Что такое розлив на баяне

Что такое розлив на баяне

Всем известно, что гармони настраиваются в розлив. Спорили и спорят правильно это или нет, но я считаю: есть знакомый мне с детства звук гармони, и как я теперь знаю, настроенной в розлив, то для меня это гармонь.

Грубо говоря, розлив это когда две голосовые планки издающие одну ноту и звучащие одновременно настроены не совсем в «ноль» а с разницей в несколько центов относительно друг друга. Возникают биения, придающий характерный для гармони переливчатый звук.

«Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.» из книги В.Г. Парвенкова «Акустика и настройка музыкальных инструментов».

Аккордеоны тоже настраиваю в розлив и зависимости от модели и от страны, с разным розливом – национальные традиции.
На сайте http://www.accordionpage.com/wetdry.html можно более подробно прочитать про это и послушать звучание аккордеонов с разным розливом ( от 0 центов до 25).

Количество биений зависит от того, насколько центов сдвинута настройка и от частоты ноты. При одном и том же отклонении в настройке, например в 8 центов количество биений для низко звучащей ноты будет меньше, чем для высоко звучащей ноты.
Поэтому необходимо корректировать величину отклонения в центах в зависимости от высоты ноты.

Ну а как практически это сделать?

Надо знать примерные отклонения в центах для оптимальной настройки розлива во всем частотном диапазоне гармоней различной тональности.
В упоминавшейся выше книге В.Г. Парвенкова приведен график и таблица отклонений в герцах для оптимального розлива в настройке аккордеонов по результатам субъективной экспертизы. Но основании этих данных я построил таблицу отклонений в центах для различных нот.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Оптимальный розлив в настройке язычковых

В настройке современных язычковых музыкальных инструментов широко используется настройка с розливом, т.е. с биениями в звучании отдельных нот инструмента. Розлив создается за счёт небольшой разницы в частоте одновременно звучащих язычков.

Величина розлива (количество биений) и характер его изменения от ноты к ноте в правой клавиатуре (мелодия) влияют на звуковые качества (тембр) инструмента.
Существующая рекомендация, в соответствии с которой величина розлива должна изменяться равномерно по всему диапазону мелодии от 1 Гц в большой октаве до 10 Гц в четвертой октаве не учитывает свойства человеческого уха, которые изменяются неравномерно с изменением частоты звуков.

Характер чувствительности уха зависит от частоты звука, поэтому настройка инструмента без учета этой зависимости не позволяет достичь оптимальных параметров розлива, получить от инструмента наилучшего возможного качества тембра. Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.

Существующий способ равномерной настройки язычков с розливом от 1 до 10 Гц не обладает также конкретностью, поскольку для указанных границ розлива нет фиксированных точек отсчета: с 1 Гц может быть начата любая из 12-ти нот большой октавы и на 10 Гц может закончиться любая из 12-ти нот четвертой октавы. В связи с этим характер розлива инструментов даже для одного производства может существенно отличаться от инструмента к инструменту.

В способе настройки язычков с розливом не учитывается различие в диапазоне звучания разных моделей инструментов, поэтому одноименные язычки в одноименных октавах, но в инструментах с узким диапазоном звучания (например, две октавы) и с широким диапазоном звучания (пять-шесть) октав, имеют разную величину розлива.

Из-за отсутствия единого оптимального закона розлива ансамблевое исполнение, когда одновременно звучат два, три и более различающихся по диапазону и по величине розлива язычковых инструментов, теряет чистоту созвучий и аккордов, становится в определенной степени диссонансным.

В лаборатории музыкальной акустики Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института (НИКТИ) музыкальной промышленности предложено сведущее обоснование оптимального закона розлива.

Человеческое ухо более чувствительно к периодически изменяющимся звукам. Розлив или биения в звуке язычкового инструмента представляет собой периодически изменяющиеся по амплитуде и частоте звуковые колебания. Это видно по результату сложения колебаний, имеющих близкие частоты 1 и 2. Сложное колебание имеет частоту, изменяющуюся во времени около среднего значения от 1 до 2 и периодически меняющуюся амплитуду.

В общем случае человеческое ухо неодинаково воспринимает одну и ту же разницу частот на различных участках звукового диапазона. Основная предпосылка обоснования оптимального розлива заключается в том, что закон изменения числа биений должен учитывать особенность человеческого уха при восприятии минимальных изменений частоты на различных участках музыкального диапазона частот и выбранная частота биений должна быть одинаково субъективно заметна на слух на разных частотах.

Эта предпосылка будет выполнена, если закон розлива установить по дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, т.е. по порогу чувствительности уха к минимальным изменениям частоты, поскольку зависимость изменения чувствительности уха от частоты является нелинейной, постольку и закон изменения розлива по диапазону не может быть прямолинейным.

Согласно современным исследованиям в области частот ниже 500 Гц (примерно ниже «си»1- 493,88 Гц) дифференциальный порог ощущения изменения частоты составляет в среднем 1,5-1,8 Гц, а в области частот выше 500 Гц — дифференциальный порог прямо пропорционален частоте, т.е. отношение разницы частот к основной частоте становится постоянным и равным 0,003.

Все промежуточные числовые значения биений могут быть определены по кривой розлива (рис. 2) или непосредственно взяты из приведенной таблицы.
Что такое розлив на баяне. Смотреть фото Что такое розлив на баяне. Смотреть картинку Что такое розлив на баяне. Картинка про Что такое розлив на баяне. Фото Что такое розлив на баяне
При изучении розлива, встречающегося в аккордеонах различных фирм, было обследовано 27 инструментов. Среди отечественных инструментов исследованы аккордеоны ленинградской фабрики «Красный Партизан», Ганинской гармонной фабрики, калужского производственного объединения «Аккорд», новосибирского объединения электромузыкальной аппаратуры «Сибирь» и Шуйской гармонной фабрики. Инструменты зарубежного производства были представлены фирмами Скандалли, Паоло Сопрани, Вельтмайстер и Роял Стандарт.

По результатам предварительного обследования был установлен диапазон розлива и для субъективной экспертизы были выбраны семь инструментов одного производства (ленинградской фабрики «Красный Партизан») с диапазоном розлива, охватывающего все практически встречающиеся величины розлива. В том числе и близкого к предложенному оптимальному закону розлива.

Каждый инструмент проигрывали по диапазону и измеряли розлив трех нот каждой октавы отдельно на растяжение и сжатие меха. Частоту биений определяли до записи на ленте самописца, регистрирующего уровень интенсивности звука: подсчитывали количество пиков биений на участке записи определенной длины и это число делили на время записи (в секундах). При выборе скорости движения ленты придерживались правила: численное значение скорости движения ленты равнялось или было больше числа биений в секунду.

Относительная погрешность измерений частоты биений не превышала 4%, При всех измерениях в аккордеонах включался только один регистр «виолине», в котором розлив проявляется наиболее ярко и не маскируется октавными язычками.

Значения розлива были выбраны в широком диапазоне биений/с, для нижних язычков — от 1 до 3 биений/с, для верхних язычков — от 4,5 до 15-18. Подготовленные инструменты были оценены семью экспертами-музыкантами и девятью рядовыми слушателями. В общей сложности было проведено четыре экспертизы в лаборатории музыкальной акустики музыкальной промышленности.

Необходимо отметить, что требования к розливу являются различными при сольном и ансамблевом исполнении, а розлив инструментов для легкой эстрадной музыки может отличаться от розлива инструментов, бытующих в народной музыке. При этом немаловажную роль играет индивидуальность вкусов музыкантов.

Данную неопределенность требований можно, снять, если учесть область преимущественного использования инструментов. Аккордеоны в основном предназначены для исполнения эстрадной музыки, поэтому перед экспертами была поставлена задача оценки розлива именно с точки зрения его пригодности для данного вида музыки.

Основной метод субъективной экспертизы — метод парных сравнений. Этот метод в последние десятилетия широко распространился при оценке качества товаров народного потребления, когда невозможно или затруднительно использовать количественные оценки.

Для оценки качества звучания аккордеонов данный метод применен впервые. Принцип метода парных сравнений прост: каждый эксперт в каждом отдельном туре испытаний сопоставляет между собой только два инструмента и отдает предпочтение одному из них. Результаты обрабатываются и вычисляются критерии согласия экспертов, надежности и правдоподобности способа оценки.

После предварительной экспертизы эксперты-музыканты из семи инструментов выбрали четыре. В последующих турах методом парных сравнений были установлены аккордеоны с самым лучшим и с худшим розливом. Обработка оценочных листов показала, что согласие между экспертами-музыкантами весьма высоко — 99,7% и между экспертами слушателями — 97,5%. Эксперты-музыканты оценили аккордеоны следующим подсчетом голосов: №4 — 27, №3 — 26, №1 — 23, №2-8. Таким образом, выбор лучшего и худшего по розливу инструментов (№4 и №2) совпадает у рядовых слушателей с выбором у музыкантов-профессионалов.

На рис. 3 представлены усредненные кривые розлива — четырех экспериментальных аккордеонов и кривая оптимального теоретического розлива.

Что такое розлив на баяне. Смотреть фото Что такое розлив на баяне. Смотреть картинку Что такое розлив на баяне. Картинка про Что такое розлив на баяне. Фото Что такое розлив на баяне
Сравнение кривых розлива показывает, что кривые для инструментов: №4 и №3 ближе всего подходят к оптимальному розливу, а относительно далеко от него кривые инструментов №1 и №2.

Аккордеон № 4 был выбран лучшим по розливу и его кривая подходит ближе всего к теоретической кривой розлива. Следует отметить, что совершенно точного совпадения нет, учитывая некоторые отклонения в настройке, но разница достаточно мала и достигает всего 0,8 биений/с в сторону занижения в малой октаве и несколько десятых завышения в третьей октаве.

Таким образом, субъективная экспертиза в целом подтверждает высокие свойства аккордеона, настроенного по предложенному теоретическому закону розлива, увязанному со свойствами человеческого уха.

Проведенный теоретический анализ чувствительности человеческого уха к изменению частоты звуков и субъективные экспертизы по оценке влияния розлива на качество звучания аккордеонов позволяют установить, что предложенный в работе розлив, при котором закон изменения частоты биений в розливе соответствует дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, обладает более высокими звуковыми качествами по сравнению с известным прямолинейным законом розлива. В соответствии с обоснованным законом розлива число биений устанавливают пропорционально частотам равномерно-темперированной шкалы, увеличивая от 1,5 до 2,75 биений/с от «ми» большой октавы до «си» первой октавы и пропорционально линейной шкале частот от «си» первой октавы к верхним частотам, в соответствии с равенством AJ — 0,003 f.

Источник

Настройка голосов «в розлив» (СергейАкимов)

Zenano

Пользователь+

Я уже здесь.
Спешить все же не стоит, хотя и интересно, что в конце концов получится.
К розливу переходим когда два ряда /строевой и октавный/ уже чисто настроены. Это важно еще потому, что при розливе, когда выбран подходящий тембр на строевом и розливном рядах, нужно «подключить» пикколку и послушать, как звучат все три голоса.
Иногда приходится вносить после этого небольшие корректуры в розлив.

Я думаю, что эта тема интересна не только для нас двоих.
Каждый может всегда добавить свой комментарии или поправить, если что-то, по его мнению, не совсем корректно. Хотелось бы помочь Сергею сделать первую серьезную настройку. Уверен, что при его познавательной активности и работоспособности, он сможет дальше во всем разобраться сам.

Необязательно конкретно 2 биения в сек. Тут нужно ориентироваться также по тембру. Количество биений может также увеличиваться наверх и уменьшаться вниз. Важна сама по себе тенденция расширения розлива вниз и сужения вверх для получения приятного тембра.

Поэтому, выбираешь один тон ниже /на октаву, квинту и т.п./ и ставишь на нем сначала для ориентации также около 2 биений в сек. /или как на основном тоне/. Если тембр тебя устраивает (пробовать вместе с пикколо), то смотришь по прибору на сколько центов разница с основным тоном /ЛЯ1/. Допустим розлив ушел с 9 центов на 12. Тогда все промежуточные тона между ними равномерно распределяешь по частотам, обязательно слушая тембр и поправляя биения/количество центов розлива по нему.

Например, если у тебя 4 октавы, то схема розлива может быть такой:
ЛЯм=12ц, ЛЯ1=9ц, ЛЯ2=7ц, ЛЯ3=5ц. Это необязательно должна быть геометрическая прогрессия, так как в основе лежит тембр, краска, которую ты хочешь получить. Но когда розлив равномерно переходит от тона к тону, то это дает наиболее хороший результат и приятный тембр.
Если у тебя меньшее количество октав /диапазон/, то можно ориентироваться по квинтам или другим интервалам.

Я думаю, что эта тема интересна не только для нас двоих.
.

Работы предстоит еще немало. Успеха!

Zenano

Пользователь+

Хорошо звучит гармошечка!
Поздравляю с первой настройкой!

Сначала мне показалось что маловато розлива, но в «Барыне» все прозвучало неплохо.
Первые два низких тона явно выпадают из строя /как то тембрально звучат по-другому, третий уже лучше, а в четвертом/ты прав/ почему то розлив пропал. Проверь ответ голоса и лайку. Потом все более менее равномерно.
Лучше слушать не по гамме, а по хроматизму. Тогда заметнее какие-то неровности и переходы.

На мой вкус, я бы чуть-чуть еще в середине добавил биений, на 1-2 цента. Тогда бы звучание приобрело более залихватский характер. Но если тебе так нравится, то играй так на здоровье!

Zenano

Пользователь+

Дело вкуса. мне нравится унисон, а если розлив то более высокий.
Гармонь с розливом и низкими голосами в мелодии (баянный вариант) не люблю.

Ярче всего её качества проявляются на высоких голосах. Но с ними и работать труднее,

поэтому так часто гармони звучат как баяны или аккордеоны. жаль.

Большое спасибо за столь познавательный отклик.И теперь,если я не ошибаюсь,для красивого розлива инструмент должен быть как минимум трехголосый.

Это не моя переписка. но думаю здесь всё достаточно ясно.

Источник

Настройка разлива у аккордеона

подскажите, пожалуйста, как должен быть настроен розлив у аккордеона? дочь играет и слышит очень сильную разницу между одной и второй нотой в разливных регистрах, есть ли какой-то стандарт в расхождении этих нот?

Не совсем корректно задала вопрос, уже прочитала что на разных участках клавиатуры он разный.

Тогда так: если это воспринимается как буд-то фальшивое сочетание значит настройка не верная? и нужно настраивать сами язычки?

mulan (02.12.2014, 20:39) писал:

подскажите, пожалуйста, как должен быть настроен розлив у аккордеона? дочь играет и слышит очень сильную разницу между одной и второй нотой в разливных регистрах, есть ли какой-то стандарт в расхождении этих нот?

Не совсем корректно задала вопрос, уже прочитала что на разных участках клавиатуры он разный.

Тогда так: если это воспринимается как буд-то фальшивое сочетание значит настройка не верная? и нужно настраивать сами язычки?

Есть и стандарты, но они скорее зависят о региона, в котором используется инструмент: во Франции одно, в Германии — другое.

От минимального разлива в 5 центов до 25-30 и более центов.

Да и в разных участках он разный. Чтобы обеспечить одинаковое количество биений в секунду в нижнем частотном диапазоне надо гораздо больше центов, а вверху меньше. Но главное, чтобы настройка нравилась.

Вообще есть мнение, что для обучения инструмент надо строить в унисон, чтобы выработать правильный слух.

По себе скажу, что разлив выношу минут 10 не более, а дальше (какой бы он приятный не был) начинает утомлять.

А что за инструмент? Сколько голосов? Где дочь учится? Если раздражает, то конечно же надо настраивать инструмент под себя, т.е. пилить язычки голосовых планок

Спасибо большое за такой развернутый ответ! дочь учится в музыкальной школе в Одессе ( поступала в этом году в училище, троих обогнала по экзаменам) но не взяли ) взяли этих троих.

Инструмент к сожалению простой ( Вельтмейстер Серино), и как теперь я понимаю такой настройке не подлежит.

Уже пытаемся со слухом работать, то есть переключаться от более высокой настройки эл. пианино к более низкой у аккордеона, вроде привыкает. Слух очень развился, особенно перед поступлением усиленно развивали ) и теперь имеем проблемы. Но, думаю, мозг не такой глупый, научится перестраиваться.

mulan (02.12.2014, 22:35) писал:

Спасибо большое за такой развернутый ответ! дочь учится в музыкальной школе в Одессе ( поступала в этом году в училище, троих обогнала по экзаменам) но не взяли ) взяли этих троих.

Инструмент к сожалению простой ( Вельтмейстер Серино), и как теперь я понимаю такой настройке не подлежит.

Уже пытаемся со слухом работать, то есть переключаться от более высокой настройки эл. пианино к более низкой у аккордеона, вроде привыкает. Слух очень развился, особенно перед поступлением усиленно развивали ) и теперь имеем проблемы. Но, думаю, мозг не такой глупый, научится перестраиваться.

Разлив будет использовать по минимуму, а с язычками, ну будем разбираться.

Так в чем проблема? Какой настройке не подлежит? Профессиональный настройщик сделает унисон меньше, чем за день. В Одессе хороших некоторое количество, если мне не изменяет память, есть.

Здесь тусуются как раз профессионалы, а хозяин сайта живет в Киеве. Позвоните Жене. Он посоветует.

Vladimir Zh (02.12.2014, 22:43) писал:

Задавшему вопрос — совет. Если нет опыта ремонта и настройки аккордеонов-баянов, лучше не лезть. Причина фальшивого звучания может быть не в голосах, в а банальной высохшей мастике. Вибрация голосовой планки даёт эффект сильной растроенности. В общем, смотреть и слушать надо.

Вот-вот! Звоните Жене

На счёт центов ничего не могу сказать. Настраиваю только по слуху. У немцев ну Очень жёсткий разлив. Всегда «прибираю» под наше русское ухо. Вы не поверите, но разлив можно сделать приятным на слух. Струнная группа в симфоническом оркестре тоже не звучит в унисон. Хотя есть люди с индивидуальной непереносимостью разлива.

Тоже самое и с французским разливом. В своё время, когда работал в Театре эстрады, играл на переделанной под репертуар Супите. Сделал следующее: заменил резонаторы с гобоем и пикколо на резонаторы с двумя разливными голосами. Получилось: строевой голос — кларнет в ломаной деке на 440, один голос в прямой деке тупо прошёл на 438, а второй настроил разливом вверх. Ну и фагот в ломаной, естественно. Получился очень мягкий ненадоедливый «француз».

Задавшему вопрос — совет. Если нет опыта ремонта и настройки аккордеонов-баянов, лучше не лезть. Причина фальшивого звучания может быть не в голосах, а в банальной высохшей мастике. Вибрация голосовой планки даёт эффект сильной растроенности. В общем, смотреть и слушать надо.

mulan (02.12.2014, 22:45) писал:

Я имею ввиду настройку обоих кларнетов в унисон. Если именно они настроены в разлив.

Vladimir Zh (02.12.2014, 22:43) писал:

На счёт центов ничего не могу сказать. Настраиваю только по слуху. У немцев ну Очень жёсткий разлив. Всегда «прибираю» под наше русское ухо. Вы не поверите, но разлив можно сделать приятным на слух. Струнная группа в симфоническом оркестре тоже не звучит в унисон. Хотя есть люди с индивидуальной непереносимостью разлива.

Уж если на то пошло, то найти абсолютно «безразливный» аккордеон практически невозможно. И сам люблю послушать французскую эстраду на разливном инструменте. Видно мне просто не попадался инструмент с разливом под мое ухо

но так и не поняла где же кларнет.

У нас с разливом выделенные 4 регистра и они типа имеют кларнет содя по обозначениям ( если я правильно поняла) а вы говорите про оба кларнета, значит их всего два?

В Вашем случае кларнет с гобоем.

vev (02.12.2014, 22:50) писал:

Видно мне просто не попадался инструмент с разливом под мое ухо

Евгений, честно говоря сам не могу долго слушать не то что аккордеон с разливом, а просто баян-аккордеон в записи. А вот к живому концерту это не относится. Я уже поднимал этот вопрос на форуме. Всё дело в откровенной бездарности современных так называемых звукорежиссёров, которых пачками выпускают все кому не лень. Звук наших инструментов на записи теряет бархат, теплоту, а приобретает резкость доходящую до визгливости.

Vladimir Zh (03.12.2014, 10:15) писал:

Видно мне просто не попадался инструмент с разливом под мое ухо

Евгений, честно говоря сам не могу долго слушать не то что аккордеон с разливом, а просто баян-аккордеон в записи. А вот к живому концерту это не относится. Я уже поднимал этот вопрос на форуме. Всё дело в откровенной бездарности современных так называемых звукорежиссёров, которых пачками выпускают все кому не лень. Звук наших инструментов на записи теряет бархат, теплоту, а приобретает резкость доходящую до визгливости.

полностью согласен! Звукорежисеры-профессионалы попадаются не очень часто.

Я даже Ковтуну писал в свое время по поводу работы его звукорежисеров. То, что они делают в зале, не говоря уже о записях… Ну, видимо, это всеобщая российская проблема — почти что полное отсутствие профессионалов где бы то ни было

Vladimir Zh (03.12.2014, 10:15) писал:

Видно мне просто не попадался инструмент с разливом под мое ухо

Звук наших инструментов на записи теряет бархат, теплоту, а приобретает резкость доходящую до визгливости.

Полностью поддерживаю! Послушайте, как записывают аккордеон на западе. Того же Фрэнка Марокко, Антонино де Люка. Сказка

Настройка аккордеона в розлив

Настройка аккордеона в розлив

Всем известно, что гармони настраиваются в розлив. Спорили и спорят правильно это или нет, но я считаю: есть знакомый мне с детства звук гармони, и как я теперь знаю, настроенной в розлив, то для меня это гармонь.

Грубо говоря, розлив это когда две голосовые планки издающие одну ноту и звучащие одновременно настроены не совсем в «ноль» а с разницей в несколько центов относительно друг друга. Возникают биения, придающий характерный для гармони переливчатый звук.

«Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.» из книги В.Г. Парвенкова «Акустика и настройка музыкальных инструментов».

Аккордеоны тоже настраиваю в розлив и зависимости от модели и от страны, с разным розливом — национальные традиции.

На сайте https://www.accordionpage.com/wetdry.html можно более подробно прочитать про это и послушать звучание аккордеонов с разным розливом ( от 0 центов до 25).

Количество биений зависит от того, насколько центов сдвинута настройка и от частоты ноты. При одном и том же отклонении в настройке, например в 8 центов количество биений для низко звучащей ноты будет меньше, чем для высоко звучащей ноты.

Поэтому необходимо корректировать величину отклонения в центах в зависимости от высоты ноты.

Ну а как практически это сделать?

Надо знать примерные отклонения в центах для оптимальной настройки розлива во всем частотном диапазоне гармоней различной тональности.

В упоминавшейся выше книге В.Г. Парвенкова приведен график и таблица отклонений в герцах для оптимального розлива в настройке аккордеонов по результатам субъективной экспертизы. Но основании этих данных я построил таблицу отклонений в центах для различных нот.

Таблица настройки для гармони

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Цент (лат. cent — сотня) — безразмерная логарифмическая единица отношения двух частот или музыкального интервала. Две частоты a и b с разницей в один цент относятся как

Таким образом, изменение частоты на 1 цент соответствует её изменению примерно на 0,058 процента. 100 центов составляют один полутон равномерно темперированного строя, 1200 центов равны октаве. Отношение частот, выраженное в центах, вычисляется по формуле:

Понятие цента было введено А. Дж. Эллисом.

Но вникать в это не очень то и нужно, ведь шкала тюнера градуирована в центах.

И хочу обратить внимание, что цифры в этой таблице я расчитал для оптимального розлива аккордеона (по материалам книги Парвенкова).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Виталий, по ощущениям — то, что мне нужно.

Не могли бы Вы объяснить (я не помню, мы на «Вы» или на «ты»? Мне, вообще-то, удобнее на «ты»), как пользоваться этой таблицей. Дело в том, что я отдал свою чёрную Тулу в настройку мастеру музыкальной школы, а он гармони никогда не настраивал, только баяны, поэтому боюсь, может напартачить. Думаю, придётся вместе с ним набираться компетенции в данном вопросе. Он сказал, что в разлив никогда не настраивал.

Допустим, есть четыре голоса на гармони, есть программа-тюнер, есть мастер, умеющий подгонять язычки под нужную ноту, и есть вот эта таблица. И нота «до» на гармони — на самом деле является нотой «ля», как заявляет тот же тюнер.

Каков алгоритм настройки?

Буду крайне признателен за разъяснения. Жизненно необходимо.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Когда я начал настраивать гармони, то возникла проблема настройки в розлив. Общие рекомендации, которые прозвучали на форуме, правильные, Но они не очень конкретные. Цитата:

«Поэтому для каждого диапазона /октавы/ выбирается коррекция: для нижних тонов розлив увеличивается, а для высоких — уменьшается. Графическая кривая увеличения/уменьшения розлива может быть разнообразной и определяется при настройке настройщиком.»

Взяв книгу о настройке Парвенкова (есть на форуме) я нашел там таблицы и графики для настройки в розлив аккордеона. Величины розлива приведены были в герцах, а тюнер показывает в центах, поэтому просто пересчитал эти отклонения от частоты ноты из герцов в центы.

Эта таблица и была выложена как ориентир для настройки гармони, хотя у меня есть мастеровая гармонь Мищенко (эта гармонь обсуждалась на форуме) которая настроена с таким же розливом, что и цифры в таблице.

Алгоритм настройки у меня такой: Настраиваю строевой и октавный ряд, потом, например, для ноты ля первой октавы настраиваю из разливного ряда голос в розлив по таблице, розлив примерно 10 центов (октавный при этом закрываю), слушаю. Открываю октавный ряд, слушаю. Если розлив большой, то уменьшаю его, слушаю и т.д.. Если все устраивает, например, понизил розлив от табличных 10 центов до 7 центов (т.е. 70% от табличного значения), то и все остальные голоса розливного ряда настраиваю примерно в 70% от табличного значения ноты. Открываю октавный ряд, слушаю, играю, подправляю. Да и по биениям слышно, если что-то не так настроено.

Очень хорошо разбираются в настройке Николай Воронин, Сергей Акимов.

А если при нажатии кнопки до (клавиши 3, 10, 18) у Вас звучит нота ля по тюнеру, значит, Ваша гармонь в настроена в тональности ля-мажор. Я давно выкладывал на форуме таблицу для разных тональностей гармоней. Если Вам нужна, я могу поискать ссылку.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Юный техник 1981-04, страница 82

немного расстраивает. Скажем, звук «ля» первой октавы — это 440 колебаний в секунду. Один из язычков так и настроен. Но другой дает на два-три колебания больше, а третий — на столько же меньше. Такая настройка голосов называется разливом. Когда-то считалось, что разлив — основное, что отличает голос аккордеона от звучания баяна. Но, во-первых, разлив уже использовался в некоторых гармошках и даже сейчас делается в юношеских баянах, а во-вторых, многие современные аккордеоны выполняются без разлива и их звучание в принципе не отличается от звучания баяна, который почти всегда настраивается чисто.

Есть инструменты, которые могут звучать и с разливом и без него, а кроме того, широко разнообразить тембр. Такие аккордеоны и баяны имеют не один голосовой блок, а несколько — они называются регистрами. Теперь те три нарочно чуть расстроенных голоса могут разместиться не в одном блоке, а в разных, и включать можно или все блоки вместе, или только чисто настроенный блок. Сверх того, есть регистры, имитирующие голоса других инструментов, повышающие и понижающие звучание на октаву. Разные комбинации регистров и создают разные тембры и вдобавок расширяют звуковой диапазон инструмента. Система переключения регистров проста: перед каждым голосовым блоком располагается длинная планка с отверстиями для доступа воздуха. Если сдвинуть планку, она перекроет поток воздуха к этому регистру. Музыкант управляет планками регистров, нажимая рычажки, расположенные вдоль клавиатуры. Причем даже комбинация регистров мгновенно включается нажатием только одного из рычажков, что очень удобно во время игры.

Присмотримся к баяну и аккордеону снаружи. Если это полные

современные инструменты, на левой от исполнителя стороне они имеют сто двадцать кнопок. Причем во время игры музыкант их не видит. Непосвященный при одном взгляде на такое обилие кнопок теряется и решает, что освоить этот инструмент — дело почти безнадежное. А суть этой внешней сложности парадоксальна: столько кнопок инструменту нужно для того, чтобы на нем было легче играть!

Вообще-то для полноценного аккомпанемента во всех двадцати четырех тональностях хватило бы и шестидесяти кнопок — ровно Половины. Вы скажете, что и этого за глаза достаточно, чтобы запутаться в них. Но, во-первых, сразу во всех тональностях никто не играет, а во-вторых, выручает расположение кнопок. Эта основная группа в шестьдесят кнопок размещается в двенадцати горизонтальных рядах — по числу нот в октаве. В каждом ряду — бас и четыре разных аккорда. Но ряды идут не подряд по названиям нот, а по особой системе, в которой на первый взгляд нет никакого смысла. Однако музыканту хорошо известен смысл: когда он начинает играть, оказывается, что все кнопки этой тональности у него под пальцами! И даже если он переходит в параллельную тональность, нужные кнопки опять же рядом — чуть выше или чуть ниже!

Но допустим, музыкант начал играть с тональности, кнопки которой начинаются с самого нижнего ряда основной группы. Тут уже нет свободы маневра, и если б левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, музыканту приходилось бы делать резкие скачки в верхнюю ее часть — через одиннадцать рядов. Так немудрено и промахнуться. Но в том-то и дело, что кнопки верхней части дублируются ниже основной группы. Точно так же нижняя часть основной группы дублируется вверху.

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Оптимальный розлив в настройке язычковых

В настройке современных язычковых музыкальных инструментов широко используется настройка с розливом, т.е. с биениями в звучании отдельных нот инструмента. Розлив создается за счёт небольшой разницы в частоте одновременно звучащих язычков.

Величина розлива (количество биений) и характер его изменения от ноты к ноте в правой клавиатуре (мелодия) влияют на звуковые качества (тембр) инструмента.

Существующая рекомендация, в соответствии с которой величина розлива должна изменяться равномерно по всему диапазону мелодии от 1 Гц в большой октаве до 10 Гц в четвертой октаве не учитывает свойства человеческого уха, которые изменяются неравномерно с изменением частоты звуков.

Характер чувствительности уха зависит от частоты звука, поэтому настройка инструмента без учета этой зависимости не позволяет достичь оптимальных параметров розлива, получить от инструмента наилучшего возможного качества тембра. Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.

Существующий способ равномерной настройки язычков с розливом от 1 до 10 Гц не обладает также конкретностью, поскольку для указанных границ розлива нет фиксированных точек отсчета: с 1 Гц может быть начата любая из 12-ти нот большой октавы и на 10 Гц может закончиться любая из 12-ти нот четвертой октавы. В связи с этим характер розлива инструментов даже для одного производства может существенно отличаться от инструмента к инструменту.

В способе настройки язычков с розливом не учитывается различие в диапазоне звучания разных моделей инструментов, поэтому одноименные язычки в одноименных октавах, но в инструментах с узким диапазоном звучания (например, две октавы) и с широким диапазоном звучания (пять-шесть) октав, имеют разную величину розлива.

Из-за отсутствия единого оптимального закона розлива ансамблевое исполнение, когда одновременно звучат два, три и более различающихся по диапазону и по величине розлива язычковых инструментов, теряет чистоту созвучий и аккордов, становится в определенной степени диссонансным.

В лаборатории музыкальной акустики Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института (НИКТИ) музыкальной промышленности предложено сведущее обоснование оптимального закона розлива.

Человеческое ухо более чувствительно к периодически изменяющимся звукам. Розлив или биения в звуке язычкового инструмента представляет собой периодически изменяющиеся по амплитуде и частоте звуковые колебания. Это видно по результату сложения колебаний, имеющих близкие частоты 1 и 2. Сложное колебание имеет частоту, изменяющуюся во времени около среднего значения от 1 до 2 и периодически меняющуюся амплитуду.

В общем случае человеческое ухо неодинаково воспринимает одну и ту же разницу частот на различных участках звукового диапазона. Основная предпосылка обоснования оптимального розлива заключается в том, что закон изменения числа биений должен учитывать особенность человеческого уха при восприятии минимальных изменений частоты на различных участках музыкального диапазона частот и выбранная частота биений должна быть одинаково субъективно заметна на слух на разных частотах.

Эта предпосылка будет выполнена, если закон розлива установить по дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, т.е. по порогу чувствительности уха к минимальным изменениям частоты, поскольку зависимость изменения чувствительности уха от частоты является нелинейной, постольку и закон изменения розлива по диапазону не может быть прямолинейным.

Согласно современным исследованиям в области частот ниже 500 Гц (примерно ниже «си»1- 493,88 Гц) дифференциальный порог ощущения изменения частоты составляет в среднем 1,5-1,8 Гц, а в области частот выше 500 Гц — дифференциальный порог прямо пропорционален частоте, т.е. отношение разницы частот к основной частоте становится постоянным и равным 0,003.

На рис. I изображена зависимость дифференциального порога ощущения изменения частоты для средних уровней ощущений. По зависимости (рис. I) построена кривая розлива (рис. 2), учитывающая связь числа биений и чувствительности человеческого уха, полученная в соответствии с предложенным способом.

Все промежуточные числовые значения биений могут быть определены по кривой розлива (рис. 2) или непосредственно взяты из приведенной таблицы.

При изучении розлива, встречающегося в аккордеонах различных фирм, было обследовано 27 инструментов. Среди отечественных инструментов исследованы аккордеоны ленинградской фабрики «Красный Партизан», Ганинской гармонной фабрики, калужского производственного объединения «Аккорд», новосибирского объединения электромузыкальной аппаратуры «Сибирь» и Шуйской гармонной фабрики. Инструменты зарубежного производства были представлены фирмами Скандалли, Паоло Сопрани, Вельтмайстер и Роял Стандарт.

По результатам предварительного обследования был установлен диапазон розлива и для субъективной экспертизы были выбраны семь инструментов одного производства (ленинградской фабрики «Красный Партизан») с диапазоном розлива, охватывающего все практически встречающиеся величины розлива. В том числе и близкого к предложенному оптимальному закону розлива.

Каждый инструмент проигрывали по диапазону и измеряли розлив трех нот каждой октавы отдельно на растяжение и сжатие меха. Частоту биений определяли до записи на ленте самописца, регистрирующего уровень интенсивности звука: подсчитывали количество пиков биений на участке записи определенной длины и это число делили на время записи (в секундах). При выборе скорости движения ленты придерживались правила: численное значение скорости движения ленты равнялось или было больше числа биений в секунду.

Относительная погрешность измерений частоты биений не превышала 4%, При всех измерениях в аккордеонах включался только один регистр «виолине», в котором розлив проявляется наиболее ярко и не маскируется октавными язычками.

Значения розлива были выбраны в широком диапазоне биений/с, для нижних язычков — от 1 до 3 биений/с, для верхних язычков — от 4,5 до 15-18. Подготовленные инструменты были оценены семью экспертами-музыкантами и девятью рядовыми слушателями. В общей сложности было проведено четыре экспертизы в лаборатории музыкальной акустики музыкальной промышленности.

Необходимо отметить, что требования к розливу являются различными при сольном и ансамблевом исполнении, а розлив инструментов для легкой эстрадной музыки может отличаться от розлива инструментов, бытующих в народной музыке. При этом немаловажную роль играет индивидуальность вкусов музыкантов.

Данную неопределенность требований можно, снять, если учесть область преимущественного использования инструментов. Аккордеоны в основном предназначены для исполнения эстрадной музыки, поэтому перед экспертами была поставлена задача оценки розлива именно с точки зрения его пригодности для данного вида музыки.

Основной метод субъективной экспертизы — метод парных сравнений. Этот метод в последние десятилетия широко распространился при оценке качества товаров народного потребления, когда невозможно или затруднительно использовать количественные оценки.

Для оценки качества звучания аккордеонов данный метод применен впервые. Принцип метода парных сравнений прост: каждый эксперт в каждом отдельном туре испытаний сопоставляет между собой только два инструмента и отдает предпочтение одному из них. Результаты обрабатываются и вычисляются критерии согласия экспертов, надежности и правдоподобности способа оценки.

После предварительной экспертизы эксперты-музыканты из семи инструментов выбрали четыре. В последующих турах методом парных сравнений были установлены аккордеоны с самым лучшим и с худшим розливом. Обработка оценочных листов показала, что согласие между экспертами-музыкантами весьма высоко — 99,7% и между экспертами слушателями — 97,5%. Эксперты-музыканты оценили аккордеоны следующим подсчетом голосов: №4 — 27, №3 — 26, №1 — 23, №2-8. Таким образом, выбор лучшего и худшего по розливу инструментов (№4 и №2) совпадает у рядовых слушателей с выбором у музыкантов-профессионалов.

На рис. 3 представлены усредненные кривые розлива — четырех экспериментальных аккордеонов и кривая оптимального теоретического розлива.

Сравнение кривых розлива показывает, что кривые для инструментов: №4 и №3 ближе всего подходят к оптимальному розливу, а относительно далеко от него кривые инструментов №1 и №2.

Аккордеон № 4 был выбран лучшим по розливу и его кривая подходит ближе всего к теоретической кривой розлива. Следует отметить, что совершенно точного совпадения нет, учитывая некоторые отклонения в настройке, но разница достаточно мала и достигает всего 0,8 биений/с в сторону занижения в малой октаве и несколько десятых завышения в третьей октаве.

Таким образом, субъективная экспертиза в целом подтверждает высокие свойства аккордеона, настроенного по предложенному теоретическому закону розлива, увязанному со свойствами человеческого уха.

Проведенный теоретический анализ чувствительности человеческого уха к изменению частоты звуков и субъективные экспертизы по оценке влияния розлива на качество звучания аккордеонов позволяют установить, что предложенный в работе розлив, при котором закон изменения частоты биений в розливе соответствует дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, обладает более высокими звуковыми качествами по сравнению с известным прямолинейным законом розлива. В соответствии с обоснованным законом розлива число биений устанавливают пропорционально частотам равномерно-темперированной шкалы, увеличивая от 1,5 до 2,75 биений/с от «ми» большой октавы до «си» первой октавы и пропорционально линейной шкале частот от «си» первой октавы к верхним частотам, в соответствии с равенством AJ — 0,003 f.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *