержание и манера исполнения. Для романса характерна возвышенная поэзия, чувственность, нежность. За основу берутся произведения великих поэтов. Этот жанр сентиментальный, рассчитанный на чувствительность. Он раскрывает все потаенные стороны человеческой души, заставляет слушателей сопереживать главным героям. Содержание песни может быть различным по содержанию стихов и общему смыслу. Рифма может быть необычной, сложной или, наоборот, максимально простой. Романс исполняется одним исполнителем. Аккомпанемент составляет один музыкальный инструмент (фортепиано или рояль). Песня может исполняться людьми (хором) или сольно, для музыкального сопровождения используются несколько видов инструментов. Припев присутствует только в песнях.
Романс (музыка)
Романс (музыка)
Рома́нс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Содержание
История романса
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
Черты вокального романса
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
Основные жанровые признаки романса
Композиторы романсов
Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, — лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин
Романс в опере
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).
Инструментальный романс
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
В. А. Васина-Гроссман. РОМАНС
На данной странице представлена статья «Романс» советского музыковеда В. А. Васиной-Гроссман из «Музыкальной энциклопедии»
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНСА
Романс (испан. romance) — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой — жанр вокальной музыки. Во Франции термин «романс» (romance) применялся наряду с термином chanson в XVIII и начале XIX вв., затем его заменило понятие mélodie, введённое Г. Берлиозом как жанровое обозначение вокального произведения с сопровождением. В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России название «романс» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Романсы с текстом на русском языке назывались «российскими песнями».
В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену, ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Романсы подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и т. д.
Непосредственными предшественниками романса в современном значении этого термина наряду с песенными жанрами явились вокальные подтекстовки танцевальных форм: менуэтов, сицилиан и т. п. (Сперонтес, «Муза, поющая на реке Плейсе» — „Singende Muse an der Pleiße”, 1736—45; Г. Н. Теплов, «Между делом безделье», 1759, и другие).
Развитие романса как синтетического, музыкально-поэтического жанра начинается во 2-й половине XVIII в. В творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), Э. Н. Мегюля, А. М. Бертона и Н. Далейрака во Франции, А. М. Дубянского и О. А. Козловского в России можно найти примеры тонкого слияния музыки и стиха. В это же время начинается и теоретическое осмысление проблем соединения музыки и слова (в трудах К. Г. Краузе, А. Э. М. Гретри).
В XIX в., особенно в творчестве композиторов романтического направления, романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам народного искусства. В творчестве крупнейших авторов романса XIX в. заметно тесное взаимодействие этих линий. Раньше всего новый тип романса сложился в австрийской музыке; создателем его по праву считается Ф. Шуберт, явившийся основоположником немецкой и австрийской школы романса этого типа (помимо Шуберта, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и другие). Вскоре возникают и другие яркие национальные школы романса: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Наряду с камерно-вокальной классикой в XIX в. развивался и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Эти две области романса не были изолированными и постоянно взаимодействовали, особенно в России. Романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, А. И. Дюбюка обладают несомненными художественными достоинствами и не утратили значения. Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории искусства тесно связаны имена Ф. Шуберта и И.-В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова. Творчество Пушкина оказало сильнейшее воздействие на русский романс. Это проявилось не только в количестве произведений, написанных на его стихотворения, — во многих из этих романсов (особенно у Глинки и Римского-Корсакова) нашли отражение и эстетические, и стилистические принципы поэта.
Русские композиторы XIX в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский). Романс в их творчестве иногда приобретает черты театральной сценки, исполняемой конкретным персонажем (Даргомыжский — «Червяк», «Титулярный советник», Мусоргский – «Семинарист», «Светик Савишна», «Озорник» и другие). В творчестве Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием («День ли царит»). Этот тип романса характерен и для Рахманинова («Весенние воды»).
Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяют романсы в вокальный цикл, создавая относительно крупное и тематически богатое «сюитного» типа произведение, в котором, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое невозможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжета. Первый вокальный цикл принадлежит Л. Бетховену («К далёкой возлюбленной», 1816), вполне зрелые образцы этого жанра были созданы Ф. Шубертом («Прекрасная мельничиха», 1823, и «Зимний путь», 1827). В дальнейшем вокальные циклы писали Шуман, Брамс, Малер, Вольф и другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половинеXIX – начале XX вв. в области романса выдвигаются представители молодых национальных школ: чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Новак), польской (М. Карлович, К. Шимановский), финской (Я. Сибелиус), норвежской (X. Хьерульф, Э. Григ), внёсшие существенный вклад в развитие жанра.
Развитие романса в XX в. — уже в первые его десятилетия – представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX в. композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение, вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения — «стихотворение с музыкой». Подобного рода сочинения есть у С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева («Пять стихотворений Ахматовой»), у французских композиторов (К. Дебюсси, „Cinq Poémes de Baudelaire” и другие). На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (Дебюсси — «Песни Билитис», Прокофьев — «Гадкий утёнок»), используют свободно интонируемый «музыкальный говор» (Sprechstimme, Sprechgesang). Первым и наиболее радикальным образцом Sprechgesang был цикл А. Шёнберга «Лунный Пьеро» (1912), в дальнейшем этот приём использовался главным образом как эпизодический. С другой стороны, в романсе XX в. интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре «романса-прелюдии» («Сирень» Рахманинова, многие романсы Дебюсси). Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, главным образом народных музыкально-речевых жанров (И. Ф. Стравинский – «Прибаутки»), интерес к диалектным особенностям народной песни (М. Равель, М. де Фалья). Большое количество стилистических находок в романсе XX в. не могло, однако, компенсировать некоторой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра.
Советские композиторы в первых образцах романсов продолжают традицию предреволюционных десятилетий, затем находят собственный путь. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров (Ан. А. Александров, H. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров), и обновление их путём усиления песенного начала (Г. В. Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович). В 60—70-е гг. очень расширяется круг исполнительских средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям. Вокально-инструментальные циклы получили распространение и в современной зарубежной музыке (П. Булез, Б. Бриттен).
Краткая история романса. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ
Кюи Ц. A., Русский романс, СПБ, 1896;
Pиндейзен Н., Русская художественная песня. (Романс), М.-Лейпциг, [1905];
Глебов И. (Асафьев Б. В.), Введение, в его книге: Русская поэзия в русской музыке (нотографический указатель), П., 1922;
его же, Важнейшие этапы развития русского романса, в книге: Русский романс, М.-Л., 1930;
его же, Русский романс XIX в., в его книге: Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, Л., 1968;
Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашин, в книге: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1958;
Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
её же, Романтическая песня XIX века, М., 1966;
её же, Мастера советского романса, М., 1968;
её же, Камерная вокальная музыка, в книге: Музыка XX века. Очерки, часть 1, книга 1, М., 1976;
Гусев В. Е., Вступительная статья в сборнике: Песни и романсы русских поэтов, М.-Л., 1965;
Курышева Т. A., Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке, в сборнике: Вопросы музыкальной формы, выпуск 1, М., 1966;
Ручьевская Е., О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века, в сборнике: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966;
её же, О методах претворения и выразительном значении речевой интонации, в сборнике: Поэзия и музыка, М., 1973;
Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года), выпуск 1-2, М., 1966 – 69;
Mоsек H. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1-2, B.-Z., [1937], Tutzing, 1968;
Gоugelot H., La romance française sous la Révolution et l’Empire, pt. 1-2, Melun, 1938-43;
Bücken E., Das deutsche Lied, Hamb., 1939;
Nоske Fr., La mélodie française de Berlioz а Duparc, P., 1954;
Вeaufils M., Le lied romantique allemand, [P., 1956];
Friedländer M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg., 1902, Hildesheim, 1962;
Kretzschmar H., Geschichte des neuen deutschen Liedes, Lpz., 1911, Hildesheim-Wiesbaden, 1966.
Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982