Что такое рпс в школе расшифровка

О развивающем курсе РПС «Юным умникам и умницам»

Об особенностях преподавания курса Развития познавательных способнстей младших школьников Холодовой О.А..

Просмотр содержимого документа
«О развивающем курсе РПС «Юным умникам и умницам»»

«Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Условное название курса «РПС».

«Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя»

П.Хабаббард – американский писатель

Поверьте: у КАЖДОГО ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна-

тельны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящий в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Такой системой является специально разработанный курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Условное название курса «РПС». Холодовой О.А. (2007)

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развитие сенсорной сферы (мелких мышц, глазомера). Развитие двигательной сферы.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением. Развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я – концепции»)

Мозговая гимнастика(качание головой, «ленивые восьмёрки», «шапка для размышлений»,моргание и т.д)

создание особого положительного эмоционального фона

-переключениям с одного вида деятельности на другой

Развивающий курс “Юным умникам и умницам” в целом реализует перечисленные выше цели и задачи. Осваивая этот курс, младшие школьники приобретают такие навыки и умения, как:

видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи.

приобретают навыки самоконтроля.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

использовать математические средства при решении практических, исследовательских и познавательных проблем;

осуществлять математические действия;

участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

использовать умения анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сферах.

Иначе говоря, у обучающихся развиваются коммуникативная, интеллектуальная, регулятивная рефлексивная, смыслопоисковая компетенции и компетенция личностного саморазвития.

Особенности преподавания курса РПС (Развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам») в 3Б классе.

Наиболее подходящей формой проведения занятий по РПС (развитию познавательных способностей), как и в 1 классе, является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный обьем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Также эти занятия могут проходить в форме факультатива как для детей, имеющих различные способности в обучении, так и для детей, смотивированных на обучении.

В Образовательной программе и Учебном плане МОУ «Лицей» обучение по курсу РПС (Развитие познавательных способностей) проходит в форме факультатива «Юным умникам и умницам» в 3 классе рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).

Модель занятия 1 класс:

-тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей – памяти, внимания, мышления, воображения.

-логически – поисковые задания

-корректирующая гимнастика для глаз

-графический диктант, штриховка.

Модель занятия 2 класс:

-Логически – поисковые и творческие задания

-Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Модель занятия 3,4 класс:

решение нестандартных задач

На каждое занятие по РПС во 3 классе отводится 45 минут.

Методы и приемы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПC в большей степени, чем для первоклассников и второклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Но надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается обьём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном и учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Ниже приведены продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятии по РПС. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знание невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.

Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

В данном пособии излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в рабочих тетрадях для учащихся. Учитель может внести необходимые изменения в то или иное задание, исходя из возможностей класса и своих, оценить эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать каждому ребенку.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

Источник

Что такое рпс в школе расшифровка

Российский профсоюз студентов

организация, РФ, студ.

рабочий план счетов

расчётный план счетов

радиолокатор предупреждения столкновения; радиолокатор предупреждения о столкновении

режим переговорных сделок

рефрижераторный подвижной состав

расчётный показатель стоимости расчётный показатель средней рыночной стоимости

российская платёжная система

Российский птицеводческий союз

разрушающие программные средства; разрушающая программная система

ревматические пороки сердца

радиотелевизионная передающая станция

Российский промышленный союз

Реформистский политический союз

рефрактометр прецизионный для сахара

ремонтная противогазная сумка

реле промежуточное сигнальное

реле поляризованное следящее

райпотребсоюз; районный потребительский союз

Российский прогрессивный союз

релейный переключатель сигнальный

резерв главного командования

Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию

разработка Кашаганского нефтяного месторождения

Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд

СЗ РПСО МЧС России

Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России

Союз рыбопромышленников Севера

завод по ремонту подвижного состава

Фонд развития парусного спорта

г. Харьков, организация, спорт, фин.

региональный пункт сбора информации

структурные подразделения таможенных органов

управление ремонта подвижного состава

Ржевская покровская старообрядческая община

технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава

ж.-д., образование и наука, техн.

группа развития производственной системы; группа по развитию производственной системы

руководители, профессионалы, специалисты и служащие

Соглашение о разделе продукции Совместной компании

разработка Кашаганского нефтяного месторождения

мастерские по ремонту подвижного состава

Ассоциация развития предпринимательской среды

Южный региональный поисково-спасательный отряд

ЮРПСО ЮРЦ МЧС России

система обеспечения рабочих предприятия средствами индивидуальной защиты

узловая распределительная подстанция

Миссия региональной помощи Соломоновым островам

муфта разветвительная полиэтиленовая станционная

Союза потребительских обществ Татарстана

«Республика Татарстан», № 135 (24951), 5 июля 2003

групповой рефрижераторный подвижной состав

Дальневосточная республиканская партия свободы

отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей

Управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий

Управление «К»
МВД РБ

«НИИР — платёжные системы»

Москва, образование и наука, организация

Ростовский Промстройбанк Ростпромстройбанк

Центральный региональный поисково-спасательный отряд

Бурятская республиканская поисково-спасательная служба

бригада пограничных сторожевых кораблей

Сибирский региональный поисково-спасательный отряд

Революционно-патриотический союз Красноярья

клинические рекомендации, протоколы, стандарты

клапан регулирующий проходной сварной

стационарный радиационный пороговый сигнализатор

управление реконструкции и проектирования сети

устройство рентгеновское питающее среднечастотное

Расширенное партнёрство в Северной Европе

пример: Наиболее значительным достижением политики США в районе Балтийского моря стало формирование в 2003 году Расширенного партнерства в Северной Европе (РПСЕ)

организация, полит., США

цех ремонта подвижного состава

УЖДТ ОАО «Запорожсталь»

г. Запорожье, организация

Центр развития профессиональных стандартов

Центр реабилитации подготовки спасателей

МЧС России
г. Железногорск

Российская партия самоуправления трудящихся

Республиканская партия свободы и солидарности

авторегрессии и проинтегрированного скользящего среднего

Источник

Обобщение опыта «Курс РПС в развитии одарённости»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль курса РПС в развитии интеллектуальных способностей у детей

Панасюк Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5»г. Черногорска

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей. Которые стоит лишь побудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-выявление одаренных детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (факультативы, олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Для диагностики одаренности я провожу классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Развитию одарённости детей мне помогает Факультативный курс РПС (развитие познавательных способностей) «Умники и умницы», который представляет систематический курс интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» создает условия для развития познавательного интереса у учащихся, формирует стремление к поиску решений, вызывает у ребенка чувство уверенности. Программа позволяет комплексно решать проблемы развития внимания, памяти, мышления; реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта образования второго поколения

Занятия по РПС отличаются от школьных занятий тем, что ребенку предлагаются задания творческого характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основное время на занятиях занимает решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На занятиях по РПС нет отметок, но есть поощрительное оценивание. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. На занятиях используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Занятия развивают у детей чувство уверенности, они хотят попробовать свои силы в олимпиадах и конкурсах разного вида и уровня.

Результаты участия моего класса:

Городской конкурс проектов, рефератов «Охранять природу- значит охранять Родину!». Номинация: Проект « По страницам Красной книги»

Грамота- I место. Харюшин Всеволод, Юденко Евгений, Кураев Вадим, Сафронова Анастасия,Токманова Надежда, Соколова Екатерина, Губанова Кристина

Городской конкурс «Мой шахтёрский город», номинация «Живопись»

Грамота- I место. Губанова Кристина

Спортивный конкурс в рамках преемственности дошкольного и начального образования

Жданова Елена – I место, грамота

Городской интеллектуальный марафон среди 1-х классов «Звёздные ступеньки»

Городской «Парад Пушкинских героев»

Городской конкурс по окружающему миру

Городской конкурс презентаций « мама, папа, я – здоровая семя»

Городской конкурс « читая Пушкинские строки»

Вершинина Диана, Фефелова Алина – III место

Городской конкурс «Зимующие птицы»

Сборная учащихся начальных классов в состав которой входили ребята моего класса – I место.

Единый подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам наук и ко II Олимпиаде по страноведению « Go West » в номинации литературное чтение

Полежаева Ирина, Губанова Кристина

Гайер Александр, Соколова Екатерина

Диплом III степени

Всероссийский конкурс «Кенгуру».

Красиева Алина – I место в школе

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок».

Полежаева Ирина – (2класс- 88 баллов) I место по школе. VI место в регионе ;

Всероссийский конкурс «Родное слово»

Седунова Екатерина – диплом II c тепени,

Всероссийский конкурс «Кенгуру».

Всероссийский конкурс «Совёнок»

Источник

Рабочая программа по РПС

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Директор МКОУ Павловская СОШ с УИОП

Приказ № _____ от ______________

ВЫПИСКА ИЗ ООП ООО

(РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)

(указать предмет, курс)

Ступень обучения (класс) _ основное начальное образование (1-4 классы), (3в класс) _

Количество часов: 34

Составитель (ли) : Котлярова Н.Н

Свои способности человек может узнать,

только попытавшись применить их на деле.

Рабочая программа к курсу «РПС» составлена в соответствии

с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г.

№ 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» и введением Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,

с письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993),

на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов

О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа данного курса представляет систему интеллект уально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 9 лет. Программа рассчитана на 1 год.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

«Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, креативного мышления.

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включенные в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиально й задачей предлагаемого курса является именно развитие познав ательных способностей и общеучебных умений и навыков , а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыс­лительной деятельности, как умение анализировать, сравни­вать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений .

Воспитание «Я- концепции».

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий.

-Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

-творческие работы учащихся;

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Основные формы работы

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по РПС ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ ства ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­ тельно мыслящей личности.

С каждым занятием задания усложняются: увеличива­ ется объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Содержание программы развивающих занятий «РПС» можно разделить на несколько разделов:

Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Методика организации работы детей на занятиях основывается на принципах дидактики:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Схема методики проведения занятий

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполне­ ние упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной ча­ стью занятия по РПС. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыст­ряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положи­ тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­ чены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятель­ ности.

Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая па­ уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различ­ ных заданий одновременно.

Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково- творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал или пло­ хо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и со­ образительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рас суждения.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз помо­ жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­ тельного утомления и достижению состояния зрительно­ го комфорта.

Логические задачи на развитие аналитических спо­собностей и способности рассуждать (5 минут). В це­лях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Основные принципы распределения материала, этапа работы:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Содержание курса 3 класса

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка внимания. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *