Что такое ручной труд история 8 класс

Конспект урока 8 класс. История. Тема урока: Рабочее движение в первой половине XIX в.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», исторический факультет, Учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории МОАУ «Гимназия 2», г. Оренбург

Тема урока : Рабочее движение в первой половине XIX в.

Цель урока : сформировать представление о зарождении пролетариата, этапах формирования этого нового социального слоя, его особенностях, как новой социально-экономической силы.

Образовательные : показать формирование рабочего класса, его классовое самосознания; выявить общие особенности для рабочего движения всех государство; сформировать представления о взаимоотношении пролетариата и буржуазии; выявить специфические черты для рабочего движения в странах Европы (Англия, Германия, Франция), выявить причины и результаты чартистского движения в Англии.

Воспитательные: на основе рассказа о развитии пролетариата воспитывать уважение к труду, как основе жизни; способствовать формированию у учащихся основ революционно-трудовой этики; продолжить формировать положительный мотив учения; формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.

Развивающие: способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках; на основе рассказа о принципах и механизмах революционного движения учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы; продолжить овладению учащимися знаний методов работы с источниковой базой и умениями применять эти методы на практике; продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Ресурсы: Учебник Н.В. Загладин. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс; Атлас по истории Нового времени 8 класс; карточки с индивидуальными и групповыми заданиями; проектор, интерактивная доска и компьютер.

Проверка наличия учащихся, согласно списку, выяснения причин отсутствия, если таковые имеются.

Приветствие, настрой на работу:

– Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня. Мы начинаем урок, который, я надеюсь, будет для вас интересным. Тема нашего занятия «Рабочее движение в первой половине XIX в.».

Приготовились и настроились к работе на уроке.

2.Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы изучили промышленный переворот и научные открытия XIX века. Нам будет необходимо вспомнить узловые моменты этих тем.

Что такое промышленный переворот? Где и когда он начался?

Какое предприятие называется фабрикой?

Кто и когда изобрел универсальную паровую машину? Какое значение имело это изобретение?

Где и когда рабочие впервые выступили против существовавших на фабриках порядков?

Анализируя достижения промышленной революции первой половины XIX в., какие можно выделить направления технического прогресса?

Кто впервые изобрел пароход и какое значение имело это событие?

Паровоз и железная дорога?

А для интенсификации с/х имели работы какого ученого?

Подведем итоги. Страны, в которых произошел промышленный переворот и появилась машиностроительная отрасль, составили группу индустриальных стран. Это Англия, Франция, США, Германия. В этих странах ведущим сектором экономики стала промышленность. Промышленный переворот затронул не только производство, но и все сферы общества. Облик промышленных стран быстро менялся. Центрами деловой и политической жизни стали города, число которых быстро увеличивалось.

промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриально.

Фабрика — промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих (в отличие от ремесленной мастерской) и производящее товары, как правило, не под заказ, а по шаблону.

Модель универсального парового двигателя предложил английский изобретатель Дж. Уатт. В 1784 г. он запатентовал паровую машину двойного действия, которая использовалась во многих странах мира в течение нескольких десятилетий. Первоначально паровой двигатель Уатта применялся на угольных шахтах и на текстильных фабриках.

появлением машинного производства началась борьба наемных рабочих за свои права. Первые проявления рабочего движения носили стихийный характер. Источником своих бед рабочие считали станки. Примерно с 60-х гг. XVIII в. в Англии стали происходить выступления «разрушителей машин», которые считали своим предводителем некоего Неда Лудца, испортившего ненавистный ему станок. Эти выступления стали особенно массовыми в начале XIX в. и получили название движения луддитов.

— революция в развитии транспорта;

— появление новой отрасли — машиностроения;

— начало технического переворота в сельском хозяйстве.

В 1807 г. изобретатель Роберт Фултон испытал первый пароход «Клермон». В 1819 г. почтовый пароход «Саванна» более чем за 20 дней пересек Атлантический океан.

Плавание перестало зависеть от ветра и течения.

Выросли скорости перемещения по воде.

В 1814 г. Джордж Стефенсон создал первый паровоз, конструкция которого нашла практи­ческое применение и в дальнейшем совершенствовалась. В 1830 г. при его активном участии была построена первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая текстильный центр Манчестер с портом Ливерпуль (см. иллюстрации на с. 83—84 учебника)

Резко возросли объемы и скорости грузовых перевозок. Железные дороги связали города, расположенные далеко от речных и морских путей. Облегчились экономические и торговые связи между регионами. Возрос спрос на уголь, железо и чугун, что способствовало быстрому развитию металлургии. Появилась новая отрасль паровозостроение.

В сельском хозяйстве технические средства внедрялись медленнее, чем в промышленности и на транспорте.

Для развития сельского хозяйства большое значение имели труды немецкого химика Юстуса Либиха. Его работа «Химия в ее приложении к земледелию и физиологии» обосновала полезность применения химических удобрений, изменила существовавшие агротехнические представления.

2.Постановка проблемы и актуализация имеющихся знаний

Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

ПП имеет две стороны:

На этой проблеме мы и остановимся.

Тема: «Рабочее движение в первой половине XIX в.».

3.Изучение новой темы

При изучении данного вопроса можно использовать тексты документов и иллюстрации в учебнике, которые характеризуют положение в обществе буржуазии и пролетариата. Учащиеся могут самостоятельно составить небольшие рассказы об образе жизни и быте различных слоев буржуазного общества.

— С развитием промышленности в социаль­ной структуре общества происходят значительные изменения. На смену сословиям приходят классы индустриального общества. Принадлежность к классам определяется не фактом рождения, а родом занятий или способом получения дохода. В индустриальную эпоху формируются два основных класса — буржуазия и рабочий класс.

Буржуазия является организатором производства и собственником фабрик, заводов, банков, железных дорог. Получая огромные прибыли, буржуазия становится самым обеспеченным слоем общества. В городах появляются богатые кварталы и роскошные дома с присущими им бытом и культурой (см. иллюстрации на с. 89 учебника).

На противоположном полюсе индустриального общества складывается массовый слой наемных работников — рабочих, или пролетариев. За свой труд рабочие получали заработную плату. Это являлось единственным источником их доходов. Материальное положение рабочих в первой половине XIX в. было тяже­лым. Продолжительность рабочего дня составляла 12—14 часов, заработной платы едва хватало на удовлетворение скудных потребностей семьи. Рабочие кварталы располагались на окраинах городов (см. иллюстрации на с. 88 учебника). Заработная плата женщин и детей была в 2—3 раза меньше, чем у мужчин. В перио­ды экономических кризисов увеличивалось число безработных, условия найма ухудшались.

С началом промышленной эпохи борьба рабочих за улучшение своего положения стала важным фактором общественной жизни. С каждым десятилетием рабочее движение приобретало все большую организованность, его участники выдвигали не только экономические, но и политические требования. Борьба рабочих часто носила вооруженный характер. В 1831 и в 1834 гг. вспыхнули восстания ткачей в Лионе, которые были подавлены войсками. В 1844 г. во время восстания ткачей в Силезии рабочие разгромили заводы, склады сырья и продукции.

Рабочее движение в Англии

Рассматривая вопрос об особенностях рабочего движения в Англии, учитель предлагает учащимся вспомнить, в чем состояли особенности политического устройства Великобритании.

Причины зарождения рабочего движения, обращаем внимание на то, что основным политическим лозунгом партии вигов в Англии в первой половине XIX в. было требование избирательной реформы для увеличения в парламенте представительства промышленных центров. В 1832г. была проведена избирательная реформа, которая ликвидировала «гнилые местечки» (сельские районы с небольшим населени­ем), расширила число избирателей и увеличила представитель­ство промышленных центров. Наемные рабочие избирательных прав не получили. Созданная в 1836 г. Лондонская ассоциация рабочих выдвинула требование предоставления рабочим избирательного права.

Движение чартистов. Для этого составляется таблица (в тетрадях учеников) совместно с учениками.

Источник

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое традиционное общество? Характеристика

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 классКрестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия

Примеры традиционных обществ

Традиционное общество пришло на смену первобытному в результате неолитической революции. Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 классВладимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.

Экономика традиционного общества:

Производство основано на ручном труде.

Господствует натуральное хозяйство.

Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.

Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.

Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству.

Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна.

Господствуют традиционные религиозные ценности.

Коллективизм преобладает над индивидуализмом.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 классРисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция

Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 классПаровая машина. Гравюра XVIII века

Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.

Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.

Источник

Что такое мануфактура. Сравнение мануфактуры и мастерской ремесленника

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Этим мануфактура отличается от мастерской ремесленника, где мастер изготавливает изделие от начала до конца. А от фабрики или завода мануфактура отличается тем, что операции выполняются вручную, не используется машинный труд.

Латинское слово manufactura образовано от слов manus (рука) и facere (делать). Термин «мануфактура» в значении «предприятие с разделением труда и ручным производством» введен Карлом Марксом.

Мануфактуры вели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.

При этом наемный работник становился менее ценным и универсальным специалистом, чем мастер-ремесленник. Росла зависимость рабочих от хозяина мануфактуры.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

В Западной Европе мануфактуры пришли на смену ремесленным мастерским и господствовали в XVI-XVIII веках. Затем в результате промышленной революции их заменили фабрики.

В России промышленный переворот начался лишь во второй четверти XIX века, поэтому мануфактуры существовали дольше. Чаще всего они специализировались на текстильном производстве, поэтому слово «мануфактура» в Российской Империи одно время было синонимом ткацкой фабрики или ткани («купить мануфактуры»).

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Расскажите, чем было вызвано возникновение мануфактур

Ремесло развивалось, и для ускорения производства работу научились делить на отдельные операции. В мастерских помимо мастеров и подмастерьев стали появляться наемные работники. Торговцы начинали вкладывать деньги в организацию производства, а не просто скупать у ремесленников готовую продукцию.

Предпосылки появление мануфактур:

Рост товарного производства.

Дифференциация, специализация мелких товаропроизводителей.

Появление мастерских с наемными работниками.

Развитие мануфактур. Рассеянная, смешанная и централизованная мануфактура

Мануфактура могла объединять ремесленников одной специальности, которые делили между собой отдельные операции. А могла включать ремесленников разных специальностей, которые вместе изготавливали сложные изделия.

Смешанная мануфактура сочетала работу на дому с исполнением отдельных операций в общей централизованной мастерской.

Мануфактуры были распространены в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла, в металлообработке и судостроении, в книгопечатании и других отраслях.

По сравнению с мастерской ремесленника мануфактура была более производительным, прогрессивным предприятием. Она подготовила переход к машинному производству в ходе промышленной революции XVIII-XIX веков.

Сравните мануфактуру и мастерскую ремесленника

У мануфактур и ремесленных мастерских были и общие черты, и различия.

И в мастерской ремесленника, и на мануфактуре использовались ручные орудия труда.

В мастерских работы выполняли мастера, подмастерья и ученики. На мануфактурах же трудились наемные работники.

Владельцем мастерской был сам мастер. Хозяином мануфактуры был купец или иной предприниматель.

За счет разделения труда на мануфактурах были ниже издержки производства,

Источник

Промышленная революция

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки. [источник не указан 52 дня]

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Содержание

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие [2] [3] :

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700—1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, ремесленниками), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых [7] (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Инновации

История промышленной революции

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Паровой двигатель

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политичоторой государство не подавляло экономическую активность.

Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 г. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 г. [11] [12] По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них производить было бы невозможно. К 1733 г. их было куплено 110, из которых 14 — на экспорт. Это были большие и дорогие машины, очень неэффективные по современным стандартам, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дешево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 г. произвели 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XX века. [13]

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. [14]

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения паровозов и пароходов.

Текстильная промышленность

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир, начала работать прядильная фабрика Аркрайта, который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом. Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет — 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек. [15]

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин — для шерстяных фабрик. [16] К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке.

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. [15]

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза. [18]

Транспорт

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересек Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

Связь

Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире» (код Морзе). Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 году.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

В 1858 г. была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон — Бомбей (через релейную станцию в Египте и на Мальте).

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести. Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830—1840-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1900 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы.

Cоциальные последствия

Урбанизация и перемены в социальной структуре

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Например, население Парижа с 1800 года по 1850 год выросло более чем на 92 %, население Манчестера с 1790 года по 1900 год увеличи­лось в 10 раз. В ряде стран городское население к началу XX века стало преобладающим (в Бельгии по переписи 1910 года оно составляло 54 %, в Ве­ликобритании (1911 год) — 51,5 %). В Германии в 1907 году оно составляло 43,7 %, во Фран­ции в 1911 году — 36,5 % всего населения.

Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметил Ф. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы — все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перена­селены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч насе­ления живёт ниже уровня почвы — в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820—1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом. [21]

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию». [23]

Образование

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть фото Что такое ручной труд история 8 класс. Смотреть картинку Что такое ручной труд история 8 класс. Картинка про Что такое ручной труд история 8 класс. Фото Что такое ручной труд история 8 класс

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

Ссылки

Примечания

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *