Что такое рпд в школе

Что такое рпд в школе

Сейчас 19 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

Как составлять рабочую программу дисциплины

На основании ФГОС ВО 3-го поколения, примерных основных образовательных программ (ПООП) и профессиональных стандартов (ПС) соответствующих отраслей производства или науки образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает собственные образовательные программы (ОП вуза), а также технологию их реализации. Если реализации учебной дисциплины в нескольких учебных семестрах или её преподавание осуществляется несколькими кафедрами, РПД разрабатывается в целом для всей учебной дисциплины с указанием основной кафедры, отвечающей за реализацию дисциплины («владельца» дисциплины), и кафедр, отвечающих за конкретные разделы. Несколько дисциплин, родственных по содержательной части, могут составлять образовательный модуль дисциплин (ОМД), при этом рабочая учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине, входящей в ОМД, с указанием наименования ОМД на титульной странице.

Структура рабочей программы дисциплины должна состоять из следующих разделов:

На титульном листе приведена вся основная информация о дисциплине — как дисциплина (или модуль) называется, к какому учебному циклу относится, для каких направлений подготовки она разработана, какова её трудоемкость. Очень важно всю информацию на титульном листе указать правильно.

Цели освоения дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП

Укажите, к какому учебному циклу относится дисциплина (это можно определить по шифру дисциплины, или свериться с учебным планом по соответствующему направлению подготовки, или с таблицей структуры ООП в компетентностной модели выпускника). Напишите, какие дисциплины должны быть предшествующими, а какие последующими как с точки содержания, так и с точки зрения процесса формирования компетенций выпускника.

Структура и содержание дисциплины

Здесь следует указать трудоемкость освоения дисциплины в зачетных единицах и часах в строгом соответствии с учебным планом. Далее нужно заполнить таблицу, содержащую информацию о разделах дисциплины и распределении учебной нагрузки по разделам и видам занятий и самостоятельной работы студента (СРС).

В данном разделе рабочей программы приводится все содержание дисциплины. Это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы дисциплины. Здесь указывается перечень дидактических единиц, изучаемых студентами по каждому из разделов дисциплины.

Самостоятельная работа студента

В этом разделе необходимо учесть все виды самостоятельной (внеаудиторной) работы, требуемой для освоения дисциплины и, определить их примерную трудоемкость.

Применяемые образовательные технологии

Формы контроля освоения дисциплины

Раздел включает описание форм текущей и рубежной аттестации, а также промежуточного контроля. Если дисциплина преподается в течение нескольких семестров, укажите формы промежуточного контроля в каждом из семестров. Если формы текущей и рубежной аттестации различаются в разных семестрах, то это тоже нужно указать.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Укажите список основной и дополнительной литературы по дисциплине, электронные ресурсы и т. п. В обязательном порядке следует указывать ссылки на ресурсы электронных библиотечных систем, доступных для использования в образовательной организации! При оформлении рабочей программы дисциплины обязательно уточните, доступ к каким электронным библиотечным системам открыт в настоящий момент. Сделать это можно посмотрев закладку «Список договоров с ЭБС»

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Составьте список всех материально-технических средств, необходимых для чтения лекций, проведения практических, семинарских занятий, лабораторных работ. Не забудьте указать необходимое оборудование аудиторий (проекторы, ноутбуки, компьютерные рабочие места и т.д.), программное обеспечение, раздаточный материал и т. п.

Источник

Положение о рабочей программе дисциплины

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

1.1. Настоящее Положение о рабочей программе дисциплин (РПД) (далее – Положение) определяет порядок разработки и содержание рабочей программы дисциплины в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном областном университете.

1.2. Настоящее положение имеет целью:

• установить требования к структуре и содержанию рабочей программы с учетом требований ФГОС ВПО;

• ориентировать разработчиков рабочих программ на необходимость соблюдения установленных ВУЗом требований;

• определить порядок разработки и утверждения рабочих программ.

1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иными действующими правовыми актами в сфере образования.

1.4. Рабочая программа дисциплины является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и предназначается для обучающихся по направлениям подготовки, специальностям высшего профессионального образования всех форм обучения и преподавателей, ведущих соответствующие учебные занятия.

2.Порядок разработки, согласования и утверждения РПД

2.1. Рабочая программа дисциплины (РПД) является основным методическим документом, определяющим:

· цель и задачи дисциплины;

· место дисциплины в структуре обязательной образовательной программы (ООП);

· требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;

· объем часов и распределение учебного времени по формам обучения, видам занятий и разделам изучаемых курсов;

· организацию самостоятельной работы студентов, формы текущего промежуточного и итогового контроля знаний, и их оценку;

· методы реализации процесса обучения и образовательные технологии, используемые в процессе изучения дисциплины;

· список учебно-методической и научной литературы, а также иных источников, наиболее полно раскрывающих содержание данной дисциплины, а также материально-техническое и информационное обеспечение.

2.2. РПД составляется по каждой дисциплине базового учебного плана, включая дисциплины по выбору студента, в соответствии с основной образовательной программой (ООП) направления и профиля подготовки с учетом всех форм обучения.

2.3. РПД разрабатывается ведущими по соответствующей дисциплине преподавателями кафедры (авторским коллективом) факультета (института). Обязательным этапом подготовки РПД является его обсуждение на заседании кафедры с последующим рассмотрением Учебно-методической комиссией факультета (института) и дальнейшим утверждением на Учебно-методическом совете университета.

РПД проходят внутреннюю экспертизу (проверяют заведующие кафедр, учебно-методическая комиссия факультета (института), учебно-методическое управление) на соответствие требованиям ФГОС ВПО, утвержденному учебному плану и данному Положению.

Кафедра несет ответственность за полную обеспеченность закрепленных за ней дисциплин учебно-методическими материалами, их регулярное обновление.

Учебно-методический совет МГОУ несет ответственность за соответствие содержания и структуры РПД требованиям, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и в настоящем Положении.

2.4. Исходными документами для составления РПД являются:

· ФГОС ВПО соответствующих специальностей, направлений подготовки, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

· утвержденный базовый учебный план, в котором определены последовательность изучения и объем учебного времени для каждой дисциплины с распределением по формам обучения, видам занятий и формам контроля по семестрам;

· примерная программа данной дисциплины, разработанная соответствующим учебно-методическим объединением вузов или Министерством образования и науки РФ;

2.5. РПД должен соответствовать образовательной концепции МГОУ, а также:

· учитывать новейшие разработки и достижения в науке, технике, экономике, культуре и других сферах, связанных с конкретной учебной дисциплиной;

· обеспечивать оптимизацию учебного процесса, внедрение инновационных технологий образовательного процесса;

· ориентировать студентов на научно-исследовательскую работу и умение применить полученные теоретические знания на практике в последующей профессиональной деятельности.

2.6. РПД должна обновляться ежегодно с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

2.7. РПД должен быть подготовлен и представлен для обсуждения на заседании кафедры не позднее, чем за 2 месяца до начала преподавания дисциплины.

2.8. При обсуждении на заседании кафедры особое внимание обращается на соответствие содержания РПД требованиям обязательного дидактического минимума ФГОС ВПО по направлению (-ям) подготовки, специальности (-ям), а также на обеспечение междисциплинарных связей. Название дисциплины РПД должно соответствовать названию дисциплины утвержденного базового учебного плана.

2.9. По итогам обсуждения кафедра принимает решение «Рекомендовать»

(к УМС) или «Доработать». В последнем случае автор-составитель в течение

15 рабочих дней дорабатывает рабочую программу с учетом внесенных замечаний и предложений и повторно представляет её на заседание кафедры.

2.10. Рекомендованная кафедрой, прошедшая согласования и одобренная на Учебно-методической комиссии факультета (института) (выписки из проколов заседаний кафедры и учебно-методической комиссии факультета (института) прикладываются к РПД, также как и отзывы рецензентов) рабочая программа дисциплины передается в Учебно-методическое управление (УМУ), затем утверждается на Учебно-методическом совете. Хранится: утвержденный и подписанный вариант в УМУ; копия – на кафедре.

2.11. Включение в план издания рабочих программ дисциплин осуществляется кафедрами совместно с УМУ на основе анализа обеспеченности учебно-методическими материалами дисциплин, закрепленных за кафедрами.

2.12. Сроки издания РПД должны соответствовать срокам, указанным в плане издания учебно-методической литературы на текущий год, составленном УМУ на основании заявок, полученных от кафедр, и в соответствии с представлением Учебно-методического совета. Организационные и контролирующие функции при подготовке рукописи к изданию осуществляют кафедры.

2.13. Автор-составитель (коллектив авторов) обязан представить на кафедру в установленный срок рукопись, соответствующую требованиями настоящего Положения.

2.14. РПД должен быть представлен на бумажном и электронном носителях (для кафедры и для Учебно-методического управления) и для библиотеки (только электронная версия).

2.15. Студенты и преподаватели получают РПД через библиотеку.

2.16. Печатные экземпляры РПД являются собственностью МГОУ.

3. Примерная структура рабочей программы дисциплины (РПД)

3.1. РПД представляет собой самостоятельный документ и имеет следующую структуру (см. приложение 1):

· Титульный лист оформляется в соответствии с образцом. На титульном листе указываются: наименование университета, факультета, кафедры, наименование дисциплины, направлений подготовки, профилей подготовки, программы подготовки, дата и № протокола утверждения на кафедре. Код и наименование дисциплины на титульном листе должны соответствовать учебным планам;

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

факультет (наименование факультета)

кафедра (наименование кафедры)

Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ

Протокол « »_________20__ г. №

Рабочая программа дисциплины

Квалификация (степень) выпускника

_____(очная, очно-заочная, заочная)______

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол «__»________2012г. №__

« »__________________20__ г. Зав. кафедрой__________________

Начальник УМУ_________________ /Ф. И.О. зав. кафедрой/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Кафедра Экономической теории

Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ

Протокол « »__________2012 г. №

Рабочая программа дисциплины

История экономических учений

«Финансы и кредит», «Мировая экономика»,

«Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация (степень) выпускника

Для всех форм обучения

(или для очной и заочной формы обучения)

Протокол от 26 апреля 2012г. №10

Ф. И.О., ученая степень,

ученое звание, должность

Рабочая программа дисциплины _________(название дисциплины) ___

составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический / математический / профессиональный цикл базовой /вариативной части и является обязательной для изучения / изучается по выбору (нужное вписать).

Ф. И.О., ученая степень, ученое звание, должность

Согласование со смежным факультетом (при необходимости)

уч. степень, уч. звание

Согласование с учебно-методической комиссией факультета

уч. степень, уч. звание

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………………………

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

4. Структура и содержание дисциплины …………………………………………………..

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………….

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………..

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины ________________________________ являются _______________________________________________________________________________ (Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО)

[Примечание: Постановка цели является важным фактором проектирования рабочей программы дисциплины, которая представляет собой осознанный субъективный образ, представление о будущем результате деятельности, определяющий целостность и направленность определенных действий.

(Для более упрощенного понимания постановки и описания цели освоения дисциплины (или модуля) приведем пример: Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры)

Изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

_______________________________________________________________________________ (Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (это можно определить по шифру дисциплины или свериться с учебным планом по соответствующему направлению подготовки. Например, дисциплина “Статистика” относится к базовой части математического цикла или «Управление человеческими ресурсами” является базовой дисциплиной профессионального цикла). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин. Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее).

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (перечисление необходимых ОК)

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (перечисление необходимых ПК)

Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (в каждую могут войти не все компетенции по ФГОС).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Необходимо заполнить таблицу, содержащую информацию о разделах дисциплины и распределении учебной нагрузки по разделам и видам занятий и самостоятельной работы студента (в соответствии с учебным планом).

Разработчик РПД самостоятельно определяет количество и наименования разделов дисциплины, виды учебной нагрузки и их трудоемкость. Распределите учебную нагрузку по видам занятий и СРС внутри каждого из разделов дисциплины, имея в виду, что распределение суммарной нагрузки по дисциплине в каждом семестре должно строго соответствовать учебному плану.

Наименование разделов (тем)

Бюджет учебного времени, часов

в том числе аудиторные занятия по формам обучения:

Семинарск., практич, лабораторн. занятия

Семинарск., практич, лабораторн. занятия

Контрольные работы, (кол-во)

Раздел I. Название раздела (если есть)

Таблицу при необходимости можно развернуть по горизонтали

При необходимости в графы заочной формы обучения вставить столбец «Семинарские, практические и лабораторные занятия»

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации указываются для всех форм обучения (по-семестрово).

Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются:

для очной формы обучения зачет в 1 семестре, экзамен – 2 семестр;

для очно-заочной – зачет в 1 семестре, экзамен – 2 семестр;

для заочной – контрольная работа в 1 семестре, зачет (экзамен) – 2 семестр.

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

4.2 Содержание дисциплины

Раскрывается содержание курса с учетом результатов современного развития науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по соответствующему направлению. Все разделы разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Нумерация тем в разделах сквозная.

Раскрывается содержание теоретического курса в логической последовательности изучения разделов и тем. При этом исключается дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами. Каждый раздел и тема имеют свое название.

Раздел 1 рекомендуется начинать с введения, где даются основные понятия и термины, относящиеся к конкретной дисциплине (глоссарий).

Раздел 1. Название раздела Тема 1. Название темы

Содержание темы. Тема 2. Название темы

Раздел 2. Название раздела Тема 3. Название темы

Содержание темы. Тема 4. Название темы

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ___________________________________

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯУСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПОИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

_______________________________________________________________________________ (Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.)

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература: ___________________________________________________

б) дополнительная литература: _____________________________________________

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы _____________________________

(Приводится учебная, учебно-методическая и научная литература по изучаемой дисциплине. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной).

В список основной литературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания (учебники) с учетом их наличия в библиотеке вуза:

учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники и т. д., имеющиеся в библиотеке Московского государственного областного университета в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности библиотечных ресурсов, а также новые издания, рекомендуемые кафедрой к приобретению с целью обновления библиотечного фонда (приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ по соответствующей специальности/направлению);

изданные профессорско-преподавательским составом Московского государственного областного университета учебники (учебные пособия, тексты лекций).

В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке ВУЗа:

учебная (учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, практикумы и т. д.)

научная (первоисточники, монографии, статьи, диссертации, сборники научных трудов и т. д.);

справочно-информационная (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т. д.).

В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Список литературы должен обновляться в виде дополнений и изменений, внесенных в РПД (вкладыш).

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины. В качестве материально-технического обеспечения дисциплины могут быть использованы мультимедийные средства (проекторы, ноутбуки); компьютерные рабочие места; программное обеспечение; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т. д.

Источник

Методические указания по составлению рабочих программ дисциплин (модулей), реализуемых в соответствии с ФГОС ВПО в Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), РЕАЛИЗУЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО

В УФИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РПД.. 3

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ РПД.. 6

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РПД.. 11

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РПД.. 12

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РПД.. 13

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 3 (с учетом вносимых изменений) каждый вуз обязан на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и примерных учебных планов и программ учебных дисциплин разработать основные образовательные программы (ООП). Они должны включать в себя, в том числе:

· рабочий учебный план;

· рабочие программы учебных дисциплин (модулей);

· контрольные материалы по дисциплинам для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников;

· другие учебно-методические материалы.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ обозначено, что в современных условиях учебно-методическая работа и создаваемые в вузах учебно-методические материалы должны более оперативно отражать возрастающие требования к уровню подготовки выпускников. Для этого необходимо усилить контроль качества рабочих программ дисциплин (РПД), их своевременный пересмотр и обновление в соответствии с достижениями науки и передового практического опыта.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РПД

Одним из основных документов, определяющих содержание учебно-методических комплексов по дисциплинам направлений подготовки (специальностей), является РПД. Она разрабатывается преподавателями кафедр по всем преподаваемым дисциплинам на основе ФГОС ВПО, типовых учебных программ, рекомендованных учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и учебного плана по направлению подготовки (специальности) сроком не более, чем на пять лет, по истечении которого пересматривается и вновь утверждается. Полный пересмотр и утверждение новой РПД происходит при изменении ФГОС ВПО, учебного плана и т. д. РПД определяет цели изучения дисциплины и содержание всех видов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по дисциплине, а также формы контроля. РПД разрабатывается на основе ФГОС ВПО и ООП.

Разработка и реализация РПД должны быть направлены на решение следующих основных задач:

1. Четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, бакалавра, магистра; формировании у них компетенций, компетентности.

2. Своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной.

4. Рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием технических средств, учебно-лабораторного оборудования, инновационных средств обучения: информационных технологий, компьютерной графики, мультимедийных средств, электронных учебников и т. д.

5. Улучшение планирования и организации самостоятельной работы студентов (СРС) с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение СРС учебной, методической, научной и справочной литературой и другими информационными средствами.

6. Активизация познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.

7. Усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.

РПД содержит следующие разделы:

Ф. И.О. автора программы, рецензия кафедры и УМС по направлению подготовки

1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

2. Место дисциплины (модуля) в учебном плане, требования к уровню усвоения содержания дисциплины (модуля)

3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

4. Структура и содержание дисциплины (модуля):

— Тематика практических занятий

— Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины (модуля)

5. Образовательные технологии

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (контрольные вопросы и задания, темы письменных работ)

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ РПД

Титульный лист РПД оформляется в соответствии с общими требованиями. Образец титульного листа приведен в Приложении 1. Титульный лист является листом согласования и утверждения.

На титульном листе в обязательном порядке должно быть отражено:

— наименование учредителя (органа исполнительной власти, исполняющего функции учредителя);

— полное официальное наименование вуза;

— гриф утверждения и согласования документа

— наименование дисциплины согласно учебному плану направления подготовки (специальности);

— код и наименование направления подготовки (специальности), для которой разработана данная РПД;

На второй странице отражаются данные разработчика РПД, рецензии кафедры и УМС направления (Приложение 2).

1. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи являются ключевым стержнем построения курса, определяющим его содержание, формы и методы учебной работы.

Цель изучения дисциплины должна быть соотнесена с общими целями основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки или специальности, в рамках которой преподается дисциплина.

Цели курса могут быть проранжированы в общем случае по четырем уровням освоения, которые отличаются глубиной проработки материала дисциплины и направленностью.

1. Цели первого уровня можно представить в виде следующей синтаксической формы:

о сфере проблем, связанных с вопросами данной дисциплины;

о вопросах и проблемах, по каким-либо причинам не рассматриваемых в данном курсе или рассматриваемых без углубленной проработки;

о возможных альтернативных подходах к рассмотрению проблем курса;

об основных сферах применения полученных знаний;

о современном состоянии научных знаний, необходимых для освоения курса, перспективах и направлении их развития и т. п.

— объекты, предметы, цели, задачи;

— понятия, определения, термины (понятийный аппарат курса);

— даты, факты, события, явления (фактологический материал курса);

— признаки, параметры, характеристики, свойства изучаемых в курсе объектов;

— системы, их элементы, связи между ними, внешнюю среду, процессы, функции и состояния системы;

— принципы, теории, законы, правила;

— методы, методики, средства, приемы, алгоритмы, способы решения задач курса;

— модели, схемы, структуры, описывающие объекты курса и их функционирование;

— классификацию по различным признакам и критериям объектов курса, задач и способов их решения.

3. Цели третьего уровня можно сформулировать в виде структуры: . Наиболее употребительные варианты формулировок целей третьего уровня представлены в таблице 1.

способы, методы, методики, приемы, алгоритмы, модели, средства, законы, критерии

Рассчитывать, определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять

признаки, параметры, характеристики, величины, методы, средства, алгоритмы, приемы, закономерности

средства, методики, методы, прикладные программы

мероприятия, алгоритмы, средства, методики

процессы, изменение состояния, результаты экспериментов

проблемы, вопросы и задачи

Оформлять, представлять, описывать, характеризовать

данные, сведения, факты,

Высказывать, формулировать, выдвигать

факты, явления, объекты, системы, методы

результаты по заданным или отбираемым критериям

4. Цели четвертого уровня предполагают, более высокий уровень владения практическими навыками в решении конкретных задач курса и могут быть объединены с целями третьего уровня.

Цели курса определяют структуру, содержание и рациональные формы организации обучения: лекции, семинары, практические занятия, лабораторный практикум, экскурсии, различные виды самостоятельной работы.

В разделе 1 «Цели освоения дисциплины» конкретизируются применительно к направлению подготовки (специальности) и условиям работы вуза, цели и задачи дисциплины, установленные во ФГОС ВПО, примерной учебной программе, соотнесение их с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания.

Формулируемые цели должны удовлетворять следующим принципам:

— образовывать многоуровневую иерархическую систему в соответствии с выделенными уровнями освоения материала;

— иметь помимо профессиональной направленности и мировоззренческую направленность;

— охватывать теоретическую, познавательную и практическую компоненты деятельности подготавливаемого специалиста;

— удовлетворять запросам студента;

— подготавливать выпускника к самообучению и саморазвитию.

В дополнение к основным задачам дисциплины, раскрываемым в соответствии со структурой (п. п.1-4 раздела: «Содержание дисциплины»), в данном разделе необходимо выделить дидактические единицы учебного материала. В качестве дидактических единиц выступают законы и закономерности, изучаемые в рамках данной дисциплины, также здесь могут быть приведены разделы дисциплины, содержание которых отражено во ФГОС ВПО. Для каждой дидактической единицы во ФГОС ВПО, как правило, установлены требования к уровню освоения учебного материала, состоящие из характерного термина и определенного содержательного контекста. Анализ ряда ФГОС ВПО показал, что в таких целях используются термины, которые описывают разнородные результаты процесса познания (иметь представление, быть знакомым, уметь, знать, иметь навыки, быть способным обладать компетенциями, компетентностью, иметь опыт, и т. д.)

Соответствие степеней освоения учебного материала при обучении уровням деятельности при контроле освоения дидактических единиц и программы дисциплины в целом приведено в таблице:

Воспроизведение (устно, письменно)

Применение в типовой ситуации (без ограничения времени)

Применение в типовой ситуации (с ограничением времени)

В разделе 2 «Место дисциплины в структуре ООП» перечисляются:

1. требования к предварительной подготовке обучающегося;

2. дисциплины и практики, для освоения которых изучаемая дисциплина необходима, как предшествующая.

В разделе 3 «Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)» перечисляются компетенции, реализуемые данной дисциплиной, степени и уровни их освоения.

В разделе 4. «Структура и содержание дисциплины» раскрывается содержание РПД с учетом результатов развития науки, техники, культуры и производства. Отдельно представляются тематика лекционных, практических и лабораторных занятий.

В содержании дисциплины должны быть выделены разделы, охватывающие логически завершенный материал, внутри разделов должны быть указаны темы лекций, практических занятий, лабораторных работ. Все темы должны быть пронумерованы.

В разделе 5. «Образовательные технологии» перечисляются образовательные технологии, применяемые в процессе обучения.

Основные виды образовательных технологий:

1. Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

В 6 разделе «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов» перечисляются контрольные вопросы и задания. Также в этом разделе указываются темы письменных работ.

В 7 разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)» указывается рекомендуемая литература.

Оформление данного раздела производится автоматически с помощью функции импорта списка литературы из вузовской библиотечной системы Mark-SQL либо вручную, в соответствии с библиографическими требованиями (в соответствии с ГОСТ 7.1—2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание (общие требования и правила составления)). Список литературы должен включать в себя издания, изданные за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет). Необходимо включать новые издания основных учебников и учебных пособий, имеющих грифы Министерства образования и науки РФ, других органов федеральной исполнительной власти, Учебно-методических объединений вузов, Научно-методических объединений. Поскольку список основной литературы обязателен к изучению, должно быть указано не более 3 (рекомендуется 1-2) базовых учебников, на которых строится изучение основной части данной дисциплины. Учебники из этого списка обязательно должны иметься в фонде библиотеки УГАЭС в достаточном количестве (не менее 0,5 экземпляра на одного студента, изучающего дисциплину).

Дополнительная литература должна включать в себя, помимо учебной, научную литературу, официальные, справочно-библиографические издания. В отдельной таблице приводится список периодических изданий: отраслевые издания, соответствующие профилю подготовки кадров; массовые центральные и местные общественно-политические издания; периодические научные издания по профилю данной образовательной программы.

Также приводятся ссылки на иные информационные источники, доступные студентам Академии. Помимо указания ссылок, требуется дать краткую характеристику электронно-библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных). В данном разделе должны указываться ссылки только на информационные ресурсы, не нарушающие авторского права создателей (издателей) интеллектуальной собственности.

Данный раздел предоставляется разработчиком РПД на экспертизу и согласование заведующему библиотекой.

В 8 разделе «Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)» необходимо указать список информационно-коммуникационных средств (видео-, аудио, мультимедиа-материалы), использование которых предусмотрено концепцией преподавания, реализуемой на кафедре. По дисциплинам, изучение которых предусматривает использование технических средств обучения, лабораторного оборудования, требуется перечислить лаборатории и имеющееся в них оборудование.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РПД

РПД должна быть выполнена с применением программного продукта РПД, входящего в пакет «Планы» и распечатана на одной стороне листа белой бумаги формата A4 по ГОСТ 9х 297), через полуторный межстрочный интервал. Текст набирается с использованием черного шрифта, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Для работ, выполненных на печатающих и графических устройствах, высота букв и цифр должна быть не менее 14 пт. При выполнении РПД необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Нумерация страниц должна быть сквозной. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается.

Титульный лист и оборотная сторона титульного листа РПД дисциплины заполняется единообразно, в соответствии с Приложениями 1 и 2. В правом верхнем углу отражается факт утверждения РПД проректором по учебной, методической работе и качеству образования. Примерное оформление основной части РПД приводится в Приложении 3.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РПД

Кафедры Академии, учебно-методические советы (УМС) направлений подготовки (специальностей), учебно-методический совет по общегуманитарным, социально-экономическим, общим математическим и есественно-научным дисциплинам (УМС (ГСЭ и ЕН)) изучают актуальность и потребность в составлении новой РПД, решают вопросы о необходимости обновления ранее изданных РПД, осуществляют экспертизу их качества, назначают по мере необходимости рецензентов, производят обмен опытом учебно-методической работы.

Методический отдел Академии производит анализ РПД на соответствие: ФГОС ВПО, учебным планам по направлениям подготовки (специальностям), примерным учебным программам по дисциплинам направлений подготовки (специальностей), требованиям и рекомендациям соответствующих Учебно-методических объединений.

Порядок представления РПД

1. Оформленная разработчиком РПД рассматривается на заседании кафедры.

2. РПД рассматривается на заседании УМС соответствующего направления подготовки (специальности).

Данные протокола заседания кафедры, УМС направления подготовки указываются на второй странице (Приложение 2).

3. РПД визируется у заведующего библиотекой.

4. РПД передается в методический отдел учебно-методического управления, регистрируется в журнале поступления РПД, где указывается дата поступления и подпись лица, сдавшего РПД.

5. При наличии замечаний РПД возвращается методическим отделом автору с соответствующими рекомендациями по доработке. Разработчик должен внести рекомендуемые изменения и вернуть РПД в методический отдел в течение одного месяца.

6. При отсутствии замечаний РПД визируется начальником методического отдела, утверждается проректором по учебной, методической работе и качеству образования, на титульном листе ставится гербовая печать и РПД возвращается ответственному или уполномоченному лицу кафедры.

7. После прохождения всех указанных выше этапов рассмотрения, ответственное за учебно-методическое обеспечение лицо кафедры копирует РПД в 2 экземплярах, после чего оригинал РПД передается в методический отдел с электронным вариантом на оформленном CD-диске, одна копия – возвращается автору, другая копия подшивается в соответствующую папку.

Начальник методического отдела имеет право потребовать выписки из протоколов о рассмотрении РПД на заседании кафедры, УМС направления подготовки (специальности), а также направить ее на повторное рассмотрение.

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РПД

Оригинал РПД хранится в методическом отделе Академии в течение 5 лет, после чего передается в установленном порядке в архив. Копия РПД, хранящаяся на кафедре, должна быть подшита в соответствующую папку согласно номенклатуры дел (Приложение 4).

РПД ежегодно должна пересматриваться преподавателями кафедры и в случае необходимости в нее должны вноситься изменения. Допускается утверждение РПД в новой редакции либо внесение в нее изменений.

В случае внесения изменений в РПД:

1. РПД рассматривается на заседании кафедры. Принятые изменения оформляются согласно Приложению 5.

2. Данное приложение к РПД передается для согласования:

· на УМС соответствующего направления подготовки (специальности).

· в методический отдел.

3. Приложение к РПД прикладывается к соответствующей рабочей (учебной) программе.

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе
Приложение 2

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

Что такое рпд в школе. Смотреть фото Что такое рпд в школе. Смотреть картинку Что такое рпд в школе. Картинка про Что такое рпд в школе. Фото Что такое рпд в школе

Рабочие программы дисциплин по направлению подготовки ………

Перечень рабочих программ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Региональный компонент (вузовский)

Дисциплины по выбору студента

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Региональный компонент (вузовский)

Дисциплины по выбору студента

Региональный компонент (вузовский)

Дисциплины по выбору студента

Региональный компонент (вузовский)

Дисциплины по выбору студента

Дополнительные виды подготовки

Внесение изменений в РПД

В связи с указать причину в РПД дисциплины________________________________________________________ вносятся следующие изменения:

Изменения в рабочую программу дисциплины приняты на заседании кафедры «____________________________»

“____” _________ 201__ г. Протокол № ______

уч. степень, уч. звание ________________________________И. Фамилия

Изменения в рабочую программу дисциплины утверждены на заседании учебно-методического совета направления подготовки (специальности) __________________________________________________________________

(шифр, наименование направления подготовки (специальности))

от “____” __________ 201_г. Протокол № ______

Председатель УМС направления подготовки (специальности)

уч. степень, уч. звание, _______________________________И. Фамилия

Начальник методического отдела _____________И. Фамилия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *