Что такое рубиновое стекло
«Золотой рубин», или рубиновое стекло
Во второй половине XVII века немецкий алхимик Кункель изобрел способ получения красного стекла, которое он назвал «золотым рубином». Для получения красного цвета Кункель при варке стеклянной массы вводил в нее золото.
Он никому не доверял тайну получения «золотого рубина», и, когда умер, секрет получения красного стекла был утерян. Западноевропейские ученые утверждают, что после смерти Кункеля в 1703 году, унесшего с собой в могилу секрет золотого рубина, способ его изготовления был снова открыт на Западе в 40-х годах XIX века. Но это неверно. Работы Ломоносова по цветному стеклу и по золотому рубину убеждают в том, что он на сто лет раньше разработал, независимо от Запада, самостоятельный способ получения рубиновых стекол, окрашенных соединением золота. Кроме того, завод Гусь-Хрустальный, основанный в середине XVIII века, быстро прославился не только своим хрусталем, но и тем, что здесь впервые в России стали вырабатывать изделия из красного, окрашенного золотом стекла.
В настоящее время рубиновые стекла получают без прибавления дорогостоящего золота, вместо которого вводят в стекло медь или селен.
Получить рубиновое стекло, прибавляя вместо золота в стекло медь, не так просто, потому что медь в стекле ведет себя не всегда одинаково. Иногда она вступает в соединения с другими составными частями стекла и окрашивает стекло в сине-зеленый цвет. Иногда же кристаллики металлической меди остаются равномерно расположенными в массе стекла. При варке стекла с медью и специальными добавками оно некоторое время остается бесцветным, и, если его остудить, оно так и не покраснеет. Если же его потом нагреть до 700°, оно на глазах начинает постепенно краснеть и превращаться в рубиново-красное стекло.
Оказывается, что в стекле, при вторичном нагревании, частицы меди приближаются друг к другу. Это происходит потому, что при температурах в 600—700э стекло хоть и останется еще твердым, но в нем уже возможно перемещение молекул. Частицы меди, перемещаясь, соединяются в более крупные кристаллики, которые располагаются в определенном порядке. Они образуют как бы сетку, в которой застревают все лучи, кроме красных, проходящих насквозь. Поэтому стекло и кажется нам красным.
Теперь химики научились получать еще рубиновое стекло, прибавляя в него, вместо золота и меди, элемент селен в комбинации с некоторыми другими химическими веществами. В зависимости от количества прибавляемого селена, стекольщики научились получать рубиновые стекла всевозможных оттенков.
Созвездие Донбасса над московским Кремлём. Как был раскрыт секрет рубинового стекла
Вначале были орлы
До рубиновых советских звезд шпили пяти кремлевских башен — Спасской, Водовзводной, Боровицкой, Никольской, Троицкой, а также двух башенок Исторического музея на Красной площади украшали символы царской России — двуглавые орлы золотого цвета.
Сегодня, кстати, никто толком не может сказать из чего они были изготовлены — из металла или золоченного дерева. Но то, что золото присутствовало — точно.
Когда нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе обратился с просьбой о золоте для звезд Кремля к руководившему с 1935 года Генеральной реконструкцией Москвы Лазарю Когановичу, то упомянул и о том, что снимается с орлов:
«Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлёвских звёзд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку».
Кроме идеологической причины смены одного символа на другой, была и художественная.
Орлы для Кремля делались в разное время. Первый появился в 1870 году при Александре II, а последний — в 1912-ом, при его внуке Николае II. Понятно, что за сорок с лишним лет менялись материалы, технологии, приходили в упадок, очень сильно разрушаясь, сами золоченные птицы.
В 1930 году Игорь Грабарь — выдающийся русский художник, искусствовед, реставратор (он оживил «Троицу» Андрея Рублева) по заданию московских властей и НКВД провел искусствоведческую экспертизу. Он подошел к делу ответственно и углубился даже в седую старину, попутно установив для будущих поколений любознательных, что первые двуглавые орлы появились над московским средневековым замком в 1600 году. Сколько их сменилось к XX веку — не знает никто.
По современным же ему орлам Грабарь был в выводах категоричен: «ни один из существующих сейчас на кремлёвских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем…».
Генеральный план реконструкции Москвы внес снятие орлов и установку звезд взамен оных в список первостепенных мероприятий, связанных с обновлением облика столицы. Первоначально их думали сделать золотыми, но от этой идеи пришлось отказаться — уж больно быстро грозили они прийти в нереспектабельный вид.
Тогда-то и задумались о красных, рубиновых звездах. Уже точно не сказать, кто именно был автором этой идеи, историки говорят, что верней будет говорить о том, что с самого начала идея плавала на поверхности, и предложений по установке звезд было несколько. Но все они так или иначе видели звезды стеклянными.
Хотя первая, «предстекольная», попытка была иного свойства.
Первые звезды решили сделать из уральских самоцветов, цветных драгоценных металлов, среди которых, как уже было сказано, присутствовало и золото.
Звезды изготовили, мастера постарались на славу, но вот незадача — они стали немедленно чернеть и мутнеть — выяснилось, что на такой высоте да в такой агрессивной среде, каковой является атмосфера огромного города (копоть, сажа, кислотные осадки) металло-самоцветным предметам приходится туго.
И вот тогда, после оперативно принятого решения звезды менять, вспомнили о нескольких проектах, в которых пятиконечные красавицы должны были делаться из стекла. Особого, рубинового.
«Во-первых, это интересно»
В большинстве случаев в этом месте вспоминают выдающегося ученного-стеклодела России Никифора Курочкина, который к 1937 году уже придумал рецепт так называемого селенового стекла, иначе именуемого «селеновым рубином». И это истинная правда, что его технология была взята за основу при планировании проекта новых кремлевских звезд.
Но, когда большевики задумались над тем, где будут варить такое стекло, то поняли, что в СССР нет более подходящего предприятия для этого, чем Константиновский завод «Автостекло» в Сталинской области.
Курочкин приехал в Донбасс и там его ждало удивительное открытие — самый продвинутый в технологическом плане стекольный завод страны уже несколько лет работает над похожими технологиями. Более того, там уже провели сотни экспериментов со стеклом похожим на то, что предлагал он.
Когда Курочкин спросил, зачем константиновцы этим занимались, ему ответили: «Во-первых, это интересно и перспективно, а во-вторых, собирались предложить Кремлю для новых звезд». Держали нос по ветру ребята из донбасского города!
Идеи Курочкина были как нельзя кстати. Сотни опытных плавок с учетом московских предложений, поиск точной рецептуры быстро привели к получению надежной технологии производства рубинового стекла. На заводе создали специальную группу, возглавляемую самыми опытными стекловарами Михаилом Белоусовым и Михаилом Лукиным.
Были перепробованы десятки рецептов стекольной шихты. Ее приготовляли из отборного промытого песка и других особо чистых компонентов. Более 600 пробных варок прошло, прежде чем был получена окончательная технология. Именно поэтому стекло удалось уже после второй производственной варки. Его прокатали на специальном столе, охладили в отжигательной печи. Листы рубина получились внушительного размера. Надо сказать, что рубиновое стекло и раньше варили в мире, но не селеновое, и не таких размеров.
Шлифовку и полировку рубиновых «полотен» доверили специальной бригаде из семи человек. Дочь одного из них, Алексея Кузнецова, Людмила Семчишина, сама всю жизнь проработавшая закальщиком на «Автостекле», вспоминала много лет спустя подробности, рассказанные ей родителем:
«Раньше в мире рубиновое стекло варили, в так называемых «кастрюлях». Для его изготовления нужно золото, можете себе представить, сколько это стоит. А тут в Кремль понадобилось 500 квадратных метров такого стекла. Звезды, они ведь многослойные, сверху рубиновые, а внутри «молочные». Но молочное стекло не на нашем заводе варилось.
В Константиновке разработали новую технологию — «селеновый рубин». Стекло и без золота получалось нужного цвета и качества — дешево и красиво. У меня хранится брусок того стекла, отец принес. Как-то было солнечное затмение, детвора горела желанием его посмотреть, так родители потихоньку приносили с завода кусочки рубинового стекла».
Они сияли над Москвой 9 лет
20 сентября 1937 года завод «Автостекло» окончил изготовление рубинового стекла для рубиновых звезд, рисунок для которых разработал народный художник СССР Федор Федоровский.
Несущие каркасы были выполнены из нержавеющей стали, сваренной на московском заводе «Электросталь», а электрические лампы мощностью 5 и 3,7 тысяч ватт создал Московский электроламповый завод. Отдельно изготовлялись вентиляторы для звезд, ведь внутри каждой из них температура как в топке паровоза.
Почти ко второй годовщине установки первых звезд, и к 20-й годовщине Великого Октября Кремль обзавелся новыми звездами, свет которых виден за 9 километров.
Они прослужили почти 9 лет. Во время Битвы за Москву звезды облачили в специальные чехлы, но они все-равно пострадали от налетов, хотя и незначительно. И в 1946 году были заменены на новые, изготовленные уже в Вышнем Волочке — Константиновские заводы находились в трудном положении и только-только вернулись из эвакуации.
«Автостекло» как памятник
За годы независимости Украины «Автостекло» медленно, но уверенно убивался. Последние 15 лет на его территории высятся лишь руины цехов, в которых когда-то были созданы не только кремлёвские звезды, но и хрустальный саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина, хрустальный же неповторимый фонтан для международной выставки в Нью-Йорке, специальные прожекторы для обороны Москвы, а также 200 штук сверхмощных прожекторов, который маршал Жуков использовал в своем знаменитом ночном танковом наступлении при штурме Берлина.
«Автостекло» делало практически все триплексы для танков и бронетранспортеров Советской Армии, космических кораблей и станций, подводных лодок, многие и многие виды закаленного технического стекла, рецептура которых здесь же была и придумана.
Но, конечно, «аграрной державе» Европы эта роскошь индустриального общества и великой донбасской инженерно-технологической цивилизации была ни к чему.
Ушли из жизни многие выдающиеся мастера-стекольщики. Они унесли с собой в могилу не только личные рецепты редкого стекла, которые были их личной собственностью, но и славу русского советского стекла, память о котором только и будят рубиновые звезды над гордыми башнями московского Кремля.
Из чего сделаны кремлевские звезды
Тем звездам, которые сейчас стоят на верхушках кремлевских башен, исполнилось уже восемьдесят лет, но они выглядят как новые, потому что регулярно проходят «профилактику» и постоянно под наблюдением.
Многие слышали, что эти звезды «рубиновые». Наверное, никто не поверит, что они сделаны из настоящих рубинов, но иногда считают, что они из синтетических рубинов, которые вставляли в советские украшения (и сейчас вставляют тоже).
На самом деле, трехметровые и весящие по тонне каждая, кремлевские звезды сложены из трехслойных стеклянных пластин, скрепленных соединительными элементами из титана.
Пластин таких в каждой звезде 110 штук разного размера и формы, и только верхний слой этих пластин может называться «рубиновым стеклом».
Части звезды с Троицкой башни во время ее ремонта шесть лет назад
Но это все равно условно рубиновое стекло, хотя его цвет действительно именно рубиновый, то есть насыщенно красный с пурпурно-малиновым оттенком.
Изначально рубиновым называли ярко-красные и малиново-красные оттенки стекла, получаемые по сложной технологии и с добавлением коллоидного золота (раствора золотой фольги в смеси концентрированных кислот, так называемой «царской водке»). Метод известен с поздней античности (если верить датировкам некоторых сохранившихся изделий), но получение красного стекла всегда было сложным и ненадежным делом, бывало, что технология «забывалась» на долгое время, и потом изобреталась снова.
Например, в России метод получения такого стекла заново был разработан Ломоносовым, который знал о существовании «золотого варения стекла», но был вынужден самостоятельно искать способ воссоздать секретную технологию.
Предметы из «золотого» рубинового стекла, принадлежащие царской семье. Произведены в1840-е годах, сейчас в коллекции Исторического музея.
В 19-м веке нашли и другие варианты получения рубинового стекла, например, вместо золота использовали кристаллическую медь с добавлением олова, а сейчас чаще всего делают красное стекло на основе соединений селена.
Красное стекло для кремлевских звезд как раз и было изготовлено с применением селена, а не золота, поскольку посчитали, что так будет надежнее в плане устойчивости стекла к нагреву. Ведь звезды постоянно подсвечены изнутри мощной лампой, даже днем, чтобы звезды не выглядели темными (но днем мощность освещения меньше).
Ремонт звезды Троицкой башни Кремля в 2015-м году
Кремлевские лампы внутри звезд оснащены двойной спиралью и аварийным питанием, чтобы свет не погас в случае аварии. Работу ламп внутри звезд ежедневно проверяют (и стоят контрольные датчики, которые сообщают о поломках), сама лампа оснащена вентилятором для охлаждения, но стекло звезды все равно греется.
Из-за того, что внутри кремлевских звезд находится источник света, стекло для звезд пришлось делать многослойным. Потому что звезда полностью из рубинового стекла не выглядела светящейся, слишком сильно и явно просвечивала лампа, будто сквозь красный абажур (так показали эксперименты при создании этих звезд в конце 1930-х годов).
Первый вариант кремлевских звезд был из позолоченного металла с россыпью уральских самоцветов, но эти звезды быстро потускнели
Чтобы свет внутреннего источника мягко распределялся по всему объему звезды, и звезда будто бы горела сама по себе, изнутри рубиновое стекло покрыто слоем молочного или опалового стекла, почти непрозрачного и хорошо рассеивающего свет.
А между молочным внутренним стеклом и рубиновым наружным есть еще слой прозрачного хрусталя, потому что опять же эксперименты показали, что этот сэндвич выглядит красивее, когда красное и молочное стекло отстоят друг от друга на небольшом расстоянии.
То есть каждый стеклянный сегмент звезды представляет собой трехслойную панель, рубиново-прозрачно-молочную, благодаря этому составу мы снизу видим светящиеся всем своим объемом красные звезды, а не лампы под красными абажурами.
Работа звезд находится под круглосуточным контролем, где отслеживается работа ламп и охлаждения, и в случае поломки оборудования (когда звезда светится за счет резервной системы), его сразу же чинят. А раз в несколько лет звезды еще и моют.
Мойка звезды. Чтобы снизить ветровую нагрузку, звезды сделали подвижными на шарнире, так что в сильный ветер звезды поворачиваются к нему ребром
Говорят, за все время работы кремлевские звезды гасли лишь дважды – во время войны, и когда Михалков снимал своего «Сибирского цирюльника», по его просьбе на небольшое время звезды погасили, чтобы их свет не мелькал в кадре.
Секреты варки рубиновых звезд: как производят главный символ Кремля
Кремлевские звезды – бренд, известный во всем мире. Их рубиновый цвет вспоминается в десятках песен и стихов, а образ безошибочно ассоциируется с российской столицей. Москва и кремлевские звезды прочно связаны друг с другом в сознании каждого россиянина.
Однако мало кто задается вопросом, насколько сложно в производстве изделие, достойное украшать сердце России. Сейчас технологией и возможностями изготовления кремлевской звезды владеет едва ли не единственное предприятие в стране.
«Звезда» побеседовала с заместителем директора НПК «Стекло» ОНПП «Технология» имени Ромашина Вячеславом Самсоновым. Именно этот научно-производственный комплекс владеет секретами производства кремлевских звезд.
Как делали звезды до войны
Кремлевские звезды не всегда изготавливались из рубинового стекла, изначально создатели думали производить их из драгоценных и полудрагоценных материалов. В 30-е годы были сделаны опытные образцы таких изделий, однако позже от идеи пришлось отказаться, поскольку с высоты сделанные из драгоценных камней звезды выглядели совсем невзрачно, рассказал Самсонов.
«В 37-м году сделали уже из рубинового стекла, однако попытка была неудачной, так как осветительный элемент – лампа накаливания, которая стоит и подсвечивает эти звезды. Она была видна через стекло. То есть не было такого эффекта, чтобы звезда горела, была видна сама лампа изнутри», – отметил заместитель директора НПК «Стекло».
Учтя ошибки, создатели исправили проект, добавив внутренний слой молочного стекла на расстоянии в два миллиметра от рубинового. Молочное стекло рассеяло свет лампы, и именно тогда звезды обрели знаменитое на весь мир рубиновое сияние.
Как делали звезды после войны
С 37-го по 47-й год на Кремле стояли звезды, произведенные на предприятии «Автостекло» в украинской Константиновке. После войны звезды надо было ремонтировать, и следующий вариант был создан на заводе «Красный май» в Вышнем Волочке. Там проект доработали, добавив демпферный слой из хрусталя, и технология производства кремлевской звезды приобрела современный вид.
«В Вышнем Волочке сделали другой вариант, рабочий. Это накладное стекло. Что такое накладное стекло? Набирается рубиновое красное, выдувается цилиндр из красного стекла, и тут же из второй печи, которая рядом, на него набирается хрустальное стекло, бесцветное. И сверху еще третий слой, это уже опаловое, или молочное стекло. Вот такой сэндвич из трех слоев. Из него и сделали звезды, эти звезды себя хорошо зарекомендовали», – поделился Вячеслав Самсонов.
Созданные таким образом звезды стоят на Кремле уже около 70 лет. Они оказались очень прочными, демпферный слой и усовершенствованная технология сыграли свою роль. Однако время берет свое, и кремлевские звезды рано или поздно придется менять. В частности, уже сейчас требует замены звезда на Троицкой башне.
Как делают звезды сейчас
По словам Самсонова, сотрудники ФСО обращались к его предприятию по этому поводу. Предприятие занимается всеми видами стекла, нужного для производства кремлевской звезды, и обладает необходимыми компетенциями. Не хватает только многогоршковой печи, но о ней НПК «Стекло» уже договорилось со стекольным предприятием из Гусь-Хрустального. Сотрудники ФСО объехали всю страну, утверждает Самсонов, и только его НПК совместно с Гусь-Хрустальным сможет произвести настоящие кремлевские звезды.
Сложность производства не в последнюю очередь заключается в сложном химическом составе стекол. Самое сложное из них – рубиновое, оно содержит около десяти различных элементов.
«Получить их (рубиновые стекла – прим. ред.) сложно. Они содержат по составу порядка десяти элементов, кварцевый песок, сода, цинковые белила и борная кислота… в качестве красителя используется селен металлический и углекислый кадмий, которые в определенных пропорциях дают такую насыщенность цвета. Селеновые стекла варить очень тяжело, это очень летучий материал, если температурные режимы ушли, то он может потемнеть, стать светлым или вообще улетучиться», – рассказал Самсонов.
Несмотря на сложность производственного процесса, заместитель директора уверен, что созданные его НПК звезды смогут простоять не менее 50 лет. При составлении сметы сотрудники даже не закладывали прибылей, поскольку собрать на своем предприятии звезды, на которые еще 50 лет будет смотреть вся страна, само по себе стоит дорогого.
Секрет рубинового стекла
Смена Нидрига подходила к концу, раскаленное стекло уже булькало в котле, и стеклодувы тут же взялись за дело. В этот момент нельзя было медлить, ведь жидкое стекло могло остыть или же перегреться. В первом случае ничего бы не получилось, к тому же пришлось бы менять котел, ведь отскрести затвердевшее стекло было бы уже невозможно, а во втором случае, изделие вышло бы излишне хрупким и ломким.
Когда Нидриг был ребенком, он часто бывал на стекольной фабрике, где работал его отец. Хозяин приходил со своей дочерью, и не обращал внимания на то, как она веселится с Нидригом. Прошло время, девочку отдали в школу при монастыре, и она перестала приходить на фабрику. Нидриг же, повзрослев, занял место своего отца, который к тому времени уже не в состоянии был работать, и стал единственным кормильцем в семье. Денег хватало едва, чтобы прокормить семью, но на большее он и не мог рассчитывать.
Последний час своей смены Нидриг провел как во сне. Перед глазами все время стоял образ Иниталь, прекрасной гордой девушки, то вдруг захлестывали воспоминания детства, и Нидриг видел перед собой озорную девчонку, с торчащими в разные сторонами косичками. Как-то он признался ей в любви, и неумело поцеловал в нежную щеку, а она обозвала его глупым, и влепила затрещину. Нидриг тихо рассмеялся, вспоминая, что чувствовал себя тогда полным идиотом. Ведь ему казалось, что все было настолько серьезно! Он обиделся на Иниталь, и даже не разговаривал с ней два дня, а потом, все как-то забылось.
Рабочий день закончился, и Нидриг поспешил домой. Засыпал он с мыслями об Иниталь.
Но, спустя день, Иниталь пришла снова, и приходила каждый день. Они говорили о самых разных вещах, то вспоминали снова детство, то принимались фантазировать о том, каким будет будущее, или просто молчали, глядя как плавится стекло в котле и потрескивает огонь. Им было просто хорошо вместе.
Нидриг с каждым днем ловил себя на мысли, что с нетерпением ждет прихода девушки. Очень скоро у него пропал аппетит, началась бессонница, а мысли в голове сами собой стали слагаться в рифмы. Нидриг понял, что по-настоящему влюбился. “В одном старуха точно была права”, думал он. “Любовь я встретил”.
Он стоял у своего котла, и в перерывах между работой, когда никто не видел, писал на клочке бумаги стихи для своей Иниталь.
“Она самая прекрасная девушка на всей земле!” – думал он. “Но что ей нужно здесь, на фабрике? Она живет в роскоши, у нее много богатых кавалеров. Почему же она приходит сюда? Неужели ей так интересен процесс варки стекла?”
— Глупый, она к тебе приходит!
Нидриг вздрогнул и покраснел, услышав за спиной голос одного из рабочих. Бедный юноша не заметил, как начал рассуждать вслух.
— Еще чего! – недовольно буркнул смущенный Нидриг. – И нечего подслушивать, в конце концов!
— Работать, а не болтать! – осадил всех вошедший в цех хозяин.
Дочери с ним не было.
— Это что такое? – хозяин бесцеремонно выдернул из кармана Нидрига сложенный лист бумаги.
— Отдайте! – крикнул Нидриг.
Хозяин не обратил на него внимания, и стал читать:
Когда города устают,
И улицы тихо пустеют,
Я слышу как гимны поют
Во славу моей королевы.
Неслышимые голоса,
Невидимые почитатели:
То звезды, луна, небеса,
Крупицы от лика Создателя.
С тех пор Нидриг стал работать по ночам. Нельзя сказать, будто бы это было тяжело для него, он привык отсыпаться днем. Гораздо сложнее он переживал разлуку с Иниталь. Через несколько дней тоска настолько захлестнула Нидрига, что он решился на отчаянный шаг.
Ранним утром после работы он отправился в город, где без труда нашел роскошный особняк своего хозяина. Он пробрался в сад, и к своей величайшей радости увидил Иниталь. Она поливала цветы и пела грустную песню.
То был июль. Жара и зной.
В пустом саду совсем одна
Роза цвела.
Ее печальной красотой
Пленялись солнце и луна,
Белым бела.
В честь ее аромата
Ветер пел серенады,
Бабочки и стрекозы,
Ласточки и скворцы.
День все длиннее,
Зной все сильнее.
Роза поникла,
Слишком уж сильно
Солнце палило. В такой жаркий день
Розе нужна благодатная тень,
Дождь чтоб ее лепестки оросил.
Роза лишалась сил.
То был июль. Жара и зной.
Смертельный зной
Для розы той.
Через год у Иниталь и Нидрига родился замечательный сын, а когда он достиг совершеннолетия, Нидриг передал ему секрет рубинового стекла.
С тех пор, чтобы получить рубиновый цвет, в стекло всегда добавляют немного золота.