Что такое русский сарафан
Русский сарафан
Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.
Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.
История возникновения русского сарафана
Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово.
Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия.
Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:
Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.
Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.
Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Почему так случилось – ответа нет. Однако сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:
купеческие жены и дочери;
боярыни и великие княжны;
придворные дамы и т. д..
Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.
Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.
Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.
Особенности русского сарафана
Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:
Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.
В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего черные, синие, коричневые или грязно-зеленые. Их не было жалко испачкать.
Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.
Разновидности русского сарафана
Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:
Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.
Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.
Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.
Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.
Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид.
В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице.
В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки.
Русский сарафан в современной моде
В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались:
модный дом Валентино;
Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды);
модный дом Гуччи и т. д..
Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.
Между прочим, русский сарафан интересен не только как элемент модного и стильного гардероба. Он, как и вся русская культура, вдохновляет артистов по всему миру. Посмотрите, например, как выступают танцоры из Коста-Рики, как органично смотрится на девушке столь восхитительная вещь! (https://www.youtube.com/watch?v=RMDGVuYcd2A).
С чем носить русский сарафан
Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с:
белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой);
блузками (желательно покроя «распашонка»);
сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках;
плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой.
В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело.
Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан. Если вы хотите последовать этой традиции, не забудьте заглянуть в раздел «Русские платки» и выбрать действительно подходящий к наряду аксессуар.
Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом.
Аксессуары русского сарафана
Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами:
головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник;
шнуром или широким вышитым поясом;
красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным.
Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ!
Ткани русского сарафана
Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани:
домотканое шерстяное полотно и т. д..
Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый.
Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины.
Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например:
тонкую шерстяную ткань и т. д..
Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.
Как украсить русский сарафан
Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись:
роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами;
драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан;
яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..;
ленты из парчи, кружева и т. д..
Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д..
Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.
Русский сарафан: история и традиции
Сарафан — это вещь настолько же важная для женщин и девушек, как для мужчин кафтан. Учитывая, что в наше время кафтаны встречаются не так часто, сарафан, пожалуй, самый распространенный вид древнерусской одежды на сегодняшний день.
Ниже речь пойдет о тех видах сарафанов, которые сложились у староверов за их долгую историю. И действительно, видов сарафанов достаточно много:
По одной из версий, само слово «сарафан» происходит от персидского «serapa» — род длинной верхней одежды. Первое упоминание этого слова относится к XIV веку, как раз в связи завезенной азиатскими купцами верхней одеждой для мужчин. Уже с конца XV века он потихоньку начинает превращаться в женскую одежду. Самыми архаичными видами сарафанов являются глухие. В музеях нашей родины сохранилось немало образцов этого типа сарафанов. Часть из них имеет ложные рукава (рукава, не имеющие практического значения). Это средневековый рудимент, напоминающий о том, что некогда это была верхняя одежда.
Такой вид сарафанов исследователи называют «сарафан-ферязь» (илл. 1). На русском юге сарафаны подобного кроя назывались «шушун» (илл. 2), и зачастую их носили только девушки. Отличительной чертой этого типа сарафана являлось наличие переднего разреза, благодаря которому сарафан можно надеть как верхнюю одежду.
Илл. 1. Сарафан-«ферязь» из книги «Русский сарафан: белый, синий красный»
Илл. 2. Сарафан-«шушун»
Застегивался такой разрез на пуговицы, крепящиеся при помощи шнурочков, чуть позже к нему добавились и полоски драгоценной ткани. К XVII веку такой сарафан становится самостоятельным видом женской одежды (илл. 3).
Илл. 3. Женская одежда XVII века. ГИМ
В послераскольный период у староверов возникла внутренняя необходимость и потребность во что бы то ни стало сохранить связь с допетровской Русью, именно поэтому сарафан становится в буквальном смысле символом Святой Руси. Он получает бо́льшую популярность, и начинается этап бурного развития и эволюции сарафана. Прежде всего у него окончательно исчезают ложные рукава, а спинка становится у́же, проймы для рукавов шире. Также появляются новины в крое: добавляются клинья и складки, передний разрез становится ложным — так появились прямоклинные и косоклинные сарафаны. Также на таких сарафанах появляются лямки, в этом случае напоминает о своем предке лишь цельнокроеная спинка.
Однако глухие сарафаны (или хотя бы внешне близкие к ним) никуда не уходят. Наиболее близким к архаичному типу сарафана является сарафан уральских (яицких) казаков. Более того, в их обиходе сохранялась манера ношения нижнего (сарафанки) и верхнего сарафана, носившего название «ку́лем» или просто «сарафан». В некоторых поселках его называли «горбуном» (илл. 4). Это цельнокроеный сарафан, спинку которого укладывали в складки для уменьшения объема (илл. 5).
Илл. 4. Сарафаны уральских (яицких) казачек
Илл. 5. Спинка сарафана уральских казачек. Фонды Троицкого краеведческого музея
Шились такие сарафаны из дорогих тканей: парчи, шелка, штофа и т.д., украшались галуном (золотной лентой) и обладали шлейфом, по всей видимости, появившимся под влиянием городской моды. Сам сарафан при раскладке получал форму круга. До сих пор в некоторых населенных пунктах сарафаны являются семейной реликвией, так как в них девушки выходят замуж. Также до сих пор такой тип сарафана существует как моленный у казаков-староверов Каракалпакии (илл. 6).
Илл. 6. Староверка Нукуса в традиционном сарафане
Под таким сарафаном носили так называемую «сарафанку» — более практичную и более простую при шитье. Это сарафан с отрезной спинкой, который зачастую украшали машинной отстрочкой (илл. 7). Использовался он как домашний или рабочий сарафан, однако при переселении части уральских казаков в Сакмарский городок и включении их в оренбургское казачье войско, у оренбургских казаков он становится самостоятельным видом сарафана. И, в отличие от сарафана, его не украшали галуном (илл. 8).
Илл. 7. Спинка «сарафанки»
Илл. 8. Оренбургские казаки и казачки в «сарафанках»
Другой веткой пути глухого сарафана являлись моленные сарафаны федосеевцев и поморцев Прибалтики (илл. 9). Их особенность состояла и в том, что еще в ХVIII веке соборно запрещено ношение одежды из ярких тканей и одежды, несвойственной крестьянам. Отличающиеся одежды называли «мундиром антихристового воинства», «адской хламидой» и т.д. Также девушкам и женщинам полагалось распоясываться на молитву, чтобы скрыть фигуру. Это, безусловно, повлияло на особенности кроя. И несмотря на то, что по силуэту он всё еще напоминал глухой сарафан, в его основе лежали конструкции из клинов.
Илл. 9. Схемы кроя моленных сарафанов Прибалтики
Ткани подбирали либо домашнего изготовления, либо неброских цветов фабричного производства. К XX веку у староверов Прибалтики появляется своя разновидность круглого сарафана-«шубейки» (илл. 10), который носился как повседневный.
Илл. 10. Сарафан-«шубейка»
Говоря о круглом сарафане (илл. 11), который становится основным типом сарафана в конце XIX века, нельзя не заметить, что у семейских Забайкалья он становится еще и моленным сарафаном, почти полностью вытесняя косоклинный (илл. 12, 13).
Илл. 11. Схема кроя круглого (он же московский, он же прямой) сарафана
Илл. 12. Схема кроя косоклинного сарафана
Илл. 13. Семейские в сарафанах
В какую же еще сторону пошло развитие сарафанов? Среди староверов Нижегородья, Большого Урала и Сибири самым распространенным был косоклинный сарафан. Такие сарафаны могли иметь 16,12, 8 клинов, но самым распространенным был четырехклинный сарафан (илл. 14). Чуть позже появляется и двухклинный, как упрощенная версия четырехклинного.
Илл. 14. Раскладка четырехклинного сарафана. Верхнетагильский краеведческий музей
Все указанные территории испытали на себе влияние Русского Севера и центральных губерний, таких как Костромская и Владимирская. В связи с этим встречается довольно большое разнообразие вариантов.
Купеческое Нижегородье было близко Северу с его богатыми тканями (илл. 15), а южные районы тяготели к более бедному югу. Верхокамские староверы, подобно прибалтийским федосеевцам, имели достаточно скромный облик и носили «дубасы» из крашенины, домашнего холста, окрашенного в синий или черный цвет (илл. 16). Например, у федосеевцев Верхокамья моленным считался черный сарафан, обшитый красными полосками ткани. Подобного типа дубасы встречаются и у староверов Пермского края.
Илл. 15. Фото нижегородских крестьянок XIX века
Илл. 16. Верхокамские староверки в «дубасах». Фото из Московской археографической лаборатории
Староверы заводского Урала еще в XVIII веке соборно определили цвет моленных сарафанов как черный. Соборное постановление оказало большое влияние на предпочтение цвета, однако повседневные и праздничные сарафаны продолжали оставаться довольно яркими (илл. 17).
Илл. 17. Комплекс из Сивинского района Пермского края. «Дубас» из крашенины
Праздничный комплекс староверов Красноуфимского уезда Пермской губернии. На гуляние сарафан могли не подпоясывать
Также на Урале в начале XIX века полностью выходят из обихода глухие сарафаны-ферязи и входят в моду косоклинные сарафаны, а в конце XIX века их вытесняют круглые. Косоклинные остаются атрибутом староверов.
Однако и староверская мода претерпевает изменения. В начале XX века появляются новые виды сарафанов. Под влиянием городской моды формируется нижегородское полуплатье — сарафан с отрезной спинкой, которая кроилась по-городскому (илл. 18). А на Урале появляются сарафаны-горбачи, кроившиеся из полотна, имеющего вытачки от плечей и изготовлявшегося либо из покупной набойчатой ткани, либо из домашнего холста (илл. 19), и сарафаны-тельмошники, сарафаны на кокетке, к которой присбаривались две или более полос тканей, соединенных клинами (илл. 20). На Урале и в Сибири такие сарафаны чаще использовались как повседневные, однако в XX веке в некоторых общинах они становятся моленными.
Илл. 18. Схема нижегородского полуплатья
Илл. 19. Уральский сарафан-«горбач». Фонды СОКМ
Илл. 20. Уральский сарафан-«тельмошник». Реконструкция мастерской Елены Бойко
На севере и северо-западе появляется сарафан на лифе (илл. 21). Он представлял собой кроеный корсетообразный «лиф», к которому присбаривалась ткань. Сам «лиф» зачастую украшали машинной отстрочкой, а длина была меньше, чем у привычного круглого. Однако данный вид сарафана не прижился у староверов.
Илл. 21. Рисунок сарафана на лифе
Еще одним типом сарафана является «таличка» — это сарафан американских старообрядцев, представляющий из себя рубаху, пришитую к сарафану. То есть, по сути, это платье, но разные детали делают из разных тканей, чтобы напоминать собой комплекс «рубаха+сарафан» (илл. 22).
Илл. 22. Староверы Боливии в сарафанах-«таличках»
Мы с удивлением для себя можем обнаружить, как эволюционировали сарафаны, уйдя в долгое путешествие развития от глухого средневекового сарафана и придя, по сути, к похожему силуэту полуплатьев и тельмошников. Однако многие типы сарафанов существуют параллельно и до сих пор.
Сегодня мы лишь слегка прикоснулись к удивительному миру — миру русской традиционной одежды. Остается только надеяться, что вся эта красота не будет отчуждена для самих носителей. Ведь именно благодаря староверам, сохранившим всё это разнообразие, мы узнали об одежде наших предков. Безусловно, до сих пор продолжается и эволюция: например, с началом показательных выступлений церковных хоров РПсЦ все чаще стали появляться неподпоясанные косоклинные сарафаны и белые платки как форма для участниц хора, затем для клирошан, а затем — как моленная одежда вообще.
В этом ключе важно не думать о традиции как о чем-то закостенелом и не развивающемся. Пусть же не покроет плечи наших женщин «адская хламида»!
Русский народный женский сарафан: исторический костюм и современный сценический образ
Как русский народный сарафан выглядит сегодня, когда носят его только на выступлениях народных коллективов. Какие исторические конструктивные черты сохранил современный сценический сарафан, как видоизменился под влиянием хореографии, экономики и технологий производства и почему сарафан для выступления не имеет ничего общего с исторической реконструкцией. Как сшить русский народный сарафан своими руками.
1. История сарафана: конструктивные особенности
2. Цвет и росписи народного сарафана и сценического сарафана
3. Типы народных сарафанов для выступлений на сцене
4. Народный сарафан для девочки
5. Сшить русский сарафан самим: цель, средства выразительности, выкройки, ткани
История сарафана: конструктивные особенности
Сарафан в качестве горничной женской одежды впервые упоминается в текстах 17 века, — это цельное платье с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевается через голову, кроме того юбка с лямками в то время также называлась сарафаном.
Сарафан, холщовая рубаха, кокошник — таков женский костюмный комплекс для всех сословий России. Когда по указу Петра I дворяне начинают носить европейское платье, сарафан остается одеждой небогатых купцов, крестьян и ремесленников вплоть до начала 20-х годов 20 века. Сарафаны с 18 по 19 век носили девушки и женщины всей России.
Основные типы сарафанов:
• Глухой косоклинный сарафан — самый древний тип
• Распашной косоклинный сарафан
• Круглый или прямой сарафан
Цвета и росписи народного сарафана и сценического сарафана
Исторически сарафаны как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашенной нити. Также костюмы украшали вышивками, чем богаче была вышивка, тем дороже наряд. К вышивкам пришивали бусины и другие украшения. Позже, во времена появления мануфактур на ткани научились набивать узоры красителями.
Сарафаны из народных костюмных ансамблей содержали палитру глубоких естественных цветов: белый цвет льна, темно-красный, черный, темно-синий цвета. На протяжении развития технологии красители становились все лучше — давали насыщенные оттенки и долго сохраняли яркость.
Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на сарафанах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах.
Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на сарафаны одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты вписаны не только в детали сарафана, но и на других элементах костюма.
Исторический образец и Русский костюм Марья
Художники Мастерской Ангел создали Русский костюм Марья и Русский костюм Аннушка по историческим образцам 1870-х гг, которые хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Придерживаясь оригиналов, создали ткань с имитацией домотканого материала.
Исторический образец и Русский костюм Аннушка
Типы народных сарафанов для выступлений на сцене
Сценические сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют сарафаны разных фасонов.
Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте сарафаны длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Красочные сарафаны с узорами народных промыслов — русский павловопосадский расклешенный сарафан и русский хохломской приталенный сарафан — яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы.
Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных сарафанах, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Расклешенные сарафаны из русской павловопосадской и русской хохломской коллекции скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене. Распашные сарафаны-накидки с гжельской и хохломской росписью также подходят для подобных выступлений. Эти модели удобно надеваются через голову на длинную белую рубаху и завязываются по бокам.
Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте сарафан любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества сарафан и накидка из русской фольклорной коллекции. На этом сарафане принт изображает сотканные нити и тонкую вышивку яркими нитками.
Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Народный сарафан с городецкой росписью выполнен в двух цветах — в оранжевом для коллекции Осень и в светло-зеленом для коллекции Весна, для зимних праздников артисты чаще всего используют сарафаны с гжельской росписью голубым на белом. Гжельские сарафаны в зеленом и красном цветах подойдут для летних и осенних выступлений.
Народный сарафан для девочки
Костюмный ансамбль с народным сарафаном для девочки функционально повторяет женский комплекс. Исторические гардеробы женщин разных возрастов отличались таким образом, что во внешнем виде отображался статус женщины: девица она, замужняя ли, пожилые женщины также одевались особым образом. Для маленьких детей до 20 века не шили особые фасоны, вся одежда ребенка повторяла взрослую, просто была маленького размера.
Сарафаны в русском народном стиле становятся нужны девочкам уже в детском саду. Так как по образовательным стандартам дети с этого возраста начинают изучать русскую культуру, народные промыслы и творчество русского народа: песни и танцы.
Для выступлений на утренниках и чтобы познакомиться с культурными особенностями на занятиях в группе существуют два базовых фасонов сарафанов:
• Распашной сарафан — это сарафан-накидка, который легко надевать через голову, он без размера, подходит разным детям.
• Расписные сарафаны — сарафаны на лямках, у этого сарафан регулируется объем планки и длина лямок.
Распашные сарафаны из разных коллекций
Детские сарафаны для девочек также как и во взрослых коллекциях украшены росписями по канонам народных промыслов: хохломской сарафан, гжельский сарафан, сарафаны с гжелью коллекций Осень и Весна, сарафан с городецкой росписью, московский сарафан, сарафан с жостовской росписью, сарафан с петербургской росписью.
Расписные сарафаны с росписями народных промыслов
Сшить русский сарафан самим: цель, средства выразительности, выкройки, ткань
Если вы задумали шить русский народный сарафан, наверняка у вас есть цель — надеть его на сценическое выступление. От типа выступления зависит выбор конструкции сарафана, материалов и украшений. Костюм для вокального выступления на сцене отличается от костюма для утренника в детском саду.
Определите заранее не только бюджет на пошив, но и такие моменты:
1. Цель выступления: для кого вы выступаете, где, сольно или в коллективе.
2. Как часто вы будете выступать в этом сарафане.
3. Как часто придется стирать сарафан.
4. Насколько важно соблюсти тонкости черт русского народного костюма.
5. Насколько быстро вы хотели бы надевать костюм или это не имеет значения.
6. Как готовый сарафан будет сочетаться с базовой рубахой.
От цели выступление зависит декор сарафана и выбор ткани, для сценического выступления выбирайте ткань и декор, ориентируясь, на бюджет и личные предпочтения, но если шьете костюм для работы с детьми, выбирайте синтетические ткани с напечатанными узорами и декором, чтобы стирать его как можно чаще и проще. Ту же рекомендацию можно дать, если вам нужен танцевальный сарафан и вы активно двигаетесь, а также если гастролируете и костюм нужно быстро стирать и сушить.
Продумывайте детальный декор для хорового или сольного выступления с русскими народными песнями. Если вы работаете с детьми, для детского праздника с активными играми, хороводами, выбирайте более простые конструкции сарафанов, которые легко снимать и надевать.
Прежде чем шить сарафан, подумайте о рубахе, которую наденете под него, от ее длины зависит фасон сарафана. Если выбираете удобный распашной сарафан в виде накидки с завязками по бокам, рубаха должна быть длинная. Блузки обычной длины подходят под остальные сарафаны.
Для того, чтобы сшить русский народный сарафан своими руками, можно:
• Купить понравившуюся выкройку.
• Найти бесплатную выкройку и перестроить ее под нужный размер.
• Построить выкройку с нуля по нашей инструкции.
• Сшить сарафан из набора для пошива.
Подробнее рассмотрим последние два пункта. Показываем, как построить выкройку для взрослого женского сарафана на примере модели «Аленушка». Это однотонный сарафан на лямках, украшен лаконичными полосами с орнаментом. Такой сарафан просто сшить, и в сочетании с белой рубахой и кокошником он выглядит как канонический народный сарафан.
Сарафан Аленушка в зеленом и красном цветах, с русской рубахой и кокошником
Этапы построения выкройки:
1. Снять мерки: обхват груди, высоту проймы, длину изделия.
2. Перенести на бумагу по нашей инструкции.
Снимаем следующие мерки для построения выкройки сарафана: ОГ1, ВПРЗ, ДИ.
ОГ1 — обхват груди первый: измеряйте горизонтально по лопаткам, касаясь верхним краем сантиметровой ленты задних углов подмышечных впадин, спереди — над основанием грудных желёз на уровне передних углов подмышечных впадин.
ВПРЗ — высота проймы сзади: измеряйте от основания шеи до уравня заднего угла подмышечной впадины.
ДИ — длина плечевого изделия: измеряйте от седьмого шейного позвонка до желаемой длины изделия.
Линии замеров с буквенными сокращениями для построения выкройки
При построении выкройки учитывает такие детали:
• Прибавка на свободу облегания по груди — 5 см.
• Длина сарафана — на 5 см выше от уровня пола.
• В конструкцию всех деталей уже заложены припуски.
• Ширина припусков — 1 см.
Мы тоже сняли мерки и строим выкройку для женского сарафана размера 50 на рост 164 см.
Размеры основного полотна сарафана строятся на мерках ДИ и ОГ1.
Снимите мерки и постройте детали на бумаге на их основе:
• отложите ширину изделия по длине ОГ1 с припусками на сборки.
• отложите высоту изделия вдоль долевой нити от основания шеи до высоты 5 см от пола.
На схеме №1 отражены:
• 73,5 см — это половина обхвата груди ОГ1, +21,5 см для создания сборок сарафана под планкой.
Схема №1: Основное полотнище сарафана состоит из двух деталей, основанных на мерках длины изделия и обхвата груди
На схеме №2 построены выкройки планки и лямок сарафана.
• 104 см — длина ОГ1 +5 см на свободу прилегания.
• 6 см — высота планки.
• 50 см — длина лямки, это 2 длины ВПРЗ + по 1 см на припуск.
• 10 см — ширина лямки, из которых 2 см на припуски, ширина готовой лямки — 4 см.
• 18 см (9 см и 9 см)— длина подмышкой между концами одной пришитой лямки.
• 20 см (10 см и 10 см) — та же длина с припуском для сшивания.
Схема №2: построение планки и лямок сарфана
• отложите длину ОГ1 и прибавьте 5 см.
• откладываем высоту планки в 6 см.
• размечаем расположение лямок шириной 4 см
• расстояние между лямками на груди примерно равно трем расстояниям от лямки до бокового шва, ориентируйтесь на свои размеры, а на нашей схеме: между лямками 25 см, сами лямки шириной по 4 см, от лямки до бока — 10 см с припуском.
Расстояния для сарафна размера 50 на рост 164 см
• откладываем длину лямки: отмеряем ВПРЗ, умножаем на 2.
• откладываем 10 см ширины лямки.
Вырежьте выкройки из бумаги, накладывайте их на ткань, обведите мелом и обведите.
Вырезайте детали будушего сарафана из ткани. У вас получится:
• 2 детали для планки.
• 2 детали для лямок.
• 2 детали основного полотна сарафана.
Сначала сшивайте лямки и планку вместе, з атем детали основного полотна сарафана, а после пришейтк подол сарафана к планке.
Народные сарафаны в комплектах для пошива
Если вы не нашли подходящую выкройку или не хотите ее выстраивать под свой размер, выберите сарафан в наборе для пошива и сшейте профессиональный костюм сами. Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия.
Детали сарафана напечатаны на ткани, остается их только вырезать и сшить по инструкции
Все вышеперечисленных сарафаны существуют в готовом виде и в виде комплекта для пошива. В набор также входят аксессуары, если они есть в модели. Разберем, как сшить расписной сарафан для девочки из набора для пошива на примере расписного сарафана с хохломским узором.
В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями сарафана и подробная инструкция, как сшить изделие
⠀
Инструменты:
• швейная машинка
• английские булавки
• ножницы
• утюг
Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущего сарафана:
⠀
1. Вырежьте детали из ткани.
2. Сшейте лямки с потайными петлями для пуговиц.
3. Сшейте планку и соедините ее с лямками.
4. Вшейте внутрь планки резинку с перфорацией.
5. Пришкйте пуговицы для регулировки длины лямок и резинки в планке.
6. Сшейте части подола.
7. Соедините верхние и нижние детали — планку и лямки с подолом.
На нашем youtube-канале в рубрике Шьем Сами показываем, как шить костюмы из комплектов для пошива. В этом видео показываем, как шить расписной срафан:
✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.
Ткани для пошива сарафанов
Если вы построили выкройку и шьете сарафан с нуля, выбирайте для него непрозрачную нерастяжимую ткань. Для сарафана для выступлений советуем такие ткани как креп-сатин, мягкий габардин, сатен, — синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.
Таблица: ткани с росписями для пошива сарафанов
Жостовская роспись | Дымковская роспись | Петербургская роспись |
Гжель Весенняя | Волховская роспись | Гжель Зимняя |
Хохлома Травная | Городецкая роспись | Хохлома Кудрина |
Урало-сибирская роспись | Мезенская роспись | Пермогорская роспись |
Осенняя с рябиной | Свободно-кистевая Осенняя | Рябина |
Ткани с принтами, которые мы производим с помощью сублимационной печати спокойно стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.