Что такое руин паб
Место силы: Район руинных баров в Будапеште
Первое место, которое обязательно стоит прочекать в столице Венгрии, – это еврейский квартал Эржебетварош. Так скажет тебе и любой местный, и респектабельный печатный путеводитель. На нескольких улицах в самом центре ты найдешь три десятка руинных баров и садов – модных заведений с крутым эклектичными интерьерами, которые прячутся за фасадами аварийных зданий-«бомжатников». Как вышло, что самый непримечательный с виду район стал самым модным не только в Будапеште, но и топовым направлением для европейских nomads, которые ищут чего-то новенького? Рассказываем историю и советуем, какие заведения посетить обязательно.
Район Erzsebetvaros (Эржебетварош, названный в честь австрийской императрицы Елизаветы), который сегодня венгры с гордостью называют европейской хипстер-меккой, еще 15 лет назад выглядел крайне плачевно. Бывший еврейский квартал с помпезными постройками и множеством магазинчиков и кафе во время Второй мировой превратили в гетто, откуда впоследствии депортировали десятки тысяч евреев. После окончания войны заброшенные дома заняли цыгане, которых заставили переехать в Будапешт. В 90-е цыгане оставили дома, и те стояли неприкаянными до начала 2000-ых, нагоняя уныние на местных жителей и муниципалитет, у которого не было денег на реставрацию и идей о том, что делать с несколькими улицами заброшенных зданий в самом центре во главе с улицей Казинци.
Первый руинный бар
Ресторанный бизнес города тоже переживал кризис. В Будапеште было два типа заведений: помпезные дорогие рестораны, которые были многим не по карману, и скучные советские кафе и столовые, оставшиеся в наследство от коммунистов. Но где большинство видело проблему, четверка оборотистых молодых выпускников во главе с Абелем Жендовицем увидела возможность.
Рассказывает Абель Жендовиц, один из основателей Szimpla Kert, главного руинного паба Будапешта: «Идея была в том, чтобы предложить что-то новое, дать больше разнообразия. В самом начале у нас было несколько летних баров-прилавков по всему Будапешту и даже Венгрии: мы перемещались с одного фестиваля на другой. Тогда мы поняли, что люди впечатлились и им нравятся места, где можно словить свободный дух, и которые действительно отличаются. Ключевым моментом для нас была локация. Я имею ввиду, нужно быть «внутри» города, а это [улица Kазинци] – самое сердце Будапешта»
В 2002-м ребята выбрали наименее разрушенное здание и стали разливать там пиво для друзей. Дела шли в гору, интерес к проекту рос, и им приглянулся дом побольше, двухэтажный, по адресу Kazinczy 14. Туда снесли старую «гаражную» мебель, поставили ванную (предварительно распилив посередине, чтобы можно было сидеть), притащили кабину от «Трабанта» – получился стол. Никакой рекламы не использовали, сайта не делали. «У нас не было никакой энергии вникать в современные рекламные техники. Мы верили в себя, наших друзей и «сарафанное радио». И это сработало. В каком-то смысле, Будапешт – маленький город», – говорит Абель.
Место назвали Szimpla. Szimpla с венгерского – «просто». Аварийное состояние зданий превращало походы в «Симплу» в настоящий экстрим, дресс-кода не было и в помине, а если тебе не нравился концепт – можно было развернуться и уйти. Сам Абель называет идею заведения как «Come as you are». Местным понравилось, количество посетителей множилось, ребята открыли по соседству «Свой сад» – бар с «пиханой пальцем» колбасой, домашними йогуртами и палинкой.
Szimpla была настоящим пионером района. После рядом открылись еще несколько похожих «руинных баров» (romkocsma). Через 5 лет после открытия на улице первого такого заведения муниципалитет разжился деньгами и решил снести «уродливые» полуразрушенные здания, которые портили вид центра, чтобы построить дорогие рестораны и гостиницы. Венгры быстренько образовали организацию «ÓVÁS!» («Протест»), чтобы объяснить застройщику, что трогать бары не нужно.
Конечно, руинные бары не ставили целью сохранение исторической застройки. Они просто делали публичные места, которые очень органично выглядели в запущенной окружающей обстановке. Экономический спад в Венгрии и усилия «ÓVÁS!» поумерили пыл девелоперов и властей. На еврейский квартал временно перестали покушаться.
«Симпла» и подобные заведения запустили процесс джентрификации: исследование, проведенное в 2010, показало, что, начиная с 2001, в районе стали селиться жители с высшим образованием, вытесняя горожан с более низкими доходами и, тем самым, повышая стоимость аренды квартир.
В какие руинные пабы сходить?
Сегодня в модном районе Эржебетварош больше 30 руинных баров – от проспекта Андраши до Большой Синагоги. Следуй венгерской алко-традиции: сидеть в одном баре больше, чем час – дурной тон. Чем больше баров обойдешь, тем лучше сложится твой вечер. Вот те, которые просто нельзя пропустить.
Руинные бары Будапешта
Руинные бары Будапешта: кутежная реинкарнация венгерских особняков
В начале 2000-х группа студентов-энтузиастов купила разваливающийся, покрытый глубокими трещинами старинный дом в еврейском квартале в центре Будапешта. Тогда они еще не знали, что это тот самый исторический момент зарождения ныне знаменитых руин-баров, число и популярность которых со временем начнет расти как у местных жителей, так и у туристов со всего мира.
Сегодня в еврейском квартале Будапешта (VII район Эржебетварош) множество уникальных заведений, поселившихся в монументальных, но хрупких от времени домах, и именно здесь происходит самое интересное. Старина, былой шик, сгнившая роскошь, детали мебели и предметы самых разных эпох уживаются с современной электронщиной и абсурдными интерьерами. Вся эта красота сплошь испещрена надписями, подписями и тегами, маркерными рисунками. Хипстерской паутиной поверх композиции ложатся ныне модные штрихи в виде гирлянд из IKEA, манекенов и прочих мелочей, придающих месту чуть более современный вид.
Szimpla Kert – визитка квартала руин-пабов
Пожалуй, самый известный руин-бар Будапешта – это Szimpla Kert (Kazinczy utca, 14). В сети часто пишут, что вывески и вообще какие-либо признаки существования данного места трудно опознать снаружи. Действительно, той темной (но теплой) ночью, когда мы к нему прибыли, признаки жизни с улицы проглядывались слабо, не считая двух охранников, которые проверяли скромно проходящих в бар людей. Над входом – опороченный и еле живой балкончик каких-то древних времен, украшенный все теми же икеевскими гирляндами. На балкончике скромно, ненавязчиво, без всякой подсветки висит рукодельная надпись: Szimpla Kertmozi.
Охранники осматривают гостей вяло, без особого пристрастия, пропускают быстро вовнутрь, как будто бы вас внутри там очень ждут. Первым впечатлением гарантирован эстетический и культурный шок, а вот со знаком «плюс» или «минус» – зависит уже от вашего восприятия. Одно точно – такого вы еще не видали, если не бывали в руин-барах Будапешта ранее.
Ворвавшись в ночной Szimpla Kert, мы оказались окутаны шумом, толпой народа, и пьянящей барной атмосферой. По голове стучала музыка и волнами накатывало непреодолимое желание обойти здесь всё.
Первым делом вы видите пространство, которое сложно структурируется у вас в глазах и голове – оно делится на множество подпространств (назовем их просто комнатами огромного дома), каждое из которых имеет свой интерьер, практически не перекликающийся с другими. Каждая комната разная, в каждой играет своя музыка и сидят свои компании, то есть, если пройтись по «дому», можно увидеть, по меньшей мере, 20 разных сюжетов.
После пары бокалов вина, будучи немного навеселе, разглядеть детали комнат и предметы интерьера уже непросто, но с уверенностью можно сказать: мебель там отличная! Помнится ванна, распиленная пополам (в которой блаженно разместилась компания японцев, попивающих что-то), помнятся многие предметы времен народной республики – свойственные тому времени стулья, столы, вазы, игрушки и т.д.
Посреди прочего, вы можете неожиданно увидеть половые органы внушительных размеров, слепленные из румяного теста. Судя по количеству людей, которые с ними фотографировались (в том числе и я), они давно стали звёздами инстаграма. А вообще комнаты украшены тщательно, с любовью и с какой-то юношеской страстью – это чувствуется в атмосфере, в помещениях с разбитой мебелью и стенами, увешанными старыми миниатюрными телевизорами, работающими поочередно.
Кстати, народ волен делать там, что заблагорасудится – писать на стенах, двигать предметы, фотографировать что угодно и сколько угодно, и, в конце концов, напиваться. К слову о «напиваться» – в атмосфере чувствовалась приятная теплая раскрепощенность, многие были пьяны или на грани того, но никаких конфликтов, приставаний и грубостей не наблюдалось.
Походите вдоволь по комнатам и непременно идите далее – глубже, к открытому двору-колодцу. Это тоже часть Szimpla Kert. Там атмосфера совсем иная, чем внутри. Обратив взоры вверх, на экран, куда проэцировались какие-то странные абстрактные нарезки из фильмов, мы сделали свой выбор, наконец, в сторону палинки. В открытом дворе-колодце почему-то больше красивой молодежи (хотя, возможно, это действие палинки). И именно этот двор показался мне наиболее подходящим для романтики и разговоров – там все так же играет музыка, но здесь её не сдерживает пространство стен и мебели, и она просто расходится во все стороны, предоставляя вам возможность говорить и слушать.
Для курильщиков есть приятная новость: в открытом дворе можно смело дымить, используя под пепел жестяную банку. Стоя за этим делом на железных лестницах среди теплых подпитых молодых людей, смотреть вниз на болтающих и пляшущих посетителей – непередаваемое удовольствие. И, в конце концов, обогревшись палинкой и опершись на лестничные своды, на фоне сюрных видео и трансовой музыки под открытым небом только и остается, что полностью отдаться происходящему. Такой аудио- и киноряд за пьяными разговорами оставит у вас неизгладимое впечатление и уж точно запомнится надолго.
Уютный Mazel Tov
Еще одной важное местом руинных кварталов – заведение под названием Mazel Tov (на иврите название означает «Поздравляю»). Втиснутое между соседними руин-пабами с одной стороны и старым рынком с другой, место любопытно выделяется на фоне окружающих своим неповторимым стилем и целостностью. Да и, по сравнению с другими руин-барами, в Mazel Tov (Akácfa utca, 47) чуть меньше хаоса и чуть больше покоя.
В меню Mazel Tov преобладает ближневосточная (прежде всего еврейская) кухня. Цены на все для Будапешта средние, заказов ждать недолго даже при полном аншлаге. Место хорошо зайдет вегетарианцам, благодаря наличию в меню фалафеля, хумуса и разных сырно-овощных комбинаций. Впрочем, и любители мяса и алкоголя обделенными также не останутся.
Лабиринты Robotа и дворик Fogas Kert
После размеренного Mazel Tov самое то пойти в смежные руин-бары – покайфовать от музыки, плясок, глючных видосов и более энергичного общения. Самый простой (и весьма удачный) вариант – войти в соседнюю дверь, где находится рок-клуб Robot (попасть в него можно также через другой культовый руин-паб Fogas Ház és Kert). Здесь вас ждут длинные коридоры, лестницы и подвальные помещения, напоминающие внушительные погреба. Минимум дизайна, бесконечные окна и двери, разные уровни в легкой кислотной подсветке.
Вообще, когда проводишь весь вечер в квартале руин-пабов, все здешние места могут в какой-то момент показаться одной большой кровеносной системой, разветвленной на огромное количество сосудов. Вот и в многоуровневых лабиринтах «Робота» (Akácfa utca, 49), которые незаметно могут переходить в соседние заведения, не так сложно запутаться.
Несмотря на то, что мы не успели застать выступлений или активной фазы дискотеки, было понятно: вроде как будучи рок-клубом, это место идеально подходит для техно, электронщины или индастриала.
В примыкающем внутреннем дворе разместился Fogas Kert (Akácfa utca, 49-51), который (вкупе с пространством Fogas Ház) является одним из самых популярных руин-пабов Будапешта. Тут приятное освещение, хаотичное деревянное оформление и с десяток разных едален и барных стоек, чтобы праздник не заканчивался. В центре дворика среди деревьев красуется статуя большого перекошенного ангела, будто из «Симпсонов».
В общем, друзья! Всем, кто будет в Будапеште, крайне советую потратить ночку-другую на руин-бары, и в первую очередь на классический Szimpla Kert. Уверена, это станет одним из самых ярких впечатлений от венгерской столицы.
Уют руин: история уникальной барной субкультуры Будапешта
C 3 по 8 апреля в Москве пройдет 4-й фестиваль венгерского кино CIFRA. В программе фестиваля шесть фильмов: среди них «Кинчем — мое сокровище» — авантюрная и немного водевильная любовная история из дворянской жизни, «1945» — величественная трагедия, «Монстр из Мартфю» — леденящий кровь триллер, «Аврора Бореалис: Северное сияние» — эмоциональная и полная зловещих семейных тайн мелодрама. Особый драматизм всем фильмам придает исторический бэкграунд: острое чувство непреходящей связи времен — в крови у каждого венгерского кинематографиста. Подробную программу фестиваля можно посмотреть тут.
Выпивая среди руин
В начале 2000-х часть VII района Будапешта состояла из заброшенных, полуразрушенных зданий. В прошлом этот район был еврейским гетто. После Второй мировой войны и депортации 10 тысяч местных жителей он оказался заброшен.
В 2002 году будущие владельцы бара Szimpla Kert открыли свое первое заведение на улице Кертеш в опустевшем районе. Популярность пришла к ним два года спустя, когда они решили занять предназначенный под снос комплекс зданий на улице Казинци. Там и появился первый из культовых сейчас руинных баров Будапешта.
Szimpla Kert начался как эксперимент: бар в заброшенном здании, с ценами, доступными для молодой и творческой аудитории Будапешта. После того как здание украсили местные дизайнеры, а внутри поставили старую мебель, заведение стало культовым среди венгерской богемы. Хаос и эклектика сделали Szimpla Kert одним из самых известных баров в мире.
Как руинные бары стали популярными
Szimpla Kert создал тренд на необычные пространства. Рядом открылись и другие руинные бары — к примеру, Kuplung, ныне не существующий Mumus или огромный культурный центр Tűzraktár, который занимал помещение бывшей фабрики лабораторных инструментов в IX районе и был закрыт из-за разбирательств с собственностью. Некоторые из таких мест открывались только на одно лето, однако тренд постепенно распространялся по всему городу.
Эволюция руинных баров
В самом начале многие опасались, что руинные бары будут быстро закрываться — особенно в VII районе, ведь многие здания которого предназначались под снос. Однако они настолько хорошо прижились в Будапеште, что люди приезжали в город специально ради их посещения. Появились и новые бары — к примеру, Instant и Fogas Ház. Постепенно руинные бары превращались из контркультурных пространств в заведения для туристов. Так, Instant, в отличие от богемных Szimpla Kert и Fogas Ház, которые можно скорее назвать альтернативными культурными центрами, представляет собой просто место, где могут хорошо провести время туристы или местные студенты.
Новое поколение
Первые руинные бары были местами с осыпающейся штукатуркой и стенами, покрытыми граффити, в которых органично смотрелась винтажная мебель. Позже владельцы подобных заведений стали уделять больше внимания стилю — взять, к примеру, Mazel Tov, который развивает безумную эстетику Fogas Ház. Руинные бары стали превращаться в огромные развлекательные комплексы, пусть и с контркультурным духом. Примером таких заведений можно назвать Doboz и новую коллаборацию Instant и Fogas Ház.
За 15 лет с момента появления первого руинного бара подобные заведения стали привычной частью Будапешта. Так, в Szimpla Kert можно встретить возрастных туристов, которые фотографируют обстановку, так же как и другие достопримечательности венгерской столицы.
Эржебетварош, квартал руинных пабов The Village продолжает серию материалов о городских районах и кварталах, не похожих на другие. В новом выпуске — Эржебетварош, квартал руинных пабов в Будапеште
Еврейский квартал Эржебетварош, названный в честь австрийской императрицы Елизаветы, в начале 2000-х выглядел совсем не по-императорски. Фасады старинных зданий отмечали свои двухсотлетние юбилеи и разрушались, заставляя местный муниципалитет нервничать и искать выход из ситуации. Ну а пока власти мешкали, решение нашла венгерская молодёжь, открыв на развалинах одного из заброшенных зданий первый руинный паб «Симпла».
Недавно окончившие университет гуманитарии начинали с малого: арендовали разрушенное здание, взяли в долг у друзей стартовый капитал и сделали минимальный ремонт. К разбитым стёклам, обвалившейся кирпичной кладке и облупившейся штукатурке венгры прибавили старую мебель, ванну (предварительно отрезав одну стенку, чтобы можно было в ней сидеть), и капот автомобиля (из него сделали стол). Новые владельцы решили, что сами будут только разливать пиво за стойкой и улыбаться, а всё остальное сделает сарафанное радио. Аварийное состояние зданий, куда заманивали венгерскую молодёжь, превращало их посещение в рискованное приключение, но уже в первые дни в «Симплу» хлынули сотни посетителей. Местные жители чувствовали себя туристами в родном городе: такого они ещё не видели. Позже рядом открыли бар местной еды «Симпла — свой сад». В меню — сэндвичи с фермерской колбасой и домашние йогурты, а одноразовые приборы изготовлены из тростникового сахара.
ТИБОР БОСНЯИ
креативный директор нескольких руинных пабов
в Будапеште
То время — начало 2000-х, — когда руинные бары только начали появляться, совпало в Венгрии с кризисом недвижимости, стагнацией экономики, а также с отсутствием стратегии использования старых зданий: они стояли опустевшими, никто не знал, что с ними делать. Устаревала и ресторанная индустрия, её постсоциалистическая совковая структура была неконкурентоспособной. Всё это дало импульс: люди начали придумывать что-то новое из того, что было.
У венгров есть традиция: посещать несколько баров за один вечер. Проводить больше полутора часов в одном заведении считается моветоном. Квартал Эржебетварош как раз создан для таких «турне»: в здешних руинных барах, как правило, нет дверей, а в зале стоят высокие столы, чтобы гости могли пропустить стаканчик и пойти дальше. Для завсегдатаев этих мест даже придумана общая система скидок: покупаешь один купон и пьёшь во всех барах за полцены.
Вслед за питейными на развалинах в квартале стали появляться мелкие закусочные, дешёвые хостелы и стоянки для велосипедов. То, что в случае «Симплы» было вынужденной мерой (обшарпанные стены, сломанная мебель), в новых заведениях создавалось специально. Европейцы не любят ничего выбрасывать (в том числе и деньги), предпочитая находить необычное применение старым вещам. Владельцы руинных пабов говорят, что им не хочется сидеть на новых стульях Ikea, потому что они пахнут пластмассой и не создают домашней атмосферы. Лучше из мусорной корзины сделать светильник: все-таки, стиль обязывает.
Не все пабы в квартале Эржебетварош созданы на руинах, некоторые местные заведения просто копируют популярный стиль. Недалеко от «Симплы» расположен бар «Витрина» (Kirakat) — за его панорамным окном посетители выглядят манекенами в витрине магазина. Рядом — знаменитая «Корвинтето» («Крыша „Корвина“») — бар на крыше старого советского универмага «Корвин» — славится не только симпатичным видом на центр города, но и атрибутикой в стиле соцреализма. По соседству с ним — «Метр», новое модное место, где алкоголь заказывают метрами: «Мне, пожалуйста, метр пива и два метра водки». Выстроенные в ряд рюмки подают на деревянном подносе длиной в метр. Завсегдатаи говорят, что выходит гораздо дешевле, чем порюмочно.
Особенность руинных пабов не только в их руинности, но и в многофункциональности. Многие из них открыты и днём, туда можно зайти за кофе или даже пообедать. В некоторых пабах ночью подают свежую морковь — на закуску к крепкой венгерской палинке и местному коктейлю из вина и минеральной воды под названием фрёчь (fröccs). В той же «Симпле» несколько раз в году устраивают распродажу подержанных велосипедов, а по воскресеньям проводят фермерскую ярмарку — одну из самых популярных в Будапеште. Некоторые бары — такие как «Фогашхаз» — стараются оригинальничать: например, устраивают в своих стенах убой свиньи — развлечение, популярное в венгерских деревнях. Правда, когда владельцы «Фогашхаз» анонсировали это мероприятие, к ним тут же заявились защитники животных и устроили забастовку. В итоге нашли компромисс: убивать животное на глазах у горожан не стали: привезли готовую тушку и пожарили сало в баре.