Что такое рычажные весы
Что такое рычажные весы
Весы́ — устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания) по действующему на них весу, приближённо считая его равным силе тяжести. Вес тела может быть определён как через сравнение с весом эталонной массы (как в рычажных весах), так и через измерение этой силы через другие физические величины.
Содержание
История весов
История весов датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Именно такой возраст весам дали археологи, проводившие раскопки в Месопотамии. А вот первое документальное упоминанием о весах отражено на папирусе в древнеегипетской «Книге мёртвых» примерно 1250 года до нашей эры. В документе речь идёт о весах, в виде равноплечего коромысла, с помощью которых взвешивалось сердце усопшего богом Анибусом. На одну чашу весов в качестве груза ставилась статуэтка богини правосудия Маат, на другое клалось сердце усопшего. Если «правосудие» перевешивало, то душа отправлялась в рай, если перевешивало сердце, то душа отправлялась в ад. Равноплечие весы так же применялись в Древнем Вавилоне.
Еще один памятник древних весов – каменная стела в Турции в виде древнего народа хетта, датируемая первым тысячелетием до нашей эры. Вместо коромысла использовался палец.
Далее история весов приводит яркие примеры неравноплечих весов с передвижной гирей, появившихся позднее. В весах реализован новый принцип измерения массы: гиря передвигается, при этом точка опоры привеса не изменяются. Спустя время, в четвертом век до н.э., Аристотель выводит теорию о правиле моментов сил. В Древнем Риме появляются первые безмены, имеющие две шкалы и пару крючкообразных ручек.
Первое описание очень точных весов с чашками, погрешность которых составляла на то время 0,1%, были описаны арабским учёным в 12 веке нашей эры. С помощью такого весового оборудования можно было определить плотность тел, выбраковать фальшивые монеты и камни. А в 1586 году Галилеем были сконструированы новые специальные весы гидростатического типа, способные определять плотность тел.
Принцип действия
Классификация по принципу действия
По тому, на каких физических законах основано взвешивание, весы можно разделить на рычажные (основаны на принципе рычага), пружинные (основаны на законе Гука, например, ручные пружинные весы), тензометрические (основаны на преобразовании деформации тензодатчика), гидростатические (основаны на действии архимедовой силы, применяются для измерения плотностей тел), гидравлические.
Принцип действия рычажных весов
При нулевой высоте треугольника h=0 (как это иногда рисуют в некоторых статьях) коромысло из треугольника превращается в прямую линию. При повороте прямого коромысла длина плеч изменяется одинаково, соотношение l1/l2 не изменяется и равновесие не устанавливается. Такое устройство соответствует состоянию безразличного равновесия. При взвешивании на эквилибре положения устойчивого равновесия нет и равновесие определяют по безразличному положению коромысла при ручном отклонении влево и вправо.
Если точка опоры находится ниже точек подвеса, то такое устройство работает как компаратор или триггер, т.е. определяет только какая из двух масс больше, а какая меньше (качество). Такое устройство соответствует состоянию неустойчивого равновесия.
Условия равновесия совсем другие,чем равноплечных весах. Одногиревые разноплечные весы, уменьшают число гирь (разновесов) и вероятность их потери, то есть, имеют повышенную надёжность, но имеют сильно уменьшенный диапазон взвешиваемых грузов. Шкала весов нелинейна, сжата на краях диапазона весов и растянута в средней части диапазона весов.
Классификация весов
Согласно ГОСТ 29329-92 весы можно подразделить на следующие группы:
По области применения (эксплуатационному назначению):
По точности взвешивания:
По способу установки на месте эксплуатации: встроенные врезные напольные настольные передвижные подвесные стационарные
По виду уравновешивающего устройства:
По виду грузоприемного устройства:
По способу достижения положения равновесия:
В зависимости от вида отсчетного устройства: с аналоговым отсчетным устройством с дискретным отсчетным устройством
ГОСТ 24104-01, который описывает общие технические требования, предъявляемые к лабораторным весам, классифицирует их следующим образом:
По классу точности
Основные параметры весов
Наибольший предел взвешивания (НПВ) — верхняя граница предела взвешивания, определяющая наибольшую массу, измеряемую при одноразовом взвешивании.
Наименьший предел взвешивания (НМПВ) — нижняя граница предела взвешивания, определяется минимальным грузом, при одноразовом взвешивании которого относительная погрешность взвешивания не должна превышать допустимого значения.
Цена деления d — разность значений массы, соответствующих двум соседним отметкам шкалы весов с аналоговым отсчетным устройством, или значение массы, соответствующее дискретности отсчета цифровых весов.
Цена поверочного деления e — условная величина, выраженная в единицах массы, используемая при классификации весов и нормировании требований к ним.
Число поверочных делений n — значение НПВ/e.
Предельно допустимая погрешность измерений определяется ценой поверочного деления e. Обычно производитель весов гарантирует следующее соотношение: d = e. Чем ниже погрешность, тем выше точность измерений.
Погрешность весов в диапазоне измерений по абсолютному значению не должна превышать пределов допускаемой погрешности, приведенных в таблице (ГОСТ 24104-2001):
Интервалы взвешивания для весов класса точности | Пределы допускаемой погрешности | |||
---|---|---|---|---|
специального | высокого | среднего | при первичной поверке | в эксплуатации |
До 50000 e включ. | До 5000 e включ. | До 500 e включ. | ± 0,5e | ± 1,0e |
Св. 50000 e до 200000 e включ. | Св. 5000 e до 20000 e включ. | Св. 500 e до 2000 e включ. | ± 1,0e | ± 2,0e |
Св. 200000 e | Св. 20000 e | Св. 2000 e | ± 1,5e | ± 3,0e |
Устройство выборки массы тары — устройство, позволяющее привести показания весов к нулю, когда тара помещается на грузоприемное устройство, с уменьшением НПВ на массу тары.
Устройство компенсации массы тары — устройство, позволяющее привести показания весов к нулю, когда тара помещается на грузоприемное устройство, без уменьшения НПВ.
Возможные источники погрешности электронных весов
При использовании высокоточных весов, таких, как весы аналитические или лабораторные, существует вероятность погрешности измерений. Источником таких погрешностей могут стать следующие факторы:
Разновес
Наборы гирь для определённых весов называются разновесом. В зависимости от максимальной и минимальной массы, взвешиваемой на весах, разновес может состоять из большего или меньшего числа элементов.
Современная, наиболее распространённая система численного ряда для разновесов была предложена Д. И. Менделеевым. Она обеспечивает минимальное число операций наложения/снятия гирь на чашки весов при подборе навески. Ранее применялся фунтовый разновес. В него входил набор гирь в 1, 2, 3, 6, 12, 24 и 48 золотников. В таком разновесе ни одна гиря не повторялась, а сумма всех их как раз и составляла один фунт. Фунт подразделялся на 96 золотников, а золотник на 96 долей.
Наборы гирь (разновесы) выпускают разных классов точности. Они подлежат обязательной сертификации и первичной и периодической поверке органами метрологического контроля. Для образцовых и аналитических гирей особое значение имеет материал, применяемый для их изготовления. Для того чтобы гири не изменяли своей массы, необходимо, чтобы материалы для них были
Рычажные весы
Помимо самостоятельного использования весы могут быть основным элементом автоматизированной системы учёта и контроля материальных потоков. Это обеспечивает оперативное управление производством и позволяет увеличить объёмы производства, повысить качество и рентабельность продукции, снижая при этом затраты и издержки.
Содержание
История
Весы хорошо видны на папирусе XIX династии (около 1250 года до н. э.). Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис, на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает перо правосудия богини Маат.
Принцип действия
Рычажные весы
Рычажные весы — это весы, в которых передаточным устройством является рычаг или система рычагов.
Равноплечные весы
В равноплечных рычажных весах точки подвеса грузов (m1 и m2) и точка опоры образуют равнобедренный треугольник (коромысло) с высотой h и вершиной в точке опоры. При повороте равнобедренного треугольника (коромысла) на угол α одно плечо увеличивается, а другое уменьшается. Поворот коромысла останавливается при равенстве крутящих моментов: m1*l1=m2*l2, m1/m2=l2/l1, где l1и l2 — плечи крутящих моментов. Угол поворота коромысла можно отградуировать в единицах массы (количество). Чем меньше высота треугольника — h, тем меньше изменение плеч при повороте и больше чувствительность весов. Такое устройство соответствует состоянию устойчивого равновесия.
Эквилибр
При нулевой высоте треугольника h=0 (как это иногда рисуют в некоторых статьях) коромысло из треугольника превращается в прямую линию. При повороте прямого коромысла длина плеч изменяется одинаково, соотношение l1/l2 не изменяется и равновесие не устанавливается. Такое устройство соответствует состоянию безразличного равновесия. При взвешивании на эквилибре положения устойчивого равновесия нет и равновесие определяют по безразличному положению коромысла при ручном отклонении влево и вправо.
Компаратор
Если точка опоры находится ниже точек подвеса, то такое устройство работает как компаратор или триггер, то есть определяет только какая из двух масс больше, а какая меньше (качество). Такое устройство соответствует состоянию неустойчивого равновесия.
Разноплечные весы
Условия равновесия совсем другие, чем равноплечных весах.
Одногиревые разноплечные весы, приведённые на рисунке справа, уменьшают число гирь (разновесов) и вероятность их потери, то есть имеют повышенную надёжность, но имеют сильно уменьшенный диапазон взвешиваемых грузов. Шкала весов нелинейна, сжата на краях диапазона весов и растянута в средней части диапазона весов.
Основные параметры весов
Наибольший предел взвешивания (НПВ) — верхняя граница предела взвешивания, определяющая наибольшую массу, измеряемую при одноразовом взвешивании.
Наименьший предел взвешивания (НмПВ) — нижняя граница предела взвешивания, определяется минимальным грузом, при одноразовом взвешивании которого относительная погрешность взвешивания не должна превышать допустимого значения.
Цена деления d — разность значений массы, соответствующих двум соседним отметкам шкалы весов с аналоговым отсчётным устройством, или значение массы, соответствующее дискретности отсчёта цифровых весов.
Цена поверочного деления e — условная величина, выраженная в единицах массы, используемая при классификации весов и нормировании требований к ним.
Число поверочных делений n — значение НПВ/e.
Предельно допустимая погрешность измерений определяется ценой поверочного деления e. Обычно производитель весов гарантирует следующее соотношение: d = e. Чем ниже погрешность, тем выше точность измерений.
Погрешность весов в диапазоне измерений по абсолютному значению не должна превышать пределов допускаемой погрешности, приведенных в таблице по ГОСТ 24104-2001 (Прекращено применение на территории РФ с 01.01.2010. Ныне действует ГОСТ Р 53228-2008):
Интервалы взвешивания для весов класса точности | Пределы допускаемой погрешности | |||
---|---|---|---|---|
специального | высокого | среднего | при первичной поверке | в эксплуатации |
До 50000 e включительно | До 5000 e включительно | До 500 e включительно | ± 0,5e | ± 1,0e |
Св. 50000 e до 200000 e включительно | Св. 5000 e до 20000 e включительно | Св. 500 e до 2000 e включительно | ± 1,0e | ± 2,0e |
Св. 200000 e | Св. 20000 e | Св. 2000 e | ± 1,5e | ± 3,0e |
Пылевлагозащита IP (International Protection, «Ingress») — степени защиты, обеспечиваемые оболочками (IEC 60529, DIN 40050, ГОСТ 14254-96). Обычно обозначается как «IP» и две цифры, первая — степень защиты людей от доступа к опасным частям электрооборудования и самого изделия от попадания внутрь посторонних твёрдых предметов (от 0 до 6), а вторая — степень его защиты от вредных воздействий в результате проникновения воды (от 0 до 8). «Защиту от пыли» имеют изделия с IP5X и выше. «Защиту от брызг» — изделия с IPX3 и выше, герметизацию — IPX7 и IPX8. Максимальная степень защиты электрооборудования по ГОСТ — IP68 (пыленепроницаемое и герметичное при длительном нахождении под слоем воды 15 см от верхней точки). Комбинация IP69K (есть только в DIN) — означает пыленепроницаемость и влагозащищённость при чистке струёй высокого давления или паром (но, вообще говоря, не гарантирует герметичность при нахождении в воде).
Устройство выборки массы тары — устройство, позволяющее привести показания весов к нулю, когда тара помещается на грузоприёмное устройство, с уменьшением НПВ на массу тары.
Устройство компенсации массы тары — устройство, позволяющее привести показания весов к нулю, когда тара помещается на грузоприёмное устройство, без уменьшения НПВ.
Что такое рычажные весы
ВЕСЫ, прибор для определения веса тел. В зависимости от принципа, положенного в основу конструкции, различаются следующие типы весов: рычажные, гидростатические и пружинные. Наибольшее применение в промышленности, торговле и научной работе имеют рычажные весы.
В 1928 г. Комитет по стандартизации при СТО утвердил стандартную номенклатуру, условные обозначения и наибольшие нагрузки (грузоподъемность) для рычажных весов, подлежащих обязательной поверке и клеймению (табл. 1).
I. Общая теория рычажных весов
T. о., помимо веса рычага и расстояния его центра тяжести от точки опоры, чувствительность зависит также от нагрузки и от величины угла ϕ; когда R незначительно по сравнению с (Р + Q), можно практически принять, что чувствительность обратно пропорциональна нагрузке. С помощью аналогичных соображений можно получить выражение и для того случая, когда точки А и В выше точки опоры:
Условие равновесия для безмена 1-го рода (фиг. 4) при нахождении передвижной гири Р на последнем делении k шкалы выражается равенством моментов левой и правой части:
Вычитая последнее уравнение из предыдущего, получаем:
откуда вес передвижной гири
Из формулы ясно, что величина взвешиваемого груза прямо пропорциональна (L—d), т. е. длине шкалы, чем и определяется способ нанесения делений, а именно: нанеся два крайних деления, подразделяют расстояние между ними на равные части, которые и соответствуют равномерному изменению значения передвижной гири.
В практике производства и ремонта безменов встречается необходимость исправления веса передвижной гири. Если мы обозначим через р груз, который надо прибавить к гире при нахождении ее на конечном делении для восстановления равновесия, а через х недостаток веса передвижной гири при нуле, то получаем следующие уравнения моментов. При нахождении гири на конечном делении шкалы:
а при нахождении передвижной гири на начальном делении:
Вычитая второе уравнение из первого и подставляя значение Р, ранее полученное, находим:
Если к грузу Q прибавить груз q, то при отклонении рычага на угол α имеем равенство моментов:
Заменяя PL через равную ему величину Ql, найдем
подставив вместо tg α равную величину d/l, получим:
При постоянном множителе Re/l 2 может происходить лишь изменение величины отрезка d, которое пропорционально нагрузке. Последнее свойство и позволяет нанести шкалу в виде циферблата.
II. Системы и конструкции рычажных весов
Эти весы применяются в торговле и промышленности для взвешивания обыкновенных товаров и материалов. Допускаемая погрешность при поверке составляет при наибольшей нагрузке ±0,1% взвешиваемого груза. Стандартные размеры весов и их частей указаны в табл. 2.
2) Коромысловые весы точные («А») применяются в аптеках, в торговле золотом, серебром и другими ценными материалами и изделиями, когда требуется более точное взвешивание. Они также изготовляются в форме равноплечих весов с нижними чашками и отличаются от типа «О» более тщательной и точной пригонкой и соответственно уменьшенным допуском (табл. 3).
Наиболее распространенный тип весов изображен на фиг. 8, хотя для точных весов может применяться и конструкция «О».
Аналитические весы («Ан»), применяемые для всякого рода лабораторных работ, требующих высокой точности при определении веса, также изготовляются с равноплечими коромыслами, поскольку последние, как это явствует из изложенной общей теории весов, дают наибольшую чувствительность и точность. По существу, они являются лишь более усовершенствованным типом коромысловых точных весов. Допуски и чувствительность для аналитических весов законом не устанавливаются, а диктуются требованиями аналитической работы и практическими пределами точности, которой в состоянии достигнуть производитель весов. Практически чувствительность этих весов колеблется в различных конструкциях и наибольших нагрузках от 0,1 до 0,005 мг; точность же взвешивания составляет половину указанных величин. Наибольшими нагрузками для них являются 500, 200 и 100 г, реже 1 кг, 50 и 20 г. Аналитические весы обязательно снабжаются изолирующим приспособлением, с помощью которого средняя опорная подушка разъединяется со средней призмой, а крайние призмы освобождаются от нагрузки чашек, садящихся на специальные опоры. Коромысло снабжается специальной шкалой, служащей для отсчетов при пользовании малыми проволочными гирьками, так называемыми рейтерами. Наложение рейтеров производится с помощью специального вращающегося стержня, находящегося над коромыслом. На фиг. 9 изображена схема аналитических весов на 200 г, изготовляемых Трестом точной механики в Москве. Для точных отсчетов по шкале весы снабжаются лупой с зеркальным приспособлением.
Такого рода весы устанавливаются в особом помещении на специальном фундаменте, превосходящем глубину фундаментов всех соседних зданий, во избежание колебаний от уличного движения. Наблюдение за взвешиванием и наложение гирь производятся из смежного помещения, с помощью оптических приборов и специальных рычагов.
3) Безмены («Б») допускаются в СССР лишь 1-го рода. На фиг. 11 изображен безмен, конструкция которого не требует пояснений; для более грубых взвешиваний он может изготовляться и без дополнительной шкалы аb.
Равновесие указывается стрелками m и l. Для помещения груза может применяться, помимо крюка, чашка или площадка. Благодаря своей портативности, небольшому весу (2—5 кг) и невысокой цене безмены играют большую роль в крестьянском хозяйстве.
4) Столовые весы («С»), равноплечие весы с верхними чашками, особенно распространенные в торговле, весьма пригодны для скорого взвешивания, так как их чашки, не заграждаемые цепями или шнурами, дают больший простор для манипуляций. Установленный допуск также = ±0,1% при максимальной нагрузке. Наиболее употребительна система Беранже, изображенная на фиг. 12.
На коромысле КК мы имеем:
Следовательно, y = q2, если плечи имеют отношение DE:ВН = СА:СВ. Практически это достигается делением пополам плеча АС в точке В и плеча DE в точке Н. При таких условиях сила q2 передается на призму А без изменения, так что на нее действует сумма сил q1 + q2, т. е. вся нагрузка Q, независимо от местонахождения груза в той или иной точке чашки. Станина ТТ обычно отливается из чугуна. Призмы и подушки, а равно места взаимного соприкосновения сережек, хомутиков и т. п. делаются из стали. Стандартные размеры весов «С» приведены в табл. 4.
Стремление ускорить развеску товаров и облегчить подсчет гирь привело к конструкции весов, в которых наложение гирь вручную заменено включением подвесных гирь с помощью рычагов (фиг. 13): гири Р подвешены на стержнях к коромыслу весов, движением зубчатой рейки В с захватом В1; приводимой в действие рычагом А коромысло К разгружается и нагружается гирями.
Указанный принцип применен германской фирмой Динзе в весах, изображенных на фиг. 14 (вид спереди) и 15 (вид без кожуха). С обратной стороны весы имеют также оконце со счетчиком, который показывает покупателю вес.
Еще большую скорость взвешивания дают весы с циферблатом, хотя чувствительность их ниже, чем в весах Беранже. Но практика Европы показывает, что этот недостаток с избытком восполняется быстротой взвешивания и уменьшением субъективных ошибок при подсчете гирь.
Весы, изображенные на фиг. 16, представляют собой комбинацию циферблатного механизма и системы рычагов типа столовых весов Беранже.
следовательно, величина безопасной нагрузки на одно плечо
5) Товарные весы («Тв») представляют собой неравноплечие весы, состоящие из системы сочлененных между собой неравноплечих рычагов, чем и достигается уменьшение веса требуемых гирь. Окончательное отношение весов получается путем перемножения отношений сочлененных рычагов:
т. е. вес гири Р, уравновешивающей груз, равняется P/n. Допуск при наибольшей нагрузке ±0,1%.
На практике наиболее употребительны следующие системы товарных весов.
а) Десятичные весы (системы Квинтенца) изображены в схематичном виде на фиг. 18.
Подставив в последнее равенство значение х из предыдущего, получим:
Если ED:EF = СВ:СН, то y = Q2, и в этом случае точка В находится под действием сил:
т. е. всего взвешиваемого груза. Для уравновешивания последнего к точке А д. б. приложен, согласно условию, груз Р = Q/10. Отношение плеч подплатформенного рычага Е2В2:E2F м. б. произвольно, при условии, чтобы таково же было и отношение плеч коромысла СВ:СН. Практика установила как наиболее рациональное отношение 1:6. Весьма часто десятичные весы снабжаются особым изолирующим аппаратом, благодаря которому платформа во время процесса навалки груза опирается не на призмы, а на раму весов.
а т. к. выше было принято L/l = 6, то
полагая, что на каждую точку опоры действует груз, равный половине наибольшей нагрузки. Стандартные размеры десятичных весов приведены в табл. 5.
б) Товарные весы системы Фербенкс (фиг. 19 и 20). Платформа S лежит своими углами на четырех призмах Е, Е1, Н и Н1, залитых в двух чугунных подплатформенных рычагах 2-го рода: длинного и короткого.
Длинный треугольный рычаг соединен с коромыслом АВ железной тягой МВ, и т. о. вся нагрузка платформы передается лишь в одну точку коромысла.
Отсюда получаем формулу для расчета безопасной нагрузки на рычаг:
в) Товарные весы системы Фалько (фиг. 22). Основной принцип тот же, что и у других неравноплечих весов с четырьмя грузоприемными призмами.
Главное их отличие от весов Фербенкс заключается в том, что здесь опорные призмы не подвешены на качающихся серьгах, а лежат на неподвижных опорах. Рычаги в весах системы Фалько делают железные, кованые.
При сравнении всех трех типов весов: Квинтенца, Фербенкс и Фалько, прежде всего необходимо иметь в виду, что сотенные весы более рациональны, чем десятичные, в виду наличия у них четырех точек опоры, что создает большую устойчивость и более правильное взвешивание при всевозможных положениях груза на платформе; кроме того, взвешивание на сотенных весах производится быстрее и легче вследствие меньшего действительного веса гирь. Из числа же сотенных весов преимущество следует отдать весам Фербенкс по следующим соображениям: 1) подвесные опоры для рычагов противодействуют смещению рычагов и перекосу призм при толчках во время нагрузки; 2) чугунные рычаги весы Фербенкс не подвергаются прогибу, как это наблюдается в системах железных рычагов, в которых этот прогиб, часто незаметный для потребителя, бывает причиной неправильности весов; 3) срок службы весов Фербенкс, примерно, вдвое больше, чем весов Фалько; 4) прочность конструкции позволяет обходиться без специальных аретировочных приспособлений.
Весы Фербенкс и Фалько иногда снабжаются передвижной гирей на полную грузоподъемность, что устраняет надобность в накладных гирях. Вес передвижной гири как в этом случае, так и в том, когда она служит лишь для мелкого разновеса, определяется из отношения плеч рычагов и коромысла по правилам, приведенным выше для римского безмена. Для включения гирь может быть применен и вышеописанный рычажный механизм.
6) Возовые весы («Вз»), для взвешивания груженых возов, изготовляются в виде неравноплечих весов с подплатформенными рычагами, причем механизм помещается на специальном фундаменте. При устройстве весов с накладными гирями обычно применяется отношение рычагов в 1/500 или 1/1000. Допуск тот же, что и в товарных весах. Такие же весы применяются и для непосредственного взвешивания грузов, когда по размерам последних требуется особенно большая платформа (т. н. врезные весы). Для взвешивания груженых автомобилей у нас применяются такие же весы, хотя с развитием автомобильного транспорта рациональнее будет, как это делается за границей, строить специальные весы в виду неравномерности нагрузки на оси в автомобиле. На врезных весах м. б. укладываемы рельсы для вагонеток. Для взвешивания груженых вагонов на ж.-д. путях строятся специальные вагонные весы.
7) Крановые весы («Кр».). В тех случаях, когда приходится взвешивать лишь один предмет, перемещение которого, в силу его формы или тяжести, представляет затруднение, применяются так называемые крановые весы, представляющие собой систему неравноплечих рычагов. Такие весы подвешиваются к крану и подводятся к взвешиваемому предмету, который и зацепляется крюком, соединенным с грузоприемной призмой весов. Незначительного подъема весов вместе со взвешиваемым предметом достаточно, чтобы посредством передвижной гири на коромысле крановых весов определить вес. Эти весы делаются с отношениями в 1/100, 1/200, 1/500 и 1/1000, смотря по грузоподъемности. Допуск при наибольшей нагрузке: ±0,1%.
Станину весов упирают одним концом в подошву рельса так, что грузоприемная призма принимает на себя давление бандажа при входе паровозного колеса. Давление передается на коромысло и уравновешивается передвижной гирей. Для определения нагрузки всех колес устанавливают одновременно соответственное число таких приборов. Способ установки этих весов сильно влияет на результат взвешивания, и потому более рациональными являются стационарные весовые помосты, которые устанавливаются в одной общей фундаментной яме под полотном дороги и несут на себе рельсы. Здесь также под каждым колесом устанавливается отдельный помост, при чем указательные коромысла всех помостов располагаются с одной стороны пути.
Весы аналогичной конструкции применяются для взвешивания свеклы, угля, а также некоторых видов масла.
III. Части весов
Применяемые на практике размеры подушек для нормальных типов весов: b = 8—40 мм, h = 4—12 мм.
W = 0,1236·b 3 ; применяется он по преимуществу, когда призма пропущена насквозь через тело рычага.
3) Квадратный профиль (фиг. 28): b = 6, 8, 10, 12, 14, 17, 21, 25, 30, 35, 45, 50 мм; W = 0,1179·b 3 ; применяется по преимуществу в литых чугунных рычагах, так как удобен для вкладывания в форму при отливке. 4) Пятиугольный профиль (фиг. 29):
W = 0,04561·b 3 ; применяется для больших весов.
IV. Эксплуатация весов
В период с 1918 по 1926/27 годы в СССР изготовлено весов на сумму около 35 млн. р.