Что такое русский язык как предмет в школе
Русский язык как предмет обучения
автор: Тактарова Венера Ниязовна
Учитель родного языка и литературы МБОУ «Гимназия №152» Кировского района г. Казани
Русский язык как предмет обучения
Русский язык как предмет обучения
Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно и предмет, и средство обучения. Основная задача обучения русскому языку– свободное владение им.
Главная функция русского языка в школе – обучающая. Процесс обучения складывается из:
1) изучения основ науки о языке и речи (теории);
2) обучение умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки).
Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику. Понятно, что школьный курс русского языка — адаптированная учебная дисциплина, приспособленная к уровню интеллектуального развития учащихся. Ее содержание – общепризнанные в лингвистике понятия. Только в 70-е годы прошлого века в школьный курс были включены лексика, словообразование и учение о словосочетании.
От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом.
Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:
1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;
2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и совершенствуя грамматический строй речи;
3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);
4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;
5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;
6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.
Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.
Развитие речи — раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Речевая деятельность имеет несколько видов:
Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания)
Слушание ( смысловое восприятие устного высказывания)
Письмо ( смысловое восприятие устного высказывания)
Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание).
Цель обучения связной речи — подготовить учащихся к речевому общению
в устной и письменной форме.
Задачи обучения связной речи учащихся:
овладеть нормами русского литературного языка
обогатить свой словарный запас
сформировать навыки и умения связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Язык и речь представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.
Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие
ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как
процесс восприятия и порождения высказывания.
Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь:
О чем говорить? (предмет речи)
Что говорить? (содержание)
Зачем говорить? (мотив речи)
Кому говорить? (адресат)
Вывод из сказанного.
Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь – это «мысленный черновик письменной речи».
Принципы обучения связной речи:
коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи. Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме)
единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка значит учить его мыслительным операциям: синтезу, анализу, абстрагированию, обобщению, индукции, дедукции)
единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность». Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь
опора на синтаксическую модель, образец (Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел (модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)
принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка. Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)
Обязательный минимум обучения связной речи:
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов.
Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной,
явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-
смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением,
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и
сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными
источниками, включая ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов,
отзывов, рецензий, аннотаций.
Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений.
Умения, вырабатываемые развитием речи:
осмысливать коммуникативную задачу автора текста
раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи
выделять микротемы, составлять план
отбирать и систематизировать материал
подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца.
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и
определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником,
реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых
произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и
как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные
умения. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.
Лекция 1. Русский язык как предмет обучения
Лекция 1. Русский язык как предмет обучения
1. Образовательно-познавательное, воспитательное и практическое значение русского языка как учебного предмета в системе общего образования.
Цели и задачи обучения русскому языку.
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— вооружение учащихся нормами литературного языка;
— развитие умения связно излагать свои мысли.
Общедидактические (или общепредметные) цели:
— развитие логического мышления;
— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
2. Место русского языка в ряду других учебных дисциплин. Его связь с другими предметами (особенно с литературой и иностранными языками).
Связь с литературой заключается в развитии способности у учащихся формулировать свои мысли литературным языком. Для этого в учебниках русского языка традиционноиспользуются примеры из русской классической литературы XIX в.
3. Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.
При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.
Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями.
В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.
При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т. е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.
Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т. е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.
Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи
1) Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно является и предметом изучения и средством обучения. Основная задача обучения – свободное владение русским литературным языком, то есть подчиняющимся нормам не только в устной, но и в письменной форме.
Главная функция русского языка в школе – обучающая. Процесс обучения складывается из:
1) изучения основ науки о языке и речи (теории);
2) обучение умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки).
Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику.
Однако школьный курс представляет адаптированную учебную дисциплину, то есть приспособлен к уровню интеллектуального развития школьников. Основное её содержание – общепризнанные в лингвистике понятия, поэтому только в 70-е годы ХХ века в школьный курс были включены такие разделы, как лексика, словообразование, учение о словосочетании.
· Не менее важной функцией русского языка является развивающая, так как его изучение тесно связано с развитием логического, абстрактного, творческого мышления, а также с развитием речи.
От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом.
· Большое место уделяется воспитывающей функции языка, так как благодаря познанию языка и литературы развивается эмоциональная и духовная сферы личности, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, что повышает культурный уровень школьника в целом.
· Русский язык также является средством приобщения к сокровищам национальной и мировой культуры (культурологическая функция).
Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:
1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;
2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и грамматический строй речи;
3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);
4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;
5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;
6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.
Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.
Доклад к презентации.Мастер-класс.Тема : «Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи
Язык есть драгоценнейшее сокровище народа, первое средство его развития и залог всех духовных успехов…
Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических, так как язык – это один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.
Мы пользуемся речью в повседневном общении дома и на работе, на улице, в автобусе, магазине, слушаем радио или смотрим телевизор. Родной язык – важнейшее средство связи поколений, обеспечивающее передачу накопленного опыта. Первоначальные сведения об окружающем нас мире, основы наук мы постигаем в школе.
Тему «Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?» я считаю актуальной. Сейчас много говорят о том, какие предметы и в каком объеме нужно изучать, чем можно «пожертвовать» взамен модных предметов или спецкурсов, и я боюсь, как бы такие разговоры когда-то не коснулись и русского языка. Скорее всего, мои опасения напрасны (введение сочинения по литературе как допуск к ЕГЭ этому доказательство), но все же я хочу внести посильную лепту в укрепление позиций русского языка как школьного предмета.
Цель работы – анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.
Объект исследования – русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Именно поэтому основные цели изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для 5-9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Формирование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
В данной программе в соответствии с примерной программой 2 реализован коммуникативно – деятельностный подход, в соответствии с которым тематическое планирование курса включает не только перечень теоретических понятий, составляющих подлежащее освоению содержание коммуникативной компетенции, но и основные виды учебной деятельности, осуществляемые для освоения необходимого содержания.
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции ;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической(языковедческой) компетенций;
Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:
1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;
2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и грамматический строй речи;
3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);
4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;
5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;
6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.
Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.
Для этого необходимы следующие качества:
– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
– владение профессиональной терминологией;
– владение стилем профессиональной речи;
– умение определять цель и понимать ситуацию общения;
– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
– знание этикета и чёткость выполнения его правил.
Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ
воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения илюбви к родному языку, формирование языкового вкуса, «чутья языка», высокой культуры речи;
Русский язык как учебный предмет в русскоязычной школе выполняет две функции:
1) является предметом изучения и обучения ему;
2) является средством изучения всех остальных предметов.
Начальный курс русского языка представляет собой важнейшую часть школьной программы, так как русский язык в школах с русским языком обучения является не только отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе определяются отраслью «Языки и литературы» Государственного стандарта начального общего образования (2011г.).
Основная цель курса – заложить основы формирования коммуникативной компетентности учащихся с учетом их интересов и возможностей, что обеспечивается планомерным обучением всем видам речевой деятельности на основе определенного круга знаний по языку и языковых умений. Изучение русского языка также должно содействовать становлению духовно богатой личности, которая умеет самостоятельно учиться и ориентироваться в информационном потоке.
Достижение основной цели обучения русскому языку осуществляется в процессе решения следующих задач:
· развитие у детей положительной мотивации к изучению языка, коммуникативного мотива; желания знать русский язык, постигая его законы; воспитание бережного отношения к слову и уважения к языку как части русской национальной культуры;
· обеспечение гармонического развития всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
· усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики, лингвистики текста;
· формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
· обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;
· обеспечение осознанного усвоения способов применения теоретических сведений и орфографических правил в речевой деятельности;
· воспитание языковой личности, которая заботится о качестве своей речи и умело пользуется ею;
· развитие этнического самосознания тех учащихся, которые являются носителями русского языка. При обучении русскому языку учащихся других национальностей – обеспечение – наряду с украинским – свободного владения одним из распространенных в Украине и в мире языков. Формирование у тех и других учащихся чувства принадлежности к многонациональному народу Украины; содействие становлению у них гражданских и патриотических чувств;
· приобщение к культурному наследию русского народа;
· воспитание у учащихся интереса друг к другу, уважения и внимания к мыслям и чувствам своих одноклассников;
· эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;
· становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира учащихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям;
· воспитание положительного и бережного отношения к книге как объекту культуры;
· формирование умения учиться.
Весь процесс обучения русскому языку подчинен развитию у младших школьников коммуникативной (языковой и речевой), социокультурной и деятельностной компетенции, при ведущей роли речевой содержательной линии обучения. При этом существенными показателями сформированности ключевых компетенций является демонстрация учащимися коммуникативно оправданного, свободного и правильного использования единиц русского языка не только на уроках непосредственной речевой направленности (русский язык, литературное чтение), но и при изучении других учебных предметов, а также в незнакомой ситуации и во внеурочное время.
Важный аспект изучения русского языка – развитие образного и логического мышления, познавательных интересов, морально-этическое и эстетическое воспитание учащихся, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие творческого потенциала школьников.
Обучение русскому языку должно содействовать укреплению психофизического и духовного здоровья учащихся, стимулировать воспитание и развитие у школьников личностных качеств, которые соответствуют требованиям информационного общества.
В ходе начального обучения русскому языку происходит слияние обучения, развития и воспитания школьников в единый органичный процесс.
Исходя из специфики предмета «Русский язык», он способен обеспечить формирование и развитие таких таких ключевых компетенций, как коммуникативная (языковая, речевая), социокультурная, деятельностная, общекультурная, умение учиться.
Курс русского языка в начальных классах строится в соответствии с такими основными линиями содержания: речевой,языковой, социокультурной и деятельностной.
Речеваялиния содержания предполагает формирование и развитие устной и письменной речи учащихся, их умений пользоваться языком как средством общения, познания и самопознания, влияния, саморазвития и самосовершенствования. Это умения воспринимать и понимать речь, самостоятельно создавать устные и письменные диалогические и монологические высказывания различных типов, стилей, жанров речи, в разных сферах жизни, пользоваться разными видами слушания и чтения, вести диалог с соблюдением требований речевого этикета, правильно и коммуникативно целесообразно высказывать свои мысли, анализировать тексты, оценивать и совершенствовать собственную речевую деятельность, овладевать риторическими навыками и т.п. С этой целью совершенствуются все виды речевой деятельности, которыми дети овладели в дошкольном возрасте и которые являются новообразованиями в младшем школьном возрасте. Реализацию речевой линии обеспечивает взаимодействие трех остальных линий содержания обучения русскому языку.
Содержание речевой линии включает 4 вида речевой деятельности: аудирование (слушание и понимание текста), говорение (диалог, монолог), чтение и понимание читаемого, письмо (построение письменных связных текстов разных типов).
Языковаялиния содержания направлена на усвоение школьниками знаний о языке, формирование языковых умений и разрабатывается с учетом того, что начальный курс обучения русскому языку и формирования у учащихся умений выполнять определенные виды языкового анализа носит пропедевтичекий (подготовительный) характер. Эта работа должна быть подчинена интересам развития у ребенка орфоэпических, лексических, грамматических, правописных умений, т.е. усвоению норм литературного языка и культуры речи. Она осуществляется с учетом особенностей русской речи в Украине, которые определяются близостью и взаимодействием украинского и русского языков.
Содержание этой линии представляют единицы языковых уровней: текстологического (строение текста, типы и стили текстов); синтаксического (словосочетание, предложение); морфологического (части речи, их грамматические формы); лексического (значение слова, синонимы, антонимы, устойчивые выражения); состава слова (значимые части слова); фонетико-фонологического (звуки речи, слог, ударение, интонация), а также правописание, графический навык письма.
Социокультурнаясодержательная линия является обязательной составляющей работы над речевой и языковой линиями и предполагает формирование и расширение представлений учащихся о государстве Украина, в котором они живут, о государстве Российская Федерация, на языке которого обучаются в школе, о государственных символах обеих держав, о культуре русского и украинского народов; ознакомление с различными жанрами устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, загадки и др.); усвоение формул национального речевого этикета, правил общения и использование их в общении с представителями разных возрастных групп и статусов; освоение учащимися различных социальных ролей в соответствии определенными жизненными ситуациями. Это обеспечивается и реализуется в учебном процессе с использованием учебных текстов, тем для бесед, учебных диалогов, различных видов монологических высказываний, тематических групп слов и фразеологизмов, в которых отображаются особенности духовной и материальной культуры русского народа, его национального характера.
Содержание этой линии составляют: 1) тематические группы слов, государство, в котором дети живут, и то, на языке которого обучаются; столицы, государственную символику, реалии жизни народов; 2) фольклорные произведения большой и малой форм; 3) особенности национального русского речевого этикета, правила речевого общения; 4) социальные роли.
Деятельностнаялиниясодержания обучения направлена на формирование у младших школьников ключевой компетентности – умения учиться, включающего в себя учебно-организационные умения и навыки (уметь организовать свое рабочее место; решать учебные задачи во взаимодействии с одноклассниками в паре, в малой группе; ориентироваться во времени, учиться его распределять и беречь; планировать последовательность выполнения задания; прогнозировать результаты деятельности; доводить работу до конца); учебно-информационные (уметь работать с учебником, учебными пособиями, пользоваться дополнительной и справочной литературой, сосредоточенно слушать, формулировать вопросы, доказательно давать ответы); учебно-интеллектуальные (анализировать языковые и речевые объекты, сравнивать их, выделять в них главное, обобщать, делать выводы; устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным; высказывать и доказывать собственное мнение; уметь моделировать, комбинировать, дополнять, продолжать, преобразовывать материал); контрольно-оценочные (знать разные способы проверки и контроля своей деятельности, знать способы исправления ошибок, оценивать свои действия и действия других), что непосредственно связано с развитием у детей мотивации учения.
Содержание деятельностной линии составляют: 1) учебно-организационные умения и навыки; 2) учебно-информационные умения и навыки; 3) учебно-интеллектуальные и творческие умения и навыки; 4) контрольно-оценочные умения и навыки.
В новой программе 2012 года содержание социокультурной и деятельностной линий четко обозначено для каждого этапа обучения, указаны требования к уровню образовательной подготовки школьников 1-4 классов по усвоению содержания этих линий обучения русскому языку.
Названные содержательные линии обучения русскому языку в их совокупности формируют речевую компетентность школьника, способствуют становлению его как языковой личности.
Организация изучения начального курса русского языка должна базироваться на следующих принципах:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· преемственность и перспективность дошкольного, начального и основного общего образования;
· развитие каждого ребенка как субъекта отношений с окружающими людьми – ровесниками и взрослыми;
· реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его индивидуальных способностей и темпа развития;
· разнообразие организационных форм обучения, которые обеспечивают мотивацию изучения русского языка, раскрытие творческого потенциала детей, формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных мотивов, обогащение стилей сотрудничества со сверстниками и взрослыми в учебно-познавательной деятельности;
· активное использование жизненного опыта каждого ученика в процессе развития всех видов речевой деятельности;
· сохранение и укрепление психофизического и духовного здоровья учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к окружающим, любви к членам семьи, бережного отношения к природе;
· целесообразность использования форм, методов и приемов обучения.
Достижение образовательной цели обучения русскому языку возможно при оптимальном и комплексном применении методов и приемов классической методики обучения родному языку и инновационных образовательных технологий развивающего обучения.
Планомерное речевое развитие учащихся осуществляется во взаимосвязи с усвоением ими языкового материала и развитием мышления. В каждый урок включаются разнообразные виды речевой деятельности: аудирование и чтение (осмысление услышанного или прочитанного); конструирование монологических высказываний (устные и письменные ответы по теме изучаемого материала, изложения, сочинения); участие в диалоге (анализ, составление, разыгрывание по ролям, оценивание); создаются речевые ситуации, которые естественным образом рождают мысль и побуждают к реализации ее в речи, в творческой деятельности.
Учебное время в программах для 2-4 классов распределяется с учетом необходимости выделения в учебном процессе 10-12 специальных часов для формирования и развития устных и письменных видов речевой деятельности.
В целом распределение часов в программе осуществляется так: из общего количества часов, отведенных на русский язык в каждом классе (105 – во 2 классе, 87,5 – в 3 и 4 классах), вычтено 4 часа резервного времени, которое оставлено на усмотрение учителя, 7 часов выделено для повторения в начале года, в конце каждого учебного периода и в конце года.
Программа построена на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов, что требует чёткого определения результативности усвоения содержания начального курса языка, языковых и речевых умений.
В программе начального обучения русскому языку выделены такие разделы: «Речевая содержательная линия», «Языковая содержательная линия», «Социокультурная содержательная линия», «Деятельностная содержательная линия», «Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ». В программу 1 класса введен раздел «Обучение грамоте», который представляет особый и очень ответственный период обучения первоклассников элементарному чтению и письму как видам речевой деятельности, формирующимся в неразрывной связи с аудированием (слуховым восприятием чужой речи), говорением (передачей мыслей и чувств в устном высказывании); графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ формируются и осваиваются в процессе обучения детей письму.
Основой формой обучения русскому языку остается урок. На современном этапе в начальной школе чаще всего используются такие типы уроков:
комбинированный урок,имеющий такую структуру
I. Организационно-мотивационный ( мотивация деятельности учащихся).
ІІ. Проверка домашнего задания (приемы работы: опрос (индивидуальный, фронтальный), выполнение тестовых письменных работ, упражнений, заданий. Оценивание знаний учащихся).
ІІІ. Актуализация опорных знаний (воспроизведение знаний, умений, навыков, которые должны стать основой усвоения новых понятий).
IV. Сообщение нового материала (методы и приемы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, создание проблемных ситуаций; демонстрация наглядного материала).
V. Закрепление изученного материала. Выполнение устных, письменных упражнений (использование заданий аналитического, синтетического характера, на абстрагирование, сравнение, конкретизацию, обобщение).
VI. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Урок усвоения новых знаний:
1. Организация для работы.
2. Актуализация опорных знаний (повторение ранее изученного).
3. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока.
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала:
а) наблюдение и анализ языкового материала под руководством учителя;
б) выводы формулировка правил учащимися;
в) работа с учебником (уточнение формулировок правил по учебнику, изучение правил, подбор новых примеров для его иллюстрации);
г) проверка понимания нового материала (повторение изученного материала).
5. Осмысление новых знаний в процессе практической деятельности:
а) формирование умений пользоваться знаниями в процессе выполнения разнообразных упражнений под руководством учителя;
б) самостоятельная творческая работа.
6. Домашнее задание: объяснение задания и способа выполнения.
Урок осмысления новых знаний, формирования на их основе необходимых умений и навыков:
1. Организационный момент.
2. Словарная работа. Работа над ошибками.
3. Проверка домашнего задания.
-проверка всего задания с развернутым объяснением;
— проверка всего задания с частичным объяснением;
— выборочная проверка с пояснением трудных мест в задании;
— проверка выполнения отдельных фрагментов задания.
4. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока.
5. Тренировочные упражнения на осмысление знаний, формирование умений и навыков в определенной системе с постепенным усложнением форм работы, организация самостоятельной и творческой работы. Повторение определений правил.
Требования к подбору тренировочных упражнений:
— упражнения подбираются так, чтобы на одном уроке учащиеся выполнили максимум заданий разного характера;
— количество упражнений должно быть таким, что позволит регулировать нагрузку детей с учетом получения определенных результатов;
— постепенно увеличивать упражнения для самостоятельного выполнения учащимися;
— чередовать упражнения устные с письменными, причем письменные упражнения должны преобладать;
— использовать алгоритмические предписания, определяющие ход рассуждений и умственных действий учащихся (различные памятки).
6. Творческие упражнения.
8. Домашнее задание.
Урок проверки знаний, умений, навыков (контрольный диктант):
1. Организационный момент.
2. мотивация деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока.
3. Подготовительная работа:
а) чтение текста диктанта;
б) выяснение как поняли содержание;
в) словарная работа.
4. Контрольный диктант.
5. Ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время написания контрольного диктанта.
6. Домашнее задание.
Урок анализа письменных работ:
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы урока.
3. Общая характеристика результатов проверки знаний и навыков, показанных учениками во время выполнения контрольной работы, диктанта:
а) результаты выполнения работы;
б) анализ позитивных моментов в работах отдельных учеников;
в) анализ типичных недочетов в работах.
4. Работа над типичными ошибками:
а) пояснение орфограмм, повторение правил;
б) запись аналогичных примеров;
в) составление предложений со словами, в которых допущены ошибки.
5. Домашнее задание.
6. Работа над индивидуальными ошибками.
Урок обобщения и систематизации знаний (обобщающий урок):
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы урока.
3. Повторение, обобщение, систематизация теоретического материала по теме, обобщение отдельных языковых явлений.
4. Выполнение разных видов творческих работ.
5. Задание домой творческого характера.
6. Итог урока. Анализ степени усвоения материла по теме, разделу. Четкое выделение, повторение учителем основных сведений по теме.
Обобщающие уроки часто проводятся в нестандартной форме. Среди них выделяют урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-аукцион, урок-сказка, урок-отчет, урок-игра и др.
Используются также интегрированные уроки, уроки с использованием интерактивных технологий обучения.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.
1.Дайте определение предмета, целей и задач методики обучения русскому языку как науки. Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.
2. Охарактеризуйте учебный предмет «Русский язык» в начальной школе.
Список литературы
Львов М.Р. Русский язык в школе: история преподавания. Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. – М., 2007.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб., 1999.
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г.. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пединститутов.— М., 1987.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.,2002, 2007.
Львов М. Р.Словарь-справочник по методике русского языка.— М., 1988, 1997.
Преемственность иперспективность в обучении русскому языку/ Сост.
А. Н. Матвеева. — М., 1982.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. Соловейчик М.С. –М.,1998.
Гудзик И.Ф.Новое в предмете требует новых способов его усвоения. Характеристика методов обучения русскому языку с учетом компетентностной направленности образования// Рус. словесность в школах Украины.– 2007. – № 1.
Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьников. Психолого-педагогические аспекты образования. – М.– Воронеж, 2002.
Пономарьова К. Засоби реалізації діяльносної змістової лінії початкового курсу української мови //Поч..шк. – 2013. – № 11.