Что такое рыночное равновесие

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.1.3. Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения

Анализируя отдельно спрос и предложение, мы установили закономерности адаптации их величины к разным уровням цен. Но на рынке в каждый момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Чем определяются его размеры? Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный анализ спроса и предложения.

Равновесная цена

В нашем гипотетическом примере объемы спроса и предложения при одном и том же уровне цен, как правило, резко отличаются. Скажем, низкая цена в 10 руб. порождает огромный спрос (250 кг) и крошечное предложение (50 кг). Высокая цена в 40 руб., наоборот, ограничивает спрос (он составит 100 кг) и стимулирует предложение (200 кг). Из данных табл. 4.1 и 4.2 также видно, что существует только одна цена (30 руб. за 1 кг колбасы), при ней количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товара, который готовы продать продавцы. К такому же выводу можно прийти, используя графики спроса и предложения или решая систему уравнений. Однако графическая интерпретация наиболее удобна для теоретических целей, так как она позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике ( рис. 4.6). Совпадение интересов покупателей и продавцов на нашем графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения, по традиции обозначаемая буквой О. Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену Р0 и количество Q0 называют равновесной ценой и равновесным количеством.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Итак, равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. В свою очередь последняя есть цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

где Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие— цена предложения;
Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие— цена спроса.

При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и/или услуг:

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

где Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие— объем предложения;
Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие— объем спроса.
Функции равновесной цены

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике.

Излишки потребителя и производителя

Обратимся еще раз к графикам спроса и предложения, уделив на сей раз повышенное внимание участкам кривых спроса и предложения, предшествующим точке равновесия ( рис. 4.7). Легко заметить, что равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Количество продукции Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесиепотребители готовы были бы купить по цене Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесиеP_0″ style=»display: inline; «>, а производители продать по цене Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т.е. покупатели QA-го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

Другими словами, рис. 4.7 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесиедо Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесиедо Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.

Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки О) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки О).

Проблема устойчивости равновесия

Очевидно, что продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной? Ведь мы выяснили, что обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену.

Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия. Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.

Равновесие по Вальрасу

Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесиеи выросла до уровня Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие. Рис 4.8 наглядно демонстрирует, что объем предложения (Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие) в этом случае превышает объем спроса (Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать свой товар.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Наиболее действенным способом выхода из нее для продавцов будет снижение цены, что увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.

Противоположная ситуация, т.е. снижение цены ниже равновесной Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесиедо Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие, характеризуется превышением объема спроса (Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие) над предложением (Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие), или дефицитом товара. Понятно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по цене более высокой. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение совпадут.

Иначе говоря, оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия.

Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834-1910).

Источник

Раздел 1. Исходные основы микроэкономики

Цель: раскрыть основы теории спроса и предложения.

Оглавление

1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ

Данная тема является в микроэкономике исходной. Она знакомит с такими важнейшими понятиями в рыночной экономике, как спрос и предложение, раскрывает факторы, влияющие на них.

Каждая фирма работает на потребителя. Исходя из этого, микроэкономика начинает исследование с теории спроса. А спрос зависит от цены.

Эту зависимость можно выразить тремя способами:

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Рис. 1. Кривая спроса

В ее основе лежит закон спроса : понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях.

При изменении цены товара с р1 до р2 происходит передвижение по кривой спроса из точки а в точку b.

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Обратим внимание, что при этом максимальная цена спроса – это цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю.

Однако объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов.

Объем (quantity) спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Она имеет следующий вид:

где Qda – объем спроса на товар а в единицу времени;

pa – цена товара а;

T (tastes) – вкусы и предпочтения;

N – число покупателей данного товара.

Рассмотрим эти факторы.

Из проведенного анализа становится очевидной значимость подобных исследований для фирм-производителей.

Итак, итогом действия данного закона является смещение кривой спроса на данный товар.

Однако здесь следует обратить внимание на то, что существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом – так называемый парадокс Гиффена: при росте доходов их покупают относительно меньше. В качестве примера можно привести спрос на картофель. Такие товары называют малоценными.

Итак, изменение цен на данны й товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.

Следует иметь в виду, что в рыночной экономике существуют явления, как бы деформирующие действие закона спроса. К ним относятся следующие:

Во всех этих случаях не обязательно увеличивается объем спроса, происходит сдвиг кривой спроса.

Теперь рассмотрим данную ситуацию с другой стороны – со стороны продавца. Он олицетворяет предложение товаров.

1.2. Предложение и факторы, на него влияющие.
Закон предложения

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Цена, начиная с которой объем предложения становится ненулевым, называется минимальной ценой предложения.

Объем предложения – количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или их группа в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения. Она имеет следующий вид:

где Qsa – объем предложения товара а;

R – наличие производственных ресурсов;

K – характер применяемой технологии;

C – налоги и дотации;

X – природные условия;

N – число продавцов данного товара.

Самостоятельно проанализируйте и покажите на графике (рис. 2), к чему приводит изменение цен и что происходит при изменении других факторов.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Рис. 2. Кривая предложения

1.3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики

В ходе развития рыночной экономики осуществляется процесс взаимного приспособления желаний продавцов и покупателей, согласования их интересов. Конкурирующие силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения, т. е. к установлению рыночного равновесия.

Для исследования этого взаимодействия необходимо на одном графике совместить линию спроса и линию предложения.

Цена pe, при которой Qd=Qs называется равновесной ценой. Количество товара Qe, реализованное на рынке по равновесной цене – равновесное количество товара.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован: ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. При любой другой цене рынок не сбалансирован.

Так, если р1 выше ре, образуется зона избытка предложения ABe. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену, т. е. избыток предложения через конкуренцию продавцов оказывает понижающее давление на цену. Если же цена р2 ниже равновесной ре, образуется зона избытка спроса (дефицит) – СeF, что через конкуренцию покупателей оказывает повышающее давление на цену. В дальнейшем, анализируя возможности государственного регулирования рынка, мы вернемся к этому процессу.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Рис. 3. Рыночное равновесие

Стабильностью равновесия называется способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишки) производителей и потребителей можно показать на графике (рис. 4). (Здесь и в дальнейшем отождествляются понятия продавец и производитель – для простоты исходим из того, что сами производители являются и продавцами).

Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньший объем покупок, величину выгод покупателей характеризует площадь рерmaxE. Дело в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше ре. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную ре. Следовательно, разность между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и составляет выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны.

С другой стороны, рe обычно ниже минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы (прежде всего наиболее передовые). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар. Общий выигрыш производителей характеризует площадь рminреE. Он равен разнице между выручкой производителей и их затратами.

Сумма выигрышей (излишков) потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Рис. 4. Выигрыш (излишки) покупателей и производителей

В статических моделях явно фактор времени не учитывается. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статик.

Этот метод можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия в результате смещения линий спроса и предложения.

Проанализируйте последствия роста и уменьшения спроса и предложения на графиках.

Хотя в явном виде метод сравнительной статики не учитывает фактор времени, но косвенное его включение возможно. Для этого выделяют 3 периода: мгновенный, в котором все факторы производства постоянны; краткосрочный – в нем одна группа факторов постоянна, другая – переменна; долгосрочный – все факторы производства рассматриваются как переменные.

В мгновенном периоде продавец не может приспособить объем предложения к объему спроса. Это, однако, все же не означает, что все количество имеющегося товара должно быть обязательно продано независимо от уровня цен. Если товар скоропортящийся, его надо продать обязательно – линия предложения в таком случае перпендикулярна оси абсцисс – равновесная цена определяется исключительно спросом и совпадает с ценой спроса. Если товар может быть какое-то время сохранен, то линия предложения будет состоять из двух отрезков: первый имеет положительный наклон (здесь объем продаж будет зависеть от спроса), второй – перпендикулярен оси абсцисс.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а следовательно, объем производства может изменяться за счет переменных факторов (к примеру, числа отработанных человеко-часов). В таком случае линия предложения так же состоит из двух отрезков. Первый, имеющий нормальный (положительный) наклон, ограничен точкой, соответствующей производственной мощности. Второй – представлен вертикальным отрезком, указывающим на невозможность выйти за пределы производственной мощности.

В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственной мощности, но и изменять ее величину, следовательно, и масштабы производства. Попробуйте продемонстрировать это на графике.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.3. Рыночное равновесие и государство

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Формы государственного вмешательства в ценообразование

Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует. Нужно ли такое вмешательство рынку? И если да, то зачем и в каких пределах?

Рассмотрим оба направления государственного вмешательства подробнее.

4.3.1. Государственный контроль над ценами

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Такие фиксированные цены могут быть двух типов:

Последствия фиксации цен

Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия (см. рис. 4.6):

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие

Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.

Черный рынок

А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие, но тогда они ограничат объем производства уровнем Что такое рыночное равновесие. Смотреть фото Что такое рыночное равновесие. Смотреть картинку Что такое рыночное равновесие. Картинка про Что такое рыночное равновесие. Фото Что такое рыночное равновесие, соответствующим кривой предложения S.

Черный рынок в СССР

Только тот, кто не жил в России в дореформенные времена, не сталкивался с черным рынком. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов «с рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по «своим людям», которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам.

Количественные оценки распространенности черного рынка в СССР весьма ненадежны, однако, по мнению экспертов, в 1970-е годы через него проходило 20–30% всех потребительских товаров.

Способы противодействия дефициту

Государство может ликвидировать дефицит и в условиях фиксированных цен двумя путями.

Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.

Для ликвидации дефицита государство использовало товарные интервенции. Так, на закупку импортной продукции тратились значительные финансовые средства, оплачивавшиеся за счет экспорта нефти и газа.

Устанавливались приоритеты и льготы, когда товар доставался вне очереди определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны или многодетным матерям. В конце 1980 – начале 1990-х годов получило широкое распространение использование талонов на отдельные виды товаров, например, сахар, масло, водку, мясо, моющие средства и др.

Фиксация цен как экстренная мера

Может сложиться неверное впечатление, что любое вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования абсолютно недопустимо. В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда оно используется как экстренная мера.

При существовании прямой угрозы жизни человека. Принципы гуманности не позволяют, например, отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. В большинстве развитых стран даже частнопрактикующие врачи (не говоря уже о государственных клиниках) в случае неоказания экстренной помощи подлежат уголовной ответственности.

По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с большими скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющая приобретать их со 100% или 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой.

Фиксация цен на совершенном рынке

Государственная фиксация цен в менее критической обстановке обычно бывает ориентирована на устранения перекосов в рыночном ценообразовании, возникших в результате несовершенства рынка, скажем, отсутствия на данном конкретном рынке конкуренции. Подробнее принципы государственного ценообразования в таких условиях рассмотрены в связи с проблемами монополизма (см. «Монополия» ), здесь же важно уяснить общий принцип.

Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок от точки равновесия, а приближают к ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *