Что такое руп в образовании
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Смотреть что такое «РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН» в других словарях:
Учебный план рабочий — Рабочий учебный план учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного с учетом выбранной специализации и требований национально регионального компонента образовательного стандарта. Источник: ПРИКАЗ… … Официальная терминология
УЧЕБНЫЙ ПЛАН — основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к рой для каждого уч. предмета и каждого… … Российская педагогическая энциклопедия
план — Замысел, проект осуществления чего либо; задание. О широте, размахе, значении плана; об его оценке. Блестящий, важный, великий, великолепный, величественный, всенародный, всеобъемлющий, всеохватывающий, гармоничный, генеральный, грандиозный,… … Словарь эпитетов
Ковернино (рабочий посёлок) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковернино. Посёлок городского типа Ковернино Страна РоссияРоссия … Википедия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (УМКС) — совокупность документов, содержащих методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов. В УМКС входят: УМКД и квалификационная характеристика по специальности; учебный план подготовки специалиста; рабочий учебный план, в котором… … Профессиональное образование. Словарь
Дунаевецкая общеобразовательная школа №4 — Дунаевецкая общеобразовательная школа № 4 Главный вход в школу Основана: 1965 года Директор: Чекман Юрий Петрович … Википедия
РУП — республиканское унитарное предприятие Беларусь, организация РУП Родниковское управление предприятий организация РУП районное управление полиции Азербайджан РУП … Словарь сокращений и аббревиатур
Высшее образование в России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обучение в вузе … Википедия
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Обучение в вузе — Содержание 1 Виды обучения 2 Учебные предметы 3 Преддипломное обучение … Википедия
Образовательная программа
Как идет обучение в НИУ ВШЭ
В нашем университете обучение идет по образовательным программам. Это значит, что любой абитуриент сначала выбирает интересную для себя программу, потом старается на нее поступить, а далее, если он станет студентом, то на этой программе будет учиться.
Программы, предлагаемые университетом, очень разные — от программ среднего образования до программ подготовки аспирантов и докторантов. Если говорить только о высшем образовании, то в НИУ ВШЭ можно получить высшее образование различного уровня на основных образовательных программах бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Помимо уровней образования программы могут отличаться направлениями подготовки. Сейчас в нашем вузе подготовка ведется по широкому спектру образовательных направлений – не только по «титульным» для Вышки социально-экономическим, но также и по гуманитарным, инженерным и компьютерным наукам.
Факультеты и образовательные программы
О чем вспоминает студент, когда речь заходит о его образовательной программе?
Конечно, о своих сокурсниках и преподавателях, с которыми он встречается на лекциях, семинарах, мастер-классах, о том, чему его учат и где он сможет работать после учебы. Несомненно, это неотъемлемые части любой программы, но главная «официальная» ее характеристика – это учебный план, который студенту предстоит полностью освоить за период обучения.
Учебный план программы проектируется в соответствии с образовательным стандартом по уровню образования и учитывает специфику направления подготовки. В ысшая школа экономики, как национальный исследовательский университет, получила право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты (см. ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), и она этим правом воспользовалась. Так в Вышке появились собственные образовательные стандарты (ОС НИУ ВШЭ).
В 2019 году был принят новый образовательный стандарт для программ бакалавриата (с 2020 года набора). Новый стандарт позволяет студентам выстраивать обучение по различным траекториям: освоить одну или несколько программ бакалавриата; освоить одну программу и элементы другой (других); сконструировать траекторию обучения полностью самостоятельно в соответствии с индивидуальными потребностями.
Кратко про учебный план и модели обучения
Кто управляет образовательной программой?
Инициатором создания образовательной программы может быть любой работник или группа работников Университета. Предложенные инициативы рассматриваются в утвержденном Положение об ООП порядке, при успешном прохождении всех этапов программа утверждается на Ученом совете НИУ ВШЭ.
Все образовательные программы высшего образования в нашем вузе имеют свою систему управления. Управление образовательной программой осуществляется на 2 уровнях: академическом и административном. Академическое руководство программой доверено академическому руководителю и академическому совету программы. Основными задачами академического руководства являются разработка учебных планов и методического обеспечения программы, контроль качества обучения, определение тем курсовых и дипломных работ и многое другое (подробно о задачах академического руководства можно посмотреть в 4 разделе Положения об Основной образовательной программе ).
Все административные вопросы при реализации программы решаются учебным офисом, и его деятельность регулируется Положением об отделе сопровождения учебного процесса. Студенты могут обращаться к сотрудникам учебного офиса со всеми возникающими в ходе обучения организационными вопросами.
Где можно получить информацию о программе
Положение о рабочих учебных программах
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Протокол №__ от __.__.20___ г.
Директор МОУ «СОШ №10»
О РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ
Авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета в отличие от рабочей программы, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов
2. Рабочая учебная программа предмета (далее РУП) является документом, определяющим цели, задачи и содержание предмета, содержит распределение учебного времени по видам занятий и разделам программы, список используемой учебной литературы.
3. Важным требованием при составлении РУП является обеспечение логической взаимосвязи и преемственности всех дисциплин учебного плана.
4. РУП составляются для всех учебных предметов учебного плана школы, включая предметы по выбору обучающихся.
5. Рабочая учебная программа по учебному предмету является единой для учителей данного предмета, работающих в школе, и обязательной для административного контроля качества ее реализации. РУП по всем предметам, преподаваемым в школе, находится у администрации школы. Учитель – предметник осуществляет преподавание в соответствии с календарно – тематическим планом РУП.
6. Календарно-тематический план индивидуального обучения является составной частью РУП.
7. Основная роль в реализации системного подхода к разработке РУП отводится предметным объединениям и методическому совету школы.
8. Обязательными этапами подготовки РУП для внедрения в образовательный процесс являются:
— обсуждение и согласование на заседаниях предметных методических объединений и методическом совете школы;
— принятие на педагогическом совете;
— утверждение директором школы.
Все этапы подготовки РУП должны быть проведены до начала нового учебного года.
9. РУП каждого учебного предмета составляется на соответствующую ступень (начальное образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование).
10. РУП учебных предметов могут корректироваться перед началом нового учебного года.
11. Основаниями для внесения изменений в РУП учебных предметов могут быть следующие обстоятельства:
— изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета;
— изменение федеральных государственных образовательных стандартов;
— недостаточный уровень достижения обучающими требований федеральных государственных образовательных стандартов на различных ступенях обучения в школе;
— открытие профильных классов на старшей ступени обучения;
— переход на новые программы и УМК по предмету;
— изменения в структуре УМК по предмету.
12. Основные требования к построению РУП:
— преемственность в реализации содержания образования в начальной, средней и полной школе,
— гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки учащихся,
2. Технология разработки рабочей учебной программы по предмету.
РУП составляется учителем – предметником (школьным методическим объединением) на основании и в соответствии со следующими документами:
— Федеральный государственный образовательный стандарт (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 000);
— примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта, рекомендованные (допущенные) Министерством образования Российской Федерации;
— федеральный перечень учебников на текущий учебный год, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
— требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
— учебный план школы.
При разработке РУП необходимо:
1. Выбрать примерную образовательную программу по учебному предмету.
2. Сопоставить содержание выбранной программы с государственным стандартом по предмету. При необходимости дополнить рабочую учебную программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в примерную программу.
4. При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном государственном стандарте общего образования.
5. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного компонента.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся взять из примерной программы, распределить по классам согласно авторской структуре курса.
7. Подобрать УМК, обеспечивающие реализацию рабочей учебной программы.
8. Разработать учебно-тематический план, рассмотреть его как средство адаптации примерного содержания к особенностям школы, класса, учителя.
3. Структура рабочей учебной программы:
Структура РУП является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно – методического материала, и включает в себя:
2. Пояснительная записка.
4. Календарно-поурочный план (отдельно прилагается календарно-поурочный план индивидуального обучения по предмету).
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (как на ступень обучения, так и по классам).
6. Список литературы (основной и дополнительный)
7.Лист корректировки ( для учителей – предметников)
1. Титульный лист (приложение№1) содержит:
— наименование образовательного учреждения;
— наименование учебного предмета (в соответствии с учебным планом школы);
— указание уровня обучения (базовый или профильный, в случае профильного – вид профиля)
— указание ступени обучения;
— грифы согласования, принятия и утверждения;
— год составления программы;
— название города, в котором составлена программа.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
— кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
— дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения
Пояснительная записка представляет собой характеристику рабочей программы и должна содержать:
— ссылку на нормативный документ и методические материалы, в соответствии с которыми составлена данная программа (название, автор, год издания, издательство);
— вид реализуемой программы (основная общеобразовательная, общеобразовательная с дополнительной углубленной подготовкой и др.);
— цели и задачи учебного предмета;
— УМК, по которому реализуется РУП
— реализация национально- регионального компонента (количество часов, виды работ);
— количество часов в год, в неделю
— практическая часть программы (указываются виды практических работ, количество работ по четвертям и за учебный год)
В пояснительной записке может быть отражено содержание учебного предмета (основные блоки, модули), которое раскрывается через краткое описание тем.
Учебно-тематический план составляется по предметам, по классам ступени обучения. В учебно-тематическом плане отражаются темы содержания курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.
Организационные формы обучения и контроля определяются особенностями класса, особенностями самого изучаемого предмета.
4. Календарно – поурочный план. (Приложение )
В примечаниях отражаются: национально-региональный компонент и практическая часть программы.
5. Список литературы (Приложение ).
В списке отдельно выделяется литература, предназначенная для обучающихся (учебники, учебные пособия из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе) и педагогов.
Список литературы включает библиографическое описание используемых автором изданий
6. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся составляются в соответствии с государственным образовательным стандартом и на основании требований к уровню подготовки выпускников образовательной программы школы. Требования формулируются на ступень обучения, для каждого класса и предмета.
7. Лист корректировки программы (Приложение )
Корректировка РУП производится при несоответствии часов в связи с тем, что часы, отведенные на предмет расписанием уроков, по объективным причинам не были проведены, заменены другими предметами или проводилась замена других предметов, вследствие чего часов выдано больше плана.
Корректировка РУП проводится в следующие сроки:
1. По окончании 1,2,3 четвертей;
2. По мере необходимости (при длительных больничных листах учителя-предметника, актированных днях, карантинах, дополнительных праздничных и каникулярных днях и др.)
Корректировка РУП производится только после согласования с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и на основании соответствующего приказа директора школы.
В листе корректировки отмечается дата проведения корректировки, темы в которые внесены изменения, количество часов отведенных по плану, количество фактически проводимых часов, причина несоответствия, проведенная корректировка (сокращение часов за счет укрупнения тем, дополнительные часы из резерва, дополнительные уроки), основание для проведения корректировки (№ приказа, дата издания приказа)
4. Контроль за разработкой и реализацией РУП.
Контроль за РУП осуществляется администрацией школы, которая несет ответственность за выполнением общеобразовательной программы школы. Контроль над разработкой и реализацией РУП осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий предмет. После проведения проверки РУП составляется справка по реализации РУП и издается приказ директора школы.
Контроль производится в следующие сроки:
Производится контроль над разработкой РУП, её содержанием и соответствием общеобразовательной программе школы.
2. По окончании каждой четверти.
Производится контроль за реализацией и выполнением теоретической и практической части РУП.
3. При проведении тематических проверок по предмету.
4. При необходимости (при рассмотрении жалоб родителей)
5. По окончании учебного года.
Производится контроль над реализацией РУП в полном объеме.
При проверке РУП проверяется:
1. Выполнение РУП по предмету ;
2. Выполнение практической части РУП;
3. Реализация национально-регионального компонента;
4. Соответствие записей классного журнала календарно-поурочному плану и практической части РУП;
5. Своевременная и эффективная корректировка РУП;
6. Соответствие содержания записей РУП, классного журнала и формулировки вопросов экзаменационных билетов в 9 классах;
5. Ответственность за содержание и реализацию РУП.
Ответственность за содержание РУП несет администрация школы. Ответственность за реализацию в полном объеме программы курса каждого предмета возлагается на учителя-предметника.
Ответственность за исполнением контроля, создания условий для выполнения РУП учителями – предметниками и выполнение программы по всем учебным предметам школы возлагается на администрацию школы.
Все РУПы имеют номер по номенклатуре дел и хранятся в школе течении 12 лет.
о рабочих учебных программах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
(или на методическом совете школы)
Протокол №___ от «__»_______20___г.
Директор МОУ «СОШ №10»
Приказ №__ от «__»_______20__г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
II СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая учебная программа принята на педагогическом совете школы
( протокол № ___ от «__»_________20__ года)
о рабочих учебных программах
Рабочая учебная программа по ____________ составлена в соответствии с (указывается нормативный документ и методические материалы, в соответствии с которыми составлена данная программа (название, автор, год издания, издательство).
Вид реализуемой программы (основная общеобразовательная, общеобразовательная с дополнительной углубленной подготовкой, специальная (коррекционная) общеобразовательная программа, общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому и др.);
Цели и задачи учебного предмета.
Учебники, по которым реализуется РУП (название, автор, год издания, издательство).
Виды работ: экскурсии-
Количество часов в год _____, в неделю______
Методические указания по оформлению рабочих (учебных) программ в Уфимской государственной академии экономики и сервиса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧИХ (УЧЕБНЫХ) ПРОГРАММ В УФИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Приведены требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку рассмотрения и утверждения рабочих (учебных) программ дисциплин. Методические указания адресованы преподавателям Уфимской государственной академии экономики и сервиса.
© Уфимская государственная академия
экономики и сервиса, 2010
Настоящее Положение было разработано на основании следующих документов:
1. О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № ин/15.
2. Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 000.
3. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе Государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № ин/13.
4. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. № ин/15.
6. Общие требования к текстовым документам. (Единая система конструкторской документации, межгосударственный стандарт) ГОСТ 2.105-95, Минск, 1995.
7. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 01.01.01 г. 3.
8. Положение об учебно-методическом комплекте УГАЭС, утвержденное ученым советом 28 ноября 2003 г. Протокол №3.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии на право ведения образовательной деятельности».
10. Приказ Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О внесении изменений в минимальные нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РУП.. 5
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ РУП.. 8
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РУП.. 16
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РУП.. 17
ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РУП.. 18
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 3 каждый вуз обязан на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и примерных учебных планов и программ учебных дисциплин разработать собственные профессиональные образовательные программы (ПРОП/ООП). Они должны включать в себя, в том числе:
· рабочий учебный план;
· рабочие программы учебных дисциплин;
· контрольные материалы по дисциплинам для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников;
· другие учебно-методические материалы.
В нормативных документах Министерства образования и науки РФ обозначено, что в современных условиях учебно-методическая работа и создаваемые в вузах учебно-методические материалы должны более оперативно отражать возрастающие требования к уровню подготовки выпускников. Для этого необходимо усилить контроль качества рабочих (учебных) программ (РУП), их своевременный пересмотр и обновление в соответствии с достижениями науки и передового практического опыта.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РУП
Одним из основных документов, определяющих содержание учебно-методических комплексов по дисциплинам направлений подготовки (специальностей), является РУП. Она разрабатывается преподавателями кафедр по всем преподаваемым дисциплинам на основе типовых учебных программ, рекомендованных учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). РУП определяет цели изучения дисциплины и содержание всех видов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по дисциплине, а также формы контроля. РУП разрабатывается на основе ГОС ВПО и учебного плана по направлению подготовки (специальности) сроком не более, чем на пять лет, по истечении которого пересматривается и вновь утверждается. Полный пересмотр и утверждение новой программы происходит при изменении ГОС ВПО, учебного плана и др.
Разработка и реализация РУП должны быть направлены на решение следующих основных задач:
1. Четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, бакалавра, магистра; формировании у них компетенций, компетентности.
2. Своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с утверждения типовой учебной программы.
4. Рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием технических средств, учебно-лабораторного оборудования, инновационных средств обучения: информационных технологий, компьютерной графики, мультимедийных средств, электронных учебников.
5. Улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов (СРС) с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной, методической, научной и справочной литературой и другими информационными средствами.
6. Активизация познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.
7. Усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.
Рабочая (учебная) программа дисциплины, содержит следующие разделы:
Ф. И.О. автора программы, рецензия кафедры и УМС по направлению подготовки.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню усвоения содержания дисциплины
2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы и формам обучения (для очной формы обучения, для очно-заочной формы, для заочной формы, для дополнительного профессионального образования).
3. Содержание дисциплины:
— Тематика лекций, их краткое содержание.
— Практические занятия, тематика практических занятий, их краткое содержание.
— Лабораторные занятия, их наименование.
— Курсовая работа (проект), ее краткая характеристика. Темы курсовых работ (проектов).
— Контрольная работа, ее характеристика. Темы контрольных работ.
— Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины.
— Перечень вопросов для подготовки к зачету.
— Перечень вопросов для подготовки к экзамену
4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
5. Методические указания для студентов
6. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники
7. Учебно-методическое и техническое оснащение дисциплины
8. Аттестационно-педагогические измерительные материалы для рубежного (текущего) и итогового контроля.
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ РУП
Титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями. Образец титульного листа приведен в Приложении 1. Титульный лист является листом согласования и утверждения.
На титульном листе в обязательном порядке должно быть отражено:
— наименование учредителя (органа исполнительной власти, исполняющего функции учредителя);
— полное официальное наименование вуза;
— гриф утверждения и согласования документа;
— шифр и наименование дисциплины согласно учебному плану направления подготовки (специальности);
— код и наименование направления подготовки (специальности), для которой разработана данная программа;
На второй странице отражаются данные разработчика РУП, рецензии кафедры и УМС направления (Приложение 2.).
В разделе 1 «Цели освоения дисциплины» конкретизируются применительно к специальности (направлению подготовки) и условиям работы вуза цели и задачи дисциплины, установленные в ГОС ВПО, типовой учебной программой, соотнесение их с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания.
В дополнение к основным задачам дисциплины, раскрываемым в соответствии со структурой (п. п.1-8 раздела: «Содержание дисциплины»), в данном разделе необходимо выделить дидактические единицы учебного материала. В качестве дидактических единиц выступают законы и закономерности, изучаемые в рамках данной дисциплины, также здесь могут быть приведены разделы дисциплины, содержание которых отражено в ГОС ВПО. Для каждой дидактической единицы в ГОС ВПО, как правило, установлены требования к уровню освоения учебного материала, состоящие из характерного термина и некоторого содержательного контекста. Анализ ряда ГОС ВПО показал, что в таких целях используются термины, которые описывают разнородные результаты процесса познания (иметь представление, быть знакомым, уметь, знать, иметь навыки, быть способным обладать компетенциями, компетентностью, иметь опыт, и т. д.)
Соответствие степеней освоения учебного материала при обучении уровням деятельности при контроле освоения дидактических единиц и программы дисциплины в целом приведено в таблице:
Воспроизведение (устно, письменно)
Применение в типовой ситуации (без ограничения времени)
Применение в типовой ситуации (с ограничением времени)
Для обеспечения преемственности, целостности общенаучной и общепрофессиональной подготовки в этом разделе также рекомендуется перечислить дисциплины с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.
Дисциплина ______________ является частью _________ цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки (специальности)__________________. Дисциплина реализуется на кафедре _________________________________________________________________.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с
___________________________________________________________________(охарактеризовать предметную область).
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
знания__________________________ (перечислить основные),
умения_________________________ (перечислить основные),
навыки_________________________ (перечислить основные).
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин (перечислить) и служит основой для освоения дисциплин _________________ (перечислить или охарактеризовать группу дисциплин).
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:
на уровне представлений (перечислить)
на уровне воспроизведения (перечислить)
на уровне понимания (перечислить)
В разделе 2 «Объем часов дисциплины по видам учебной работы и формам обучения» необходимо указать все виды учебной работы строго по учебному плану специальности (направлению подготовки), для которой предназначена данная РУП (лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, форма контроля), часовую нагрузку с указанием семестра, а также общее количество часов по всем формам обучения. При указании формы обучения пишутся только следующие формулировки: очная (на базе среднего (полного) общего образования), очная (на базе среднего профессионального образования), очно-заочная (вечерняя) (на базе среднего (полного) общего образования), заочная (на базе среднего (полного) общего образования), заочная (на базе среднего профессионального образования), заочная (на базе высшего профессионального образования). Срок обучения. Год утверждения учебного плана. В случае реализации ООП по нескольким профилям (специализациям) требуется указать распределение часов по всем видам реализуемых профилей (специализаций). В случае реализации ООП по нескольким формам обучения (очная, заочная и т. д.) требуется представить таблицы распределения часов по всем видам обучения:
Очно-заочная (вечерняя) (на базе среднего (полного) общего образования) 4 г.10 м.
Форма обучения, срок обучения
Год утверждения учебного плана
Виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего), час
Семинарские и практические занятия (СПЗ), час
Лабораторные работы (ЛР), час
Другие виды аудиторных занятий, час
Самостоятельная работа студентов (СРС), час
Курсовой проект (работа), ед.
Расчетно-графическая работа, ед.
Контрольная работа, ед.
Другие виды СРС, ед.
Вид итогового контроля: зачет / экзамен
В разделе 3 «Содержание дисциплины» раскрывается содержание РУП с учетом результатов развития науки, техники, культуры и производства. Данную информацию следует представить в табличной форме. Отдельно представляется тематика лекционных занятий, отдельно практических, отдельно лабораторных. Если дисциплина реализуется по различным формам обучения: очная, заочная, очно-заочная и т. д., то следует представить распределение часов для всех форм обучения (см. Примерное оформление).
В содержании дисциплины должны быть выделены разделы, охватывающие логически завершенный материал, внутри разделов должны быть указаны темы лекций, практических занятий, лабораторных работ. Все темы должны быть пронумерованы.
3. Содержание дисциплины
Тема 1. «Тема лекции»
Краткое содержание (не менее 10 строк печатного текста).
3.2. Тематика практических занятий (___ч.)
Тема 1. «Тема занятия»
Тема 2. «Тема занятия»
3.3.Тематика лабораторных занятий
Тема 1. «Тема занятия»
Тема 2. «Тема занятия»
3.4. Курсовая работа (проект), ее краткая характеристика. Темы курсовых работ (проектов).
Краткая характеристика курсовой работы (проекта).
Характеризуя курсовую работу (проект), необходимо раскрыть ее (его) конкретную цель, указать примерный объем предусматриваемых заданий и ориентировочное время выполнения (в часах).
Темы курсовых работ (проектов):
3.5. Контрольная работа, ее характеристика. Темы контрольных работ.
Краткая характеристика контрольных работ.
Темы контрольных работ:
3.6. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины
Самостоятельное изучение дисциплины студентом должно осуществляться строго в соответствии с календарным графиком, который должен быть представлен в виде следующей таблицы:
Календарный график самостоятельного изучения дисциплины студентами
Тема занятий самостоятельной работы студента
Срок выпол-нения, неделя
Тема 1. «Наименование темы»
Тема 2. «Наименование темы»
Тема 3. «Наименование темы»
Всего часов:
В случае реализации ООП по нескольким формам обучения (очная, заочная и т. д.) требуется представить следующую таблицу распределения часов СРС по всем видам обучения:
Срок выполнения, неделя
Срок выполнения, неделя
При составлении тем необходимо учитывать обеспеченность дисциплины учебной литературой и программными продуктами.
Общее количество часов СРС по дисциплине должно соответствовать часам, указанным в рабочем учебном плане специальности (направления подготовки).
В соответствии с графиком учебного процесса в графе «Срок выполнения» указываются недели, на которых должны быть самостоятельно изучены соответствующие темы дисциплины.
Контроль СРС может проводиться в следующих формах: тестирование, опрос, написание рефератов, подготовка докладов и т. п.
В графе «Источники литературы» – указываются номера основной и дополнительной литературы из списка, приводимого в разделе 6 РУП.
3.7. Вопросы для подготовки к зачету
3.8. Вопросы для подготовки к экзамену
Раздел 4 «Методические рекомендации (материалы) для преподавателя» может оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должен указывать на средства, методики и методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых обеспечит наиболее эффективное освоение тех или иных тем и разделов (Приложение 3).
Раздел 5 «Методические указания для студентов» может оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должен раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ (проектов) (Приложение 4).
Раздел 6 «Основная и дополнительная литература, другие информационные источники». Данный раздел следует начинать с нового листа. Оформление списков основной и дополнительной литературы производится в соответствии с библиографическими требованиями (в соответствии с ГОСТ 7.1—2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание (общие требования и правила составления)). Список литературы должен включать в себя издания, изданные за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет). При составлении списка основной литературы следует руководствоваться рекомендациями Министерства образования и науки РФ (если имеется примерная учебная программа дисциплины), Учебно-методических объединений вузов. Необходимо включать новые издания основных учебников и учебных пособий, имеющих грифы Министерства образования и науки РФ, других органов федеральной исполнительной власти, Учебно-методических объединений вузов, Научно-методических объединений. Поскольку список основной литературы обязателен к изучению, должно быть указано не более 3-4 (можно 1-2) базовых учебников, на которых строится изучение основной части данной дисциплины. Учебники из этого списка обязательно должны иметься в фонде библиотеки УГАЭС в достаточном количестве (не менее 0,5 экземпляра на одного студента, изучающего дисциплину).
Дополнительная литература должна включать в себя, помимо учебной, научную литературу, официальные, справочно-библиографические издания. В отдельной таблице приводится список периодических изданий: отраслевые издания, соответствующие профилю подготовки кадров; массовые центральные и местные общественно-политические издания; периодические научные издания по профилю данной образовательной программы.
Также приводятся ссылки на иные информационные источники, доступные студентам Академии. Помимо указания ссылок, требуется дать краткую характеристику электронно-библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных). В данном разделе должны указываться ссылки только на информационные ресурсы, не нарушающие авторского права создателей (издателей) интеллектуальной собственности.
Данный раздел необходимо предоставить на экспертизу и согласование заведующему библиотекой.
Краткое библиографическое описание
Учебное пособие, Министерство образования РФ
Краткое библиографическое описание
Учебное пособие, Министерство образования РФ
Учебник, Академия гуманитарных наук РФ
Журнал выходит периодичностью 1 раз в месяц. В статьях рассматриваются вопросы экономического характера.
Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т. ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных)
Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания
Электронная библиотека-каталог (монографии, диссертации, конспекты лекций, учебники). Тематика: финансы и кредит, налогообложение, экономика и т. д.
Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи.
Заведующий библиотекой И. Фамилия
В раздел 7 «Учебно-методическое и техническое оснащение дисциплины» необходимо включать названия методических указаний и список информационно-коммуникационных средств (видео-, аудио, мультимедиа-материалы, использование которых предусмотрено концепцией преподавания, реализуемой на кафедре. По дисциплинам, изучение которых предусматривает использование вычислительной техники, наряду с методическими указаниями по проведению конкретных видов учебных занятий следует отвести особое место методическим материалам, раскрывающим методику использования вычислительной техники и информационных технологий в учебном процессе (Приложение 5).
В раздел 8 «Аттестационно-педагогические измерительные материалы для текущего, рубежного и итогового контроля» рекомендуется включить тестовые и другие контрольно-измерительные материалы для рубежного и итогового контроля, как разработанные преподавателями кафедры, так и материалы, предлагаемые Центром тестирования при Министерстве образования и науки РФ (г. Москва), Национальным аккредитационным агентством (г. Йошкар-Ола). При этом в данном разделе может быть указан способ использования контрольных материалов: на бумажных или электронных носителях.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РУП
РУП должна быть выполнена с применением персонального компьютера и распечатана на одной стороне листа белой бумаги формата A4 по ГОСТ 9х 297), через полуторный межстрочный интервал. Текст набирается с использованием черного шрифта, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Для работ, выполненных на печатающих и графических устройствах, высота букв и цифр должна быть не менее 14 пт. При выполнении РУП необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Нумерация страниц должна быть сквозной. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Положение номера должно быть внизу страницы справа.
Титульный лист и оборотная сторона титульного листа РУП дисциплины заполняется единообразно, в соответствии с Приложениями 1 и 2. В правом верхнем углу отражается факт утверждения РУП проректором по учебной, методической работе и качеству образования.
При решении вопросов оформления РУП, не регламентированных настоящими методическими указаниями, следует руководствоваться действующими нормативными инструкциями по вопросам делопроизводства в высших учебных заведениях по согласованию с проректором по учебной, методической работе и качеству образования и начальником методического отдела.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РУП
Кафедры Академии, учебно-методические советы (УМС) направлений подготовки (специальностей), учебно-методический совет по общегуманитарным, социально-экономическим, общим математическим и есественно-научным дисциплинам (УМС (ГСЭ и ЕН)) изучают актуальность и потребность в составлении новой РУП, решают вопросы о необходимости обновления ранее изданных программ, осуществляют экспертизу их качества, назначают по мере необходимости рецензентов, производят обмен опытом учебно-методической работы.
Методический отдел Академии производит анализ рабочих программ на соответствие: ГОС ВПО, учебным планам по направлениям подготовки (специальностям), типовым учебным программам по дисциплинам направлений подготовки (специальностей), требованиям и рекомендациям соответствующих Учебно-методических объединений.
Порядок представления РУП
1. Оформленная составителем РУП рассматривается на заседании кафедры.
2. РУП рассматривается на заседании УМС соответствующего направления подготовки (специальности).
Данные протокола заседания кафедры, УМС направления отмечаются на второй странице (Приложение 2).
3. РУП визируется у заведующего библиотекой.
4. РУП передается в методический отдел учебно-методического управления, регистрируется в журнале поступления РУП, где указывается дата поступления и подпись лица, сдавшего РУП.
5. При наличии замечаний РУП возвращается методическим отделом автору с соответствующими рекомендациями по доработке.
6. При отсутствии замечаний РУП визируется начальником методического отдела, утверждается проректором по учебной, методической работе и качеству образования, на титульном листе ставится гербовая печать и РУП возвращается ответственному или уполномоченному лицу кафедры.
7. После прохождения всех указанных выше этапов рассмотрения, ответственное за учебно-методическое обеспечение лицо кафедры копирует РУП в 2 экземплярах. После чего оригинал РУП передается в методический отдел, одна копия – возвращается автору, другая копия подшивается в соответствующую папку.
8. После утверждения РУП в методический отдел предоставляется электронный вариант на оформленном CD-диске (Приложение 6).
Начальник методического отдела имеет право потребовать выписки из протоколов о рассмотрении РУП на заседании кафедры, УМС направления подготовки (специальности), а также направить ее на повторное рассмотрение.
ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РУП
Оригинал РУП хранится в методическом отделе Академии в течение 5 лет, после чего передается в архив. Копия РУП, хранящаяся на кафедре, должна быть подшита в соответствующую папку согласно номенклатуры дел (Приложение 7).
РУП ежегодно должна пересматриваться преподавателями кафедры и в случае необходимости в нее должны вноситься изменения. Допускается утверждение РУП в новой редакции либо внесение в нее изменений.
В случае внесения изменений в РУП:
1. РУП рассматривается на заседании кафедры. Принятые изменения оформляются согласно Приложению 8.
2. Данное приложение к РУП предается для согласования:
· на УМС соответствующего направления подготовки (специальности).
· в методический отдел.
3. Приложение к РУП прикладывается к соответствующей рабочей (учебной) программе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Проректор по учебной,
методической работе и качеству образования
РАБОЧАЯ (УЧЕБНАЯ) ПРОГРАММА по дисциплине
ЕН. В2 «Основы математического моделирования»
по направлению: 100200.62 Туризм
по специальности: 030602.65 Связи с общественностью
Рабочая (учебная) программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения по направлению подготовки (специальности) ____________________________ с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.
Рабочую (учебную) программу составил (должность, степень, звание)
Если группа авторов, то необходимо всех перечислить.
Рабочая (учебная) программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «____________________________»
“____” _________ 201__ г. Протокол № ______
степень, звание________________________________И. Фамилия
Рабочая (учебная) программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета направления подготовки (специальности) __________________________________________________________________
(шифр, наименование направления подготовки (специальности))
от “____” __________ 201_г. Протокол № ______
Председатель УМС направления подготовки (специальности)
Степень, звание, __________________________________И. Фамилия
Начальник методического отдела _____________И. Фамилия
4. Методические рекомендации для преподавателя
Основные виды образовательных технологий и форм организации учебного процесса:
Наиболее распространенные виды (формы) организации учебного процесса для достижения определенных результатов обучения и компетенций:
2. Лабораторная работа (Лб. раб.)- практическая работа студента под руководством преподавателя, связанная с использованием учебного, научного или производственного оборудования (приборов, устройств и др.) с физическим моделированием и проведением экспериментов, направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и практических умений.
9. НИР – научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на приобретение новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.
Основные виды образовательных технологий:
1. Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.
Формы контроля освоения дисциплины:
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим лабораторные работы и практические занятия по дисциплине в следующих формах:
— выполнение лабораторных работ;
— защита лабораторных работ;
— защита курсовых работ (проектов);
— проверка прохождения всех видов практик;
— оцениваются также работа у доски, своевременная сдача заданий.
Рубежная аттестация студентов производится по результатам семестра в следующих формах:
— сочетание различных форм.
Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:
— практические занятия, семинары;
— самостоятельная работа студентов.
В зависимости от форм строятся и рекомендации:
1. В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам: предмету и задачам дисциплины, ее взаимосвязи с другими дисциплинами, истории развития.
2. В дальнейшем – последовательная, систематическая подача теоретического материала: каждое новое понятие опирается на уже изученные.
3. Акцент – на важнейшие категории; они особо выделяются в виде определений.
4. Практическая направленность теории: подавляющее большинство студентов – будущие практики.
После изучения каждого раздела необходимо дать список контрольных вопросов.
Практические занятия, семинары.
1. Закрепление теоретического материала через проведение устного опроса и выполнение контрольных работ.
2. Связь теории с актуальными проблемами изучаемой дисциплины (перечислить). Постановка острых проблем стимулирует дискуссии в студенческих группах.
3. Дополнительная полезная информация (перечислить):
— о российских ученых и изобретателях;
— об опыте стран – инновационных лидерах.
(с подготовкой материалов и сообщений на семинарах).
Задача преподавателя – на основе изложенных методик научить выполнять практические действия (расчеты) (указать какие).
Самостоятельная работа студентов.
Предполагает анализ дополнительной литературы с целью:
— более глубокого освоения изучаемой темы;
-подготовки докладов и сообщений на семинарах.
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
Информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям.
Работа в команде: совместная работа студентов в группе при выполнении лабораторных работ, выполнении групповых домашних заданий.
5. Методические указания для студентов
Студентам рекомендуется при подготовке:
— к лекционным занятиям: ознакомиться с содержанием предыдущих лекций данного тематического раздела, уяснить связь новой темы с предыдущими;
— к практическим занятиям, семинарам: проанализировать основную и дополнительную литературу с целью более глубокого освоения изучаемой темы;
— к лабораторным занятиям: повторить изученные методики для успешного выполнения практических расчетов, активно осваивать методы работы на ПК.
КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОСНАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «___________________________________________»
ФИО ведущего преподавателя, должность _______________________________
Наличие учебно-методической литературы по видам занятий, разработанных преподавателями УГАЭС
Использование коммуникативных, технических средств
Наименование работы и издательство
Курс лекций. РИО УГАЭС
Методические указания по выполнению лабораторных работ. РИО УГАЭС
Лабораторные работы №1,2,3 с использованием CD-R
Методические рекомендации к практическим занятиям.
Практическое занятие №5 – CD-R c использованием мультимедийного проектора «название»
Методические указания по выполнению контрольной работы. РИО УГАЭС
Планируется к изданию в 2010 г.
Рабочая программа по дисциплине « »
Для студентов направления подготовки (специальности)
Шифр, наименование направления подготовки (специальности)
Разработана преподавателем кафедры « »
Рабочие программы по специальности ………
Перечень рабочих программ
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Региональный компонент (вузовский)
Дисциплины по выбору студента
Общие математические и естественнонаучные дисциплины
Региональный компонент (вузовский)
Дисциплины по выбору студента
Региональный компонент (вузовский)
Дисциплины по выбору студента
Региональный компонент (вузовский)
Дисциплины по выбору студента
Дополнительные виды подготовки
Внесение изменений в РУП
В связи с указать причину в РУП дисциплины________________________________________________________ вносятся следующие изменения:
Рабочая (учебная) программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «____________________________»
“____” _________ 201__ г. Протокол № ______
степень, звание________________________________И. Фамилия
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета направления подготовки (специальности) __________________________________________________________________
(шифр, наименование направления подготовки (специальности))
от “____” __________ 201_г. Протокол № ______
Председатель УМС направления подготовки (специальности)
Степень, звание, __________________________________И. Фамилия
Начальник методического отдела _____________И. Фамилия
по оформлению рабочих (учебных) программ
в Уфимской государственной академии
экономики и сервиса
Подписано к печати __.__.10. Формат 60х84 1/16.
Бумага газетная. Гарнитура «Таймс».
Цена свободная. Заказ №
Отпечатано с готовых авторских оригиналов
Уфимской государственной академии экономики и сервиса
* Данный столбец указывается в том случае, если дисциплина реализуется несколько семестров.